СОДЕРЖАНИЕ.
Введение........................2
Биография ДжорджаБеркли........3
Философия ДжорджаБеркли........4
Биография ДавидаЮма............12
Философия Давида Юма............13
Заключение......................22
Литература......................23
.
— 2 -
ВВЕДЕНИЕ.
Реферат посвящен исследованию философских
концепций известных британских мыслителей Давида
Юма и Джорджа Беркли.Период ихтворчества был вре-
менем необычайного подьема и развития английской
философии. Ф.Бекон, Т.Гоббс, Д.Локк, Д.Беркли и
Д.Юм — эти имена известны всем.Ихтворчество опре-
делило основы главных философских течений:
идеализма и материализма.
Почему же мы обращаемся к творчеству Юма и
Беркли? Дело в том, что в недавнемпрошлом именно
эти философы в нашей стране подвергались большой
критике с позиций материализма. Их философские
концепции излагались как реакционные.Но хотелось
бы рассмотреть их непредвзято, так как сформиро-
вать свое мировоззрение, независимую жизненную
позицию и ценностные идеалыневозможно, опираясь
на расхожие мения и стереотипы. Будем следовать
принципу о котором говорил Джордж Беркли:
«Единственное преимущество на которое я претен-
дую,- это то, что я всегда мыслил и судил са-
мостоятельно".
Кроме того хотелось бы, по мере возможности,
сравнить взгляды двух философов, чье миропонима-
ние формировалось в одинаковыхусловиях, в одина-
ковой среде.
.
— 3 -
БИОГРАФИЯ ДЖОРДЖА БЕРКЛИ.
Джордж Беркли родился 12 марта 1685 годана юге Ирландии
в Килкрени. Он был старшим из семи детей в семьемелкопомест-
ного дворянинаУильяма Беркли. В 1675 г. Джордж начал учебу в
Килкенни, ачерез пять лет продолжил ее в колледже Троицы в
Дублине.
В 1704 г. Беркли получил первуюученую степень бакалавра
искусств, в 1707г.звание научного сотрудника и начал препода-
вание в колледже.В том же году были опубликованы анонимно его
первые научныепроизведения - два трактата поматематике. Два
года спустяБеркли получил первый сан священнослужителя.
В 1709 вышла в свет первая работаБеркли, предвещающая его
философскоеучение - «Новая теория зрения».Вследующем году
Беркли издает«Трактат о началах человеческого знания», где
высказывает своифилософские взгляды, новую философскую концеп-
цию.
В 1713 г. Беркли в качестве капеллана лорда Петербо-
ро, чрезвычайногопосла при дворе сицилийского короля, отправля-
ется вИталию.Тогда же он пишет одно из своих важнейших произ-
ведений — «Три диалога между Гиласом и Филонусом».На следующий
год Беркливернулся на родину, а в 1716 г. снова едет в Италию,
на этот разв качестве гувернера (откуда он вернулсяв Лондон
в 1721 г.).
В сентябре 1728 года Беркли с целью миссионерской дея-
тельностиотправляется на Род-Айленд. Незадолго до своего оть-
ездасорокатрехлетний Беркли женился на Анне Форстер.Их семей-
ная жизнь быласчастливой.Как и в семье его отца, у Беркли было
семеро детей, ккоторым он относился с большой любовью.
Недождавшись обещанных ассигнований на постройку коллед-
жа, Беркливозвращается осенью 1731 года в Лондон. Сразу после
приезда Берклипубликует свою работу — «Алсифрон», где отстаи-
вает христианскоевероучение и религиозную мораль. За«Алсиф-
роном" последовало философско-математическое произведение
«Аналитик».
В мае 1734 г. Беркли был посвящен вдуховный сан епископа
Клойнского, послечего он вернулся в Ирландию и поселился в
— 4 -
местечкеКлойн, где провел практически всю оставшуюся жизнь.
Последнимпроизведением Беркли был изданный в 1744 году «Сей-
рис", вкотором были причудливо переплетены терапия, философия и
мистика.
В августе 1752 г. Джордж Беркли покинул свою епархию
и переехал вОксфорд, где 14 января 1753 г. он умер.
ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ДЖОРДЖА БЕРКЛИ.
Исходные позиции.
Философское учение Джорджа Берклинаправлено на опро-
вержениематериализма и обоснование религии. Дляэтих целей
он использовал номиналистические принципы, установленные
Уильямом Оккамом.
