Реферат по предмету "Философия"


Георгий Конисский -- Философ

ПЛАН  РЕФЕРАТА :
                   Введение.
             I. Жизнь и деятельность Георгия Конисского.
            II. Философские взгляды Георгия Конисского :
                 А). Деизм Конисского.
                 В). Наука и религия.
                 С). Теория познания.
                 D). Этическое учение.
                   Заключение.
 
                   Использованная литература.
                 
                     ВВЕДЕНИЕ. 
Известно, что в XV-XVII веках в славянском мире совершаетсяпроцесс усвоения и переработки гуманистических идей не менее значительный, чемв Западной Европе. В этот период зарождается кризис средневекового феодальногомировоззрения, опиравшегося на религию и теологию как на своё идуйноеоснование. И уже в начале XVIII века в России сложились прогрессивные длясвоего времени идеи о ценности образования и науки. Особо прививается в Россиитех времён техническое образование, растёт интерес к военному делу,мореплаванию и строительству. Однако, в духовной жизни общества православнаяцерковь продолжает сохранять господствующее положение. Хотя по мере того какправославная церковь обрастает огромными владениями и превращается в одного изсамых крупных «феодалов», несомненно, возрастают скрытое сомнение ивозмущение народных масс, испытывающих неимоверный гнёт. Общий кризис религии,наступающий с нарастанием антифеодального движения, особенно углубляют успехиестественных наук, в первую очередь астрономии, физики, биологии. Теология инаука, вера и разум — извечные противники, в XVII-XVIII веках они сталкиваютсяособенно часто. Церковь, ещё довольно сильная, не желает уступать своих позицийв объяснении мира.
Развитие естественных наук в России привело к тому, что вотечественной философии первой половины XVIII века утверждается вера в силучеловеческого разума. Ученые делают решительный шаг к отмежеванию человеческогоразума от религии, требуют научно обоснованного и базирующегося на опытезнания. Церковь принимает такое отмежевание, допуская, что природа, Вселенная-- это книга, где бог показал своё величие, и люди обязаны его познать; другаясфера — мир социально-этических ценностей, область проявления божьей воли.Такое положение способствует внедрению в отечественную философию деистическойсистемы мира. Наука превращается в могущественную основу мировосприятия. Подвлиянием успехов естественных и точных наук в России идёт процесс изоляциинауки от религии. Этот процесс углубляется утилитарным отношением к знаниям, кнауке вообще. Делаются попытки создания русской философской терминологии сцелью приближения философии к широким кругам, с желанием сделать доступными иупотребимыми классические философские понятия.
Философское наследие отечественных учебных заведений первойполовины XVIII века убеждает в том, что каждый философский курс, преподаваемыйв них, — продукт своей эпохи, вобравший в себя традиции и интересы ряда поколений.Профессора философии (в том числе и Г.Конисский), составляя свои философскиекурсы, умело сочетали достижения предшественников и насущные требования своеговремени. Один из создателей таких академических философских курсов — ГеоргийКонисский, профессор Киево-Могилянской академии. На примере этого философаможно ознакомиться со взглядами и мыслями, характерными для того времени.
    I. ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГЕОРГИЯ КОНИССКОГО.
Григорий (Георгий) Конисский родился 20 ноября 1717 года вгороде Нежине на Украине. Отец его, Осип Иванович Конисский, принадлежал квысшему казацкому сословию (и был даже нежинским бургомистром). Род Конисских вXVIII веке — это представители «новых людей», которые в результатереформ Петра I получили перспективу продвижения по служебной лестнице, в связис чем им предоставлялась возможность увеличиватьсвои земельные владения(поддерживали абсолютизм, постоянно соперничали с родовитой знатью).
 В 1728 году одиннадцатилетним мальчиком Григорий поступает(очевидно, после окончания начальной полковой школы) в Киево-Могилянскуюакадемию. Г.Конисский учился в академии во времена её наивысшего расцвета,когда здесь преподавали её лучшие выпускники, воспитанные на прогрессивныхвеяниях Нового времени,-- Стефан Калиновский, Сильвестр Кулябка, МихаилКозачинский, Симеон Тодорский. Профессора Академии широко пропагандируют идеипрогрессивных русских мыслителей-просветителей Антиоха Кантемира, ВасилияТатищева, Михаила Ломоносова. В 1743 году Конисский заканчивает полный курс Академиии попадает в число избранных выпускников — самых подготовленных и одаренных,--такие каждый год пополняют преподовательский состав. Конисский постригается вмонахи Братского монастыря, где получает духовное имя — Георгий (под этимименем он и вошёл в отечественную историю). Около 2 лет молодой иеромонахстарательно и упорно готовился к преподавательской деятельности в родной almamater. И в 1745 году Конисский становится за профессорскую кафедру и читаетслушателям свой курс поэтики (в переводе с латинского — «Правилапоэтического искусства, почерпнутые из авторов, изучающих естество поэзии,кратко, с нужнейшими наблюдениями, собранные и в пользу студенческой молодёжиизложенные и истолкованные в родной академии 1746 года»). Конисский вомногом следует положениям курса поэтики Ф.Прокоповича, страстным приверженцемдел и мыслей которого он был на протяжении всей жизни.
