Министерство образованияроссийской федерации
Уральский институтэкономики, управления и права
Реферат
по дисциплине философии
Тема: Атомистическоеучение в античной философии
Выполнил студент первого
курса вечернего отделения
Романенко С. В.
Проверил кандидат философских
наук Кисельман Е.Д.
Екатеринбург 2000
Содержание
1. Введение____________________________________________ 2
1.1. Философские истоки атомизма_______________________ 2
2. Атомистическое учение в античной философии_____________ 5
2.1. Атомы и пустота__________________________________ 5
2.2. Космогония и космология__________________________ 8
2.3. Развитие живой природы._________________________ 11
2.4. Учение о познании._______________________________ 13
2.5. Теория о познании._______________________________ 14
3. Вывод_____________________________________________ 16
Список используемой литературы.________________________ 18
/>/>/>/>/>1. Введение/> 1.1. Философские истокиатомизма
Атомистическая теория Левкиппа – Демокрита былазакономерным результатом развития предшествующей философской мысли. Уже в учении Анаксимандра содержался намек относительновозможности выделения из “беспредельного” (апейрона) более чем одного мира. СогласноАнаксимандру, “апейрон” находилсяв вечном движении, причина же этого движения – в немсамом. Уже ученик Анаксимандра – Анаксимен считалосновой всех вещей в мире воздух. Все вещи возникают, учил он, из сгущения и разрежениявоздуха. В космогонии Анаксимандра, атакже Гераклита все процессы в природе происходят по закону необходимости, который Гераклит называл “логосом”.
Уже Пифагор и вся его школа обратили внимание наогромное значение количественных отношений в мире и геометрических форм, ритма и симметрии в вещах. Они жеучили о мире как мире всеобщей гармонии, находящей своевыражение в гармонии чисел, и особенно в гармониипротивоположностей предела и беспредельного.
Уже Парменид, основательэлейской школы, учил, что бытиене возникает и не гибнет; оно едино, непрерывно, цельно, неделимо и однородно, и это бытие познается разумом. Аэлеец Мелисс сформулировал закон сохранения бытия: “изничего никогда не может возникнуть нечто”. Здесь же вфилософии элейцев впервые появилось различие между чувственно воспринимаемой иистинной реальностью.
Уже Эмпедокл основой вещей считал корни – стихии, а их сочетание или разъединение – причиной возникновенияили гибели вещей.
Некоторые древнегреческие учения восходят кдревневосточной науке. Восточная наука – предшественницагреческой философии.
В атомической системе мы находим все перечисленныеучения, иначе осмысленные и дополненные. Даже важнейшие принципы – принцип сохранения бытия, принцип притяжения подобного к подобному, самопонимание физического мира как возникшего из соединения первоначал, зачатки этического учения – все это было уже заложено вфилософских системах, предшествующих атомизму.
Однако предпосылками атомистического учения и егофилософскими истоками были не только готовые учения и идеи, которыеатомисты застали в свою эпоху. Еще большее значение длявозникновения атомистической теории и всей системы Демокрита имели вопросы, поставленные предшественниками.
Древнегреческая философия выросла и развивалась вблагоприятных социально – экономических условиях, связанныхс переходом от раннерабовладельческого к зрелому рабовладельческому обществу. Она формировалась в процессе качественного преобразованиямифологического мировоззрения под воздействием становящейся науки. В отличие от мифологии философия не признавала первенствонадприродного по отношению к природному, она подчинялаили растворяла его в природном и натуралистически объясняла мир. Противоречия между философским и мифологическим мышлениемспособствовало развитию философских идей древности. Этопротиворечие оставалось основным до тех пор, пока самафилософия (в Греции это произошло в V в.) не разделилась на два лагеря: материализми идеализм.
Внутри философии возникли новые вопросы и “апории” – затруднения и противоречия. Первыефилософы пытались определить первооснову, фундаментальноевещество мира. Затем обнаружились противоречия междудвижением и покоем, между единым и многим, между сущностью веще и явлений, наконец, между физическим и психическим. Каждаяфилософская школа решала эти вопросы по –своему, развиваяпри этом зачатки различных областей науки и мировоззренческие взгляды. Атомизм Демокрита отвечал на вопросы, поставленныеего временем. Именно это обусловило его большое влияниена дальнейшее развитие философии.
Многие исследователи считают, чтоучения об атомах возникло как ответ на вопросы, поставленныеэлейцами, и как разрешение обнаружившегося противоречиямежду чувственно воспринимаемой и умопостигаемой реальностью, ярковыразившегося в “апориях” Зенона. В первые у элеатов из натурфилософии – умозрительногоистолкования природы рассматриваемой в его целостности, начинаетвыделяться философия. Этот важнейший шаг в историимысли сопровождался возникновением негативного отношения к первым философам; рациональное знание, дающее философскуюкартину мира как умопостигаемой сущности вещей, объявляетсяединственно истинным, чувственное же знание, дающее натурфилософскую картину мира как мира явлений, неистинным. В философии элеатоввыясняются вопросы об отношении бытия и небытия и об отношении бытия и мышления, т.е. решается основной вопросфилософии.
