Реферат по предмету "Философия"


Возрожденческая трактовка диалектики. Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей

Одним из  характерных   представителей    ренессансной
философии  был Николай  Кузанский  (1401-1464).  Анализ его
учения  позволяет особенно  ясно  увидеть  различия   между
древнегреческой ивозрожденческой трактовками бытия.
     НиколайКузанский,  как  и  большинство  философов  его
времени, ориентировался  на традицию неоплатонизма.  Однако
при этом онпереосмыслил  учение  неоплатоников,  начиная  с
центрального   для  них   понятия   единого.  У  Платона  и
неоплатоников,  какмы знаем,  единое характеризуется  через
противоположность «иному»,  не-единому.  Эта характеристика
восходит  к пифагорейцам  и  элеатам,   противопоставлявшим
единое    многому,  предел   -   беспредельному.   Кузанец,
разделяющий принципы   христианского   монизма,   отвергает
античный   дуализм  и   заявляет,  что  «единому  ничто  не
противоположно». А  отсюда  он  делает  характерный  вывод:
«единое естьвсе» — формула, звучащая пантеистически и прямо
предваряющаяпантеизм Джордано Бруно.
     Эта формула  неприемлема   для  христианского  теизма,
принципиальноотличающего  творение  (  «все»  )  от  творца
(единого);  но, что  не  менее  важно,  она отличается и от
концепциинеоплатоников,  которые никогда  не  отождествляли
единое    со  «всем».   Вот   тут   и   появляется   новый,
возрожденческий  подход   к   проблемам    онтологии.    Из
утверждения,  чтоединое не имеет противоположности, Кузанец
делает  вывод,  что единое   тождественно   беспредельному,
бесконечному. Бесконечное  — это то,  больше чего ничего не
может  быть, Кузанец  поэтому  называет  его  «максимумом»;
единое же — это«минимум». Николай Кузанский, таким образом,
открыл принципсовпадения  противоположностей  (coincidentia
oppositorum)  - максимума  и минимума.  Чтобы сделать более
наглядным этотпринцип,  Кузанец  обращается  к  математике,
указывая,  что приувеличении радиуса круга до бесконечности
окружность  превращается в  бесконечную  прямую.  У  такого
максимального  круга   диаметр   становится   тождественным
окружности,  болеетого — с окружностью совпадает не  только
диаметр,   но  и центр,  а  тем  самым  точка  (минимум)  и
бесконечная прямая(максимум) представляют собой одно  и  то
же.  Аналогично обстоит дело с треугольником:  если одна из
его  сторон бесконечна,  то  и  другие   две   тоже   будут
бесконечными. Таким  образом доказывается,  что бесконечная
линия есть итреугольник, и круг, и шар.
     Совпадениепротивоположностей     является    важнейшим
методологическимпринципом философии Николая Кузанского, что
делает   его  одним   из   родоначальников  новоевропейской
диалектики.  УПлатона,  одного  из  крупнейших  диалектиков
античности,    мы   не    находим   учения   о   совпадении
противоположностей, поскольку для древнегреческой философии
характерен дуализм,  противопоставление  идеи (или формы) и
материи, единого ибеспредельного. Напротив, у Кузанца место
единого  теперь занимает  понятие актуальной бесконечности,
которое и есть, собственно, совмещение противоположностей -
единого ибеспредельного.
     Проведенное,хотя   и   не   всегда    последовательно,
отождествление единого  с бесконечным впоследствии повлекло
за собой перестройкупринципов не только античной  философии
и  средневековой теологии,  но  и  античной и средневековой
науки — математики иастрономии.
     Ту роль, какую  у  греков  играло неделимое (единица),
вносящее меру, предел как в сущее в целом,  так и в  каждый
род сущего, уКузанца выполняет бесконечное — теперь на него
возложена  функция   быть   мерой   всего   сущего.    Если
бесконечность становится  мерой,  то  парадокс  оказывается
синонимом точногознания.  И в самом деле,  вот что вытекает
из   принятых  Кузанцем   предпосылок:   "… если  бы  одна
бесконечная линиясостояла из бесконечного числа отрезков  в
пядь,  а другая — избесконечного числа отрезков в две пяди,
они все-таки  с необходимостью  были  бы  равны,  поскольку
бесконечность  не может  быть  больше  бесконечности".  Как
видим,  перед лицомбесконечности всякие  конечные  различия
исчезают, и двойкастановится равна единице, тройке и любому
другому числу.
     В геометрии, как  показывает  Николай Кузанский,  дело
обстоит так же,  каки в арифметике. Различение рациональных
и  иррациональныхотношений,  на котором держалась геометрия
греков, Кузанецобъявляет имеющим значение только для низшей
умственной  способности   -  рассудка,  а  не  разума.  Вся
математика,  включая арифметику,  геометрию  и  астрономию,
есть,  по убеждениюКузанца,  продукт деятельности рассудка;
рассудок как раз ивыражает своей основной  принцип  в  виде
запрета   противоречия,    то    есть   запрета   совмещать
противоположности.Николай Кузанский возвращает нас к Зенону
с его парадоксамибесконечности,  с тем,  однако, различием,
что Зенон  видел  в парадоксах  орудие  разрушения  ложного
знания,  а  Кузанец -  средство созидания знания истинного.
Правда,  само этознание имеет особый характер  -  оно  есть
«умудренноеневедение».
     Тезис обесконечном как мере вносит преобразования и  в
астрономию.   Если  в   области   арифметики   и  геометрии
бесконечное  как  мера   превращает   знание   о   конечных
соотношениях  в приблизительное,  то в астрономию эта новая
мера вносит,  крометого, еще и принцип относительности. И в
самом  деле:  так как  точное  определение размеров и формы
мироздания может быть  дано  лишь  через  отнесение  его  к
бесконечности,  то в  нем  не  могут быть различены центр и
окружность.
     РассуждениеКузанца   помогает   понять   связь   между
философской   категорией    единого    и    космологическим
представлениемдревних о наличии центра мира,  а тем самым -
о его конечности.Осуществленное им отождествление единого с
беспредельным разрушает  ту  картину  космоса,  из  которой
исходили не толькоПлатон и  Аристотель,  но  и  Птолемей  и
Архимед.  Для античной  науки  и большинства представителей
античной философиикосмос был  очень  большим,  но  конечным
телом. А признакконечности тела — это возможность различить
в нем  центр  и периферию,  «начало»  и  «конец».  Согласно
Кузанцу, центр иокружность космоса — это бог, а потому хотя
мир не бесконечен, однако его нельзя помыслить и  конечным,
поскольку  у  него нет  пределов,  между которыми он был бы
замкнут.
                  Бесконечная вселенная
                    Коперника и Бруно.
                      Гелиоцентризм
     Этиположения     Кузанца     противоречат    принципам
аристотелевскойфизики,  основанной на различении высшего  -
надлунного  инизшего — подлунного миров.  Кузанец разрушает
конечный космосантичной и  средневековой  науки,  в  центре
которого  находится   неподвижная   Земля.   Тем  самым  он
подготовляет  коперниканскую   революцию   в    астрономии,
устранившуюгеоцентризм аристотелевско-птолемеевской картины
мира.  Вслед  за Николаем  Кузанским  Коперник  (1473-1543)
пользуется принципом  относительности  и  на нем основывает
новуюастрономическую систему.
     Характернаядля  Николая  Кузанского  тенденция мыслить
высшее  начало бытия   как   тождество   противоположностей
(единого  и бесконечного)  была  результатом пантеистически
окрашенногосближения бога с миром,  творца с творением. Эту
тенденцию  еще  более углубил  Джордано  Бруно (1548-1600),
создавпоследовательно  пантеистическое  учение,  враждебное
средневековомутеизму.  Джордано Бруно опирался не только на
Николая Кузанского, но и  на  гелиоцентрическую  астрономию
Николая  Коперника.   Согласно   учению  Коперника,  Земля,
во-первых, вращаетсявокруг своей оси, чем объясняется смена
дня  и  ночи,  а также движение звездного неба.  Во-вторых,
Земля вращается вокруг  Солнца,  помещенного  Коперником  в
центр  мира.  Таким образом,  Коперник  разрушает важнейший
принципаристотелевской физики и космологии, отвергая вместе
с  ним  и представление  о  конечности  космоса.  Вслед  за
Кузанцем  Коперник считает,  что  Вселенная  неизмерима   и
безгранична;   он  называет  ее  «подобной  бесконечности»,
одновременнопоказывая,  что размеры Земли  но  сравнению  с
размерами Вселеннойисчезающе малы.
     Отождествляякосмос  с  бесконечным  божеством,   Бруно
получает ибесконечный космос.
     Снимая, далее,границу между творцом и творением, Бруно
разрушает  и традиционную  противоположность  формы  -  как
начала неделимого, апотому активного и творческого, с одной
стороны,  и материи  как  начала  беспредельного,  а потому
пассивного,  с другой.  Бруно,  таким  образом,  не  только
передает самойприроде то,  что в средние века приписывалось
богу,  а  именно активный,  творческий  импульс.  Он   идет
значительно дальше,  отнимая у формы и передавая материи то
начало  жизни  и движения,  которое  со  времен  Платона  и
Аристотеля   считалось  присущим   именно  форме.  Природа,
согласно Бруно, есть«бог в вещах».
     Пантеизм Бруно прокладывал  путь к материалистическому
пониманию природы. Неудивительно,  что  учение  Бруно  было
осуждено  церковью как  еретическое.  Инквизиция требовала,
чтобы итальянскийфилософ отрекся от своего  учения.  Однако
Бруно  предпочелсмерть отречению,  и в 1600 году был сожжен
на костре.
     Новоесоотношение   между   материей  и  формой,  новое
понимание материисвидетельствует о  том,  что  в  XVI  веке
сформировалосьсознание,  существенно отличное от античного.
Если   для   древнегреческого    философа    предел    выше
беспредельного,    завершенное     и    целое    прекраснее
незавершенного,  то   для   философа   эпохи    Возрождения
возможность  богаче актуальности,  движение  и  становление
предпочтительнеенеподвижно-неизменного бытия. И не случайно
в  этот  период особо  притягательным  оказывается  понятие
бесконечного:парадоксы актуальной бесконечности играют роль
своего рода методане только у Николая Кузанского и Джордано
Бруно,  но и у такихвыдающихся ученых конца XVI-начала XVII
века, как Галилей иКавальери.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.