Формированиеинвестиционной политики санаторно-курортной базы Туапсинского района на примеречастичной реконструкции и текущего ремонта ООО пансионата отдыха «Химик»
Содержание
Введение
1. Теоретические основыинвестиционного проектирования
1.1 Понятие иклассификация инвестиций, классификация инвестиционных проектов
1.2 Жизненный циклинвестиционного проекта
1.3 Важнейшее условиереализации инвестиционного проекта
2. Анализ инвестиционногоклимата в Туапсинском районе
2.1 Инвестиционнаяпривлекательность Краснодарского края
2.2 Мониторингосновных инвестиционных проектов на территории Туапсинского района
3. Инвестиционный проект пансионата отдыха ООО «Химик»
Заключение
Список использованнойлитературы
Введение
Актуальностьтемы. В Конституции Российской Федерацииподчеркивается социальная ориентация развития народнохозяйственного комплекса,всех, его структур. Как следствие, возникает объективная необходимостьприоритетного решения в ходе осуществления экономической реформы комплексасоциальных задач, связанных с развитием социальной сферы, обеспечивающей, вконечном счете, удовлетворение социально-культурных и духовных потребностейнаселения.
Одной изнаиболее социально ориентированных и экономически выгодных областейнароднохозяйственного комплекса является рекреационная сфера рекреация – (отлат. восстановление) место, предназначенное для отдыха, восстановления сил). Рекреационныйпродукт обеспечивает смену обстановки и комплекс ярких впечатлений иположительных эмоций, необходимые в условиях напряженного городского ритмажизни для восстановления физических и в особенности духовных сил людей,является одним из наиболее эффективных видов отдыха. Помимо этого, он имеетважнейшее значение для жизни людей и современных обществ как основное средствомежличностных связей и политических, экономических и культурных контактов в условияхинтеграции во всех сферах жизни.
К началу 90-хгодов на долю международного туризма приходилось 6% общего объема мировогоэкспорта и 25–30% мировой торговли услугами. По имеющимся прогнозам в ближайшиегоды туризм станет ведущей экспортной отраслью в мире, а общие расходы навнутренний и международный туризм составят до 12% мирового валовогонационального продукта [24, с. 301].
Рекреационныйпродукт характеризуется рядом ярких особенностей, существенно отличающих его отдругих видов экономической деятельности и обуславливающих его высокуюэффективность.
Недостаточнаяразработанность проблем инвестиционного развития санаторно-курортной базы Туапсинскогорайона определила цель, и задачи написания дипломного проекта, темой которогоявляется «Формирование инвестиционной политики санаторно-курортной базыТуапсинского района на примере частичной реконструкции и текущего ремонта ОООпансионата отдыха «Химик».
Переход крыночным отношениям вызвал глубокие преобразования в сфере рекреации. Врезультате упразднены централизованная система управления туризмом,государственная финансовая поддержка развития региональных туристских центров,нарушены основы взаимодействия различных регионов в создании и продвижении напотребительский рынок рекреационного продукта. Вместе с тем каждый регион обладаетзначительными рекреационными ресурсами, уникальность и существеннаяпривлекательность, которых создаёт предпосылки для формированиявнутрирегионального и межрегионального туризма.
Многообразиеприродных, климатических ресурсных, исторических условий, способствующихформированию рекреационного продукта, стали основой для построения региональныхрекреационных зон хозяйствования. Однако наиболее характерными особенностямиэтих зон хозяйствования должны стать прочные внутренние коммуникации хозяйствующихсубъектов, внутрирегиональная и межрегиональная специализация, организационноеи экономико-финансовое взаимодействие органов государственного и региональногоуправления в процессе формирования и развития многофункциональных рекреационныхкомплексов. Можно констатировать, что решение этих вопросов является достаточносложным процессом, не обеспеченным ни концептуально, ни стратегически, нипрограммно.
В настоящеевремя рекреационная сфера является одной из наиболее мощных, динамичноразвивающихся и высокодоходных отраслей мировой экономики, выступает в числеважнейших факторов социально-культурного развития территорий, способствующихповышению уровня и жизни населения. Развитие рекреации, проявляющееся в её многоотраслевомхарактере и тесной факторной взаимозависимости практически со всеми сферами жизнедеятельности,позволяет использовать рекреационный продукт в качестве действенногоинструмента стимулирования социально-экономического роста на национальном иместном уровнях.
Приоритетноезначение для российского рекреационного продукта имеет развитие туристскогопродукта регионов с наибольшим потенциалом рекреационных ресурсов, в числокоторых входит и Краснодарское Причерноморье.
Цель дипломного проекта состоит в обосновании принципов и методовинвестирования в санаторно-курортной области. В соответствии с поставленнойцелью в дипломном проекте решаются следующие задачи:
– теоретическиеосновы инвестиционного проектирования;
– структурареализации инвестиционного проекта;
– понятиеи классификация инвестиций;
– классификацияинвестиционных проектов;
– жизненныйцикл инвестиционного проекта;
– важнейшееусловие реализации инвестиционного проекта;
– показателиэкономической оценки инвестиционных вложений;
– условиясоизмерения затрат и результатов инвестиционного проекта;
– абсолютная,абсолютно – сравнительная и сравнительная эффективность инвестиций;
– показателиэффективности инвестиционных вложений;
– оценкаэффективности инвестиций по системе международных показателей;
– показательчистого приведённого дохода;
– показательрентабельности инвестиций;
– показателисрока окупаемости инвестиций;
– анализинвестиционного климата в Туапсинском районе;
– инвестиционная привлекательность Краснодарского края;
– социально-экономическаяхарактеристика Туапсинского района;
мониторингосновных инвестиционных проектов на территории Туапсинского района;
– инвестиционныйпроект ООО пансионата отдыха «Химик»
предварительнаяэкспертиза проекта;
– расчетосновных показателей экономической оценки
инвестиционноговложения;
– рольгосударства в создании благоприятных условий.
Объектом исследования является предприятие рекреационной сферыТуапсинского района.
Предметомисследования выступает процессинвестиционного проектирования санаторно-курортной базы (на примере ОООпансионата отдыха «Химик»).
Методическойи теоретической основой исследования являютсяположения экономической теории, теории управления, системного и социальногоанализа, законодательства Российской Федерации. Широко использованы трудыотечественных и зарубежных ученых и специалистов в области инвестиционногопроектирования санаторно-курортной базы.
В первойглаве «Теоретические основы инвестиционного проекта» рассматриваются структурареализации инвестиционного проекта, показатели экономической оценкиинвестиционных вложений и оценка эффективности инвестиций по системемеждународных показателей.