К миру умопостигаемому, аследовательно, истинному, Парменидотносил бытие, т.е. все то, что существует. К миру же чувственному, аследовательно, неистинному он относил небытие, т.е. то, что не существует. Под несуществующим элейцы понимали пустоту как “ничто”. Из этого Парменид и элецыделали вывод, что бытие едино, цельно, непрерывно, однородно, неизменно и неподвижно. Не можетбыть ничего другого, кроме бытия, иотсюда вывод: бытие не возникает и не гибнет. Но отсюда и отрицание движения (двигаться бытие можеттолько в небытие, а его нет), иотрицание изменения бытия во времени (не могло быть и не будет ничего другого, отличного от того, что есть внастоящем).
Доводы Парменида поддержал его ученик Зенон. Он доказывал невозможность движения в ряде логических “апорий”, которые улавливалидействительную трудность: как выразить движение влогике понятий? как выразить множественность? В античное время апории Зенона не могли быть действительнонаучно разрешены. На уровне античной философии апорииразрешала атомистика.
Левкипп “пошел при изучениисущего не по тому пути, по которому шли Парменид иКсенофан, но, по-видимому, нопрямо противоположному”. Аристотель объясняет этоследующим образом: “Некоторые из древних полагали, что необходимо, чтобы бытие былоедино и неподвижно. Ибо пустоты не существует, а при отсутствии пустоты невозможно движение… Исходя из таких рассуждений, некоторыеученые вышли за пределы ощущений и пренебрегли ими, т.к. считаличто можно следовать разуму… Левкипп же былубежден, что у него есть теория, которая, исходя из доводов, согласных счувствами, не сделает невозможным ни возникновение, ни уничтожение, ни движение, ни множественность вещей.”
Аристотель подчеркнул, что Левкиппи Демокрит строили свою теорию “исходя из того, что сообразно природе, какова онаесть.” Первые атомисты выступают как “физики”, т.е. исследователиприроды, причем природа понималась прежде всего как “сущность вещей”. Они разрешили своейтеорией поставленные элейцами вопросы, совершиликоренной перелом в развитии греческой философии.
Элейское бытие было понято как вся Вселенная, как совокупность всех вещей, и кактаковая она не могла возникнуть из несуществующего или превратиться в ничто. Но это бытие стало из единого множественным, состоящим из бесконечного числа атомов, изкоторых каждый является неделимым, однородным, целостным, неизменным, полным, как элейское “единое бытие”. Атомы постояннодвижутся, а следовательно, бытиестало описываться как непрерывное, и это былоправильное решение. “Мы не можем представить, выразить, смерить,изобразить движения, не прервав непрерывного, не упростив, угрубив, не разделив, не омертвив живого”. Но движение – это, согласноэлейцам переход в небытие; Левкипп и Демокрит допустилисуществование небытия – пустоты.
/>/>/>/>/>2. Атомистическое учение в античной философии 2.1. Атомы и пустота
Вселенная это движущаяся материя, атомывеществ (бытие) и пустота (небытие), последнее так же реально, каки бытие. Вечно движущиеся атомы, соединяясь, создаютвсе вещи, их разъединение приводит к гибели и разрушениюпоследних.
Бытие есть нечто предельно простое, далеенеделимое, непроницаемое – атом. Атомовбесчисленное множество. Атомы вечны, неизменны, нераздельны, непроницаемы, невозникают и не уничтожаются. Они обладают абсолютной плотностью и твердостью иотличаются друг от друга по своему объему и фигуре. Все теласостоят из атомов, реальные и подлинные свойства вещей те, которыеприсуще атомам.
Атомы отделены друг от друга пустотой. Еслиатом – бытие, то пустота это небытие. С однойстороны, если бы не было пустоты, то не было быи реального множества и движений.Введение атомистами понятия пустоты какнебытия имело огромное философское значение. Категориянебытия давала возможность объяснить возникновение и изменение вещей. Атомы, поДемокриту, были носителями множественности, пустотаже воплощала единство, в этом была метафизичность теории.Аристотель пытался опровергнуть ее, указывая, чтомы видим “одно и тоже непрерывное тело то жидким, тозатвердевшим”, следовательно, изменение качества – это нетолько простое соединение и разъединение. Но насовременном ему уровне науки он не мог дать этому должного объяснения, вто время как Демокрит убедительно доказывал, что причинаэтого явления – в изменении количества между атомной пустоты.
Понятие пустоты привело к понятиюпространственной бесконечности.Метафизическая черта древней атомистикипроявилась также в понимании этой бесконечности как бесконечногоколичественного накапливания или уменьшения, соединения илиразъединения постоянных “кирпичиков” бытия. Однако это незначит, что Демокрит вообще отрицал качественные превращения, наоборот, онииграли в его картине мира огромную роль. Целые мирыпревращаются в другие. Превращаются и отдельные вещи, ибо вечныеатомы не могут исчезать бесследно,они дают тачало новым вещам. Превращениепроисходит в результате разрушения старого целого, разъединенияатомов, которые затем составляют новое целое. ПоДемокриту, атомы неделимы, они абсолютноплотны и не имеют физических частей. Но во всех телах они сочетаютсятак, что между ними остается хотя бы минимальное количествопустоты, от этих промежутков между атомами зависит консистенциятел.
Кроме признаков элейского бытия атомыобладают свойствами пифагорейского “предела”. Каждый атомконечен, ограничен определенной поверхностью и имеет неизменнуюгеометрическую форму. Наоборот,пустота, как “беспредельная”, ничемне ограничена и лишена важнейшего признака истинного бытия – формы.Атомы чувственно не воспринимаемы.Они похожи на пылинки, носящиесяв воздухе, и незаметные вследствие слишком малой величины, покана них не упадет луч солнца, проникающий через окно в помещение. Ноатомы гораздо меньше этих пылинок,только луч мысли, разума можетобнаружить из существование. Они невоспринимаемы еще и по тому, чтоне имеют обычных чувственных качеств – цвета, запаха, вкусаи др.
Чем же различаются между собой атомыДемокрита? В одних источниках речь идет только о различии форматомов, а в других – еще и о различии их порядка и положения. Понятьне трудно: порядком и положением могут различаться не единичныеатомы, а составные тела, или группыатомов, в одном составном теле. Хотя Демокритне мог предугадать законов современной биохимии, но именно изэтой науки мы знаем, что несходство двух одинаковых по составу органическихвеществ, например двух полисахаридов, зависит отпорядка, в котором выстроены их молекулы. Огромноеразнообразие белковых веществ зависит от порядка расположения в их молекулахаминокислот, причем число возможных комбинаций при их сочетанияхпрактически бесконечно.
Атомы различались также величиной откоторой в свою очередь зависела тяжесть. Как известно, догадкаоб атомном весе принадлежит Эпикуру. Однако уже Демокрит был на путик этому понятию, признавая относительный вес атомов, которыйв зависимости от размеров бывает тяжелее или легче. Самыми легкимиатомами от считал самые мелкие и гладкие шаровидные атомы огня, составляющиевоздух, а также душу человека.
С формой и величиной атомов связанвопрос о так называемых амерах,или “математическоматомизме Демокрита”. Демокритовская математика отличалась от общепринятой. СогласноАристотелю, она “расшатывала математику”. Онаосновывалась на анатомических понятиях. Соглашаясь с Зеноном, чтоделимость пространства до бесконечности ведет к абсурду, к превращениюв нулевые величины, из которых ничего не может быть построено, Демокрит открыл свои неделимые атомы. Но физический атом не совпадалс математической точкой. По Демокриту, атомы имели разные размеры иформы, фигуры,одни были больше, другие меньше. Ондопускал, что есть атомы крючкообразные, якоревидные, шероховатые, угловатые, изогнутые– иначе бы не сцеплялись бы друг с другом. Демокритсчитал, что атомы неделимы физически, но мысленно вних можно выделить части – точки,которые нельзя отторгнуть, онине имеют своего веса, но они тоже являются протяженными. Этоне нулевая, а минимальная величина, дальшенеделимая, мысленная часть атома – “амера”. Согласнонекоторым свидетельствам, в самом мелком атоме было семь амер: верх, низ, левое, правое, переднее, заднее, середина. Этобыла математика, согласная с данными чувственного восприятия, которыеговорили, что, как бы мало ни было физическое тело – например, невидимыйатом, — такие части в нем всегда можно вообразить, делитьже до бесконечности даже мысленно невозможно.
Из протяженных точек Демокрит составлялпротяженные линии, из них – плоскости. Конус, например, по Демокриту, состоит из тончайших чувственно не воспринимаемых из-за своей тонкостикружев, параллельных основанию. Так, путемскладывания линий,сопровождающегося доказательством, Демокритоткрыл теорему об объеме конуса,который равен трети объема цилиндра с темже основанием и равной высотой,так же он высчитал объем пирамиды. Обаоткрытия признал Архимед.
Авторы, сообщающие овзглядах Демокрита, мало понимали его математику. Аристотель ипоследующие математики ее резко отвергли, поэтому онабыла забыта. Некоторые современные исследователи отрицают различиеатомов и амер у Демокрита или полагают, что Демокрит считал атомынеделимыми и физически и теоретически, но последняя точка зрения ведет кбольшим противоречиям. Атомистическая теория математики существовала, онавозродилась в школе Эпикура.
Атомы бесконечны в числе, числоконфигураций атомов так же бесконечно. Этот принцип “неболее так, чем иначе”,который иногда называется принципоминдифферентности или разновероятности, характерен для демокритовскогообъяснения Вселенной. С его помощью можно было обосновать бесконечность движенияпространства и времени. По Демокриту, существование бесчисленныхатомных форм обусловливает бесконечное разнообразие направлений и скоростипервичных движений атомов, а это в свою очередь приводит их к встречам истолкновениям. Таким образом, все мирообразованиедетерминировано и является естественным следствием вечного движения материи.
О вечном движении говорили уже ионийскиефилософы. Мир находится в вечном движении, ибоон в их понимании – живое существо. Иначе решает этот вопросДемокрит. Его атомы не одушевлены. Вечноедвижение это сталкивание, отталкивание, сцепление, разъединение, перемещениеи падение атомов, вызванное первоначальным вихрем. Уатомов имеется свое первичное движение, не вызванное толчками: “трястисьво всех направлениях” или “вибрировать”. Последнее понятие не былоразвито, его не заметил Эпикур, когдакорректировал демокритовскую теорию движения атомов, введяпроизвольное отклонение атомов от прямой.
ДвижениеДемокрит считал вечным естественным состоянием Космоса. При этомдвижение истолковывалось строго однозначно как механическое перемещение атомовв пустоте.
Итак, суть ученияДемокрита сводилась к двум основным положениям:
1. Атомы вечно движется в окружающейих пустоте. По отношению к атому место, занимаемое им, совершеннослучайно.
2. Все вещи образуются изсочетания атомов: все многообразие мира проистекает из их соединения иразделения. Атомы,которые находятся в постоянном движении, соединяясь, образуютвещи. Когда атомы разъединяются, вещи гибнут.
В своей картине строения материиДемокрит исходил из принципа, выдвинутого предшествующей философией – принципасохранения бытия “ни что не возникает из нечего”. Он связывалего с вечностью времени и движения, что означало определенноепонимание единства материи (атомов) и форм ее существования. Иесли элейцы считали, что этот принцип относится только к “истинносущему”, то Демокрит относил его к реальному,объективно существующему миру,природе.
Атомистическая картина мира не сложная, ноона грандиозна. Учение об атомном строении было самым научным по своимпринципам и самым убедительным из всех, созданных философами ранее. Оноотметало решительным образом массу религиозно-мифологических представлений онадприродном мире, о вмешательстве богов. Кроме того, картинадвижения атомов в мировой пустоте,их столкновения и сцепления – этопростейшая модель причинного взаимодействия. Демокритовскаякартина мира — это уже ярко выраженный материализм, такоефилософское миропонимание было в условиях древности максимально противоположномифологическому миропониманию./>2.2. Космогонияи космология
Наоснове наблюдений и философского переосмысления мифологической идеи опервоначальном “хаосе”Левкипп пришел к своей гипотезе, о “вихреатомов” – начальном состоянии и движущей силе возникновениякосмоса. Демокрит целиком принял и дальше развил учениеЛевкиппа.
Первичноедвижение атомов – это природное движение, им присущее, ононе требует внешнего толчка. Только в дальнейшем сплетение и сочетание атомов всложные тела происходит в результате толчков, ударов и силыпритяжения подобного к подобному,признание которой характерно для рядафилософских систем того времени.Эта сила действует в космогоническойкартине Демокрита как закон природы, являетсяпервичной причиной образования самого вихря.
Вихрьвозникает не единожды. Хаотическое движение атомов в пространстве постоянноприводит к образованию вихрей,из которых создаются бесчисленные миры. Всеэти миры, в том числе и наш, рождаются ипогибают, но Вселенная вечна: безначальна ибесконечна. Она не имеет создателя, и в ней нетцели, все в ней подчинено всеобъемлющему законунеобходимости, и ничто не случается без естественной причины.
Бесконечные миры во Вселенной! Это мысль всегдав истории науки и в истории философии связывалась с именем Джордано Бруно. Однакоэта идея, выдвинутая итальянским мыслителем на новой научнойоснове в конце XVI в., была настоящим “возрождением” идейдревних атомистов. О бесконечности миров учили Левкипп и Демокрит. Множествомиров, согласно их взглядам, существуютодновременно в пространстве на разных стадиях развития. Каждый из нихрождается, расцветает и погибает.
Исходя из атомистической теории, Демокрит рисует грандиозную космогоническую гипотезу. Вихреобразноедвижение, по Демокриту, было причиной образования инашего мира, и этот мир подчинен естественным законам Вселенной. Впроцессе вихревого движения осуществилась качественная дифференциация материи. Врезультате действия закона притяжения подобного подобным, атомы, болееили менее однородные по форме,объединились вместе, возниклиЗемля и небесные светила. Тот же закон имел и обратное действие – несходныеатомы отталкивали друг друга. Таким образом, процессы притяжения иотталкивания привели к образованию всего окружающего мира.
Все происходящее в мире, по Демокриту, подчиненоне сверхъестественной силе, а только закону необходимости. НеобходимостьДемокрит понимал как бесконечную цепь причинно-следственных связей. Онне искал первопричины мира – он ее отрицал. Но онпостоянно искал причинные основания всех временных явлений. Обэтом говорят заглавия его произведений: “Небесные причины”, “Наземныепричины”, “Причины звуков”, “Причины огняи того, что в огне” и др.
Некоторыеученые пытались оспаривать подлинность “Причин”. Ноэти попытки не имеют серьезных оснований. Найти причиныявлений – это была, по Демокриту, одна из главных задач науки идеятельности ученого. Философия, теория ощущений, учениео происхождении живой природы,вопросы зоологии, ботаники, психологии– таков был круг научных интересов Демокрита, судя посведениям дошедшим, до нас.И рассмотрение каждого вопроса былонасыщено у него причинными объяснениями. Часто этомнимые объяснения, сделанные из-за скудного запаса фактов по аналогии. Ноэто всегда объяснение явлений естественными причинами, поэтому уДемокрита так много правильных наблюдений и догадок.
Начинаяс Аристотеля и кончая христианскими писателями, верящими в “божественноепровидение”, все противники материалистического детерминизманападали на Демокрита. В действительности Демокрит был на столько увлеченвозможностью “сквозного” причинного объяснения мира, чтообъявлял всякого рода случайные события лишь субъективной иллюзией, порожденнойнезнанием подлинных причин происходящего. Знание же их, поубеждению Демокрита, превращают любую случайность в необходимость.
Демокрит, широкопользуясь распространенным в древности принципом аналогии микрокосмоса имакрокосмоса, приводил в своих сочинениях примеры,главным образом, из человеческой практики. По Демокриту, есличеловек нашел клад – это не случайно, ибо причиной было вскапываниеземли или посадка оливкового дерева. Любое явление имеет своюпричину, поэтому нет случайностей. Точно так же имиры и вещи возникаю не случайно,а по причине сталкивания и отталкиванияатомов, и весь космос из вихря.
По мнению некоторых ученных (Эпикура)необходимость в философии Демокрита фатальна. Но есливдуматься в учение Демокрита, станет ясно, что он не был фаталистом. Онотбрасывал случай только в прямом значении, т.е. отрицалслепую “судьбу”.Он был приверженцем необходимости какестественного хода явлений. С другой стороны, он отрицал инеизбежный рок. С точки зрения фатализма, все событияпредопределены с прошлого по настоящее и будущее цепью причин и следствий. Такистолковывал взгляд Демокрита только Псевдоплутарх. Однако, раздвижение атомов вечно, то в нем заложены и причины настоящего. Нодля каждого явления Демокрит искал специфическую причину, осуществляянаучный поиск, что не имело бы ни какого смысла, еслибы он стоял на точке зрения фатализма.
Вопросо характере детерминизма Демокрита исследовал советский ученый И.Д. Рожанский, сравниваякосмологические взгляды Анаксагора и Демокрита. По Анаксагору, еслибы космообразование могло произойти не только у нас, но и в другомместе, то этот мир был бы во всех отношениях подобен нашему. Такаяточка зрения была связана с анаксагорским пониманием космоса как живогоорганизма, который сам себя воспроизводит. Демокрит сэтим не согласен. Бесчисленные миры могут быть различны. Внекоторых нет ни Солнца, ни Луны,а в других Солнце и Луна больше наших, втретьих же их большее число. Могут быть и такие миры, где нет воды итам нет растений и животных.
Такимобразом, хотя Демокрит и детерминист но, согласно еговзгляду, закономерности, управляющиедвижениями атомов, оставляют неограниченное поле возможностей дляобразования самых разных миров.То же разнообразие атомов создаетразличные цепи причин и следствий,которые требуют исследования в каждомотдельном случае. Итак,у Демокрита, случайность инеобходимость не исключают, а предполагают друг друга. Эпикур былправ, видимо,обвиняя Демокрита в том, чтоон недостаточно обосновал этот взгляд самим движением атомов./>/>/>/>/>2.3. Развитие живой природы.
Не все наблюдаемое и виденное Демокрит прямо подчинял атомистическойгипотезе, но всегда – каузальному пониманию мира.
В демокритовской картине мирасмешиваются передовые для нашего времени и уже устаревшие для греческойфилософии и физики взгляды. Демокрит правильно считал, что вбесконечном пространстве нет ни “верха”,ни “низа”, ни“центра”,ни “края”, тольков космосе атомы “падают”вниз, т.к. онипритягиваются к центру вихря
Но на ряду с этим Демокрит представлялсебе землю плоской или имеющей форму барабана (вогнутого, дляудержания морей). Хотя космос, по Демокриту, шаровиден. Онсчитал так же, что Земля парит в центре космоса, неменяя своего положения. А ведь уже пифагорейцы учили, что шаровиднаяЗемля вместе с другими планетами вращается вокруг “центральногоогня”. Имеется одно не совсем ясное сообщение Диогена оттом, что, согласно Демокриту, Землявращается вокруг центра. Вероятно,на каком-то этапе жизни Демокрит внеснекоторые исправления в свою космологию.
В бесконечной Вселенной среди других мироввозник наш космос. Различные сочетания атомов обусловили разнообразиеэтого мира материальных вещей.Атомы различной формы и величиныобразовали первичные сочетания:огонь, воду, воздух и землю. Водаи земля – это смесь элементов,“панспермия” – “полныйнабор семян”. Она потенциальна способна на любые образования, втом числе живые.
Обычныеатомы, сцепившись зубцами и выступами, образовалибольшие по величине тела, как будто затормозили свое движение, стализастывшими и неподвижными и движется силой ударов и толчков (это атомы, составляющиеводу, землю и другие сложные соединения).
Толькошарообразные атомы огня имеют особую подвижность, потому что оникасаются других по наименьшей плоскости, поэтомудвижутся вечно и беспрестанно.Атомы огня, благодаря своей круглой форме, не могут сцепляться и создавать одно целое. В движенииони проникают повсюду и, если заполняют в достаточном количестве пустые поры втеле придают ему свое движение. Свойствами атомов огня Демокрит объяснял небесныеявления – гром и молния.
Солнцеи Луна тоже не вечны, а возникли, как и Земля, “принезаконченных образованиях отдельных миров” и их природабыла сходна с природой Земли, а не горячей. Только солнечная сфера “принялав себя огонь”, и солнце стало “куском раскаленного металла иликамня”.
Такимобразом, между огнем и движением имеется постоянноевзаимодействие, чем быстрее тело движется, тем быстрееоно раскаляется, т.е. принимает в себя из окружения все больше атомов огня, инаоборот, быстродвижущиеся атомы огня приводят тело в движение. Движениеатомов огня является силой, приводящей в движение другие тела. То, чтовзаимодействует и то, что подвергается взаимодействию, одинаково, т.е. взаимодействуютатомы одинаковые по форме (по принципу соединения подобного с подобным). Поэтомуогненные атомы взаимодействуют на тело извне постольку, поскольку оновнутри имеет одинаковые атомы,и изнутри, поскольку онисоединяются с такими же атомами вовне.
Так Демокрит представлял роль огненных атомов вживом организме, атомистически объясняя сущность жизни. Ниатомы сами по себе, ни их соединения не были “живыми”. Жизньсообщили им атомы огня. Атомы огня, по Демокриту, представляютвторую высшую форму движения. Первая элементарная – вихрь атомов. Вторая- высшая составляет как сущность жизни, так и сущность ума или психикичеловека. Атомы огня в теле человека и в связи с ним составляютего “душу”или ум, что, поДемокриту, одно и то же. Атомы души есть везде, дажев мертвых предметах — камнях,но их там мало, они далекидруг от друга, и не могут ни разогреть предмет, нипридать ему движения. Если сравнить мертвые и живые предметы, то, поДемокриту, жизнь – это результат количественного накопления, определеннойконцентрации движущихся огненных атомов, размещенных вткани тела. Этим понятием Демокрит выделяет различия живого и не живого.
Жизньна Земле возникла из неживой материи. По мнению Демокрита, от солнечных лучейповерхность ещё полужидкой Земли вздулась. “Некоторые влажные веществавспучились во многих местах; в этих местах возникли гнилостные пузыри, покрытыетонкой кожицей…”. В этих пузырях, вследствие нагревания и возникли живыеорганизмы. Когда пузыри увеличились до подобающих размеров, они лопнули ипоявились животные. Те животные, в которых преобладали атомы огня, сталиптицами, те же, в ком было больше землистых веществ, стали сухопутными,животные с преобладанием влажных веществ стали рыбами. Животные собрались ввиды по принципу тяготения подобного к подобному. Прямо из землипоявились деревья и травы. Когда же земля засохла, она перестала рождатькрупных животных и стала рожать лишь травы и другие растения, атакже мельчайших животных, а “все одушевленные стали уже рождаться от взаимногосмешения”.
Обэтой теории постоянно идут споры.Одни ученые признают ее демокритовской, другиенет. Она не излагается в терминах атомистического учения, ново-первых, авторы,переработавшие ее, небылиатомистами, а во-вторых, во всех остальныхсвидетельствах, касающихся вопросов биологии, у Демокритапрямо об атомах уже не говорится,речь идет о соединениях сложных, сложныхтелах. Учения о них находилось в некотором противоречии стеорией атомов, но признавалось атомистами.
Немало наивного и несостоятельного былово взглядах Демокрита на происхождение и развитие жизни, но в то жевремя, обнаруживается догадка, своего родазачатки теории естественного отбора./>/>/>/>/>2.4. Учение о познании.
Мир, по Демокриту, несоздан ради человека, в бесконечной Вселенной есть миры и без людей. Человекне творение богов, а продукт природы.
По поводу происхождения человека велосьмного споров. Да, по Демокриту, человек возник без “творца”. Тольков очень далекие времена, когда земля была полужидкая, она способнабыла рожать животных крупной величины. Но под палящими лучами солнцаона высохла, затвердела, и из нее могли возникать толькотравы и деревья. А рождение одушевленных стало возможно только от “взаимногосмешения”. Человек, по Демокриту, вышелиз животного мира. Демокрит выдвигает свое учение, опираясь научение Анаксагора и Эмпедокла,согласно которому разумные существавозникли позже растений и мелких животных, и возниклипутем рождения. Хотя эти люди не опытны и живут “звероподобно” нетникакого намека на то, что они рождались иначе, чем нормально. СогласноДемокриту, органы человека, как и животных, сформировалисьпо принципу полезности. Тела человека и животного состоят из одной и той жематерии – воздуха и воды. Здесь об атомах прямо не говорится. Нонедавно учение Демокрита обогатилось новым фрагментом, который видимоискаженно, но трактует об атомистическом строении человеческоготела. Это связано с сравнением атомов с движениемпылинок в луче солнца. В 1968 г. ученый филолог и ГДР Г. Штромайер обнаружилнеизвестный (подлинный) фрагмент Демокрита на арабском языке. Этацитата, приведенная в медицинском сочинении придворного врачасултана: “утверждение Демокрита – это человек с пылью ичастицами, которые не делятся. Консистенциятела – это тончайшая пыль, которая в воздухе находится размельченной и видима влуче солнца. Доказательства для этого следующие: есливстать под луч солнца и почесывать тело, то именнотакая пыль поднимается вверх и снимается с кожи, так что кожаотслаивается все время, пока почесывание продолжается. Отслаиваниепроисходит вследствие измельчения того, что разрушается в составе телаи тех частей, которые не делятся.” Это единственныйфрагмент об атомистическом строении человеческого тела. Все греческиеисточники, близкие по времени к Демокриту, указывают, чтопылинки были только моделью, аналогией.
По Демокриту, сущность живого – огненные атомы. Еслитело состоит из воздуха и воды,то атомы огня составляют душу человека. Наличиедуши отличает человека от животных.
Движение атомов души является источникомжизни и сознания. Однако душа не заперта в теле, а находится в тесной с нимсвязи. Дыхание обеспечивает человеку равновесие. Оно выравнивает количествоогненных атомов, уходящих с выдохом и приходящих с вдохом. Отрицание отдельнойот тела души подтверждает атеистический характер учения Демокрита. Движениематомов Демокрит объясняет и такие явления как смерть и старость. Душа смертна, онауничтожается со смертью тела.
Человек жив пока он дышит. Души, поДемокриту, погибают,т.к. точто “рождается вместе с телом, снеобходимостью должно погибнуть вместе с ним”. Отрицаниесуществование отдельной от тела бессмертной души было так же разрывом смифологией. Оно подтверждает атеистический характер ученияДемокрита. Учение Демокрита было несовместимо с учением обессмертии души в загробном мире.По Демокриту, вся природавместе с человеком представляет собой единство живой материи, воснове которого лежит единство мира: атомы и пустота. Кромемира атомов и пустоты нет ничего./>/>/>/>/>2.5. Теория о познании.
Человек для Демокрита — это не только душа и тело,это сложное образование атомов и субъект познания, этоцелый микрокосмос. Внешне мы знаем человека, однако, мы должны понять то, чтонам в нём не ясно. Недостаточно выяснена, с точкизрения Демокрита, материальная сущность человека. Неясным был также вопрос о познании мира человеком. В поиске ответа на этот вопрос Демокрит видел смысл жизни любогофилософа. Процесс познания человека состоит из ощущений и из разумногопознания. Первое, чувственное познание, Демокрит считает “тёмным”, так как онозатемняется обманом ощущений, индивидуальнымиособенностями познающего субъекта и т.д. Второе же, разумное познание, он называет “светлым”, таккак оно глубже проникает в суть вещей, способна открытьсуществование атомов и пустоты. Но разум не имеетособой природы. Он то же, что идуша, состоит из тех же атомов огня. Всвоем различении разума и чувств Демокрит несколько противоречив. То он отождествляет ощущения и мысль, тоон противопоставляет их друг другу. Но оказывается, что в одном Демокрит усматривает тождество:в телесном характере того и другого, в единомматериальном субстрате, противоположность же – в ихроли и значении для познания. Эти два пути познания,через ощущения и разум, выступают у Демокрита как два уровня познания, высший инизший. Причём они взаимно дополняют друг друга. Это говорит о том, чтоДемокрит, хотя и несознательно, но оперировал понятием порога ощущения. По егомнению, например, нет в природе острого вкуса, а возникает он лишь во “мнении”,когда на органы чувств воздействует вещество, атомы которого острые, угловатойформы. Таким образом, все ощущения (тёплое и холодное, цвет, вкус, запах)существуют лишь “во мнении”, а “по истине” существуют атомы и пустота. В этом иесть трудность познания — разум не может найти истину без чувств, а чувствамдоверять нельзя. Трудность познания обуславливает также индивидуальные чувства человека.Демокрит,сознавая всю сложность отношений субъекта к объекту, ставил важную проблему,получившую в философии Нового времени название проблемы “первичных и вторичныхкачеств”. Первичные качества — это фигура, порядок и положение атомов. Онисуществуют и постигаются разумом. Вторичные качества – это свойства вещей,воспринимаемые чувственно (тепло, холод, запах и т.д.). Они существуют “вомнении”.
