Реферат по предмету "Философия"


Диалектика, её сущность и исторические типы

1.Диалектика, её сущность и исторические типы.
Диалектика (греч. — искусство вести беседу)- теория и метод познания действительности, наука онаиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Термин диалектикав истории философии употребляется в различных значениях. Сократ рассматривал диалектикакак искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений,способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий (Ксенофонт,Воспоминания о Сократе, IV, 5, 12). Платон называл диалектика логический метод,с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познаниеистинно сущего — идей, движение мысли от низших понятий к высшим. Софисты придалитермину диалектика дурной оттенок, называя диалектика — искусство представлятьложное и сомнительное за истинное (Аристотель, Риторика, II 24, 1402 а 23),мегарцы диалектика называли искусство спора (Платон, Софист, 253ДЕ). диалектикав философии Аристотеля — способ доказательства, когда исходят из положений,полученных от других, и достоверность которых неизвестна. Аристотель различал 3типа умозаключений: аподиктические, пригодные для науч. доказательства, диалектические,применяемые в споре, и эристические. В диалектическом доказательстве исходят извероятных суждений и приходят к вероятным заключениям. Истину можно обнаружитьпосредством диалектического умозаключения только случайно. Эристическоеумозаключение ниже диалектического, ибо оно приходит к заключениям, которыеимеют только кажущуюся вероятность (Тоника, II, 100 а 27). В средние века вфилософии термин диалектика употреблялся в самых различных значениях. ИоаннСкотт называл диалектику, особое учение о сущем, Абеляр — искусство различенияистины и лжи, термин диалектика употреблялся в значении «логика», аиногда под диалектика подразумевали искусство дискутирования.
В философии Кантадиалектикой называется логика видимости, которая не приводит к истине. Когдаобщая логика из канона превращается в органон для созидания утверждений,претендующих на объективность, она становится диалектика (И.Кант, Критикачистого разума, П., 1915, с. 66).
По Гегелю, диалектика-своеобразный и единственно правильный метод познания, противоположныйметафизике. Метафизическая или догматичная философия основывается нарассудочном познании явлений, когда фиксируются отд. свойства предметанезависимо друг от друга. Догматическая философия держится одностороннихопределений рассудка и исключает противоположные им определения. Догматизмвсегда допускает одно из двух противоположных определений, например, что мирили конечен, или бесконечен (Гегель, Соч., т. 1, М. — Л., 1929, с.70 — 71).Диалектический метод в противоположность метафизическому основывается наразумном познании, рассматривает предмет в единстве его противоположныхопределений. диалектика — метод познания, посредством которого постигается свысшей точки зрения единство противоречий. Идеалистическая концепция диалектикау Гегеля — учение о самодвижении понятий; метод диалектика раскрывает истинноесодержание предмета и, следовательно, показывает неполноту одностороннихопределений рассудка.
Открытые Гегелем имистифицированные им законы диалектики были заново выведены К.Марксом иФ.Энгельсом из социальной и природной действительности. Было доказано, что": в природе сквозь хаос бесчисленных изменений пробивают себе путь те жедиалектические законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейсяслучайностью событий:" (Ф.Энгельс, «Анти-Дюринг, М., 1957, ст. 11).
В марксистской философиитермин диалектика употребляется в значении теории и метода познания явленийдействительности путем постижения самодвижения предмета на основе внутреннихпротиворечий. Марксистская диалектика исходит из признания постоянного становления,развития явлений материального мира. Развитие — это не просто движение, подкоторым разумеется любое изменение, а такое движение, конечным результатом которогоявляется восхождение от простого к сложному, от низшего к высшему. Этовосхождение носит сложный характер. Вскрыть объективные законы столкновения,развития различных форм и видов материи — задача диалектика, как науки. Самаидея развития всего существующего имеет историю своего развития, о чемсвидетельствует пройденный философией путь. Причем главной в историиформирования этой идеи является мысль о противоречиях всего существующего,борьбе противоположностей, как источнике развития.