Во второйглаве «Анализ инвестиционного климата в Туапсинском районе»проводитсяанализ инвестиционной привлекательности Краснодарского края,социально-экономическая характеристика Туапсинского района, влияниеклиматических условий на интенсивность инвестиций, производится мониторингосновных инвестиционных проектов на территории Туапсинского района, а такжедается оценка современному состоянию рекреационного продукта, предлагаютсянаправления его организационно-структурного развития и позиционирования.
В третьейглаве «Инвестиционный проект пансионата отдыха ООО «Химик» производитсяпредварительная экспертиза проекта, производится расчёт основных показателей экономическойоценки инвестиционного вложения и описывается роль государства в созданииблагоприятных условий для развития санаторно-курортной базы, разрабатываютсяпринципы и стратегии государственного регулирования развитиясанаторно-курортной базы.
Практическилюбой регион обладает ресурсами, которые могут быть в той или иной степенииспользованы в туристских целях при наличии определенных условий социального,экономического, политического, технического, экологического характера. Регион –это самобытность (природно-географическая, историко-культурная, национальная ит.д.), что уже выступает базовым рекреационным ресурсом. Однако ресурсныйпотенциал в каждом регионе индивидуален ввиду различия в составе, количественныи качественных характеристиках рекреационного продукта. Поэтому влияние,изучение и оценка санаторно-курортной базы выступает необходимым первоначальнымусловием планирования развития туризма в регионе и формированиясанаторно-курортной базы. От характера рекреационных ресурсов региона, ихценности, количества и доступности зависит возможность отнесения санаторно-курортнойбазы к числу приоритетных отраслей (отраслей специализации) региона или квторостепенным направлениям хозяйства.
Я поставилперед собой задачу произвести инвестиционное проектирование санаторно-курортнойбазы на примере ООО пансионат отдыха «Химик».
1.Теоретические основы инвестиционного проектирования
1.1 Понятие и классификация инвестиций, классификация инвестиционныхпроектов
В законе РФ«Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в формекапитальных вложений» №39-ФЗ от 25 февраля 1999 г. даётся следующееопределение инвестициям: «инвестиции» – денежные средства, ценные бумаги, иноеимущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежнуюоценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) деятельности в целяхполучения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта» [28, с. 15].
Упрощённаятрактовка понятия «инвестиции» – долгосрочное вложение капитала с цельюполучения прибыли.
Различаютфинансовые и реальные инвестиции. Финансовые инвестиции – приобретение ценныхбумаг, акций, облигаций, вложение денег на депозитные счета в банках подпроценты.
Реальные инвестиции– вложение денег в создание новых на расширение производства действующихпредприятий.
Инвестиции –это более широкое понятие, чем капитальные вложения.
В законе РФ«Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в формекапитальных вложений» понятие капитальные вложения» трактуются следующимобразом, капитальные вложения – инвестиции в основной капитал (основные средства),в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническоеперевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструменты,инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.». Исходя изтрактовки закона можно считать, что инвестиции, вложенные в оборотные средства,не являются капитальными вложениями [28, с. 17].
Инвестициикак экономическая категория выполняют ряд важнейших функций, без которыхнемыслимо нормальное развитие экономики любого государства.
Инвестицияна макро уровне является необходимыми для:
– структурнойперестройки общественного производства;
– ускорениянаучно-технического прогресса;
– гражданскогостроительства, развития здравоохранения,
— культуры,образования и других социальных проблем общества;
– решенияпроблемы безработицы;
– дляразвития производственной базы гражданского и военно-промышленного комплекса ит.д.
Инвестицииявляются неотъемлемой частью роста экономики, инвестиции в производствепомогают предприятиям выжить в жёсткой конкурентной борьбе, как на внутреннем,так и на внешнем рынке.
Состояниеинвестиционной деятельности в стране характеризует динамика следующихпоказателей:
– общегообъёма инвестиций;
– долиинвестиций на внутреннем рынке;
– общейвеличины реальных инвестиций;
– долиреальных инвестиций, направленных в общем, объёме инвестиций и т.д. [2, с. 156].
Такимобразом, инвестиции являются важнейшей экономической категорией и играют важнуюроль как на макро – так и на микроуровне, для развития производства и решениесоциальных проблем.
Огромноеразнообразие ежегодно создаваемых во всём мире различных физических объектовпредопределяет и различия типов проектов. Их можно дифференцировать по рядуклассификационных признаков. К их числу можно, не претендуя на полноту перечня,можно отнести следующие признаки:
– масштаб(размеры) проекта;
– срокиреализации проекта;
– качествоисполнения проекта;
– ограниченностьиспользуемых ресурсов;
– местои условия реализации проекта.
Помасштабам различают малый проект и мегапроект.
Малые проектыневелики по масштабу, просты и ограничены объемами. В качестве примеров можно привестисоздание опытно-промышленных установок, строительство небольших зданий, сооружений,предприятий небольшой мощности, модернизацию действующих производств,разработку коллекции одежды к сезону и многое другое.
Мегапроекты– это целевые программы, содержащие множество проектов, объединённых общейцелью, выделенными для их реализации ресурсами и отпущенными на их выполнениевременем. Такие проекты могут быть международными (например, строительство иэксплуатация нефтезовода из Азербайджана, через Чечню в порт Новороссийск),государственными (например, строительство железной дороги между Москвой и. С. Петербургом),национальными (например, освоение месторождения алмазов в Якутии),региональными (например, проведение мелиоративных работ в заболоченнойместности Архангельской области), межотраслевыми (например, создание холдингапо выращиванию овощей и дальнейшей их переработки на консервных заводах), отраслевыми(например, разработка и постановка на производство картофелеуборочногокомбайна).
По срокамреализации особенно выделяют краткосрочные (коростные) и прочие. Впервые обычнореализуются по производству новинок различного рода, созданию опытныхконкурентных новинок, проведению восстановительных работ после различныхаварий, стихийных бедствий или работ по спасению людей и т.п. На таких объектахзаказчик и исполнитель проекта идет на увеличение фактической стоимости проектааналогичных проектов, выполняемых в нормальном временном режиме.
По качествупроекта особенно выделяются, так называемые, бездефектные проекты и прочие. Вбездефектном проекте доминирующим фактором является повышение его качества. Ктаковым можно отнести, например, проект создания атомной электростанций, проекткосмической ракеты, проект полёта космонавтов на другую планету, проектсоздания вакцины против эпидемиологической болезни и пр.
По степениограниченности ресурсов выделяют проекты, по которым не заранее устанавливаютсяограничения по ресурсам (например, проекты стратегического характера),устанавливаются ограничения по некоторым ресурсам (например, по времениисполнения проекта), устанавливаются ограничения по многим ресурсам (например,по времени, стоимости проекта, его трудоемкости и др.).
