1. Виды социологического исследования
Внаиболее общем виде социологическое исследование можно определить как системулогически последовательных методологических, методических иорганизационно-технических процедур, связанных между собой единой целью:получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях ипротиворечиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практикеуправления общественной жизнью.
Социологическоеисследование включает четыре сменяющих друга этапа: подготовку исследования;сбор первичной социологической информации; подготовку собранной информации кобработке и ее обработку; анализ полученной информации, подведение итоговисследования, формулировку выводов и рекомендаций.
Несмотряна то что каждое социологическое исследование, претендующее на цельность изаконченность, включает вышеназванные этапы, единой, унифицированной формысоциологического анализа, пригодной для изучения различной сложности проблем,не существует.
Конкретныйвид социологического исследования обусловлен характером поставленных в немцелей и задач. Именно в соответствии с ними и различают три основных видасоциологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.
Разведывательноеисследование решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оноохватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается наупрощенной программе и сжатом по объему инструментарии.
Разведывательноеисследование используется для предварительного обследования определенногопроцесса или явления. Потребность в таком предварительном этапе, как правило,возникает тогда, когда проблема или мало, или вообще не изучена. В частности,он успешно применяется для получения дополнительной информации о предмете иобъекте, для уточнения и корректировки гипотез и задач, инструментария и границобследуемой совокупности в углубленном, широкомасштабном исследовании, а такжедля выявления трудностей, которые могут встретиться в дальнейшем.
Подпервичной социологической информацией принято понимать полученные в ходесоциологического исследования в различной форме необобщенные сведения(например, ответы опрашиваемых на вопросы анкеты, интервью, записиисследователя в карточках наблюдения и др.), подлежащие дальнейшей обработке иобобщению.
Выполняявспомогательные задачи, разведывательное исследование служит поставщикомоперативных данных. В этом смысле можно говорить о такой его разновидности, какэкспресс-опрос, цель которого состоит в получении отдельных сведений, особоинтересующих исследователя в данный момент.
Спомощью оперативных опросов определяют отношение людей к актуальным событиям ифактам (так называемый зондаж общественного мнения), а также степеньэффективности только что проведенных мероприятий. Нередко к таким опросамприбегают для оценки хода и результатов различных общественно-политическихкампаний.
Обычнов разведывательном исследовании используется какой-либо один из наиболеедоступных методов сбора первичной социологической информации, дающийвозможность сделать это в короткие сроки. Кроме того, если речь идет обуточнении предмета или объекта широкомасштабного исследования, может бытьосуществлен анализ специальной литературы, а также проведен опрос компетентныхспециалистов (экспертов) либо лиц, хорошо знающих характерные черты и особенностиобъекта исследования.
Описательноеисследование — более сложный вид социологического анализа, который позволяетсоставить относительно целостное представление об изучаемом явлении, егоструктурных элементах. Осмысление, учет такой всесторонней информации помогаютлучше разобраться в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм иметодов управления общественными процессами.
Описательноеисследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программеи на базе методически апробированного инструментария. Его методологическая иметодическая оснащенность делает возможным группировку и классификациюэлементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных всвязи с изучаемой проблемой.
Описательноеисследование обычно применяется в тех случаях, когда объектом служитотносительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками.Это может быть коллектив крупного предприятия, где трудятся люди разныхпрофессий и возрастных категорий, имеющие различные стаж работы, уровеньобразования, семейное положение и т.д., или население города, района, области,региона. В таких ситуациях выделение в структуре объекта относительнооднородных групп дает возможность осуществить поочередную оценку, сравнение и сопоставлениеинтересующих исследователя характеристик, а кроме того, выявить наличие илиотсутствие связей между ними.
Выборметодов сбора информации в описательном исследовании определяется его задачамии направленностью. Сочетание различных методов повышает представительность,объективность, полноту социологической информации, а следовательно, позволяетдать более обоснованные выводы и рекомендации.
Аналитическоесоциологическое исследование ставит своей целью наиболее углубленное изучениеявления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяетего основные количественные и качественные параметры.
Всилу такого предназначения аналитическое исследование имеет особенно большуюнаучную и практическую ценность.
