Реферат по предмету "Философия"


Анализ сочинения Цицерона "Тускуланские Беседы"

Анализ сочинения Цицерона«Тускуланские Беседы»
Античный мирсохранился в памяти Европы в двух разных обликах. Один сложился в эпохуРенессанса, барокко и Просвещения, другой — на протяжении последнего столетия.В первом облике античность предстает как «мир добродетели и энергии»,как «эстетическая школа нравственности». Второй облик порожденстремлением пробиться сквозь толщу сентиментальной восторженности к суровой, неприкрытойреальности. Рим предстает в нем обществом завоевателей, лишь немногимотличавшихся в лучшую сторону от воинства Чингизхана.
Времена и люди,воспринимавшие греков и римлян в первом облике, исходили прежде всего из ихсамосознания — из их искусства, поэзии и, конечно же, из сочинений древнихисториков. Рим был царством добродетели и героического патриотизма, потому чтоон восставал таким из первой книги Ливия, сочинений Валерия Максима и биографийПлутарха, и оставался примером законности и права, и самоотверженной борьбы стиранией, поскольку об этом свидетельствовал Тацит. Никто не сомневался, чтомысли и чувства, которые вызывал у них древний мир, были единственнойадекватной характеристикой этого мира.
Напротив, второйоблик античности, складывавшийся на протяжении XIX века и завершившийся вXX-ом, строился на критике источников, на конкретном анализе, на неуклонномпрогрессе научного знания. Он был направлен на разрушение первого облика исознательно представлял нам античный мир как стоявший на относительно ранней, апотому примитивной стадии развития. Однако научная критика действовала напервый образ античности чисто деструктивно и никакого другого образа впротивоположность ему не создала. Поэтому обратимся к первому восприятиюантичности, которое зиждилось на том, что представала как совокупность живых,эмоционально насыщенных образов. Одним из таких ярких и насыщенных образов былМарк Туллий Цицерон. Он прежде всего известен как оратор — его имя сталонарицательным, менее известен как политический деятель. Он вошел в историюмировой культуры как представитель ораторского искусства и римской литературы,как блестящий стилист. Как политический деятель он имеет отношение к той эпохеи к тем событиям, которые интересуют прежде всего историков и политологов.Однако есть еще одна сторона деятельности Цицерона — философская. Это наименееизвестный и наименее почитаемый аспект его деятельности. Традиционно сложилосьтак, что никто не спорит о достоинствах Цицерона как оратора и ритора. Нопостоянно ведутся споры вокруг Цицерона-философа. Обычно он не признаетсякрупным и самостоятельным мыслителем, сказавшим в этой области новое слово. Но,следует подчеркнуть, что в давно сложившемся и общепринятом мнении о Цицеронекак малосамостоятельном мыслителе, как об эклектике (в отрицательном смыслеэтого слова) в значительной мере виноват сам Цицерон. Кроме того, подобноеотношение существовало не всегда: в эпоху утверждения христианства,христианской литературы философские труды Цицерона ценились чрезвычайно высоко.В те эпохи, которые дали нам образ великой античности, Цицерон, как один изсамых ярких представителей оной, выступал не только как знаменитый оратор, но икак грандиозный мыслитель. Низкие же оценки Цицерону и как политическомудеятелю и как философу характерны именно для прошлого столетия, которое, какупоминалось выше, не очень то жаловало античность.
Я же в своейработе не собираюсь отстаивать ту или иную точку зрения. Проведено множествоисследований, дающих нам полное представление о всех сторонах деятельностиЦицерона; доказывающих его выдающуюся роль как философа и отрицающих оную. Моязадача, как мне представляется, более скромна: показать на основе одного изсочинений Цицерона его собственное отношение к философии. Выбор произведениядля осуществления поставленной цели кажется наиболее удачным. Это одно из самыхего влиятельных сочинений: «Тускуланские беседы».
Но прежде чемперейти непосредственно к анализу трактата, посмотрим, что предшествовало егонаписанию.