В творчестве Конисского особое место занимает пьеса, которуюон написал по традиции, существовавшей в академии, специально для праздника послучаю окончания курса поэтики. В этой драме автор выходит за рамки чистоакадемического поучения; его призыв к праведной жизни превращается в обличениесуществующих порядков. Здесь выразительно отражены типичные черты общественнойжизни того времени: жестокое национальное угнетение трудового населения Украиныи Белоруссии; захват казацкой верхушкой земель бедного казачества,осуществлявшийся с молчаливого согласия царизма и сопровождавшийся произволомсуда и беззаконием. Конисский выступает защитником обиженных и угнетённых,критикует несправедливость порядков, разоблачает злодеяния и взяточничествосудей и чиновников, осуждает угнетение и произвол помещиков и казацкойверхушки. В драме затрагивается и национальный вопрос, идея дружбы русского,украинского и белорусского народов занимает центральное место. Конисскийклеймит позором произвол не только помещиков, но и духовенства. Тему критикикатолического и православного духовенства он продолжает на протяжении всейжизни.
Дошедший до наших дней философский курс Конисского — яркоесвидетельство того, что профессор знакомил слушателей с философией античногомира, с борьбой основных направлений в средневековой философии, с учениямимыслителей Нового времени — Лейбница, Вольфа, Декарта, Гассенди, — с достижениямисовременной ему науки, в первую очередь астрономии и физики. Основные положенияфилософского курса Г.Конисского как раз и отражают сложную обстановкупереходного периода, борьбу новых идей со старыми авторитетами. Они являютсявыражением глубоких идейных противоречий своего времени, ярким свидетельствомкризиса феодально-религиозной идеологии, начинавшегося под давлениемрационализма и материалистических естественно-научных идей. Понимание Конисскимзадач философии как науки о земных вещах, о человеке и его счастье сближает егос философами-гуманистами. К философским учениям современности он подходит стребованиями, характерными для мыслителей Нового времени. Новое время выдвигаеттребования простоты понятий и обоснования понятий эмпирическими данными,согласования мысли с опытом, тесной их связи. Теоретическое знаниеориентируется на практику.
В 1755 году Георгий Конисский становится белорусскимепископом и переезжает в город Могилев. Сам переезд Конисского в Белоруссиютесно связан с борьбой против шляхетско-католической экспансии. 14 октября 1754года в Могилеве умирает глава единственной в тот период на территорииБелоруссии и всей Речи Посполитой православной епархии архиепископ ИеронимВолчанский. Борьба за замещение могилевской кафедры приобретает серьёзноеполитическое значение. Упорное соперничество между католической и православнойцерквями закончилось назначением главой православной церкви в БелоруссииГеоргия Конисского, уже тогда широко известного своими антикатолическими иантиуниатскими убеждениями. Оказавшись в вихре политической борьбы, тотразвертывает активную общественную деятельность. Несмотря на преследования иугрозы со стороны иезуитов и польского правительства (дело даже дошло донеоднократных покушений на жизнь Конисского — такой одиозной фигурой был этотчеловек), он выступает с проповедями, обличающими произвол католического иуниатского духовенства в Белоруссии. Проповеди отличались своей злободневностьюи служили оружием для прогрессивных сил в борьбе против национальногопорабощения, за сохранение и развитие родного языка и культуры. «ПроповедиГеоргия просты, и даже несколько грубы, как поучения старцев первоначальных; ноих искренность увлекательна. Политические речи его имеют большоедостоинство»-- так оценил деятельность Конисского-проповедника А.С.Пушкин.Настойчиво и довольно смело для подданного польского короля Конисскийпропагандирует идею воссоединения Белоруссии с Россией (причем не столько порелигиозным, сколько по государственно-политическим мотивам: очень высоко оноценил реформы Петра I, положившие начало промышленному развитию России ивыдвижению её на ведущие места в Европе).
