Бенедикт Спиноза как историк
Абсолютная статичность, полный покой и чрезмерный консерватизм просто не могут вызвать интерес у человечества. Всё в мире течёт и изменяется, этому естественному ходу вещей подвергнута и историческая наука. Историописатели, теологи, филологи, хронисты – все они в течение многих веков совершали свой вклад в зарождение, развитие и становление истории.
Философы – это люди с уникальным и не всегда понятным для окружающих мировоззрением. Философов привлекала история, они стремились понять её назначение как науки, внести принципиально новые положения в принцип историзма. Поэтому будет весьма актуальным и интересным рассмотреть личность Бенедикта Спинозы как историка.
Бенедикт Спиноза родился в 1632 году в семье еврейских эмигрантов в Амстердаме. Окончил семиклассное еврейское училище, где изучал древнееврейский язык, Библию и Талмуд. Затем поступил в школу Франциска Эндена, где освоил латынь, физику, математику, естествознание. Здесь же познакомился с работами Бруно, Бэкона, Гоббса, особое впечатление на Спинозу оказали труды Декарта, учеником которого он себя в дальнейшем считал.
Спиноза посвятил несколько лет своей жизни изучению религиозных воззрений. Найдя противоречия между Ветхим Заветом и еврейским богословием, Спиноза поставил под сомнение догматы о сотворении мира, о душе и загробной жизни и даже Священное Писание. Несоблюдение религиозных иудейских обрядов привело к тому, что в 1656 году совет раввинов подверг его великому отлучению и проклятию. Но это решение не сломит философа, он до самой смерти будет излагать свои вольные мысли о религии и боге.
Среди основных трудов философа можно назвать «Принципы философии Декарта, изложенные в геометрическом порядке с приложением метафизических мыслей», «Богословско-политический трактат», «Этика», «Политический трактат», «О боге, человеке и его разуме».
В основе философии Спинозы лежит положение о тройственности мира. Основными составляющими бытия являются субстанция, атрибуты и модусы. Субстанция – это первопричина, которая самостоятельна и ни от чего не зависит, субстанция – это Бог. Природа субстанции выражается в её атрибутах – существенных и всеобщих свойствах. Атрибуты проявляются через бесконечное число модусов. Каждый модус, в отличие от субстанции, ограничен и конечен. Казалось бы, в этом философском принципе не содержится информации важной для развития исторической науки, но здесь Спиноза делает своё первое открытие. Модусы представляют собой мнения и рассуждения о каком-либо объекте или процессе, а каждый модус восходит к божественной субстанции. В человеческом сознании не может возникнуть неверной мысли об историческом ходе вещей потому, что все они отражают божественную волю. Иными словами – любое научное высказывание является верным, нет ложных мыслей и идей, можно различить только более или менее адекватные. Эта точка зрения найдёт своё продолжение в изречении XX века: «Сколько историков, столько историй».
Основные принципы гносеологии Бенедикта Спинозы также могут привлечь внимание профессионального историка. Не раз в отечественной и зарубежной историографии вызывал бурную реакцию вопрос о познаваемости прошлого. Причём этот спор породил диаметрально противоположные точки зрения: «прошлое – это мир, который мы потеряли навсегда»; прошлое можно с лёгкостью познать через «прозрачные» исторические источники (марксизм). Спиноза полагал, что весь мир познаваем, но происходит это потому, что человеческое сознание и все мысли – это результат проявление модуса «бесконечный разум».
Спиноза возвращается к античному мифологизированному восприятию мира как цикличной субстанции, повторяя ряд положении Фукидида. Спиноза говорит, что мир и природа везде и всегда остаются незыблемыми, а законы и правила природы, по которым всё происходит и изменяется из одних форм в другие, являются неизменным. Но, несмотря на цикличность природы, философ почти отвергает дидактическую роль исторической науки. Исторические процессы повторяемы, но даже если человеческий разум сможет понять общие закономерности через фиксацию всех событий и наложение сходных явлений, даже предугадав дальнейших ход истории, грядущие войны и экономический упадок, люди не смогут изменить естественный ход вещей. Такую работу историка можно сравнить с предсказательствами и гаданиями. Историки должны знать прошлое, чтобы заглянуть в будущее, но зачем знать, что тебя ждёт в дальнейшем, если повлиять на силу божественной субстанции, волю провидения невозможно.
