Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Философия"


Диалектика, её сущность и исторические типы

1.Диалектика, её сущность и исторические типы.
Диалектика (греч. — искусство вести беседу)- теория и метод познания действительности, наука онаиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Термин диалектикав истории философии употребляется в различных значениях. Сократ рассматривал диалектикакак искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений,способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий (Ксенофонт,Воспоминания о Сократе, IV, 5, 12). Платон называл диалектика логический метод,с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познаниеистинно сущего — идей, движение мысли от низших понятий к высшим. Софисты придалитермину диалектика дурной оттенок, называя диалектика — искусство представлятьложное и сомнительное за истинное (Аристотель, Риторика, II 24, 1402 а 23),мегарцы диалектика называли искусство спора (Платон, Софист, 253ДЕ). диалектикав философии Аристотеля — способ доказательства, когда исходят из положений,полученных от других, и достоверность которых неизвестна. Аристотель различал 3типа умозаключений: аподиктические, пригодные для науч. доказательства, диалектические,применяемые в споре, и эристические. В диалектическом доказательстве исходят извероятных суждений и приходят к вероятным заключениям. Истину можно обнаружитьпосредством диалектического умозаключения только случайно. Эристическоеумозаключение ниже диалектического, ибо оно приходит к заключениям, которыеимеют только кажущуюся вероятность (Тоника, II, 100 а 27). В средние века вфилософии термин диалектика употреблялся в самых различных значениях. ИоаннСкотт называл диалектику, особое учение о сущем, Абеляр — искусство различенияистины и лжи, термин диалектика употреблялся в значении «логика», аиногда под диалектика подразумевали искусство дискутирования.
В философии Кантадиалектикой называется логика видимости, которая не приводит к истине. Когдаобщая логика из канона превращается в органон для созидания утверждений,претендующих на объективность, она становится диалектика (И.Кант, Критикачистого разума, П., 1915, с. 66).
По Гегелю, диалектика-своеобразный и единственно правильный метод познания, противоположныйметафизике. Метафизическая или догматичная философия основывается нарассудочном познании явлений, когда фиксируются отд. свойства предметанезависимо друг от друга. Догматическая философия держится одностороннихопределений рассудка и исключает противоположные им определения. Догматизмвсегда допускает одно из двух противоположных определений, например, что мирили конечен, или бесконечен (Гегель, Соч., т. 1, М. — Л., 1929, с.70 — 71).Диалектический метод в противоположность метафизическому основывается наразумном познании, рассматривает предмет в единстве его противоположныхопределений. диалектика — метод познания, посредством которого постигается свысшей точки зрения единство противоречий. Идеалистическая концепция диалектикау Гегеля — учение о самодвижении понятий; метод диалектика раскрывает истинноесодержание предмета и, следовательно, показывает неполноту одностороннихопределений рассудка.
Открытые Гегелем имистифицированные им законы диалектики были заново выведены К.Марксом иФ.Энгельсом из социальной и природной действительности. Было доказано, что": в природе сквозь хаос бесчисленных изменений пробивают себе путь те жедиалектические законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейсяслучайностью событий:" (Ф.Энгельс, «Анти-Дюринг, М., 1957, ст. 11).
В марксистской философиитермин диалектика употребляется в значении теории и метода познания явленийдействительности путем постижения самодвижения предмета на основе внутреннихпротиворечий. Марксистская диалектика исходит из признания постоянного становления,развития явлений материального мира. Развитие — это не просто движение, подкоторым разумеется любое изменение, а такое движение, конечным результатом которогоявляется восхождение от простого к сложному, от низшего к высшему. Этовосхождение носит сложный характер. Вскрыть объективные законы столкновения,развития различных форм и видов материи — задача диалектика, как науки. Самаидея развития всего существующего имеет историю своего развития, о чемсвидетельствует пройденный философией путь. Причем главной в историиформирования этой идеи является мысль о противоречиях всего существующего,борьбе противоположностей, как источнике развития.