Среди других его трудов стоит выделить: «Историческоеизвестие о епархии Могилевской, в Белой России состоящей, и о епархиях в Польшебывших благочестивых, то есть греко-восточного вероисповедания, кои ремлянамиобращены на унию или соединение с римской церковью», «ЗапискиКонисского о том, что в России до конца XVI века не было унии»,«Права и свободы жителям Короны Польской и Великого княжества Литовского,исповедующим греко-восточную религию»(на польском языке). Даже поназваниям этих работ можно судить об их содержании.
Не следует думать, что Конисский в своей критике окружающихпорядков зашел слишком далеко. Разумеется, и в киевский период своеготворчества, и в период белорусский, критикуя произвол крупных феодалов,разоблачая злоупотребления в судах, осуждая пороки служителей культа, Конисскийне был противником ни феодально-крепостнического строя, ни религии в целом. Онтребует лишь смягчения феодальной эксплуатации, сглаживания наиболее острыхпротиворечий, утверждения в современном ему государстве и обществеэлементарного правопорядка и законности в интересах самих помещиков. Егоидеалом является «просвещённый» и «добрый» царь,справедливый судья, нежестокий помещик, послушный крестьянин, покорноисполняющий свои феодальные повинности. Он мечтает о классовом мире, о гармонииклассовых интересов. Он не требует существенных, коренных изменений социальногостроя, а поддерживает устремления той оппозиционно настроенной частигосподствующего класса, которая считала необходимым совершить в Белоруссииреформы, проведённые Петром I в Российском государстве. Конисский был идеологомсредних слоёв господствующего класса современного ему общества, в частностиправославного дворянства.
Конисский — страстный поборник просвещения. Биограф XIXвека называет его «одним из лучших представителей старинного образованиянашего». Отстаивая право на образование всех слоёв населения, в том числеи простого народа, Конисский открывает в Могилеве училище (1757) по образцуКиевской академии и ставит целью сделать его оплотом просвещения для всехправославных белорусов, не имеющих доступа к наукам и знаниям в условияхшляхетской Польши. Связывая общественный прогресс с развитием науки, сраспространением образования на все слои населения, Конисский открывает школы,семинарию, пишет и издаёт научные труды и художественные произведения, учебныепособия.
Умер Георгий Конисский в 1795 году в Могилеве. На могильнойплите в соборе можно прочитать эпитафию, сочинённую им самим незадолго досмерти :
      Колыбель — Нежин, Киев мой учитель;
      Я в тридцать восемь лет назван: Святитель.
      Семьнадцать лет боролся я с волками,
      А двадцать два, как Пастырь отдохнул с овцами.
      За претерпенные труды и непогоду
      Архиепископом и членом стал Синоду.
      Георгий именем, я из Конисских дому,
      Коню подобен был я почтовому.
      Тут трупа моего зарыты кости
      В год семисотый девяностый.
    II. ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ГЕОРГИЯ КОНИССКОГО.
    А). ДЕИЗМ КОНИССКОГО.
В первой половине XVIII века, которому предшествовала эпохабурного развития естественных наук, интерес к практическому знанию выступает напервое место. Новые времена выдвинули требование обязательной связи мысли иопыта. В отечественной философии тяготение к опытному знанию отразилось врасширении разделов натурфилософии в ущерб метафизике, во введении внатурфилософию разделов прикладных наук — арифметики и геометрии. Под влияниемуспехов естествознания наблюдается постепеный отход от канонов аристотелизма ипереход на позиции рационализма науки Нового времени. Философия Декарта,Спинозы, Лейбница проникла в академии ещё в начале XVIII века, но она встречалапорой сильное сопротивление со стороны консервативных деятелей.
Мир у Конисского — не что иное, как «совокупностьмногих и различных видов физических объектов», конечных вещей, каждая изкоторых обладает собственной ценностью, целью, как часть целого, без которойневозможно гармоническое единство мира. «Мир,-- пишет Конисский,-- этосоединение, состоящее из неба и Земли, и из той природы, которая в нихсодержится». Конисский согласен с Декартом в вопросе о материальнойоднородности мира: «Небеса, как и другие тела, состоят из материи и формы,и вероятно, что их материя по виду не отличается от материи подлунных (т.е.земных) вещей». Он признаёт бесконечную делимость материи. Под влияниемкартезианской философии определённые ограничения накладывает Конисский набога-творца: он как бы «отодвинул» бога за пределы материальнойприроды, сведя к минимуму его роль во Вселенной.