В практикевстречаются и другие типы проектов. Например, мультипроекты и монопроекты. Кмультипроектам относятся несколько взаимосвязанных проектов, выполняемыхразными подрядчиками для данной производственной фирмы. К монопроектам обычноотносят выполнение отдельных проектов в рамках одной проектной команды фирмы[11, с. 22].
Также можновыделить особую специфичность международных проектов. Они отличаются сложностьюи стоимостью. Им отводится важная роль в экономике и политике тех стран, для которыхони разрабатываются. Очень часто для реализации таких проектов создаютсясовместные предприятия, объединяющие двух или более партнёров, имеющихотношение к данному проекту.
Рассмотреннаяклассификация проектов по различным признакам позволяет более конкретно вкаждом случае подойти к решению задачи об оценке эффективности инвестиционныхпроектов.
1.2 Жизненныйцикл инвестиционного проекта
Разработкаинвестиционного проекта – от первоначальной идеи до эксплуатации предприятия – представляетсяв виде цикла, состоящего из трех фаз: прединвестиционной, инвестиционной иэксплуатационной. Каждая фаза содержит несколько стадий. Суммарнаяпродолжительность этих стадий составляет срок жизни проекта. Посколькувременной фактор играет ключевую роль в оценке инвестиционных решений, циклразвития проекта показывают графически (Рисунок 1).
/> Доходы
/>/>Срокжизни проекта
/>
/>/>/>2
/>
Время/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
1 3
Рис. 1.График развития инвестиционного проекта
1 – прединвестиционнаяфаза,
2 – инвестиционнаяфаза,
3 – эксплуатационнаяфаза.
Первая, прединвестиционная,фаза включает стадии:
– исследование возможностей на уровне сектора экономики, науровне
предприятия;
– подготовку предварительного технико-экономическогообоснования
(ТЭО) иразработку ТЭО;
– исследования обеспечения (функциональные исследования);
– подготовку оценочного заключения об осуществимости проекта.
Строгоеразделение прединвестиционной фазы на перечисленные этапы необходимо, какправило, только для крупномасштабных проектов. В конце прединвестиционнойфазы должен быть получен развернутый бизнес-план инвестиционного проекта.Затраты на подготовку и проведение прединвестиционных исследований, напродвижение проекта входят в состав предпроизводственных затрат и относятся вбудущем на себестоимость производимой продукции [7, c. 88].
Вторая, инвестиционнаяфаза, включает стадии:
– установление правовой, финансовой и организационной основдля реализации проекта;
– приобретение и передача технологий, включая основныепроектные работы;
– детальная проработка и заключение контрактов, включаяучастие в тендерах, оценку предложений и заключение контрактов;
– формирование постоянных активов;
– предпроизводственный маркетинг, включая обеспечение поставоки формирование администрации фирмы;
– набор и обучение персонала;
– сдача в эксплуатацию и пуск объекта.
Некоторыевиды сопутствующих затрат могут быть частично отнесены на себестоимостьпродукции как расходы будущих периодов, частично капитализированы, какпредпроизводственные затраты [13, c. 168].
С моментаввода в действие основного оборудования или приобретения недвижимости (илииного вида активов) начинается третья фаза – эксплуатационная.Продолжительность эксплуатационной фазы напрямую влияет на совокупную величинудохода. Особое значение имеет определение инвестиционного предела – момента, подостижении которого денежные поступления уже не могут быть непосредственносвязаны с первоначальными инвестициями. Для нового оборудования инвестиционныйпредел равен сроку морального или физического износа.
В расчетахэффективности инвестиционных решений разные субъекты используют разные срокижизни инвестиционного проекта. Так, при проведении банковской экспертизы припредоставлении кредита срок жизни проекта будет совпадать со сроком погашениякредиторской задолженности, а дальнейшая судьба инвестиций ссудодателя неинтересует. Собственники, или инициаторы проекта, в расчет включаютэкономический срок жизни проекта, то есть период, в течение которого имеетсяположительный денежный поток от вложенных инвестиций. Экономический срок жизниотличается от срока эксплуатации, физического срока жизни машин и оборудованияили технологической жизни соответствующего процесса. Если рынок продукции илиуслуг исчезает, жизнь инвестиций прекращается. Оставшиеся и годные к использованиюресурсы могут быть реинвестированы. В этом случае активы оцениваются поликвидационной стоимости с учетом уплаты налогов таблице 1.
Таблица 1. Виды решений,принимаемых на различных этапах прединвестиционной фазы стоимости с учетомуплаты налоговРешение Вид исследования Цель решения Идентификация Исследования общих возможностей или возможностей конкретного проекта
Выявить возможности
Определить критические области исследований обеспечения
Определить область ПТЭО или ТЭО Предварительный выбор и предварительный анализ Исследования обеспечения предварительного технико-экономического обоснования(ПТЭО)
Определить, какой из возможных вариантов наиболее жизнеспособен
Идентифицировать выбор критериев проекта
Определить предварительную жизнеспособность проекта
Оценить, следует ли проводить ТЭО Окончательный анализ
Исследования обеспечения
ТЭО
Детально рассмотреть выбранные критерии, требующие глубоких исследований
Сделать окончательный выбор параметров проекта
Подтвердить осуществимость проекта и правильность выбранных критериев Оценка проекта Оценочное исследование Принять окончательное решение об инвестировании Оценочное заключение по проекту Подготовка оценочного заключения
Несмотря назначительную дифференциацию в масштабах прединвестиционных исследований ипроцедурах аналитического обоснования капиталовложений, относящихся к различнымклассификационным группам, существует определенная последовательность (этапы)осуществления управленческих решений, в целом характеризующая процессразработки, принятия и реализации инвестиционных проектов.
Последовательноесоблюдение каждого этапа разработки и принятия соответствующих решений вопределенной мере гарантирует успешную реализацию планируемых капиталовложений.
1.3Важнейшее условие реализации инвестиционного проекта
Реализациялюбого инвестиционного проекта требует значительного рода различных ресурсов.«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» так гласит широко известная русскаяпословица. А в ней многовековый народный, который многократно подтверждался навсем историческом пути развития человеческого общества.
Говоря оресурсах, следует различать их но фазам. В первые две фазы ресурсы для созданиянового проекта, в последующие фазы – ресурсы для эксплуатации этого проекта.Между ними имеется существенные различия.
