Реферат по предмету "Философия"


Диалектика и сознание

Содержание
Введение
1. Диалектика сознания
1.1. Структура сознания
1.2. Сознание,самосознание и рефлексия
1.3. Сознание и сферабессознательного
2. Диалектика сознания иязыка
2.1. Язык как средствообщения и взаимного понимания людей
2.2. Единство языка исознания
2.3. Знаковые системы
Заключение
Список литературы
Введение
Сознание — поразительный феномен Вселенной. В сознаниивеличайшая сила человека и величайшая печаль: печаль в том, что человек вотличие от животных знает о своей будущей смерти. Благодаря сознанию («иметьсознание» — значит «быть со знанием») мы знаем, как многообразен и бесконеченмир, и понимаем, как мы слабы и как мало можем знать. Как говорили древние: «вомногом знании многие печали».
Сознание — это высшая, свойственная только человеку функция головного мозга, сущностькоторой заключается в целенаправленном отражении объективных свойств иотношений предметов внешнего мира, в предварительном мысленном построениидействий и предвидении их результатов, в правильном регулировании исамоконтролировании взаимоотношений человека с общественной и природнойдействительностью.
Сознание неразрывно связано с языком и имеет изначально общественныйхарактер. Его объект — природа, общество и само сознание; его орган — головноймозг человека; его носитель — конкретно-историческая личность, человек; егосодержание — система исторически сложившихся и непрерывно пополняемых знаний;его стимул — общественно обусловленные потребности человека и интересыобщества; его роль состоит в правильном ориентировании человека в окружающеммире в познании и преобразовании мира на основе общественной практики.
Актуальностьизучения диалектики сознания и языка заключается в том, что оно способствуетформированию правильного научного представления об окружающем нас мире.
Целью настоящей работы является изучение диалектики сознания и языка.
Теоретической основой для написания данной работы послужили труды философов, учебники и статьи из периодических изданий по философии.1.Диалектика сознания
 1.1 Структурасознания
Определение сознания. Сознание — одна из форм проявления нашей души, при этом оченьсущественная форма, преисполненная глубокого содержания. В жизни мы частоупотребляем эти понятия как синонимы. Однако понятие «душа» шире понятия«сознание». Например, чувства — это состояние души. Их нельзя отождествлять ссознанием. Как синоним понятия «душа» можем употреблять понятие «психика».
Как же можно определить сознание? Сознание — это высшая,свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся вобобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительноммысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумномрегулировании и самоконтролировании поведения человека[1].
Структура сознания. Понятие «сознание» неоднозначно. Вшироком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражениедействительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется —биологическом или социальном, чувственном или 'рациональном, тем самымподчеркивая его отношение к материи без выявления специфики его структурнойорганизации.
В более узком и специальном значении под сознаниемподразумевают не просто психическое состояние, а высшую, собственночеловеческую форму психического отражения действительности. Сознание здесьструктурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую изразличных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. Вструктуре сознания наиболее отчетливо выделяются, прежде всего, такие моменты,как осознание вещей, а также переживание, т.е. определенное отношение ксодержанию того, что отражается. Развитие сознания предполагает, прежде всего,обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. Познание,осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект истепень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическоеи религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровнисознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядросознания. Однако они не исчерпывают его структурной полноты: оно включает всебя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодарясосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусесознания.
Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас нетолько познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные «бури»,заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любитьи ненавидеть. Познание и творчество — это не холодно рассудочное, а страстноеискание истины.
Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личностивключает в себя собственно чувства, представляющие собой отношения к внешнимвоздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроения, или эмоциональноесамочувствие (веселое, подавленное и т.д.), и аффекты (ярость, ужас, отчаяние ит.п.). В силу определенного отношения к объекту познания знания получаютразличную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение вубеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это являетсяпоказателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненнымориентиром. Чувства, эмоции суть компоненты структуры сознания. Процесспознания затрагивает все стороны внутреннего мира человека — потребности,интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе какобразное отражение, так и чувства.
