Реферат по предмету "Философия"


Безработица молодежи: первоочередная проблема современного рынка труда

Е.И. Беглова кандидат экономических наук, доцентБашкирский государственный университет Стерлитамакский филиал
ВРоссии в условиях мирового кризиса особенно ярко проявиласьнеконкурентоспособность молодежи на рынке труда. В статье приводятсястатистические данные, характеризующие безработицу среди молодежи. Отмечено,что общие беды безработных молодежь воспринимает и переживает острее, чемзрелые и опытные работники. Автор предлагает ряд мер, способствующихтрудоустройству обозначенного круга безработных.
Ключевыеслова: молодежная безработица, рынок труда, профессиональные предпочтения,маргинализация молодежи, система социальной защиты.
Вусловиях социально-экономической нестабильности важной сферой государственногорегулирования является занятость населения, относящаяся к одной из ключевых егожизненных потребностей и являющаяся основным направлением развития егосоциальной защиты. Сегодня, когда полноценный российский рынок труда толькоформируется, требуется незамедлительно разработка и реализация политикизанятости, в которой сокращение безработицы среди молодежи является одной изприоритетных целей развития российского общества.
Разработкаэффективных стратегий преодоления безработицы молодежи находится в центревнимания не только государства, но и международных организаций, а также научнойобщественности. Это объясняется тем, что безработица, как правило, “ударяет”молодежь сильнее, чем другие возрастные группы, в связи с чем социальнаямаргинализация молодежи является острейшей проблемой для любого общества.Вышесказанное определяет актуальность и необходимость более глубокихисследований указанной зависимости. Важность предлагаемого среза изученияпроблематики безработицы обусловливается еще и тем, что в России молодежнаябезработица до настоящего времени остается малоизученным экономическимявлением. Можно насчитать лишь несколько специальных научных исследований,посвященных этому вопросу.
Несмотряна ежегодное уменьшение безработицы в нашей стране, проблема занятости молодежине теряет остроты: более 2,5 млн. молодых людей не имеют работы,трудоустраиваются лишь 50% выпускников вузов. Данные же статистикисвидетельствуют, что увеличение безработицы на 1% приводит к росту преступностина 8%. Удручающее положение с наркоманией: 76% употребляющих наркотики — молодежь.
Ежегоднона рынок труда приходят выпускники системы начального, среднего и высшегопрофессионального образования. Наибольшее влияние на численность занятых вэкономике оказывают выпускники дневной формы обучения. Общая численность этойкатегории составляет около 1,5 млн. чел. ежегодно. В это число не входятвыпускники, призванные в ряды Вооруженных сил, а также продолжившие обучение надругих уровнях профессионального образования.
Вроссийской практике окончание учебного заведения относится к концу июня,выпускники приходят на работу в сентябре. Отметим, что подавляющая их частьтрудоустраиваются; доля нетрудоустроенных (на 1 декабря 2009 г.) составила 8%1. Разовый приход на рынок труда свыше 1 млн. выпускников увеличивает общуючисленность потенциальных работников и переводит рынок труда в неравновесноесостояние. Из-за превышения предложения над спросом движение рынка труда кравновесному состоянию проходит как за счет естественно-возрастного выбытияработников, так и за счет увольнения работников; следствием этого является ростофициально зарегистрированных безработных. Увольнение избыточныхнеконкурентоспособных работников начинает происходить с задержкой в два-тримесяца после массового прихода выпускников. Естественное возрастное выбытиеидет равномерно в течение года и не оказывает влияния на численностьбезработных.
Основноепротиворечие, характерное для современного молодежного рынка труда, — увеличивающийсяразрыв между трудовыми притязаниями молодых и возможностями их удовлетворения.Поскольку молодежь, как правило, не имеет практического опыта трудовойдеятельности (либо он недостаточный), ее высокие требования к оплате трудаделают проблематичным поиск подходящей работы. Поэтому уровень безработицысреди молодежи намного выше, чем в старших возрастах (табл. 1). населения — 18,9%.Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем повозрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослогонаселения в возрасте 30-49 лет составляет 2,9 раза, в том числе средигородского населения — 3,1 раза, сельского населения — 2,4 раза.
/> /> Согласноданным табл. 1, в течение всего анализируемого периода наиболее высокий уровеньбезработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (до 32,1% в 2004 г. и 30,9% в 2008 г.) и 20-24 лет (до 16,2% в 2000 г. и 12,9% в 2008 г.).
