§ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯБРАКА.
Определение понятия брак.
/>Брак- это санкционированная и регулируемая обществом формаотношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности поотношению друг к другу и к детям.
Первойформой общественного регулирования половых отношений считается, дуально-родовой,или групповой брак, характерный для ранней стадии первобытного общества.Групповой брак был отношением между родами (а не между лицами). Всякие половыесвязи внутри рода были строжайше запрещены (экзогамия). Т.е. групповой браквыражался в том, что муж и жена не жили вместе и не принадлежали к одномухозяйственно-бытовому коллективу.
Вдальнейшем групповой брак между членами разных родов сузился до лиц,принадлежавших одному поколению, и затем постепенно сменился парным браком.Вначале при парном браке супруги, вероятно, жили отдельно, затем муж сталпереходить в род жены (матрилокальный брак), а позже жена — в род мужа(патрилокальный брак), имущество было раздельным, сохранялись пережиткигруппового брака.
Переходк земледелию и скотоводству повысил хозяйственную роль мужчины, в результатечего парный брак упрочивается, даёт начало моногамному браку,укрепляющему целостность семьи. В ходе исторического развития основной формойбрака становится именно моногамия; у ряда народов она сочетается с полигамией,однако распространение последней сокращается.
Заключениебраков и выбор брачного партнёра происходит под определяющим влиянием социальныхи экономических факторов.
Врабовладельческих государствах брак был признан лишь для свободных граждан; резкоосуждались брачные связи свободных с рабынями.
Вфеодальных обществах господствовали гомогамные браки, особенно среди правящих классов илисословий. Браки между крепостными обычно заключались по воле помещика. Усилениесоциальной и особенно экономической функции семьи приводит к усложнению порядказаключения брака, которому предшествует договорённость о его материальныхусловиях (выкуп, приданое). Ответственность и инициатива при заключении брака,а также выбор брачного партнёра становятся функциями главы семьи.
Развитиеиндустриального общества, сопровождающееся ростом образования и втягиваниемженщины в общественное производство, приводит к новому изменению брака:
· процесссекуляризации (освобождение от церковного влияния в общественной деятельности)приводит к постепенной замене церковного брака гражданским браком;
· заключениебрака упрощается, облегчается процедура развода;
· рост общегои специального образования повышает брачный возраст. Растет число мужчин иженщин, не вступающих в брак; увеличивается число добрачных связей инезаконнорождённых детей.
ВРоссии, с 1939 по 1959гг., наблюдалось заметное повышение среднего возраста вступленияв брак, что выразилось, прежде всего, в снижении доли состоящих в браке мужчини женщин в возрасте от 18 до 24 лет. Этот процесс в значительной мере былвызван:
· продлениемсроков обучения;
· резкимувеличением доли студентов и других учащихся среди лиц этих возрастов;
· существеннымувеличением удельного веса городских жителей, которые, как правило, вступают вбрак в более старших возрастах, чем сельское население.
Но уже в 60-е годы этот возраст начал снижаться.Вероятно, заметное воздействие на этот процесс оказала акселерация умственногои физического развития молодёжи, либерализация половой морали, которая связаннас более широким распространением добрачных связей, приводящих в условиях низкойкультуры контрацепции к незапланированной беременности у незамужних женщин, чтоведёт к рождению детей в условиях стимулированного брака.
Эволюциябрака и семьи вызывает ряд явлений, таких, как рост частоты разводов, снижениерождаемости ниже уровня, необходимого для простого воспроизводства населения, ит.п.
Заключениебрака — один изосновных параметров брачности, а прекращение брак — разводимостии овдовения. В демографии каждый такой факт рассматривается какдемографическое событие и как изменение брачного состояния, апоследовательность таких фактов в поколении — как демографический процесс.
Пороссийскому праву брак регламентируется кодексом о браке и семье. Юридическиепоследствия вызывает лишь брак, зарегистрированный в предусмотренном закономпорядке (в отличие от фактического брака, церковного брака). Большое значениепри заключении брака имеет решение вопроса о режиме имущества будущих супругов- общности или раздельности семейного имущества (в ряде стран предусматриваетсязаключение специального брачного договора или брачного контракта).
