Реферат по предмету "Философия"


Безработица молодежи: первоочередная проблема современного рынка труда

Е.И. Беглова кандидат экономических наук, доцентБашкирский государственный университет Стерлитамакский филиал
ВРоссии в условиях мирового кризиса особенно ярко проявиласьнеконкурентоспособность молодежи на рынке труда. В статье приводятсястатистические данные, характеризующие безработицу среди молодежи. Отмечено,что общие беды безработных молодежь воспринимает и переживает острее, чемзрелые и опытные работники. Автор предлагает ряд мер, способствующихтрудоустройству обозначенного круга безработных.
Ключевыеслова: молодежная безработица, рынок труда, профессиональные предпочтения,маргинализация молодежи, система социальной защиты.
Вусловиях социально-экономической нестабильности важной сферой государственногорегулирования является занятость населения, относящаяся к одной из ключевых егожизненных потребностей и являющаяся основным направлением развития егосоциальной защиты. Сегодня, когда полноценный российский рынок труда толькоформируется, требуется незамедлительно разработка и реализация политикизанятости, в которой сокращение безработицы среди молодежи является одной изприоритетных целей развития российского общества.
Разработкаэффективных стратегий преодоления безработицы молодежи находится в центревнимания не только государства, но и международных организаций, а также научнойобщественности. Это объясняется тем, что безработица, как правило, “ударяет”молодежь сильнее, чем другие возрастные группы, в связи с чем социальнаямаргинализация молодежи является острейшей проблемой для любого общества.Вышесказанное определяет актуальность и необходимость более глубокихисследований указанной зависимости. Важность предлагаемого среза изученияпроблематики безработицы обусловливается еще и тем, что в России молодежнаябезработица до настоящего времени остается малоизученным экономическимявлением. Можно насчитать лишь несколько специальных научных исследований,посвященных этому вопросу.
Несмотряна ежегодное уменьшение безработицы в нашей стране, проблема занятости молодежине теряет остроты: более 2,5 млн. молодых людей не имеют работы,трудоустраиваются лишь 50% выпускников вузов. Данные же статистикисвидетельствуют, что увеличение безработицы на 1% приводит к росту преступностина 8%. Удручающее положение с наркоманией: 76% употребляющих наркотики — молодежь.
Ежегоднона рынок труда приходят выпускники системы начального, среднего и высшегопрофессионального образования. Наибольшее влияние на численность занятых вэкономике оказывают выпускники дневной формы обучения. Общая численность этойкатегории составляет около 1,5 млн. чел. ежегодно. В это число не входятвыпускники, призванные в ряды Вооруженных сил, а также продолжившие обучение надругих уровнях профессионального образования.
Вроссийской практике окончание учебного заведения относится к концу июня,выпускники приходят на работу в сентябре. Отметим, что подавляющая их частьтрудоустраиваются; доля нетрудоустроенных (на 1 декабря 2009 г.) составила 8%1. Разовый приход на рынок труда свыше 1 млн. выпускников увеличивает общуючисленность потенциальных работников и переводит рынок труда в неравновесноесостояние. Из-за превышения предложения над спросом движение рынка труда кравновесному состоянию проходит как за счет естественно-возрастного выбытияработников, так и за счет увольнения работников; следствием этого является ростофициально зарегистрированных безработных. Увольнение избыточныхнеконкурентоспособных работников начинает происходить с задержкой в два-тримесяца после массового прихода выпускников. Естественное возрастное выбытиеидет равномерно в течение года и не оказывает влияния на численностьбезработных.
Основноепротиворечие, характерное для современного молодежного рынка труда, — увеличивающийсяразрыв между трудовыми притязаниями молодых и возможностями их удовлетворения.Поскольку молодежь, как правило, не имеет практического опыта трудовойдеятельности (либо он недостаточный), ее высокие требования к оплате трудаделают проблематичным поиск подходящей работы. Поэтому уровень безработицысреди молодежи намного выше, чем в старших возрастах (табл. 1). населения — 18,9%.Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем повозрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослогонаселения в возрасте 30-49 лет составляет 2,9 раза, в том числе средигородского населения — 3,1 раза, сельского населения — 2,4 раза.
/> /> Согласноданным табл. 1, в течение всего анализируемого периода наиболее высокий уровеньбезработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (до 32,1% в 2004 г. и 30,9% в 2008 г.) и 20-24 лет (до 16,2% в 2000 г. и 12,9% в 2008 г.).
