/>Учение Будды (кит. фо цзяо), адаптированное к китайскомументалитету, к религии и древней китайской культуре. Учение проникло в Китай в начален.э. Сначала о нем поведали купцы, перевозившие товары по Великому шелковомупути.
Затемпоявились переводы буддийских текстов, выполненные Ань Шигао, Кумарадживой,Сюаньцзаном, который, вернувшись из Индии, разработал словарь, позволяющийпереводить буддийские тексты на китайский язык. В Китай прибывали из Индиипроповедники-миссионеры. Некоторые основывали небольшие монастыри, кумирни,молельни. Буддийское учение не противоречило китайским представлениям,рассматривалось как передовое и быстро завоевало популярность как у образованнойверхушки общества, так и среди простых людей. В отличие от индийской традициизаписывать тексты на пальмовых листьях, в Китае сутры праджняпарамиты (кит.божо сюэ, божополомидо) записывались иероглифами на длинных узких пластинках израсщепленного бамбука (вертикальное письмо), которые скреплялись между собойшнуром и сворачивались в рулоны. Одно произведение занимало несколько повозок.Вначале создавались школы, служащие аналогами индийских школ, но постепенноформировались оригинальные направления китайского буддизма. Быстромураспространению учения способствовала эффективность буддийской духовнойпрактики и боевых искусств, позволявших монахам успешно обороняться от бандитови врагов. Буддизм стал одной из трех религиозно-философских систем в страненаряду с даосизмом и конфуцианством.В 1912 г. была создана первая Ассоциация китайских буддистов. Она прекратиласвою деятельность во время китайской революции, но возродилась после 1953 г. ЧерезКитай буддизм распространился на Корею, Японию и другие страны ДальнегоВостока. В учениях (кит. цзяо) китайских школ (кит. цзун) буддизм махаяныполучил дальнейшее развитие, Пути адаптации. Существует мнение, что буддизм«въехал» в Китай на даосизме. Философия буддизма, не противоречащая догматамэтого учения, рассматривалась как его развитие. Сунь Чо (IV в.) назвал Будду(кит. фо) воплощением Дао. Карма (кит. е)считается проявлением Дао. Особый интерес вызывала новая психотехника,позволяющая достичь высочайшего состояния сознания. Несоответствия разрешалисьс легкостью. Китайцы не стали отказываться от некоторых привязанностей, чеготребовали буддийские традиции, в том числе от родственных уз. Они сохранилиуважение к телу, дарованному небом, причисляли к первоэлементам материи металли дерево, которые в классическом буддизме отсутствуют. Пустота, пустотность(кит. кун, Сюй кун), соответствующая даосскому учению о наполненной пустоте,трактовалась как неоформленное бытие, предшествующее оформленному, и как то,что впереди (абсолют).
Представлениео душе как небесной субстанции (кит. хунь) отождествилось с представлением о сознании(кит. синь). Кан Сэнхуэй (III в.) утверждал, что буддизм раскрывает то сокровенное,что содержится в книгах «Чжоу и» («И цзин», «Книга перемен») и «Ши цзин»(«Книга песнопений). Буддизм стал господствующей идеологией и сохранял эти позициидо X в. Его этика не противоречила конфуцианской, учение признавалосьгуманистическим, а единство даосизма, конфуцианства и буддизма изображалось в видедиаграмм. Лянский У-ди, правивший в VI в., принял буддизм и стал называтьсяимператор-бодхисаттва Хуан (кит. Хуан-ди пуса), а императрица У-Хоу (III в.)была объявлена воплощением будды Майтрейи (кит. Милэ), призванного спастичеловечество. Будды и бодхисаттвы вошли в китайский пантеон, обретя новоезвучание имен и новые элементы иконографии. Буддийские монастыри, судя по сохранившимсядокументам, получали огромные пожертвования. Обычных людей, мирян (кит.фаньжэнь) привлекали в буддизме возможность при помощи святого (кит. пуса)получить освобождение от страданий, т.е. войти в нирвану (кит. непань),«переправиться на другой берег» (кит. би ань). Близкой китайцам оказалась и идеякармы как справедливого воздаяния за заслуги (кит. фу дэ, гун дэ), надеждадостичь освобождения если не в этой, то в какой-либо следующей жизни. Наиболеепочитаемы в китайском буддизме Будда Шакьямуни (кит. Шицзямуни), будды Амитабха(кит. Амитофо) и Майтрейя (кит. Милэ), бодхисаттва Авалокитешвара (кит.Гунъинь, Гуаньшиинь).
