Реферат по предмету "Философия"


Буддизм. Учение Будды

Основная часть.
Учение Будды.
 
Как и другие религии, буддизм обещает людям избавление от самых тягостныхсторон человеческого бытия – страданий, невзгод, страстей, страха смерти.
Буддизм учит, что под влиянием поступков человека его бытие постепенноменяется. Поступая плохо, он пожинает болезни, бедность, унижения. Поступаяхорошо вкушает радость и умиротворенность. Таков закон кармы (модальногов—даяния), который определяет участь человека в сансаре (циклическомсуществовании, «круговороте» рождений, смертей и перерождений).
Этот закон составляет механизм сансары, который называется бхавачакра –«колесо жизни». Любое живое существо замкнуто внутри «колеса жизни» с егобесконечной цепью перерождений. Гнев, неведение и вожделение не дают емувозможности вырваться из «колеса жизни». Бхавачакра состоит из 12 нидан –звеньев, взаимосвязанных причин, порождающих беспрерывный поток жизней:неведение обуславливает появление кармических импульсов; они формируютиндивидуальное сознание; сознание определяет характер физического ипсихического облика человека: это в свою очередь способствует формированиюшести чувств – зрения, слуха, осязания, обоняния, ощущения вкуса ивоспринимающего ума. Восприятие окружающего мира порождает само чувство; затемжелание, в свою очередь, порождает привязанность к тому, что чувствует и о чеммыслит человек. Привязанность приводит к вхождению в существование, следствиемчего является рождение. А всякое рождение неизбежно ведет за собой старость исмерть
Таков цикл существования в мире сансары: каждая мысль, каждое слово идело оставляет свой кармический след, который приводит человека к следующемувоплощению. Цель буддиста – жить так, чтобы как можно меньше оставитькармических следов. Это значит, что он не должен зависеть от желаний и привязанностик объектам желаний.
«Нет уз у тех, у которых нет приятного и неприятного»; «Из привязанностирождается печаль, из привязанности рождается страх, у того, кто освободится отпривязанности, нет печали, откуда возьмется страх?».
«Как дерево, хотя вырванное, продолжает расти, если корень его неповрежден и крепок, так и страдание рождается снова и снова, если не искорененасклонность к желанию».
  Так сказано в «Дхаммападе».
Высшую цель жизни буддизм видит в освобождении от кармы и выходе из кругасансары. Такое состояние человека, достигшего освобождения, в буддизме иназывается нирваной.
Люди, поверхностно знакомые с буддизмом, считают, что нирвана – этосмерть. Но это не так. Нирвана – это угасание обычных желаний и страстей. Этоне смерть, а жизнь, только в ином качестве, жизнь совершенно освобожденногодуха.
Буддизм не относится ни к монотеистическим, ни к политеистическимрелигиям. Будда не отрицает существование богов и других сверхъестественныхсуществ (демонов, духов, созданий ада и т.п.), но считает, что они тожеподчинены действию кармы и, несмотря на свои сверхъестественные силы, не могутсамого главного – выйти за пределы непрерывного круга перерождений. Толькочеловек способен «встать на путь» и, последовательно меняя себя, искоренить причинуперерождений, достичь нирваны. Чтобы освободиться от перерождений богам идругим существам придется родится в человеческом облике. Только среди людеймогут появится высшие духовные существа: будды – люди, достигшие Просветления,и бодхисаттвы – те, кто откладывает уход в нирвану ради помощи другимсуществам.
Но будды  не могут, как боги других религий, создавать мир, управлятьстихиями; они, как правило, не могут карать грешников или награждатьправедников. Буддизм подчеркивает, что судьба человека зависит только от егособственных усилий в неустанной сознательной работе над собой. Поэтому в«Дхаммападе» сказано: «Строители каналов пускают воду, лучники подчиняют себестрелу, плотники подчиняют себе дерево, мудрецы смиряют самих себя».
Четыре благородных истины: проповедь учения Будда начал с «четырехблагородных истин»: о страдании и причине страдания, об устранении причиныстрадания и о пути к прекращению страданий, обращаясь к ученикам (бхи---) так:«А вот, бхи ---, благая истина о том, что существуют страдания. Вожделение –страдание, старость – страдание, болезнь – страдание, смерть – страдание;соединение с тем, что неприятно – страдание; разъединение с тем, что приятно –страдание; когда нет возможности достичь желаемого – это тоже страдание.