Согласно разработанной в средние века теории, субстанции (уКонисского, субстанция — то, что «существует само собой, не требуясубъекта, к которому бы принадлежало») делились на сотворённые,материальные и несотворённые, духовные. Существенный признак субстанции — бытие. Так вот Конисский считает, что истинным бытием обладает лишьсотворённая, материальная, субстанция, а несотворённая, или духовная, лишенабытия. Профессор убеждён, что такие категории, как «сущее»,«бытие», «субстанция», неприменимы к характеристике бога.Среди профессоров Киево-Могилянской академии, своих предшественников, Конисскийближе всех подошёл к разграничению науки и религии, философии и теологии.Отодвинув вслед за Декартом бога за пределы материальной природы, он тем самымвозвысил роль природы, «которая является внутренним принципом действияматериального тела, поскольку она соответствует действиям и операциям этоготела, и даже определяется соответствующими принципами присутствия тела,именующимися определёнными принципами бытия». При этом природеприписывается могущество, напоминающее могущество бога, ибо само собойразумеется, что совершеннейший творец может творить лишь совершенные вещи:«Бог действовал кратчайшим путём и решил не создавать природу, требующуючужого труда, а такую, которая сама себя удовлетворяет». В этом смыслеприрода отождествляется с материей как основой всего сущего: «Здесь будемговорить о природе, которая является внутренним принципом действия и будтодомом для вещей, а именно: она обусловливает внутренние процессы в вещах и естьне что иное, как материя и форма». Конисский склоняется к мысли, чтоприрода-материя не пассивное творение, она сама выступает как творец, возбуждаяв телах различные процессы и являясь их причиной: «Природа являетсяпринципом движения и покоя. Это значит: если вещи движутся, их движениеобусловливает природа; если покоятся, их покой опять-таки обусловливаетприрода». Однако такие активные свойства приписывает он не всей природе алишь той, которая отождествляется с оформленной материей. Понятие активностиКонисский безоговорочно применяет лишь для характеритики мира материальныхвещей, мира в целом, как реальности материальной субстанции.
Определение первоматерии, данное Аристотелем, Конисскийсчитает малопонятным, и потому более приемлемым ему кажется определениеперипатетиков: «Материя есть первый субъект каждой вещи, из которого всё снеобходимостью возникает как свойство, и в него переходит последнее проявлениевещи, когда она гибнет». Материя в этом определении — пассивное начало,из которого выводится всё разнообразие мира. Конисский об этом прямо говорит:«Разнообразие природы достигается не разнообразием материи, а разнообразиемформы, что хорошо известно всякому достаточно образованному человеку».Благодаря форме материя детерминируется в отдельные предметы и вещи. Лишьблагодаря материи мир может мыслиться как нечто целостное, единое, толькоматерия может быть основой единства мира. Одним из самых сложных для Конисскогоявляется вопрос, откуда берутся формы? «Я не могу придумать ничегоправдоподобного о происхождении форм, и это признание следует считатьвыводом».
Итак, Конисский говорит о материи как первооснове мира,обладающей различными свойствами. Самое важное свойство — сохранение материи впроцессе изменений. В постоянном изменении вещей материя сохраняется неизменнойкак основа всех процессов. Из наблюдений над естественными процессами (горениедерева, бумаги, гниение продуктов и вещей) Конисский делает вывод онепорождаемости и неуничтожимости материи: «О материи установлено точно,что она такая же самая, какой была в старой, переходит в новую вещь, а нерождается и не уничтожается». «Вообще во всех вещах даётся какой-то общийсубъект, даже если мы и не постигаем его ощущениями» — этот«общий» субъект он и называет «началом»,«первоосновой». «Материя никогда не может быть ни порождена, ниуничтожена, она сотворена богом в начале мира, и какая, и в каком количествесотворена, такая и в таком количестве по сей день остаётся и будет оставаться вбудущем».
Конисский утверждает также, что материи присуща собственнаясущность и собственное существование, правда обусловленное всемогуществом бога.Самое материю мы не ощущаем, однако ощущаем вещи — проявление и воплощениематерии. Из всемогущества бога для Конисского вытекает также возможностьсуществования других подобных миров, то есть наш материальный мир неодинок воВселенной: «Те авторы пусть знают, когда стремятся доказать единичностьмира, что они отрицают всемогущество бога». Все эти выводы очень близкоподводят Конисского к признанию вечности материи.
Соглашаясь, что материя-природа является пассивным принципомвсех происходящих в ней изменений, Конисский вынужден искать и активное началоэтих изменений, в первую очередь источник и причину движения (причем ищет всамих телах): «Можно сказать, что наиболее вероятной причиной движения влёгких и тяжёлых телах является лёгкость и тяжесть тел». Причинывызывающие то или иное явление, только частичные причины изменений в природе,универсальная же причина — бог. Под влиянием новых физических теорий Конисскийделает вывод, что вещи различаются между собой лишь степенью плотности,являющейся причиной их тяготения вниз или вверх.