Еслив 2008 г. средний возраст безработных мужчин и женщин составлял 34,7 года, то воктябре 2010 г. он увеличился до 35,3 года. В группе молодых людей, чей возраст15-19 лет, уровень безработицы вырос и составил 32,6%, в группе 20-24 лет — 13,4%.В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в октябре 2010 г. составил 15,5%, в том числе среди городского населения — 14,1%, среди сельского В 2008 г. в общей численности безработных 27% составляли лица, не имеющие опыта трудовой деятельности.Доля данной группы безработных имела тенденцию к увеличению на протяжении2000-2006 гг. (табл. 2)2. Лишь в 2007-2008 гг. наблюдается небольшое сокращениечисленности безработных, которые ранее не имели работы (примерно на 2% в год).В октябре 2010 г. их численность составила 1,4 млн. чел. (27,6% в общейчисленности безработных) и сократилась по сравнению с октябрем 2009 г. на 25 тыс. чел., или на 1,8%. Данная группа безработных формируется преимущественно из числамолодежи (по 18% — за счет молодежи до 20 лет и 2529 лет, 46% — от 20 до 24лет). При этом каждый шестой молодой безработный — выпускник учебногозаведения.
Ростчисла безработной молодежи и серьезное падение уровня жизни населения впоследние годы привели к тому, что бедность стала устойчивым явлением не толькодля социально уязвимых категорий населения с ограниченной трудоспособностью, нои для вполне трудоспособной молодежи, которая в прежние времена могла полностьюобеспечивать себя и оказывать финансовую поддержку своим близким. Материальноблагополучные ранее категории работающей молодежи стали формировать армию“новых бедных”. При этом вероятность стать безработным у молодых людей болеечем в 3 раза выше, чем у взрослых.
Снижениереальной заработной платы резко ухудшает условия воспроизводства рабочей силы иинициирует пагубный процесс общего упрощения труда. Низкий уровень доходовмолодых работников не коррелирует с заоблачными ценами на жилье и дороговизнойпродуктов, лекарственных препаратов, высокими транспортными расходами. Бедностьпровоцирует ухудшение состояния здоровья не только молодежи, но и ее будущегопотомства, что ведет к дальнейшему ухудшению качества национальногочеловеческого потенциала.
Общиебеды безработных молодежь воспринимает и переживает острее, чем зрелые иопытные работники, в силу своих возрастных особенностей и неуверенногоположения на рынке труда. Испытание безработицей — очень суровое испытание, темболее что неудавшаяся в самом начале жизни профессиональная карьера можетотрицательно сказаться на дальнейшей судьбе человека. Ситуация, когда за годамиобразования и подготовки следует период безработицы, означает, с одной стороны,“невостребованность” и недостаточную эффективность полученного образования и, сдругой — деквалификацию работника. Высокий уровень безработицы среди молодежиприводит к ее изоляции и отчуждению от общества, а в некоторых случаях — кусилению преступности, наркомании, насилия. Для страны это реальная угрозапоявления “потерянного поколения” — людей без практических навыков, опытаработы и даже желания трудиться, что может серьезно нарушить воспроизводстворабочей силы, замедлить экономический рост в будущем. А для эффективногоразвития отечественной экономики необходимо платежеспособное население, в томчисле и молодежь.
Безработицасреди молодежи имеет свои специфические черты — по продолжительности оназначительно короче, чем у представителей более старших возрастов, однакозначительно выше по частоте: наиболее распространена так называемая “поисковая”(или “фрикционная”) безработица3.
Еслифрикционная безработица среди молодежи Выступает естественным, а зачастую иполезным для ее самоопределения явлением, то усиление структурной и циклическойбезработицы отражается на ней самым негативным образом. В период экономическогоспада работодатели в первую очередь освобождаются от наименееконкурентоспособных работников, к которым также относятся молодые люди, неимеющие трудового стажа и профессионального опыта. Они пополняют рядыбезработных. В результате уровень молодежной безработицы в несколько разпревышает аналогичный показатель по более страшим категориям рабочей силы.
Есликризисные формы затягиваются, молодежная безработица приобретает хроническуюформу: снижается интенсивность поиска рабочих мест, теряется полученная квалификация.Велика вероятность, что молодые люди останутся безработными и в посткризисныйпериод.
Вместес тем безработица для молодежи в огромной степени селективна, она незатрагивает в одинаковой степени всех молодых людей, но концентрируется внутриотдельных групп.
Последниевключают молодых людей из экономически слабых регионов, молодых людей со слабойшкольной подготовкой и без профессионального обучения, молодых людей изсоциально неблагополучных семей. Это означает, что во многих случаяхбезработица среди молодых людей помогает сохранять и передавать бедность изодного поколения в другое.
