Реферат по предмету "Философия"


Д. Беркли и Д. Юма

СОДЕРЖАНИЕ.


              Введение........................2
               Биография ДжорджаБеркли........3
               Философия ДжорджаБеркли........4
               Биография ДавидаЮма............12
              Философия Давида Юма............13
              Заключение......................22
              Литература......................23
.

                                — 2 -


                               ВВЕДЕНИЕ.

               Реферат посвящен   исследованию   философских
          концепций известных британских  мыслителей Давида
          Юма и Джорджа Беркли.Период ихтворчества был вре-
          менем необычайного подьема и  развития английской
          философии.  Ф.Бекон, Т.Гоббс,  Д.Локк, Д.Беркли и
          Д.Юм — эти имена известны всем.Ихтворчество опре-
          делило  основы  главных   философских    течений:
          идеализма и материализма.
              Почему же  мы обращаемся  к творчеству Юма и
          Беркли? Дело в том, что в недавнемпрошлом именно
          эти философы в нашей стране подвергались большой
          критике с позиций  материализма. Их  философские
          концепции излагались как реакционные.Но хотелось
          бы рассмотреть их непредвзято,  так как сформиро-
          вать свое  мировоззрение,  независимую жизненную
          позицию и ценностные идеалыневозможно,  опираясь
          на расхожие мения и стереотипы. Будем следовать
          принципу  о котором   говорил   Джордж  Беркли:
          «Единственное  преимущество на которое я претен-
          дую,- это то,  что я всегда мыслил  и судил  са-
          мостоятельно".
               Кроме того хотелось бы,  по мере возможности,
          сравнить взгляды двух философов,  чье миропонима-
          ние формировалось в одинаковыхусловиях,  в одина-
          ковой среде.


.

                           — 3 -


                 БИОГРАФИЯ ДЖОРДЖА БЕРКЛИ.

     Джордж Беркли родился 12 марта 1685 годана юге  Ирландии
в Килкрени.  Он был старшим из семи детей в семьемелкопомест-
ного дворянинаУильяма Беркли. В 1675 г. Джордж начал учебу в
Килкенни, ачерез  пять лет  продолжил ее в  колледже Троицы в
Дублине.
     В 1704 г. Беркли получил первуюученую  степень бакалавра
искусств, в 1707г.звание научного сотрудника и начал препода-
вание в колледже.В том же году были опубликованы анонимно его
первые научныепроизведения -  два трактата поматематике. Два
года спустяБеркли получил первый сан священнослужителя.
     В 1709 вышла в свет первая работаБеркли, предвещающая его
философскоеучение  - «Новая  теория зрения».Вследующем году
Беркли издает«Трактат  о  началах человеческого  знания», где
высказывает своифилософские взгляды, новую философскую концеп-
цию.
     В 1713 г.  Беркли  в качестве  капеллана лорда Петербо-
ро, чрезвычайногопосла при дворе сицилийского короля, отправля-
ется вИталию.Тогда же он пишет одно из своих важнейших произ-
ведений — «Три диалога между Гиласом и Филонусом».На следующий
год Беркливернулся на родину, а в 1716 г. снова едет в Италию,
на этот разв  качестве гувернера (откуда он вернулсяв Лондон
в 1721 г.).
     В сентябре 1728 года Беркли с  целью миссионерской  дея-
тельностиотправляется на Род-Айленд. Незадолго до своего оть-
ездасорокатрехлетний Беркли женился на Анне Форстер.Их семей-
ная жизнь быласчастливой.Как и в семье его отца, у Беркли было
семеро детей, ккоторым он относился с большой любовью.
     Недождавшись обещанных ассигнований на постройку коллед-
жа, Беркливозвращается осенью 1731 года в Лондон. Сразу после
приезда Берклипубликует свою работу — «Алсифрон», где отстаи-
вает христианскоевероучение и религиозную  мораль. За«Алсиф-
роном"  последовало  философско-математическое  произведение
«Аналитик».
     В мае 1734 г. Беркли был посвящен вдуховный сан епископа
Клойнского, послечего он вернулся в  Ирландию  и поселился  в


                           — 4 -
местечкеКлойн, где  провел  практически всю оставшуюся жизнь.
Последнимпроизведением Беркли был изданный в 1744 году «Сей-
рис", вкотором были причудливо переплетены терапия, философия и
мистика.
     В августе 1752 г. Джордж Беркли  покинул  свою епархию
и переехал вОксфорд, где 14 января 1753 г. он умер.



             ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ДЖОРДЖА БЕРКЛИ.

                     Исходные позиции.

     Философское учение Джорджа Берклинаправлено  на  опро-
вержениематериализма и обоснование религии.  Дляэтих целей
он  использовал номиналистические  принципы,  установленные
Уильямом Оккамом.
     «Все, чтосуществует, единично».  Это   номиналистическое
основоположениеслужит для Беркли отправным пунктом,  изко-
торогоспедует, что ничто соответствующее действительности не
может  быть неединичным  и абстрактные понятиясуть понятия
ложные. Но они,по Беркли, не только ложны, но и невозможны,
это  философские фантомы.  "… Я не могу образовывать отвле-
ченныепредставления вообще..." «Если ты можешь  образовать
мысленно  отчетливое абстрактное представление… то я усту-
паю… Можешь?  А если не можешь, то с твоей стороны  было бы
неразумнонастаивать дольше на существовании того, о чем ты
не имеешьпредставления". Беркли различает общие и абстракт-
ные  идеи.Первые-это такие, которые могут бытьвосприняты как
наглядныепредставления.  «Я отрицаюабсолютно,-пишет  он  в
«Трактате»,-существование  не общих идей, а лишь отвлеченных
общихидей...".  Беркли различает при этомдва вида отвлече-
ния.  При первом  из них представляютсяотдельные части или
свойствапредмета, которые в действительности могут существо-
вать  порознь.При втором  виде  отвлечения-такие  которые в
действительностинеотделимы друг от друга. Их то и отвергает
Беркли  как иллюзорные, как  пустые  слова, которым не соот-
ветствует  никакое восприятие.В  качестве  примеров  таких
абстрактных  понятий приводятся: протяжение, движение,  число,


                          — 5 -
пространство,  время, счастье,  добро.Нельзя, уверяет  Берк-
ли, образовать  отчетливое абстрактное представление о движе-
нии илипротяжении без  конкретных  чувственных качеств, как
скорое имедленное, большое и малое, круглое и четырехугольное
и т. п. Нельзяобразовать и абстрактную идею круга, четырехи-
ли  трехугольника,  «который не будет ниравносторонним,  ни
неравносторонним,ни равнобедренным" .
     В отличие от фикции  абстрактных понятий  общие  поня-
тия-это  единичные образы, отличающиеся тем, что они служат в
нашем сознаниикак бы представителями однородных вещей, при-
мерами  многих частных идей:"… известнаяидея,  будучи сама
по себе частною,становится общею, когда она представляет или
заменяет  все другие частные идеи того же рода".  Поскольку
за такимисловами, как «это», «вещь», или«число»,«бесконеч-
ность", нестоял наглядные образы, — это не более как пустые
слова,  выдаваемые за идеи.  «Если бы люди  не пользовались
словами вместоидей, они никогда не придумали бы абстрактных
идей".
     Но что значит:  общие  идеи представляют частные идеи
«того жерода»?  Для номинализма«род» не есть  нечто  общее
самим вещамвследствие наличия в них объективного тождества.
Однородность необнаруживается, а устанавливается сравниваю-
щимсознанием,  исходя из его координирующихустановок.  Для
Беркли общее неотражение реального единства, единообразия,
присущего самимвещам, а искусственное творение человеческо-
го ума.
     Отсюда отрицание  Беркли роли  абстрактного мышления в
познании мира.«Я не думаю также, — пишет он, — чтобы отвле-
ченные идеи былиболее нужны для расширения познания".
     «Нет такой вещи, — уверяет Беркли, — как десятитысячная
часть дюйма,  но есть десятитысячная частьмили...".  Почему
же?  Да потому, что «мы при точномисследовании найдем, быть
может,  что не  в  состоянии представить  себе самый дюйм,
состоящим изтысячи частей" .  «Нет такойвещи»,  так как мы
«не всостоянии представить»:  возможностьпредставления оп-
ределяетвозможность бытия.  Вся  теория абстракции  Беркли
направлена  к тому, чтобы доказать,  что реальнотолько то,
что воспринимаемоили представляемо,  но не то, чтомыслимо.
Понятие сводитсяим к представлению,  рациональное кэмпири-