2.Диалектический и метафизический методы познания.
Проблема учета связейисследуемой вещи с другими вещами занимает важное место в диалектическом методепознания, отличая его от метафизического. Метафизичность мышления многихученых-естествоиспытателей, игнорировавших в своих исследованиях реальныевзаимосвязи, существующие между объектами материального мира, породила в своевремя немало трудностей в научном познании. Преодолеть эти трудности помогначавшийся в XIX в. переход от метафизики к диалектике, «… рассматривающейвещи не в их изолированности, а в их взаимной связи».
Метафизическийметод (старофилософский — связан с низким уровнем развития общественных итехнических наук) — до Гегеля, после него — диалектический метод,диалектический метод (высокий уровень развития конкретных наук).
1.метафизический метод — явления рассматриваются изолированно друг от друга,диалектический метод — причина явлений — взаимодействие противоположностей,порождающих друг друга.
2.метафизический метод — абсолютизация несущественных связей, диалектическийметод — сначала анализ поверхностных связей, затем глубинных (поверх — глуб — оценка поверх связей).
3.метафизический метод — источником развития является внешняя сила, толчок,диалектический метод — источник саморазвития — в самом явлении, состоящем изпротиворечий.
4.метафизический метод — развитие — простой рост, количественное увеличение,диалектический метод — развитие — количественное увеличение качественныескачки.
5.метафизический метод — развитие в виде замкнутой окружности, диалектическийметод — развитие в виде разомкнутой окружности (новое отличается от старого).
Необходимостьи случайность. Возможность и действительность Необходимость содержит в себенеобходимое для существования. Случайность — форма существования необходимости.За каждым случайным явлением стоит необходимость.

3. Что такое идеализм?
Идеализм,— ист (от греч. через лат. idealis) — имеет много различных, но связанных междусобою значений, которые могут быть расположены в последовательный ряд по мереуглубления понятия.
1) Всамом обыкновенном и поверхностном смысле под идеализм разумеют наклонность кболее высокой, чем следует, оценке лиц и жизненных явлений, т. е. к идеализациидействительности; так идеалистом называют, напр., человека, который верит вдоброту и честность всех своих ближних и старается все их поступки объяснятьдостойными или, по крайней мере, невинными побуждениями; в этом значенииидеализм есть почти синоним оптимизма.
2)Далее идеализм называется преобладание у кого-либо общих интересов надчастными, умственных и нравственных — над материальными.
3)Сродный с этим, но более глубокий смысл получает идеализм, когда имобозначается сознательное пренебрежение реальными практическими условиями жизнивследствие веры в могущество и торжество высших начал нравственного илидуховного порядка. Указанные три вида принадлежат к идеализм психологическому,выражающему известное душевное настроение и субъективное отношение вдействительности практической. Далее следуют различные типы идеализм собственнофилософского, представляющего некоторое теоретическое отношение ума к действительности,как мыслимой.
4)Идеализм платоновского или дуалистического типа, основанный на резкомпротивоположении двух областей бытия: мира умосозерцаемых идей, как вечных иистинных сущностей, и мира чувственных явлений, как бытия текущего неуловимого,только кажущегося, лишенного внутренней силы и достоинства; при всейпризрачности видимого бытия, оно имеет, однако, в этой системе самостоятельнуюоснову, независимую от мира идей, именно материю, представляющую нечто среднеемежду бытием и небытием.
5) Этотосадок реализма окончательно уничтожается в идеализм Берклеевского типа; здесьединственною основою всего признается бытие духовное, представляемое божествомс одной стороны и множеством тварных умов — с другой; действием первого напоследних возникают в них ряды и группы представлений или идей (вангло-французском смысле этого слова; см. ниже), из коих некоторые более яркие,определенные и сложные суть то, что называется телами или вещественнымипредметами; таким образом весь физический мир существует только в идеях ума илиумов, а материя есть только пустое отвлечение, которому лишь по недоразумениюфилософов приписывается самостоятельная реальность. Эти два видаидеализм(Платона и Берклея) обозначаются иногда как идеализм догматический, таккак он основан на известных положениях о сущности вещей, а не на критике нашихпознавательных способностей. С такою критикою связан
6)идеализм англ. школы, своеобразно сочетавшийся с эмпиризмом и сенсуализмом. Этаточка зрения отличается от Берклеевской тем, что не признает никаких духовныхсубстанций и никакого самостоятельного субъекта или носителя психическихявлений; все существующее сводится здесь к рядам ассоциированных идей илисостояний сознания без особых субъектов, как и без реальных объектов. Этот взгляд,вполне развитый лишь в нашем веке (Миллем), уже в прошлом (у Юма) обнаружилсвою несовместимость с каким бы то ни было достоверным познанием. Чтобыпредотвратить роковой для науки скептицизм Юма, Кант предпринял свою критикуразума и основал
7)Идеализм, трансцендентальный, согласно которому доступный нам мир явлений,кроме зависимости своей от эмпирического материала ощущений определяется, всвоем качестве познаваемого, внутренними априорными условиями всякого познания,именно формами чувственности (пространством и временем), категориями рассудка иидеями разума; таким образом, все предметы доступны нам лишь своею идеальноюсущностью, определяемою функциями нашего познающего субъекта, самостоятельнаяже, реальная основа явлений лежит за пределами познания (мир вещи в себе, Dingan sich). Этот собственно Кантовский идеализм называется критическим;дальнейшее его развитие породило три новые вида трансцендентального Идеализм:
8)субъективный идеализм Фихте,
9)объективный идеализм Шеллинга и
10)абсолютный идеализм Гегеля.
Основноеразличие между этими четырьмя видами трансцендентального идеализм можетвыясниться по отношению к главному вопросу о реальности внешнего мира. ПоКанту, этот мир не только существует, но и обладает полнотою содержания,которое, однако, по необходимости остается для нас неведомым. У Фихте внешняяреальность превращается в бессознательную границу, толкающую трансцендентальныйсубъект, или я к постепенному созиданию своего, вполне идеального, мира. УШеллинга эта внешняя граница вбирается внутрь или понимается как темнаяпервооснова (Urgrund и Ungrund) в самой творческой субстанции, которая не естьни субъект, ни объект, а тожество обоих. Наконец, у Гегеля упраздняетсяпоследний остаток внешней реальности, и всемирный процесс, вне которого нетничего, понимается как безусловно имманентное диалектическое самораскрытиеабсолютной идеи. Общее суждение о философском Идеализм., сказавшем своепоследнее слово в гегельянстве, может ограничиться указанием, что противоречиемежду идеальным и реальным, между внутренним и внешним, мышлением и бытием и т.д. упразднено здесь односторонне, в сфере чистого мышления, т. е. все примиренотолько в отвлеченной мысли, а не на деле. Эта непреложная граница философскогоидеализм есть, впрочем, граница самой философии, которая в гегелевской системенапрасно хотела стать на место всего. Для действительного оправдания идеализмдолжно обратиться к деятельному, практическому осуществлению абсолютной идеи,т. е. истины, в человеческой и мировой жизни.