Сознание не ограничивается познавательными процессами,направленностью на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намеренияпретворяются в дело благодаря усилиям воли. Однако сознание — это не суммамножества составляющих его элементов, а их интегральное,сложно-структурированное целое.
В основе всех психических процессов лежит память — Способностьмозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию.       
Движущей силой поведения и сознания людей является потребность— состояние неустойчивости организма как системы его нужды в чем-то. Такоесостояние вызывает влечение, поисковую активность, волевое усилие. Когдапотребность находит свой предмет, то влечение переходит в хотение, желание.Воля, — это факт сознания, его практическое обнаружение. Воля — это не толькоумение хотеть, желать, это психический процесс, выражающийся в действиях,направленных на удовлетворение потребности. Качественные сдвиги в характерепотребностей — это основные вехи в эволюции психики от ее элементарных форм довысшего уровня сознания. Для регуляции поведения у животных нет никаких оснований,кроме биологической полезности. У человека возникают социально обусловленныепотребности и запросы к жизни и совершенно новые идеальные побудительные силы —жажда познания истины, чувство прекрасного, моральное наслаждение, стремлениесовершить подвиг во имя блага народа, человечества и др. Причина поступка лежитв потребностях людей. Цель есть отраженная в сознании потребность. Нопотребность — это не конечная, а производная причина человеческих поступков. Ввозникновении потребностей, стремлений и желаний определяющую роль играетвнешний мир. Он обусловливает поведение людей не только непосредственно, но иопосредованно — через сложную сеть прошлых поступков, мыслей, чувств, и нетолько своих, но и других людей[2].
Человеческие чувства — это факт сознания, отражение мира ивыражение отношения человека к удовлетворению или неудовлетворению егопотребностей, интересов, соответствия или несоответствия чего-либо егопредставлениям и понятиям. Ничто в нашем сознании не совершается внеэмоциональной окраски, имеющей громадный жизненный смысл. Эмоциональный стимулзаставляет организовывать наши мысли и действия для достижения определеннойцели.1.2 Сознание,самосознание и рефлексия
Человек не только есть сам в себе, но есть и для себя, чтопроявляется в обращенности на самого себя: он осознает себя. Человек мыслит изнает себя. Он отдает себе отчет в том, что делает, думает, чувствует. Иисторически, и в ходе своего индивидуального развития человек первоначальноосознает предметы и свои практические действия, а на более высоком уровнеразвития — и свои мысли о предметах и действиях. Он осознает себя как личность.Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Яот всего, что его окружает. Самосознание — это осознание человеком своихдействий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения вобществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущениячеловеком своего собственного тела, движений, действий. Человек может статьсамим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через своюпрактически) деятельность, общение. Общественная обусловленность формирования самосознаниязаключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в ихоценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых котдельному человеку, в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознаетсебя не только посредством других людей, но и через созданную им материальную идуховную культуру. Продукты труда являются как бы зеркалами, из которыхнавстречу нам сияют наши сущности: ребенок, говорит Г. Гегель, бросает камни вреку и восхищается расходящимися на воде кругами как неким делом, в котором онполучает возможность созерцать свое собственное творение.
Познавая себя, человек, как отметил Т. Манн, никогда неостается вполне таким же, каким он был прежде. Самосознание возникло не вкачестве духовного зеркала для праздного самолюбования человека. Оно появилосьв ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали откаждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли с позицииопределенных социальных норм. Жизнь своими строгими уроками научила человекаосуществлять самоконтроль и саморегулирование. Регулируя свои действия ипредусматривая результаты этих действий, самосознающий человек берет на себяполную ответственность за них.
Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии, как бырасширяя его смысловое поле. Рефлексия — размышление личности о самой себе,когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Нерефлексируя, человек не может осознать того, что происходит в его душе, в еговнутреннем духовном мире. Рефлексия погружает нас в глубину нашей самости.Здесь важны постоянные подытоживания содеянного. Поскольку человек понимаетсебя как разумное существо, рефлексия принадлежит его природе, его социальнойнаполненности через механизмы коммуникации: рефлексия не может зародиться внедрах обособленной личности, вне коммуникации, вне приобщения к сокровищамцивилизации и культуры человечества.
Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными — отэлементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, егонравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человекнередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира, дурныепривычки и т.п. Познавая себя, человек никогда не остается таким же, каким онбыл прежде.
Говоря о сознании и самосознании, мы должны оттенить такой ихаспект, как сознательность. Что значит сознательный поступок? Поступок обладаеткачеством сознательности, поскольку он есть выражение умысла, намерения, цели,предвосхищающей результат действия. Нет абсолютной меры сознательности.Масштабы осознания субъектом своей психической деятельности простираются отсмутного понимания того, что происходит в душе, до глубокого и ясногосамосознания. Сознательность характеризуется, прежде всего тем, в какой меречеловек способен осознавать общественные последствия своей деятельности. Чембольшее место в мотивах деятельности занимает понимание общественного долга,тем выше уровень сознательности. Сознательным считается человек, способный правильнопонять действительность и, сообразуясь с этим, управлять своими поступками.
Сознательность — неотъемлемое свойство душевно здоровойчеловеческой личности. Возможность понимания последствий поступка резко суженаи даже отсутствует полностью у детей, а также у душевнобольных, подчассовершающих действия, поражающие своей нелепостью, а порой ведущие ктрагическим последствиям и для личности самого больного, и для окружающих.Больной психике недоступно благоразумие: полная обдуманность действий зиждется толькона ясном сознании. Сознательность суть нравственно-психологическаяхарактеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценкесебя, своих возможностей, намерений и целей.1.3 Сознание исфера бессознательного
Уровни ясности сознания. Термины «бессознательное», «под­сознательное», «неосознанное»часто встречаются в научной и художественной литературе, в обыденной жизни.Говорят: «Он сделал это неосознанно», «Он не хотел этого, но так получилось» ипроч.
Понятие психического значительно шире понятия сознания,которое обладает не поддающимся практическому учету градациям уровней, начинаяот высшей степени ясности, доходящей до удивительной силы прозорливости иглубины понимания сути вещей, и кончая полусознательным состоянием. Один ученыйнасчитал около двадцати ступеней сознания. Это число, видимо, можно свободноудвоить или даже утроить.
Наша обычная деятельность — практическая и теоретическая —сознательна в отношении тех результатов, которые сначала существовали взамысле, намерении как цель. Но наши поступки могут сопровождаться и такимипоследствиями, которые не вытекают из сути самих действий и намерений. Каждомуясно, что далеко не все последствия своих поступков мы осознаем[3]. Утверждают, например, чтознаменитый ученый Д.И. Ивановский, открывший неведомый мир вирусов и положившийначало вирусологии, не понял всего громадного перспективного значения того, чтоон сделал.
Бессознательное выражается и в существовании большого пластажизненного опыта, информации, которая накапливается в течение всей жизни иоседает в памяти. Из всей суммы имеющихся знаний в каждый данный момент вфокусе сознания светится лишь небольшая их доля. О некоторых хранящихся в мозгусведениях люди даже и не подозревают[4].
Ни одно произвольное действие человека не бывает на всехэтапах своего осуществления одинаково ясно осознанным. В поле сознаниянаходится прежде всего цель. Бессознательное проявляется и в так называемыхимпульсивных действиях, когда человек не дает себе отчета в последствиях своихпоступков. Известно, что за гипнотизированный человек какое-то время удерживаетпод порогом своего сознания весьма сложные ^инструкции и реализует их, еслинаступают те объективные условия, при которых они должны быть, по указаниюгипнотизера, выполнены.4 Во время нормального сна, при отсутствииконтроля сознания, в голове человека проносятся картины действительности.Известны опыты, в которых прослежи­валась способность пробуждению отнормального сна в заранее, перед засыпанием, заданные точные сроки.