ВКитае были популярны литературные жанры короткого рассказа (кит. сяошо) о жизнимонахов и совершаемых ими чудесах и жанр бяньвэнь, произведения,предназначенного для чтения в виде проповеди в храме, содержащего описаниесобытий из жизни Будды, поучения в прозе и стихотворные фрагменты. Большоезначение в Китае придавалось вотивным, культовым предметам, обладающими, как считалось,магическими свойствами: статуям Будды, будд и бодхисаттв, ступам с реликвиями,рулонам о изречениями, каллиграфически выполненными на шелке, и др, Школа люй (кит.люй цзун). «Школа устава.» Другое название: «Школа Южных гор» (кит. «Наньшаньцзун»). Сформировалась в III в. как аналог индийской школы устава (сс. виная).Согласно учению, освобождение может быть достигнуто при точном соблюдениипредписаний, методик, обетов и т.д. Вся жизнь монаха строго регламентирована.Теоретик школы Даосюань (VI—VII вв.) создал учение о метаморфозах (кит. хуа цзяо)сознания через размышления и медитации. Основные объекты размышлений: пустотностьмира и трансцендентная сущность объектов. Переход сознания на каждый уровень в процессеего преобразований, метаморфоз зависит от выполнения правил и сопровождаетсяопределенными признаками, Школа ми (кит. ми цзун). «Тайная школа». Другиеназвания: «Школа истинных слов», т.е. мантр (кит. чжэньяньцзун), «Тайное учение» (кит. ми цзяо). Китайская версия ваджраяны, индийскойшколы тантрического буддизма. Основана после V в. При гонениях на тантризм (XII—XIII вв.) практически прекратила существование.В Японии сс. аналог (яп. сингон, сингон сю) существует в настоящее время. В практикешколы большое значение придается мантрам (кит. чжэньянь), дхарани(кит. толони), мандалам (кит. маньчало, маньтало) и др. В учениио бессмертии (кит. сянь сюэ) абсолют персонифицируется как будда Вайрочана(кит. Дажи), аналог Адибудды Человек (кит. жэнь) в аспекте сознания являетсяего подобием. Объектами медитации служат пятьдхьяни-будд, татхагат (кит. жулай). В практику адепта входит трансформациясексуальной энергии в творческую энергию. Школа признает модель восьмиединогосознания (сс. астаявиджняна, кит. ба ши) индийской школы виджнянавада, дополнивеё девятым видом чистого сознания (кит. «цзин синь, у синь), Школа саньлунь(кит. саньлунь цзун). «Школа трех трактатов». Основана в V—VI вв. Проблемаисследований: пустота, пустотность мира (кит. кун сюй, сюй кун, кун). Аналогиндийской школы мадхьямика.
Учениесодержит доктрины пустотности дхарм (кит. фа),взаимообусловленности их существования, наличия двух истин, относительной и абсолютной,срединного пути (кит. чжун дао). Допускается возможность быстрого, внезапного,спонтанного просветления (кит. дунь у, юань дунь) или обретения нирваны (кит.непань). Утверждается, что истина абсолютная постигается только через интуицию,Школа тяньтай (кит. тяньтай цзун). «Опора Небес». Основана Чжии в VI в. Прямогоаналога в Индии не имеет. Духовным патриархом, основным авторитетом считаетсяНагарджуна. В учении утверждается, что нет принципиального различия между живыми неживым. Во всем присутствует дхармовость, дхармата (кит. фа син), истиннаяприрода будды (кит. фо син), таковость (кит. чжэнь жу, ши сян). Мир дхарм,дхармадхату (кит. фа цзе), трактуется как десять миров-состояний, которыесуществуют одновременно и взаимопроницаемы. Подавление всех этих состояний,кроме высшего состояния будды, абсолюта, дхармакаи (кит. фа шэнь, жулай цзан)происходит при парном, одновременном совершенствовании мудрости и транса (кит.чжи гуань). В результате этой практики прекращается волнение дхарм (кит. фа) в сознанииадепта, который обретает природу будды. Транс, самадхи (кит. саньмэй) можетнаступить в любое время и в любом месте. Он рассматривается как просветление.Чжии ввел технику «думаний о будде» (кит. нянь фо), заключающуюся в постояннойре-Цитации, повторении имени будды Амитабхи (кит. Амитофо).