Итак, в 46 годуЦицерон удалился от дел и живя то у себя на вилле, то у друга своего Аттика,принялся за занятия философией. Он поставил себе задачей популяризоватьгреческую философию среди соотечественников и взялся за это дело серьезно, какэто видно из систематичности, с которой он его вел. Хотя, читая, например,Плутарха может сложиться впечатление, что взялся он за это дело с отчаяния; ипребывая в глубокой депрессии обратился к философии. Впечатление это отчастиверно, как подтверждает сам Цицерон: " Побудила меня также обратиться кэтим занятиям душевная скорбь, вследствие великого и тяжкого удара судьбы. Еслибы я мог найти большее утешение от какого-нибудь занятия, я предпочел быприбегнуть к нему (а не к философии). А тем средством, к которому я прибегнул,я не мог воспользоваться лучше, чем отдавшись не только чтению книг, но иизучению всей философии. "[«О природе богов»] Отнынеутешительная функция философии прочно входит в философскую традицию и занимаетв ней все большее место. И нет ничего плохого, что лишь в печали человекобращается к философии; от этого она не теряет свою ценность, а напротив,приобретает большую. Ведь говорил же Л. Шестов, что «философия начинаетсяс отчаяния».
Но так или иначе,за достаточно небольшой срок (около 33-х месяцев) Цицерон создал большую частьсвоих философских сочинений. Для изучения обозначенного мною трактата, надоотметить сочинения, относящиеся к данному периоду. Это сочинения сутьследующие: «Гортензий», «Академика», " О пределахдобра и Зла", «О природе богов».
Прежде всегоЦицерон счел долгом написать сочинение в защиту философии, противпредубеждений, которые существовали у римлян. В сочинении «Гортензий»не дошедшем до нас, Цицерон защищает свое намерение заниматься философскимиисследованиями. Конечно, в наше время кажется странным, что подобное намерениетребует защиты, но у римлян могло считаться предосудительным, что Цицерон,человек государственный, оказавший важную услугу государству подавлениемзаговора Катилины, оставляет государственную деятельность и принимается зафилософские рассуждения.
К этому сочинениюпримыкает ~Академика~. С начала она состояла из двух книг, потом Цицеронпереработал ее в четыре книги и во второй редакции посвятил Марку ТеренциюВаррону. В трактате излагаются философские учения начиная с Сократа; он дошелдо нас не вполне. Задача этого сочинения общая: здесь ставится вопрос овозможностях и условиях человеческого познания. В нем Цицерон изложил началафилософской школы, к которой сам имел наибольшую склонностьакадемической.
Эти двапроизведения-род предисловия к философским произведениям Цицерона. Нескольконапоминает ~Гортензия~ введение к трактату ~О пределах добра и зла~. ТутЦицерон тоже защищает философию, но главным образом-переложение греческойфилософии на латинский язык. ~О пределах добра и зла~ посвящено вопросу, откоторого зависит все учение о нравственности. Это учение о высшем благе. ЗдесьЦицерон изложил взгляды на этот вопрос наиболее процветавших в его времяфилософских школ.
За трактатом ~Определах добра и зла~ следует ряд сочинений, в которых вопросы нравственнойфилософии сводятся на практическую почву с целью удовлетворить современнымпотребностям общества, нуждавшегося в нравственной опоре среди государственныхсмут и переворотов. ~Тускуланские беседы~ по времени издания (в первой половине44 года) и по содержанию примыкает к трактату «О пределах добра изла». В них рассматривается вопрос возможно ли в различных тяжелыхположениях и обстоятельствах жизни сохранить душевное спокойствие и свободу отстраха, боли, огорчения и других душевных расстройств, которые более всеговозмущают человеческое счастье. Цицерон был убежден, что философия вполне можетоградить человека от всего этого и исполнение этой цели считал ее главнойзадачей.
Трактат состоит изпяти книг:
I. О презрении ксмерти.
II. О перенесенииболи.
III. Об утешении вгоре.
IV. О страстях.
V. О самодовлеющейдобродетели.
Его литературная        формаотлична от предыдущих
произведений.Трактат построен по образцу докладов или
лекций передслушателями. «Лектор» отвечает на вопросы,
поставленные этимислушателями или даже им самим, часто
опровергаявыдвинутые для обсуждения основные тезисы.
