Реферат по предмету "Философия"


Античные ученые о влиянии природы на человека и их взаимодействии

Федеральноеагентство по образованию
Омскийгосударственный педагогический университет
Реферат
Античные ученыео влиянии природы на человека и их взаимодействии
Выполнил студент СЭО11: Капытков Д.О.
Проверил к.и.н.:Данченко Е.М.
Омск 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Тит Лукреций Кар
Страбон
Аристотель
Пифагор
Марк Теренций Варрон и Марк Порций Катон
Заключение
Список литературы
Введение
В эпоху античностискладывается система представлений о богах как о творцах природы, которыеобладают человеческими свойствами и обликом. Поскольку и человек, и природабыли созданы богами, возникает своеобразное равенство и отчуждение: человек иприрода равны перед богом, но отчуждены друг от друга. Складывается некаяпротивопоставленность человека и природы. Дляантичного человека природа была не только материальной, но и духовнойценностью. Она выступала как образец, идеал гармонии, которому человек долженучиться у нее, подражать ей в своей повседневной жизни. Но в целом, античностьявилась шагом на пути отчуждения человека от природы. Началось научноеосмысление природы, которая стала объектом изучения.Еслирассматривать в целом труды некоторых ученых, то не везде можно увидеть, чточеловек противопоставлен природе. Некоторые ученые, описывая различные стороныматериальной и духовной культуры, нередко упоминали связь человека с природой,какое влияние она оказывала на них.
Тит Лукреций Кар
Тит Лукреций Кар – римский поэт и философ-материалист. Самые ранниебиографические данные о Лукреции относятся к IV веку н. э., но не могутсчитаться достоверными. Всё, что известно о жизни Лукреция, сводится к сообщениюсв. Иеронима, который, по всей вероятности цитируя Светония, говорит: «Опоенныйлюбовным зельем, Лукреций лишился разума, в светлые промежутки он написалнесколько книг, позднее изданных Цицероном, и лишил себя жизни».
Лукреций является одним из первопроходцев в области латинскогостихосложения. Он перенял и развил латинский гекзаметр эпического поэта Энния(239–169 до н.э.), у него же заимствовал некоторые архаические обороты речи итрадиционную фразеологию героической поэзии. Философская поэма Лукреция «DeRerum Natura» («О природе вещей»), написанная в форме дидактического эпоса,излагает учение греческого философа Эпикура – главным образом его физику, лишь попутнокасаясь его теории познания и этики. Это – единственный полностью сохранившийсяпамятник материалистической мысли древности. Поэма Лукреция состоит из 6 книг;в книге 1-й и 2-й излагается атомистическая теория мироздания и отвергаетсявмешательство богов в мирские дела; тема книги 3-й – учение о душе, её материальностии смертности, связи её с телом; книги 4-й – учение о человеке и о чувственныхвосприятиях как основе знаний; книги 5-й – космогония и история развитиячеловеческого рода, а также происхождение языка. Применение огня и образованиесемьи явились, по Лукрецию, первыми шагами на пути от первобытного, «дикого»состояния к формированию общества и культуры; этому особенно способствоваловозникновение языка. Происхождение религии в книге 6-й объясняется тремяестественными причинами: являвшиеся в сновидениях фантастические образыпрекрасных и могущественных существ становились предметом поклонения; явленияприроды, превосходящие человеческие силы, приписывались сверхъестественнымсуществам; наконец, люди подвержены чувству страха. Избрав для своего философскогосочинения стихотворную форму, Лукреций оживил и сделал более убедительнымучение Эпикура.
Идеи Лукреция оказали значительное влияние на развитие материалистическихфилософских учений эпохи Возрождения и Нового времени. Материалисты XVII–XVIIIвеков воспринимали атомистические идеи древности главным образом у Лукреция.
Одной из стержневыхпроблем биологической науки является – происхождение и эволюция органическогомира. Глубочайший интерес представляют идея Лукреция. Созданная в 1 веке дон.э. выдающимся мыслителем, ученым и поэтом, стремившимся понять окружающий мирматериалистически и очистить науку о природе от религиозно-мифических иидеалистических заблуждений, она является одним из важнейших и надежнейшихисточников для суждения о тех теоретических обобщениях, которых достигло античноеестествознание, и, в частности биология, на исходе своей истории.