§ 2.Брачное состояние.
(основнаяхарактеристика)
Брачноесостояние –это положение лица по отношению к институту брака, определяемое в соответствиис обычаями и правовыми нормами страны. Различают не состоящих в браке исостоящих в браке. В условиях моногамного брака не состоящие в браке делятся наникогда не состоявших в браке, вдовых и разведённых. Перечисленные категориибрачного состояния считаются основными и выделяются в большинстве разработокстатистических данных. При браке, разводе, овдовении происходит переход лицаиз одной категории брачного состояния в другую, совокупность такихпереходов есть процесс воспроизводства брачной структуры населения,которое в демографии рассматривается как составная часть воспроизводстванаселения.
Учётраспределения населения по категориям брачного состояния необходим при изучениибрачности, прекращения брака, формирования и развития семьи, а также процессоврождаемости и смертности. Брачное состояние лица определяется при переписи илиобследовании населения обычно по принципу самоопределения (т.е. со словопрашиваемых) и не всегда совпадает с тем, что записано в документах, а этоприводит к неполной сопоставимости данных из различных источников.
Основнаячасть:
§ 3. “БРАЧНЫЙ РЫНОК”, БРАЧНЫЙКРУГ, БРАЧНЫЙ ВЫБОР.
Для понимания терминабрачности необходимо иметь представления о таких понятиях, как “брачный рынок”,брачный круг, брачный выбор (т.к. от их наличия и формирования зависитбрачность.)
“Брачный рынок” — это термин, применяемый для условного обозначениясистемы соотношений численностей различных групп бракоспособного населения.Ситуация на “брачном рынке” зависит от числа потенциальных брачных партнёров внаселении в данной территории, его возрастной – половой структуры. В связи стем, что традиции и социокультурные нормы предостерегают, что жена, как правилодолжна быть моложе мужа, ситуация на “брачном рынке” определяетсясоотношением числа молодых, не состоящих в браке женщин и не женатых мужчиннесколько более старшего возраста. Неблагоприятная ситуация вызываетсядиспропорцией численности полов, возникающей в результате военных потерь илирезких изменений уровня рождаемости, а так же несбалансированных по полумассовых миграций.
Перепись 1959 г. зафиксировала резкие нарушения численностибракоспособных контингентов. Массовая гибель в Великой Отечественной войне ввозрастах старше 35-ти лет и частично 30-34-ёх лет уменьшило вероятностьвступления в брак для женщин, не вступивших в него до войны или потерявших наней мужей, и, наоборот, повысило её для соответствующих поколений мужчин. Длясельского населения диспропорция численности бракоспособных контингентовусугублялась миграцией мужчин из сёл в города, развернувшейся с конца 1940-хгг.
Перепись 1989 г. зафиксировала неблагоприятную ситуацию на “брачномрынке” для сельский мужчин и городских женщин, вызванную интенсивной женскоймиграцией из сёл в города в 1960-е гг. Нарушение соотношения численности половна “брачном рынке” также может быть характерно для определённой территории иносить локальный характер. Так, например, из-за неравномерности распределениярабочих мест возникают мужские и женские города.
Неблагоприятная ситуация на“брачном рынке” влияет на процессы как брачности, так и разводимости.
Брачный круг — это совокупность возможных брачных партнёров.Брачный круг определяется системой норм общества, а такжесоциально-экономическим положением партнёров, особенностями их личностныхкачеств. Система общения, определяющая брачный круг, может включать кромеиндивидуальных межличностных контактов также подбор брачных пар. В условияхмоногамного брака в брачные круги не входят лица, состоящие в браке, однакопри свободе развода некоторая часть супружеских пар подбирается из числа лицданной категории брачного состояния. В качестве потенциальных брачных партнёровне могут рассматриваться лица, брак с которыми запрещён законами или обычаями.В некоторых обществах брачный круг ограничен социальными, национальными,кастовыми, религиозными барьерами; их ликвидация способствует расширениюбрачного круга. Определяющее влияние на изменение границ и состава брачногокруга оказывает возраст данного лица.
