Одним из характерных представителей ренессансной
философии был Николай Кузанский (1401-1464). Анализ его
учения позволяет особенно ясно увидеть различия между
древнегреческой ивозрожденческой трактовками бытия.
НиколайКузанский, как и большинство философов его
времени, ориентировался на традицию неоплатонизма. Однако
при этом онпереосмыслил учение неоплатоников, начиная с
центрального для них понятия единого. У Платона и
неоплатоников, какмы знаем, единое характеризуется через
противоположность «иному», не-единому. Эта характеристика
восходит к пифагорейцам и элеатам, противопоставлявшим
единое многому, предел - беспредельному. Кузанец,
разделяющий принципы христианского монизма, отвергает
античный дуализм и заявляет, что «единому ничто не
противоположно». А отсюда он делает характерный вывод:
«единое естьвсе» — формула, звучащая пантеистически и прямо
предваряющаяпантеизм Джордано Бруно.
Эта формула неприемлема для христианского теизма,
принципиальноотличающего творение ( «все» ) от творца
(единого); но, что не менее важно, она отличается и от
концепциинеоплатоников, которые никогда не отождествляли
единое со «всем». Вот тут и появляется новый,
возрожденческий подход к проблемам онтологии. Из
утверждения, чтоединое не имеет противоположности, Кузанец
делает вывод, что единое тождественно беспредельному,
бесконечному. Бесконечное — это то, больше чего ничего не
может быть, Кузанец поэтому называет его «максимумом»;
единое же — это«минимум». Николай Кузанский, таким образом,
открыл принципсовпадения противоположностей (coincidentia
oppositorum) - максимума и минимума. Чтобы сделать более
наглядным этотпринцип, Кузанец обращается к математике,
указывая, что приувеличении радиуса круга до бесконечности
окружность превращается в бесконечную прямую. У такого
максимального круга диаметр становится тождественным
окружности, болеетого — с окружностью совпадает не только
диаметр, но и центр, а тем самым точка (минимум) и
бесконечная прямая(максимум) представляют собой одно и то
же. Аналогично обстоит дело с треугольником: если одна из
его сторон бесконечна, то и другие две тоже будут
бесконечными. Таким образом доказывается, что бесконечная
линия есть итреугольник, и круг, и шар.
Совпадениепротивоположностей является важнейшим
методологическимпринципом философии Николая Кузанского, что
делает его одним из родоначальников новоевропейской
диалектики. УПлатона, одного из крупнейших диалектиков
античности, мы не находим учения о совпадении
противоположностей, поскольку для древнегреческой философии
характерен дуализм, противопоставление идеи (или формы) и
материи, единого ибеспредельного. Напротив, у Кузанца место
единого теперь занимает понятие актуальной бесконечности,
которое и есть, собственно, совмещение противоположностей -
единого ибеспредельного.
Проведенное,хотя и не всегда последовательно,
отождествление единого с бесконечным впоследствии повлекло
за собой перестройкупринципов не только античной философии
и средневековой теологии, но и античной и средневековой
науки — математики иастрономии.
Ту роль, какую у греков играло неделимое (единица),
вносящее меру, предел как в сущее в целом, так и в каждый
род сущего, уКузанца выполняет бесконечное — теперь на него
возложена функция быть мерой всего сущего. Если
бесконечность становится мерой, то парадокс оказывается
синонимом точногознания. И в самом деле, вот что вытекает
из принятых Кузанцем предпосылок: "… если бы одна
бесконечная линиясостояла из бесконечного числа отрезков в
пядь, а другая — избесконечного числа отрезков в две пяди,
они все-таки с необходимостью были бы равны, поскольку
бесконечность не может быть больше бесконечности". Как
видим, перед лицомбесконечности всякие конечные различия
исчезают, и двойкастановится равна единице, тройке и любому
другому числу.
В геометрии, как показывает Николай Кузанский, дело
обстоит так же, каки в арифметике. Различение рациональных
и иррациональныхотношений, на котором держалась геометрия
греков, Кузанецобъявляет имеющим значение только для низшей
умственной способности - рассудка, а не разума. Вся
математика, включая арифметику, геометрию и астрономию,
есть, по убеждениюКузанца, продукт деятельности рассудка;
рассудок как раз ивыражает своей основной принцип в виде
запрета противоречия, то есть запрета совмещать
противоположности.Николай Кузанский возвращает нас к Зенону
с его парадоксамибесконечности, с тем, однако, различием,
что Зенон видел в парадоксах орудие разрушения ложного
знания, а Кузанец - средство созидания знания истинного.
