Реферат по предмету "Философия"


«Славянофильство» как течение в русской философии XIX века

«Славянофилы» (славянофильство) есть особое течение врусской философской мысли. Центральной проблемой для славянофилов являетсясудьба и роль России, ее особое место в мировой человеческой истории.
Одним из основоположников славянофильства являетсярусский религиозный философ и публицист Киреевский Иван Васильевич (1806–1856).Основная цель его философских воззрений – обосновать особенность путиисторического развития России, радикально несовпадающего и отличающегося отразвития Европы. Субстанциональные основы развития России он видит вправославии, православной церкви, которые сохранили в чистоте первоначальную истинухристианства, искаженной католицизмом. В православии и православной церкви онвидит основы сохранения духовной цельности и личности, и народа, единствапознавательных и моральных начал, которые неотделимы от веры и религии. Поэтомуфилософия должна постигнуть фундаментальные основания русской самобытности,благодаря чему она в противовес западной философии приобретает конкретность,устраняя абстрактность западной философии. Другое основание самобытности Россиион видит в общинном характере общественной жизни, общинном духе и самосознаниирусского народа, опирающегося на православие. Им выдвигается идея «соборности»русского народа, а православную церковь как институт, осуществляющий на делеидею соборности, поскольку она олицетворяет собой чистоту христианства. Поэтомууже у Киреевского на первый план нравственно-религиозного воспитания народа вего самобытности выдвигается патриотизм, требующий от индивида служения целиединства народа, его соборности. Ценность соборной личности выше ипредпочтительнее идеи индивидуальной личности. Как образованный и просвещенныйчеловек, он понимал значение «европейской образованности» как «зрелого плодавсечеловеческого развития», но ее нужно переосмыслить и преобразовать на основеправославия, единства веры и религии, единства личности и православной церкви.Только в этом случае Россия не только сохранит свою самобытность, но и откроетпуть всемирной истории.
Другим основоположником «славянофильства» стал русскиймыслитель, поэт и публицист Хомяков Алексей Степанович (1804–1860). Основнойидеей его фундаментального труда «Записки о всемирной истории» – поиск иобоснование исторической судьбы России, ее самобытности и ее роли в мировойистории.
Рассматривая бытие как реализацию универсума Бога,который представляет собой целостное единство, Хомяков считает, что этотуниверсум Бога особым образом проецируется в человеческой истории. Основаниемединства общественной жизни и истории является «соборность» (собирание в единоецелое не только церкви, но и людей). Соборность реализуется посредством любви всвободное и органическое единение людей. Необходимым условием такого единения исоборности, которое включает в себя многообразие душевных и духовных силчеловека, конкретных индивидов, является вера. Притом «истинная вера», котораяв своей полноте проявляется в православии. Кроме православия основаниемсоборности является русская крестьянская община, которая выступает какколлективная личность, «живое лицо», наделенное неповторимым характером, душой,обликом и особым историческим призванием. Хомяков явно идеализирует русскуюобщину.
Мировая история, по Хомякову, представляет собойборьбу, конкуренцию двух этногеографических и религиозно-культурных начал –иранского и кушитского, между которыми есть принципиальное различие.
Иранский тип выражает собой свободную стихию духаличности, устремленность народов к духовному богатству и минимизациюустремлений к материальному богатству, меркантильности, рост творчества инравственного сознания. Иранскому типу свойственны устремленность к миру исогласию с соседями. Иранский путь исторического развития наиболее полновоплощается в православной России. Благодаря православной вере, котораяпредшествует логосу, логическому осознаю бытия, сообщает православному человекуособую, метафизическую, мессианскую любовь, которая лежит в основе отношениймежду православными людьми и Богом. Любовь православного русского человеканосит жертвенный характер. Он готов пожертвовать собой ради ближнего и в этомакте он достигает подлинного духовного блаженства. В этом, по его мнению,заключается «загадка» и «широта русской души». Ей чужды меркантильныеустремления. Так сказать, русский человек, наделенный православным религиознымсамосознанием, готов отдать ближнему «последнюю рубаху».
Кушитскому типу развития и кушитскому характеру,напротив, свойственно тяготение к материальному благу, прагматизм,расчетливость, меркантильность, стремление к насилию и завоеванию. Кушитскомутипу не свойственно стремление к единству, гармонии многообразного. Хомяковсчитает, что кушитский тип наиболее полно воплощается в католическом ипротестантском Западе. В католической церкви и мире все подчинено папе, апротестантство утратило единство веры, распавшись на множество индивидуальныхвер. Наиболее органичным для Запада является индивидуализм, в то времяславянину, православному человеку и России свойственно тяготение кколлективизму, к коллективистской психологии.
Для Хомякова характерна идеализация допетровскойэпохи, которая несла в себе подлинные черты самобытной национальной культуры инационального самосознания. Уже в философских идеях А.П. Хомякова видны росткитак называемой «русской идеи», которая достигает своей «зрелости» в конце XIX –начале ХХ века.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованыматериалы с сайта www.filosof-chel.narod.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Автоматизированный корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязи статистических данных в среде
Реферат Вписанные и описанные окружности в треугольниках и четырехугольниках
Реферат Сенегальский длиннокрылый попугай
Реферат Охота жить 2
Реферат Festival de Danza de Cataluña "фестиваль танца в каталонии"
Реферат Перестройка 1985-1991 - модернизация управленческого аппарата
Реферат Разработка технологического процесса изготовления вала
Реферат Лекции - Патофизиология (Канцерогенез 2)
Реферат Целеполагание в стратегическом планировании инновационного развития хозяйственных систем на мезоуровне
Реферат Влияние физического утомления спортсмена на надежность проявления двигательного навыка борца
Реферат Обеспечение безопасности при эксплуатации электроустановок. Защита от неблагоприятного действия электричества
Реферат The Controversy Over Euthanasia Essay Research Paper
Реферат Образование и наука в первой половине XIX века в России
Реферат Федеральный закон об обязательном госпенсионном страховании РФ Социальные пенсии
Реферат Основные школьные построения (геометрия)