Борис Майданик
Бурныепротесты моральной общественности года два назад вызвал один из рекламныхроликов фирмы «Тиньков». Я думаю, вы все его помните. Там, на шикарной моторнойяхте, в обществе черненькой и беленькой, в костюмах от Евы, девушек, наслаждалсяжизнью ее владелец.
Раньшеименно так мы и представляли себе жизнь яхтсмена и просто богатого человека.Теперь, благодаря областной федерации парусного спорта мы знаем, что яхтыбывают меньше, дешевле, под парусами (а на воде с парусом гораздо лучше, чем сголыми девушками) и на любой кошелек.
Какв рекламе
Еслиуж предисловие началось с рекламы Тинькова, то и в первой главе коснемся яхт, накоторых Тиньковы отдыхают. Это, так называемые, vip или мега яхты. Они оченьдорогие игрушки, поэтому их дешевле арендовать на время отдыха, чем имивладеть.
Обычнопринято называть нижнюю планку длины vip яхты – 24 метра. Верхний предел неограничен. Существует правда другой предел – количество гостей на яхте вморе не должно превышать 12 человек. Но vip яхты, принимающие до 36 гостей, ужерегистрируются как пассажирские суда, оставаясь при этом по духу и стилю vipяхтами, а не просто круизными лайнерами.
Наvip яхтах обычно 3-4 двухместных каюты для гостей и 2-3 общих салона, камбуз.Все внутренние помещения кондиционированы. В каждой каюте свой душ и туалет. Всалонах, а часто и в каютах vip яхты установлены аудио – видео системы самоговысокого класса. Есть библиотеки и видеотеки, спутниковые TV антенны, спутниковыетелефоны, факс, компьютер, доступ в интернет. На палубе vip яхты достаточноместа для отдыха и загара. Из оборудования для водных видов спорта на vip яхтахобычно есть виндсерфинг, водные лыжи и тендер для буксировки воднолыжника, “банан”,снаряжение для дайвинга, снаряжение для рыбной ловли, ласты, маски, трубки, иногдагидроцикл. Если части этого снаряжения нет на vip яхте – его обычно можнозаказать дополнительно.
Командаvip или мега яхты – как правило 3-5 человек, в состав которой входит шкипер, 1-2матроса, кок, стюард. Команда живет на vip яхте в каютах с отдельным входом иобщается с гостями только по их желанию.
VIPяхты не имеют ограничений по району плавания и ходят по всем популярнымяхтенным местам. Цена аренды vip яхты 15 – 30 тысяч евро за неделю. В цену невходят так называемые «эксплуатационные расходы»: продукты, напитки, топливо, стоянкив портах и т.п. Они составляют около 30% от стоимости аренды мега яхты. Еслипутешествие понравилось, принято давать чаевые капитану, который распределяетих между членами команды – до 10% от стоимости аренды vip яхты. Моторные vipяхты бывают водоизмещающие (скорость до 15-20 узлов) и их размеры практическине ограничены и глиссирующие (до 120 футов, максимальня скорость до 70 узлов).
Ценааренды таких vip яхт от 20 до 100 и более тысяч евро в неделю и зависит от типамега яхты, года постройки, района плавания, предоставляемых сервисов и рядадругих факторов.
Какуюже мега яхту выбрать для vip круиза? Отдых на парусной vip яхте рассчитан налюдей активных – при желании за время отдыха можно даже научиться управлятьяхтой и парусами. Вместе с тем, путешествие на моторной vip яхте предоставляетклиенту значительно больше комфорта. Это отдых больше для склонных к пляжномуварианту, а не к энергичному времяпрепровождению
Яхтсмен вразвалочку сошел на берег
Ещенедавно сухопутная, владеющая только двумя атомными подводными лодками, нашаобласть уверенно выходит в морские державы по количеству яхт и яхтсменов. Иесли еще недавно соревнования «ЯВА-Трофи» были событием из ряда вон выходящим, тотеперь подобные мероприятия проводятся чуть ли не каждую летнюю декаду. Тут и«Кубок России» от УГМК, и «Кубок Корпорации SELA» и российский чемпионат наКубок Екатеринбурга и …..
Аначиналось все в уже далеком 1992 году. Союз распался, финансирование, пусть инедостаточное, прекратилось совсем. Дело шло о выживании. Юрий Крюченков, председательобластной федерации парусного спорта, вспоминает: «Мы прикинули, кто избизнесменов сможет нам помочь и решили обратиться к Язеву. Тем более сам онспортсмен и достиг достаточно больших результатов в лыжных гонках.