Приэксплуатации созданного проекта используются разнообразное сырье, материалы,комплектующие, топливо, энергия, оборудование, сила, рабочее время и денежныесредства. Все эти ресурсы используются непосредственно при производствепродукции, выполнение каких-то работ или оказании конкретных услуг. Их важнаяособенность является постоянное потребление и возобновление с каждым новымпроизводственным циклом. И таких циклов в течение всего жизненного бытияпроекта очень много. В этом случае экономисты говорят, что расход различныхресурсов в их полной совокупности в течение реализации инвестиционного проектасоставляют текущие затраты на производство.
Совсем инойособенностью обладают те ресурсы, которые используются при создании новогодела. В основном это опять таки разнообразное сырьё, материалы и прочиересурсы, которые нужны предпринимателю, чтобы новое дело открыть. Важнойособенностью этих ресурсов является их разовый характер, единовременностьзатрат, которые в последствии в данном проекте не возобновляются. Но от этогоони не становятся менее значимы по сравнению с текущими затратами. Как разнаоборот, без этих затрат невозможен будет последующий производственныйпроцесс. О таких затратах экономисты говорят, что они в отличие от текущих называютсяединовременными вложениями или инвестициями.
Инвестиции –важное условие реализации любого инвестиционного проекта. Обычно (за малымисключением) они выступают в денежной форме, чтобы приобрести все необходимыересурсы при создании нового дела, предпринимателю нужны, прежде всего, деньги ипорой деньги немалые.
Во что жевкладывает предприниматель денежные средства при создании и формировании новогодела? Перечислим важнейшие направления расходования инвестиционных вложений:
– покупказемли (при наличии законодательства о её возможной продажи), на которой будет располагатьсябудущий новый проект;
– оплатастоимости различных построек, расположенных на данном участке земли, которыеобеспечивают необходимые производственные площади;
– оплатастоимости незавершенных построек, находящихся на этой же территории;
– стоимостьгеолого-изыскательских работ и разработка проектно-сметной документации;
– стоимостьстроительно-монтажных работ по возведению объекта;
– приобретениетехнологического, транспортного, энергетического и прочегооборудования;
– монтаж,наладка и пуск оборудования;
– приобретениелицензий на технологию, на право производства конкретного товара;
– покупкаи оплата различных ноу-хау;
– созданиемощностей по охране окружающей среды;
– вложенияпо приобретению различной информации;
– затратына создание или пополнение потребных оборотных средств.
Расходы поуказанным направлениям и их удельный вес в общей стоимости инвестиционных вложениеназываются технологической структурой инвестиций [15, с. 35].
2. Анализинвестиционного климата в Туапсинском районе
2.1Инвестиционная привлекательность Краснодарского края
Краснодарскийкрай является одним из важнейшим субъектом России. Это в значительной мереобусловливает необходимость реализации на его территории целого комплекса приоритетныхнаправлений социально-экономического развития, отвечающих жизненным интересам страны.Национальные природные ресурсы, богатейшие залежи полезных ископаемыхкрупнейший в Европе Азово-Кубанский бассейн подземных минеральных вод, лесныемассивы, плодородные сельскохозяйственные угодья, промышленный исельскохозяйственный потенциал, морские порты, развитая сеть железных иавтомобильных дорог — все это создает необходимые условия для выгодноговложения инвестиций в экономику края. Краснодарский край – край двух морей –Азовского и Черного. Это – самый южный регион России. Его площадь составляет 76тысяч квадратных километров. В недрах Кубани открыто более 60 видов полезных ископаемых.В основном они залегают в предгорных и горных районах. Имеются запасы нефти,природного газа, йодобромных вод, мрамора, известняка, песчаника, гравия, кварцевогопеска, железных и апатитовых руд, каменной соли. Краснодарский край – старейшийнефтедобывающий район России. Добыча нефти начата с 1864 года [8, с. 211].
Общаяплощадь лесов Краснодарского края составляет свыше полутора миллионов гектаров.Имеющие промышленное значение дубовые и буковые массивы занимают,соответственно, 44 и 28 процентов площади всех лесов. Основу экономического потенциалаКраснодарского края составляют агропромышленный, топливно-энергетический,транспортный, санаторно-рекреационный комплексы, машиностроение, лесноехозяйство, разработка и мебельное производство, промышленность строительныхматериалов.
Агропромышленныйкомплекс края является крупнейшим в России поставщиком сельскохозяйственнойпродукции и сырья, развитой сетью переработки, хранения и торговли. Он существенносоставляет экономику края, занятость населения и уровень его благосостояния. В сельскомхозяйстве трудится почти четверть всех проживающих в крае. Общая площадьсельскохозяйственных угодий в крае составляет 4,7 млн. гектаров, из них 4 млн.гектаров – пашни, 76 тыс. гектаров садов и 34 тыс. гектаров виноградников.Всего в крае насчитывается свыше 100 различных видов сельскохозяйственныхкультур.
Свыше 20процентов объема промышленной продукции приходится на топливно-энергетическийкомплекс. Краснодарский край – родина отечественно нефтяной промышленности. Вкрае функционируют два нефтеперера/>батывающих завода. Собственная добыча нефти в 2000 году составила1,7 млн. тонн, а общий объем переработки нефти – 4,9 млн. тонн [17, c. 48].
Машиностроительнуюпродукцию выпускают свыше 100 предприятий края. Многие из них имеют замкнутыйтехнологический цикл изготовления продукции.
Производствостроительных материалов осуществляют около пятидесяти предприятий, выпускающихцемент, стеновые и кровельные строительные материалы стекло и другую продукцию.На высококачественных натуральных мергелях с 80-х годов XIX века работаютцементные заводы г. Новороссийска, производящие около 2 млн. тон цемента вгод.
Предприятиялесной и деревообрабатывающей отраслей края вырабатывают пиломатериалы,древесностружечные плиты, паркет и мебель. Легкая промышленность представлена текстильными,швейными, меховыми, обувными, фарфорофаянсовым предприятиями, предприятияхимической промышленности производят минеральные удобрения, серную кислоту,лакокрасочную продукцию [21, с. 126].
Транспортнаясистема края представляет собой сложный комплекс транспортных узлов, судоходныхкомпаний, водных магистралей, железнодорожных путей, станций, аэропортов иавтомобильных дорог.
Морская составляющаятранспортного комплекса края – это 8 морских портов, в том числе крупнейший вРоссии порт Новороссийск. Все порты открыты для международного сообщения,располагают мощностями для осуществления перевалки различных грузов, удобрений,угля, нефти и нефтепродуктов. Ведется строительство терминалов по приему иотгрузке на экспорт сжиженных газов. Морские перевозки грузов обеспечиваеткрупнейшая в России судоходная компания – Новороссийское морское пароходство.