Слушатель ставиттезис, «учитель опровергает его и излагает свое мнение, причем слушательлишь иногда вставит замечание, чтобы вызвать или растолкование неясного, илирассмотрение незатронутой стороны вопроса. Подобная форма диспутовиспользовалась уже и Карнеадом и Филоном. (Сам Цицерон именует эту формугреческим термином „школа“ ).
Основная проблема»Тускуланских бесед" — проблема «эвдемонии», т. е.счастливой жизни и способов ее достижения. В первой книге рассматриваетсявопрос, есть ли смерть несчастие для людей; во второй — делает ли человеканесчастным физическая боль; в третьей — как можно оградить себя от печали; вчетвертой — от иных душевных расстройств и, наконец, в пятой- достаточна ли длясчастия добродетель. Из этих вопросов особенно был близок Цицерону вопрос,обсуждаемый в первой книге, должно ли считать смерть наибольшим злом, потомучто он занимался им в сочинении на смерть своей дочери Туллии и пользовалсяотчасти теми же источниками, так что многое оставалось только несколькодополнить. Так же и пятая книга представляет собой более пространное ипопулярное изложение того, о чем Цицерон говорил в предыдущем трактате «Определах добра и зла»; и вообще вопрос — достаточно ли одной добродетелидля счастия — был им особенно разработан вследствие риторических упражнений ипредшествующих философских занятий.
Итак, после того,как я в общем обрисовала картину строения трактата «Тускуланские беседы»,попробую остановиться поподробнее на каждой из книг сочинения, особенно на техместах, где Цицерон выражает свое мнение о том, что есть философия и зачем онанужна. Следует подчеркнуть, что каждая «беседа» предваряетсявступлением, где в полной мере в полной мере обнаруживается отношение Цицеронак философии.
Но перед этимследует выяснить, какую же задачу ставил перед собой Цицерон вообще занявшисьфилософией. Дело в том, что задача эта достаточно четко была сформулирована имсамим. В начале трактата «О пределах добра и зла» он пишет: «Ясчитаю своей обязанностью, поскольку это в моих силах, работать в томнаправлении чтобы благодаря моим стараниям, усердным трудам все мои согражданерасширили свое образование. » Цицерон взял на себя задачу осветить мысльюважнейшие вопросы политической и нравственной жизни и указать римскому обществуна спасительный источник умственной деятельности, кроющийся в сочиненияхгреческих философов. Сокровищница греческой философии была еще почти не початадля соотечественников Цицерона. Он решил сделать ее доступной им. Его цельюбыло — достигнуть того, чтобы римляне могли на своем родном языке знакомиться сфилософскими идеями эллинов и искать в них того утешения, которое находил в нихон сам. Цицерон в принципе не претендовал на самостоятельную философскуюсистему; он преследовал целью изложения греческой философии на латинском языкеи соответствующей этому римской интерпретации. Об этом он и говорит в начале«Тускуланских бесед»: «А так как смысл и учение всех наук, которыеуказывают человеку верный путь в жизни, содержатся в овладении тою мудростью,которая у греков называется философией, то ее-то я почел нужным изложить налатинском языке. „
В связи с этимследует сделать некоторое отступление об отношении римлян к философии. Ибоименно об этом говорит Цицерон в начале первой “беседы» [ Tusc. I (1)- (8) ].
Первоеопределенное известие о занятии римлян греческой философией дают нам сенатскиеопределения, по которым в 173 году эпикурейские философы, а в 161 году риторы ифилософы были высланы из Рима. Не смотря на это, интерес к греческому искусствуи образованию вообще, а к философии в особенности распространялся все больше ибольше, и когда афиняне в 155 году послали в Рим в качестве послов Карнеада,Критолая и Диогена, римское юношество с таким воодушевлением стремилось на ихлекции, что национальная партия, боясь за сохранение древнеримских нравов,подала совет как можно скорее выслать этих философов из Рима. Но интерес кфилософии был еще гораздо больше возбужден примером Сципиона Младшего и кружкаего друзей, чем лекциями этих трех философов. Стоик Панетий жил в доме Сципионаи был его спутником в путешествиях. В своих сочинениях он занималсяисключительно теми вопросами, которые особенно интересовали римлян — нравственнойфилософией, политикой. Он смягчил строгость стоической морали, избегал чистотеоретических исследований и внес в свои сочинения многое из Платона иКсенофонта. Учение эпикурейцев получило такое же широкое распространение, как иучение стоиков. Кроме знаменитого трактата Лукреция «О природевещей», излагающего эпикурейскую философию в поэтической форме, в то жевремя многие писали об учении Эпикура и занимались исследованиями природы,преследуя целью избавить читателей от суеверий и ужаса перед смертью. Этисочинения по всей вероятности переводы с греческого. Они не сохранились донаших дней, и хотя Цицерон судит о них, быть может, слишком строго, всетаки изего слов видно, что изложение в них сухо и не привлекательно для получившихораторское образование того времени, а исследования их поверхностны. Затемстало известно учение перипатетиков и академиков, последнее через Филона,который во время войны с Митриадом (88 год) удалился в Рим. К учению академиковпримкнули особенно те, которые путем рассуждений pro и contra стремилисьулучшить свое риторическое образование.