Еслив ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь междухарактеристиками изучаемого явления, то в ходе аналитического исследованиявыясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер. Например, если впервом случае фиксируется наличие связи между удовлетворенностью содержаниемвыполняемого труда и его производительностью, то во втором случаерассматривается, является ли удовлетворенность содержанием труда основной илинеосновной причиной, т.е. фактором, влияющим на уровень его производительности.
Далее.Поскольку реальность такова, что назвать в «чистом виде» какой-либо одинфактор, определяющий черты производственной жизни, практически невозможно,постольку почти в каждом аналитическом исследовании изучается совокупностьфакторов. Из нее и выделяются факторы основные и неосновные, временные ипостоянные, управляемые и неуправляемые, контролируемые и неконтролируемые ит.д.
Подготовкааналитического исследования требует значительного времени, тщательноразработанной программы и инструментария. По используемым методам сборасоциологической информации аналитическое исследование носит комплексныйхарактер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса,анализа документов, наблюдения. Естественно, это требует умениявзаимоувязывать, «стыковать» информацию, полученную по разным каналам,придерживаться определенных критериев ее интерпретации. Тем самым аналитическоеисследование существенно отличается не только содержанием своегоподготовительного этапа и этапа сбора первичной информации, но и подходом канализу, обобщению и объяснению полученных результатов.
Разновидностьюаналитического исследования можно считать эксперимент. Его проведениепредполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения в той или инойстепени обычных условий функционирования объекта. В ходе эксперимента особоевнимание уделяется изучению «поведения» тех факторов, которые придают объектуновые черты и свойства.
Подготовкаи проведение любого эксперимента — дело достаточно трудоемкое и требующееспециальных знаний и методических навыков. Особенно это важно тогда, когда речьидет о внедрении новых форм организации и стимулирования труда, об изменениях вобщественной и повседневной жизни людей и т.п., глубоко затрагивающих личные,коллективные и общественные интересы. В данном случае эксперимент не простожелателен, а необходим. Он позволяет избежать случайностей и непредвиденныхпоследствий, увереннее, с научной обоснованностью внедрять в практику новыеформы и методы управления.
Взависимости от того, рассматривается предмет в статике или в динамике, могутбыть выделены еще два вида социологического исследования — точечное иповторное.
Точечноеисследование (его еще называют разовым) дает информацию о состоянии иколичественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент егоизучения. Эта информация в определенном смысле может быть названа статической,поскольку отражает как бы моментальный «срез» объекта, но не дает ответа навопрос о тенденциях его изменения во времени. Такие данные могут быть полученылишь в результате нескольких исследований, проведенных последовательно черезопределенные промежутки времени. Подобные исследования, основанные на единойпрограмме и инструментарии, называются повторными. По сути дела онипредставляют собой средство сравнительного социологического анализа, которыйнаправлен на выявление динамики развития объекта.
Взависимости от выдвигаемых целей повторный сбор информации может проходить вдва, три этапа и более. Длительность временного интервала между первоначальнойи повторной стадиями исследования самая различная, ибо общественные процессыобладают неодинаковой динамикой и цикличностью. Часто именно свойства объектаподсказывают временные интервалы повторных исследований. Например, еслиизучаются тенденции в осуществлении жизненных планов выпускников средних школ ипервый раз их опросили перед выпускными экзаменами, то очевидно, что ближайшийсрок повторного исследования — после завершения приема в вузы или поступленияна работу.
Особыйвид повторного исследования — панельное. Допустим, в ходе повторногоисследования выясняется степень эффективности образования. Обычно онаопределяется независимо от того, как изменился объект за период междупервоначальной и повторной стадиями исследования. Панельное же исследование предусматриваетнеоднократное изучение одних и тех же лиц через заданные интервалы времени.Поэтому для панельных исследований целесообразно соблюдать такие интервалы,которые позволяют максимально сохранять стабильность исследуемой совокупностипо ее величине и составу. Эти исследования дают хорошую возможность обновлять иобогащать информацию, отражающую динамику, направленность развития.
Таковав общих чертах выстроенная по разным основаниям классификация видовсоциологического исследования.