«Все, чтосуществует, единично». Это номиналистическое
основоположениеслужит для Беркли отправным пунктом, изко-
торогоспедует, что ничто соответствующее действительности не
может быть неединичным и абстрактные понятиясуть понятия
ложные. Но они,по Беркли, не только ложны, но и невозможны,
это философские фантомы. "… Я не могу образовывать отвле-
ченныепредставления вообще..." «Если ты можешь образовать
мысленно отчетливое абстрактное представление… то я усту-
паю… Можешь? А если не можешь, то с твоей стороны было бы
неразумнонастаивать дольше на существовании того, о чем ты
не имеешьпредставления". Беркли различает общие и абстракт-
ные идеи.Первые-это такие, которые могут бытьвосприняты как
наглядныепредставления. «Я отрицаюабсолютно,-пишет он в
«Трактате»,-существование не общих идей, а лишь отвлеченных
общихидей...". Беркли различает при этомдва вида отвлече-
ния. При первом из них представляютсяотдельные части или
свойствапредмета, которые в действительности могут существо-
вать порознь.При втором виде отвлечения-такие которые в
действительностинеотделимы друг от друга. Их то и отвергает
Беркли как иллюзорные, как пустые слова, которым не соот-
ветствует никакое восприятие.В качестве примеров таких
абстрактных понятий приводятся: протяжение, движение, число,
— 5 -
пространство, время, счастье, добро.Нельзя, уверяет Берк-
ли, образовать отчетливое абстрактное представление о движе-
нии илипротяжении без конкретных чувственных качеств, как
скорое имедленное, большое и малое, круглое и четырехугольное
и т. п. Нельзяобразовать и абстрактную идею круга, четырехи-
ли трехугольника, «который не будет ниравносторонним, ни
неравносторонним,ни равнобедренным" .
В отличие от фикции абстрактных понятий общие поня-
тия-это единичные образы, отличающиеся тем, что они служат в
нашем сознаниикак бы представителями однородных вещей, при-
мерами многих частных идей:"… известнаяидея, будучи сама
по себе частною,становится общею, когда она представляет или
заменяет все другие частные идеи того же рода". Поскольку
за такимисловами, как «это», «вещь», или«число»,«бесконеч-
ность", нестоял наглядные образы, — это не более как пустые
слова, выдаваемые за идеи. «Если бы люди не пользовались
словами вместоидей, они никогда не придумали бы абстрактных
идей".
Но что значит: общие идеи представляют частные идеи
«того жерода»? Для номинализма«род» не есть нечто общее
самим вещамвследствие наличия в них объективного тождества.
Однородность необнаруживается, а устанавливается сравниваю-
щимсознанием, исходя из его координирующихустановок. Для
Беркли общее неотражение реального единства, единообразия,
присущего самимвещам, а искусственное творение человеческо-
го ума.
Отсюда отрицание Беркли роли абстрактного мышления в
познании мира.«Я не думаю также, — пишет он, — чтобы отвле-
ченные идеи былиболее нужны для расширения познания".
«Нет такой вещи, — уверяет Беркли, — как десятитысячная
часть дюйма, но есть десятитысячная частьмили...". Почему
же? Да потому, что «мы при точномисследовании найдем, быть
может, что не в состоянии представить себе самый дюйм,
состоящим изтысячи частей" . «Нет такойвещи», так как мы
«не всостоянии представить»: возможностьпредставления оп-
ределяетвозможность бытия. Вся теория абстракции Беркли
направлена к тому, чтобы доказать, что реальнотолько то,
что воспринимаемоили представляемо, но не то, чтомыслимо.
Понятие сводитсяим к представлению, рациональное кэмпири-
— 6 -
ческому; общее котдельному.
Вторым, из того на что опирался Беркли при построении
своей философскойконцепции, был локковский сенсуализм. Локк
разделил качества на два рода, один из которыхпризнается
первичным,присущим вещам самим по себе, а второй рассматри-
вается каквторичный, производный, неадекватный. К первичным
качествам,объективным и объективно отражаемым в восприятии,
относятся, по Локку, протяжение, плотность, движение(трак-
туемое только какмеханическое), фигура и число. Все осталь-
ное чувственноемногообразие дает неадекватное воспроизведе-
ние в сознанииперечисленных первичных форм существования
материи.