Правда, само этознание имеет особый характер - оно есть
«умудренноеневедение».
Тезис обесконечном как мере вносит преобразования и в
астрономию. Если в области арифметики и геометрии
бесконечное как мера превращает знание о конечных
соотношениях в приблизительное, то в астрономию эта новая
мера вносит, крометого, еще и принцип относительности. И в
самом деле: так как точное определение размеров и формы
мироздания может быть дано лишь через отнесение его к
бесконечности, то в нем не могут быть различены центр и
окружность.
РассуждениеКузанца помогает понять связь между
философской категорией единого и космологическим
представлениемдревних о наличии центра мира, а тем самым -
о его конечности.Осуществленное им отождествление единого с
беспредельным разрушает ту картину космоса, из которой
исходили не толькоПлатон и Аристотель, но и Птолемей и
Архимед. Для античной науки и большинства представителей
античной философиикосмос был очень большим, но конечным
телом. А признакконечности тела — это возможность различить
в нем центр и периферию, «начало» и «конец». Согласно
Кузанцу, центр иокружность космоса — это бог, а потому хотя
мир не бесконечен, однако его нельзя помыслить и конечным,
поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы
замкнут.
Бесконечная вселенная
Коперника и Бруно.
Гелиоцентризм
Этиположения Кузанца противоречат принципам
аристотелевскойфизики, основанной на различении высшего -
надлунного инизшего — подлунного миров. Кузанец разрушает
конечный космосантичной и средневековой науки, в центре
которого находится неподвижная Земля. Тем самым он
подготовляет коперниканскую революцию в астрономии,
устранившуюгеоцентризм аристотелевско-птолемеевской картины
мира. Вслед за Николаем Кузанским Коперник (1473-1543)
пользуется принципом относительности и на нем основывает
новуюастрономическую систему.
Характернаядля Николая Кузанского тенденция мыслить
высшее начало бытия как тождество противоположностей
(единого и бесконечного) была результатом пантеистически
окрашенногосближения бога с миром, творца с творением. Эту
тенденцию еще более углубил Джордано Бруно (1548-1600),
создавпоследовательно пантеистическое учение, враждебное
средневековомутеизму. Джордано Бруно опирался не только на
Николая Кузанского, но и на гелиоцентрическую астрономию
Николая Коперника. Согласно учению Коперника, Земля,
во-первых, вращаетсявокруг своей оси, чем объясняется смена
дня и ночи, а также движение звездного неба. Во-вторых,
Земля вращается вокруг Солнца, помещенного Коперником в
центр мира. Таким образом, Коперник разрушает важнейший
принципаристотелевской физики и космологии, отвергая вместе
с ним и представление о конечности космоса. Вслед за
Кузанцем Коперник считает, что Вселенная неизмерима и
безгранична; он называет ее «подобной бесконечности»,
одновременнопоказывая, что размеры Земли но сравнению с
размерами Вселеннойисчезающе малы.
Отождествляякосмос с бесконечным божеством, Бруно
получает ибесконечный космос.
Снимая, далее,границу между творцом и творением, Бруно
разрушает и традиционную противоположность формы - как
начала неделимого, апотому активного и творческого, с одной
стороны, и материи как начала беспредельного, а потому
пассивного, с другой. Бруно, таким образом, не только
передает самойприроде то, что в средние века приписывалось
богу, а именно активный, творческий импульс. Он идет
значительно дальше, отнимая у формы и передавая материи то
начало жизни и движения, которое со времен Платона и
Аристотеля считалось присущим именно форме. Природа,
согласно Бруно, есть«бог в вещах».
Пантеизм Бруно прокладывал путь к материалистическому
пониманию природы. Неудивительно, что учение Бруно было
осуждено церковью как еретическое. Инквизиция требовала,
чтобы итальянскийфилософ отрекся от своего учения. Однако
Бруно предпочелсмерть отречению, и в 1600 году был сожжен
на костре.
Новоесоотношение между материей и формой, новое
понимание материисвидетельствует о том, что в XVI веке
сформировалосьсознание, существенно отличное от античного.
Если для древнегреческого философа предел выше
беспредельного, завершенное и целое прекраснее
незавершенного, то для философа эпохи Возрождения
возможность богаче актуальности, движение и становление
предпочтительнеенеподвижно-неизменного бытия. И не случайно
в этот период особо притягательным оказывается понятие
бесконечного:парадоксы актуальной бесконечности играют роль
своего рода методане только у Николая Кузанского и Джордано
Бруно, но и у такихвыдающихся ученых конца XVI-начала XVII
века, как Галилей иКавальери.