Лукреций все свои идеив так называемой «Биологии» об органическом мире, строит на основанииатомистических положений. Он описывает все органические и неорганическиепроцессы с точки зрения этого положения.
Важнейшими, основнымипроявлениями жизнедеятельности животных и человека являются питание и рост,обеспечивающие сохранение и нормальную деятельность индивида, и размножение,обеспечивающее сохранение рода. Но и растениям, которым Лукреций очень частопротивопоставляет животных, как организмы одушевленные, свойственны те жеосновные проявления жизнедеятельности. Сущность питания, роста и размноженияЛукреций опять-таки трактует исходя из основных положений атомистическойтеории.
Без пищи не одинорганизм не в состоянии поддержать свое существование: «…без дождей ежегодных визвестную пору радостных почва плодов приносить никогда не могла бы, да ипорода живых созданий, корму лишившись, род умножать свой и жизнь обеспечиватьбыла бы не в силах». Таким образом, из этого отрывка видно, что Лукрецийуказывает на необходимость природных процессов, так как существует зависимостьживотных от пищи, а пища возникает в результате этих природных процессов.
Лукреций описываяпроцессы органического и неорганического мира не мог не затронуть такой процесскак размножение. Размножение обеспечивает продолжение рода. Венера, любовь,чувство любви, свойственное всем организмам, — важнейшее проявление жизни, иботолько благодаря ему становиться возможным непрекращающийся поток жизни.
«В основе размножениялежит все тоже наличие в природе бесконечного количества первоначал, одинаковыхпо форме и другим свойствам. Именно поэтому в природе не мыслимы единичныевещи. Если допустить существование такой вещи, то из этого неизбежно следует,что количество образовавших ее первоначал конечно на всем протяжениибесконечной вселенной. Но тогда возникает вопрос, каким образом это конечноечисло первоначал собралось в одной точке вселенной, чтобы образовывать эту единственнуювещь. Это, конечно, невозможно, и в действительности должно происходитьобратное: если известные первоначала существуют в ограниченном количестве, … тотогда их вечно рассеивать будут, в стороны врозь разнося, материи разные токи,так что они никогда не смогут, сойдясь и сплотившись, ни удержаться в связи межсобой, ни расти, умножаясь». Из этого отрывка можно выделить следующее, чтонужно условие и место для того, чтобы произошло соединение первоначал, такимместом может служить природа. Соединяясь, первоначала образуют организмы,различные части тела и растения, и их соединение зависит от того какие условиясуществуют в природе.
Способность кразмножению, свойственная всем организмам, этот неуемный поток жизни и создаетто, что «никогда нельзя смертоносным движеньям жизни навек одолеть и ееистребить совершенно». Организмы, как и все тела в природе, достигнув зрелости,стареют и разрушаются, «и движенья, что жизнь создают и способствуют росту,вечно созданья свои сохранять нерушимо не могут». Отсюда вековечная война междуживотворными и смертоносными силами природы.
Чередование жизни исмерти – неизбежный, закономерный и благотворный процесс. Жизнь и смерть – двестороны одного и того же явления – извечного, непрекращающегося круговорота иматерии во вселенной. Все тела вселенной смертны и постепенно приходят вветхость и разрушаются. Достигнув предельной вершины своего роста и пройдячерез период возмужалости, организм начинает подвергаться ломке, жизньпостепенно приходит в упадок. Чем крупнее оказался организм к концу своегоразрастанья, тем более он теряет первоначал. Пища, которая теперь нелегко илишь слабой струей растекается по жилам, не восполняет убыли. Кроме того,подвергаясь непрерывным толчкам со стороны потоков извне, он разрушается еще быстрее.Так наступает смерть организма. Одни только первоначала бессмертны и, сочетаяськаждый раз заново, создают по вековечным законам своего движения и сцеплениявсе новые и новые индивидуальные тела того же рода. Если бы это было не так, — спрашивает Лукреций, — как и откуда тогда возрождает Венера животных из роду врод, иль откуда земля искусница может из роду в род их кормить и растить,доставляя им пищу?