Беркли строит свою теорию идеалистическогосенсуализма,
беря за основулокковское понятие вторичных качеств. Беркли
отрицает разделениекачеств на первичные и вторичные, сводя
первые ко вторым.При этом он абсолютизирует локковское про-
тивопоставлениевторичных качеств первичным. Беркли совер-
шенно отрывает вторичные качества от их объективнойосновы,
дает им законченно-субъективистскуюинтерпретацию. Затем он
стараетсядоказать, что субъективность, характеризующая вто-
ричные качества,в равной мере присуща и первичным, и, таким
образом, все качества в равной мере вторичны, т.е. субъек-
тивны. Антимеханицизм непосредственноперерастает здесь в
антиматериализм. Все качества у Беркли по сути дела уже не
вторичны, поскольку первичные качества аннулируются, ихнет
больше какобъективной реальности. Субъективныекачества не
выступают какотличные от объективных, не противопоставля-
ются им, ввиду аннигиляции последних. Сфера качеств стано-
вится однозначнойсферой субъективности.
Исходя из Локка, он порывает с локковским делением ка-
честв, используя относительность восприятиялюбых качеств.
Все замыслы Беркли были устремлены к тому, чтобы покончить
не смеханицизмом, как таковым, а с механицизмом как с
единственной в товремя формой материализма. Что существует,
согласномеханицистам, вне и независимо отсознания? Мате-
рия, сведенная кпротяжению. Вот почему допущение протяжения
вне мышленияподвергается атаке Беркли.
Т.о. сначала истолковав вторичные качества как чистую
субъективность, затем сведя первичные ко вторичным, Беркли
— 7 -
превратил ощущения из основного средства связисубъекта с
объектом всубъективную данность, саму превращенную в объект
и исключающую реальный объект, кактаковой. В результате
идеалистическойпереработки сенсуализма ощущения из того,
через что осуществляется познание, превратились в то, что
познается.
Беркли , абсолютизируя сенсуализм, признает не-
посредственноечувственное восприятие единственно истинным и
достоверным, недопуская никакого иного критерия истины.
Ощущение, отождествляемое им скачеством, выступает у
Беркли под названием «идея»: «Чувственные объекты, будучи
вещами непосредственно воспринимаемыми, иначе называются
идеями". «Идея» в этом смысле являетсяцентральным понятием
всего его учения. Благодаря такой терминологии «качество»
сразу приобретает у него субъективноесодержание. Качество
для Беркли — «идея», элементчувственности, а не свойство
вещи. Назвав качество «идеей», он сразустановится на идеа-
листическуюпочву.
«Идея» первична. «Вещь» не чтоиное, как сочетание,
комплекс«идей». «Вещь», таким образом, вторична. Не качест-
ва предполагаютобладающую ими вещь, а, наоборот,«вещь» не
более каксовокупность качеств, «идей». Беркли аннулирует
нераздельноедвуединство качеств и вещи.
Атака на материю.
Идеалистически переработав номинализм и сенсуализм,
Беркли пришел квыводу о несуществовании материи. Для него
нет более отвлеченного, более абстрактного (а потому менее
оправданного)понятия, чем бытие как таковое, чем понятие
носителя качеств как чего-то отличного от самихкачеств как
субстанции. «Общая идея сущего представляетсямне наиболее
отвлеченною инепонятною из всех идей", — заявляет Беркли .
Кэтому Беркли присоединяет еще и сенсуалистические ар-
гументы. Если вещь не более чем коллекция«идей», она не
предполагаетничего сверх чувственных качеств, никакого осо-
бого ихобладателя, субстрата. А раз ни одно из наших чувств
не знакомит нас снею, нам ничего о ней неизвестно и немо-
жет бытьизвестно.
— 8 -
Основой берклианского отрицания материи служит его
номиналистически-сенсуалистическаяконцепция познаваемости:
наше познание не дает никаких оснований для признания
существованияматерии, поскольку материя как субстанция не
есть«идея», не есть то, благодаря чему мы только и можем
утверждать о существовании чего-либо. Если же материя не
может быть воспринята, если она есть нечто незримое,
неосязаемое и т.д., то на каком основании мы можем
утверждать, чтоона существует?
Беркли не проводит отрицания субстанциивообще, а огра-
ничиваетсяотрицанием материальной субстанции. Он заявля-
ет:«я не устраняю субстанции. Меня не следует обвинять в
изъятиисубстанции из постигаемого разумом мира. Я отбрасы-
ваю толькофилософский смысл (который на самом деле является
бессмыслицей)слова «субстанция» как материального носителя
качественного многообразия,как основы единства мира.