На формирование брачногокруга, его динамику и состав значительновлияет ситуация на “брачном рынке”. Диспропорция численности бракоспособных лицв населении приводит к сужению брачного круга лиц одного пола, имеющихчисленный перевес (в этих условиях брачное состояние пополняется за счёт лиц,которые прежде не рассматривались в качестве потенциальных брачных партнёров,т.е. брачные предпочтения ослабевают), и соответствует расширению брачногокруга лиц другого пола.
Брачный выбор - это выбор брачного партнёра в рамках данного брачногокруга. На брачный выбор влияют социальные, экономические, культурные,психологические и антропологические критерии, при этом значение каждого из нихизменяется во времени. В традиционных обществах с их сословнымиграницами доминирующее значение имело социальное положение семьи будущегопартнёра. В последствии на первый план выдвигаются экономическиефакторы. Лишь в рамках одного круга социально и экономически приемлемыхпартнёров допускается выбор по другим признакам и проявляется влияниеантропологических (возраст, внешние данные), психологических (взаимнаясимпатия) и тому подобных факторов. В современном обществе (когда взначительной мере утрачивают значение социальные, экономические, этнические ирелигиозные барьеры) на первое место выступают психологические, культурные иантропологические критерии выбора. Сила влияния отдельных факторов на брачныйвыбор измеряется индексами брачности. Изучение закономерностейбрачного выбора необходимо для прогнозирования “удачности” брака, егопрочности, а также для практической деятельности различных служб семьи.
§ 4. БРАЧНОСТЬ.
Охарактеризовав понятия“брачного рынка”, брачного круга и брачного выбора можно перейти к рассмотрениюпонятия брачности.
Брачность:
это процесс образованиябрачных (супружеских) пар в населении; включает вступление в первый и повторныебраки. В сочетании с процессами овдовения и разводимости брак определяетвоспроизводство брачной структуры населения.
это социально-демографическийпроцесс, который обусловливается и регулируется социально-культурными нормами,имеет юридические, социальные, экономические и др. аспекты.
Демографическое значениебрачности:
· тесно связана с воспроизводствомнаселения;
· важнейший демографический факторрождаемости, формирования семьи и изменения семейной структуры населения.
Основные количественныехарактеристики процесса брачности:
· доля лиц в каждом поколениикогда-либо вступавших в брак или доля не вступавших (безбрачие);
· возраст вступления в первый брак;
· доля лиц, вступавших в повторныйбрак после развода и после овдовения (степень компенсации разводимости иовдовения);
· интервал между разводом(овдовением) и повторным браком.
Среди измерителей процессабрачности наиболее распространены коэффициенты брачности,показывающие интенсивность вступления в брак во всём населении (общие коэфф.брачности) и в отдельных группах бракоспособного населения (специальныекоэффициенты брачности), а также характеристики брачной структуры населенияв определённый момент времени. Эти показатели описывают брачность лишькосвенно; прямое измерение возможно с помощью таблиц брачности.Комплексно все процессы формирования и прекращения браков отражаются ввоспроизводстве брачной структуры населения.
На уровень брачностивлияют:
· господствующие ценности данногообщества;
· юридические факторы (особеннозакрепление в правовых нормах установленного в данном обществе минимальногобрачного возраста, который в законодательстве различных стран колеблется от12-14 до 21-22 лет)
· допустимость разводов и ихпроцессуальная сложность.
· религиозные нормы. Например,серьёзные последствия может иметь целибат (обязательство безбрачиекатолического духовенства), степень его распространённости.
Источниками информации обрачности служат: результаты статистической обработки записей актовгражданского состояния, данные переписей населения и специальные обследований.
( Информация о брачномсостоянии человека при переписях и обследованиях получается на основе принципасамоопределения и может не совпадать с отражением этих событий в юридическихдокументах.)
Первоначально системапоказателей брачности в значительной мере основывалась на совместном использованииразличных статистических источников, которые по европейским странам былисопоставимы. По мере расширения информации о брачности в странах с другимисоциальными и культурными нормами анализ брачности всё больше ориентируется напоказатели, использующие один источник — преимущественно переписи иобследования. Социально-культурные различия между странами, а иногда и внутриодной страны между группами населения затрудняют сравнения.
§ 5. БРАЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.
а) Характеристика понятия“брачное поведение”.