Правомернопоставить вопрос: «Имеется ли зависимость между явлениями и видамисоциологического исследования, с помощью которых они могут быть изучены?» Впринципе жесткой зависимости здесь нет. Практически любое явление можетрассматриваться на уровне разведывательного, описательного или аналитическогоисследования, имеющего точечный или повторный (панельный) характер ииспользующего различные методы сбора первичной информации. В свою очередь, длялюбого вида социологического исследования не существует «запрета» на анализ техили иных явлений и процессов: каждое способно дать о них определенный объемнаучной информации.
Качествосоциологической информации в значительной степени повысится, если предусмотретьпроведение пробного исследования. Оно является способом проверки обоснованностивыдвигаемых гипотез и задач, а также методического уровня и отработанностиинструментария сбора первичной социологической информации. Пробное исследованиепомогает оценить правильность построения соответствующей модели выборки ивнести в нее в случае надобности определенные коррективы, уточнить некоторыехарактеристики объекта и предмета исследования, обосновать расходы и сроки всехисследовательских процедур. Большое значение пробное исследование имеет и длятренировки группы интервьюеров и анкетеров.
Образноговоря, пробное исследование можно рассматривать как генеральную репетициюглавного исследования, позволяющую сделать первые выводы о том, насколькоуспешно прошел этап подготовки к нему и каких результатов можно ожидать.
Сказанноевместе с тем не означает, что сам социолог в конкретном случае ничем не связанв выборе того или иного вида исследования. Направленность такого выбора всякийраз вытекает, как минимум, из двух обстоятельств: цели, практической и научнойцелесообразности исследования, а также из сущности и особенностей того явления,которое предстоит изучить.
Какимобразом эти обстоятельства заявляют о себе при анализе, скажем, общественногомнения?
Еслипланируется разведывательное исследование, то, исходя из его предназначения, предстоитвыявить самую общую реакцию общественного мнения на тот или иной вопрос. В своюочередь, описательное исследование предполагает получение более детальнойхарактеристики состояния общественного мнения в единстве его рациональных,эмоциональных и волевых начал. Наконец, аналитическое исследование помимоописания состояния, элементов и свойств конкретного общественного мненияпризвано дать ответ и на вопрос о том, каковы факторы, породившие именно такоемнение, и в какой степени оно выступает побудителем поведения людей.
Далее.Если ограничиться одномоментным замером общественного мнения, достаточнопроведения точечного исследования. Когда же надо получить сведения о динамике итенденциях его развития, организуют повторные исследования.
Заметимтакже, что цель оперативного изучения общественного мнения диктует выборанкетного, группового или телефонного опроса в качестве метода полученияпервичной информации. Если же фактор времени не довлеет, наряду с опросом могутбыть применены и другие методы сбора социологических данных.
Передокончательным выбором вида социологического исследования нелишним будетреалистично оценить и свои возможности, особенно глубину знаний методики,техники и организации, а также практические навыки.
2. Программа социологического исследования
Программасодержит теоретическое обоснование методологических подходов и методическихприемов изучения определенного явления или процесса. Только глубоко продуманнаяво всех своих составных частях программа социологического исследования — необходимоеусловие его проведения на высоком качественном уровне. Не случайно программуназывают стратегическим документом, где выражены концепция исследованияпроблемы, те вопросы, которые особо заинтересовали организаторов и побудили ихпредпринять попытку осуществить научный анализ.
Программасоциологического исследования обычно включает в себя подробное, четкое изавершенное изложение следующих разделов: методологическая часть — формулировкаи обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предметаисследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задачисследования; методическая часть — определение обследуемой совокупности,характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации,логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемыее обработки.
Стольемкая структура программы исследования не плод научной фантазии социологов. Онавыверена многолетней практикой и помогает избежать ошибок в процессе проведениясамого исследования и анализа его результатов.