Натерритории края расположены 5 аэропортов в том числе 3 международных – Анапа,Краснодар, Сочи.
Транспортныйкомплекс края обеспечивает прохождение более 26 процентов внешнеторговых грузовРоссии и имеет стратегическое значение для страны в осуществлениивнешнеэкономической деятельности, обслуживая треть российского нефтеэкспорта.
Сегоднявряд ли можно представить эффективное развитие бизнеса без использованиясовременных видов и услуг связи. Администрация Краснодарского края особоевнимание уделяет развитию этой отрасли.
В настоящеевремя в крае активно ведутся работы по развитию средств и услуг связи, созданиюблагоприятного климата для ведения бизнеса. Ежегодно вводится в эксплуатациюболее 60 тысяч телефонных номеров, за последние годы проложено более 1000 кммеждугородних линий связи. Быстрыми темпами растет число пользователейглобальной сети Интернет, предоставляются такие новые услуги как IP телефония.Строящаяся краевая сеть передачи данных уже сегодня обеспечивает возможностьпроведения видеоконференций с участием многих городов и районов края, построениякраевых корпоративных сетей, способствует развитию электронной торговли.Динамичное развитие на Кубани получила сотовая связь. Предоставляются услуги встандартах «GSM-900/1800», «NMT-450», «AMPS/DAMPS». Директор ЗАО «Кубань GSM» –лидер России по приросту абонентов – на) август 2001 года число пользователейпревысило 240 тысяч.
Натерритории края действуют более 1200 предприятий санаторно-курортного комплексаи туризма, которые могут одновременно принимать около 220 тысяч человек. Ихуникальное оборудование позволяет эффективно лечить заболевания органовдыхания, пищеварения, кровообращения, нервной системы и другие [25, с. 204].
Высшиеучебные заведения края – это крупные учебно-научные учреждения, осуществляющиеподготовку специалистов практически по всем отраслям знаний. Вкрае работает 12государственных и муниципальных учреждений высшего образования. Этогосударственный аграрный и технологический университеты, медицинская академия,академия физической культуры и спорта, академия и культуры и искусства, Армавирскийпедагогический институт, Новороссийкая морская академия, Сочинский институткурортного дела и туризма и другие. Кроме того, на Кубани открыли своифилиалы, ведущие ВУЗы страны, такие как Московский государственный университеткоммерции в г. Краснодаре, Российский университет дружбы народов вг. Сочи.
Банковскуюсистему края представляют 28 кубанских коммерческих банков, имеющих 36филиалов. В банковскую систему входят также 39 отделений Сбербанка РоссийскойФедерации с филиалами и представительствами. В других регионах РФ действуют 5филиалов краевых кредитных организаций.
Взначительных объемах в крае осуществляется капитальное строительство, где занятооколо 300 крупных и средних подрядных организаций.
Объеминвестиций в развитие экономики края в 2004 году составил за счет всехисточников финансирования 1,82 млрд. долларов США. Приоритетными направлениямиинвестирования являются отрасли топливно-энергетического комплекса, транспорта,сельского хозяйства и переработки.
За первоеполугодие 2001 года на территории края зарегистрированы 35 предприятий синостранными инвестициями, из них часть со 100 процентным иностранным участием.Уставный капитал предприятий составил 104,3 млн. рублей. Объем иностранныхинвестиций по Краснодарскому краю за первый квартал 2006 года, по даннымГоскомстата России, составил более 85 процентов общего по Южному федеральномуокругу [25, с. 102].
Наиболеекрупным иностранным инвестором в крае является Американская корпорация «ФилиппМоррис», которой с 1993 года осуществляется программа реконструкции и развитияКраснодарской табачной фабрики. Компанией создан новый комплекс табачного исигаретного производства, оснащенный современным оборудованием из Италии,Германии, Австрии. Помимо расширения производства инвестором осуществляется рядмер социальной направленности: повышение заработной платы, различные социальныельготы, обучение персонала, медицинское обслуживание, организация отдыха,жилищное строительство и пенсионное обеспечение работающих на предприятии.
Германскойфирмой «Тетра Лаваль Холдинг ГмбХ» в г. Тимашевске создано современноепроизводство упаковочного материала и перерабатывающей промышленности. С 1998года техническое перевооружение предприятии «Тетра-Пак-Кубань» продолженоканадскими и финскими фирмами.
Совместноепредприятие «Сочинский завод безалкогольных напитков «Пепси-Кола» выпускает тривида всемирно известных напитков и реализует их в России.
ВМостовском районе Краснодарского края функционирует одно из крупнейшихпредприятий с иностранными инвестициями – ОАО «Кубанский гипс – Knauf» сучастием немецкого капитала. Предприятие производит листы гипсокартонные, гипс строительный,медицинский, гипсоблоки, металлические профили для монтажа гипсокартона идругую продукцию высокого качества.
По оценкепрофессиональных экспертов, Краснодарский край обладает высоким инвестиционнымпотенциалом. В рейтинге российских регионов по этому показателю край занялдесятое место.
Натерритории края реализуется ряд крупных инвестиционных проектов общероссийскойзначимости. Это строительство трубопровода по транспортировке сырой нефти отТенгизского месторождения (Казахстан) их терминала на Черном море(Новороссийск) протяженностью 1580 км.
Курортныйкомплекс сегодня является бесспорным приоритетом государственной инвестиционнойполитики. Регион располагает уникальными природно-климатическими условиями,позволяющими включить эту отрасль в наиболее доходную в крае и России.
Понимая, что для экономики проблема привлечения инвестицийявляется жизненно необходимой, руководство края предпринимает меры дляулучшения имиджа региона в глазах потенциальных инвесторов. Создание благоприятногоинвестиционного климата выходит на первый план. Исключительно важное значениеприобретает наличие регионального законодательства, обеспечивающегопрозрачность инвестиционного процесса, стабильность, защиту прав инвестора каксобственника и обеспечивающего льготные условия функционирования предприятий впериод реализации инвестиционного проекта.
В апреле 1999 года Законодательным Собранием края принят Закон «Огосударственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарскомкрае», который в значительной степени расширяет рамки Федеральногозаконодательства в инвестиционной сфере в пределах полномочий органовгосударственной власти края. Закон рассчитан, в том числе и на иностранныхинвесторов [14, c. 205].
В законе определены формы государственной поддержки инвестиционнойдеятельности. В их числе предоставление субъектам инвестиционной деятельностиналоговых льгот, инвестиционных кредитов из краевого бюджета, гарантийадминистрации края. Кроме того, инвесторами, могут быть установлены льготныеусловия пользования землей и другими природными ресурсами, а также переданы нальготных условиях объекты недвижимости, являющиеся краевой собственностью.