О бессознательном. Следует различать два вида неосознанныхдействий. К первому виду относятся действия, никогда не осознававшиеся, а ковторому — ранее осознававшиеся действия. Так, многие наши действия, находясь впроцессе формирования под контролем сознания, автоматизируются и затем совершаютсяуже неосознанно. Сама сознательная деятельность человека возможна лишь приусловии, что максимальное число элементов этой деятельности осуществляетсяименно автоматически.
По мере развития ребенка происходит постепенная автоматизациямногих функций. И сознание освобождается от «забот» о них. Когда женеосознанное или уже автоматизированное насильственно вторгается в сознание,последнее борется с этим потоком «непрошеных гостей» и нередко оказываетсябессильным справиться с ними. Это проявляется при наличии разного родапсихических расстройств — навязчивых и бредовых идей, состояний тревоги,непреодолимого, немотивированного страха и др. Привычка как нечто машинальноераспространяется на все виды деятельности, в том числе и на мышление по принципу:мне не хотелось думать, но думалось само собой. Парадокс заключается в том, чтосознание присутствует и в бессознательных формах духовной активности, неуделяя, однако, пристального внимания всему, что совершается в глубинах духа, анаблюдая лишь за общей картиной. При этом сознание в большинстве случаев можетвзять под контроль привычные действия и ускорить, замедлить или даже остановитьих.

2.Диалектика сознания и языка
 2.1 Язык каксредство общения и взаимного понимания людей
Язык также древен, как и сознание: «Один только человек извсех живых существ одарен речью»[5]. У животных нет сознания вчеловеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. Тонемногое, о чем животные хотят сообщить друг «другу, не требует речи.Многие животные ведут стадный и стайный образ жизни, обладают голосовымиорганами, например шимпанзе могут произносить 32 звука. Сложная системасигнализации наблюдается у дельфинов. Животные располагают имимико-жестикуляторными средствами взаимной сигнализации. Так, считаетсяустановленным, что пчелы обладают особой сигнальной системой, состоящей изразличных пространственных фигур. С помощью комбинирования различных фигур вцелый танец (т.е. благодаря особому «синтаксису») пчела «рассказывает» всемурою о местоположении найденного ею источника пищи и о пути к нему[6].
Однако все эти средства сигнализации имеют принципиальноеотличие от человеческой речи: они служат выражением субъективного состояния,вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д. (частичный аналог этому —междометия в человеческом языке), либо простым указанием (частичный аналог —указательный жест человека), либо призывом к совместным действиям, либопредупреждением об опасности и т.п. (частичный аналог — восклицания, оклики,вскрики и т.д.). Язык животных никогда не достигает в своей функции актаполагания некоего абстрактного смысла в качестве предмета общения. Содержаниемобщения животных всегда является наличная в данный момент ситуация.Человеческая же речь «оторвалась» вместе с сознанием от своей ситуативное™. Улюдей существует потребность что-то сказать друг другу. Эта потребностьреализуется благодаря соответствующему строению мозга и периферическогоречевого аппарата. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначенияобразов предметов, их свойств и отношений.
Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служитьсредством общения и орудием мышления. Речь — это деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями,чувствами, пожеланиями, целепрлаганиями и т.п., который осуществляется спомощью языка, определенной системы средств общения. Язык —. это система содержательных,значимых форм: всякое слово светится лучами смыслов. Посредством языка мысли,эмоции отдельных людей превращаются из их личного достояния в общественное, вдуховное богатство всего общества. Благодаря языку человек воспринимает мир нетолько своими органами чувств и думает не только своим мозгом, а органамичувств и мозгом всех людей, опыт которых он воспринял с помощью языка. Храня всебе духовные ценности общества, будучи материальной формой конденсации ихранения идеальных моментов человеческого сознания, язык выполняет рольмеханизма социальной наследственности.