б) Факторы брачного выбора.
Характеристикапонятия “брачное поведение”.
Брачноеповедение — это поведение, целью которогоявляется удовлетворение потребности в браке, поведение, связанное с выборомбрачного партнера (т.е. с брачным отбором). Под брачным отбором понимаетсяпроцесс, в результате которого из совокупности возможных выборов брачногопартнера, тем или иным способом отбирается тот, в каждом данном конкретномслучае единственный партнер (партнерша), который (которая) и становится мужем(женой) или тем, с кем «живут вместе».
Процессбрачного отбора исторически конкретен, он зависит от экономических, социальных,социокультурных и других условий, существующих в обществе. Основные особенностипроцесса брачного выбора связаны с тем, что в разных культурах и на разныхстадиях исторического развития различны:
— пространство возможных выборов.
Здесьвсе культуры различаются по тому, допускаются или нет в них повторные браки.Если повторные браки допускаются, если допускается «серийнаямоногамия», то совокупность, из которой производится отбор брачногопартнера, является предельно широкой и включает в себя как не состоящих, так исостоящих в браке.
Правиломздесь является то, что человек постоянно доступен для брака, независимо оттого, состоит он в браке или нет. Как пишет американский социолог Б. Фарбер,“каждый человек, по крайней мере, теоретически, всегда является потенциальнымсупругом для всех других лиц противоположного пола. Здесь важно то, чтосостояние в браке ничуть не ограничивает человека в том смысле, что онпродолжает оставаться возможным супругом в позднейших браках."
Напротив,в культурах, где повторные браки не допускаются, в культурах традиционной,жесткой моногамии, пространство возможных выборов не включает в себя тех, ктоуже состоит в браке. Человек вступает в это пространство по достиженииустановленного обычаем или законом брачного возраста и покидает его, вступив вбрак.
Вобществе европейского, западного типа, историческая тенденция состоит впереходе от строгой моногамии, когда вступление в повторный брак даже в случаеовдовения было затруднено (особенно для женщин), к моногамии серийной, когдаповторные браки становятся обычным делом.
Например,в России в 1991 г. для четверти как мужчин, так и женщин, вступивших в брак,этот брак был повторным, причем из общего числа вступивших в повторный бракмужчин 88% сделали это после развода (для женщин аналогичная доля равняется83%). Еще выше доля вступающих в повторный брак в Москве: в том же 1991 г. бракбыл повторным для 36,4% мужчин и для 32,1% женщин, причем на долю послеразводных приходилось 90% повторных браков мужчин и 88% повторных браковженщин. Аналогичные данные можно привести и по США. В этой стране в середине80-х гг. около 46% всех заключаемых браков были повторными, по крайней мере,для одного партнера.
— степень свободы индивидуального выбора.
Чтокасается степени свободы индивидуального выбора, в этом отношении, междуразличными обществами также существуют большие отличия. В некоторыхкультурах, а в прошлом практически повсюду преобладают браки, организуемыеродителями или другими родственниками, под чьей опекой находятся молодые люди. Вдругих доминирует «свободный» выбор, когда основными его«агентами» являются сами вступающие в брак. Однако в любом случаевступление в брак, выбор брачного партнера не являются произвольными. Ониподчиняются действию определенных факторов культурного, социального,психологического и даже отчасти социально-биологического характера.
Факторыбрачного выбора:
Наиболееширокими и одновременно действующими наиболее мощным образом являются культурологическиефакторы:
Важнейшим из них является такназываемое правило эндогамии — эгзогамии. Этоттермин обычно применяется в этнологии для описания того, как происходит брачныйвыбор между родами одного племени. Его функциональная роль состоит вограничении поля возможных выборов брачного партнера, в исключении из него тех,кто не может быть брачным партнером.
Всовременных условиях употребление этого термина может быть, разумеется, только условным ивесьма ограниченным. При этом правило эндогамии следует понимать как предписание(принуждение) выбирать себе брачного партнера из своей собственной этническойгруппы, но из разных кланов (если они есть). Правило эндогамии всовременных культурах, в которых его действие вообще является более слабым, онок тому же практически снимается в случаях, если вступающему в брак более 30лет, или если брак — повторный. В крупных городах правило эндогамии практическине действует. Его действие также резко ослабевает на территориях со смешаннымпо этническому составу населением, где контакты и общение между представителямиразличных национальностей являются более частыми и интенсивными.