А вот, бхи----, благая истина о том, что страдание имеет свою причину.Это жажда, ведущая к перерождениям, связанная с наслаждением и страстью,находящая удовольствие то в одном, то в другом. Жажда бывает трех видов: жаждачувственных удовольствий, жажда перерождений, жажда существования.
А вот, бхи----, благая истина о том, что страдание может быть уничтожено.Это уничтожение жажды и полное уничтожение страсти, отказ от них, отречение отних, освобождение от них, отвращение от них.
А вот, бхи----, благая истина о том, что существует путь, ведущий куничтожению страданий»[8].
Согласно первой истине все существование человека есть страдание,неудовлетворенность, разочарование. Даже счастливые моменты его жизни вконечном итоге приводят к страданию, поскольку они связаны с «разъединением сприятным».хотя страдание универсально, оно не является изначальным и неизбежнымсостоянием человека, поскольку имеет свою причину – желание или жаждуудовольствий, которая лежит в основе привязанности людей к существованию в этоммире. Такова вторая благородная истина.
Пессимизм первых двух благородных истин преодолевается благодаряследующим двум. Третья истина гласит, что причина страдания, поскольку онапорождена самим человеком, подвластна его воле и может быть им же устранена:чтобы положить конец страданиям и разочарованиям надо прекратить испытыватьжелание.
О том, как достичь этого, говорит четвёртая истина, указывающаявосьмеричный благородный путь: «Этот благой восьмеричный путь таков: правильныевзгляды, правильные намерения, правильная речь, правильные действия, правильныйобраз жизни, правильное усилие, правильное осознание и правильноесосредоточение.»[9]
То есть восьмеричный путь включает три основные составляющие: культуруповедения (правильные мысль, слово, действие), культуру медитации (правильныеосознание и сосредоточение) и культуру мудрости (правильные взгляды). Культураповедения – это пять (или десять) основных заповедей: не убей, не бери чужого,не лги, не пьянствуй, не прелюбодействуй: а также добродетели щедрости,благонравия, смирения, очищения и т.п.
Культура медитации — — это система упражнений, ведущих к достижениювнутреннего умиротворения, отстранённости от мира и обузданию страстей.
Культура мудрости — это знание четырех благородных истин.
Из всех четырех благородных истин именно восьмеричный благородный путьсоставляет ядро буддийской религии. Будда не просто говорит о возможностиосвобождения, но и указывает путь, следуя которому каждый человек собственнымисилами, без помощи Будды, способен достичь Свободы и сам стать буддой. Все этоотличается от других известных религий: ни одно религиозное учение не признает,что человек может своими усилиями сделать себя богоподобным существом.
Другими важными положениями учения Будды являются три характеристикибытия (трилакшама): страдание (духкха), изменчивость (анитья) и отсутствиенеизменной души (анатман), а так же учение о взаимозависимости возникновениявсех вещей (пратетоя самутпада).
В мире не ничего вечного – всякое существование имеет начало и конец, араз так, то не может быть и неизменной души. Каждый человек состоит из пятисовокупностей, буквально «груд» элементов (скандх): телесного (пупа), ощущений(ведана), распознавания (санджня), кармических импульсов (санскар) и сознания(виджняна). После смерти большая часть скандх разрушается.
Дхарма – закон, истина, путь.
Важнейшим для буддистов является понятие дхармы. Оно олицетворяет учениеБудды, высшую истину, которую он открыл всем существам. Понятие «дхарма» такжеозначает в буддизме моральную добродетель, прежде всего моральные и духовныекачества Будды, которые следует развивать в себе. Кроме того, дхармы – этоконечные элементы, на которые, с точки зрения буддистов, разбивается потоксуществования.
Будда, как никто иной, понимая, что люди от рождения не похожи друг надруга и нельзя к ним подходить с одной и той же меркой: одним дхарму нужнорастолковывать, другие схватят её на лету, третьим потребуется множествопримеров и т.п. Не существует единого, универсального свода буддийскоговероучения, пригодного для всех. Нет универсальной формы Дхармы на все случаижизни, есть Дхарма, изложенная с учетом индивидуальных особенностей каждоготипа последователей.
Различные цели преследуют и буддийские проповеди. Высшей целью всегдаостается просветление, но достичь его довольно трудно – это под силу лишь самымупорным и одаренным. Для простых людей, не способных на значительные духовныеусилия в нынешнем своем состоянии, промежуточным этапом может стать воплощениев лучших условиях на земле или в чистой сфере какого-нибудь будды, с помощьюкоторого они в дальнейшем достигнут нирваны.