Литература
1. Алексеев П.В, ПанинА.В. «Философия» М.: Проспект,2000
2. Лешкевич Т.Г.«Философия науки: традиции и новации» М.: ПРИОР,2001
3. Спиркин А.Г. «Основыфилософии» М.: Политиздат,1988
4. «Философия» под. ред.Кохановского В.П. Ростов-н/Д.: Феникс,2000
5. Голубинцев В.О.,Данцев А.А., Любченко В.С. «Философия для технических вузов». Ростовн/Д.: Феникс,2001
6. Агофонов В.П, Казаков Д.Ф.,Рачинский Д.Д. «Философия» М.: МСХА, 2000
7. Фролов И.Т. «Введениев философию» Ч-2, М.: Политиздат, 1989
8. Рузавин Г.И.«Методология научного исследования» М .: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
9. Канке В.А. «Основные философскиенаправления и концепции науки. Итоги ХХ столетия».-М.: Логос,2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Борьба Руси с иноземными завоевателями»
Реферат Методика математического моделирования программы развития сельскохозяйственного предприятия
Реферат Порядок учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделки
Реферат Проект удосконалення нерентабельного підприємства
Реферат Диалоги нравственности Методическая разработка урока внеклассного чтения по роману Б Васильева Вам
Реферат Структурный синтез перестраиваемых arc-схем.
Реферат Певец русской природы
Реферат Тактика действий подразделений ОВД по выявлению и предупреждению преступлений террористического
Реферат Педагогический контроль и оценка качества образования
Реферат Основні джерела та чинники небезпеки прогнозування небезпек та захист від їх дії хімічно небезп
Реферат Характеристика процесса оптовых закупок предприятием розничной торговли
Реферат Острая кишечная непроходимость. Хирургия
Реферат Главные движущие силы землетрясений, дрейфа континентов и горообразования. Прогнозирование земле
Реферат California Indian Suppression Essay Research Paper Modern
Реферат Сон "есть закон природы, которого не знаем мы и который кричит в нас" (по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание")