МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Тюменский государственный университет
Институт физической культуры
Кафедра управления физическойкультурой и спортом
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙСЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ И МЫШЕЧНОЙ СИЛЫ КИСТИ У ДЕТЕЙ 11-14 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯДЗЮДО В ДЮЦ «АТЛЕТ».
Автор работы: С.В.Набокова
Студент 5 курса, группы 1123,
Научный руководитель:
д.м.н, профессор А.М.Дуров
Тюмень, 2007
АННОТАЦИЯ
Дипломная работапосвящена исследованию важнейших показателей сердечно-сосудистой системы:артериального давления и частоты сердечных сокращений у детей в возрасте 11-14лет, занимающихся дзюдо.
Исследование проводилось у детей, занимающихся дзюдо от 2 до5 лет. Вторая группа детей, которые впервые пришли в секцию, служила в качествеконтрольной. В каждой группе исследовано по 24 человека. Изучение показателейсердечно-сосудистой системы и пробы с задержкой дыхания осуществлялись донагрузки и после нагрузки.
Для исследования были выбраны следующие показатели:артериальное давление (систолическое и диастолическое), пульсовое давление,частота сердечных сокращений, пробы Штанге и Генчи, мышечная сила кисти имышечная выносливость.
Полученные данные были подвергнуты статистической обработкепо методу Фишера-Стьюдента. Достоверными считались результаты при Р
Структура данной работы традиционна. Работа состоит извведения, обзора литературы, главы результатов исследования, списка литературыи приложения. Дипломная работа представлена на 46 печатных листах. Списоклитературы содержит 32 источника.
СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Механизмыадаптации организма к мышечной деятельности
1.2 Влияниефизических упражнений на процессы роста и развития детей
1.3 Тренированность,как специфическая форма адаптации к мышечной деятельности
1.4 Двигательнаяактивность
1.5 Гипокинезияи ее влияние на растущий организм
1.6 Спортивнаягиперкинезия и ее влияние на растущий организм
1.7 Двигательнаяактивность и здоровье детейГЛАВА2. Организация и методы исследования
2.1 Организацияисследования
2.2 Методыисследования
2.3 Методыстатистической обработки полученных результатов
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение. Характеристика показателейсердечно-сосудистой системы и мышечной силы кисти у детей 11-14 лет,занимающихся дзюдо в ДЮЦ «Атлет»
3.1Характеристика показателей артериального давления у детей, занимающихся дзюдо иу детей в контрольной группе
3.2Характеристика частоты сердечных сокращений у детей, занимающихся дзюдо и удетей в контрольной группе
3.3 Оценкагипоксических проб (Штанге и Генчи) у детей двух групп
3.4 Оценкамышечной силы кисти и мышечной выносливости у детей двух групп
ВЫВОДЫ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Стремительный рост научно-технического прогресса внессущественные изменения в условия жизни человека. Сохранение здоровья детей всложных социальных, экономических и экологических условиях является в настоящеевремя одной из самых актуальных проблем человечества. Характерным является то,что современные дети достаточно мало двигаются и много времени проводят зазанятиями и компьютером.
Гипокинезия у детей и подростков является следствиемограничений учебно-воспитательного режима и перегруженности учебной программы,негативного отношения к физической культуре. Низкий уровень двигательнойактивности оказывает сложное влияние на организм ребенка. Ключевое значение вреализации программы укрепления здоровья отводится регулярным занятиямфизическими упражнениями, которые при достаточной их интенсивности ведут кусилению деятельности нервной, мышечной и кардиореспираторной системы(Н.Я.Прокопьев и соавт.,2002; А.П.Койносов, 2003).
Одним из интересных направлений физического и психическогоразвития детей являются занятия дзюдо.
Объект исследования: показатели сердечно-сосудистой системы у детей 11-14 лет,занимающиеся дзюдо.
Предмет исследования: изменение адаптационных и функциональных возможностей удетей, занимающихся дзюдо.
Цель исследования –проанализировать влияние занятий дзюдо на состояние сердечно-сосудистой идыхательной систем и уровень здоровья детей.
Задачи исследования:
Дать характеристику показателей артериального давления ичастоты сердечных сокращений у детей, занимающихся дзюдо и у детей вконтрольной группе до и после нагрузки.
Оценить функциональные пробы системы внешнего дыхания у детей2-х групп до и после нагрузки.
Дать характеристику показателей мышечной силы кисти имышечной выносливости у детей 2-х групп.
Выявить влияние длительного срока занятий дзюдо на состояниездоровья детей, их самочувствие и адаптационные возможности.
Научная новизна: впервые исследованы показателисердечно-сосудистой и дыхательной систем, мышечной силы кисти у детей,занимающихся дзюдо в ДЮЦ « Атлет».
Практическая значимость: адаптационные возможности детейдлительное время занимающиеся дзюдо значительно выше, чем у нетренированныхребят.
Положения, выносимые на защиту:
Удетей, которые занимались дзюдо менее 1 месяца (контрольная группа) значениясистолического и диастолического артериального давления после нагрузки (20приседаний за 30 секунд) имеют тенденцию к увеличению, а у спортсменов (срокзанятий более 2-х лет)- к уменьшению.
У спортсменов значения пробы Штанге и Генчи статистическидостоверно выше, чем у детей, не занимавшихся спортом.
Значения мышечной силы кисти и мышечной выносливости успортсменов достоверно выше, чем у детей, которые только приступили ктренировочным занятиям.
Занятия дзюдо благоприятно влияют на здоровье занимающихсядетей. Дети с большим сроком занятий значительно лучше адаптированы кфизическим нагрузкам, чем дети в контрольной группе.
ГЛАВА 1.ЛИТЕРАТУРНЫЙОБЗОР
1.1 Механизм адаптации организма к мышечнойдеятельности
Адаптация– совокупность реакций и механизмов, обеспечивающих жизнедеятельность организмав различных условиях среды обитания. Состояние адаптивных механизмов – один изкритериев здоровья человека. Адаптивные реакции возникают под влияниемразличных геосоциальных факторов, основными из которых являются антропогенныефакторы окружающей среды и стрессовые нагрузки (Н.А. Агаджанян, Н.В. Ермакова,1977). Адаптивные реакции реализуются на клеточном, органном, системном иорганизменном уровнях. Классификацию адаптивных реакций можно объединить наврожденные и приобретенные, которые по скорости возникновения и длительностидействия подразделяются на суточные, долговременные и постоянные (И.А.Аршавский, 1976).
Воснове развития резистентности организма к действующему стрессу лежат клеточныемеханизмы адаптации и формирование соответствующей функциональной системы,обеспечивающей приспособление организма. При этом во всех элементахадаптационной функциональной системы происходят структурные изменения.Структурные следы, возникающие при действии стрессов, являются основойдолговременного повышения резистентности организма. После прекращения действияфактора, обеспечивающего развитие соответствующей адаптационной функциональнойсистемы, устойчивость к нему уменьшается или полностью может исчезнуть (П.К.Анохин, 1975; А.Д. Слоним, 1976).