Налоговые льготы предоставляются предприятиям, вкладывающим собственныеи привлеченные средства в реализацию проектов, которым присвоен статус«одобренных». Предприятия реализующие такие инвестиционные проекты,освобождаются от уплаты налогов. Отечественные и иностранные инвесторы имеютравные права в получении налоговых льгот.
Законом предусмотрены специальные налоговые льготы для банковлизинговых компаний, предоставляющих кредитные ресурсы для реализации«одобренных» проектов. Особое место отведено введению механизма поручительства администрациикрая как одной из форм регулирования частных инвестиций. С принятием законаработа с инвесторами приобрела более активный и системный характер. Вдополнение к Закону утверждены порядок рассмотрения и одобрения инвестиционныхпроектов, заключения инвестиционного соглашения с инвестором.
При администрации края создан совет по инвестициям, который являетсяколлегиальным органом для формирования инвестиционной политики и координациидеятельности структурных подразделений администрации в области привлеченияинвестиций. Именно совет рассматривает материалы и принимает решение оприсвоении проектам статуса «одобренных».
Администрация края готова рассмотреть любые варианты привлечениякапитала, передовых технологий, управленческого опыта и обеспечить наиболееблагоприятный режим для реализации инвестиционных проектов. На мой взгляд, все этодолжно убедить серьезного инвестора в том, что на Кубани созданы условия для успешногоинвестиционного сотрудничества.
2.2 Мониторинг основных инвестиционных проектов на территорииТуапсинского района
Главной тенденцией развития района является преимущественноеразвитие его в рекреационных целях. В районе не намечается строительствокрупных промышленных и хозяйственных объектов. Развитие сельского хозяйствапланируется ориентировать на тепличное хозяйство, садоводство и плодоводство,связанные с обеспечением курортного комплекса и постоянного населения города ирайона.
В связи с ограниченностью рекреационной вместимости пляжей иприбрежной полосы, увеличение курортного потенциала района возможно за счет предгорныхи горных земель. Горная часть, получившая в рекреационном плане меньшееразвитие, обладает помимо мягкого климата и красоты ландшафтов условиями дляорганизации всех форм туризма, альпинизма, строительства и эксплуатацииобъектов размещения общественно питания и развлечения, как для отдыхающих, таки для спортсменов.
По комплексу природно-климатических ресурсов Туапсинский районможет быть ориентирован на развитие всех форм отдыха для взрослых и детей, ишироко использован в программах России по оздоровлению детей, особенно Северныхрайонов страны, старшего поколения, реабилитации и профилактики многихзаболеваний. Современное санитарно-экологическое состояние района в целомдостаточно благополучное в сравнении с подобными рекреационными территориями.
Обнадеживающим фактором является реализация программы газификациирайона и постепенный перевод всех котельных на природный газ.
Наибольшую озабоченность вызывает необходимость реконструкцииглубоководных выпусков и утилизации бытовых и хозяйственных отходов, отводфедеральной автотрассы и федеральной железной дороги от побережья.Интенсивность движения в часы «пик» на отдельных участках дороги Краснодар – Туапсеи Новороссийск – Туапсе достигает 1200–1500 автомашин в час, что в узкой полосемежду горными склонами и береговой полосой (до 100–150 м) создаетэкологически сложную ситуацию.
Исторически сформировалось 5 курортов: Джубга, Новомихайловский,Небуг, Гизель-Дере, Шепси. Наибольшее развитие получили п. Джубга, п.Новомихайловский, с. Небуг – 83,5% всей емкости, Новомихайловский округзанимает 46,7%всей рекреационной емкости района, что делает возможнымрассматривать его в перспективе как общекурортный и административный центррайона,
Оценка природно-климатических и транспортных факторов позволяетсделать предложения по дальнейшей перспективе развития курортов:
– п. Новомихайловский: с учетом роста численности населения,отводом федеральной трассы вглубь территории – создать административный,методический, культурно-развлекательный и лечебно-диагностический общекурортныйцентр, профиль курортных учреждений рассчитан на среднего потребителя.
– в п. Джубга: побережье принимает главный потокавтотуристов. Здесь расположена транспортная развязка на Краснодар,Новороссийск и Туапсе, проложен кабель оптико-волоконной связи с потенциаломравным г. Москва, Рим и др., имеется 100 м причал, создается крановыйвыход магистрального газопровода «Голубой поток» и будет построена газоваяэлектростанция на 8,4 Мвт. Имеются возможности для строительства аэропорта. Сростом численности населения, но ввиду удаленности от городов Геленджика,Туапсе и Горячего ключа необходимо создать сеть кемпингов, автостоянок,предприятий общественного питания, СТО, предприятия перерабатывающиесельхозпродукцию. Социально-экономическая перспектива п. Джубга может иметьбольшое значение для Черноморского побережья в целом [26, с. 54.]
– Курорт Небуг. Район с. Ольгинка – с. Агой уже приобрелстатус фешенебельного курорта. Находящиеся здесь объекты: аквапарк «Дельфин», 4-хзвёздочный отель «Молния», оздоровительные комплексы «Орбита», «Ямал»,санатории «Нефтяник Сибири», «Белая Русь», новый комплекс «Югра» – все этобазовые предприятия для создания более мощного курортного комплекса,международного класса.
– п. Гизель-Дере и с. Шепси развивались и будут развиватьсякак курорты среднего класса, ориентированные на детский отдых и отдых родителейс детьми.
Санатории и пансионаты с лечением в общем, количестве предприятий санаторно-курортногокомплекса составляют 5%, предприятия отдыха – 88,4%, туризма – 6,6%. В перспективенеобходимо выделить две «красные линии»: развитие круглогодичного отдыха совсем комплексом инфраструктуры и сервиса и перемещение курортных услуг вобласть активного отдыха с использованием рекреационных потенций горной части.
Соотношение организованных инеорганизованных отдыхающих в Туапсинском районе значительно ниже, чем в другихпричерноморских районах. Это связано с отсутствием достаточного иблагоустроенного гостиничного и жилищного фонда, скудностью бытового,социального и культурного обслуживания, неразвитостью инфраструктуры. Причинасостоит в том, что Туапсинский район развивался не как общегосударственныйкурорт, а как место застройки для ведомственных здравниц. В результатевеликолепие здравниц соседствует с незатейливым местных жителей [26, с. 247].
Удельный вес курортных кадров вобщей численности более 47%.
Для обеспечения европейского уровня обслуживанияи при благоприятном стечении народнохозяйственной ситуации этот показательдолжен быть 70–75% но не менее 60%. Он может быть достижим при поддержкегосударством развития района как составной части Черноморских курортов.
