Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Эволюционная биомеханика: теория и практические приложения

Доктор биологических наук, профессор В.К. Бальсевич,Российская государственная академия физической культуры
"…тысячи представителей одного животного или растительного вида развиваются вособей, одинаковых по всем своим основным или определяющим признакам, несмотряна иногда весьма резкую неодинаковость внешних условий жизни у разныхиндивидов" (Н.А. Бернштейн1)
Эволюционнаябиомеханика как одно из относительно новых направлений изучения моторикичеловека опирается на традиции анализа эволюции движений, методологическиеосновы которого были заложены еще Н.А. Бернштейном [11]-Развитие движенийчеловека, как известно, осуществляется в онтогенезе под влиянием естественных испециально организованных стимулов и поэтому несет в себе отпечаток как чистобиологических, так и социальных детерминант [2, 7-9]. И те и другиефокусируются в трех главных факторах развития движений:
1)генетически обусловленной «программе» развития двигательной функции иобеспечивающих ее реализацию морфологических и функциональных систем;
2)спонтанной двигательной активности, стихийно реализуемой в жизненно необходимыхлокомоциях, а также трудовой, учебной и игровой деятельности;
3)организованных и самодеятельных форм физического воспитания и спортивнойподготовки.
Фундаментальнойпроблемой эволюционной биомеханики является познание естественных законовразвития двигательного потенциала человека и обоснование путей, средств иметодов использования этих законов в педагогической и медицинской практикеуправления процессом становления, развития и восстановления движений.
Установкана познание законов эволюции движений через изучение моделей ее естественногоразвития является центральным звеном и главным инструментом в методологическомарсенале эволюционной биомеханики. Это определяется прежде всего темобстоятельством, что естественная сущность законов развития физическогопотенциала человека сформировалась еще в филогенезе и в связи с этим не можетне иметь фундаментального характера. В то же время сравнительное исследованиеестественного и интенсивно стимулируемого развития двигательной функциичеловека позволяет найти подходы к разработке оптимальных и экстремальныхрежимов ее реализации, дать оценку мощности воздействия различных детерминантее развития [2, 4-6, 14, 17, 18].
Врезультате осуществленных мною и моими учениками в рамках методологииэволюционной биомеханики многолетних исследований естественного истимулируемого развития моторики человека [1, 3-9, 12-17,20] было установлено,что и для спортсменов и для лиц, не занимающихся спортом, общими являютсяследующие отличительные черты возрастной эволюции физического потенциала:
/>
Рис.1. Неравномерность возрастного развития быстрого бега
1)неравномерный характер развития элементов и структур моторики и обеспечивающихее морфологических и функциональных систем;
2)синфазность периодов интенсивного роста элементов систем движений и ихнесовпадение с периодами ускоренного развития их структур;
3)многоуровневая ритмичность развития движений;
4)высокая степень индивидуальности двигательных проявлений;
5)детерминированность абсолютных результатов развития двигательных способностейчеловека характером и интенсивностью физической активности.
Принципиальныйфакт наличия периодов ускоренного и замедленного развития систем моторики (рис.1), ее структурной и элементной основы у лиц, не занимающихся спортом, испортсменов может свидетельствовать о наследственной детерминации ритмаразвития моторики человека в норме. В то же время выявленные временные сдвиги вразвитии некоторых биомеханических и морфологических параметров у спортсменовразных специализаций делают допустимыми выводы о возможности частичнойэкзогенной коррекции генетической программы развития [1, 9, 19]. Вместе с темотсрочки или опережения ритмических всплесков в развитии отдельных параметровмоторики, вызванные интенсивной спортивной деятельностью, все же не редуцируютэти всплески, а лишь несколько сдвигают их во времени. Биологическое значениеотносительности генетической детерминации ритмов развития моторики, вероятно,обусловлено разноуровневым характером ритма возрастных преобразованийморфофункциональных систем, обеспечивающих локомоторные акты. Можно думать, чтоуказанная последовательность онтогенетических преобразований прежде всегосвязана с биологической подготовкой организма к полноценному функционированию всреде и осуществлению детородной функции. Происходящие в связи с этимморфологические и функциональные перестройки организма в онтогенезе, несмотряна всю свою многоплановость и стохастичность, демонстрируют гармонию развитиясамого высокого порядка. Внешние и внутренние стимулы развития в этом случаевзаимно дополняют друг друга, обеспечивая в целом рациональный путь достиженияцели развития: накопления потенциала, необходимого для нормальногофункционирования в среде. Последний не является поэтому фатально обусловленнымгенотипом, так как его абсолютные значения определяются степенью интенсивностиразвития процессов адаптации и уровнем рациональности утилизации естественныхпредпосылок развития двигательной функции. Вероятно, именно в относительностигенетической детерминации и заложены самые глубокие потенциальные механизмы,обусловливающие возможность организации необычайно плодотворного процессасовершенствования человека, в том числе и его физических способностей,реализуемых в двигательной деятельности.