Мышечнаясистема не только обеспечивает локомоторные функции, но и оказываетстимулирующее воздействие на все важнейшие системы организма, играет важнуюроль в процессах терморегуляции. В процессе адаптации к физической нагрузкеразвивается гипертрофия скелетных мышц, увеличивается число ядер и миофибрилл вмышечных волокнах, а также содержание миоглобина и количество митохондрий.Увеличение функциональной деятельности приводит к увеличению синтеза белка,увеличения емкости капиллярной сети в мышцах, содержания гликогена, АТФ, креатинфосфата,дыхательных ферментов (В.И. Дубровский, 1998).
Врезультате физической тренировки увеличиваются толщина моторных нервныхволокон, количество терминальных нервных нервных веточек. При действиипостоянной физической нагрузки сердце приобретает высокую сократительнуюспособность. Усиленная сократительная деятельность сердца вызывает гипертрофиюмиокарда в обычных физиологических рамках (В.С. Фардель, 1960).
Мышечнаяработа требует повышенного притока кислорода и субстратов к мышцам. Этообеспечивается увеличенным объемом кровотока через работающие мышцы. Поэтомуувеличение минутного объема кровотока при работе- один из наиболее надежныхмеханизмов срочной адаптации к динамической нагрузке. Он реализуется поразному: или за счет увеличения частоты сердечных сокращений, или за счетповышения ударного объема крови (Е. В. Быков, А.П. Исаев, С.Л. Сашенков, 1998).
Повышеннаясократительная способность сердца сочетается с совершенствованиемвосстановительных процессов во время диастолы. Достигаемая при этомэкономичность работы сердца хорошо прослеживается при фазовом анализесократительной деятельности. Фаза изометрического сокращения удлиняется, а фазаизгнания относительно укорачивается. Наблюдается фазовый синдром регулируемойгиподинамии (Ф.М. Меерсон, М.Г. Пшенникова, 1988).
Тренированное,умеренно гипертрофированное сердце в условиях относительного физиологическогопокоя имеет пониженный обмен, умеренную брадикардию, сниженный минутный объем.Оно работает на 15-20% экономичнее, чем нетренированное (В.И. Дубровский,1998).
Мышечнаяработа вызывает многократное увеличение объема легочной вентиляции. Унетренированных подростков повышенный объем вентиляции является результатомучащения дыхания, а у спортсменов при высокой частоте дыхания растет и глубинадыхания. Важным физиологическим механизмом повышения эффективности дыханияявляется закрепление условнорефлекторных связей, обеспечивающих согласованноедыхание с длительностью выполнения отдельных частей целостного акта. В этомотчетливо проявляется системный характер управления физиологическими функциями.В сформировавшейся и закрепленной условнорефлекторным путем системе управленияспециализированной двигательной функции оказываются запрограммированныминаиболее эффективные способы кислородного обеспечения мышечной деятельностиВ.И. Медведев, 1998).
Систематическаямышечная деятельность сопровождается увеличением силы дыхательной мускулатуры.Отчетливо растет мощность дыхательных движений. Формируется рациональный,физиологически совершенный тип дыхания. Глубокий вдох, форсированный выдох приинтенсивной мышечной работе повышает легочную и альвеолярную вентиляцию.Величина ЖЕЛ у спортсменов значительно выше, чем у нетренированных подростков.Под влиянием постоянных физических нагрузок возрастает способность организмапереносить гипоксическое состояние, связанное с мышечной работой или снедостатком кислорода во вдыхаемом воздухе. (А.П. Исаев и соавт., 2003).
Важнейшимпоказателем газообмена является максимальное потребление кислорода, котороестановится выше у тренированных детей, по сравнению с нетренированными. Расчетмаксимального потребления кислорода на единицу мышечной массы показывает, что уподростков-спортсменов имеются некоторые преимущества перед взрослыми (В.Н.Платонов,1988).
Привыполнении предельной мышечной работы возможности у спортсменов к увеличениюобмена значительно больше, чем у нетренированных. Тренируемость аэробныхмеханизмов энергообеспечения доказана экспериментально на бегунах длинныхдистанций. Предельные показатели энергообмена в условиях мышечной деятельностиявляются важнейшими характеристиками функциональной готовности. Доказано, чточем выше аэробная производительность, тем реальнее длительное время выполнятьинтенсивную работу. Достижение максимальной аэробной производительности испособности выполнять работу при высоком кислородном долге обеспечиваетсянапряженными тренировочными занятиями (в.М. Смирнов, 1993).
1.2 Влияние физических упражнений на процессы роста иразвития детей
Возможностьестественной стимуляции процесса роста и развития с помощью физическихупражнений имеет важное значение, как для теории физического воспитания, так идля медицины. Данные многочисленных исследований свидетельствуют онаследственной обусловленности ряда функциональных проявлений, в том числеимеющих прямое отношение к развитию физических способностей (В.И. Харитонов.2000). Установлено, что тип высшей нервной деятельности, сила и подвижностьнервных импульсов и другие признаки детерминированы генетическими факторами.Развитие моторики, деятельность вегетативной нервной системы, реакция нафизическую нагрузку подвержены влиянию факторов среды и поэтому в большейстепени поддаются регуляции в ходе целенаправленного воздействия на организмребенка. Известно, что отдельные факторы окружающей среды оказываютзначительное влияние на реализацию наследственной программы. При рациональномдвигательном режиме индивидуальное развитие ребенка смещается на более высокийуровень в рамках своей генетической программы. Таким образом, происходитестественная стимуляция процесса роста и развития. Индивидуальный анализразвития юных спортсменов свидетельствует о благоприятных изменениях всостоянии их здоровья: усиливается развития энергообеспечивающих системорганизма. совершенствуется регуляция вегетативных функций, повышается уровеньфизической работоспособности. Спортсмены имеют большую массу и длину тела,высокое содержание активной ткани (мышечной), оптимальные показателифункционального состояния (Г.П. Сальников. 1968).
Особоезначение имеют сенситивные периоды индивидуального развития, когда отмечаетсяповышенная чувствительность к воздействию тех или иных физических упражнений. Всенситивные периоды развития физических качеств и психомоторных функцийнеобходимо отдавать предпочтение целенаправленным физическим упражнениям. Такаяизбирательность, основанная на гетерохронности функций, способствует лучшемуразвитию ребенка. Физические упражнения выполняют роль регулятора процессаполового созревания. Занятия мужскими и женскими видами спорта накладываютотпечаток на выбор движений и на общую двигательную активность. Мальчики преждевсего интересуются силовыми упражнениями и игровыми видами спорта, а девочкиотдают предпочтение аэробике и упражнениям на гибкость. Активное развитиефизических качеств и психомоторных функций в пубертатный период оказываютблагоприятное влияние на половое созревание и репродуктивную функцию организм (А.А.Гужаловский, 1980).