Лукреций судит осмерти, как о переходе первоначал в другое состояние, в данном случае, когда организмумирает, он теряет первоначала. Первоначала от организма проникают в землю ирассеиваются, в то время как другие первоначала образуют новые организмы ирастения: «… так весь мир обновляется вечно; смертные, твари живут, одничередуясь с другими, племя одно начинает расти, вымирает другое, и поколеньяживущих сменяются в краткое время, в руки из рук отдавая, как в беге,светильники жизни».
Из этого сужденияследует, что природа и человек (так как он живой организм) взаимодействуетчерез непрерывный меняющийся поток первоначал. В этом отношении идея Лукреция овзаимодействии человека и природы уникальна в своем роде.
Далее в своей«биологии» Лукреций пишет: «…Много и чудовищ тогда земля сотворить пыталасьнеобычайного вида и странного телосложения: жено-мужей, не причастных ни полутомуни другому, или уродов без ног, или вовсе безруких, напротив, или безротых,немых и безглазых слепых, порождая даже таких, у кого на теле все членысцепились, так что ни делать они не могли ничего, ни податься, чтобы избегнутьбеды иль достать то, что было им нужно. Всяких других создавала она и страшилищ,и чудовищ – тщетно: природа запрет на развитие их наложила. Были не в силах онини жизни расцвета достигнуть, ни пропитанье добыть, ни в объятиях слиться влюбовных». Достаточно ясно, что все решительно«чудовища», перечисляемые здесь Лукрецием, представляют собой человеческихуродов (а быть может, и уродов домашних животных), которых, как раз впротивоположность немыслимым вообще чудовищам, природа, согласно уже хорошо известнойнам общей концепции Лукреция,вполнев состоянии произвести». Все объясняется неудачным сочетанием первоначал. Здесьопять-таки можно заметить, что природа влияет на организмы, давая нужноеколичество первоначал.
Таким образом, уЛукреция строится своя определенная система суждений о мире. Рассматривая всеокружающее в мире и саму вселенную через взаимодействие первоначал, в егосочинениях можно выделить, что все тела, организмы и многие другие объектынаходятся в тесной взаимосвязи. На основании этого можно сделать вывод, что ичеловек и природа находятся во взаимодействии друг с другом, только этовзаимодействие проявляется в разной степени. Степень этого взаимодействия вбольшей степени зависит от природы, нежели от человека.Страбон
Страбон — древнегреческий историк и географ. Много путешествовал. Автор«Географии» (17 книг), являющейся итогом географических знанийантичности, и «Исторических записок» (до нас не дошли).
Страбонродился в 63 году до н. э. в Амасии, расположенной в ста километрах от южногоберега Черного моря, на дороге, ведущей к Средиземноморью. Именно здесь,перебравшись с острова Крит, поселились родители Страбона. О своем отцеписатель ничего не сообщает. Подробно рассказывая о родственниках со стороныматери, Страбон стремится подчеркнуть знатность своего рода. Сильное влияние наформирование будущего географа оказал основатель школы стоиков философ Зенон,живший за два века до Страбона. Природа ненаделила его ярким талантом писателя, способностью к оригинальному мышлению,сила его была — в скрупулезности, умении собирать и обобщать факты,всесторонней образованности — в том, что принято называть энциклопедичностью. Страбон решил подробно рассказать обо всех частях известногов ту пору «круга земель». Готовился он к этому труду всю жизнь: многостранствовал по свету, предпочитая довериться своим глазам, если представляласьвозможность. В эпоху Страбона римляне строиливеликолепные дороги. Они тщательно планировались, их покрывали гравием илимостили, снабжали кюветами. Основная магистраль вела из Британии через всюЕвропу в Иллирию (на Балканах), затем в Малую Азию, Сирию — до Индийскогоокеана. Другой путь шел из Кадиса через Пиренеи, Галлию и Юрские горы кВиндобоне (Вене). 90 тысяч километров главных и 150-200 тысяч километроввторостепенных трасс — то, что оставили римляне в наследство средневековойЕвропе и Византии.