Согласноучению тяньтай, существует гармоничное триединство, «круглая гармония» трехистин: условной, мирской истины (кит. цзя ди), срединной (кит. чжун ди) и абсолютной(кит. кун ди). Мир, воспринимаемый на трех уровнях, в целом образует гармонию(кит. хэ). Всё пронизывает друг друга. За иллюзорным мирским бытием стоитединое сознание (кит. и синь), чистое сознание (кит. цзин синь). Школапредложила концепцию единого учения, интегрирующего все догматы буддизма,модель «единой колесницы», поддержанную школами чань и хуаянь?..В школе тяньтай большое значение придается способностям адепта, символике и достижениювнезапного, мгновенного просветления (кит. дунь у, юань дунь). Высшимперсонифицированным началом считается космический будда Вайрочана (кит. Дажи), Школафасин (кит. фасин цзун). Под этим названием имеется в виду идеологическоесодружество трех школ: саньлунь, тяньтай и хуаянь, которые одинаково трактуютсущность дхарм, дхармовость, дхармату (кит. фа син), природу будды (кит. фо син)и пустотностъ (кун, кун сюй, сюй кун, сюй) дхарм (кит. фа), Школа фасян (кит.фасян цзун). «Школа истинной сущности дхарм». Другое название — «Школа толькосознания» (кит. вэйши). Аналог индийской школы виджнянавада.Допускают, что фасян и вэйши были двумя разными школами, что не доказано. Как ив случае виджнянавады (йогачара), два названияподчеркивают два аспекта деятельности школы: практику работы с сознанием,достижение высших его состояний и создание концепции, основанной на результатахэтой практики. Учение виджнянавады было привнесено в китайский буддизмСюаньцзаном в VII в. Оно содержит концепцию астаявиджняны, восьмиединогосознания (кит. ба ши), в которой высшей формой сознания служит алаявиджняна,сознание-сокровищница (кит. алие-ши, цзан-ши). Целью практики фасян считаетуничтожение кармы (кит. е) через уничтожение семян впечатлений (кит. чжун цзы)и достижение состояния чистого сознания (кит. цзин синь, у синь). При этомпрекращается кармическая активность и происходит переход в состояние нирваны(кит. непань). В учении отрицается пустотность дхарм. Признается существованиешести необусловленных дхарм (кит. у вэй фа), не подверженных бытию в мире и несвязанных с сознанием мирского уровня. Считается, что природа будды (кит. фо син)присутствует в каждом человеке и в любом живом существе. Как и виджнянавада,школа фасян занимается проблемами логики (кит. иньмин), которая призванаустановить связь между результатами практики и способом их осмысления,трактовки и описания, Школа хуаянь (кит. хуа-янь цзун), «Гирлянда цветов».Основана Фацзаном в VII-VIII вв. Прямого прототипа в Индии не имеет. Сочетаетэлементы виджнянавады и мадхьямики. Развивает учение о подлинной, истиннойреальности, таковости (кит. чжэнь жу), об абсолюте, татхагатагарбхе (кит. жулайцзан), о едином субстрате сознания. Рассматривает закон всеобщей причинности.Исследует философскую терминологию. Согласно учению хуаянь, сознание (кит. ши)одновременно служит причиной всех вещей и явлений и само зависит от них. Оно воспринимаетобъект, формирует его образ и проецирует этот образ вовне. Весь мир уподобляетсягирлянде из драгоценных камней-зеркал. Каждый из них отражает другие и самотражается в них. Идея восходит к «сети Индры» («Аватамсака-сутра»).Утверждается, что индивидуальное сознание связано с космическим, котороепостоянно присутствует в сознании живого существа как его высшая форма, как природабудды. Сознание имеет собственную природу (кит. ти), которая определяется как субстрат,тело, носитель, субстанция. Путь к просветлению (кит. божо пути, цзюэ, саньмэй)содержит четыре стадии. На первой мир воспринимается адептом с позиции ложноощущаемого «я». На второй он обретает знания, используя дискурсивный способ мышления. На третьей —постигает тождественность всего в мире истинной реальности через интуицию. На четвертойон открывает тождественность всех аспектов природе будды (кит. фо син). Адептмгновенно переходит в состояние абсолюта (кит. чжэнь жу). В хуаянь разработаноучение о шести признаках каждой вещи (целое, часть, тождество, различие,становление, разрушение). Образование пар (часть и целое и т.п.)свидетельствует о сущностном единстве, в котором одно не существует без другого.Учение хуаянь о категориях эмпирического, феноменального (ши) и абсолютного,трансцендентного (ли) соответствует представлению о сансаре и абсолюте. Ли —принцип идеального, духовного, нематериального начала. Ши — конкретное явление,событие, феномен, фактор многообразия, множественности мира. Ли соответствуетединому сознанию, ши — индивидуальным сознаниям. Мир выступает как поле проявленияли и ши, которые образуют единую систему. Чэн Гуань, развивая учение о ши и ли,выделил четыре аспекта мира: эмпирический (кит. ши), абсолютный (кит. ли),дхармовый (кит. фа цзе), в котором нет преград между ши и ли, и аспекттождественности ши и ли, т.