1.3 Тренированность, как специфическая форма адаптациик мышечной деятельности
Воснове развития тренированности лежат механизмы срочной, долговременнойадаптации. Типичным примером срочной адаптации является стартовая реакцияорганизма спортсмена. Повышается сила нервных процессов, концентрация мышечныхусилий, что является приспособлением к предстоящей спортивной борьбе. Напроявление срочной адаптации сказываются типологические особенности нервнойсистемы, функциональное состояние и другие признаки (Н.А. Фомин, 1995).
Максимальнаямобилизация физиологических функций осуществляется за счет избыточноговыделения катехоламинов и кортикостероидов. Они вызывают синтез новых белковыхструктур и формируется структурный след для долговременной адаптации.Компенсаторные перестройки при долговременной адаптации направлены на увеличениеемкости капиллярного русла, увеличивается количество митохондрий. Формируютсямеханизмы по выполнению максимальной мышечной работы (В.М. Смирнов, 1993).
Физическиенагрузки в современном спорте столь высоки, что врожденные адаптивные механизмынередко оказываются недостаточными для обеспечения нормального функционированияорганизма в этих условиях. Только специальная тренировка, увеличивающаяфизиологическую мощность функциональных систем, ответственных за адаптацию,дает возможность спортсмену справляться с высокоинтенсивными и большими пообъему физическими нагрузками. Адаптивные изменения специфичны и определяютсяхарактером тренирующих воздействий. Способность к прогрессивному изменениюфункциональных свойств систем и органов в процессе тренировки имеет врожденные,генетические предпосылки. К ним следует отнести соотношение быстрых и медленныхволокон в скелетных мышцах, уровень МПК, сердечный ритм, устойчивость кгипоксии и другие факторы. Генетические задатки предопределяют темпы адаптациик физически нагрузкам (В.А. Булкин, 1990).
Наивысшимсостоянием оптимальной готовности спортсмена к достижении максимальногорезультата является спортивная форма. Она характеризуется высокимифункциональными возможностями отдельных органов и систем, совершеннойкоординацией физиологических процессов, способностью к интенсификации функций,устойчивостью к воздействию неблагоприятных факторов внешней и внутреннейсреды, стабилизированными двигательными навыками, техническим и тактическиммастерством (В.К. Бальсевич, 1981).
Высокийуровень тренированности в состоянии относительного мышечного покояхарактеризуется функциональными и структурными изменениями, которые отражаютнарастающую экономическую экономичность физиологических функций, повышениемпотенциальных возможностей организма к выполнению тренировочных исоревновательных нагрузок. Наблюдаются структурные изменения вопорно-двигательном аппарате, проявляющиеся в повышении прочности костей,гиперфункции скелетных мышц, улучшении деятельности нервно-мышечного аппарата(В.Н. Платонов, 1988).
Впоказателях функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем отчетливопроявляется экономизирующий эффект тренировки. Вследствие усиленияпарасимпатических влияний становятся реже пульс и дыхание, падает артериальноедавление. В подавляющем большинстве случаев сердечная мышца у спортсменовгипертрофирована. Рост тренированности сопровождается постепенным расширениемдиапазона экономичных режимов мышечной деятельности. При выполнении одинаковойстандартной физической нагрузки у спортсменов происходит более быстроевосстановление работоспособности. Тренированность сопровождается оптимизацией всоотношении двигательного и вегетативного компонентов двигательных навыков. Привыполнении предельной мышечной работы у спортсменов определяется максимальнаямобилизация функциональных резервов организма в результате усиления влиянийсимпатической нервной системы, гормональной деятельности и активностиферментных систем (В.В. Ким, 1998).
1.4 Двигательная активность
Понятие«двигательная активность» включает в себя сумму движений, выполняемых человекомв процессе своей жизнедеятельности (Н.А. Берштейн, 1966). В детском иподростковом возрасте двигательную активность можно условно разделить на 3основные части: активность в процессе физического воспитания; физическаяактивность, осуществляемая во время обучения; общественно-полезной и трудовойдеятельности; спонтанная физическая активность в свободное время. Этисоставляющие тесно связаны между собой и дополняют друг друга (И.И. Сулейманов,2000).
Проблеманормирования двигательной активности является сложной задачей. Поскольку должнаучитывать как биологические. Так и социальные аспекты. С позиции биологии«норма» представляет собой результат непрерывной эволюции, где в ходеестественного отбора определились конкретные потребности растущего организма вдвижениях. С социальной позиции «норма» – это целенаправленные моторныедействия, обеспечивающие социальную дееспособность человека. Содержанием нормыявляется мера целесообразной жизнедеятельности и физической активности,определенные генотипом и существующими социальными условиями (В. К. Бальсевич,2000).
Нормадвигательной активности детей и подростков- это научно обоснованныеколичественные параметры, которые полностью удовлетворяют биологическуюпотребность растущего организма в движениях и способствуют благоприятномуросту, развитию и укрепленю здоровья. Норма разрабатывается на основе изученияреакций организма и может проводиться на разных уровнях: клеточном,организменном, системном и на уровне целостного организма (В.С. Фарфель, 1970).
Научныеисследования показывают. Что у каждого человека имеется своя суточная величинадвигательной активности, которая строго индивидуализирована. Она зависит отвозраста, пола, состояния здоровья, типа высшей нервной деятельности местныхклиматических условий, организации учебно-воспитательного процесса, режима дняи многих других факторов. Меру двигательной активности, учитывающую всеиндивидуальные особенности и оказывающие благоприятное влияние как на уровнеклеток, органов и тканей, так и на уровне целостного организма. следуетназывать оптимальной нормой. При оптимальной величине двигательной активностиусиливаются полное взаимодействие и уравновешенность в системе«организм-окружающая среда — личность. Критерием оптимальной нормы двигательнойактивности является экономичность и надежность функционирования всех системорганизма, способность адекватно реагировать на меняющиеся условия окружающейсреды. Нарушение гомеостаза и неадекватность реакций указывают на выход запределы оптимальной нормы. Что приводит к ухудшению здоровья и социальнойдееспособности (И.П. Ратов, 1994).
Привсей важности индивидуального нормирования и поиска оптимальных величин суточнойдвигательной активности ведущим признаком является возрастная норма. Приисследовании возрастной нормы следует учитывать общие закономерности процессароста и развития, биологическую потребность организма в движениях. Критериемвозрастной нормы суточной двигательной активности являются положительныеизменения в годичной динамике показателей на уровне целостного организма илипопуляции (А. Г. Сухарев, 1991).