Правиложе экзогамии запрещаетбрак внутри собственной семейной группы, т.е. направлено на предотвращениебраков между близкими родственниками. Это правило обладает универсальным ижестким действием, подкрепляясь в ряде случаев правовыми нормами, прямозапрещающими брак внутри одного клана.
К социологическим факторамбрачного выбора относятся гомогамия и близость (соседство):
Гомогамия:
Термингомогамия обычно употребляется для обозначения тенденциизаключения браков между людьми, обладающими некоторыми общими или сходнымихарактеристиками — социальными, психологическими, физическими и т.д. Противоположнаятенденция обозначается термином гетерогамия.
Необходимообратить внимание на то, что понятия эндогамия и гомогамиязачастую сближаются. Однако между ними есть разница, которая заключается в том,что перенесенный в социологию семьи термин эндогамия обозначает, посути, некое социокультурное принуждение, заставляющее индивида действовать вбрачном выборе определенным образом. Термин же гомогамия (соответственнои гетерогамия) является чисто социологическим (хотя им также пользуются и этнологи),означающим, что браки между индивидами со сходными индивидуальнымихарактеристиками являются более вероятными, чем браки между индивидами, чьихарактеристики сильно отличаются друг от друга.
Социологическиетеории, рассматривающие гомогамию как один из основных факторов выборабрачного партнера, утверждают, что важнейшими характеристиками в этомотношении являются:
· возраст,
· этническаяпринадлежность,
· социальныйстатус,
· образование,
· уровеньинтеллекта,
· внешность,
· совместимостьвнутренних часов (т.е. так называемые совы и жаворонки).
Приэтом наибольшей является роль:
а) этническойпринадлежности:
О роли этническойпринадлежности можно сказать, что помимо действия правила эндогамии (в том, чтокасается этнической принадлежности), действуют и чисто социологические факторы,прежде всего степень этнической однородности той или другой территории.
б) роль возраста вбрачном отборе:
Его роль подтверждаетсямногочисленными статистическими и социологическими данными. При этом рольвозраста несколько специфична, поскольку в этом случае более вероятным являетсяне совпадение (равенство) возрастов партнеров, а небольшое превышение возрастапартнера мужского пола.
Например, в 1993 г. в Российской Федерации былозаключено 1.106.723 брака. Из них:
· браки, в которых невеста быластарше жениха, составляли 11%,
· браки, в которых жених и невестаимели одинаковый возраст (точнее говоря, их возраст находился в одном и том жепятилетнем возрастном интервале), — 40%.
· браки, в которых жених был старшеневесты, — 49%. При этом почти две трети таких браков составляли те, в которыхвозраст жениха был на один пятилетний интервал больше, чем возраст невесты.
в) рольобразования:
Рольобразования как фактора брачного отбора столь же велика. Вероятность вступленияв предбрачные, а затем и в брачные отношения у людей с одинаковым или близкимобразованием выше. Это можно проиллюстрировать на примере расчета такназываемого коэффициента брачной ассоциации по образованию для всех браков,заключенных в Российской Федерации в 1989 г.
Коэффициентбрачной ассоциации по образованию показывает, во сколько раз та или инаякомбинация уровней образования мужей и жен имеет большую или меньшуювероятность по сравнению с ситуацией, когда все потенциальные женихи и невестыимеют равные шансы вступить в брак друг с другом.
Вцелом, если брать эти три характеристики (возраст, образование и социальноепроисхождение), то в процессе брачного выбора действует довольнозаметная тенденция предпочтения мужчинами более молодых женщин сотносительно меньшим образованием и принадлежащих к относительно более низкойсоциальной группе (противоположная тенденция для женщин). Эта тенденцияназывается брачный градиент.