Туризмстановился привычным и модным. Особые бюро предоставляли желающим указатели,справочники, путеводители. Географические карты изображались на стенах, одна изтаких карт украшала стену римского дворца. Походные же справочники приобреталииногда довольно неожиданную форму, — например, серебряного сосуда, украшенногомаршрутом от Гадеса (Кадиса, на юге Испании) до Рима с указанием всехпромежуточных станций и расстояний между ними. Нет сведений о том, что «семь чудес света» являлись цельюпутешествий и входили в специальный маршрут. Но в отдельности то или иное«чудо» старались посмотреть многие. И Страбон не составил исключения. Предполагается, что в его эпоху твердо знали, что«чудес» действительно семь. Впервые их назвали так еще в III веке дон. э.
Страбонповедал о пяти сооружениях, удостоенных звания «чудес света». Садов вВавилоне в ту пору уже не существовало. Статуе Зевса Олимпийского, созданнойФидием в 30-х годах V века до н. э., он уделил немало хвалебных строк, но неаттестовал ее как «чудо света», как и храм Артемиды Эфесской, иФаросский маяк, которые видел воочию. Онсообщает только, что мыс острова Фароса — «это скала, омываемая морем; наней находится удивительная по своей архитектуре многоэтажная башня из белогомрамора. Башню эту принес в дар Сострат из Книда, друг царей, ради спасениямореходов, как гласит надпись». Чуть подробнее поведал Страбон обАртемисионе — храме Артемиды в Эфесе, перечислив, кем, как и на чьи средствастроилось это святилище, и лишь мимоходом упомянув имена архитекторов ипечальной памяти Герострата.
Предполагают,что Страбон не хотел писать об общеизвестном, особенно если это не было связанос чисто географическими задачами.
Страбон нераз бывал в Египте. По его описанию Александрии можно и сейчас без трудасоставить план города. Далее о маршруте своего следования онсообщает, что «когда Элий Галл был префектом Египта, я поднялся по Нилу исостоял в его свите вплоть до Сиены и границ Эфиопии». Маршрут неотличался новизной. Тысячи путешественников, устремлявшихся в страну фараонов,двигались тем же путем по узкой долине Нила. ИзАлександрии дорога вела к Канопу (близ современного Абукира), с которым еесвязывал двадцатикилометровый канал. В Канопе Страбона заинтересовал храмСераписа, где усыпляли больных, чтобы те во сне получили от оракула указания оспособах своего исцеления. Из Канопа частьтуристов отправлялась дальше на юг — к Гелиополю. Там кончалась дельта, иначинался собственно Нил. Мемфис — озеро Мерида — Абидос — Фивы — Сиена — острова Элефантина и Филе.
В Мемфисе — самой древней столице Египта — Страбон мимоходом упоминает о единственныхуцелевших свидетелях его истории — пирамидах, а затем переключает свое вниманиена священного быка Аписа, который, по египетским верованиям, считалсявоплощением бога Пта.
Близ Мемфиса,у Мерридова озера находилась удивительная постройка, возведенная в XIX веке дон. э. фараоном Аменемхетом III. Из всех исследователей, писавших о лабиринте,Страбон — единственный, кто раскрыл политический смысл этого загадочногодворца. Огромный лабиринт символизировал весь Египет, объединенный властьюфараона, связывающей народ и государство в одно целое. Страбон обошел и изъездил Каппадокию и Фригию (в Малой Азии),побывал в горах Тавра и у подножия Кавказа, на берегах Ионии (в Эфесе), наКикладских островах, в Коринфе. Семнадцатая книга «Географии» большенапоминает путевой дневник, чем научное сочинение. Она содержит подробности,которых больше нет ни у одного античного автора. Самые интересные и достоверные части труда Страбона — те, которыенаписаны им как очевидцем.