Следуетотметить, что недостаток и избыток движений приводит к патологическим сдвигам ворганизме, росту заболеваемости и неблагоприятным изменениям в состоянииздоровья человека (А.В. Брагин, 1999).
Приразработке норм суточной двигательной активности для отдельных возрастных групписпользуются теоретические расчеты и методы измерений числа локомоций с помощьюшагомеров (А.Г. Сухоруков, 1991).
Нормированиедвигательной активности может быть полным при учете величин энерготрат, числулокомоций и продолжительности двигательного компонента. Гигиеническая нормасуточной двигательной активности дается в диапазоне от минимально допустимойвеличины (нижняя граница) до максимальной допустимой (верхняя граница). Запределами данных величин двигательная активность оценивается как гипокинезияили гиперкинезия. Использование оценочных шкал позволяет медику и педагогувносить коррективы в объемы суточной двигательной активности, с цельюдостижения небольшого оздоровительного эффекта (В. А. Булкин).
1.5 Гипокинезия и ее влияние на растущий организм
Понятие«гипокинезия» включает ограничение количества и объема движений, обусловленноеобразом жизни, особенностями профессиональной деятельности, постельным режимомв период заболевания и другими факторами. В ряде случаев гипокинезиясопровождается гиподинамией- уменьшением мышечных усилий, затрачиваемых наудержание позы, перемещения тела в пространстве, физическую работу. Кнастоящему времени накоплен большой фактический материал о физиологии,морфологии и патологии органов и систем при гипокинезии, отражающей различныеаспекты происходящих в организме изменений. У современного человека сниженыэнерготраты на самообслуживание и хозяйственно-коммунальную деятельность,ограничена ходьба, уменьшилась физическая деятельность в социально-культурнойсфере.
Гипокинезияу детей и подростков является следствием ограничений учебно-воспитательногорежима и перегруженности учебной программы, негативного отношения к физическойкультуре. Низкий уровень двигательной активности оказывает сложное влияние наорганизм человека. Многообразие причин дефицита движений, степень еговыраженности и длительность создают очень широкий диапазон изменений ворганизме: от адаптационно- физиологических до патологических. Отсутствиеоптимальной двигательной деятельности вызывает перестройку и адаптациюорганизма к новому уроню функционирования. При возникновении необходимостимобилизовать резервные возможности организма последствия гипокинезии могутпривести к возникновению предпатологического состояния. Главным этиологическимфактором в развитии гипокинезии является длительное уменьшение объема мышечнойдеятельности. Начальные изменения и нарушения возникают со стороныэнергетического обмена и транспортных систем, обеспечивающих сохранение этогообмена. Происходит снижение скорости синтеза АТФ и возникает детренированностьсинтеза энергии в организме. Отмечаются существенные изменения тканевогодыхания в мышцах. Что приводит к снижению эффективности газообмена иработоспособности организма в целом. Понижение функции мышечных волоконприводит к уменьшению постоянного уровня стимуляции синтетических процессов вработающем органе. В условиях гипокинезии это проявляется уменьшением мышечноймассы и преобладанием процессов катаболизма нал процессами анаболизма (М.Ю.Лучинин, 1998).
Уменьшениеуровня эфферентных и афферентных влияний. Снижение частоты мышечных сокращенийприводят к изменению состояния сократительного аппарата мышц, а также кнарушению структуры и функций синапсов. Снижается сила мышц, статическая идинамическая выносливость, мышечный тонус.
Существенноеуменьшение нагрузки на сердечно-сосудистую систему за счет снижения«кислородного запроса» приводит к ослаблению функциональных возможностейкардиореспираторной системы. Деятельность сердечно-сосудистой системыстановится менее экономичной, что проявляется в снижении систолического объемакрови и силы сердечных сокращений. Развивается выраженная ортостатическаянеустойчивость, снижение функционального потенциала и устанавливается общаядетренированность организма (А.П. Исаев и соавт., 2003).
Пригипокинезии происходят изменения в адаптационно-трофической функциивегетативной нервной системы. Ограниченная двигательная активность приводит квыраженной дискоординации механизмов неспецифической защиты организма.Наблюдается снижение функционального тонуса центральной нервной системы,создается предрасположенность к различным заболеваниям (В.Н. Дубровский, 2001).
Такимобразом, снижение энерготрат, уменьшение структурных элементов мышц и понижениефункциональных возможностей кардиореспираторной системы, вызванные длительнойгипокинезией является не патологией, а приспособлением организма к изменившимсяуровням жизни. Гипокинезия детей и подростков является серьезнойсоциально-экономической проблемой, требующей разработки профилактических икоррекционных мероприятий.
1.6 Спортивная гиперкинезия и ее влияние на растущийорганизм
Причинойпоявления гиперкинезии является стремление тренера и самого юного спортсменаповысить достижения в избранном виде спорта путем чрезмерного увеличениянапряженности тренировок. Это напряжение достигается путем форсирования тренировки,проведение ее с повышенными нагрузками или сокращения интервалов отдыха (А.Г.Сухарев, 1991).
Пригиперкинезии образуется симптомокомплекс, связанный в первую очередь сфункциональными изменениями центральной нервной системы. В результатеинтенсивной работы наблюдаются признаки утомления, перенапряжения нервныхцентров и появления нарушения в деятельности сердечно-сосудистой системы,проявляющейся в неадекватно высокой реакции на физическую нагрузку, взамедлении восстановительных процессов, в нарушении ритма сердечнойдеятельности. Большие физические нагрузки вызывают снижение сопряженности привоздействии неблагоприятных эндогенных и экзогенных факторов. Возникающиесдвиги снижают иммунологическую реактивность организма и его неспецифическуюсопротивляемость (А.П.Исаев и соавт., 2003 ).
Спортивнаяспециализация, как известно, сопровождается преимущественным развитием техморфофункциональных признаков, которые обеспечивают высокие спортивныерезультаты. Такая односторонняя адаптация организма приводит к образованиювесьма устойчивых доминирующих систем и сопровождается торможением другихсистем. Создается физиологическая основа для дисгармоничного развития.
Важноймерой профилактики гиперкинезии является ограничение интенсивности идлительности действия однообразных физических нагрузок. Наиболее целесообразнои оправдано переходить от односторонней адаптации и одностороннего развития ккомбинированной адаптации и гармоническому развитию. Изменения в организме,вызванные мышечной деятельностью, зависят не только от силы воздействияраздражителя, но и от уровня развития функциональных возможностей основныхсистем организма, которые определяются возрастом и степенью тренированности(А.Г. Сухарев, 1991).
Такимобразом, основой профилактики спортивной гиперкинезии является соблюдениесуществующих физиологических норм и рекомендаций относительно возрастного цензаи правильной организации учебно-тренировочных занятий с каждым спортсменом. Основываясьна закономерностях развития отдельных функциональных систем организма вонтогенезе и правильности нормирования тренировочных занятий можно достичьмаксимальной физической подготовленности, а также наивысших результатов.