Придав при помощи термина «идея»субъективный смысл по-
нятию«качеств», Беркли заверяет, что «не может быть никако-
го субстрата этихкачеств, кроме духа… Я отрицаюпоэтому,
что существует какой-либо немыслящий субстратчувственных
объектов, и отрицаю в этом смысле существование какой-либо
материальной субстанции" . "… Доказано, что не существует
телесной, или материальной, субстанции, остается, стало
быть, признать,что причина идей есть бестелесная деятельная
субстанция, илидух". «Из сказанного очевидно, что нет иной
субстанции, кромедуха..." .
В этом узловом пункте происходиттрансформация субъек-
тивного идеализмав идеализм объективный путем отхода от но-
миналистических и сенсуалистических посылок, отслуживших
свою службу в критике материализма. Реабилитация духовной
субстанцииотстраняет не только феноменализм, нои сенсуа-
лизм. С самого начала философия Беркли была задумана как
расчистка субъективно-идеалистическими средствами пути к
объективномуидеализму, как феноменалистическое опровержение
материализма, обусловливающее возможность построения объек-
тивноидеалистическойсистемы.
Неравноправие обеих субстанцийоправдывается у Беркли
учением опричинности, которое послужит мостом отфеномена-
лизма кспиритуализму.
— 9 -
Материальная субстанция, уверяет Беркли, не только не-
познаваема, но и нереальна. Сведя качества к ощущениям, он
тем самымподходит к выводу, что причиной идей не может быть
материя: «Но каким образом материя можетдействовать на дух
или вызвать в немкакую-либо идею, этого никакой философне
возьметсяобъяснить". Причиной идей можетбыть только одно-
родное идеям духовноеначало. Стало быть, материя неприемле-
ма не только какоснование бытия вещей, но и как основание
возникновения иизменения этих пучков чувственных качеств.
Но материя не может быть не толькопричиной идей, она
вообще не может быть причиной чего бы то нибыло. Ибо при-
чинностьпредполагает активность, действенность.Материя же
по самому существу своему мыслится какпассивное, инертное
начало. Беркли противопоставляет материю духу какпассивное
начало активному.
"… Материя… пассивна и косна ипотому не может быть
деятелем илидействующею причиною". «И даже если бы ее су-
ществование былопризнано, как может то, что недеятельно,
бытьпричиною?..". Сказанное относится также ко всем атри-
бутам,приписываемым материи: «Вполне убедительно доказано,
чтовещественность, величина, фигура, движение и т.п. не
заключают в себеактивности или действующей силы, при помо-
щи которой они были бы в состоянии произвестикакое-нибудь
действие вприроде".
Единственный образец активности, признаваемый Беркли,
это волеваяактивность. «Раз есть действие, тодолжен быть
и акт воли".«Нет понятиядействия, отдельного от акта во-
ли". И эту активность Беркли приписываетисключительно ду-
ху. «Акт воли я не могу себе представить коренящимся
где-либо в иномместе, кроме духа".
О бытии.
Как же решает Беркли вопрос «чтотакое бытие?». Перво-
начальное, предварительное его решение феноменалистично,
оно гласит: «esse est percipi» («быть — это быть восприни-
маемым").Тем самым исчезает различение содержания восприя-
тия и объектавосприятия: это одно и то же.
Но еsse est percipi чревато солипсизмом, неумолимо
— 10 -
влечет к нему, а последовательныйсолипсизм вместе с матери-
ей ликвидирует ибога. Беркли это не устраивает. Беркли от-
клоняет поэтомулогические выводы феноменализма, но неот-
вергает вместе стем его посылки, а только ограничивает их,
дополняя своюпервоначальную формулу бытия.
Вопреки формуле для Беркли esse и percipi,быть и быть
воспринимаемым, не тождественные понятия. Быть - это не
только бытьвоспринимаемым, но и нечто иное. Идеи, оказыва-
ется, неединственная форма познания и не единственный пер-
воэлемент бытия. Помимо идей, чувственных восприятий мы
познаем также«понятия» (notions). Под этим термином у
Беркли фигурирует постижение духом своей собственной дея-
тельности.