Обмен мыслями, переживаниями при помощи языка складывается издвух теснейшим образом связанных между собой процессов: выражения мыслей (ивсего богатства духовного мира человека) говорящим или пишущим и восприятия,понимания этих мыслей, чувств слушающим или читающим. (Необходимо иметь в видуи индивидуальные особенности общающихся с помощью слова: читающие одно и то жевычитывают разное.)
Человек может выражать свои мысли самыми разнообразнымисредствами. Мысли и чувства, например, музыканта, выражаются в музыкальныхзвуках, художника — в рисунках и красках, скульптора — в формах, конструктора —в чертежах, математика — в формулах, геометрических фигурах и т.п. Мысли ичувства выражаются в действиях, поступках человека, в том, что и как человекделает. Какими бы иными средствами ни выражались мысли, они в конечном счететак или иначе переводятся на словесный язык — универсальное средство средииспользуемых человеком знаковых систем, выполняющее роль всеобщегоинтерпретатора. Так, невозможно,. минуя язык, «перевести» музыкальноепроизведение, скажем, в математические форму. Это особое положение языка средивсех коммуникативных систем вызвано его связью с мышлением, производящим содержаниевсех сообщений, переданных посредством любой знаковой системы.
Близость мышления и языка, их тесное родство приводит к тому,что свое адекватное (или наиболее приближенное к такому) выражение мысльполучает именно в языке. Ясная по своему содержанию и стройная по форме мысльвыражается в доходчивой и последовательной речи. «Кто ясно думает, тот ясно иговорит», — гласит народная мудрость. По словам Вольтера, прекрасная мысльтеряет свою цену, если дурно выражена, а если повторяется, то наводит скуку. Именнос помощью языка, письменной речи мысли людей передаются на огромные расстояния,по всему земному шару, переходят от одного поколения к другому[7].
Что значит воспринять и понять высказанную мысль? Сама посебе она нематериальна. Мысль невозможно воспринять органами чувств: ее нельзяни увидеть, ни услышать, ни осязать, ни попробовать на вкус. Выражение «людиобмениваются мыслями посредством речи» не следует понимать буквально. Слушающийощущает и воспринимает материальный облик слов в их связи, а осознает то, чтоими выражается, — мысли. И это осознание зависит от уровня культуры слушающего,читающего. «… Одно и также нравоучительное изречение в устах юноши,понимающего его совершенно правильно, не имеет [для него] той значимости ишироты, которые оно имеет для духа умудренного житейским опытом зрелого мужа;для последнего этот опыт раскрывает всю силу заключенного в таком изречениисодержания»[8]. Взаимное понимание наступает лишь,в том случае, если в мозгу слушающего возникают (в силу закрепленного приобучении языку за определенным словом соответствующего образа — значения)представления и мысли, которые высказывает говорящий[9]. В науке этот принцип общения носитназвание принципа намекания, согласно которому мысль не передается в речи, алишь индуцируется (как бы возбуждается) в сознании слушателя, приводя кнеполному воспроизведению информации. Отсюда теории, в которых принципиальноотвергается возможность полного взаимного понимания общающихся.2.2 Единствоязыка и сознания
Сознание и язык образуют единство: в своем существовании онипредполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальноесодержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык естьнепосредственная деятельность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительнойдеятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не тольковыявляется, но и формируется с помощью языка. Наши мысли строятся всоответствии с нашим языком и должны ему соответствовать. Справедливо иобратное: мы организуем нашу речь в соответствии с логикой нашей мысли. «Образмира, в слове явленный». Эти слова Б. Пастернака емко характеризуют сутьединства мысли и слова. Когда мы прониклись идеей, когда ум, говорит Вольтер,хорошо овладел своей мыслью, она вы­ходит из головы вполне вооруженнойподходящими выражениями, облаченными в подходящие слова, как Минерва, вышедшаяиз головы Юпитера в доспехах. Связь между сознанием и языком не механическая, аорганическая. Их нельзя отделить друг от друга, не разрушая того и другого.