1.7 Двигательная активность и здоровье детей
Основнойпуть укрепления здоровья детей — соблюдение благоприятныхсоциально-экономических условий. В комплексе этих факторов особая рольпринадлежит физическому воспитанию.
Концепцияукрепления здоровья средствами физической культуры предполагает повышениенеспецифической устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмови неблагоприятных факторов окружающей среды. Рациональное занятие физическимвоспитанием стимулирует процессы роста и гармоничного развития, благоприятноотражающихся на созревании и функциональном совершенствовании жизненно важныхсистем организма. повышении его биологической надежности.
Занятияфизическими упражнениями совершенствуют реакции терморегуляции и закаливаниеорганизма, обеспечивают его устойчивость к простудным заболеваниям. Формируютсяфункциональные структуры двигательного анализатора и развиваются резервныевозможности организма. Нормализуется деятельность отдельных органов ифункциональных систем, а также определяется коррекция врожденных иприобретенных дефектов физического развития. Повышается тонус коры большогомозга и создание положительных эмоций, способствующих охране и укреплениюпсихического здоровья (В.Г. Тристан, 1994).
Формированиездоровья детей является управляемым процессом. Целенаправленно воздействуясредствами физического воспитания можно достигнуть желаемого эффекта. В связи сэтим, необходимо каждому индивидууму, в зависимости от возраста, пола,исходного состояния здоровья и физической работоспособности систематическииспользовать оптимальные по продолжительности средства физического воспитания.Затем, прослеживая эффективность их воздействия на организм. Вносить коррективыв программы физического воспитания, достигая конечной цели-улучшения здоровья,как на уровне индивидуума, так и на уровне всей популяции.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организация исследования
Исследованияпроводились у практически здоровых детей в возрасте от 11 до 14 лет,занимающихся дзюдо в ДЮЦ «Атлет» г. Тюмени. Изучение осуществлялось в 2-хгруппах детей: в первой группе стаж занятий составлял менее 1 месяца(контрольная группа), во второй – 2-5 лет, занимающихся дзюдо.
Вкаждой группе изучено по 24 человека.
Исследованиепоказателей сердечно-сосудистой системы и функциональных проб системы внешнегодыхания проводилось до и после нагрузки.
2.2 Методы исследования
Дляизучения нами были выбраны следующие физиологические показатели: артериальноедавление (систолическое и диастолическое), пульсовое давление и частотасердечных сокращений.
Артериальноедавление (в мм.рт.ст.) измерялось на правой руке в условиях относительногопокоя в положении сидя по Н.С. Короткову. Из полученных параметроврассчитывалось пульсовое давление: ПД = АДС-АДД. Частота сердечных сокращений (уд.в мин.) измерялась на правой руке за 1 минуту.
Выполнялисьгипоксические пробы: Генчи И Штанге.
ПробаГенчи- регистрации времени задержки дыхания после максимального выдоха.Исследуемому предлагают сделать глубокий вдох, затем максимальный выдох.Исследуемый задерживает дыхание при зажатом носе и рте. Регистрируется времязадержки дыхания между вдохом и выдохом.
ПробаШтанге- регистрируется время задержки дыхания при глубоком вдохе. Исследуемомупредлагают сделать вдох, выдох, а затем вдох на уровне 85-95% от максимального.Закрывают рот, зажимают нос. После выдоха регистрируют время задержки.
Мышечнаясила кисти (правой и левой руки)регистрировалась с помощью ручного динамометра.Мышечная выносливость определялась следующим образом: у испытуемогоопределялось максимальное значение мышечной силы кисти. С помощью секундомерафиксировалось время, в течение которого испытуемый удерживал на динамометрезначение 50% от своего максимального значения.
2.3 Методы статистической обработки полученныхрезультатов
Всеполученные данные были обработаны статистически по методу Стъюдента-Фишера. Дляоценки достоверности полученных результатов проводилось:
А)нахождение среднего арифметического значения (М)
М= Е / п
Е-сумма вариант,
П– число вариант.
Б)определение среднего квадратического отклонения (Ъ)
Ъ= + Еа /П-1
Еа– сумма квадратов отклонений каждой варианты от М.
П– число вариант.
В)определение ошибки средней арифметической
м= Ъ / П-1
Г)определение критерия достоверности Стьюдента
Т= М 1 – М 2 / м1 + м2
Д)по таблицам определялся уровень достоверности Р. Различия считались достовернымипри Р
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯИ ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Характеристика показателей сердечно-сосудистой системы имышечной силы кисти у детей 11-14 лет, занимающихся дзюдо в ДЮЦ «Атлет»
3.1 Характеристика показателей артериального давленияу детей, занимающихся дзюдо и у детей в контрольной группе
Результатыизмерения показателей артериального систолического давления у детей,занимающихся дзюдо, представлены на таблицах 1,2.
Таблица1. Значения артериального систолического давления (САД) у детей 11-14 лет,занимающихся дзюдо, свыше 2 лет и у детей контрольной группы (до и посленагрузки).
Срок
занятий
САД(мм.рт.ст.)+ м
До нагрузки
САД(мм.рт.ст.)+ м
После нагрузки
Различие
Мм.рт.ст. П До 1 месяца 107,9 +1,8 111,3+ 1,9 3,4 24 2 –5 лет *115,0 + 1,7 113,8 + 2,0 1,2 24
*- различия статистически достоверны относительно значений у контрольной группы.
Каквидно из таблицы 1 у детей, которые занимались дзюдо менее 1 месяца значенияСАД после нагрузки имеют тенденцию к увеличению(на 3,4), а у спортсменов – куменьшению. Значения САД у детей, занимающихся дзюдо достоверно выше, чем удетей из контрольной группы (Р
Таблица2. Значения артериального диастолического давления (ДАД) у детей 11-14 лет,занимающихся дзюдо свыше 2 лет и у детей контрольной группы (до и посленагрузки).
Срок
Занятий
ДАД(мм.рт.ст.)+ м
До нагрузки
ДАД(мм.рт.ст.)+ м
После нагрузки
Различие
Мм.рт.ст. П До 1 месяца 61,7 + 2,6 66,3+2,0 4,6 24 2 – 5 лет * 72,9 + 1,7 70,0 + 1,9 2,9 24
*- различия статистически достоверны относительно значений у контрольной группы
Каквидно из таблицы 2, значения ДАД у детей занимающихся дзюдо статистическидостоверно выше, чем у новичков.
Удетей, которые не занимались спортом после нагрузки (20 приседаний за 30секунд) значения ДАД имеют тенденцию к увеличению, а у спортсменов наоборот куменьшению.