Чтокасается формулировки и обоснования проблемы исследования, то они возникают всвязи с необходимостью получить полное представление о реально существующихпротиворечиях с расчетом найти оптимальные пути и средства их разрешения.*
Различныепротиворечивые ситуации, которые выдвигает перед нами сама жизнь, принятоназывать проблемой. Для инициаторов и организаторов социологическогоисследования проблема сравнима с состоянием «знания о незнании» определенныхколичественных и качественных изменений, тенденций развития и другиххарактеристик какого-либо социального явления или процесса. В частности, этоможет быть незнание действительных причин текучести кадров или снижениятворческого потенциала работников и т. п.
Впроцессе формулировки проблемы исследователи стремятся к тому, чтобы в нейполучили как можно более точное отражение и сама проблемная ситуация, иосновное противоречие, определяющее ее. При этом «важно избегать опасностипостановки мнимых проблем, т. е. проблем, либо не отражающих реальнойсоциальной ситуации, либо давно решенных»**.
Следуетопасаться и другой крайности — выдвижения проблем слишком широкого плана. Еслитрудно сразу придать формулировке ясность и четкость, то, возможно, это удаетсясделать в дальнейшем, по мере методологической и методической разработкиостальных частей программы.
Иногдав ходе одного исследования приходится искать ответы на ряд проблем, чтопроисходит, как правило, в тех случаях, когда сама исследовательская программанацелена на многопроблемный анализ. В принципе же идти на изучение несколькихпроблем в рамках одного исследования нецелесообразно. Во-первых, это усложняетинструментарий исследования, делает его громоздким, что может снизить качествособираемой информации. Во-вторых, теряется оперативность исследования, чтоприводит в свою очередь к старению данных, потере их актуальности, а порой ипрактического смысла исследования в целом.
Определениецели исследования обычно предусматривает решение или научной, или практическойзадачи, или той и другой одновременно. Необходима постановка такой цели,реализация которой требует надежных данных, позволяющих выявить пути и средстварешения наиболее важных, узловых на текущий момент проблем, проверить иустановить практическую отдачу и ценность форм и методов управленияобщественным процессом или явлением.
Какуже было отмечено, научная проблема не существует сама по себе и всегдапредполагает ту общность людей и их деятельность, с которыми она неразрывносвязана. Следовательно, объектом социологического исследования в широком смыслевыступает носитель той или иной общественной проблемы.
Вместес тем причины возникновения проблемы могут лежать и за пределами объектаисследования. Это ведет к расширению его масштабов, чтобы можно было подойти кее истокам.
Четкоевыделение объекта способствует правильному определению предмета исследования.Последний включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболееполном виде характеризуют исследуемую проблему (скрывающееся в нейпротиворечие). Следовательно, предмет социологического исследования предстаеткак концентрированное выражение взаимосвязи проблемы и объекта исследования.
Логическийанализ основных понятий предусматривает осуществление ряда таких методическихпроцедур, без которых невозможно воплотить в инструментарии единую концепциюсоциологического исследования, а значит, реализовать его цель и задачи,проверить правильность выдвинутых в нем гипотез.
Сутьэтих процедур заключается в логическом структурировании основных понятий, которыезанимают главенствующее место в определении предмета исследования. Логическийанализ предполагает точное, всестороннее объяснение их содержания и структуры,а на этой основе определяется соотношение элементов и свойств конкретногоявления, последовательное изучение которых дает возможность составить ясноепредставление о нем.
Приисследовании, например, активности той или иной группы логический анализосновного понятия «социальная активность» предполагает выделение таких егосоставляющих, как активность трудовая, общественно-политическая, активность всфере познания, культуры и т. д. Рассматривая затем каждое из них, мы как бы поступеням приближаемся к определению сущности различных сторон (элементов)предмета исследования.
Междулогическим анализом основных понятий и видом социологического исследованиясуществует тесная зависимость. И чем сложнее его вид, тем более емкой иразветвленной оказывается структура логического анализа основных понятий.
Всвою очередь, характер анализа основных понятий оказывает непосредственноевоздействие на логику подготовки инструментария сбора первичной социологическойинформации. Кроме того, как семантическая форма вычленения составных элементовисследуемого явления и установления между ними взаимосвязи, логический анализ основныхпонятий помогает впоследствии правильно объяснить результаты социологическогоисследования.