«География» Страбона внекоторых частях указывает на взаимодействие природы и человека. «…Польза географиив малозначительных делах очевидна, например в охоте. Охотник будет болееудачлив на охоте, зная особенности и величину лесного пространства. Равнымобразом только тот, кто знаком с местностью, может успешно устроить лагерь,засаду или быть проводником. …Персы и ливийцы, предположив, что проливы неимеют выходов, не только подверглись великой опасности, но даже оставилипамятники своего неразумия; ибо персы соорудили могильный холм на Еврипе близХалкиды в честь Салганея, которого они умертвили якобы за то, что онизменнически провел их флот от Малиакского залива к Еврипу; ливийцы жевоздвигли памятники в честь Пелора, казненного ими по той же причине. И Грециябыла покрыта обломками кораблей во время похода Ксеркса. …Но были и счастливыеслучаи, когда удавалось достичь успеха благодаря знакомству с местностью.Например, говорят, Эфиальт, показав персам горную тропинку в Фермопильскихтеснинах, отдал в руки персам отряд Леонида и провел варваров внутрь Грецииюжнее Фермопил». Страбон указывает на то, что знание природы помогает человекув некоторых добиваться требуемых результатов. Если вспомнить, подвиг 300спартанцев, то при подготовке к походу царь Леонид выбрал именно Фермопильскийпереход. Он говорил, что не количество воинов окажут значительное влияние, ато, как они сумеют использовать рельеф Греции. Так греки, зная особенностисвоей страны, умело использовали ее природу для ведения боевых действий противагрессоров. Это один из примеров, как человек взаимодействует с природой ипридает ей большое значение в своей деятельности.
Страбон в своейгеографии описывает различные области земли, знакомых в то время грекам. Егоописания носят страноведческий характер. В книге II5 главе, он четко указывает, как природа влияет на человека, хотя описание несводится собственно к тому, как природа влияет на человека. «…Начинать описаниеследует с Европы, потому что она не только являет разнообразие формы, но иудивительно приспособлена природой для усовершенствования людей игосударственных форм, а также потому, что она передала и другим частям светабольшую часть своих собственных благ и целиком удобна для обитания, заисключением незначительной области, необитаемой из-за холода. Последняя областьграничит со страной кочевников, обитающих в кибитках в области Танаиса,Меотийского озера и Борисфена. Из обитаемых частей Европы холодная и гористаяобласти представляют природные трудности для жизни, однако даже бедные области,прежде населенные лишь разбойниками, становятся культурными, как толькополучают хороших правителей. Например, хотя греки и населяли гористые искалистые области, однако жили счастливо, заботились о государственныхучреждениях, об искусствах и вообще, о жизненной мудрости. Римляне, подчинивсвоему владычеству много племен от природы диких в силу условий местностей,потому что это были скалистые местности, лишенные гаваней, холодные или покакой-либо другой причине неудобные для обитания большой массы населения, такимобразом, не только заставили народы, до сих пор разобщенные, вступить в общениедруг с другом, но и научили даже более диких цивилизованной жизни. Всяравнинная часть Европы, расположенная в умеренном климате, находит в природе вэтом смысле помощницу; но так как в стране, наделенной природными благами,население миролюбиво, а в бедной стране, напротив, все служит тому, чтобысделать людей воинственными и храбрыми, то оба эти рода стран получают взаимныевыгоды, ибо последние помогают оружием, а первые земледельческими продуктами,искусствами и воспитанием характера. Ясен и взаимный вред, если они не помогаютдруг другу; тогда сила тех, у кого в руках оружие, будет иметь некоторыйперевес, если только ее не преодолеет численность. В данном отношении этотматерик имеет некоторое природное преимущество; ведь он испещрен равнинами игорами так, что на всем протяжении его земледелие и цивилизованная жизньсочеталась с воинственностью; но из двух слоев населения [земледельцев ивоинов] более многочисленному свойственно мирное настроение, поэтому онгосподствует над всеми, причем народы-властители – сначала греки, а затеммакедоняне и римляне – содействовали укреплению мира. В силу этого среди другихстран в отношении войны и мира Европа является более независимой; ведь в неймного воинственного населения, а также земледельцев и стражей городов. Оназамечательна и тем, что сама производит все наилучшее и необходимое для жизни,а также все полезные металлы; ароматические вещества и драгоценные камни изчужих краев ей приходится ввозить – предметы, недостаток которых делает ничутьне хуже, чем их обилие. Много в Европе различных пород домашнего скота, дикиеже звери редки. Таков в общих чертах этот материк по своей природе.