Таблица3. Значения пульсового давления (ПД) у детей 11-14 лет, занимающихся дзюдосвыше 2 лет и у детей контрольной группы (до и после нагрузки).
Срок
Занятий
ПД (мм.рт.ст.)+ м
До нагрузки
ПД (мм.рт.ст.)+м
После нагрузки
Различие
Мм.рт.ст. П До 1 месяца 46,7 + 1,7 44,2 + 2,1 2,5 24 2 –5 лет 42,1 + 2,2 43,8 + 2,7 1,7 24
*- различия статистически достоверны относительно значений у контрольной группы
Удетей контрольной группы пульсовое давление после нагрузки снижается на 2,5 мм.рт. ст., а у спортсменов увеличивается на 1,7 мм.рт.ст. Различий в этих 2-х группах незафиксировано.
Такимобразом, при анализе артериального давления видно, что у детей, которые незанимались дзюдо значения САД, ДАД после нагрузки возрастают. У спортсменов жеэти показатели после 20 приседаний несколько снижались (различия статистическине достоверны). Анализ данных показателей сердечно сердечно-сосудистой системысвидетельствует о том, что занятия дзюдо благоприятно влияют на здоровье детей.Дети с большим стажем занятий (более 2 лет) значительно лучше адаптированы кфизическим нагрузкам, чем дети в контрольной группе (срок занятий до 1 месяца).
3.2 Характеристика показателя частоты сердечныхсокращений у детей, занимающихся дзюдо и у детей в контрольной группе
Полученныерезультаты по ЧСС представлены на табл.4.
Таблица4. Значения частоты сердечных сокращений (ЧСС) у детей 11-14 лет, занимающихсядзюдо и у детей контрольной группы (до и после нагрузки).
Срок
Занятий
ЧСС(уд. в мин.)+ м
До нагрузки
ЧСС(уд. в мин.)+ м
После нагрузки
Различие
Уд. в мин. П До 1 месяца 79,8 + 2,1 * 90,5 + 2,4 10,7 24 2 –5 лет 84,6 + 2,1 88,8 + 2,7 4,2 24
*- различия статистически достоверны относительно значений у контрольной группы.
Какпредставлено на таблице 4 у детей, не занимающихся спортом, после нагрузки ЧССдостоверно выше, чем до нагрузки (Р
Вмонографии Н.Я. Прокопьева, Т.В. Потаповой (2001) говорится о том, что средствафизической культуры способствуют усилению компенсаторных возможностей организмачеловека, повышают его сопротивляемость к возникновению тех или иныхзаболеваний.
3.3 Оценка гипоксических проб (Штанге и Генчи) у детейдвух группЗначенияфункциональных проб системы внешнего дыхания (Штанге и Генчи) приводятся втабл. 5-6.
Таблица5. Значения пробы Штанге у детей 11-14 лет, занимающихся дзюдо и у детейконтрольной группы (до и после нагрузки).
Срок
Занятий
Задержка дыхания в секундах + м
До нагрузки
Задержка дыхания в
Секундах + м
После нагрузки
Различие
В секундах П До 1 месяца 38,2 + 3,2 35,5 + 3,1 2,7 24 2 –5 лет *59,2 + 2,6 * 54,3 + 3,0 4,9 24
*- различия статистически достоверны относительно значений у контрольной группы.Из табл. 5видно, что у спортсменов значения пробы Штанге статистически достоверно выше,чем у детей, не занимавшихся спортом. При этом в обеих группах после нагрузкивремя задержки дыхания несколько уменьшается (данные различия статистически недостоверны).
Таблица6. Значения пробы Генчи у детей 11-14 лет, занимающихся дзюдо и у детейконтрольной группы (до и после нагрузки).
Срок
Занятий
Задержка дыхания в секундах + м
До нагрузки
Задержка дыхания в
секундах + м
После нагрузки
Различие
В секундах П До 1 месяца 26,6 + 3,3 21,8 + 1,9 4,8 24 2 –5 лет 30,5 + 2,1 * 37,5 + 3,2 7,0 24
*- различия статистически достоверны относительно значений у контрольной группы.
Каквидно из табл. 6. значения пробы Генчи у детей, занимающихся дзюдо выше на 3,9секунды, чем у детей в контрольной группе. После нагрузки (20 приседаний за 30секунд) у начинающих заниматься спортом детей значения данного показателяснижается на 4,8 секунды, а у спортсменов увеличивается на 7 секунд.
Повеличине показателя пробы Генчи можно косвенно судить об уровне обменныхпроцессов, степени адаптации дыхательного центра к гипоксии и гипоксемии исостояния левого желудочка сердца.
Лица,имеющие высокие показатели гипоксемических проб, лучше переносят физическиенагрузки (Граевская Н.Д., Долматова Т.И., 2004).
Такимобразом, дети, которые занимаются дзюдо более 2-х лет гораздо лучше переносятфизические нагрузки, чем их сверстники, не занимающиеся спортом.
3.4 Оценка мышечной силы кисти и мышечной выносливостиу детей двух групп
Таблица7. Значения мышечной силы кисти и мышечной выносливости (справа и слева) удетей 11-14 лет, занимающихся дзюдо и у детей контрольной группы.
Срок
Занятий
Мышечная сила
кисти (кг + м) Мышечная выносливость в секундах + м П До 1 месяца
3,6 + 0,2 (справа)
3,9 + 0,3 (слева)
42,3 + 1,7(справа)
35,2 + 3,0 (слева) 24 2 –5 лет
*11,3 + 1,1(справа)
*10,7 + 0,9 (слева)
* 187,1 + 17,5(справа)
* 177,3 + 19,0 (слева) 24
*- различия статистически достоверны относительно значений у
детейв контрольной группе
Такимобразом, значения мышечной силы кисти у спортсменов выше в 3 раза, чем у детей,которые только приступили к тренировочным занятиям в ДЮЦ « Атлет», а значениямышечной выносливости- выше более чем в 4 раза.
ВЫВОДЫ
1.У детей, которые занимались дзюдо менее 1 месяца (контрольная группа) значениясистолического и диастолического артериального давления после нагрузки (20 приседанийза 30 секунд) имеют тенденцию к увеличению, а у спортсменов (срок занятий более2-х лет)- к уменьшению.
2. У детей, не занимающихся дзюдо, после нагрузки ЧССдостоверно выше, чем до нагрузки (P
3.У спортсменов значения пробы Штанге и Генчи статистическидостоверно выше, чем у детей, не занимавшихся спортом.
4. Значения гипоксических проб (Штанге и Генчи) свидетельствуюто более высоком уровне обменных процессов и степени адаптации дыхательногоцентра к гипоксии и более хорошей работе левого желудочка сердца у детей,занимающихся дзюдо, по сравнению с детьми из контрольной группы.