Дляуправления развитием биомеханических систем локомоции человека важное значениеимеет установление степени консервативности отдельных характеристик онтогенезалокомоции. Особая роль такого знания определена спецификой прокламируемого намиэволюционного подхода. Действительно, уточнение наших представлений о степенижесткости генетических и средовых детерминант развития имеет решающее значениепри выборе стратегии и тактики управляющих воздействий на развитие двигательнойфункции [4, 5, 8, 10, 13, 14, 18, 20, 21].
/>
Рис.2. Возрастная динамика показателя продолжительности опорной реакции в быстромбеге человека и животного (соболь)
Всвязи с этим мы предприняли сравнительное исследование онтогенеза локомоциичеловека и животного с целью выяснения общих характеристик этого процесса,которые мы со значительной долей вероятности могли бы считать в наименьшейстепени детерминированными средой, внешними факторами, а в большей степенидетерминированными генотипом. Поэтому сопоставление онтогенеза биодинамическиххарактеристик человека и животного позволяет выявить те общие закономерностииндивидуальной эволюции, которые могут указывать на особо консервативныеэлементы процесса развития локомоций.
Внашем исследовании сравнение проводилось по одному из основных параметровдвижений, обусловливающему результативность локомоций. В качестве такогопараметра мы остановили свой выбор на продолжительности опорного интервала прибеге.
Длясопоставления развития биодинамических элементов у человека и животного вовремени мы приняли во внимание продолжительность жизни и время наступленияполовой зрелости у этих двух объектов (рис. 2).
Опираясьна эти критерии, мы получили возможность рассмотреть в едином масштабе временионтогенез человека и животного. При этом за главную точку отсчета мы принялизону периода завершения полового созревания.
Анализвозрастных изменений элементов биодинамики у лиц мужского и женского пола исоболей показал, что в процессе развития отмечается параллелизм колебанийзначений биомеханических элементов движений. Это позволяет думать, чтоглубинные основания сенситивности отдельных периодов развития моторики человекадетерминируются не только генетическими, но и филогенетическими предпосылками.
/>
Рис.3. Периоды ускоренного развития основных физических качеств, скелета и мышечноймассы школьника
Результатыисследования онтогенеза моторики человека, выполненные с позиций эволюционногоподхода, позволяют сформулировать закон системно-структурной гетерохронииразвития движений человека, как отражение комплекса филогенетическидетерминированных свойств процесса индивидуальной эволюции его моторики,определяющих гармонию ритма возрастных преобразований физического потенциалачеловека и ее огромную роль в индивидуальной эволюции физического потенциалачеловека. По существу она представляет собой «разработанное» самой природойхорошо сбалансированное и чрезвычайно умное «расписание» развитиявсего многообразия элементов и структур моторики человека и обеспечивающих еефункционирование морфологических и функциональных систем (рис. 3).
Использованиеэтого закона открывает широкие перспективы для организаций целенаправленногосовершенствования системы физического воспитания детей и молодежи, организациифизической активности различных возрастных групп населения, технической ифизической подготовки спортсменов различной квалификации и для выборарациональных тактик реабилитационных мероприятий на разных этапахвосстановления движений.
Егометодическими следствиями являются выдвинутые нами принципы управленияразвитием физического потенциала человека в процессе его многолетней физическойподготовки.
Принципадекватности педагогических воздей- ствий означает необходимость такойорганизации обучающих и тренирующих воздействий, которая учитывает готовностьсистем организма человека к восприятию обучающей и тренирующей инфор-мацииопределенного типа. В этом случае акценты тренирующих воздействий должнысовпадать по характеру с естественными ускорениями в разви-тии отдельныхэлементов и структур моторики, хорошо обеспеченными созреванием соответствующихморфологических и функциональных элементов и структур.
Принципдетерминации означает необходимость учета в процессе физической подготовкиконсервативных и лабильных компонентов морфо-функциональной организациичеловека и ее развития в ходе реализации физической активности [8].Консервативные признаки морфофункцио-нального комплекса моторики должны бытьглавными объектами нашего внимания при спортивной ориентации, при разработкемноголетних программ физического совершенствования человека. Лабильные признакидолжны оцениваться с точки зрения возможностей и оптимумов их развития,необходимости и достаточности уровня развития физического потенциала на разныхэтапах жизни, способности индивидуума надежно усваивать обучающую (тренирующую)информацию. Принцип детерминации обусловливает полезность разработки типологиидвигательных проявлений как базы для обоснованного выбора оптимальных значенийбиомеханических характеристик физических упражнений и реализуемых в нихдвигательных качеств [8]. Это, в свою очередь, открывает новые возможности длядетализации тренировочных программ на основе эффективного учета индивидуальныхособенностей каждого человека и уточнения оптимальных параметров егофункциональных кондиций. Принцип фазового акцента опирается на выявленную намизакономерную фазовость и цикличность развития моторики [8]. Руководствуясь этимпринципом, мы получаем возможность обоснованно распределить во временитренировочные нагрузки разной направленности. Принцип фазового акцентаобусловливает целесообразность соблюдения строгой последовательности в стимулированииразвития сначала элементной основы систем движений (отдельные физическиекачества, обеспечивающие их морфофункциональные компоненты, отдельныебиомеханические элементы), а затем их структурной консолидации.