Душа наша, согласно Беркли, познает себя самое не
посредством«идей». То, что мы знаем одухе, не есть идеи.
«Духи»совершенно отличны от «идей», между ними нет ничего
сходного илиобщего . Идея совершенно пассивна,недеятель-
на, и ее существование состоит в том, что она воспринима-
ется. Понятие же — форма познания активногосущества, су-
ществованиекоторого состоит не в том, что оновоспринима-
ется, а в том,что оно воспринимает идеи.
Значит, бытие духов не бытие идей, оно не заключается
в ихвоспринимаемости, из esse не есть ихpercipi. Данная
ранее формула бытия расширяется: «Existence is percipi or
percipere",существовать — это восприниматься или восприни-
мать, быть — значит быть воспринятым или воспринимающим.
Солипсизма же, полагает Беркли, можноизбежать, не вы-
ходя за рамки идеализма. Путь к этому — через введение
других Я. «Когда я отрицал существованиечувственных вещей
вне ума, я имел в виду не свой ум в частности, а все умы".
Такимобразом, Беркли расширяет свое понятиебытия за пре-
делывоспринимаемого, и практически переходит к обьективному
идеализму. Однакоследует заметить, что если бытие Я Беркли
основываетсяна непосредственном постижении в«понятии», то
бытие других Я неболее как допущение по аналогии.
Возникает вопрос: а существуют ли вещи, если они не
воспринимаются нетолько мной, но и другими людьми, если они
не являютсяидеями ни для меня, ни для нас? Переходят ли они
в небытие? Нет, отвечает Беркли. Даже если бы«идея» выпала
— 11 -
из «полязрения» всех субьектов, то онапродолжала бы су-
ществовать в умебога — субьекта, который вечно существует и
«вкладывает»в сознание отдельных субьектов содержание их
ощущений. Значит,к бытию как percipi и как percipere добав-
ляется третьеопределение: posse percipi — возможность восп-
риятия. Такответив на поставленный вопрос, Беркли практи-
чески становитсяна позиции обьективного идеализма.
Суммируя вышесказанное, можно сказать, чтоучение Берк-
ли о бытии естьидеалистический монизм, полагающийединство
мира в егодуховности.
.
— 12 -
БИОГРАФИЯ ДАВИДА ЮМА.
Давид Юм родился в 1711 г. в столицеШотландии Эдинбур-
ге, в семье небогатого дворянина, занимавшегося юридической
практикой.Некоторое время Юм посещал Эдинбургский универси-
тет, но из-заматериальных затруднений вынужден был оставить
учебу. Позже, в1734 году, он совершил образовательную поез-
дку во Францию натри года, большую часть из которыхпровел
в Ля-Флеш.
Во время пребывания во Франции Юм написал «Трактат о
человеческойприроде" в составе трех книг, который был опуб-
ликован в Лондонев 1737-1740 г.г. В произведении рассматри-
вались вопросытеории познания, психологии и морали.
В 1741-1742 годах Юм опубликовал книгу подназванием
«Моральные иполитические очерки (эссе)».Эта книга принесла
ему значительнуюпопулярность на родине.
В середине 40-х годов Юм в качествесекретаря генерала
Сен-Клераотправился в военную экспедицию против французской
Канады, азатем, в составе военных миссий, посетил Вену и
Турин. В Италии он переделал первую книгу «Трактата» в
«Исследованиео человеческом познании».
В 1752 году Общество юристов избрало Юма своим библио-
текарем, и онвзялся за создание шеститомной «Истории Анг-
лии"-книги,вызвавшей неоднозначное к себе отношение.
В 1763-1766 годах Юм находился надипломатической служ-
бе во французскойстолице. После возвращения он два года за-
нимал постпомощника государственного секретаря.В 1769 году
он вышел вотставку и возвратился в Эдинбург, гдестал сек-
ретаремФилософского общества и занимался просветительской
деятельностью.
В начале 70-х годов Юм не раз возвращалсяк работе над
своимпоследним крупным произведением«Диалоги о естествен-
нойрелигии", но так и не закончил его.
Юм скончался в августе 1776 года.
.
— 13 -
ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ДАВИДА ЮМА.
Основные положения.
Юм переделал учения Беркли и Локка на агноситческий ма-
нер, сглаживая острые углы и устраняя крайниеположения. Юм
стремился создать философию «здравогосмысла», философию
осторожную,«сдержанную», чуждую как материализму, так и на-