Встречуэту организовал Михаил Азерный. Мы убедили Валерия Афанасьевича, что длякорпорации ЯВА проведение таких соревнований – лучшая реклама и предложили трипрограммы:
— Участие свердловских спортсменов в кругосветке. Стоимость этой программы составлялаоколо 5 млн долларов.
— Участие наших российских спортсменов в Кубке Америки. Это спортивное состязание,которое идет полгода. Здесь соревнуются не только спортсмены, но и технологии.Яхты должны быть сделаны по индивидуальным проектам, построены в стране-участнице,а экипаж должен состоять только из жителей этой страны. Стоимость этойпрограммы составляла 100 млн долларов и Язев на нее отреагировал так: «Ребята, выменя ни с кем не перепутали?»
— Программа проведения именной регаты здесь. Мы честно сказали, что потребуетсявремя для раскрутки, но через 5 – 7 лет эта регата займет достойное место вмире. И вот именно на этом варианте Язев остановился».
Всеэти соревнования позволили нашей области занять достойное место в российскомяхтинге и резко поднять популярность парусного спорта. Парусная секцияВерх-Исетского района в сентябре не может принять всех желающих, тем более чтоначальная подготовка будущих чемпионов проходит бесплатно. С ребятамизанимаются 5 тренеров.
На чем плаваем?
Говорят,что однажды к ректору нашего университета пришел декан физфака с огромнымсписком нужных приборов на многие миллионы рублей. Посмотрел Третьяков насписок и сказал: «Брали бы вы пример с матмеха. Они просят только карандаши иластики». А потом подумал и сказал: «Или лучше с философского. Им и ластиков ненадо».
Такаяже ситуация и в спорте. У бегуна всего-то и расходов, что на кроссовки и трусы.А вот яхта класса «Оптимист» для начинающих детей стоит 2000 долларов. Когдаребенок подрастает, то пересаживается на яхту «Кадет» за 4 000, а потом на«Лазер» за 6 000. Но это яхты личные, для соревнований и выступлений. Натренировках же ребятам даются яхты старенькие, похуже, за счет яхт-клуба«Коматек».
Яхтсменыстараются использовать новые яхты только на соревнованиях, поскольку те сильноизнашиваются. Нагрузки, особенно при сильном ветре, на парусное судно оченьбольшие. Может и корпус повести и парус вытянуть и он не даст ту тягу, которуюон давал, пока был новый.
Длятого, чтобы приобрети новую яхту, необязательно, подобно Петру ехать вГолландию. Наша область уже сделала заявку на причисление себя к одному изцентров мирового яхтостроения. Паруса шьют в мастерской «Коматек», пластиковыекорпуса яхт выпускают в Нижнем Тагиле в компании «Казарин и К». А те, комунужна яхта от и до едут в Кольцово. Здесь, на площадях Уральского авиамоторногозавода, разместился единственный производитель яхт на Урале – компания «Спрей».
Сегодняв Екатеринбурге делают девять модификаций яхт размерами 5, 5-9, 4 м – от спортивной яхты класса «микро» «Рикошет 550 Р» до комфортабельного трехкаютного «Рикошета940». Наибольшим спросом, естественно, пользуется «Рикошет-550». Ее любят те, кточасто путешествует: «микруху» можно перевозить на трейлере. В яхте — четыре спальныхместа, раскладной стол, газовая плита, система подачи питьевой воды. Некоторыечлены местного яхт-клуба ходили на таких «Рикошетах» из Краснодарского края вТурцию. Стоимость «микро» зависит от комплектации. Начинаются цены от $7 тыс.
Впарусных гонках, проводимых на свердловских озерах, применяются яхты класса«Рикошет 747. Эти яхты полностью соответствуют всем требованиям матчевых гонок.
Насегодняшний день в мире существуют тысячи типов яхт. И только 11 из нихпринимает участие в Олимпиадах. Включение того или иного вида яхтинга волимпийскую программу – это борьба очень больших денег, Стоит яхте получитьстатус олимпийской, как производители тут же получают сумасшедшие заказы. Ксожалению тут России похвастать нечем. У нас в стране нет ни одного производителя,который имел бы лицензию на производство яхт олимпийского класса.
Требованияк яхтам, на которых выступают на Олимпийских играх, следующие:
— Популярность.
— Налаженное производство (возможность обеспечить все страны, желающие выступитьна Олимпийских играх, этими яхтами.
