Реферат по предмету "Философия"


"Государь" Макиавелли

НикколоМакиавелли (1469 – 1527) – итальянский политический деятель, историк иписатель.
Макиавелли видел свое призвание в политическойдеятельности, всегда всей душой стремился принимать живое участие в событиях.
Скромные возможности семьи будущего писателя непозволили Никколо Макиавелли поступить в институт. Но его способности ксамообразованию были поистине поразительными. Еще молодым человеком Макиавеллиприобщился к основам юридической и коммерческой наук, что очень пригодилось емув будущей политической жизни.
В 1498 году Макиавелли успешно выдержал конкурс ибыл назначен декретом Большого Совета на пост канцлера Второй канцелярии, чтобыло далеко не второстепенной должностью.
За 14 лет и 5 месяцев службы Макиавелли написалболее четырех тысяч служебных писем и донесений, большое количество проектовзаконов, правительственных распоряжений, военных приказов, совершил множествовнутренних и 23 зарубежных поездки. Ему давали сложные дипломатическиепоручения придворах французского короля, германского императора, итальянскихкнязей, римского папы…
Пребывая в разных странах, Макиавелли детальноизучал различные формы социально-политических организаций, вскрывал ихсущественные черты, объективно сравнивал их возможности. На основе изучениябогатого фактического материала он поставил и попытался решить важныетеоретические проблемы в области политики, государства, управления, военногодела.
Политическая деятельность Макиавелли былапрервана драматическими событиями осени 1502 года — гибелью республики.Макиавелли был лишен поста и права занимать какую-либо государственнуюдолжность и выслан. Но эти события не сломили Макиавелли: он находит в себесилы заняться литературой и научными исследованиями. Он хотел быть полезнымсвоей стране книгами.
Одно изсвоих важнейших произведений – «Государь» – Макиавелли создал в 1513году. Опубликовано же оно было лишь в 1532 году, уже после смерти автора.
ПроизведенияМакиавелли необходимо рассматривать как закономерное выражение его эпохи.Условия, в которых он жил, определялись противоречиями в трех сферах: впределах Флорентийской республики (необходимость развития города-государства),внутри Италии (междоусобная борьба итальянских государств и папства), в рамкахЕвропы (торговая конкуренция, участие итальянских республик в большойевропейской политике). 
Каковоже было в то время состояние Италии? Она перестала быть государством. Все еечасти завоевали суверенитет, многие превратились в сеньории. При этом строесохранились внешние формы республиканского строя, но фактическигорода-государства управлялись представителями одного знатного рода,передававшего власть по чисто династическому принципу. Италия превратилась вбеспорядочное смешение независимых государств, внутри которых по воле случаяустанавливалось монархическое, аристократическое или демократическое правление.
Италиястала ареной войн, которые иноземные державы стали вести за ее земли. Немцы,французы, швейцарцы постоянно нападали на Италию и грабили ее.
В этистрашные годы и появилось произведение «Государь» Никколо Макиавелли, к чтениюкоторого нужно подходить с точки зрения тех исторических событий.
В своемпроизведении, вызвавшем массу споров, Макиавелли не идет на поводу у тех, ктопредлагал умилительный идеал государя, обладающего лишь превосходнымиположительными качествами. Он рисует картину качеств реалистических, которымиобладали и обладают реальные правители. И совет – каким нужно быть новомугосударю в реальной жизни – он дает аргументированно, ссылаясь надействительные события мировой истории.
НовыйГосударь Никколо Макиавелли – это не просто человек, обладающий набором качестви свойств, не просто идеальный образ. Макиавелли основательно, тщательно,бережно и продуманно выстраивает зримый, живой и притягательный образ НовогоГосударя.
Макиавеллиобстоятельно рассматривает такие категории и понятия, как щедрость ибережливость, жестокость и милосердие, любовь и ненависть.
Рассматриваящедрость и бережливость, Макиавелли замечает, что те государи, которыестремились быть щедрыми, за короткое время тратили все свои богатства. Послеистощения казны они были вынуждены поднимать уже существующие и устанавливатьновые налоги, что вело к ненависти подданных. Поэтому Макиавелли советуетгосударю не бояться прослыть скупым. Но тут же автор рассматривает некоторыевозможные ситуации, когда подобный совет будет не полезен, а вреден. И, как и втечение всего произведения, приводит конкретные исторические факты,иллюстрирующие его утверждения.
Ведяречь о таких качествах, как жестокость и милосердие, Макиавелли сразу же пишет,что «каждый государь желал бы прослыть милосердным, а не жестоким». Другоедело, что часто, для удержания власти, правителю приходится проявлятьжестокость. Если стране грозит беспорядок, то государь просто обязан недопустить этого, даже если придется учинить несколько расправ. Зато поотношению к многочисленным подданным эти казни станут актом милосердия, посколькубеспорядок принес бы горе и страдания именно им.