Каждыйраз реализация исследовательской цели базируется на определеннойпоследовательности шагов, приемов, методов. Набор этих методов, а точнее, общаянаправленность исследования может быть задана при формулировке гипотез.Гипотеза — это научное предположение, дающее объяснение каких-либо фактов,явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть. Отсюда понятно,что предварительное выдвижение гипотез может повлиять на внутреннюю логикувсего процесса исследования.
Какправило, любое социологическое исследование строится на предварительных, явноили неявно выраженных предположениях о причинах возникновения изучаемойпроблемы. В этом смысле гипотезы способствуют увеличению значимостиисследования, подсказывают правильный выбор объекта исследования и метода сборасоциологической информации.
Важно,чтобы выдвигаемые гипотезы не сковывали мысль, заранее не предопределялиитоговые результаты работы. Их формулируют однозначно, избегая по возможностирасплывчатых понятий.
Задачисоциологического исследования определяются в соответствии с его целью игипотезами и так же, как последние, могут быть условно разделены на основные идополнительные.
Основныезадачи исследования отражают поиск ответа на центральный вопрос: каковы пути исредства решения исследуемой проблемы? Не исключены ситуации, когда выдвижениедополнительных гипотез потребует выяснения еще каких-либо вопросов. Тогда инамечаются дополнительные задачи.
Описательныеи аналитические социологические исследования, как правило, включают несколькоосновных задач, решение каждой из которых предполагает реализацию определенногочисла связанных с ними дополнительных задач. Так, например, при анализе отношенийсобственности и особенностей их функционирования в качестве дополнительныхзадач может быть поставлено изучение: а) оценок всех существующих, в том числеформирующихся, форм собственности; б) предпочтений и приоритетов по отношению кним; в) степени эффективности способов и методов хозяйствования какспецифического проявления жизни собственности.
Прихарактеристике обязательных требований к программе социологическогоисследования необходимо обратить особое внимание на интерпретацию иоперационализацию основных понятий.
Какбы ни осуществлялась трактовка основных понятий, этот процесс непременно носитлогико-познавательный характер, т. е. они всегда получают какую-тоинтерпретацию.
Основныепонятия как бы задают ход исследованию, диктуют логику изучения проблемы ипотому нуждаются в исчерпывающей интерпретации. Однако дать ее не всегда легко.Одна из причин недостаточно строгой научной интерпретации того или иногопонятия — широко распространенное и прижившееся в массовом сознании обыденноепредставление, не раскрывающее полностью его содержания. Поэтому если социологизберет это обыденное представление в качестве единственного ориентира, то онстолкнется с немалыми трудностями.
Всевыявленные на стадии интерпретации конкретизирующие понятия также требуютсвоего объяснения, «своей интерпретации». Осуществляется она в форме поиска техчастных понятий, которые и характеризуют составляющие основного понятия. Наэтом этапе логического анализа интерпретация уступает место другой процедуреуточнения предмета исследования.
Этапроцедура, кратко именуемая операционализацией, продолжает, а точнее,детализирует интерпретацию основных понятий. Такая детализация заключается врасчленении составляющих основного понятия на элементы (семантически — наоднозначно понимаемые термины). Получаемые при этом еще более простые понятияпринято называть операциональными.
Такимобразом, весь процесс логического анализа основного понятия в социологическомисследовании состоит из двух этапов:
1.Выявление главных сторон предмета исследования путем интерпретации такогопонятия, которое точно и полно выражает его сущность.
2.Выявление совокупности операциональных понятий, на которые «раскладывается»основное понятие.
3. Классификация методов социологическогоисследования
Припроведении социологических исследований наиболее часто планируются следующиеосновные методы сбора информации, входящие в методическую часть программы.
Анализдокументов. Этот метод позволяет получать сведения о прошедших событиях,наблюдение за которыми уже невозможно. Изучение документов нередко позволяетвыявить тенденции и динамику их изменений и развития. Источникомсоциологической информации выступают обычно текстовые сообщения, содержащиеся впротоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях, письмах и т. п.Особую роль выполняет социальная статистическая информация, которая долгоевремя была закрытой, использовалась в крайне ограниченном объеме. Между тем этаинформация существенно влияет на общие выводы, более четкое и реальноепонимание происходящих процессов и явлений.
