Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Чередование занятий с различными по величине и направленности нагрузками в построении тренировочного процесса

Данько Г.В., Национальный университет физическоговоспитания и спорта Украины
Введение.
Более40 лет назад Л.Матвеев (3) писал: «Необходима (в принципе) такая системачередования тренировочных занятий и отдыха, чтобы основные занятия проводилисьна фоне восстановленной и повышенной работоспособности относительно техупражнений, которые включены на данное занятие. Здесь подчеркнуто, что речьидет об основных (»ключевых") тренировочных занятиях, а не о всехзанятиях и тем более не об отдельных нагрузках внутри занятий. Подразумеваетсятакже не работоспособность «вообще», а специфическаяработоспособность именно в тех упражнениях, которые представлены в данных занятиях.Иными словами, через каждый определенный отрезок тренировочного процессаспортсмен должен приобретать способность выполнить прежнюю работу, не снижая еекачественных, а также количественных показателей, а повышая их. Мы не исключаеми возможности проведения нескольких однотипных тренировочных занятий на фоненедовосстановления, но при условии, если, во-первых, подобные серии занятийчередуются с достаточным компенсаторным отдыхом, во-вторых, спортсмен достигвысокой предварительной тренированности и, в-третьих, обеспеченквалифицированный врачебно-педагогический контроль".
Развитьэти положения и конкретизировать их применительно к практике современногоспорта позволили результаты многочисленных исследований, результаты которых, вобщих чертах, сводятся к следующему.
Двигательноеутомление — это не какой-то единый, общий для разных видов мышечнойдеятельности комплекс физиологических процессов. Как существуют различные видымышечной деятельности, в неодинаковой степени вовлекающие различные физиологическиесистемы и функции, имеются и разные виды утомления, в большей или меньшейстепени различающиеся по феноменологии, локализации и механизму. В зависимостиот условий мышечной деятельности и индивидуальных особенностей организма рольведущего звена в развитии утомления может принимать на себя любой орган илифункция, возможности которых в определенный момент работы становятсянеадекватными требованиям нагрузки. Первопричиной утомления может стать иснижение энергетических ресурсов организма, и уменьшение активности ключевыхферментов из-за угнетающего действия продуктов метаболизма тканей, и нарушениецелостности функционирующих структур из-за недостаточности их пластическогообеспечения, и изменение нейрогуморальний регуляции функций, и др. (1, 4, 5, 7,13 и мн. др.).
Исследованиявыполнены согласно с планами НИР в сфере физической культуры и спорта по теме2.1.1. Теория периодизации спортивной тренировки: проблемы, противоречия и путимодернизации.
Формулированиецелей работы.
Цельисследований — Развить и конкретизировать положения чередования занятий сразличными по величине и направленности нагрузками применительно к практикесовременного спорта.
Результатыисследований и их обсуждение.
Представления,согласно которым существуют различные виды утомления, тесно взаимосвязанные схарактером и направленностью мышечной деятельности, получили развитие в нашихисследованиях, которые проводились на материале нагрузок тренировочных занятий,дней, микроциклов с участием спортсменов высокого класса, специализирующихся вразличных видах спорта. Конкретный характер утомления в результате выполненияработы различной преимущественной направленности показан применительно кнагрузкам, свойственным для разных видов спорта (8), а также по отношению кразличным элементам структуры тренировочного процесса — отдельным занятиям(рис.3) сериям занятий, проведенных в течение одного и нескольких дней (рис.4),отдельных микроциклов (рис. 5).
/>
Рис.3. Функциональные возможности гребцов-байдарачников высокого класса послезанятий с большими нагрузками различной направленности: I — скоростная; II — развитиевыносливости при аэробной работе; III — развитие специальной выносливости; 1 — скоростныекачества; 2 — сила; 3 специальная выносливость; 4 — выносливость при аэробнойработе
/>
Рис.4. Функциональные возможности пловцов высокой квалификации в восстановительномпериоде после одного (I), двух (II) и трех (III) последовательно проведенныхзанятий с большими нагрузками (направленность — повышение выносливости к работеаэробного характера, интервал между занятиями — 24 ч): 1 — выносливость приаэробной работе; 2 — выносливость при анаэробной работе; 3 — скоростныевозможности; а, б, в — объем работы в занятиях
/> 
Рис.5.Функциональные возможности пловцов высокой квалификации после выполненияпрограммы ударного микроцикла, направленной на повышение выносливости приаэробной работе: 1 — скоростные возможности; 2 — специальные силовыевозможности; 3 — выносливость при аэробной работе
Учетконкретного характера утомления является принципиально важным при планированиитренировочных микроциклов с большим количеством занятий и высокой суммарнойнагрузкой, так как позволяет обеспечить одновременное выполнение следующих, принципиальноважных для рациональной методики тренировки, условий: 1) создать предпосылки дляоптимальной функциональной активности и работоспособности по отношению к работеконкретного занятия; 2) обеспечить необходимое соответствие между процессамиутомления и восстановления, между стимулами к развитию адаптационных перестроекв организме спортсмена и условиями для их осуществления; 3) обеспечитьхарактерное для спорта проявление отставленного тренировочного эффекта, развитиеи сохранение устойчивой адаптации. Одним из наглядных примеров реализациитакого подхода являются данные, приведенные на рисунке 6.