Вобществах с сильно дифференцированной социальной структурой брачный градиентможет вызывать “переизбыток незамужних женщин старших возрастов, блестящеобразованных, профессионально занятых, не имеющих возможности найти себебрачного партнера из-за завышенных притязаний относительно статуса иобразования”. Подобное, впрочем, можно наблюдать и у нас, когда многиевысокообразованные женщины вынуждены оставаться одинокими из-за того, что немогут найти себе «подходящего» жениха. Отсюда, вытекает исуществование «второго пика » внебрачной рождаемости: потеряв надежду выйти замуж, такие женщины«сознательно» выбирают дорогу одинокого материнства.
Правилогомогамии действует и в отношении некоторых других личностных характеристик. Среди них чащевсего называют ум (интеллект), физическую привлекательность, а также брачный статуси ценностные ориентации, включая политические взгляды, религиозные убеждения ит. д.
Близость:
Другимважнейшим социологическим фактором брачного отбора, наряду с гомогамией, являетсяблизость (соседство). Под близостью понимается пространственная, территориальнаяблизость, проживание по соседству, а также работа в одной и той же организацииили учеба в одном и том же учебном заведении. Роль близости связанас тем, что соседство, совместная работа или совместная учеба повышаютвероятность встречи с партнером, который к тому же, с большей вероятностьюбудет иметь сходство и по другим личностным и социальным характеристикам,включая сходство ценностей, интересов.
Еще вначале 30-х гг. американский социолог Джеймс Боссард на материале 5000 браков,заключенных в г. Филадельфия, показал действие фактора близости. Согласно егоданным, из этого числа брачных пар почти 17% проживали в одном и том жеквартале Филадельфии, свыше 33%, — в пяти ближайших кварталах и половина — вдвадцати ближайших кварталах.
Отечественныеисследования непозволяют дать информацию, сопоставимую с данными Дж. Боссарда. Однако действиефактора близости прослеживается и в результатах, полученных и у нас в стране. Вчастности, по данным Г.В. Жирновой, в 70-е гг. в городах Центральной Россиипримерно треть опрошенных ею брачных пар познакомились друг с другом на работеили в учебных заведениях, местом знакомств остальных были или местаобщественного отдыха и культурно-массовых развлечений, или то, что называется«в гостях».
Примечание:
“ Группа вступивших в брак пожеланию” — это те, кто вступил в брак из-за внутреннего, искреннего желаниясоздать семью, иметь детей;
“Группавступивших в брак по обязанности" — это те, кто вступил в брак, потому что так былонужно: пришло соответствующее время, боязнь остаться вне брака по возрасту,требовала обстановка.
Заключение:
Примерытеорий брачного отбора:
ТеорияЗ. Фрейда.
Онутверждал, что в выборе сексуального объекта человеком проявляется смещениеэнергии либидо с самого первого объекта любви, т.е. с родителей. Иначе говоря,согласно 3. Фрейду, мужчина ищет жену, похожую на мать, а женщина — мужа,похожего на отца.
Всоциологической литературе можно найти данные, подтверждающие этот тезис. Вчастности, Д. Едличка в своем исследовании 7.000 супружеских пар обнаружил, чтовероятность найти в опрошенной совокупности пары, в которых имелось сходствоодного из партнёров с родителем противоположного пола, была выше, чем этотеоретически возможна при случайном выборе.
2. Теория Р.Ф. Уинча.
Ещё одной социально-психологическойтеорией брачного выбора является теория комплементарных потребностейР.Ф. Уинча.
Основной тезисэтой теории состоит в том, что люди предпочитают выбирать себе в супругитех, чьи психологические особенности противоположны и комплементарны(дополнительны) их собственным (например: человек робкий и склонный кзависимости, скорее всего, согласно Уинчу, предпочтет партнера сильного идоминантного). Это связано с тем, что индивид всегда стремится максимизироватьстепень удовлетворения своих потребностей, а максимум этот, по Уинчу,достигается в том случае, когда специфические потребности мужчин и женщинкомплементарны друг другу.
В основе теории— наблюдения, которые Уинч провел за 25-тью брачными парами вСеверо-западном университете. Хотя сам Уинч был убежден в правильностисвоей теории, другие исследователи отнеслись к ней критически. Характерным вэтом плане было замечание Мейера и Пеппера о том, что «открытияУинча — это артефакт. Или из-за неправильной методологии, или из-за того, чтоон изучал брачные пары».