Естественнонаучным и атомистическим обоснованиемявляется теория “истечения”. Этатеория заключается в том, что с поверхности каждогопредмета постоянно источаются тончайшие пленки, полностьюкопирующие предмет, но пустые внутри. Проникаяв тело человека, образы вещей соприкасаются с атомамидуши и вызывают у него соответствующие ощущения внешнего мира.Образы не дают нам понимания сути предметов, алишь их внешний вид. Образы могут обманывать, а отличить ложный образ от истинного может лишь разум. Учение Демокрита о соотношении разума и чувств в процессепознания было большим завоеванием античной философии. Этосоотношение понималось, по сути дела, какединство противоположностей. />/>/>/>/>3. Вывод
Атомизм Демокрита лучше любойсовременной ему теории отвечал на вопросы своего времени. Этокульминация умственного движения,направленного на рациональное познаниемира и начавшегося в Греции с деятельности ионийских натурфилософов. Атомизмосновывался на результатах простых наблюдений и немногих экспериментах, егосила как теория – в максимальном соответствии этиv наблюдениям. ФилософияДемокрита прокладывала путь к будущей науке и философии.
Самую правильную оценку античныммыслителям дал Ф. Энгельс:“Древнегреческие философы были всеприрожденными стихийными диалектиками. Поэтому и теоретическоеестествознание, если оно хочет проследить историю возникновения иразвития своих общих положений, вынуждено обращаться к грекам”.
“… У античных натурфилософов, — пишет Г. Волков, — можнообнаружить зачатки почти всех основополагающих идей естествознания: мысльо единстве космоса и микрокосмоса,о человеке как космическом явлении, идеиединства пространства и времени,сохранения материи и энергии, принципаотносительности, неопределенности, вероятности, генетическойосновы живых организмов… единства конечного и бесконечного, принципсимметрии мироздания, предположении о существовании фундаменте самого зданияматерии способности, схожей с ощущением. Эти идеи былипотом восприняты и переработаны философией Нового времени… ”
Атомистическая теория строения материилегла в основу всего дальнейшего развития теоретического естествознания, опредставлении неделимости атома было остановлено физикой только на пороге XX в., когдаона получила в свое распоряжение новые мощные экспериментальные средства.
Много раз возникали и теориипроисхождения жизни. В них подтвердилось мнение, высказанноеДемокритом: живое возникает из неживого. В глубокойсущности живого, в молекуле ДНК кроется, как “надне глубокого колодца”, тайна жизни, которая (как у Демокрита)зависит от порядка расположения частиц – нуклеотидов. Сознание женеотделимо от материи, оно отражает мир – об этомговорил материалист Демокрит.
Всеобъемлющие законы живой и неживойприроды – закон сохранения материи и закон причинности – были открыты уже вантичности на уровне простого наблюдения и лежали в основе философии Демокрита. Внаше время они являются фундаментальными законами науки.
Учение астрономии о бесконечностимирового пространства и бесконечных “мирах” во Вселеннойвыдвинул тоже Демокрит.
Современная наука тесно сплелась вфилософией. Философия Демокрита – пройденная ступень в развитиизнаний о мире и человеке. Однажды найденная истина развивается с глубокойдревности до далекого будущего.Человечество опять исследует атомывещества и атомы общества, перед каждой новой загадкой оно повторяет с Демокритом:
“Истина – на дне глубокого колодца!”
/>/>/>/>/>Список используемой литературы.
1. С.В. Переверзенцев“Практикум по истории западноевропейской философии”, Москва 1997 г.
2. Гуманитарно-технический колледж “Метод” “Основыфилософии”, Москва 1998 г.
3. Б.Б. Виц “Демокрит”, Москва “мысль”1979 г.
4. Краткий очерк истории философии. Под ред. М.Т. Иовчука, Т.И. Ойзермана, И.Я. Щипанова. Изд. 3-е, Москва“мысль” 1975 г.