В описание Европы мывидим, как природа оказывает влияние на характер народов. Взаимодействие международами также происходит из-за условий природы. То как природа оказываетвлияния на занятия людей хозяйством можно увидеть из описания Карфагена.«…Карфагенская область обширна, к ней примыкает страна номадов; наиболееизвестные из них называются масилиями и масесилиями. Вся область от Карфагенадо Столпов отличается плодородием; в ней много диких зверей, как и во всейвнутренней, части материка. Поэтому вполне допустимо, что некоторые из этихнародностей названы номадами, потому что в древности они не имели возможностизаниматься земледелием из-за множества диких зверей. Современные номады нетолько отличаются охотничьим искусством (римляне будучи любителями борьбы сдикими зверями, поощряют это их искусство), но т превосходят других как вохоте, так и по части земледелия. Вот что я могу заметить относительно этогоматерика.
Занимаясь, каждый разстрановедческим описанием, Страбон описывает народы, обычаи и их культурныеособенности исходя из того, какие природа создала условия для человека. Такимобразом, из его труда мы видим, что в ту пору человек знал о влиянии на негоприроды, и то как он от нее зависит, поэтому старался во многом следовать еезаконам, это видно не только из того, каким видом деятельности занималсячеловек, но и как проявлялось его отношение к ней. Это связано с тем, что ународов существует много культов и поклонений богам плодородия и скотоводства. Аристотель
Аристотель Стагирский, один из величайших философов античной Греции,родился в 384 г. до н. э. в Стагире, греческой колонии во Фракии, недалеко отАфона. От названия города производится имя Стагирит, которое часто давалосьАристотелю. Отец Аристотеля Никомах и мать Фестида были благородногопроисхождения. Никомах, придворный врач македонского царя Аминты III, прочилсвоего сына на ту же должность и, вероятно, сам первоначально обучал мальчикаврачебному искусству и философии, которая в то время была нераздельна смедициной.
Рано потеряв родителей, Аристотель отправился сначала в Атарней, в МалойАзии, а затем, в 367 году, – в Афины. Там Аристотель стал учеником Платона ив течении 20 лет был участником платоновской Академии. В 343 г. Аристотель былприглашен Филиппом (царём Македонии) воспитывать его сына – 13-летнегоАлександра. В 335 г. Аристотель вернулся в Афины и создал там свою школу(Ликей, или перипатетическую школу). После смерти Александра Аристотель былобвинён в безбожии и покинул Афины, чтобы, как он говорил, явно намекая насмерть Сократа, избавить афинян от нового преступления против философии.Аристотель переселился в Халкис на Эвбее, куда за ним последовала толпаучеников и где через несколько месяцев он скончался от болезни желудка.
В области биологии одна из заслуг Аристотеля– его учение о биологической целесообразности, основанное на наблюдениях надцелесообразным строением живых организмов. Образцы целесообразности в природеАристотель видел в таких фактах, как развитие органических структур из семени,различные проявления целесообразно действующего инстинкта животных, взаимнаяприспособленность их органов и т.д. В биологических работах Аристотеля,служивших долгое время основным источником сведений по зоологии, данаклассификация и описание многочисленных видов животных. Материей жизни являетсятело, формой – душа, которую Аристотель назвал «энтелехией». Соответственнотрём родам живых существ (растения, животные, человек) Аристотель различал тридуши, или три части души: растительную, животную (ощущающую) и разумную.
Человек у Аристотеля, как следует из «Истории животных», невыделяется из животного мира, а является одной из ступеней в иерархии живыхсуществ. И даже там, где речь идет об одомашнивании диких животных, человекоказывается одним из них.