Именноиз-за этой части произведения Макиавелли обвинили в призыве к жестокости и внеразборчивости в выборе средств.«Государь» является трактатом о роли, месте изначении главы государства, а его объявили пособием для абсолютных монархов идиктаторов. Но Макиавелли был не пропагандистом жестокости и лицемерия, аисследователем методов и сущности единовластия.
К томуже обвинители «не замечали» в той же главе такие слова автора: «Однако новыйгосударь не должен быть легковерен, мнителен и скор на расправу, во всех своихдействиях он должен быть сдержан, осмотрителен и милостив». Применение жестокихмер Макиавелли оправдывал лишь при неизбежных обстоятельствах.
Приэтом, как истинный идеолог буржуазии, Макиавелли объявляет неприкосновенностьчастной собственности, жилища и семьи граждан. Все остальное зависит от самогогосударя, которому Макиавелли советует опираться только на то, что зависит тонего самого.
Советуетгосударю Макиавелли и не быть в политике романтиком. Нужно быть реалистом. Этокасается и того, нужно ли правителю держать данное им слово. Надо, но толькоесли это не идет в разрез с интересами его государства. Государь долженпоступать так, как диктуют ему обстоятельства. «Итак, из всех зверей пустьгосударь уподобится двум: льву и лисе». То есть пусть он будет силен, как царьзверей, и в то же время хитер и изворотлив, как лиса. Макиавелли призываетгосударя к бдительности.
Преобладаниеобщих государственных интересов над частными, общеполитических целей над любымидругими определяет характер психологии нового государя.
Многовнимания уделяет Макиавелли отношениями нового государя с народом.
Преждевсего, он предупреждает, чтобы правитель не совершал поступков, которые моглибы вызвать ненависть или презрение подданных. Государь может вызвать презрениек себе непостоянством, легкомысленностью, изнеженностью, малодушием.
Именно вэтой главе Макиавелли ясно формулирует неприкосновенность частнойсобственности. Государю ни в коем случае не следует нарушать эти священныеправа, так как это быстрее, чем что-либо, приведет к ненависти к правителю состороны народа.
Правителю,по утверждению автора «Государя», может грозить лишь две опасности: извне иизнутри. Против опасности извне можно защититься оружием и доблестью. А противзаговоров изнутри есть одно важнейшее средство – «не быть ненавистным народу».
Макиавелличетко делит подданных государя на знать и народ. Он считает достижениеравновесия между этими группами одной из важнейших задач мудрого правителя.Причем небезосновательно считает, что народ гораздо большая сила, чем знатныеподданные.
Макиавеллиучил не только устанавливать власть, но и придавал большое значение тому, какэту власть сохранить. Советы автор дает не отвлеченные, а подтвержденныереальными историческими событиями. В вопросе сохранения власти после еезавоевания Макиавелли рассматривает большое количество подходящих способов:выбор друзей и советников, постройка или, наоборот, разрушение крепостей,содержание армии и т.д.
Почитаниеи уважение государя подданными – одно из главных условий сохранения им власти встране. «Ничто не может внушить к государю такого почтения, как военныепредприятия и необычайные поступки», — утверждает Макиавелли. По существу, онизлагает своеобразный кодекс поведения и действий нового государя, которыедолжны быть направлены на повышение его авторитета внутри страны и за рубежом,на прославление его имени, добродетелей и доблестей.
«Государяуважают также, если он открыто заявляет себя врагом или другом», то есть неколеблется, если нужно выступить за или против. Макиавелли рисуетмногосторонний облик нового государя. 
Необходит автор стороной и такой важный вопрос, как советники правителя — егоближайшее окружение. Хороши они или плохи, «зависит от благоразумия государей».Именно то, каких людей правитель приближает к своей особе, говорит о егомудрости. Макиавелли считает, что первая ошибка или, наоборот, первая удачаправителя, это выбор советников.
Выбравхороших советников, государь должен стараться удержать их преданность с помощьюбогатства и почестей.
В однойиз глав своего произведения Макиавелли пытается предостеречь государя отльстецов. Уберечься от них, не попасть под их влияние, не потеряв почтения, нетак просто, как кажется.
Макиавеллиопровергает и распространенное мнение, что мудрость государя во многом зависитот добрых советов. Это не так, наоборот, «государю, который сам не обладаетмудростью, бесполезно давать благие советы».
Наделяянового государя неограниченной властью, Макиавелли, в строгом соответствии сэтим, возлагает на него всю ответственность за состояние государства, засохранение и укрепление власти. Меньше полагаться на судьбу советует авторправителю, а больше уделять внимание правлению, мудрому и умелому. Государьдолжен рассчитывать прежде всего на свое умение управлять государством и насозданное войско, а не на судьбу.