Бедственноеположение большинства молодых людей, затронутых безработицей, требует усилениявнимания к этой проблеме со стороны государства. Очевидно, что в настоящеевремя система социальной защиты не в состоянии обеспечить назначение достойногопо размеру пособия по безработице группе безработной молодежи, пытаясь охватитьчрезвычайно широкой круг получателей незначительными по размеру выплатами.Ситуация может улучшиться в результате установления более жестких барьеров приодновременном увеличении реальной суммы выплат. Однако возможна такая политикалишь при условии глубокого понимания процессов, находящихся в основе поведения,и процесса принятия решений на уровне индивидуальных получателей пособий.
Нанаш взгляд, следует всемерно развивать в регионах молодежные биржи труда ицентры по трудоустройству молодежи, в рамках которых должны проводиться ярмаркирабочих мест с участием заведений и предприятий регионов. Кроме того, требуетсяпостоянно оказывать содействие молодежным инициативам в сферепредпринимательства, связанным с созданием новых рабочих мест. Но для этогонеобходима серьезная государственная поддержка, в частности, в виде льготногоналогового режима. Следует принять во внимание опыт создания и работы центровнаучно-технического творчества молодежи, положивших начало развитиюпредпринимательства в первые годы реформ.
Вподготовке и финансировании программ содействия занятости молодежи должныпринимать активное участие региональные власти и органы местногосамоуправления. При этом, с нашей точки зрения, они должны:
обеспечиватьгарантию качественной общеобразовательной и профессиональной подготовкимолодежи, предоставляя студентам возможность получать от государства дополнениек стипендии в виде льготного долгосрочного кредита, подлежащего последующемувозмещению в течение оговоренного периода времени после завершения учебы;
определятьоптимальные параметры количества и структуры выпускаемых молодых специалистов сучетом динамики спроса в регионе на рабочую силу, оказывая при этом содействиеразвитию сети служб профессиональной ориентации молодежи и создаваяблагоприятные условия для повышения уровня дохода учащейся молодежи на основезанятости по выбранной специальности в свободное от учебы время;
заключатьдоговора с предприятиями, организациями и учреждениями различных формсобственности и отвечать за организацию программы “Молодежной практики” в целяхрасширения возможности трудоустройства безработной молодежи и приобретения еюпрофессиональных знаний, умений, навыков.
Нарядус данными мерами в рамках программы занятости безработной молодежи важноесоциально-экономическое значение сегодня имеет применение такой активной мерыкомплексного регулирования спроса и предложения на рынке труда, какрациональное использование гибких форм занятости, а также гибкого режимарабочего времени на российских предприятиях. В условиях всевозрастающихмасштабов общей безработицы не только в России, но и за рубежом представляетсяважным обеспечивать содействие рациональному распределению частичной занятостимолодежи на основе гибких графиков, изучая и используя зарубежный опыт.Считаем, что подобный подход сегодня стал бы более эффективным, чемпринудительные отпуска или работа неполную рабочую неделю для всех работающих,поскольку многовариантность занятости дает возможность совмещать работу поспециальности с работой в неформальном секторе экономики. В свою очередь,работа по специальности, которая требует определенной профессиональнойподготовки, знаний и опыта, позволяет сохранить квалификацию работников, аработа в рамках неформального сектора, зачастую не требующая особойквалификации, является для работника источником дополнительного дохода,позволяющего снизить риск попадания в категорию бедных.
Сперсональной точки зрения гибкий режим рабочего времени позволяет работникамповысить личную независимость на рабочем месте, а также полнее удовлетворятьсвои запросы относительно профессиональной деятельности и повышения квалификациибез отрыва от производства.
Реализацияподобных мер является прямым инвестированием государства и регионов в будущее иможет обеспечить усиление социальной защищенности не только молодежи, но испособствовать развитию социальной защиты других категорий безработных.
Список литературы
1Гуртов В., Парикова Н. Цикличность в динамике численности безработных граждан// Человек и труд. 2010.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Венчурный бизнес как катализатор роста
Реферат Наследственные болезни и образ жизни человека
Реферат Актуальность проблемы исполнения приговора
Реферат Разработка термостата и канала обработки аналогового сигнала
Реферат Анастасия Новых «Птицы и камень. Исконный Шамбалы»
Реферат Подводные лодки типа Морж
Реферат Експертиза якості електроміксерів побутових
Реферат Ватикан государство-музей
Реферат История обращения людей друг к другу в России
Реферат Федоров В.
Реферат История делопроизводства
Реферат Санитарно-противоэпидемический режим различных подразделений стационара и поликлиники. Понятие о
Реферат Правовое регулирование занятости и трудоустройства
Реферат How Should You Live Essay Research Paper
Реферат Мой век забвенный Сопоставительный анализ стихотворений АС Пушкина Брожу ли я вдоль улиц шумных и