5. Значения мышечной силы кисти у спортсменов в 3 раза выше,а мышечной выносливости в 4 раза, чем у детей, которые только приступили ктренировочным занятиям.
6. Анализ изученных показателей сердечно-сосудистойсистемы, гипоксических проб, мышечной силы кисти и мышечной выносливости свидетельствуето том, что занятия дзюдо благоприятно влияют на здоровье детей. Дети с большимстажем занятий (более 2-х лет) значительно лучше адаптированы к физическинагрузкам, чем дети в контрольной группе (срок занятий менее 1 месяца).
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Полученные данные по показателям сердечно-сосудистой системы(САД, ДАД, ПД, ЧСС) у детей, занимающихся дзюдо менее 1 месяца могут служить вкачестве нормы при оценке динамики этих показателей у детей в возрасте 11-14лет, занимающихся дзюдо.
Динамика изменений показателей артериального давления,гипоксических проб, мышечной силы кисти и мышечной выносливости может служитьиндикатором функциональных и адаптационных возможностей у детей, которыесистематически занимаются дзюдо и давать возможность тренеру корректироватьфизические нагрузки во время тренировок.
Поскольку занятия дзюдо обладают высокой степенью воздействияна организм ребенка, то требуется строго индивидуальный выбор и дозировкафизической нагрузки в зависимости от срока занятий дзюдо.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
АгаджанянН.А., Ермакова Н.В. Экологический портрет человека на Севере.- М: крук, 1997.-208 с.
Анохин П.К.Очерки физиологии функциональных систем. М: Медицина, 1975.- 448 с.
АршавскийИ.А. Очерки по возрастной физиологии. М., 1976.- 475 с.
БальсевичВ.К. Онтокинезиология человека. М: Теория и практика физической культуры,2000.- 275с.
БерштейнН.А. Очерки физиология движений и физиология активности. М.: Медицина, 1966.-349с.
Брагин А.В. Физиологическаяпотребность в двигательной активности у лиц с различной устойчивостью зубов ккариесу. Автореф. дисс. … канд. Мед. Наук. Курган, 1999.- 22 с.
Булкин В.А.Диагностика подготовленности спортсменов. Л., ЛНИИ ФК, 1990.- 342 с.
Быков Е.В.,Исаев А.П., Сашенков С.Л. Спорт и кровообращение: возрастные аспекты.Челябинск, 1998.- 64 с.
ГраневскаяН.Д., Долматова Т.И. Спортивная медицина: курс лекций и практические занятия.- М.:Советский спорт,2004.-304 с.
ГужаловскийА.А. Физическая подготовка школьников. Челябинск, 1980.- 151с.
ДубровскийВ.И. Спортивная медицина. МВЛАДОС, 1998.- 480 с.
ДубровскийВ.И. Валеология. Здоровый. Здоровый образ жизни. М., 2001.- 60 с.
Исаев А.П.,Личагина С.А., Потапова Т.В. Стратегии адаптации человека. Тюмень. Из-во:ТюмГУ, 2003.- 248 с.
КойносовА.П. Индивидуально-типологические особенности адаптации организма подростков кразличным двигательным режимам. Автореф. канд. дисс. Тюмень, 2003.- 22с.
Ким В.В. Спорт,как особая отрасль общественного производства // Спорт, физич. культура,здоровье: состояние и перспективы совершенствования: матер. конф. – Тюмень,1998.- В. 1, С. 87-98.
МедведевВ.И. Взаимодействие физиологических и психофизиологических механизмов впроцессе адаптации. // Физиология человека. 1998.- № 4. – С.7-11.
Меерсон Ф.В.Физиология адаптационных процессов. М.: Наука, 1985.- 645 с.
Меерсон Ф.В., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессорным и физическим нагрузкам. М.:Медицина, 1988. – 256 с.
ПрокопьевН.Я., Потапова Т.В. Физическая работоспособность.- Тюмень, из-во ТюмГУ, 2001.-76 с.
ПрокопьевН.Я., Важенин А.А., Соловьев С.В. Физиологическая особенность роста и развитиядетей и подростков.- Сургут, РИИЦ “Нефть Приобья”, 2002.- 152 с.
ПрокопьевН.Я., Орлов С.А., Койносов П.Г. и др. Физическое развитие детей и подростков.М.: Крук, 1999.- 192 с.
ПлатоновВ.Н. Адаптация в спорте. Киев: Здоровье, 1988.- 199 с.
Ратов И.П.Двигательные возможности человека (нетрадиционные методы их развития ивосстановления, Минск, 1994. – 116 с.
СальниковаГ.П. Физическое развитие школьников. М.: Просвещение, 1968.- 347 с.
Слоним А.Д. Средаи поведение. Формирование адаптивного поведения. Л.: Наука, 1976.- 211с.
Смирнов В.М.Особенности физиологии детей. М.: РГМУ, 1993.- 168с.
СулеймановИ.И. Соотношение и определение понятий двигательных способностей и качеств //Здоровье и физические упражнения: Материалы междун. конф. Тюмень, 2000.-С.201-206.
Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М.: Медицина, 1991.-272 с.
Тристан В.Г.Двигательная активность, временная регуляция жизнедеятельности и уровень здоровьячеловека. Омск: СибГАФК, 1994.- 144 с.
Фарфель В.С.Физиология спорта, М.: ФИС, 1960.- 383 с.
Фомин Н.А.Физиология человека. М.: Просвещение, 1995.- 416 с.
ХаритоновВ.И. Физическое развитие- основа здоровьесберегающей среды учащихся. Челябинск,2000.- 152 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 1. Значения ЧСС и артериального давления у мальчиков11-14 лет в контрольной группе (срок занятий дзюдо до1 месяца)(15.09.2005г.).№ Возраст
Вес
кг.
Стаж
занятий
ЧСС(уд.в мин.)
до нагруз. после
Артериальное давление
до нагрузки после 1. 12 43 75 93 100/50 110/60 2. 11 30 64 78 100/50 110/60 3. 11 32 90 103 120/70 130/80 4. 12 37 93 105 110/80 100/80 5. 11 32 87 96 100/50 110/60 6. 11 36 75 93 100/50 100/60 7. 12 35 63 78 100/50 110/60 8. 11 30 90 103 120/70 130/80 9. 14 46 93 105 110/80 100/80 10 11 34 87 96 100/50 110/60 11 11 31 1 мес. 75 93 100/50 110/60 12 12 38 63 70 120/70 130/80 13 11 33 93 90 110/50 100/60 14 11 31 65 79 100/70 100/60 15 11 32 90 103 120/70 110/50 16 12 36 87 85 110/50 100/70 17 11 31 87 90 100/50 110/60 18 12 35 75 79 100/50 110/60 19 12 34 63 70 100/60 110/80 20 11 31 90 100 120/70 120/80 21 13 36 92 104 110/80 120/80 22 11 35 87 94 100/50 110/70 23 11 31 70 90 120/80 110/60 24 12 36 60 74 120/80 110/60
Таблица 2. Значения мышечной силы кисти и мышечнойвыносливости у мальчиков 11-14 лет в контрольной группе (срок занятий дзюдо до1месяца)(15.09.2005г.).№ Возраст
Вес
кг.