Вселенная и её устройство.
«Важной особенностью буддийского представления о мире являетсянерасторжимое слияние в нем черт реального, то есть подсказанного прямымнаблюдением, правильно зафиксированного человеческим созданием, с идеями,установками, существами и процессами, порожденными религиозной фантазией.Слияние это настолько полно, что здесь можно было бы говорить о тождествеестественного и сверхъестественного, если бы последнее не было бы всегда длябуддиста главным и определяющим.»[10]
Мир сансары в буддизме – это непрерывный поток рождений, смертей и новыхрождений, возникновения, разрушения и нового возникновения. В него вовлеченовсе живое и неживое на всех уровнях существования .
В отличие от других мировых религий количество миров в буддизмепрактически бесконечно. Буддийские тексты говорят, что больше, чем капель вокеане и песчинок в Ганге. В каждом из миров есть свои суша, океан, воздух,множество небес, где обитают боги, и ступеней ада, населенных демонами, злымидухами и другими существами. В центре мира стоит огромная гора Меру, окруженнаясемью горными хребтами. Над ней находятся небеса трех сфер, Боги, люди и прочиесущества, которые действуют исключительно ради удовлетворения собственныхжеланий, живут в камадхату – «сфере желаний», разделенной на 11 уровней. Всесущества, населяющие эту сферу, подчинены закону кармы и поэтому, когда ихзаслуги исчерпываются, могут утратить свою природу в следующих воплощениях.Пребывание в облике бога или человека такое же временное, как и во всякомдругом. В сфере рупадхату – «мира формы» – на 16 уровнях находятся те, ктозанимается медитацией. Над ней помещается арупа – дхату – «мир не формы», сферачистого сознания, не поддающаяся описанию. Однако, согласно смой древнейкосмологической схеме существуют три главных уровня – мир Брахмы, мир богов иполубогов, подчиненных закону кармы и мир бога Мары, олицетворяющего смерть иразные искушения, которым подвергается человек. Влияние Мары распространяетсяна землю и множество подземных миров, адских областей.
Мары не вечны. Каждый из них возникает, развивается и разрушается втечении одной махакальпы: её продолжительность – миллиарды земных лет. Она всвою очередь делиться на 4 периода (кальпы). Не всякая кальпа становитьсясчастливой, а лишь та, в которой появляется будда. По буддийским преданиям, внынешней кальпе появиться тысяча будд. Буддийские тексты называет так же шестьбудд, которые жили в мире людей до Шаньямуни. Однако наиболее популярен средибуддистов Майтрейя – будда, прихода которого ожидают в будущем.
Так же очень важно то, что с буддийских позиций (особенно четкосформированных в сочинениях йогагаров) «весь чувственно воспринимаемый мир, мирнепрерывных изменений, страданий вымышлен больным сознанием каждого индивида,сознанием отягощенным грехами прежних существований. Т.е. вся сумма страданий,переживаемых индивидом, является лишь порождением его собственных деяний,совершенных в прежних перерождениях, то есть иллюзией. Однако само переживаниестраданий столь остро ощутимо, что заставляет буддистов рассматривать сию«иллюзию» со всем вниманием и тщанием, ибо без этого невозможно вскрыть причиныстраданий, найти пути устранения причин, а тем самым и избавится от страданий,от всех видов бытия.»[11]

Буддизм – религия без божества.
 