Неменее важное значение приобретает контекст-анализ, который активно применяетсяв исследованиях средств массовой информации, являясь незаменимым методомгруппировки текстов.
Опрос- самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощьюполучают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опроспредполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороныпроцесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению.Вот почему опрос незаменим, когда речь идет об исследовании тех содержательныххарактеристик общественных, коллективных и межличностных отношений, которыескрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определенных условиях иситуациях.
Двеосновные разновидности социологического опроса: анкетирование иинтервьюирование»
Прианкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера илибез него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. Впоследнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Онобывает также очным и заочным. Наиболее распространенные формы заочного:почтовый опрос; опрос через газету, журнал.
Интервьюированиепредполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь (или егополномочный представитель) сам задает вопросы и фиксирует ответы. По формепроведения оно может быть прямым, как говорится, «лицом к лицу» иопосредованным, например, по телефону.
Взависимости от источника (носителя) первичной социологической информации различаютопросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источникоминформации выступают представители различных социальных групп, деятельностькоторых непосредственно не связана с предметом анализа. Участников массовыхопросов принято называть респондентами. В специализированных опросах главныйисточник информации — компетентные лица, чьи профессиональные или теоретическиезнания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения. По сути делаучастниками таких опросов являются эксперты, способные дать взвешенную оценкупо интересующим исследователя вопросам. Отсюда еще одно широко распространенноев социологии название таких опросов — экспертные опросы или оценки».
Социологическоенаблюдение представляет собой целенаправленное и систематизированное восприятиекакого-либо явления, черты, свойства и особенности которого фиксируютсяисследователем. Формы и приемы фиксации могут быть различными: бланк илидневник наблюдения, фото-, теле- или киноаппарат и другие технические средства.
Особенностьнаблюдения как вида исследования и как метода сбора первичной информации — способность анализировать и воспроизводить жизненный процесс во всем егобогатстве, поставлять разносторонние, порой весьма «обнаженные» впечатления обисследуемом объекте. Здесь могут фиксироваться характер поведения, жесты,мимика лица, выражение эмоций отдельных людей и целых коллективов (групп).Нередко наблюдение используется наряду с другими методами сбора информации,одухотворяя бесстрастные колонки цифр — результаты различных опросов.
Наблюдениеможет активно применяться при изучении степени активности населения насобраниях, митингах, интереса слушателей, поведения участников массовыхобщественно-политических мероприятий и т.д.
Крометого, в практику социологических и особенно социально-психологическихисследований вошли такие методы, как социометрический опрос, тестирование,шкалы приемлемости и ряд других приемов, пригодных для специфических форманализа.
4. Классификация методов социологическогоисследования
Однойиз важнейших процедур методической части социологического исследования являетсяопределение обследуемой совокупности. После уточнения объекта исследованиярешается вопрос о количестве и характере той совокупности людей, которые должныбыть охвачены исследованием. Опрос всех людей, составляющих объект исследования(а это могут быть тысячи, десятки или сотни тысяч людей), был бы нерационален.Это удлинило бы время его проведения, а значит, затянуло бы сроки получениянужной информации, потребовало значительных финансовых затрат, да и самоисследование оказалось бы весьма громоздким. Поэтому большинствосоциологических исследований имеет не сплошной, а выборочный характер. Другимисловами, по довольно строгим правилам отбирается определенное количество людей,отражающих по социально-демографическим и другим признакам структуру изучаемогообъекта. Эта операция носит название «выборка». От правильности ееосуществления в огромной степени зависит качество и достоверностьсоциологической информации. Данное обстоятельство обязывает тщательнопоработать над выборкой. В последующем она, с учетом особенностей и динамикиобъекта исследования, может быть уточнена и выделена в отдельный документ.
Впроекте выборки указываются принципы выделения из объекта той совокупности, вкоторой, собственно, и будет проведен опрос, обосновывается техника егопроведения, обозначаются подходы к определению достоверности полученнойинформации. Последнее необходимо для того, чтобы удостовериться в степениправомерности распространения полученных выводов на весь объект исследования.