е. абсолютной и феноменальной реальности,проявленного и непроявленного. В школе хуаянь создана классификация буддийскихучений. Высшей ступенью в ней признается учение хуаянь, Школа цзинту (кит.цзинту цзун). — «Школа Чистой Земли». Другое название: «Школа Лотоса» (кит.лянь цзун). Сформировалась в VII в. на основе Общества Белого Лотоса (кит. бай ляньшэ). Учение связано с культом будды Амитабхи (кит. Амитофо). Форма китайскогоамидаизма. Считается, что будда создал Чистую Землю (кит. Цзин Ту), аналогиндийской Сукхавати, в которую может попасть каждый, кто ведет праведный образжизни, постоянно думает о будде, созерцает его образ и призывает его, повторяяего имя, Школа чань (кит. чань цзун). «Школа медитаций». Другие названия:«Школа сознания Будды» (кит. Фо синь цзун), «Школа передачи печати сознанияБудды» (кит. чжуань фо синь инь цзун). Первым патриархом считается индийскийпроповедник-миссионер Бодхидхарма (кит. Путидамо, Дамо), который в VI в. прибылв Китай. Представ перед императором (Лянский У-ди), он поразил его парадоксальнымиответами. Поселившись в монастыре, Бодхидхарма в течение девяти лет практиковалстатическую медитацию при «созерцании стены». То, что сначала казалосьстранным, алогичным и даже смешным, сформировалось в высокоэффективную практикуработы с сознанием. Парадоксы, «живые слова» и другие приемы, введенныеБодхидхармой, облегчают прямую передачу опыта и знаний и восприятие сложныхдоктрин. Они получили дальнейшее развитие как в школе чань, так и в японскомбуддизме дзэн. Четыре принципа этого направления: признание прямой передачиопыта « вне учения», отказ от опоры на вербальные методы, слова и знаки,непосредственное обращение к сознанию, обретение состояния будды черезпостижение собственной природы. Согласно учению чань, природа живых существизначально чиста (кит. цзин), но неведение (кит. у мин) скрывает это. Практикасозерцания раскрывает перед адептом истинную реальность (кит. чжэнь жу).Методологические разногласия привели к разделению школы на две ветви. Северное направлениевозглавил Шэньсю (606— 706). Практиковалась статическая медитация и постепенноепросветление (кит. цзянь у). Южное направление возглавил Хуэйнэн(638–713), проповедующий мгновенное спонтанное просветление (кит. дунь у, юань дунь)и динамическую медитацию в комплексе с другими средствами для его достижения.Динамическая медитация восходит к даосской практике недеяния в действии, когдаадепт совершает интуитивные, спонтанные поступки, находясь в медитативномсостоянии. На ней основаны некоторые виды боевых искусств. Внезапномупросветлению способствуют и парадоксальные диалоги (кит. вэнь да), в которыхответ на вопрос кажется бессмысленным, но образует с ним некое единство,неожиданно вызывающее в сознании сильнейшее переживание и откровение.Размышления над текстами-задачами (кит. гунъань), приводящие адепта в состояниепрозрения, шоковое воздействие в виде удара палкой или восклицания в моментмаксимального сосредоточения также относятся к приемам, помогающим получитьпросветление. Наиболее последовательно такие приемы практиковались в школеЛиньцзи (IX в.). В учении чань признается существование единого сознания (кит.и синь), в котором одновременно присутствуют прошлое, настоящее и будущееПросветление (кит. божо пути, цзюэ, саньмэй) открывает единство мирского (кит.луньхуэй) и абсолютного (кит. жулай цзан, чжэнь жу). Большое значение имеетопыт наставника, владеющего искусными средствами, уловками (кит. фаньбянь). В чаньскихмонастырях обязательны ежедневный труд, тренировки, дыхательные упражнения и др.Говорят: «Опрятен, как чаньский монастырь». При просветлении может наступитьсостояние «мнимой смерти», после чего адепт испытывает бурную радость,сопровождающуюся неудержимым «чаньским смехом». В его языке появляются «живые слова»(кит. хо цзюй), что означает возникновение в сознании новых связей, делающихязык выразительным, способным оказывать воздействие на окружающих и раскрыватьперед ними высшие истины, что отличает его от «мертвых слов» (кит. сы цзюй),выполняющих функции бытового общения. Изменение личности необратимо. Чаньскийюмор лишен условностей и ханжества. Большие психические нагрузки иногдаприводят к срыву, к «чаньской болезни» (кит. чань бин), с чем связанлитературный персонаж — сумасшедший монах, бродящий по деревням. В философскомаспекте учение чань содержит элементы учений индийских школ виджнянавады и мадхьямики,но главным достижением чань считаются непревзойденные результаты духовнойпрактики. Направление чаньбуддизма более известно как дзэнбуддизм,
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ariom.ru/