ХотяМакиавелли и признает, что судьба «повинна» в половине происходящих событий,однако вторую половину он отдает в руки человека.
Не раз ине два, в различных главах различной тематики, Макиавелли возвращается квопросу о войске государя. Любое войско можно отнести, по его мнению, к однойиз четырех групп: собственное, наемное, союзническое и смешанное. И постоянно,рассматривая различные исторические ситуации, автор приходит к выводу, чтонаемные и союзнические войска опасны для правителя. Макиавелли считает, чтособственная сильная армия просто необходима любому правителю, который не хочетпотерять власть. Собственную армию автор рассматривает «как подлинную основулюбого военного предприятия, потому что нельзя иметь более хороших солдат, чемсвои».
Одно изсамых важных достижений Макиавелли — вычленение политики в самостоятельнуюнауку. Политика, согласно убеждениям Макиавелли, есть символ веры человека, ипоэтому она должна занимать господствующее положение в мировоззрении.
Исходяиз требований своего времени, Макиавелли формулирует важную историческую задачу— создание единого унитарного итальянского государства. По ходу мысли Макиавеллиприходит к выводу, что вести народ к построению нового государства может лишьгосударь. Не конкретно-историческая личность, а нечто отвлеченное,символическое, обладающее такими качествами, которые в совокупности своейнедоступны никакому живому правителю. Именно поэтому Макиавелли большую частьсвоего исследования посвящает вопросу: каким должен быть государь, чтобывыполнить историческую задачу — построение нового государства.
Исследованиепостроено строго логически, объективно. Макиавелли исходит из реальногожизненного опыта и пытается возводить свои теоретические построения нафундаменте этого опыта. «Государь» является живой картиной того времени.
Всеупоминаемые лица произведения реальны. Современники автора или историческиедеятели выводятся в «Государе» для того, чтобы что-то доказать илиопровергнуть. В выборе имен, событий, мест сражений у Макиавелли нет ничегослучайного, все выполняет определенную функцию.
Стиль«государя» необычен для научных произведений того времени. Это не стиль трактатов,а стиль человека действия, человека, который хочет вызвать действие.
ПроизведенияМакиавелли — это выражение личности, которая хочет вмешаться в политику иисторию своей страны. Макиавелли — это человек, постигающий и раскрывающийосновные тенденции своей эпохи, ее главные требования и стремления, решившийкоренным образом изменить дальнейшее развитие своей страны.
Весьмапоказательной в этом отношении является глава IX о гражданском княжестве. В нейМакиавелли раскрывает взаимоотношения государя, знати и народа между собой, ихинтересы и цели. Власть приобретается благодаря расположению народа или знати.Знатные хотят угнетать народ, а народ не хочет, чтобы его угнетали. В итоге илизнатные выдвигают из своих рядов правителя, или народ вручает этот титул своемуизбраннику. Власть, полученную от народа, Макиавелли считает гораздо болеепрочной, так как от знати государь может себя обезопасить, но от враждебноотносящегося к нему народа — нет.
Убедительносоветует Макиавелли государю никогда не навлекать на себя гнев и ненавистьнарода. Наоборот, мудрый государь всегда найдет способ привлечь народ на своюсторону. Таким образом, расстановка классовых сил, структура политическойвласти формируют стратегию и тактику всех участников политической жизни государства.
Содержание«Государя» составляет основной стержень мировоззрения Макиавелли. Егосочинения, как высшая точка развития политической мысли позднего Возрождения,сыграли большую роль в истории политического и идеологического развития многихстран Европы.
Политическиеустановки Макиавелли покоятся на фундаментальных социальных основах.Политическая жизнь итальянских городов-государств давала Макиавелли большиевозможности для социологических наблюдений.
В XVI – XVII веках к его произведениямобращались за помощью в политическом и дипломатическом искусстве, в XVIII веке —за разъяснениями методов и приемов государственного управления. Дляисторической школы XIX века Макиавелли был авторитетным хронистом и историком, в XX веке сним «советуются» как с классиком политической социологии.ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.        МакиавеллиНикколо. Государь. – В кн.: Макиавелли Никколо. Избранные произведения. М.,1982.
2.        ДолговК. Гуманизм, Возрождение и политическая философия Никколо Макиавелли. – В кн.:Макиавелли Никколо. Избранные произведения. М., 1982.
3.        ЮсимМ.А. Этика Макиавелли. – М., 1990.
4.        ТемновЕ.И. Макиавелли. – М., 1990.
5.        Историяполитических учений. Под ред. К.А.Мокичева. — М., 1971.
6.        РутенбургВ.И. Титаны Возрождения. — М., 1991.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.