Если христианство неразрывно связано с верой в Христа, а ислам – с веройв Аллаха, то вера в Будду Шаньямуни не играет особенно важной роли во многихнаправлениях буддизма. С точки зрения буддистов, будд было и будет бесконечноемножество, и некоторые из них не менее авторитетны, чем Шаньямуни. В рядетечений индийского, китайского и японского буддизма, больше чтут других будд,например Амитабху, Вайрочану или будду будущего – Майтрейю, а в странахЮго-восточной Азии будду Шакьямури почитают скорее как святого и великогомудреца. В позднем буддизме появляется учение об Адибудде – Изначальном Будде,воплотившем сущность всех будд.
Вера в большинстве буддийских учений считается лишь предварительным условиемвступления на Буддийский путь. «… Вера  — это первый шаг на Тайном пути, ИбоВера – есть путь и одновременно то, как идти...»[12].Для того, что бы идти по нему, нужны более серьёзные духовные усилия, и преждевсего – медитация. «Поэтому вслед за первым шагом второй шаг – Озарение. Иболишь Озарение страхует нас от потери почвы под ногами на истинном пути. Созарением приходит Несомненность. А когда достигнута Исчерпанность Стремления,тогда приходит свобода»[13].В буддизме в отличие от христианства и ислама нет церкви, но есть общинаверующих – сангха. Это духовное братство, помогающее в продвижении побуддийскому пути. Община предлагает своим членам жесткую дисциплину (виная) ируководство опытных наставников. В ней нет сложной иерархии, как в христианскихорганизациях. Сангхой можно назвать как местную общину, так и всех буддийскихмонахов в мире. Миряне должны подавать монахам – это их обязанность идобродетель: монахи, в свою очередь, учат их правильному поведению и действию.
Возникает вопрос, является ли буддизм религией и что делает его религией?Ведь в нем нет ни какого бога, как в христианстве, исламе и другихмонотейстических религиях, ни такой веры в богов, как в полителепическихрелигиях, ни бессмертной души – основы спасения во всех других религиях, нетцеркви, как посредника между богом и людьми.
Буддизм – религия прежде всего потому, что содержит веру в спасение, или,как говорят буддисты, в возможность нирваны (просветления). Однако спасает вбуддизме не бог; спасение приходит к человеку в результате его собственныхдуховных усилий, а так же благодаря помощи будд или бодхисанов.

Философские школы буддизма.
 