Но, все-таки,несмотря на широкое распространение греческого образования, у римлян былонекоторое предубеждение против него. Они были горды своей собственной житейскойфилософией, если можно так назвать их нравственнополитические правила. Но какбы то ни было существовал известный римский дух, была особая римская политика,римский гражданин представлял особый нравственный тип. Этим римляне долгогордились и смотрели чуть свысока на все, что этому типу было чуждо. На первыхпорах они даже враждебно относились к греческой науке, как к элементу, которыйможет способствовать разложению данного типа. Большинство римлян продолжало ковремени Цицерона с недоверием относиться к греческой философии, и вот эти топредрассудки он постарался разбить. О стремился обратить на пользу римляндостижения греческой мысли. Цицерон полагал, что греки были либо хорошимифилософами, либо хорошими ораторами, но совместить эти две области они немогли. Это выпало только на долю римлян, и Цицерон объявляет, что именно ктакому синтезу надо стремиться. Цицерон был истинным патриотом Рима, и всякогорода философские, эстетические, нравственные и другие проблемы интересовали егопо преимуществу в связи с мощью Римского государства, которому он служил всюжизнь и без которого не мыслил себе никакой деятельности. Он никогда не ставитримлян ниже греков; он утверждает, что во многом первые даже превосходятпоследних. Сетует он лишь на одно: " что философия до сих пор была в пренебрежении,так ничем и не блеснув в латинской словесности. " [Tusc. I-III]
Цицерон первыйзадумал создать в Риме философскую литературу, которая была бы понятна длянепосвященных и составляла бы приятное чтение для занимающихся ею, языкомясным, точным и изящным, которая была бы, одним словом, поучительна и приятна.Он поставил себе целью создать новую, универсальную, римскую по духу философию.И поэтому ближайшей его задачей было изложить в популярной форме все наиболеедостойные внимания философские учения греков, отделить в них истинное отложного и выделить в них те идеи, которые могли быть полезны для республики ислужить для улучшения римских нравов и развития римского просвещения.