Стаж
занятий
Сила кисти(кг)
справа слева
Мышечная выносливость
Справа (сек.) слева(сек.) 1. 12 43 4 5 54 40 2. 11 30 3 2 43 50 3. 11 32 3 4 50 53 4. 12 37 3 3 34 12 5. 11 32 5 4 41 32 6. 11 36 4 5 54 40 7. 12 35 3 2 43 50 8. 11 30 3 4 50 53 9. 14 46 3 3 34 12 10 11 34 5 4 41 32 11 11 31 1 мес. 4 5 40 30 12 12 38 3 4 34 18 13 11 33 3 5 50 40 14 11 31 3 2 43 50 15 11 32 3 4 50 53 16 12 36 4 3 34 12 17 11 31 4 5 54 32 18 12 35 4 5 50 40 19 12 34 4 2 40 48 20 11 31 3 4 49 53 21 13 36 3 3 31 15 22 11 35 5 4 40 32 23 11 31 4 5 27 30 24 12 36 4 6 30 18
Таблица 3. Значения проб Штанге и Генчи у мальчиков 11-14 летв контрольной группе (срок занятий дзюдо до1 месяца)(15.09.2005г.).№ Возраст
Вес
кг.
Стаж
Занятий
Проба Штанге(сек)
до нагр. После
Проба Генче (секунды)
до нагрузки после 1. 12 43 53 40 26 36 2. 11 30 54 58 57 18 3. 11 32 40 37 33 28 4. 12 37 15 13 10 9 5. 11 32 20 24 14 10 6. 11 36 53 40 26 36 7. 12 35 54 58 57 18 8. 11 30 40 37 33 28 9. 14 46 15 13 10 9 10 11 34 20 24 14 10 11 11 31 1 мес. 54 50 15 18 12 12 38 50 48 26 36 13 11 33 50 41 50 41 14 11 31 44 32 44 32 15 11 32 40 38 40 38 16 12 36 15 13 15 13 17 11 31 24 18 24 18 18 12 35 53 50 53 50 19 12 34 54 53 54 53 20 11 31 39 34 39 34 21 13 36 24 15 24 15 22 11 35 21 23 21 23 23 11 31 54 50 54 50 24 12 36 30 44 30 44 /> /> /> /> /> /> /> /> />
Таблица 4. Значения ЧСС и артериального давления у мальчиков11-14 лет, занимающихся дзюдо (срок занятий дзюдо 2-5 лет)(15.09.2005г.).№ Возраст
Вес
Кг.
Стаж
занятий
ЧСС(уд.в мин.)
до нагруз. После
Артериальное давление
До нагрузки после 1. 12 38 3 60 70 120/80 110/60 2. 11 31 5 90 96 110/70 110/60 3. 14 30 2 90 92 110/90 100/80 4. 13 33 5 102 126 120/70 110/60 5. 14 56 3 78 80 120/70 130/60 6. 14 38 2 96 89 120/70 110/60 7. 12 42 2 85 90 120/80 110/80 8. 12 38 3 76 80 110/70 110/80 9. 11 32 4 86 87 110/50 90/50 10 11 34 3 78 80 120/70 120/60 11 11 38 2 90 94 130/70 120/70 12 12 39 3 83 87 100/70 110/80 13 11 36 3 60 70 120/80 110/60 14 12 30 4 90 96 110/70 110/60 15 13 31 2 90 92 110/90 100/80 16 12 33 4 102 126 120/70 110/60 17 13 42 3 78 80 120/70 130/60 18 13 36 2 96 89 120/70 110/60 19 12 38 2 85 90 120/80 110/80 20 11 33 2 76 80 110/70 110/80 21 12 31 5 86 87 100/50 90/50 22 12 35 3 78 80 120/70 120/60 23 12 36 2 90 94 130/70 120/70 24 11 37 2 83 87 100/70 110/80
Таблица 5. Значения мышечной силы кисти и мышечнойвыносливости у мальчиков 11-14 лет, занимающихся дзюдо (срок занятий дзюдо 2-5лет)(15.09.2005г.).№ Возраст
Вес
кг.
Стаж
занятий
Сила кисти(кг)
справа слева
Мышечная выносливость
справа (сек.) слева(сек.) 1. 12 38 3 11 12 45 70 2. 11 30 5 9 7 62 21 3. 14 30 2 11 11 220 275 4. 13 32 5 5 10 217 300 5. 14 56 3 22 16 181 180 6. 14 38 2 21 21 284 150 7. 12 42 2 10 11 360 300 8. 12 38 3 10 8 190 240 9. 11 32 4 5 6 242 189 10 11 34 3 6 6 138 70 11 11 38 2 9 9 155 180 12 12 39 3 11 10 158 115 13 11 36 3 12 11 55 70 14 12 30 4 9 8 70 30 15 13 31 2 12 11 222 270 16 12 33 4 8 10 200 300 17 13 42 3 22 16 198 200 18 13 36 2 22 21 265 123 19 12 38 2 10 11 360 300 20 11 33 2 10 9 190 260 21 12 31 5 7 7 240 192 22 12 35 3 8 6 122 90 23 12 36 2 10 9 176 220 24 11 37 2 11 10 140 110
Таблица 6. Значения проб Штанге и Генчи у мальчиков 11-14лет, занимающихся дзюдо (срок занятий дзюдо 2-5 лет)(15.09.2005г.).№ Возраст
Вес
кг.
Стаж
Занятий
Проба Штанге(сек)
до нагр. после
Проба Генче (секунды)
до нагрузки после 1. 12 38 3 49 30 34 19 2. 11 30 5 62 52 29 47 3. 14 30 2 63 43 18 17 4. 13 32 5 43 51 12 17 5. 14 56 3 67 56 24 32 6. 14 38 2 84 88 35 59 7. 12 42 2 58 37 27 32 8. 12 38 3 58 65 35 40 9. 11 32 4 46 53 36 39 10 11 34 3 60 65 41 62 11 11 38 2 43 56 24 35 12 12 39 3 76 60 50 58 13 11 36 3 51 30 35 16 14 12 30 4 60 50 29 41 15 13 31 2 63 44 18 16 16 12 33 4 44 55 15 19 17 13 42 3 65 50 24 30 18 13 36 2 83 82 36 59 19 12 38 2 56 35 27 32 20 11 33 2 57 60 34 40 21 12 31 5 45 50 35 40 22 12 35 3 65 68 41 60 23 12 36 2 43 58 23 36 24 11 37 2 80 64 50 56