Будда в своих беседах уделял главное внимание практическим вопросамизбавления от страданий и не останавливался на философских проблемах. Буддасчитал, что когда человек испытывает страдание, обсуждать абстрактные вопросы –простая трата времени. Он даже перечислял ряд вопросов, ответы на которыебесполезны для духовного роста. Например, вечен ли мир; конечен ли мир;сознание и тело одно и то же или нет?
Но вместе с тем Будда никогда не избегал спорить по этим вопросам спредставителями других взглядов и всегда поощрял своих учеников не приниматьсвои слова на веру, но самостоятельно искать истину: «Полагайтесь на смысл, ане на слова. Полагайтесь на Изначальную Мудрость, а не на обычный ум.Полагайтесь на абсолютную истину, а не на относительную, полагайтесь на учение, а не на личность.»[14]
После ухода будды между его учениками возникли разногласия как повопросам практики, так и по чисто философским проблемам. В течении столетий вразных странах возникало множество философских школ, взгляды которых оченьсильно различались. Обычно выделяют четыре главные философские школы буддизма,появившиеся еще в Индии. Две из них, саутрантика и вайбхамика, относятся ктхераваде, а две другие, читтамара и мархъямака – к макаяне. В поздней традициимногообразие школ объяснили разным уровнем духовного развития существ.
Основной вопрос философии в буддизме – это природа окружающего мира исобственного сознания, а общая для всей буддийской философии – это отсутствие«самости», или индивидуального «я». Когда говорят о перерождениях, о прошлых ибудущих жизнях, то принимают существование «я» лишь на относительном уровне, тоесть как видимость, переживаемую заблуждающимся умом. При этом отрицаетсясуществование «я» и как понятия, и как естественного ощущения .
Рассмотрим вкратце воззрения упомянутых школ.
Название школы вайбхамика указывает на то, что её последователи опираютсяпрежде всего на толкование (вайбхаму), «Ахидхарму», — третий раздел буддийскогоканона.
Вайбхамики считают, что реальны как внешние, материальные, так ивнутренние, духовные объекты. Говоря о познании внешнего мира, вайбхамикиутверждают, что явления воспринимаются непосредственно, а не выводятся из идейили представлений, порождаемых умом.
Название школы саутрнтика означает, что её последователи полагаютсятолько на подлинные слова Будды, запечатленные в канонических сутрах.
Саутрантика считает, что оба мира, как материальный, так и духовный,реальны. Внешние объекты признаются отличными от сознания. Образы же,появляющиеся в сознании – не сами объекты, а только их копии. Для возникновенияобраза должны существовать и познающий ум, и чувства При познании мира в умевозникают образы, которые являются копиями реальных объектов.
Школу читтаматра основали два знаменитых философа братья Асанта иВасубандху. Само слово «читтаматра» означает «только ум». Другое название этойшколы – виджнянавада, что означает «наука о сознании». В этой школе утверждают,что все явления внешнего мира лишены всякой реальности, но возникают только вуме, который и есть единственная реальность. Все воспринимаемые внешние объекты– это лишь ошибочные представления ума. Они подобны сну, в котором мы принимаемиллюзию за действительность.
Сам же ум – это непрерывный поток состояний сознания. В этом потокехранятся впечатления или отпечатки всего предыдущего опыта. В тот или иноймомент воспринимаются только те объекты, чей отпечаток проявляется при данныхобстоятельствах под воздействием кармы. Вот почему нельзя воспринимать любыеобъекты в любой момент по своему желанию.
Путем специальной практики можно успокоить ум, прекратить появлениеиллюзий и достичь состояния, которое называется татхата («таковость») илидхармата (природа явлений). В этом состоянии покоя нет ни восприятий нивоспринимающего.
Важнейшей философской школой махаяны считается мадхъямана, или «школасрединности». Основал её великий мудрец Нагарджуна и его ученик Арьядева во2-3вв. н.э. Другое название этой школы шукьявара, или «учение о пустоте»,поскольку в ней все явления считаются совершенно лишенными реальности, то естьпустотой – шукьёй.
Может показаться, что мадхъямана – это философия нигелизма, всеотрицающая. Но на самом деле отрицается не вся реальность, а истинностьвоспринимаемого нами мира явлений. Истинная реальность признается лишеннойкаких-либо свойств, не может быть воспринята интеллектом и, следовательно, неможет быть описана. Это реальная, но неописуемая природа вещей и есть шукья.
В действительности ум по своей сути – пустота, а по своей природе –светоноская ясность. Ясность и пустота естественно неразделимы, и это единствои есть истинный будда. Но это естественное состояние временно ограниченоприлипшей грязью заблуждений и других умственных ядов подобно тому, как солнцеможет быть временно закрыто облаками, но при этом само солнце не загрязняется,но продолжает светить, как и прежде.
Таким образом, сансара – это не какой то внешний мир, а просто сон,возникающий в собственном уме в следствие заблуждений. Она не существует вдействительности. То есть её некуда отбрасывать, не нужно избегать. Нирвана –это не нечто, получаемое от кого то. Истинная природа собственного ума и естьистинный будда. То есть собственный ум – это и сансара, и нирвана, собственныйум и есть будда.
Чтобы достичь этого состояния, проявить его, необходимо только очиститьвременные омрачения, и природа будды появиться естественно, подобно солнцуиз-за облаков.

Заключение.
 
Подводя итог, нужно сказать об огромной значимости изучения данной темы.Ведь буддизм – религия охватывающая около четверти населения земли, а так жезанимающая умы большого количества жителей Запада.
Буддизм дает вполне разумные ответы на те вопросы, на которые другиемировые религии ответить не потрудились. Он дает простому обывателю надежду нато, что его судьба в его руках. А главное, не просто дает надежду, а доступнымязыком объясняет, раскладывает по ступенькам путь к спасению, трудный, новерный.
Буддизм обосновывает неизбежность гибели всего сущего и тем самымотрицает его ценность для человека. Утверждается возможность совершенствованияв области человеческого сознания, буддизм рассматривает этот процесс какпреодоление всех человеческих желаний, страстей, чувств. Он широко используетэмоциональные средства воздействия на сознание, умело применяет особенноживучие народные предания и традиции, прибегает к жизненным примерам исравнениям, ставя на службу своего учения художественное творчество и создаваявпечатляющий культ.
И конечно же нельзя забывать об огромном вкладе буддизма в культуру,науку, историю, медицину и духовный мир людей.
Кочетов же считает, что «миролюбие многих сторонников буддизма… можетиграть в современном мире определенную роль в борьбе против угрозы новойсверхразрушительной войны»[15].


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.