Курорты Туапсинского района – приморскиеклиматические курортные местности, расположенные вдоль Черноморского побережьяКавказа с северо-запада на юго-восток, протяженностью около 100 км.Включают в себя курорты и курортные местности – Агой, Гизель-Дере, Джубга,Лермонтова, Новомихалковский, Небуг, Ольгинка, Шепси. На курортах районафункционируют 5 санаториев, 23 пансионата и дома отдыха, 123 базы отдыха (106расположены в бухте Инал), 4 турбазы, 1 кемпинг, 25 детских оздоровительных комплексов[26, c. 112].
Концепция развития Туапсинского курорта строится на принципеготовности к взаимовыгодному сотрудничеству при соблюдении законности иобеспечении экологической безопасности на благо России.
Главная проблема района, как и всех Черноморских курортов – экологическая.В целях наиболее полного и эффективного использования природно-климатическихресурсов, сохранения экологического баланса и уникальности горно-черноморскойэкосистемы, обеспечения целенаправленного развития санаторно-курортногокомплекса необходимо принятие всеобъемлющего специального государственногорешения по Черноморскому побережью, определяющего его статус, роль иперспективы в социально-экономической жизни России. Развитие системыосенне-зимнего и весеннего оздоровления детей школьного возраста и родителей сдетьми из различных регионов России – это задача номер один в деле оздоровленияроссиян.
3.Инвестиционный проект пансионата отдыха ООО «Химик»
Рассмотрим инвестиционный проект частичной реконструкции итекущего ремонта на примере бизнес-плана ООО «Химик»
Бизнес – плансоциально-экономического развития на 2008 год ООО «Пансионат «Химик»содержит полное описание функционирования (2007–2008 гг.) и дальнейшегоразвития предприятия на 2009 год.
Основной целью развития ООО «Пансионат«Химик» является предоставление услуг отдыха и оздоровления детей и взрослыхпри максимальной ориентации на удовлетворение заявленных потребностейпотребителей, с учетом имеющихся производственных мощностей. При реализациибизнес – плана социально – экономического развития ООО «Пансионат «Химик»на 2009 год ожидает получить экономическую эффективность реализации программы,представленную в таблице 1.
Таблица 2. Динамика изменения финансовыхрезультатов ООО «Пансионат «Химик»
№
Наименование
Ед. изм.
2008 г.
фактически
2009 г.
проектный 1. Реализация продукции (валовый оборот) тыс. руб. 44 350 43 356 Себестоимость продукции тыс. руб. 41 500 37 730 Чистая прибыль (убыток) тыс. руб. 2 000 3 040 Рентабельность продаж % 4,51% 7,01%
Цели бизнес-плана определялись, исходя изпроизводственных мощностей, трудовых ресурсов и имеющихся возможностей:
- оказание услуг насумму 43 356 тыс. руб.
- получение чистойприбыли на сумму 3 040 тыс. руб.
Суммапроектов, планируемых к реализации ООО «Пансионат «Химик» в 2009 годусоставляет: 1 516 тыс. руб., источниками финансирования являются накопленныеамортизационные отчисления.
Прибыль 2008 г.– частично пойдет на погашение убытков прошлых лет, согласно распоряженияединственного участника.
Всоответствии с предписаниями Федеральной службы по надзору в сфере защиты правпотребителя и благополучия человека по итогам работы в сезоне 2008 года с цельюприведения детского оздоровительного лагеря в соответствии требованиям СанПиН2.4.4.1204–03 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству,содержанию и организации режима работы загородных стационарных учрежденийотдыха и оздоровления детей», необходимо при подготовке к сезону 2009 годавыполнить условия: снижение объема предоставляемых услуг, исходя из имеющегосяколичества спальных, санитарно-бытовых помещений (максимально-допустимыйуровень принят в производственной программе 2008 г.), обеспечитьпродолжительность смен не менее 21 дня и т.д. Выполнение предписаний объясняетснижение валовой выручки в 2008 году. Полное выполнение предписаний, повлечетза собой значительный рост стоимости предоставляемых услуг, что невозможнодопустить, так как не будет соблюдено соотношение цена / качество (существующиеусловия комфортности и уровня предоставляемых услуг в настоящее время находятсяв предельном допустимом ценовом диапазоне). Перспектива роста цены услугпансионата при отсутствии повышения качества и расширения спектрапредоставляемых услуг повлечет снижение объемов сбыта, а, следовательно,снижение эффективности деятельности предприятия.
Для повышенияэффективности деятельности предприятия необходимо реализовать проект пореконструкции рекреационной базы пансионата с учетом потребности в повышениисоциальной и экономической эффективности деятельности предприятия. Общаястоимость мероприятия – 263,5 млн. руб. (двести шестьдесят три миллиона пятьсоттыс. рублей). При осуществлении предлагаемых инвестиционных мероприятийОбщество сможет выйти на новый качественный уровень. При формировании программыреализации мероприятия – развитие Общества необходимо учитывать следующее:
– реализациямероприятия позволит получить гарантированный постоянный доход, при соблюдениикритерия социальной политики ЗАО «МХК ЕвроХим» – предоставление полного объемакачественных услуг работникам предприятий ЗАО «МХК ЕвроХим»;
– проведениемероприятия – обеспечит повышение капитализации инвестиций ООО «Пансионат«Химик» и выведет Общество на конкурентоспособный уровень;
– необходимымусловием эффективной реализации мероприятия является проведение реконструкциисуществующих зданий и сооружений, а также создание современной инфраструктурыотдыха, для повышения качества оказываемых пансионатом услуг до уровнясовременных требований.
Целямиреализации мероприятия являются:
– повышениепривлекательность Общества для собственника;
– созданиекорпоративной базы отдыха ЗАО «МХК «ЕвроХим»;
– повышениеэкономической эффективности деятельности Общества: повышение качества иассортимента предоставляемых услуг; организация специализации Общества –взрослый (семейный) отдых; переход на более высокий ценовой уровень; созданиеусловий для работы Общества – 8–9 месяцев в течение года.
– повышениекачества предоставляемых Обществом услуг: конкурентоспособность на рынкепрофильных услуг.
Размеры ихарактеристика планируемого инвестирования должны содействовать решениюключевых задач, подкрепляющих реализацию корпоративной стратегии в исполненииплана социально-экономического развития предприятия в 2008 г.