В чём же заключена эта главная жизнь Вселенной? Что такоедвижение? Конисский характеризует движение как «переход из одногосостояния в другое», «посредством его достигается всё разнообразиеприроды», оно «нечто последовательное и непрерывное, все его части существуютне вместе, а сменяют друг друга». Движение — всякое изменение, оноуниверсально. Движение, по его словам, — главное свойство материальнойприроды, один из четырёх атрибутов материальной вещи, каковыми он считает такжеколичество, пространство и время. Конисский вообще все характеристикиестественных вещей ставит в зависимость от движения. Таким образом, Конисскийсклоняется к мысли, что движение — это, на современном языке, способсуществования материального мира. Особо выделял он движение живых тел иутверждал, что такое движение обусловлено душой, сотворённой богом.
У Конисского понятие пространства тесно связано с телом, онпризнаёт реальность пространства только в неразрывной связи с размещённым в немтелом. Причину отсутствия в природе пустоты Конисский объясняет тяжестью исилой упругости воздуха. Пустоту можно образовать лишь искусственно, в природееё нет. Там, где как нам кажется, нет никакого тела, есть воздух, имеющий вес,плотность, занимающий определённое место, как всякое материальное тело.Интересно, как бы Конисский объяснил космическое пространство (т.е. вакуум),живи он сейчас.
Время, по мнению Конисского, — это мера движения, но онобезотносительно к самим вещам: это сама последовательность движения частиц,мера непрерывной последовательности движения частиц. Оно также отличается отдвижения, как число вещей отличается от самих вещей. Если время тесно связано сдвижением, а движение непрерывно, то и время непрерывно. Поскольку Конисскийпризнаёт, что для всякой материальной вещи сущнствовать — значит пребывать внепрерывном движении, то время есть число этого движения, мера этогосуществования. Он различает естественное время — настоящее, прошедшее ибудущее и искусственное — часы, дни, недели, месяцы и т.д. Эталон времени — движение небесных тел.
Интересно у Конисского понимание вечности как бесконечнойвременности, не ограниченной ни началом, ни концом, она вся постоянносуществует, но для лучшего понимания мы делим её на дни и годы (так какбесконечное мы воспринимаем и понимаем только через посредство конечного). Апоскольку бесконечное во времени не начинается и не кончается, его смыслзаключается в неизменности, то ни одна материальная вещь не бесконечна, ибодвижение, изменение — её непременное свойство. В нерасторжимой связи сбесконечным рассматривает профессор и непрерывное. Последнее он понимает какогромное количество тесно соединённых между собой частиц.
     В). НАУКА И РЕЛИГИЯ.   
Конисский не только выступает против основного тезисарелигии — подчинение разума вере, науки — религии, но и смело признаёт доводынауки выше догм Священного писания: упование на всемогущество бога уже неудовлетворяет профессора. Конисский также выводит, что бог существует не тольков человеческой голове как самое высокое совершенство, но и обладает реальнымбытием. Григорий Конисский углубляет в своём философском курсе тенденциюрационалистического истолкования Библии, на основании данных опытной наукивскрывает противоречия Священного писания, утверждая, что оно не имеет ничегообщего с научным знанием и потому не может претендовать на доверие.Единственное препятствие для широкого признания учения Коперника и Галилея,которому Конисский симпатизировал, он видит в догмах Священного писания.Положение Конисского — профессора академии — обязывало и его считаться соСвященным писанием (тем более, что в времена Елизаветы Петровны началосьоткрытое гонение на прогрессивную науку). Поэтому изучение гелиоцентрическойсистемы мира он вынужден объявить лишь изучением с познавательной целью.
 Своим отношением к идеям Коперника и Галилея профессорподчёркивает, что он ценит объективную научную истину вопреки предвзятымубеждениям, осуждает теологические догмы, отрицает их вовсе, если речь идёт овещах и явлениях, исследованных наукой. Итак, Конисский-учёный всецело настороне науки. Но как духовное лицо он был обязан защищать и пропагандироватьдогматы религии, и вот каким образом учит он подходить к Священному писанию:«Данные же Священного писания не нужно воспринимать в их прямом значении,как кажется многим;… имеется в виду, что это сказано в соответствии с мысльюпростолюдинов,… многое другое передаём так, как оно нам кажется, хотя изнаем, что в действительности всё по-иному. Однако я должен сказать, что можнои нужно таким способом объяснять многие места Священного писания, если к этомунас побуждает великая наука». Это и подобные ему высказывания профессораговорят об осознании им своего положения подневольного монаха. Решая вопрос,может ли тело одновременно находиться в двух местах, Конисский прямо заявляетоб этом: «Я бы охотно присоединился к отрицательному решению, если бы неотдал свой разум в плен вере».
