Реферат по предмету "Философия"


Бессмертие души как объект познания

Постижениесмерти как реального, а не воображаемого явления дело чрезвычайно трудное,трудно постигнуть телесную смерть как элемент общей системы природы и какмомент ее динамики. Однако наиболее сложным для человеческого познания являютсясмерть и/или бессмертие того, что принято называть душой.
Идеябессмертия души — одна из самых древних идей человечества. Ее возникновениеобусловлено рядом природных и экзистенциальных причин, в ряду которых инстинктысамосохранения и бессмертия, воля к самосохранению, страх перед небытием,существование бессознательных психических образов (сновидений, призрачныхвидений) и т.д. Выявление причин возникновения и существования идеи бессмертиядуши не является обоснованием ее теоретической ценности и значимости. Остаетсяоткрытым вопрос о своеобразии этой идеи как объекта человеческого познания.Этот вопрос был отчетливо сформулирован в свое время Н.О. Лосским: существуетли возможность знания о таком предмете, как бессмертие души, есть ли этотпредмет по самому своему понятию входящий в сферу познаваемого или нет?..
Проблемаобъективного смысла идеи бессмертия души обостряется в связи с отрицанием этогосмысла представителями влиятельных эмпирически и позитивистски ориентированныхфилософских направлений. Особую роль при этом сыграли и играют понынекантовский критицизм и его разновидности. Как известно, в кантианствеобосновывается возможность только такого знания, в котором понятия сочетаются счувственными наглядными представлениями о предметах, существующих впространственно-временной форме. С такой точки зрения познанию доступно толькото, что может быть дано в чувственном опыте, трансцендентное же по отношению кэтому опыту — непознаваемо.
Чтокасается пространственно-временной формы, то, очевидно, что признаниебессмертия души равносильно признанию ее вечности, т.е. вневременности. Кольскоро душа не имеет временной формы, следовательно, она чувственно не представима,находится вне опыта. В системе кантовских взглядов такая логика ведет кпризванию идеи бессмертия души как недоступной человеческому познанию, кутверждению невозможности знания о ней.
Длявыхода из агностического тупика необходимо переосмыслить понятие 'опыт', что,кстати сказать, и сделал Лосский. Он предложил расширить это понятие, дополнитьсферу чувственного наглядного опыта нечувственным опытом. В этой связи онкритиковал теорию познания Канта и аргументировал существование нечувственногоопыта в своей книге 'Обоснование интуитивизма'. Однако постижение идеибессмертия души оказывается затрудненным даже в случае указанного расширенияопыта. Дело в том, что вечность выходит за границы всякого опыта. Она,вечность, может быть постигаема только вечным наблюдателем, непрерывносозерцающим ее, Следует учитывать при этом, что любой опыт конечен, прерывен и,следовательно, на основе этого прерывного опыта невозможно делать выводы осуществовании непрерывного, вечного. Осознание — этих трудностей вело такжелибо к признанию того, что идея бессмертия души является врожденной, либо — кпессимистическому заключению о том, что все попытки доказать бессмертие души,опираясь на опыт, неправомерны и немыслимы вообще.
Чтокасается размышлений о прерывном (конечном) характере любого опыта, то Лосскийзаметил в этой связи, что исходя из этой предпосылки можно показатьнедоказуемость не только бессмертия души, но и существования любого предмета, Вдоказательстве их существования, причем особенно — бессмертия души, беспомощнойи бесполезной оказывается и человеческая способность воображения.
И,наконец, еще одно важное теоретико-познавательное уточнение, которое, по мнениюЛосского, надо учитывать при размышлении о своеобразии идеи бессмертия души,это различение в познавательном процессе, с одной стороны, акта познания, а, сдругой предмета и содержания знания. Очевидно, что в противном случае, т. е.при смешении этих составляющих человеческого познания происходит как бы переноссвойств акта познания на предмет и содержание его. Так, иначе говоря, актпознания может быть коротким или даже мгновенным, но существование предмета, накоторый этот акт направлен, может быть очень длительным (необходимо при этомучесть, что длительность не тождественна в полном смысле вечности). Говорясловами Лосского, «акт созерцания может длиться одну секунду, носозерцаемое может быть вечным». Такая познавательная ситуация не являетсячем-то исключительным, уникальным, скорее наоборот, без такого мгновенного«схватывания» объекта невозможно было бы постижение любого изменения,движения, познания вообще.
Предложенноеразличение акта и содержания, а также и объекта познания, безусловно,способствует преодолению скепсиса относительно возможности познания бессмертиядуши. Это различение надо подразумевать и при рассмотрении идеи бессмертия душис точки зрения пространственной формы и ее пространственных свойств. Такимобразом, признание действительным нетождественности акта и содержания познанияспособствует укреплению той позиции, согласно которой «нет препятствий длятого, чтобы предметом наблюдения было вечное (безвременное) бытие».Размышление о теоретико-познавательном своеобразии идеи бессмертия души связанос самопостижением человека, с углублением в глубины внутреннего мира, в собственноеЯ.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта istina.rin.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.