Посредством языка происходит переход от восприятий и представленийк понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксируетсвои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализукак вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли, и чувства, человекотчетливее уясняет их сам: он понимает себя, только испытав на Другихпонятность своих слов. Недаром говорится: если возникла мысль, надо изложитьее, тогда она станет яснее, а глупость, заключенная в ней, — очевидней. Язык исознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание,мышление: будучи отражением действительности, оно «лепит» формы и диктуетзаконы своего языкового бытия. Через сознание и практику структура языка, вконечном счете, отражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия. Ноединство — это не тождество: сознание отражает действительность, а язык обозначаетее и выражает в мысли. Речь — это не мышление, иначе, как отметил Л. Фейербах,величайшие болтуны должны были бы быть величай­шими мыслителями.
Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияетна сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, водном и том же объекте оттеняют различные признаки. Например, стиль мышления внемецкой философской культуре иной, чем, скажем, во французской, что визвестной мере зависит и от особенностей национальных языков этих народов.Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной, как считаютнекоторые лингвисты: мышление детерминируется главным образом своими связями сдействительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стильмышления.
Язык влияет на сознание, мышление и в том отношении, что онпридает мысли некоторую принудительность, осуществляет своего рода «тиранию»над мыслью, направляет ее движение по каналам языковых форм, как бы вгоняя в ихобщие рамки постоянно переливающиеся, изменчивые, индивидуально неповторимые,эмоционально окрашенные мысли.
Но не все выразимо с помощью языка. Тайны человеческой душинастолько глубоки, что невыразимы обычным человеческим языком: здесь нужна ипоэзия, и музыка, и весь арсенал символических средств.2.3 Знаковыесистемы
Человек получает информацию не только с помощью обычногоязыка, но и посредством разнообразнейших событий внешнего мира. Дымсигнализирует о том, что горит костер. Но тот, же дым приобретает характерусловного знака, если люди заранее, договорились о том, что он будет означать,например, «обед готов». Знак — это материальный предмет, процесс, действие,выполняющие в общении роль представителя чего-то другого и используемые дляприобретения, хранения, преобразования и передачи информации. Знаковые системывозникли и развиваются как материальная форма, в которой осуществляютсясознание, мышление, реализуются информационные процессы в обществе, а в нашевремя и в технике. Под значением знаков имеется в виду та информация о вещах,свойствах и отношениях, которая передается с их помощью. Значение являетсявыражен­ным в материальной форме знака отражением объективной действительности.В него входят как понятийные, так и чувственные и эмоциональные компоненты,волевые побуждения, просьбы — словом, вся сфера психики, сознания.
Исходной знаковой системой является обычный, естественныйязык. Среди неязыковых знаков выделяются знаки-копии (фотографии, отпечаткипальцев, отпечатки ископаемых животных и растений и т.п.); знаки-признаки(озноб — симптом болезни, туча — предвестник приближения дождя и т.п.);знаки-сигналы (фабричный гудок, звонок, аплодисменты и т.п.); знаки-символы(например, двуглавый орел символизирует российскую государственность);знаки-общения — вся совокупность естественных и искусственных языков. К знакамискусственных систем относятся, например, различные кодовые системы (азбукаМорзе, коды, используемые при составлении программ для компьютеров), знакиформул, различные схемы, система сигнализации уличного движения и др. Любойзнак функционирует только в соответствующей системе. Строение ифункционирование знаковых систем изучает семиотика.
Развитие знаковых систем определяется потребностями развитиянауки, техники, искусства и общественной практики. Употребление специальнойсимволики, особенно искусственных систем, формул, создает для науки огромныепреимущества. Например, употребление знаков, из которых составляются формулы,дает возможность в сокращенном виде фиксировать связи мыслей, осуществлятьобщение в международном масштабе. Искусственные знаковые системы, в том числеязыки-посредники, используемые в технике, являются дополнением естественныхязыков и существуют лишь на их основе.