Конисский, повествуя слушателям о движении, природе и формепланет, об их свечении пользовался данными новейших в то время исследованийастрономов. Все планеты в его представлении круглые и сферические. Солнцесостоит из твёрдой материи типа асбеста, которая, будучи зажжена, никогда неугасает. Пятна на Солнце он объясняет наличием там инородной огненной материи.В постоянном горении материя Солнца не уничтожается, как не уничтожается Земляв своих постоянных изменениях. Пятна, которые мы видим на Луне, наблюдая её втелескоп, — это горы. Также выглядела бы Земля, если взглянуть на неё втелескоп с Луны. Объясняя различные изменения в материальном мире, процессы иявления в природе, Конисский пытается обойтись без вмешательства потустороннихсил, причины этих процессов и явлений видит он в самой природе. В егонатурфилософии нет места таинственным явлениям, чудесам — всё имеет своюестественную причину. Землетрясения, приливы и отливы, происхождение рек, озёр,морей, различные атмосферные явления и процессы — во всём этом нет тайны, вприроде всё происходит с необходимостью и всё можно познать, а также объяснитьпутём естественных причин.
Хотя сотворение человека богом является для профессоранеоспоримым фактом, однако сотворение других живых существ для негосомнительно, как вообще сомнительно «творение из ничего» — выводы,основанные на достижениях биологии и физиологии.
Исследования учёных-естествоиспытателей, на которыхбазируется освобождение науки от религиозно-идеалистических имистически-метафизических концепций, способствуют утверждению в философскомучении Конисского доверия к науке. Вера в могущество науки была одной из основего мировосприятия, и именно она способствует переходу от позиций здравогосмысла к научно обоснованным, рационалистическим, рационально доказаннымутверждениям. Только то считает Конисский неопровержимой истиной, чтоподтверждается научным экспериментом, доказательством в практике. Голословное«так хочет бог» он заменяет доказательным «такова закономерностьприроды». Лишь в случае, когда в науке того времени невозможно было найтидостаточно рационально обоснованного довода, Конисский прибегает к откровению:«Вообще, к богу прибегают тогда, когда причины явлений неизвестны...»
     С). ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ.
Каким же путём идёт наука, как приобретаются человекомзнания? Профессор подробно характеризует оба метода познания — индуктивный идедуктивный (называет их соответсвенно синтетическим и аналитическим).Конисский считал, что оба метода имеют общие черты, ибо в каждом из них отуниверсального (цели) к частичному. Таким образом, он не видит в методахбольшого отличия и в конце концов сводит их к одному — индуктивному.
Положив в основу философского знания раскрытие причин вещейи явлений природы, Конисский отстаивает позиции естественного происхождениячеловеческого знания, убеждает, что познание начинается не с раскрытия каких-товрождённых идей, а с ощущений. Только чувственные восприятия и наблюденияявляются источником человеческих знаний — из этого делаем вывод о присутствиисенсуализма в теории познания Конисского: в разуме нет ничего, чего бы не былов ощущениях. Главная, активная силав процессе познания — человек, еготворческий разум. Источник знаний — природа, и правильные представления осамых простых явлениях человек приобретает путём наблюдений. Только в процессежизненных наблюдений у человека появляются сначала простые, потом более сложныепредставления, на основании которых в процессе обучения, то есть деятельностиразума, складываются научные понятия: «То, что мы знаем, было известнонам раньше..., однако не до того, как мы родились, как представляет Платон, апрежде, чем мы пришли к научному знанию; однако оно было не выразительно инаучно, а неясно».
Согласно Конисскому, в познании следует различать триступени :
1). чувственное восприятие, возбуждаемое в человеке         
    внешними предметами.
2). выработка интеллектом понятия о воспринятом предмете.
3). суждение.
Опыт, практика у Конисского выступают основой познания мира.Ощущение, чувственное восприятие являются основой для выработки истинныхпонятий, суждений и научных теорий. Деятельность интеллекта невозможна без чувственноговосприятия. Ощущение считает Конисский главным свойством чувственной души.Ощущения вызываются определёнными материальными объектами в соответствующих,специально приспособленных органах. Профессор делит ощущения на внешние ивнутренние. Внешнее имеет 5 видов: зрение, обоняние, слух, вкус и осязание;каждому виду соответствует свой орган. Ощущение рассматривается как результатвлияния окружающего мира на органы чувств. Такое влияние вызывает определённыеизменения — «модификацию» органов чувств, передающуюся нервами вмозг. Итак, мозг и нервы есть материальный субстрат ощущений. Взаимодействиемежду объектом и органом чувств осуществляется по нервам при помощи «духовособой природы», что весьма туманно осветил Конисский.
