«Славянофилы» (славянофильство) есть особое течение врусской философской мысли. Центральной проблемой для славянофилов являетсясудьба и роль России, ее особое место в мировой человеческой истории.
Одним из основоположников славянофильства являетсярусский религиозный философ и публицист Киреевский Иван Васильевич (1806–1856).Основная цель его философских воззрений – обосновать особенность путиисторического развития России, радикально несовпадающего и отличающегося отразвития Европы. Субстанциональные основы развития России он видит вправославии, православной церкви, которые сохранили в чистоте первоначальную истинухристианства, искаженной католицизмом. В православии и православной церкви онвидит основы сохранения духовной цельности и личности, и народа, единствапознавательных и моральных начал, которые неотделимы от веры и религии. Поэтомуфилософия должна постигнуть фундаментальные основания русской самобытности,благодаря чему она в противовес западной философии приобретает конкретность,устраняя абстрактность западной философии. Другое основание самобытности Россиион видит в общинном характере общественной жизни, общинном духе и самосознаниирусского народа, опирающегося на православие. Им выдвигается идея «соборности»русского народа, а православную церковь как институт, осуществляющий на делеидею соборности, поскольку она олицетворяет собой чистоту христианства. Поэтомууже у Киреевского на первый план нравственно-религиозного воспитания народа вего самобытности выдвигается патриотизм, требующий от индивида служения целиединства народа, его соборности. Ценность соборной личности выше ипредпочтительнее идеи индивидуальной личности. Как образованный и просвещенныйчеловек, он понимал значение «европейской образованности» как «зрелого плодавсечеловеческого развития», но ее нужно переосмыслить и преобразовать на основеправославия, единства веры и религии, единства личности и православной церкви.Только в этом случае Россия не только сохранит свою самобытность, но и откроетпуть всемирной истории.
Другим основоположником «славянофильства» стал русскиймыслитель, поэт и публицист Хомяков Алексей Степанович (1804–1860). Основнойидеей его фундаментального труда «Записки о всемирной истории» – поиск иобоснование исторической судьбы России, ее самобытности и ее роли в мировойистории.
Рассматривая бытие как реализацию универсума Бога,который представляет собой целостное единство, Хомяков считает, что этотуниверсум Бога особым образом проецируется в человеческой истории. Основаниемединства общественной жизни и истории является «соборность» (собирание в единоецелое не только церкви, но и людей). Соборность реализуется посредством любви всвободное и органическое единение людей. Необходимым условием такого единения исоборности, которое включает в себя многообразие душевных и духовных силчеловека, конкретных индивидов, является вера. Притом «истинная вера», котораяв своей полноте проявляется в православии. Кроме православия основаниемсоборности является русская крестьянская община, которая выступает какколлективная личность, «живое лицо», наделенное неповторимым характером, душой,обликом и особым историческим призванием. Хомяков явно идеализирует русскуюобщину.
Мировая история, по Хомякову, представляет собойборьбу, конкуренцию двух этногеографических и религиозно-культурных начал –иранского и кушитского, между которыми есть принципиальное различие.
Иранский тип выражает собой свободную стихию духаличности, устремленность народов к духовному богатству и минимизациюустремлений к материальному богатству, меркантильности, рост творчества инравственного сознания. Иранскому типу свойственны устремленность к миру исогласию с соседями. Иранский путь исторического развития наиболее полновоплощается в православной России. Благодаря православной вере, котораяпредшествует логосу, логическому осознаю бытия, сообщает православному человекуособую, метафизическую, мессианскую любовь, которая лежит в основе отношениймежду православными людьми и Богом. Любовь православного русского человеканосит жертвенный характер. Он готов пожертвовать собой ради ближнего и в этомакте он достигает подлинного духовного блаженства. В этом, по его мнению,заключается «загадка» и «широта русской души». Ей чужды меркантильныеустремления. Так сказать, русский человек, наделенный православным религиознымсамосознанием, готов отдать ближнему «последнюю рубаху».
Кушитскому типу развития и кушитскому характеру,напротив, свойственно тяготение к материальному благу, прагматизм,расчетливость, меркантильность, стремление к насилию и завоеванию. Кушитскомутипу не свойственно стремление к единству, гармонии многообразного. Хомяковсчитает, что кушитский тип наиболее полно воплощается в католическом ипротестантском Западе. В католической церкви и мире все подчинено папе, апротестантство утратило единство веры, распавшись на множество индивидуальныхвер. Наиболее органичным для Запада является индивидуализм, в то времяславянину, православному человеку и России свойственно тяготение кколлективизму, к коллективистской психологии.
Для Хомякова характерна идеализация допетровскойэпохи, которая несла в себе подлинные черты самобытной национальной культуры инационального самосознания. Уже в философских идеях А.П. Хомякова видны росткитак называемой «русской идеи», которая достигает своей «зрелости» в конце XIX –начале ХХ века.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованыматериалы с сайта www.filosof-chel.narod.ru/