Итак,«Тускуланские беседы» посвящены пяти вопросам, которые по традицииобсуждались в школах философов. По каждому из вопросов, обсуждаемых в«беседах», представлены мнения известных греческих школ. Дляпрактической философии Цицерона служили одинаково все школы греческой мудрости.В разных вопросах он берет своим руководителем Платона, Новую Академию,стоиков, перипатетиков, не обнаруживая впрочем никакой любви к эпикурейцам.Составляя «Тускуланские беседы», да и все свои философские сочинения,Цицерон, как личность, воспользовался своим правом выбора. Многие из егосовременников довольствовались тем, что высказывались за одну из существующихсистем. В противоположность им Цицерон нигде не жертвует своим правом выбора;он следует не Зенону, не Эпикуру, а своему здравому смыслу. Таким образом,сочинения Цицерона развивают философию здравого смысла. Эта философияположительна в той области, в которой сомнения невозможны без разрушениячеловеческого общества — в области морали, которую Цицерон, по примеру стоиков,выводит из природы. Она отрицательна по отношению к сверхъестественному,существование которого Цицерон, подобно Эпикуру, считает недопустимым иненужным. И, наконец, она скептически относится к метафизике. Выделив, какнеподлежащие сомнению, факты существования божества и бессмертия души, Цицеронво всем прочем, следуя Новой Академии, сопоставляет противоречащие друг другумнения и рассуждения школ, воздерживаясь от собственного суждения. Такимобразом, между бесспорно достоверным и бесспорно ложным образуется обширнаясредняя полоса, по поводу которой Цицерон сказал слова6 которые можно перевестиприблизительно так: " Эти вещи представляются так или иначе, смотря поличности тех, кто о них рассуждает. " Итак, воспользовавшись своим правомвыбора в полной мере, Цицерон предоставляет такое же право и своим последователям.Цицерон как философ был ценен именно тем, что, не будучи сам творцом, он здравои самостоятельно судил о творцах. Он занялся философией не для созданиясобственной системы, а для прославления первой. Он хотел познакомить римлян сфилософией, привить им любовь к ней, научить отличать истинную мудрость отложной, убедить их в том, что они не только способны делать открытия не хужегреков, но и то, что заимствуют от греков, могут улучшать и совершенствовать, иэто относится к философии не меньше, чем ко всему другому. [Tusc. I, 1 ]
Теперь, наконец-тоя попробую перейти непосредственно к содержанию «Тускуланских бесед».Первая из них посвящена смерти. Является ли смерть злом? Если эпикурейцы правыи умерший человек перестает что бы то ни было чувствовать, то она не может бытьзлом, а в некоторых случаях может быть даже благом. Если же душа бессмертна,значит, она божественна по своей природе и, следовательно, расставшись с телом,она устремиться к богам, где ее ожидает блаженство. Утверждать здесь с полнойочевидностью ничего нельзя, но все же последнее предположение представляетсясамым вероятным. Тем более, что еще Платон говорил о бессмертии души и о ее«блаженстве» после смерти. Цицерон здесь не столько пытаетсяразрешить неподвластную для человеческого ума проблему жизни и смерти, сколькоубедить себя и других в в том, что смерть не страшна, и даже более того:почерпать презрение к смерти. И помочь в этом, по Цицерону, должна философия.Для него главное дело философии, ее предназначение — это" возделывание души"( Tusc. II, V ). «Сила философии: излечивать души, отсеивать пустыезаботы, избавлять от страстей, отгонять страхи. ( Tusc. II, IV )
А если назначениефилософии в этом, то получается, что одинаково важны и учение философа, и егожизнь как реализация этого учения. Но, снова сетует Цицерон, „много линайдется философов, которые бы так вели себя, таковы были бы нравом и жизнью,как того требует разум? Для которых их учение — это закон их жизни, а не толькознания, выставляемые напоказ. “( Tusc. II, IV ). Цицерон осуждает философа,который „обучая науке жить ( а это главное в философии для Цицерона)живет, забывая эту науку. “
Итак, из первойбеседы мы почерпали » немалое презрение к смерти". Нужно ещеотметить6 что в ходе рассуждений цицерон воздает хвалу «великиммужам», которые перед тем, как уйти из жизни, стараются дать людям законы,оставить след в" делах народных".
Во второй беседеобсуждается вопрос о страдании. Можно ли считать боль наибольшим«злом». Действительно ли страдание есть худшее зло, на которое можетбыть обречен человек. Конечно, страданий следует избегать, но человек,обладающей волей, даже если они обрушились на него, может восторжествовать надними, и тем легче, чем более он размышляет о славе. Если же страданиястановятся чрезмерны, то от них всегда избавит смерть. Последнее положениеполностью принадлежит стоической философии, что, однако, не должно исказитьподлинный характер «Тускуланских бесед»: в этом сочинении Цицерон непытается обосновать справедливость своих мыслей ссылками на греческиеавторитеты, не излагает полностью то или иное учение греческих философов: переднами как бы сплав тех учений, пережитых и переосмысленных автором в свете еголичного опыта.
В третьей«Тускулане» речь идет о скорби душевной. Скорбь душевная питаетсяложными чувствами. Чтобы проиллюстрировать это положение, Цицерон погружается врассуждение о славе: есть слава подлинная, венчающая честные деяния, а есть иложная, которая толкает человека любой ценой добиваться военного командования,одобрения народа. Итак, душа страдает, и «душевные недуги кудагубительнее, чем телесные. » «Излечить» душу от недугов ипризвана философия, как" наука об излечении души".