                            — 6 -
ческому; общее котдельному.
   Вторым, из того  на  что опирался Беркли при построении
своей философскойконцепции, был локковский сенсуализм. Локк
разделил  качества на два рода,  один из которыхпризнается
первичным,присущим вещам самим по себе, а второй рассматри-
вается каквторичный, производный, неадекватный. К первичным
качествам,объективным и объективно отражаемым в восприятии,
относятся,  по Локку, протяжение, плотность, движение(трак-
туемое только какмеханическое), фигура и число. Все осталь-
ное чувственноемногообразие дает неадекватное воспроизведе-
ние в сознанииперечисленных  первичных  форм существования
материи.
     Беркли строит свою теорию идеалистическогосенсуализма,
беря за основулокковское понятие вторичных качеств. Беркли
отрицает разделениекачеств на первичные и вторичные,  сводя
первые ко вторым.При этом он абсолютизирует локковское про-
тивопоставлениевторичных качеств первичным.  Беркли  совер-
шенно  отрывает вторичные качества от их объективнойосновы,
дает им законченно-субъективистскуюинтерпретацию.  Затем он
стараетсядоказать, что субъективность, характеризующая вто-
ричные качества,в равной мере присуща и первичным, и, таким
образом,  все качества в равной мере вторичны,  т.е. субъек-
тивны.  Антимеханицизм непосредственноперерастает  здесь  в
антиматериализм.  Все качества у Беркли по сути дела уже не
вторичны,  поскольку первичные качества аннулируются, ихнет
больше какобъективной реальности.  Субъективныекачества не
выступают какотличные от объективных,  не  противопоставля-
ются им,  ввиду аннигиляции последних.  Сфера качеств стано-
вится однозначнойсферой субъективности.
     Исходя из Локка,  он порывает с локковским делением ка-
честв,  используя относительность восприятиялюбых  качеств.
Все  замыслы Беркли были устремлены к тому,  чтобы покончить
не смеханицизмом,  как таковым,  а с  механицизмом  как  с
единственной в товремя формой материализма. Что существует,
согласномеханицистам,  вне и независимо отсознания?  Мате-
рия, сведенная кпротяжению. Вот почему допущение протяжения
вне мышленияподвергается атаке Беркли.
     Т.о. сначала  истолковав вторичные качества как чистую
субъективность,  затем сведя первичные ко вторичным,  Беркли


                           — 7 -
превратил  ощущения из  основного средства связисубъекта с
объектом всубъективную данность, саму превращенную в объект
и  исключающую реальный объект,  кактаковой.  В результате
идеалистическойпереработки сенсуализма  ощущения  из того,
через  что осуществляется познание,  превратились в то,  что
познается.
     Беркли ,  абсолютизируя   сенсуализм,   признает  не-
посредственноечувственное восприятие единственно истинным и
достоверным, недопуская никакого иного критерия истины.
     Ощущение, отождествляемое им скачеством,  выступает  у
Беркли  под названием «идея»:  «Чувственные объекты,  будучи
вещами  непосредственно  воспринимаемыми,  иначе называются
идеями".  «Идея» в этом смысле являетсяцентральным понятием
всего его учения.  Благодаря такой  терминологии «качество»
сразу  приобретает у него субъективноесодержание.  Качество
для Беркли — «идея»,  элементчувственности,  а не  свойство
вещи.  Назвав качество «идеей», он сразустановится на идеа-
листическуюпочву.
     «Идея» первична.  «Вещь»  не  чтоиное,  как сочетание,
комплекс«идей». «Вещь», таким образом, вторична. Не качест-
ва предполагаютобладающую ими вещь,  а, наоборот,«вещь» не
более каксовокупность качеств, «идей».  Беркли  аннулирует
нераздельноедвуединство качеств и вещи.