/>
Рис.6. Рациональное чередование нагрузок различной направленности в недельноммикроцикле при подготовке квалифицированных боксеров. Направленность нагрузки:1 — технико-тактическая; 2 — развитие специальной выносливости; 3 — развитиеобщей выносливости; 4 — повышение координационных способностей; 5 — развитиегибкости; 6 — соревновательная; 7 — восстановительная (35)
Особенноостро вопрос чередования нагрузок в микроцикле стоит в случае проведения втечение дня двух и более тренировочных занятий, что характерно для современногоспорта в периоды особо интенсивной подготовки. Рационально спланированныедвухразовые занятия позволяют не только существенно увеличить суммарный объемвыполняемой работы без угрозы переутомления спортсменов, но и, главное, создатьусловия для качественного выполнения тренировочных упражнений в соответствии стребования эффективной методики совершенствования различных сторонподготовленности.
Игнорированиеосновных закономерностей, лежащих в основе чередования работы и отдыха, можетвоспрепятствовать достижению результата, ожидаемого от интенсификации процессатренировки. Происходит это чаще всего в двух случаях. Во-первых, когданерационально чередуются занятия с различными по величине и направленностинагрузками, что приводит к быстрому переутомлению спортсменов. Во-вторых, когданаправленность тренировочных занятий определяется без учета состояния организмаспортсмена и влияния на него предыдущих занятий. При этом занятие частопроводится впустую, так как отсутствуют объективные предпосылки для проявленияи развития у спортсмена тех или иных качеств и способностей, стимуляциисоответствующих реакций адаптации.
Высокаяэффективность двухразовых занятий в течение дня наблюдается, если рациональнымобразом сочетаются нагрузки основных и дополнительных занятий, а увеличениеобщего количества занятий не сопровождается уменьшением количества занятий сбольшими нагрузками, которые служат мощным стимулом роста тренированности (рис.7).
/>
Рис.7. Структура ударного микро цикла при двух занятиях в течение дня: С — повышениескоростных возможностей; Ан — повышение выносливости при работе анаэробногохарактера; А повышение выносливости при работе аэробного характера; 1 — скоростныевозможности; 2 — выносливость при работе анаэробного характера; 3 — выносливостьпри работе аэробного характера.
Выводы.
Проведениедвух занятий в день является доминирующей формой организации тренировочногопроцесса при решении задач специальной подготовки квалифицированныхспортсменов. На отдельных этапах можно проводить три и даже четыре занятия втечение дня. Однако трех- и тем более четырехразовые занятия могутиспользоваться эпизодически, а увеличение количества занятий обусловлено нестолько стремлением к освоения большого суммарного объема дневной работы, чтотакже важно, сколько с дроблением этой работы на более мелкие порции с цельюсоздания оптимальных условий для стимуляции соответствующих адаптационныхреакций и совершенствования различных сторон подготовленности спортсмена.
Такимобразом, вся структура ударных микроциклов, со сложнейшим сочитанием в нихзанятий с различними по величене и направленности нагрузками, которая можетбыть дополнена восстановительными процедурами, направлена на оптимизациютренировочного процесса, стимуляцию адаптационных реакций в заданомнаправлении.
Дальнейшиеисследования предполагается провести в направлении изучения других проблемчередования занятий с различными по величине и направленности нагрузками впостроении тренировочного процесса.
Список литературы
1.Волков Н.И. Биохимия мышечной деятельности. — Киев: «Олимпийскаялитература». — 2000. — С.
2.Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. — М.: Физкультура и спорт, 1977. — 280с.
3.Матвеев Л.П. Проблемы периодизации спортивной тренировки. — М.: Физкультура испорт, 1964. — 248 с.
4.Мохан Р., Глессон Н., Гринхафф П.Л. Биохимия мышечной деятельности и физическойподготовки. — К.: Олимпийская литература, 2001. — 296 с.
5.Платонов В.Н. Адаптация в спорте. — К.: Здоров’я, 1988. — 216 с.
6.Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. — К.:Олимпийская литература, 1986. — 808 с.
7.Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. — К.: Олимпийская литература,2004. — 288 с.
8.Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в Олимпийском спорте: Учебникдля студентов вузов физического воспитания и спорта. — К.: Олимпийскаялитература, 1997. — С. 554-566.
9.Яковлев Н.Н. Биохимия спорта. — М.: Физкультура и спорт, 1974. — 288 с.
10.Яковлев Н.Н. Значение нарушений гомеостаза для эффективности процессаспортивной тренировки // Теория и практика физической культуры, 1971, №2, с.23.
11. Bergstrom J., Hermansen L., Hu Itman E., Saltrin B. Diet, muscleglycogen and physical performance // Acta physiol. scand. — 1967. N 71. — P.140-150.
12. Bompa T.O. Periogizacao tloria e metodologia do treinamento. — Sao Paulo: Phorte Editora Ltd., 2002. — 424 p.
13. Friedrich W., Moeller H. Zum problem der Supercompensation //Leistungssport, 1999, №5, s.52.
14. Fox E.L., Bower R.W., Foss M.L. The Physiological basis forExercise and Sport. — Madison, Dubuque: Brown and Denchmark, — 710 p.
15. Hegedus J. La ciencia del entrenamiento deportivo. — Buenos Aires: Stadium, 1992. — 521 p.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lib.sportedu.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.