Тем неменее другие авторы, отталкиваясь от подхода Уинча, пытались усовершенствоватьего теорию. Одним из примеров этого является инструментальная теория Р.Сентера.
ТеорияР. Сентера.
Инструментальнаятеория Р. Сентера исходила из предположения, что люди стремятся выбратьсебе в качестве брачных партнеров тех, чье поведение и другие характеристикиобеспечивают максимум удовлетворения и минимум затрат для ихпотребностей.
Вотличии от Уинча, Сентер полагал, что одни потребности более значимы, а другиеменее. Ценности (потребности), которые более типичны для мужчины, должнысоответствовать потребностям, более типичным для женщины.
Теория Дж. Хоманса.
Ещеодной теоретической интерпретацией процесса брачного отбора является теорияобмена. Основана на модели социального взаимодействия Дж. Хоманса, согласнокоторой базисом возникновения нормативного порядка в обществе являетсявзаимная полезность людей,выгоды, которые они получают в результате обмена между собой разногорода благами, (необязательно материальными). Согласно Хомансу, в обществе всегда существуетнекая шкала ценностей, которые могут быть вовлечены в обмен. Человек«обменивает» некоторые свои качества на качества или свойства другихлюдей: физическую привлекательность на благосостояние, богатство на громкийтитул и т. п. Хоманс говорит о том, что “все без исключения социальныевзаимодействия на всех уровнях подчиняются принципам обмена эквивалентами”.Соответственно этому в основе брачного выбора лежит процесс оцениваниякачеств возможного партнёра и оценивание того, кто из возможных партнеров можетпринести больший выигрыш при меньших затратах. Характеристики индивида приэтом рассматриваются как некое благо, подлежащее обмену и имеющее определеннуюрыночную цену. В качестве такого блага могут выступать: индивид.
Вданном случае речь фактически вдет о соотношении на брачном рынке численностей«подходящих» друг для друга мужчин и женщин. Интуитивно ясно, чтоценность каждого отдельного индивида на брачном рынке зависит от соотношений,которые понижают ценность тех, чей пол имеет избыток.
· возраст (см. стр. 11)
· внешнийоблик,включающий в себя не только физическую внешность, но и манеры поведения, умениесебя вести и т. п.;
· статус, рассматриваемый как комбинацияразличных социально-экономических характеристик (благосостояние, происхождение,образование и т.д.)
· социально-психологическиехарактеристики личности (эмоциональность, экспрессивность, способность к пониманию,сотрудничеству и т. д.);
· ценности,убеждения и т.д.
Общиеили совпадающие ценности облегчают взаимодействие с потенциальным партнероми могут служить фактором принятия решения о брачном выборе. Ценности,сильно отличающиеся друг от друга, могут стать непреодолимым препятствиемдля брачного выбора даже в случае сильной страсти. Пример этого — отказ Ф.М.Достоевского от брака с А.В. Корвин-Круковской из-за диаметральнойпротивоположности их взглядов.
Теория Бернарда Мурштейна.
Попытку дать целостноеописание процесса брачного выбора представляет собой теория “стимулов-ценностей – ролей” ( СЦР- теория) Бернарда Мурштейна. Он говорит о том, чтопроцесс развития отношений детерминируется тремя переменными:
· стимулы,
· ценностное сравнение,
· роли.
На стадии стимуляции действуютфакторы, которые «притягивают» индивидов друг к другу, делают ихпривлекательными друг для друга благодаря их физическим, интеллектуальным,социальным и другим характеристикам.
Следующейстадией является стадия ценностного сравнения, когда взаимномуоцениванию подвергаются системы ценностей и установок, в частности,представления и установки друг друга относительно брака, половых ролей, числадетей в семье и т. д.
Некоторые люди могутвступать в брак на основе одной или двух первых стадий. Однако большинство проходити ролевую стадию. Для них сходство ценностей – необходимое, но недостаточное условие. Таковым для большинства является ролевая совместимость,сходство взаимных представлений о семейных (и вне семейных) ролях мужчин иженщин. Достижение ролевой совместимости – это, вероятно, бесконечныйпроцесс, поскольку ролевая притирка происходит на всём протяжении существованиябрачного союза и никогда не завершается полностью.