В четвертой беседепродолжается обсуждение в более широком плане проблемы, поставленной в третьей.Разговор о душевной скорби переходит в разговор о страстях вообще, и Цицеронтрактует эту проблему в соответствии с учением стоиков и в первую очередьХризиппа. Он соглашается, что страсти происходят из ложного суждения о внешнихобстоятельствах. Избежать ложных суждений помогает философия.
В ходе рассужденийтретьей и четвертой книг Цицерон затрагивает чрезвычайно важный вопрос, которыйуже рассматривался им в предыдущем трактате — вопрос о высшем благе. Римляне,согласно своим практическим взглядам, изо всех частей философии интересовалисьсамой практической ее частью: наукой о нравственности. Среди них более всегобыли распространены два учения, рассматривавших подробно этот вопрос. Этоучения стоиков и эпикурейцев, которые были противоположны друг другу. По учениюстоиков Хризиппа и Панетия высшее благо — добродетель. Если человек достигаетдобродетели, то он безусловно счастлив; он соединяет в себе все совершенства.Учение высокое, но трудное для простого человека. Он спросит: «бытьнравственным нужно, чтобы быть добродетельным, но для чего быть добродетельным?» Между тем человек ищет такого основания для своих действий, противкоторых невозможно спорить. Несомненно, что стоики посредством своего суровогоучения о добродетели, о том, как следует ее достигать, как нужно быть твердымотносительно всех искушений жизни, выработали весьма определенный нравственныйтип, который наиболее подходил к типу римского гражданина. Поэтому самыегорячие римские патриоты, проповедовавшие древнеримскую нравственность, и тевесьма охотно обращались к стоицизму. Поэтому и Цицерон относилсядоброжелательно к стоикам, хотя и не мог вполне отдаться стоической философии.Быть может, он даже превзошел многих античных стоиков огромным моральнымпафосом своих сочинений. Само моральное сознание обладало для Цицерона своимнезыблемым характером и было источником, а иногда и оправданием для многихтеоретических идей. Только в своем единстве с моралью эти идеи становилисьочевидными и необходимыми, превосходящими всякие самые вероятные суждения.
Другое учение,которое упоминает Цицерон в связи с учением о нравственности, — это учениеЭпикура. Нравственность вообще может быть основана на различных положениях.Есть для нее основание метафизическое, где она является связанной с учением обовсем мировом порядке: нравственность есть исполнение одной из сторон этогопорядка. Затем есть нравственность религиозная; в таком случае ее основаниемслужит завет религии. Но тут кроме угождения Богу мотивом для нравственнойжизни может выступать еще и побуждения менее высокого свойства, а именнонаграда за жизнь, согласную с религиозной нравственностью. Наконец, есть ещеоснова для нравственности — польза. Вопрос о пользе — самый доступный длячеловека. Польза- это и есть именно та цель, ради которой все совершается. Оттакого положения отталкиваются многие учения о нравственности, но они несходятся в определении пользы. Польза — понятие очень широкое иные, например,видят пользу в наживе. Но такая польза не может лечь в основу нравственнойфилософии, так как имеет в виду отдельного человека. Между тем философскоеучение должно быть приложимо ко всем, должна быть принята в расчет и пользаотдельных лиц, и польза общая. Учение Эпикура исходит из понятия пользы, ноиным образом. Он говорит, что цель — это удовольствие. Высшим благом он считалне только удовольствие физическое, но и умственное, и нравственное. У Эпикураесть еще название для высшего блага, которое Цицерон переводил indolentia, тоесть свобода от боли или страдания физического, или нравственного. Чем болеечеловек совершенствуется нравственно, тем более нужно для его счастья, тем ширекруг людей, которых он считает близкими себе. А люди по своей природе, даже неособо высокой нравственности, не могут видеть страдания. Истинно нравственныйчеловек успокоится только тогда6 когда страдающий получит облегчение. Такимобразом, вроде бы в учении эпикурейцев нет ничего дурного. Но Цицерон не любилэтого учения и считал, что оно совершенно противоречит его понятиям оназначении человека и о его нравственных потребностях.