                       Атака на материю.

     Идеалистически переработав   номинализм и  сенсуализм,
Беркли пришел квыводу о несуществовании материи. Для  него
нет  более отвлеченного,  более абстрактного (а потому менее
оправданного)понятия,  чем бытие как таковое,  чем понятие
носителя  качеств как чего-то отличного от самихкачеств как
субстанции.  «Общая идея сущего представляетсямне  наиболее
отвлеченною инепонятною из всех идей", — заявляет Беркли .
     Кэтому Беркли присоединяет еще и сенсуалистические ар-
гументы.  Если вещь  не более чем коллекция«идей»,  она не
предполагаетничего сверх чувственных качеств, никакого осо-
бого ихобладателя, субстрата. А раз ни одно из наших чувств
не знакомит нас снею,  нам ничего о ней неизвестно и немо-
жет бытьизвестно.


                           — 8 -
     Основой берклианского  отрицания  материи служит  его
номиналистически-сенсуалистическаяконцепция  познаваемости:
наше  познание не  дает  никаких оснований  для  признания
существованияматерии,  поскольку материя  как субстанция не
есть«идея»,  не есть  то, благодаря чему мы только и можем
утверждать о  существовании чего-либо.  Если же материя  не
может  быть  воспринята,  если  она есть  нечто  незримое,
неосязаемое  и  т.д.,  то   на каком  основании  мы можем
утверждать, чтоона существует?
     Беркли не проводит отрицания субстанциивообще, а огра-
ничиваетсяотрицанием материальной  субстанции.  Он заявля-
ет:«я  не устраняю  субстанции.  Меня не следует обвинять в
изъятиисубстанции из постигаемого разумом мира. Я отбрасы-
ваю толькофилософский смысл (который на самом деле является
бессмыслицей)слова «субстанция» как материального носителя
качественного многообразия,как основы единства мира.
     Придав при помощи термина «идея»субъективный смысл по-
нятию«качеств», Беркли заверяет, что «не может быть никако-
го субстрата этихкачеств,  кроме духа… Я отрицаюпоэтому,
что  существует какой-либо  немыслящий субстратчувственных
объектов,  и отрицаю в этом смысле существование  какой-либо
материальной  субстанции"  . "… Доказано, что не существует
телесной,  или материальной,  субстанции,  остается, стало
быть, признать,что причина идей есть бестелесная деятельная
субстанция, илидух". «Из сказанного очевидно, что нет иной
субстанции, кромедуха..." .
     В этом узловом пункте происходиттрансформация  субъек-
тивного идеализмав идеализм объективный путем отхода от но-
миналистических  и сенсуалистических  посылок,  отслуживших
свою  службу в критике материализма. Реабилитация духовной
субстанцииотстраняет не только феноменализм,  нои  сенсуа-
лизм.  С самого  начала  философия Беркли была задумана как
расчистка  субъективно-идеалистическими  средствами пути  к
объективномуидеализму, как феноменалистическое опровержение
материализма,  обусловливающее возможность построения объек-
тивноидеалистическойсистемы.
     Неравноправие обеих субстанцийоправдывается  у  Беркли
учением опричинности,  которое послужит мостом отфеномена-
лизма кспиритуализму.