— Относительная дешевизна.
***
Вморской практике высота волны меряется дециметрами.
Яникогда не забуду 10-ти бальный шторм в Черном море где я со своим экипажемнаходился целые сутки. Сухогрузы 35 – 50-тысячные ломались на той волне, чтонам удалось пережить. Края поднимаются двумя волнами, середина ломается.
Этотураган налетел за 5 минут, ничего не предвещало. Мы были в открытом море издесь нужно было максимально быстро сориентироваться по парусам, убрать большой,поставить более маленький.
Нужнавыносливость, а не просто сила. Сутки, в 10-ти бальный шторм, при волне 55дециметров, на достаточно небольшой лодке долиной 10 метров и водоизмещением 3 тонны. 7 человек экипажа полностью пристегнуты к какому-нибудьоборудованию, чтобы не смыло
Выигрываеттот в гонках. Кто продумывает на шаг, два вперед, куда пойдет ветер.
Нуа про ловкость. Есть у нас такое понятие, как трапеция. Это когда человек, чтобыоткренивать яхту от силы ветра, выходит на специальном оборудовании за пределылодки. Тут требуется и координация движений и владение своим телом. Этоназывается максимально откренивать яхту.
Регата– этап идет без перерыва несколько суток. Потом краткий отдых и новый этап.Экипаж живет в этом замкнутом пространстве. Вот представьте – 6 мужчиннаходятся в замкнутом пространстве на протяжении 3 суток – это нужно готовитьпищу, это нужно ежесекундно работать с парусами, следить за погодой, за курсом,за ветром. По своему опыту по переходу из Одессы в Грецию я, как капитан яхты, сталкивалсяс тем, что микроклимат оставлял желать лучшего. Кто-то не вымыл ложку, кто-тоутопил свою тарелку и вынужден брать у соседа.
Вынаверное слышали, что наш российский экипаж участвовал в гонке вокруг света ипосле первого же этапа капитан нашей яхты повесился из за того, что экипажоказал недоверие к его профессионализму и знаниям. У него осталось двоеребятишек. Пересекли Атлантику. Он вышел с борта яхты и повесился. Яхтастроилась в Поти и в команду попали те, кто ее строил. На берегу это былиединомышленники. Это были люди, искренне верящие, что они могут в этой гонке нетолько участвовать, но и победить. Эта гонка очень сложная. Она подразумевалапрохождение мыса Горн – ревущие сороковые. И когда после первого этапа нашэкипаж пришел 13 из 16 лодок – это крушение надежд, крушение двухгодичнойсумасшедшей работы, которую ребята проделали, построив эту лодку, привела ктаким печальным последствиям.
Послеэтого на борт был взят американский шкипер. В нашей команде было еще двафранцуза и наши ребята рассказывали, вот я опять про коммуникабельность –внутри лодки ограниченное пространство. И ребята друг у друга воровали носки, носовыеплатки.
Потомучто ты находишься в состоянии борьбы с ветром, ты постоянно мокрый, даженесмотря на непромокаемость, ты постоянно уставший и невыспавшийся. Почему?Потому что вахта идет по 4 часа. Поменялся – сразу не уснешь – волна туда-сюда.За время вахты ты должен приготовить какую-то пищу, покормить напарников, поестьсам. Это сумасшедший ритм.
Вмаршрутных гонках это качество ставится на первое место. даже не мастерствоуправления парусами. А именно коммуникабельность. Завязанная на одну идею.Здесь это, наверное, можно сравнить с космонавтикой, когда ребят подбирают.Ведь на орбите ребята вынуждены жить по полгода вместе.
Оченьпопулярны в мире маршрутные гонки. Которые состоят из одного этапа – из п.А вп. Б., кто быстрей. Одна из самых популярных гонок такого рода: Сидней –Хоббарт. Гонка около 4-х суток, где постоянно сильный ветер, где…
Еслиуж говорить о яхтинге, о той смелости, которую проявляет спортсмен и мастерство,это гонки одиночек. Вы можете себе представить – одному, в океане, вокругсвета. У нас сейчас два очень известнейших спортсмена – дальнебойщика. Это ВитяЗыков и Федя Конюхов.
Чтоважнее – капитан или яхта. На сегодняшний день статистика говорит, что 70% — этоэкипаж, а 30% — это материальная часть
Яхты,на которых выступают на чемпионате страны на закрытых водоемах стоят 30 – 50тыс баксов
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.po-miry.ru/