Заключение
В заключение рассмотрения темы настоящего реферата необходиморезюмировать все вышесказанное и подвести некоторые итоги.
Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функциямозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражениидействительности, в предварительном мысленном построении действий и предвиденииих результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведениячеловека.
Возникновение и развитие сознания как социально-культурногоявления, специфически человеческой формы отражения неразрывно связано свозникновением и развитием языка как материального носителя, воплощения нормсознания. Только будучи выражено в языке, коллективно вырабатываемое сознаниевыступает как некоторая социальная реальность.
Язык и вообще вся богатейшая знаково-символическая сфера неимеет самодовлеющего смысла. Все силы души, все возможности речевого общения (амышление возможно только на основе языка) нацелены на общение с миром и с себеподобными в жизни общества. А это возможно только при условии как можно болееглубокого постижения сущего.
Я язык формировался и развивался в тесной связи с развитиемтруда и общества. При этом одной из предпосылок его возникновения набиологическом уровне явились существующие уже у высших животных системызвуковой сигнализации. В языке с особой отчетливостью обнаруживает себяобщественная природа сознания. Язык так же древен, как и сознание. Язык исознание представляют собой органическое единство, не исключающее, однако, ипротиворечий между ними.
Человеческое сознание, следовательно, — это удивительный инигде больше в природе не встречающийся феномен, свидетельствующий обисключительности человека. Можно без преувеличения сказать, что со знание — этотаинственный и могущественный дар человечеству. Непонятно только, чей это дар —Бога, природы или каких-то случайных мутаций, произошедших в человеческоморганизме.
Списоклитературы
1.        Введение вфилософию: Тексты лекций / Новосибирский институт народного хозяйства; под ред.Фигуровской. – Новосибирск, 1993.
2.        Введение вфилософию: Учебник для вузов. В 2 ч. / Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., АрефьеваГ.С. и др. – М.: Политиздат, 1989.
3.        Горбачев В.Г.Основы философии: Курс лекций. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
4.        Губин В. Д.Основы философии: учеб. пособие / В. Д. Губин. – М.: ТОН – Остожье. – 1999. –384 с.
5.        Крапивенский С.Э. Общий курс философии: учебник / С. Э. Крапивенский. – Волгоград: ЛИБРИС,1999. – 472 с.
6.        Лосев А.Ф.Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991
7.        Спиркин А. Г.Философия: учебник / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2001. – 816 с.
8.        Спиркин А.Происхождение сознания / А. Спиркин. – М.: Госполитиздат, 1960. – 470 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «феномен криоглобулинемии, прогностическая и функциональная значимость криоглобулинов при ишемическом инсульте» 14. 00. 36 аллергология и иммунология
Реферат Список ныне царствующих монархов
Реферат Caffeine And Pregnancy Essay Research Paper Caffeine
Реферат Антропогенные загрязнения почвенного покрова
Реферат Ф.М. Достоевский (краткая биография с 1867 года)
Реферат Логопедическая работа по развитию голосовых возможностей у детей среднего дошкольного возраста имеющих
Реферат Навчання фізиці повинно бути важким, але обов’язково переможним для всіх школярів
Реферат Порядок действий аудитора в соответствии с правилами стандартами аудиторской деятельности
Реферат Устаткування дільничної станції пристроями електричної централізації системи БМРЦ
Реферат Красногорлая амадина
Реферат «Христианская семья»
Реферат Чем кошка отличается от собаки?
Реферат Голодомор 1932—1933 годов
Реферат Система государственного регулирования оплаты труда в Республике Беларусь (на материалах РУП "Гомельэнерго" филиал "Гомельские электрические сети")
Реферат Раскрытие контекстуальных значений в переводе