Сам Спиноза так излагает эту мысль: «Весь мировой процесс совершается в силу абсолютной необходимости, и человеческая воля ничего не в состоянии изменить. Человек может только постигнуть ход мирового процесса, чтобы сообразовать с ним свою жизнь и свои желания». Так философ обозначил цель историка получать знания ради знаний. Не даром девизом Бенедикта Спинозы стало «крылатое» изречение: «Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать!».
Отражены в философии Спинозы и основные принципы работы с историческими источниками. Подобный источниковедческий анализ был предложен Декартом, чьим последователем и был Спиноза. Здесь можно выделить четыре основных принципа:
необходимо охватить наибольшее количество исторических источников по интересующей проблеме;
нужно разделить исследовательское пространство на более простые для разрешения задачи;
руководствуйтесь принципом восхождения от простого к сложному;
составлений записей, описаний, систематизация материала.
Философ останавливает своё внимание на проблеме источников. Спиноза считает, что важным является привлечение наибольшего количества источников, причём историческим источником могут послужить и различные маргинальные пометы на полях, которые он сам использовал при изучении Священного Писания. Однако Спиноза повторяет обозначенный Фукидидом принцип аутопсии. Такой вывод можно сделать исходя из выделения четырёх вида познания:
мнение
чувственное познание:
рациональное познание;
интуитивное познание.
В этом классификации самой низкой степенью познанию отличается мнение – чужие рассуждения и мысли, в том числе письменные источники. Бόльшую ценность для историка представляет информация, полученная с помощью метода самоучастия, будь то чувственное, рациональное или интуитивное познание.
Рассмотрим, как решает Спиноза проблему времени. Вслед за Декартом он выделяет три понятия: время (tempus), длительность (duration) и вечность (aeternitas). Вечность – это способ бытия божественного, а длительность – это бытие тварное. Отсюда вытекает различие между вечностью божественного бытия и длительностью тварных вещей. Что качается времени, то оно служит лишь средством измерения длительности: «Чтобы определить длительность вещи, мы сравниваем её с длительностью вещей, имеющих прочное и определённое движение, и это сравнение называется временем». Длительность может быть длиннее или короче, она по своей природе делима и значит, состоит из частей. В этом положении Спиноза соглашается с членением хода человеческой истории на периоды: века, эпохи. Длительность, в которой живёт человечество, полностью зависит от Бога. Бытие тварных вещей вечно потому, что вечен Бог. Длительность, в свою очередь, — реальная, бытийная основа времени. Длительность является посредником между вечностью как атрибутом Бога и временем как субъективным способом измерять объективную длительность.
Таким образом, общепринятое понятие о времени подменяется у Спинозы термином длительность, которая совмещает в себе и само время существования вещи в тварном мире и её развитие.
Согласно Бенедикту Спинозе, все предметы земного мира могут существовать лишь в пространстве, которое философ называет также протяжением. Пространство «есть то, что состоит из трёх измерений, но мы под этим не понимаем ни акта распространения, ни чего-либо, от величины». Божественная субстанция стремится заполнить пространство. Природа тела или материи состоит только в протяжении. Пустота не может существовать потому, что это небытие. Пустоты не ни в тварном, ни в божественном мире. Как говорил сам Спиноза: «пустота сама по себе противоречивое понятие». Историческое пространство остаётся само по себе неизменным, а подвергают его трансформации различные вещи и материи, исторические личности и события могут искажать пространство, ведь пространство и тело в действительности не различаются и оказывают совместное влияние.
Хотя Бенедикт Спиноза не являлся профессиональным историком и был далёк от исторической науки, он всё же сумел привнести свои собственные принципы историзма. Изложил принципиально новый взгляд на время, пространство и развитие, а также дополнил основные положения касаемо источниковедческой критики.
Философия Спинозы оказала влияние на развитие классической философии, на Лессинга, Гёте, Гердера, Шеллинга, Гегеля и продолжает привлекать своей уникальностью и глубиной.