Вметодическую часть программы социологического исследования включается такжехарактеристика применяемых методов и приемов сбора первичной информации(анкетного опроса, интервью, анализа документов, наблюдения и др.); логическаяструктура инструментария, из которой видно, на выявление каких свойств предметаисследования направлен тот или иной блок вопросов; порядок их расположения винструментарии. Сам инструментарий прилагается к программе в качествесамостоятельного документа.
Нарядус перечисленным выше программа содержит и логические схемы обработки собраннойинформации, показывающие предполагаемый диапазон и глубину анализа первичнойинформации.
Каквидно, подготовка программы социологического исследования — дело непростое.Практика показывает, что на разработку программы, как правило, уходит гораздобольше времени, чем на проведение самого исследования. Однако жалеть силы наэто не следует, так как хорошо продуманная программа — непременное условие егоосуществления на высоком научном уровне.
Рабочийплан исследования отражает основные процедурные мероприятия. Он позволяетзаранее предусмотреть и наиболее точно определить объем научных,организационных и финансовых затрат, помогает избежать суеты, придаетисследованию ритмичность на всех его этапах.
Разработкатакого плана предусматривает строгий учет определенных принципов и правил. Внаиболее общем виде они идентичны принципам управленческой и исполнительскойдеятельности, требованиям теории социального управления. В то же времяпланирование социологического исследования имеет ряд отличительных черт, ибоэто особый способ научного познания социальных явлений, опирающийся не толькона общие, но и на «свои» относительно самостоятельные процедуры и формыорганизации.
Осуществлениесоциологического исследования требует гибкого сочетания научно-теоретической,методической и организационной деятельности, а следовательно, и четкогоразделения труда между его участниками. Кроме того, любое исследование, внезависимости от степени его сложности, состоит из ряда этапов и серииэмпирических процедур. И хотя все они отличаются своим предназначением исодержанием, их связывает между собой единая научно-исследовательская логика.Вследствие этого качество собранной социологической информации в равной мерезависимо от научного уровня реализации каждого из этапов, каждой из процедурисследования.
Действительно,неверно составленный бланк опроса оборачивается получением недостоверныхданных, неподготовленность группы анкетеров порождает неорганизованность сборапервичной информации, а чрезмерная растянутость во времени того или иного этапаисследования может обернуться потерей актуальности исследования.
Избежатьвсевозможных огрехов помогает централизованное руководство исследованием, документальным«путеводителем» которого призван стать рабочий план его подготовки ипроведения.
Структурнымикомпонентами плана социологического исследования выступают его этапы иразличные по видам и форме научно-исследовательские и организационно-техническиепроцедуры и операции. Все они могут быть сгруппированы в плане в соответствии споследовательностью их осуществления в четыре блока.
Блокпервый. В нем определяются порядок обсуждения и утверждения программы иинструментария исследования; формирование и подготовка группы сбора первичнойинформации (например, анкетеров); проведение пробного исследования; внесениекоррективов в программу и инструментарий сбора первичной информации по итогампробного исследования; размножение инструментария (анкеты или бланка-интервью идр.).
Блоквторой. Фиксирует в плане все организационные и методические виды работ,обеспечивающие четкое проведение полевого исследования, т. е. массовый сборпервичной социологической информации. Здесь предусматривается и выборсоответствующего места и времени для опроса, и предварительное информированиеопрашиваемых о целях, задачах и практических «выходах» исследования, ицентрализованный сбор заполненных анкет, бланков-интервью или других видовинструментария.
Блоктретий. Охватывает совокупность операций для подготовки первичной информации кобработке. Под специальным контролем формируется массив информации,предназначенный для ввода в компьютер. Предварительно осуществляется кодировкаоткрытых вопросов, выбраковка негодных анкет.
Блокчетвертый. Включает все виды работ, связанные с анализом результатов обработкиполученных данных, обсуждением предварительного и итогового отчетов, выработкойрекомендаций.