Еслив 2008 г. средний возраст безработных мужчин и женщин составлял 34,7 года, то воктябре 2010 г. он увеличился до 35,3 года. В группе молодых людей, чей возраст15-19 лет, уровень безработицы вырос и составил 32,6%, в группе 20-24 лет — 13,4%.В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в октябре 2010 г. составил 15,5%, в том числе среди городского населения — 14,1%, среди сельского В 2008 г. в общей численности безработных 27% составляли лица, не имеющие опыта трудовой деятельности.Доля данной группы безработных имела тенденцию к увеличению на протяжении2000-2006 гг. (табл. 2)2. Лишь в 2007-2008 гг. наблюдается небольшое сокращениечисленности безработных, которые ранее не имели работы (примерно на 2% в год).В октябре 2010 г. их численность составила 1,4 млн. чел. (27,6% в общейчисленности безработных) и сократилась по сравнению с октябрем 2009 г. на 25 тыс. чел., или на 1,8%. Данная группа безработных формируется преимущественно из числамолодежи (по 18% — за счет молодежи до 20 лет и 2529 лет, 46% — от 20 до 24лет). При этом каждый шестой молодой безработный — выпускник учебногозаведения.
Ростчисла безработной молодежи и серьезное падение уровня жизни населения впоследние годы привели к тому, что бедность стала устойчивым явлением не толькодля социально уязвимых категорий населения с ограниченной трудоспособностью, нои для вполне трудоспособной молодежи, которая в прежние времена могла полностьюобеспечивать себя и оказывать финансовую поддержку своим близким. Материальноблагополучные ранее категории работающей молодежи стали формировать армию“новых бедных”. При этом вероятность стать безработным у молодых людей болеечем в 3 раза выше, чем у взрослых.
Снижениереальной заработной платы резко ухудшает условия воспроизводства рабочей силы иинициирует пагубный процесс общего упрощения труда. Низкий уровень доходовмолодых работников не коррелирует с заоблачными ценами на жилье и дороговизнойпродуктов, лекарственных препаратов, высокими транспортными расходами. Бедностьпровоцирует ухудшение состояния здоровья не только молодежи, но и ее будущегопотомства, что ведет к дальнейшему ухудшению качества национальногочеловеческого потенциала.
Общиебеды безработных молодежь воспринимает и переживает острее, чем зрелые иопытные работники, в силу своих возрастных особенностей и неуверенногоположения на рынке труда. Испытание безработицей — очень суровое испытание, темболее что неудавшаяся в самом начале жизни профессиональная карьера можетотрицательно сказаться на дальнейшей судьбе человека. Ситуация, когда за годамиобразования и подготовки следует период безработицы, означает, с одной стороны,“невостребованность” и недостаточную эффективность полученного образования и, сдругой — деквалификацию работника. Высокий уровень безработицы среди молодежиприводит к ее изоляции и отчуждению от общества, а в некоторых случаях — кусилению преступности, наркомании, насилия. Для страны это реальная угрозапоявления “потерянного поколения” — людей без практических навыков, опытаработы и даже желания трудиться, что может серьезно нарушить воспроизводстворабочей силы, замедлить экономический рост в будущем. А для эффективногоразвития отечественной экономики необходимо платежеспособное население, в томчисле и молодежь.
Безработицасреди молодежи имеет свои специфические черты — по продолжительности оназначительно короче, чем у представителей более старших возрастов, однакозначительно выше по частоте: наиболее распространена так называемая “поисковая”(или “фрикционная”) безработица3.
Еслифрикционная безработица среди молодежи Выступает естественным, а зачастую иполезным для ее самоопределения явлением, то усиление структурной и циклическойбезработицы отражается на ней самым негативным образом. В период экономическогоспада работодатели в первую очередь освобождаются от наименееконкурентоспособных работников, к которым также относятся молодые люди, неимеющие трудового стажа и профессионального опыта. Они пополняют рядыбезработных. В результате уровень молодежной безработицы в несколько разпревышает аналогичный показатель по более страшим категориям рабочей силы.
Есликризисные формы затягиваются, молодежная безработица приобретает хроническуюформу: снижается интенсивность поиска рабочих мест, теряется полученная квалификация.Велика вероятность, что молодые люди останутся безработными и в посткризисныйпериод.
Вместес тем безработица для молодежи в огромной степени селективна, она незатрагивает в одинаковой степени всех молодых людей, но концентрируется внутриотдельных групп.
Последниевключают молодых людей из экономически слабых регионов, молодых людей со слабойшкольной подготовкой и без профессионального обучения, молодых людей изсоциально неблагополучных семей. Это означает, что во многих случаяхбезработица среди молодых людей помогает сохранять и передавать бедность изодного поколения в другое.
Бедственноеположение большинства молодых людей, затронутых безработицей, требует усилениявнимания к этой проблеме со стороны государства. Очевидно, что в настоящеевремя система социальной защиты не в состоянии обеспечить назначение достойногопо размеру пособия по безработице группе безработной молодежи, пытаясь охватитьчрезвычайно широкой круг получателей незначительными по размеру выплатами.Ситуация может улучшиться в результате установления более жестких барьеров приодновременном увеличении реальной суммы выплат. Однако возможна такая политикалишь при условии глубокого понимания процессов, находящихся в основе поведения,и процесса принятия решений на уровне индивидуальных получателей пособий.