Предложенныепринципы позволяют создать систему последовательных целей и программ разногоуровня интеграции, а также обосновать оптимальные организационные формы иметодические подходы для многолетней физической подготовки человека [7, 8].
Список литературы
1.Азарова И.В. Влияние критических периодов развития моторики на динамикускоростно-силовых проявлений детей 10-12 лет с различным уровнем физическойподготовленности //Вопросы биомеханики физических упражнений. — Омск: ОГИФК,1983, с. 71-75.
2.Бальсевич В.К. Феномен физической активности человека каксоциально-биологическая проблема //Вопросы философии, 1981, № 8, с. 78-89.
3.Бальсевич В.К. Проблемы физического воспитания младших школьников //Сов.педагогика, 1983, № 8, с. 9-12.
4.Бальсевич В.К., Артюшенко А.Ф., Лузгин В.Н. Возрастные особенности развитиялокомоторной функции человека и животного //Биоэнергетика и термодинамика живыхсистем. Сб. статей. — Новосибирск: САН СССР, 1984, с. 62-65.
5.Бальсевич В.К., Карпеев А.Г., Ковальчук Г.А. Генезис биомеханических структурлокомоторных и баллистических движений //Матер, докл. конф. 12-15 сент. 1986 г.Рига, 1986, с. 38-42.
6.Бальсевич В.К., Королева М.Н., Майорова Л.Т. Развитие быстроты и координациидвижений у детей 4-6 лет //Теория и практика физической культуры, 1986, № 10,с. 21-24.
7.Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. — Киев:Здоровье, 1987, с. 224.
8.Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. — М.: ФиС, 1988, с.208.
9.Бальсевич В.К. Физическая культура человека: состояние, проблемы и стратегияразвития на перспективу (актовая речь). — М.: ГЦОЛИФК, 1992, с. 41.
10.Бальсевич В.К. Олимпийский спорт и физическое воспитание: взаимосвязи идиссоциации //Теория и практика физической культуры, 1996, N 10, с. 2-10.
11.Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М.:Медицина, 1966, с. 168.
12.Казанцева В.И., Ялябышев А.П., Мартын Э.Э., Лукашенко Н.Н. Особенностиуправления движениями у школьниц (7-17 лет) //Пути управления техническойподготовкой спортсменов. — Омск: ОГИФК, 1980, с. 8-10.
13.Карпеев А.Г., Мартын Э.Э., Федосов В.А. Поиск сенситивных периодов для развитияточности метаний //Там же, с. 10-13.
14.Лузгин В.Н. Возрастная динамика локомоторной функции у животных //Вопросыбиомеханики физических упражнений. — Омск: ОГИФК, 1983, с. 25-31.
15.Попков В.Н. Исследование возрастных различий в способности управлять движениямиу детей, не занимающихся спортом //Научные основы спортивной тренировки. — Омск: ОГИФК, 1977, с. 7-8.
16.Солоха Л.К. О необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей впрактике тренировочного процесса //Педагогические аспекты спортивной тренировки.- Омск: ОГИФК, 1981, с. 49-51.
17. Balsevich V.K. The Biological Rhythms in Development of HumanLocomotions in Ontogenesis //Biomechanics V-B, University Park Press,Baltimore, London, Tokyo, 1976, p. 141-145.
18. Balsevich V.K., Karpeyev A.G., Martin E.E. Hereditary andEnvironmental Determination of Biomechanical Characteristics in Human MotionOntogenesis //Biomechanics VIII-th B, Human Kinetics Publishers, Champaign,1983, p. 1032-1037.
19. Balsevich V.K., Luzgin V.N., Verner V.V. The ComperativeAnalysis of Sprint Running in Ontogenesis of Athletes and Nonathletes //X-thInternational Congress of Biomechanics, Umea, 1985, p. 22.
20. Balsevich V.K. Healthy Life Style as an Ecological Category//Akadem. Vych. Fiz. w Katowizach, 1995, s. 69-75.
21. Balsevich V.K. Discovery and Development of sports talents//Modern Sport Science Achievements, Human Kinetic Publishers, London, 1995, p.5-8.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lib.sportedu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.