Входе проектирования исследования помимо разработки программы и плана егоосуществления готовятся также вспомогательные документы, делаются расчетывременных, организационно-технических, материальных и иных затрат всоответствии с имеющимися нормативами. Нормативные показатели используютособенно тогда, когда нужно четко представить, сколько понадобится времени дляпроведения исследования, анкетеров (интервьюеров) для сбора первичнойинформации, за какой срок она должна быть собрана, закодирована и обработана.Учет нормативов при планировании исследования не загромождает работу, а, наоборот,делает ее более осознанной, упорядоченной, способствует как бы дополнительномуконтролю, самопроверке готовности к обработке всех элементов социологическогоисследования.
Всеэто упорядочивает проведение исследования, помогает предотвратить возможные накладки,способствуя тем самым качественному сбору информации и ее своевременнойобработке и анализу. Обычно вспомогательные документы исследования оформляютсяв виде инструкций. Одна из наиболее важных — инструкция анкетеру (интервьюеру),проводящему опрос. Она содержит краткое описание цели, задач исследования иосновных процедур, которые анкете? должен выполнить. В частности, указываютсяместо и сроки проведения опроса, круг лиц, с которыми анкетеру предстоит войтив контакт для сбора первичной информации, тип опроса (анонимный, по списку и т.д.), форма и характер вступительной беседы, а также требования к техническомуоснащению процедур опроса.
Квспомогательным документам исследования относится также инструкция по закрытиюоткрытых и полуоткрытых вопросов анкеты. В ней приводится кодификатор, спомощью которого кодируются полученные от респондентов ответы в целях ихдальнейшей группировки и обработки на компьютере.
Могутбыть подготовлены инструкции, объясняющие содержание и порядок осуществлениядругих процедур (например, выбраковки неверно заполненных анкет). Вообще жеколичество и объем вспомогательных документов зависят от вида предпринятогосоциологического исследования, научной квалификации, методического иорганизационного опыта тех, кто его проводит.
Этиобщие характеристики методологии и методики социологического исследования, егоподготовки и проведения не исчерпывают всего многообразия способов, форм иметодов получения нового знания. Они освещены в литературе, предназначенной дляспециализирующихся в социологии. Мы остановились лишь на самых общихпредставлениях о специфике социологического знания.
Такимобразом, проведение социологического исследования — процесс, насыщенный разнымивидами работ, научными процедурами и операциями. Каждому социологу следуетпозаботиться о надежной теоретической основе исследования, продумать его общуюлогику, разработать методические документы для сбора информации, сформироватьисследовательскую группу из людей, способных к осмыслению общественных явленийи процессов, к анализу социологических данных. Надо предусмотретьорганизационное и материально-техническое обеспечение, быть готовым коперативному решению возникающих вопросов. Словом, социологическое исследованиепроводится тогда, когда есть уверенность, что весь объем необходимых работвыполнен в соответствии с предъявляемыми к ним научными требованиями.
Список литературы
1.Социология.: Словарь-справочник, т.1-4. Под ред.Г.В. Осипова. М., 1990- 1991.
2.Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М… 1969.
3.Гурко Е.И. Эмпирическое и теоретическое в социологическом исследовании. Минск,1984.
5.Иванов В.Н. Социология сегодня: Опыт и проблемы социологических исследований.М., 1989.
6.Зборовский Г.Е, Орлов Г.П. Введение в социологию. Екатеринбург,1992.
7.Комозин А.Н., Кравченко А.И. Популярная социология. М., 1990.
8.Гречихии Б.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М.,1988.
9.Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. М.,1969.
10.Как провести социологическое исследование: В помощь идеологическому активу.(Под ред. М.К. Еорткова и Ф.Э. Шереги). М., 1990.
11.Лекции по методике конкретных социальных исследований. Под ред. Г.М. Андреевой.М.: Изд-во МЕУ, 1972.
12.Овсянников В.Г. Методология и методика в прикладном социологическомисследовании. Л., 1989.
13.Петрова 3. А. Методология и методика социологических исследованийкультурно-досуговой деятельности: Учеб. пос. М., 1990.
14.Тавокнн ЕЛ. Эффективность социологического исследования: вопросы методологии иметодики. Ч. 1, 2. М., 1989.
15.Воронов Ю.М. Методы сбора информации в социологическом исследовании. М., 1974.
16.Гражданников Е.Д. Методика и техника социологических исследований. Новосибирск,1975.