Основоположник европейского идеализма Платон мерил природный мирчеловеческой мерой. А потому в его учении мир идей венчает Высшее Благо — начало как природного, так и человеческого бытия. Иначе выглядит учениеАристотеля, в котором человек рассматривается с точки зрения животного ирастения, а растение и животное — с точки зрения человека. Иначе говоря, еслиплатонизм можно считать результатом проекции меры человек на природу, тоаристотелизм — это во многом результат проекции меры природы на человека.Некоторые положения Аристотеля неоднозначны, и к каждому должен быть свойподход. Но здесь мы можем найти связь между природой и человеком в егорассуждениях, по поводу того что человек является животным, как нам известно всовременном мире животные относятся к природе, не исключаются и идеи о том чточеловек является ее частью. Аристотель писал, что природа все делает наилучшимобразом. Если человека отнести к одному из лучших творений природы, то связьмежду ней и человеком очевидна, так как совокупность условий оказывают большоезначение на то, как происходит формирование человека.Пифагор
Пифагорродился в Сидоне, Финикия, около 570 года до нашей эры. Отец Пифагора, Мнесарх, был достаточнобогатым человеком, чтобы дать сыну хорошее воспитание. Когда Мнесарх, отецПифагора, был в Дельфах по своим торговым делам, он и его жена Партенис решилиспросить у Дельфийского оракула, будет ли Судьба благоприятствовать им во времяобратного путешествия в Сирию. Пифия (прорицательница Аполлона), не ответила наих вопрос, но сказала Мнесарху, что его жена носит в себе дитя и что у нихродится сын, который превзойдет всех людей в красоте и мудрости и который многопотрудится в жизни на благо человечества. Мнесарх был столь впечатленпророчеством, что изменил имя собственной жены на Пифазис в честь Пифийскойжрицы. Когда родилось дитя в городе Сидоне, Финикия, оно оказалось, как иговорил оракул, мальчиком. Мнесарх и Пифазис назвали его Пифагором, (в честьПифии) и посвятили его свету Аполлона.
Пифагор сранних лет стремится узнать как можно больше. Он обучается в нескольких храмахГреции. Принято считать его первыми учителями Ферекида Сиросского и старцаГермодаманта. Первый прививает мальчику любовь к науке, второй – к поэзииГомера.
Рядисточников указывает, что Пифагор стал чемпионом одной из первых Олимпиад покулачному бою.
В юномвозрасте Пифагор отправился в Египет, чтобы набраться мудрости и тайных знанийу египетских жрецов. Диоген и Порфирий пишут, что самосский тиран Поликратснабдил Пифагора рекомендательным письмом к фараону Амасису, благодаря чему онбыл допущен к обучению и посвящён в таинства, запретные для прочих чужеземцев.
Когда Пифагор поселился в греческой колонии Кротоне в ЮжнойИталии, он нашёл много последователей. Их привлекала не только мистическаяфилософия, которую он убедительно излагал, но и предписываемый им образ жизни сэлементами здорового аскетизма и строгой морали. Пифагор беседовал со своимиучениками о космических изменениях земли по египетскому и азиатскому преданию.Он знал, что расплавленная земля была первоначально окружена газообразнойатмосферой, которая, постепенно охлаждаясь, превратилась в жидкость иобразовала моря. По своему обыкновению, он синтезировал свою мысль в аллегории,выражаясь, что моря были образованы из слез Сатурна (космическое время).Но вот появляются царства природы и невидимыезародыши, витающие в эфирной ауре земли, вихрями носятся они в её воздушномпокрове, а затем привлекаются в глубокое лоно морей и на первые, выступившие извод континенты. Еще смешанные, растительный и животный миры являются почтиодновременно. Эзотерическая доктринадопускает трансформацию зоологических видов не только вследствиевторостепенного закона подбора, но и вследствие основного закона проникновенияв землю сверхфизических сил и воздействия разумных начал и невидимых сил на всеживые существа. Если на земном шаре появляется новый вид, это означает, чтоболее высокого типа души воплощаются в данную эпоху в потомков прежнего видадля того, чтобы поднять его на высшую ступень, формуя и преобразуя его посвоему образу.