Итак, затронутвопрос о добродетели, и в пятой книге уже ставится вопрос о том, достаточно лиее одной для достижения счастья — этого предела всех желаний человека. Цицеронобращается к Платону, утверждавшему, что блаженство существует лишь там, гдеприрода существа достигает своего совершенства. Между тем совершенство человеказаключено в добродетели, следовательно, без добродетели невозможно счастье.Неправедный человек не может быть счастливым. Для подтверждения этого Цицеронобращается к доказательствам из области истории. Он приводит в пример тиранов;подробно рассказывает о тиране Сиракуз Дионисии, живыми красками рисует егобесцветную жизнь. Вообще, в «Тускуланских беседах», как и в другихего философских произведениях, хотя естественно и менее, чем в речах и письмах,нередко проглядывает современная Цицерону римская жизнь. Большая частьобразованного общества того времени с величайшим удовольствием и сочувствиемвстречала там и сям рассеянные намеки на современное общественное состояние и вособенности на Цезаря; намеки, которые или вполне ускользают от нас иливозбуждают в нас далеко не столько интереса, сколько они должны были возбуждатьу современных читателей. В словах Цицерона о начинающемся падении красноречия(II), о прежних временах республики, когда еще консульское достоинство было неменее почетно, чем в Греции победа на Олимпийских играх (II), когда он говорито Катоне, который после победы над помпеянцами лишил себя жизни в Утике иставит его наряду с Сократом (I, V) и т. д., то в этих местах общество должнобыло находить отражение не только глубокого чувства Цицерона, но и собственныхвзглядов и своего собственного настроения.
Философскоесодержание      "           Тускуланских            бесед"заимствовано большей частью из греческих источников и преимущественно изсочинений стоиков. Цицерон неоднократно сознательно утверждает свою зависимостьот греческой философии, причем разных ее направлений. Но он весьма убедительноговорит о необходимости именно римской интерпретации греческой философии. Какуже упоминалось, источником для третьей и четвертой книг послужили сочиненияХризиппа, в других местах Цицерон следует сочинениям Диогена Вавилонского,Панеция и Посидония, а также перипатетикам Теофрасту, Дикеарху и Аристоксену. Впервой книге многое заимствовано из сочинений Платона — «Федон»,«Федр», «Менон» и др. и из сочинений академика Крантона.
Но, несмотря наэто, как неоднократно уже замечалось, нельзя считать Цицерона единственнотолько переводчиком с греческого, он самостоятельно высказывает свои суждения ина все кладет национальный римский отпечаток. Поэтому он так часто приводитпримеры из отечественной истории, вставляет отрывки из римских поэтов. Именноэтим он прежде всего заинтересовал римскую публику. Посредством живого, отнюдьне поучительного, «популярного» языка Цицерону удалось возбудить вобразованных римлянах любовь к философии, которая с этих пор становиться важнымзвеном в системе римского образования. Проповедуя необходимость изученияфилософии, как важной опоры политического и ораторского образования, Цицероноткрыл в ней своим согражданам убежище для духа в тяжелые минуты жизни в периодвеличайших политических и нравственных потрясений.