2.Диалектический и метафизический методы познания.
Проблема учета связейисследуемой вещи с другими вещами занимает важное место в диалектическом методепознания, отличая его от метафизического. Метафизичность мышления многихученых-естествоиспытателей, игнорировавших в своих исследованиях реальныевзаимосвязи, существующие между объектами материального мира, породила в своевремя немало трудностей в научном познании. Преодолеть эти трудности помогначавшийся в XIX в. переход от метафизики к диалектике, «… рассматривающейвещи не в их изолированности, а в их взаимной связи».
Метафизическийметод (старофилософский — связан с низким уровнем развития общественных итехнических наук) — до Гегеля, после него — диалектический метод,диалектический метод (высокий уровень развития конкретных наук).
1.метафизический метод — явления рассматриваются изолированно друг от друга,диалектический метод — причина явлений — взаимодействие противоположностей,порождающих друг друга.
2.метафизический метод — абсолютизация несущественных связей, диалектическийметод — сначала анализ поверхностных связей, затем глубинных (поверх — глуб — оценка поверх связей).
3.метафизический метод — источником развития является внешняя сила, толчок,диалектический метод — источник саморазвития — в самом явлении, состоящем изпротиворечий.
4.метафизический метод — развитие — простой рост, количественное увеличение,диалектический метод — развитие — количественное увеличение качественныескачки.
5.метафизический метод — развитие в виде замкнутой окружности, диалектическийметод — развитие в виде разомкнутой окружности (новое отличается от старого).
Необходимостьи случайность. Возможность и действительность Необходимость содержит в себенеобходимое для существования. Случайность — форма существования необходимости.За каждым случайным явлением стоит необходимость.

3. Что такое идеализм?
Идеализм,— ист (от греч. через лат. idealis) — имеет много различных, но связанных междусобою значений, которые могут быть расположены в последовательный ряд по мереуглубления понятия.
1) Всамом обыкновенном и поверхностном смысле под идеализм разумеют наклонность кболее высокой, чем следует, оценке лиц и жизненных явлений, т. е. к идеализациидействительности; так идеалистом называют, напр., человека, который верит вдоброту и честность всех своих ближних и старается все их поступки объяснятьдостойными или, по крайней мере, невинными побуждениями; в этом значенииидеализм есть почти синоним оптимизма.
2)Далее идеализм называется преобладание у кого-либо общих интересов надчастными, умственных и нравственных — над материальными.
3)Сродный с этим, но более глубокий смысл получает идеализм, когда имобозначается сознательное пренебрежение реальными практическими условиями жизнивследствие веры в могущество и торжество высших начал нравственного илидуховного порядка. Указанные три вида принадлежат к идеализм психологическому,выражающему известное душевное настроение и субъективное отношение вдействительности практической. Далее следуют различные типы идеализм собственнофилософского, представляющего некоторое теоретическое отношение ума к действительности,как мыслимой.
4)Идеализм платоновского или дуалистического типа, основанный на резкомпротивоположении двух областей бытия: мира умосозерцаемых идей, как вечных иистинных сущностей, и мира чувственных явлений, как бытия текущего неуловимого,только кажущегося, лишенного внутренней силы и достоинства; при всейпризрачности видимого бытия, оно имеет, однако, в этой системе самостоятельнуюоснову, независимую от мира идей, именно материю, представляющую нечто среднеемежду бытием и небытием.
5) Этотосадок реализма окончательно уничтожается в идеализм Берклеевского типа; здесьединственною основою всего признается бытие духовное, представляемое божествомс одной стороны и множеством тварных умов — с другой; действием первого напоследних возникают в них ряды и группы представлений или идей (вангло-французском смысле этого слова; см. ниже), из коих некоторые более яркие,определенные и сложные суть то, что называется телами или вещественнымипредметами; таким образом весь физический мир существует только в идеях ума илиумов, а материя есть только пустое отвлечение, которому лишь по недоразумениюфилософов приписывается самостоятельная реальность. Эти два видаидеализм(Платона и Берклея) обозначаются иногда как идеализм догматический, таккак он основан на известных положениях о сущности вещей, а не на критике нашихпознавательных способностей. С такою критикою связан
6)идеализм англ. школы, своеобразно сочетавшийся с эмпиризмом и сенсуализмом. Этаточка зрения отличается от Берклеевской тем, что не признает никаких духовныхсубстанций и никакого самостоятельного субъекта или носителя психическихявлений; все существующее сводится здесь к рядам ассоциированных идей илисостояний сознания без особых субъектов, как и без реальных объектов. Этот взгляд,вполне развитый лишь в нашем веке (Миллем), уже в прошлом (у Юма) обнаружилсвою несовместимость с каким бы то ни было достоверным познанием. Чтобыпредотвратить роковой для науки скептицизм Юма, Кант предпринял свою критикуразума и основал
7)Идеализм, трансцендентальный, согласно которому доступный нам мир явлений,кроме зависимости своей от эмпирического материала ощущений определяется, всвоем качестве познаваемого, внутренними априорными условиями всякого познания,именно формами чувственности (пространством и временем), категориями рассудка иидеями разума; таким образом, все предметы доступны нам лишь своею идеальноюсущностью, определяемою функциями нашего познающего субъекта, самостоятельнаяже, реальная основа явлений лежит за пределами познания (мир вещи в себе, Dingan sich). Этот собственно Кантовский идеализм называется критическим;дальнейшее его развитие породило три новые вида трансцендентального Идеализм:
8)субъективный идеализм Фихте,
9)объективный идеализм Шеллинга и
10)абсолютный идеализм Гегеля.
Основноеразличие между этими четырьмя видами трансцендентального идеализм можетвыясниться по отношению к главному вопросу о реальности внешнего мира. ПоКанту, этот мир не только существует, но и обладает полнотою содержания,которое, однако, по необходимости остается для нас неведомым. У Фихте внешняяреальность превращается в бессознательную границу, толкающую трансцендентальныйсубъект, или я к постепенному созиданию своего, вполне идеального, мира. УШеллинга эта внешняя граница вбирается внутрь или понимается как темнаяпервооснова (Urgrund и Ungrund) в самой творческой субстанции, которая не естьни субъект, ни объект, а тожество обоих. Наконец, у Гегеля упраздняетсяпоследний остаток внешней реальности, и всемирный процесс, вне которого нетничего, понимается как безусловно имманентное диалектическое самораскрытиеабсолютной идеи. Общее суждение о философском Идеализм., сказавшем своепоследнее слово в гегельянстве, может ограничиться указанием, что противоречиемежду идеальным и реальным, между внутренним и внешним, мышлением и бытием и т.д. упразднено здесь односторонне, в сфере чистого мышления, т. е. все примиренотолько в отвлеченной мысли, а не на деле. Эта непреложная граница философскогоидеализм есть, впрочем, граница самой философии, которая в гегелевской системенапрасно хотела стать на место всего. Для действительного оправдания идеализмдолжно обратиться к деятельному, практическому осуществлению абсолютной идеи,т. е. истины, в человеческой и мировой жизни.