По мнению Конисского, мы ощущаем одинаково чётко ипервичные, и вторичные качества вещей: «Кроме первичных качеств ощущениемвоспринимаются и другие, которые называются вторичными, а именно: твёрдость,мягкость, сухость, клейкость, тяжесть. Два последних не воспринимаются сами посебе, а посредством производимого ими давления, ибо, касаясь камня на земле,вес его мы не ощущаем». Конисский не отрицает, что ощущения могут иобманывать человека, например, отдалённые тела кажутся меньше, чем они есть насамом деле, на расстоянии изменяется цвет и другое: «Существуют трипомехи ощущению, а именно: большая отдалённость объекта, несоответсвие среды иорганов [чувств]». Практика, чувственный опыт — вот где подтверждается ипроверяется, по мнению Конисского, истинность.
Потом вступает в действие общее ощущение, которое вместе своображением, памятью и оценкой составляет группу внутренних ощущений. Задачаобщего ощущения — группировка, композиция, систематизация неупорядоченныхвпечатлений, которые доставляют внешние ощущения. Воображение как хранилищезадерживает образы объектов, когда те больше не существуют или не воздействуютна органы чувств, производит различные комбинации и деление ощущений.Воображение обеспечивает непрерывность чувственной жизни, способность фантазии,сновидений, мечтаний. Благодаря этому вырабатываются представления.Представление об отдельных вещах, созданное общим ощущением и сохранённое ввоображении, осуществляется чувственной памятью (ибо интеллектуальная относитсяк рациональной душе): «Хранение образов отдельных вещей, сформулированныхобщим ощущением и воспринятых воображением, осуществляется чувственнойпамятью». Заключительный этап чувственного восприятия — деятельностьоценки. Она присуща прежде всего животным, даёт им возможность правильно ориентироваться,выбирать, что им полезно и что вредно, чего нужно избегать, а чего следовать.Эта способность животных — инстинкт, заменяющий им интеллект. У человека жеоценка — это вид мышления, особый разум, который подводит человека к высшейступени познания — познанию интеллектуальному.
Итак, познание начинается с чувственного восприятия. Дальшеу человека познание сопровождается осознанием предметов ощущений и, наконец,выработкой сложных представлений и понятий. Здесь Конисский подчёркивает связьпрактического и теоретического знания. Абстрагирующая, обобщающая деятельностьразума служит для лучшего и более глубокого познания явлений природы. Изучениюопераций разума Конисский посвящает отдельный раздел философского курса — логику, которую он мыслит какнауку, отражающую теоретическую деятельностьразума. Вещи, природа относятся к логике, поскольку именно о них складываютсяпонятия и заключения ума. Вещи, познанные через ощущения, отражаются в разумечеловека как понятия этих вещей. Конисский называет их «первымиинтенциями» в отличие от «вторых интенций» — понятий,отражающих понятия. Очень ценно здесь утверждение Конисского, что понятияотражают общее, существующее в вещах. Отсюда следует, что он считал первичнымивещи, вторичными — понятия о них.
Данные чувственного восприятия, оформленные разумом впонятия, являются исходным пунктом логического процесса обобщения, конечныйрезультат которого — определённое, ограниченное число самых общих понятий — категорий, которые лишь отражают и фиксируют естественное соотношение вещейсамым общим образом. Конисский считает, что категории — «естественный рядродов видов и индивидов, размещённых под одним самым общим родом».Категории, считает Конисский, помогают лучше и глубже понять отдельные вещи.
На основании самых общих понятий разум осуществляет своисложные операции в процессе познания — конструирует суждения и умозаключения,характеризующие высшую психическую деятельность. Истинность суждения уКонисского обусловлена истинностью объекта, о котором составлено данноесуждение: «Истинность суждения обусловливается объектом».
Итак, три операции разума — образование понятия, суждения иумозаключения — это три ступени, по которым разум человека поднимается к своейглавной цели — приобретению истинных знаний об окружающем мире. Для достиженияэтой цели разум пользуется лишь ему присущими приёмами: определением, делениеми аргументацией. Без таких приёмов невозможно глубоко познать любую вещь.
Природа вещей так разнообразна и богата, что человеческийразум не может одинаково совершенно знать все вещи. Одни ему более известны,другие — менее. Из этих вещей некоторые обладают естественной связью,благодаря которой наш разум, охватив более известное, легко схватывает менееизвестное. Так из связи одного с другим разум выводит связь с третьим иприходит к его познанию. Для такого способа познания и служит третья операцияразума — силлогизм, в результате которого мы получаем умозаключение. При этомболее известное называется аргументом, а ход мысли, которым она поднимается отизвестного к неизвестному, — аргументацией.