Ведь философия — наш спаситель от всех слабостей, ошибок и погрешностей. «В лоно ее „Цицерон с юных лет привела “ любовь и ревность к занятиям» (Tusc. V,II). Цицерон видел в ней основу ораторского образования, которое все-такисчитал главным своим призванием. Но это лишь одна сотая доля предназначенияфилософии. Трудно на протяжении всей истории философии человека, отведшегофилософии как таковой столь важную роль. Ведь философия для Цицерона — «водительница душ, изыскательница добродетелей, гонительницапороков». ( Tusc. V, II ) Она «породила города, соединила в обществарассеянных по земле людей..., открыла законы, стала наставницей порядка инравственности. » ( Ibid. V,II (5) )
Философия«обещает привести того, кто повинуется ее законам, к такому совершенству,что он всегда буден вооружен против судьбы, всегда будет иметь в себе всеоплоты для жизни честной и блаженной и всегда, стало быть, обладатьблаженством». ( Tusc. V (19) )
Итак, философияубедила нас, при помощи Цицерона в том, что смерть не страшна, что можнопротивостоять боли и страданиям, укрепила веру в самодовлеющую добродетель.Цицерон в «Тускуланских беседах предстает перед нами живым человеком — бесстрастным мудрецом, чуждающимся беспокойной массы и с ласковой улыбкойдающим наставления к разумной жизни. Он научил своих современников и многиепоследующие эпохи любить и ценить философию. Богатство мыслей и популярностьизложения „Тускуланских бесед“ и других философских сочиненийЦицерона, сделали их в Европе любимым предметом чтения в школе и вне ее.Цицерон был одним из тех древних, который научил нас мыслить (как заметил в своевремя Вольтер). Цицерон приобщил к философии не один только Рим, но весьобразованный и стремящийся к образованию Запад. Вообще, в истории культурынемного можно найти таких моментов, которые по своему значению могли бысравниться с пребыванием Цицерона в его Тускуланском поместье в краткую эпохуединовластия Цезаря. Цицерон поставил перед собой чисто просветительскуюзадачу: прославить философию, показать ее важность представить ее в полной мересвоим согражданам. Можно сказать с полной уверенностью, что Цицерон выполнилэту задачу. Он действительно доступным и приятным языком изложил основныеположения философских школ и направлений, создал латинскую философско-научнуютерминологию и привил римлянам вкус и интерес к философии. Путем отбора, по егомнению „наилучшего“ он сумел представить им картину греческойфилософии в целом. Важная роль Цицерона заключается еще в передачи огромногоидейного наследства последующим поколениям. Его философские труды явились живыми щедрым источником, питавшим целые эпохи. Каждая эпоха вносила свой вклад впредставление о Цицероне. Поэтому не представляется возможным подвести какой-тоединый итог, сделать какой-то определенный и окончательный вывод. Каждая эпохавыделяла какую-то одну характерную черту личности и деятельности Цицерона,которая по тем или иным причинам была наиболее созвучной умонастроениям даннойэпохи.
Для ближайшихпотомков Цицерон выступал главным образом как выдающийся стилист.
В периодстановления христианства особое звучание приобретают философские произведенияЦицерона. Именно его философское наследие явилось как бы посредствующим звеноммежду двумя великими эпохами: античной, или языческой и христианской.
Что касается эпохиВозрождения, то она началась именно с возрождения римской античности, а оно всвою очередь началось с Цицерона. Эпоха Ренессанса являлась прежде всего каквозрождение Цицерона, а после него и уже благодаря ему — остальной классическойдревности. Для многих деятелей этой эпохи — Цицерон — писатель, мыслитель,оратор — непревзойденный образец, идеал, достойный восхищения и подражания.
Так называемоеВторое Возрождение античности было связано с Великой Французской Революцией,которое было в первую очередь возрождением именно римской древности. Цицеронвыступает в эту эпоху прежде всего как великий оратор и не менее великийреспубликанец.
Можно привести ещемножество таких примеров. Вклад Цицерона в сокровищницу мировой культурынеисчерпаем хотя бы потому, что современная европейская цивилизация — прямаянаследница римской античности. И в цепи, связывающей на протяжении более двухтысячелетий две цивилизации, одним из немаловажных звеньев является сам Цицерон- его личность, его деятельность, его наследие. И этот особый характерпосмертной славы Цицерона сумел предугадать один из его современников — ГайЮлий Цезарь, который сказал про него так: „Его триумф и лавры достойнеетриумфа и лавров полководца, ибо расширивший пределы римского духапредпочтителен тому, кто расширил пределы римского господства“.
На этом я решаюсьзакончить и в качестве последнего предложения хочу привести еще одновысказывание о Цицероне, сделанное Вольтером — знаменитым деятелем эпохиПросвещения, которого часто сравнивают с Цицероном. Он писал: » Теперь незабудем, что это — тот самый римлянин, который первый ввел философию в Рим, чтоего «Тускуланские беседы» и его книга «О природе богов» — два самых прекрасных сочинения, которые когда либо написала мудрость, посколькуона — мудрость человеческая. "
Список литературы
Для подготовкиданной работы были использованы материалы с сайта www.ef.wwww4.com/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.