Литература
1. Алексеев П.В, ПанинА.В. «Философия» М.: Проспект,2000
2. Лешкевич Т.Г.«Философия науки: традиции и новации» М.: ПРИОР,2001
3. Спиркин А.Г. «Основыфилософии» М.: Политиздат,1988
4. «Философия» под. ред.Кохановского В.П. Ростов-н/Д.: Феникс,2000
5. Голубинцев В.О.,Данцев А.А., Любченко В.С. «Философия для технических вузов». Ростовн/Д.: Феникс,2001
6. Агофонов В.П, Казаков Д.Ф.,Рачинский Д.Д. «Философия» М.: МСХА, 2000
7. Фролов И.Т. «Введениев философию» Ч-2, М.: Политиздат, 1989
8. Рузавин Г.И.«Методология научного исследования» М .: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
9. Канке В.А. «Основные философскиенаправления и концепции науки. Итоги ХХ столетия».-М.: Логос,2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Методика ознайомлення молодших школярів з правами та обов'язками громадянина України на уроках "Я і Україна. Громадянська освіта"
Реферат Эдуард Норичский, 2-й герцог Йоркский
Реферат Финансовые аспекты лизингового бизнеса мировой опыт и отечественная практика
Реферат Злоякісні новоутворення сечостатевої системи (рак нирки, сечового міхура, простати, яєчка, статевого члена). Клініка. Діагностика. Методи лікування
Реферат Економіка найменш розвинутих країн
Реферат Внешние и внутренние факторы формирования государства у восточных славян
Реферат Хименес, Густаво
Реферат Президентские выборы в США 1820
Реферат Birds Essay Research Paper The forum speech
Реферат Конструктивистский дискурс как философско-методологическая основа изучения когнитивных функций головного
Реферат Проституция в Древнем Риме
Реферат 1. Мифологическое знание, представляя собой минимальный набор данных, необходимых для функционирования человека в мире, почти всегда вопиюще дискретно
Реферат Роль школьного музея в формировании гражданской и патриотической самореализации на примере деятельности
Реферат Исторические предпосылки возникновения фашизма и особенности его развития в Германии на начальном этапе 1918-1923 гг.
Реферат Вредные и опасные факторы при работе лазерных установок"