Нанаш взгляд, следует всемерно развивать в регионах молодежные биржи труда ицентры по трудоустройству молодежи, в рамках которых должны проводиться ярмаркирабочих мест с участием заведений и предприятий регионов. Кроме того, требуетсяпостоянно оказывать содействие молодежным инициативам в сферепредпринимательства, связанным с созданием новых рабочих мест. Но для этогонеобходима серьезная государственная поддержка, в частности, в виде льготногоналогового режима. Следует принять во внимание опыт создания и работы центровнаучно-технического творчества молодежи, положивших начало развитиюпредпринимательства в первые годы реформ.
Вподготовке и финансировании программ содействия занятости молодежи должныпринимать активное участие региональные власти и органы местногосамоуправления. При этом, с нашей точки зрения, они должны:
обеспечиватьгарантию качественной общеобразовательной и профессиональной подготовкимолодежи, предоставляя студентам возможность получать от государства дополнениек стипендии в виде льготного долгосрочного кредита, подлежащего последующемувозмещению в течение оговоренного периода времени после завершения учебы;
определятьоптимальные параметры количества и структуры выпускаемых молодых специалистов сучетом динамики спроса в регионе на рабочую силу, оказывая при этом содействиеразвитию сети служб профессиональной ориентации молодежи и создаваяблагоприятные условия для повышения уровня дохода учащейся молодежи на основезанятости по выбранной специальности в свободное от учебы время;
заключатьдоговора с предприятиями, организациями и учреждениями различных формсобственности и отвечать за организацию программы “Молодежной практики” в целяхрасширения возможности трудоустройства безработной молодежи и приобретения еюпрофессиональных знаний, умений, навыков.
Нарядус данными мерами в рамках программы занятости безработной молодежи важноесоциально-экономическое значение сегодня имеет применение такой активной мерыкомплексного регулирования спроса и предложения на рынке труда, какрациональное использование гибких форм занятости, а также гибкого режимарабочего времени на российских предприятиях. В условиях всевозрастающихмасштабов общей безработицы не только в России, но и за рубежом представляетсяважным обеспечивать содействие рациональному распределению частичной занятостимолодежи на основе гибких графиков, изучая и используя зарубежный опыт.Считаем, что подобный подход сегодня стал бы более эффективным, чемпринудительные отпуска или работа неполную рабочую неделю для всех работающих,поскольку многовариантность занятости дает возможность совмещать работу поспециальности с работой в неформальном секторе экономики. В свою очередь,работа по специальности, которая требует определенной профессиональнойподготовки, знаний и опыта, позволяет сохранить квалификацию работников, аработа в рамках неформального сектора, зачастую не требующая особойквалификации, является для работника источником дополнительного дохода,позволяющего снизить риск попадания в категорию бедных.
Сперсональной точки зрения гибкий режим рабочего времени позволяет работникамповысить личную независимость на рабочем месте, а также полнее удовлетворятьсвои запросы относительно профессиональной деятельности и повышения квалификациибез отрыва от производства.
Реализацияподобных мер является прямым инвестированием государства и регионов в будущее иможет обеспечить усиление социальной защищенности не только молодежи, но испособствовать развитию социальной защиты других категорий безработных.
Список литературы
1Гуртов В., Парикова Н. Цикличность в динамике численности безработных граждан// Человек и труд. 2010.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Catcher In The Rye Themes Essay Research
Реферат Abortion 26 Essay Research Paper ABORTIONThis topic
Реферат 127. Управление предприятием: организационная структура и механизм управления, управленческий персонал
Реферат Проблема отчужденности личности в современном жизненном пространстве Влияние отчужденности на
Реферат Вклад народа Беларуси в победу над фашистской Германией и её союзниками
Реферат Электромеханические свойства привода с двигателями переменного тока
Реферат Организация питьевого водоснабжения в городах РФ и его роль в состоянии здоровья населения
Реферат Поняття цивілізації Цивілізаційна структура сучасного світу
Реферат The Crucible John Proctors Characteristics Essay Research
Реферат Ионно-плазменные двигатели с высоко-частотной безэлектродной ионизацией рабочего тела
Реферат Часопис "ПІК" як приклад українського "Часопису новин"
Реферат Iona Moon Essay Research Paper Over the
Реферат Drug Abuse Essay Research Paper DRUG ABUSEPsychology
Реферат Установление режима работы ШСНУ с учетом влияния деформации штанг и труб для скважины №796 Серафимовского месторождения
Реферат Судьба деревни в изображении современных писателей (В. Распутин Прощание с Матёрой, А. Солженицын Матрёнин двор)