Итак, знание Конисский характеризует как «определённоепознание необходимой вещи посредством ближайшей причины», представление же-- «познание с предостережением несуществующей вещи или существующей, ноне ближайшей причины, а из определённых случайностей». Знание мы можемполучить о вещах, необходимо существующих в природе; представление же — и осуществующих, и о тех, которые никогда не существовали и существовать не будут.Характерный признак знания — определённость, представления — неопределённостьили «предостережение». Знание — необходимая ступень, представление-- вероятная, и они могут существовать вместе. Подлинное знание можноприобрести только путём обучения и из многолетнего опыта.
Познавательные операции разума Конисский связывает с языком.В языке — мире знаков отражается мир вещей. Язык Конисский делит на внутреннийи внешний. Внутреннюю речь изучает логика, внешнюю — грамматика.
Высказывая безграничную веру в силу человеческого разума, Конисскийв то же время понимает историческую ограниченность познания. Он сам, нискольконе стесняясь, признаётся слушателям своего курса в том, чего он не знает,однако глубоко верит в возможности науки и всячески побуждает к познанию тайнприроды.
Самое важное в теории познания Конисского — высокая оценкароли ощущений, чувственного опыта и разума как орудия научного познания.Положительные моменты этой теории созвучны с теорией познания М.В.Ломоносова идругих отечественных прогрессивных мыслителей того времени.
     4). ЭТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ.
В центре своего этического учения Конисский ставит вопрос оценности и смысле жизни. Конисский определяет предмет этики, сообразуясь сэтими требованиями времени: «Этика — наука практическая, касающаясядействий человека, направленных к моральному добру или согласованных со здравымсмыслом». Этика Конисского — это этика периода практического освоениямира. Его интеллектуализм основывается на полном доверии к человеку, к егоразуму. Именно разум выступает критерием морального поведения. Задачу этики онвидит в том, чтобы научить человека управлять своими действиями и чувствами.Разумный человек не подавляет свои страсти, а руководит ими, сдерживает вразумных, умеренных рамках.
Влияние идей рационализма чувствуется и в учении Конисскогоо добродетелях и пороках. Человек сам способен выбрать середину между двумякрайностями, и эта разумная середина является добродетелью. Такая постановкавопроса превозносит роль человека, его активность, инициативу, поднимаетценность воспитания. И хорошие поступки, и страсти, и добродетели, и пороки — всё во власти человека, он сам руководит своей жизнью, направляя её по добромуили порочному пути. Этика Конисского утверждает активность человека, его властьнад природой. Человек у Конисского по своей природе, как и все существа наземле, склонен и тянется к добру. Это свойство человеческой природы не сводитсятолько к «мыслительной деятельности» людей, а проявляется вповседневных чувственных, материальных потребностях каждого индивида:«Всё, что действует, всей своей деятельностью желает добра»,«Только добро желанно, и всё желанное — добро», «Если кто-тожелает зла другому, то желает его как добра себе».
Этика Конисского излагает моральные нормы в духегуманистических традиций, акцентирует внимание на изучении и прославлениичеловека и человеческого. Решая проблему смысла человеческого бытия, Конисскийпровозглашает счастье и радость земной жизни её высшим идеалом и принципом. Воснове решения данной проблемы он поставил кардинальный постулат своейконцепции: человек — чувственное существо. Жизнь с предоставленной еюспособностью чувствовать является первопричиной, условием и естественнойосновой счастья. Надо отдать должное Конисскому, который прославлял земную,чувственную жизнь человека, когда религия порицала и игнорировала её, арационализм Нового времени со своей концепцией человека-машины её недооценивал.
                    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Философские взгляды Г.Конисского явились отражениемнеминуемого исторического процесса, происходившего в нашей стране, которыйпоставил под сомнение многовековые религиозные догмы, вступавшие в открытуюборьбу с новейшими научными достижениями. Кроме того, деятельность Конисскогосыграла положительную роль в развёртывании национально-освободительного иантифеодального движения народных масс.
      
        ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
   1). Кашуба М.В. Георгий Коннисский,
       Москва: Мысль, 1979.
     
   2). Немировская Л.З. Философия: курс лекций,
       Москва, 1995.  
   3). Фролов И.Т. и др. Философский словарь
       (издание 5), Москва: Издательство политической
       литературы, 1987.  
   4). Фролов И.Т. и др. Введение в философию,
       Москва: Издательство политической литературы,


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.