                            — 9 -
     Материальная субстанция,  уверяет Беркли, не только не-
познаваема,  но и нереальна.  Сведя качества к ощущениям, он
тем самымподходит к выводу, что причиной идей не может быть
материя:  «Но каким образом материя можетдействовать на дух
или вызвать в немкакую-либо идею,  этого никакой философне
возьметсяобъяснить".  Причиной идей можетбыть только одно-
родное идеям духовноеначало. Стало быть, материя неприемле-
ма не только какоснование бытия вещей,  но и как  основание
возникновения иизменения этих пучков чувственных качеств.
     Но материя не может быть не толькопричиной  идей,  она
вообще  не может быть причиной чего бы то нибыло.  Ибо при-
чинностьпредполагает активность,  действенность.Материя же
по  самому существу своему мыслится какпассивное,  инертное
начало.  Беркли противопоставляет материю духу какпассивное
начало активному.
     "… Материя… пассивна и косна ипотому не может быть
деятелем илидействующею причиною". «И даже если бы ее су-
ществование былопризнано,  как может то,  что недеятельно,
бытьпричиною?..". Сказанное относится также ко всем атри-
бутам,приписываемым материи: «Вполне убедительно доказано,
чтовещественность,  величина,  фигура, движение и т.п. не
заключают в себеактивности или действующей силы, при помо-
щи  которой они были бы в состоянии произвестикакое-нибудь
действие вприроде".
     Единственный образец активности,  признаваемый Беркли,
это волеваяактивность.  «Раз есть действие, тодолжен быть
и  акт воли".«Нет понятиядействия,  отдельного от акта во-
ли".  И эту активность Беркли приписываетисключительно ду-
ху.  «Акт воли  я  не могу  себе  представить коренящимся
где-либо в иномместе, кроме духа".

                         О бытии.

     Как же решает Беркли вопрос «чтотакое бытие?». Перво-
начальное,  предварительное  его решение феноменалистично,
оно гласит:  «esse est percipi» («быть — это быть восприни-
маемым").Тем самым исчезает различение содержания восприя-
тия и объектавосприятия: это одно и то же.
     Но еsse est  percipi  чревато солипсизмом,  неумолимо


                         — 10 -
влечет к нему, а последовательныйсолипсизм вместе с матери-
ей ликвидирует ибога. Беркли это не устраивает. Беркли от-
клоняет поэтомулогические выводы феноменализма,  но неот-
вергает вместе стем его посылки, а только ограничивает их,
дополняя своюпервоначальную формулу бытия.
     Вопреки формуле для Беркли esse и percipi,быть и быть
воспринимаемым,  не тождественные понятия.  Быть - это  не
только бытьвоспринимаемым, но и нечто иное. Идеи, оказыва-
ется, неединственная форма познания и не единственный пер-
воэлемент  бытия. Помимо  идей,  чувственных восприятий мы
познаем также«понятия»  (notions).  Под этим  термином  у
Беркли  фигурирует постижение духом своей собственной дея-
тельности.
     Душа наша, согласно  Беркли,  познает себя  самое не
посредством«идей».  То, что мы знаем одухе, не есть идеи.
«Духи»совершенно отличны от «идей», между ними нет ничего
сходного илиобщего .  Идея совершенно пассивна,недеятель-
на,  и ее существование состоит в том,  что она воспринима-
ется.  Понятие же — форма познания активногосущества,  су-
ществованиекоторого состоит не в том,  что оновоспринима-
ется, а в том,что оно воспринимает идеи.
     Значит, бытие духов не бытие идей,  оно не заключается
в ихвоспринимаемости,  из esse не есть ихpercipi.  Данная
ранее  формула бытия расширяется:  «Existence is percipi or
percipere",существовать — это восприниматься или восприни-
мать, быть — значит быть воспринятым или воспринимающим.
     Солипсизма же, полагает Беркли, можноизбежать, не вы-
ходя за  рамки идеализма. Путь  к  этому — через введение
других Я.  «Когда я отрицал существованиечувственных вещей
вне ума, я  имел в виду не свой ум в частности,  а все умы".
Такимобразом,  Беркли расширяет свое понятиебытия за пре-
делывоспринимаемого, и практически переходит к обьективному
идеализму. Однакоследует заметить, что если бытие Я Беркли
основываетсяна  непосредственном постижении в«понятии», то
бытие других Я неболее как допущение по аналогии.
     Возникает вопрос:  а существуют ли вещи,  если они  не
воспринимаются нетолько мной, но и другими людьми, если они
не являютсяидеями ни для меня, ни для нас? Переходят ли они
в небытие?  Нет, отвечает Беркли. Даже если бы«идея» выпала