Эзотерическая доктринаприписывала попеременное погружение и появление континентов колебанию земныхполюсов и признавала, что человечество должно было пережить шесть такихпотопов. Каждый цикл между двумя потопами несет с собой преобладание одной извеликих человеческих рас. Посреди временных и частичных затемнений цивилизациии человеческих способностей, общее непрерывное восхождение вверх непрекращается никогда. Так образовалосьчеловечество, и началась эволюция рас среди различных земных катаклизмов. Вэтой доктрине Пифагора описывается, что серьезные изменения на историческойарене происходят вследствие природных катаклизмов, так природа определяетпреобладание рас и угасание цивилизаций. Также у Пифагора существует теория отом, что есть душа, которая ищет предмет, в который она может воплотиться. То,что получается в результате, завит от того какой плотности оказался этотпредмет. В природе имеются различные предметы различной плотности, некимпредметом с определенной плотностью является тело человека. Из этого следует,что природа дает душу человеку. И после этого между ними возникает связь.
Марк Теренций Варрон и Марк Порций Катон
Произведение Варрона,«О сельском хозяйстве», является одним из источников по истории хозяйстваРимской империи. Если рассматривать произведение в целом, то в нем даютсяосновные рекомендации и советы по ведению животноводства и земледелия виллы.
Описывая ведениехозяйства, Варрон указывает факторы, которые в большей или меньшей степенибудут оказывать влияние на производительность и доход хозяйства: «…Остаетсярассмотреть то, что вне имения, окружение которого вследствие его близостиоказывает большое влияние на земледелие. Условия этого окружения следующие:во-первых, безопасен ли район, во-вторых, нет ли препятствий для вывоза нашихпродуктов и для ввоза того, что нужно, в-третьих, имеются или отсутствуютдороги или реки для провоза, в-четвертых, есть ли что-нибудь такое по соседствус имением, что полезно или вредно для наших полей».
Если рассматриватьвторое и третье условие, указанные Варроном, то можно увидеть, что некоторые изних, не зависящие от человека, а полностью относимы к природным. Так, напримерналичие ближайших рек будет сказываться на доставке товаров и их вывоза, аследовательно на расходах и доходе от данного занятия. При наличии такогоусловия видно, что географический ландшафт оказывает влияние на хозяйственнуюдеятельность человека, поэтому Варрон указывает это, как одно из условий.
Читаяпроизведение Марка Порция Катона «О земледелии», можно встретить, что авторсоветует выбирать имение исходя из географических особенностей местности. Онуказывает: «…В хорошей местности надлежит иметь хороший вид… покупай имение,если можно у подножия горы, обращенное на юг, где есть хороший водоем, апоблизости море или река». Это говорит о том, что римляне знали, как влияетприрода на хозяйство, и исходя из этого старались выбирать выгодные участки длязаведения имения.
Заключение
В период античностинаука возникает как обособленная сфера духовной культуры. Естественные наукисуществовали в форме натурфилософии, неотделимой от философии. Ученые античногомира были энциклопедистами, носителями как гуманитарных, так иестественнонаучных знаний. Экспериментальная база естественных наук была крайнеограничена.
В трудах античныхавторов природа описывается исходя из представлений о мире того временни,большое внимание уделяется духовному осмыслению ее явлений и происходящих в нейпроцессов. Исключение представляют труды тех авторов, которые писали наосновании своего опыта и наблюдения.
Списоклитературы
1. Авраамова М.А. УчениеАристотеля о сущности. М.: Изд-во МГУ, 1970. 68 стр.
2. Жмудь Л.Я. Наука,философия и религия в раннем пифагореизме. — СПб., 1994. — 376 с.
3. Лукреций.О природе вещей. – М.: 1947.
4. Практикумпо истории древнего мира. Вып.2. Древняя Греция и Рим / Подред.И.С.Свенцицкой.- М., 1988.
5. Страбон.Герграфия: в 17 кн. / Страбон; пер. с греч., — М.: Олма-Пресс, 2004. – 637 с.
Интернет источники
1. www.physchem.chimfak.rsu.ru// Тит Лукреций Кар.
2. www.hrono.ru // Страбон.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.