                           — 11 -
из «полязрения» всех субьектов,  то онапродолжала  бы  су-
ществовать в умебога — субьекта, который вечно существует и
«вкладывает»в сознание отдельных  субьектов  содержание их
ощущений. Значит,к бытию как percipi и как percipere добав-
ляется третьеопределение: posse percipi — возможность восп-
риятия. Такответив  на  поставленный вопрос, Беркли практи-
чески становитсяна позиции обьективного идеализма.

     Суммируя вышесказанное, можно сказать, чтоучение Берк-
ли о бытии естьидеалистический монизм,  полагающийединство
мира в егодуховности.


.

                          — 12 -
                   БИОГРАФИЯ ДАВИДА ЮМА.

     Давид Юм родился в 1711 г. в столицеШотландии Эдинбур-
ге, в семье  небогатого дворянина,  занимавшегося юридической
практикой.Некоторое время Юм посещал Эдинбургский универси-
тет, но из-заматериальных затруднений вынужден был оставить
учебу. Позже, в1734 году, он совершил образовательную поез-
дку во Францию натри года,  большую часть из которыхпровел
в Ля-Флеш.
     Во время пребывания  во  Франции Юм написал «Трактат о
человеческойприроде" в составе трех книг, который был опуб-
ликован в Лондонев 1737-1740 г.г. В произведении рассматри-
вались вопросытеории познания, психологии и морали.
     В 1741-1742  годах Юм  опубликовал книгу подназванием
«Моральные иполитические очерки (эссе)».Эта книга принесла
ему значительнуюпопулярность на родине.
     В середине 40-х годов Юм в качествесекретаря  генерала
Сен-Клераотправился в военную экспедицию против французской
Канады, азатем,  в составе военных миссий,  посетил Вену и
Турин. В  Италии он  переделал  первую книгу  «Трактата» в
«Исследованиео человеческом познании».
     В 1752 году Общество юристов избрало Юма своим библио-
текарем, и онвзялся за создание шеститомной «Истории  Анг-
лии"-книги,вызвавшей неоднозначное к себе отношение.
     В 1763-1766 годах Юм находился надипломатической служ-
бе во французскойстолице. После возвращения он два года за-
нимал постпомощника государственного секретаря.В 1769 году
он вышел вотставку и возвратился в Эдинбург,  гдестал сек-
ретаремФилософского общества и  занимался  просветительской
деятельностью.
     В начале 70-х годов Юм не раз возвращалсяк работе  над
своимпоследним  крупным произведением«Диалоги о естествен-
нойрелигии", но так и не закончил его.
     Юм скончался в августе 1776 года.


.

                          — 13 -
                ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ДАВИДА ЮМА.

                     Основные положения.

    Юм переделал  учения Беркли и Локка на агноситческий ма-
нер,  сглаживая острые углы и устраняя крайниеположения. Юм
стремился  создать философию  «здравогосмысла»,  философию
осторожную,«сдержанную», чуждую как материализму, так и на-


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 2006 год – год 150-летия официального введения в России титула «Поставщик двора Его Императорского Величества»
Реферат Мониторинговые исследования на участке аварийного разлива нефти в подтаежной зоне Западной Сибири
Реферат Облік запасів на підприємстві ТОВ УНІКУМ 2007
Реферат Соціально-економічні умови виникнення і розвитку політичної системи суспільства
Реферат What Is America Essay Research Paper John
Реферат Форми розвитку виробничих систем
Реферат Кронштадтский мятеж
Реферат "Петр 1" - исторический роман
Реферат Московская битва
Реферат Теоретичні основи фінансових ресурсів підприємства
Реферат Предприятие как объект экономики
Реферат Половое воспитание младших школьников
Реферат Особенности формирования и развития рыночных отношений в переходной экономике России
Реферат Технология хлебопекарного производства 2
Реферат Эволюционный час российской философии