Такимизадачами являются:
– сохранениеобъема реализации услуг, с учетом частичного перепрофилирования пансионата поцелевым группам потребителей;
– сохранениеподхода в обеспечении соответствующего возможностям пансионата качества услуг,основанного на клиентоориентированности (соответствующего ожиданиямпотребителей, с целью их максимальной удовлетворенности);
– изучениевнутреннего и внешнего изменения рыночной среды, принимать изменения свыполнением условия – сохранение и повышение эффективности деятельностипансионата, для сохранения конкурентоспособности пансионата.
Реализациястратегии Общества ежегодно подкрепляется целевыми установками, которыегруппируются по основным функциональным сферам деятельности. В 2009 годупредприятие ООО «Пансионат «Химик» осуществляя свою деятельность на рынкеуслуг, не будет иметь возможности обеспечить потребности в разнообразных видахотдыха, лечения и досуга достойного уровня в течение всего года (не позволятпроизводственные мощности предприятия).
Реализацияпрограммы развития ООО «Пансионат «Химик» позволит решить как социальнуюзадачу – улучшение условий отдыха и оздоровления взрослых и детей, так иэкономическую – увеличение доходов от реализации путевок за счет повышениякомфортности отдыха и повышения качества обслуживания (текущий ремонтсуществующего имущественного обеспечения). Также рассматривается вопрос овозможности предоставления условий для продления периода функционирования ООО «Пансионат«Химик» до октября месяца (при соответствующем инженерном оснащении).
Бизнес – планявляется программным документом, который позволит самостоятельно приниматьрешения по своим функциональным направлениям с целью обеспечения эффективнойхозяйственной деятельности 2008 года.
ООО «Пансионат«Химик» находится на побережье Черного моря, в поселке Новомихайловский,Туапсинского района, Краснодарского края. Основным видом деятельности обществаявляется организация и обеспечение полноценного отдыха детей и взрослых.Имущественный комплекс ООО «Пансионат «Химик» позволяет единовременноразмещать около 500 человек (вариант «дети+взрослые») и более 600 человек(вариант «только дети»).
Полноефирменное наименование предприятия – Общество с ограниченной ответственностью«Пансионат «Химик».
Местонахождения Общества: Российская Федерация, Краснодарский край, Туапсинскийрайон, поселок Новомихайловский – 2.
Краткаяистория создания. База отдыха «Химик», являющаяся структурным подразделениемНевиномысского химического завода, впервые приняла отдыхающих в 1970 году. Влетний период база работала как детский оздоровительный лагерь для детейНевиномысского химического завода, в период межсезонья на отдых принималисьсотрудники завода. В 1991 году база отдыха «Химик» обрела статус пансионата,продолжая принимать на отдых и оздоровление детей и взрослых Невиномысскогопроизводственного объединения «Азот», а также отдыхающих из других регионов. В1995 году, в результате структурных изменений ОАО «Невиномыский Азот»,пансионат был преобразован в филиал Общества. Решением №1 от 1 марта 2003 годаоткрытого акционерного общества «Невиномысский Азот. На основании договоракупли-продажи доли №30.04./774 от 10.12.05 г. Единственным участникомобщества является ЗАО МХК «ЕвроХим».
Присоставлении бизнес – плана социально – экономического развития на 2008 год ООО «Пансионат«Химик» исходит из имеющегося имущественного и инженерного оснащения. Внастоящее время предприятие. Также рассматривается вопрос о возможностипредоставления условий для продления периода функционирования ООО «Пансионат«Химик» до октября месяца (при соответствующем инженерном оснащении).
Таблица 3. Основныепоказатели работы предприятия№ Показатель Ед. изм. 2008 г. 2009 г. 2009 г. Динамика% факт план прогноз в сравнении с фактом 2008 г. в сравнении с планом 2009 г.
1 Количество месяцев работы мес. 5 5 5 Х Х 2 Валовая выручка: (среднемесячная) тыс. руб. 2884 3394 3699 128,3 109 3 Валовая выручка: (годовая) тыс. руб. 34604 40727 44350 128,2 108,9 4 Затраты (среднемесячные) тыс. руб. 2494 3129 3458 139 110,5 5 Итоговые затраты: (годовые) тыс. руб. 29929 37546 41500 138,7 110,5 6 Среднемесячная чистая прибыль тыс. руб. 218 122 167 76,6 136,9 7 Итоговая чистая прибыль тыс. руб. 2616 1465 2000 76,5 136,5
Планирует созданиекруглогодично действующего пансионата только к 2009–2010 гг. (послереконструкции). Имущественное и инженерное обеспечение предприятия не позволяетфункционировать предприятию в настоящее время круглогодично. Услуги,предлагаемые пансионатом, не соответствуют востребованному уровню качества.Инвестиционная программа на 2009 год позволяет привести условия проживания кнеобходимому уровню для осуществления деятельности пансионата (сохранениемодели 2008 года), обеспечить период полезного функционирования пансионата(май-октябрь 2008 г.), также предусматривается повышение условий отдыха (вчасти исключения травматизма), но не предусматривается повышение качества услугвостребованному уровню.
В 2009 годуООО «Пансионат «Химик» выбрал для работы стратегию статичного развития,которая не потребует значительных капитальных вложений. Качествопредоставляемых услуг в плане развития предприятия на 2009 год принимается напрежнем уровне (модель 2008 года).
В 2009 годуООО «Пансионат «Химик» планирует продолжить работу по направлению «Отдых,оздоровление». При этом планируется частичное перепрофилирование в целевыхгруппах потребителей услуг, а именно смещение в сторону предоставления услугсемейного отдыха (целевые группы – клиенты со средним уровнем дохода),молодежный отдых (целевые группы – студенчество), за счет изменения структурыобъема услуг – уменьшение доли предоставления услуг по детскому отдыху. Данныеизменения будут произведены по причине ужесточения условий отдыха для детей натерритории Краснодарского края, что приведет к повышению себестоимости услуг пообеспечению детского отдыха, а, следовательно, отразится на эффективностидеятельности пансионата. Планируемые показатели эффективности деятельностипредприятия представлены в таблице 4.
Таблица 4. Планируемые показатели деятельности ООО «Пансионат«Химик» на 2009 г.
п/п
Наименование
Ед.
изм.
2008факт
2009
(прогноз)
тыс. руб. отклонение (2009к 2008)
% отклонение (2009к 2008) 1. Реализация продукции (валовый оборот) тыс. руб. 44350 43356 – 994 -2,24 2. Себестоимость продукции тыс. руб. 41500 37730 -3770 -9,08 3 Чистая прибыль (убыток) тыс. руб. 2000 3040 + 1040 +52 33 Рентабельность продаж % 4,51% 7,01% +2,5 - 54 Среднесписочная численность (постоянного состава) чел. 70 64 - - 55
6. Фонд оплаты труда
по тарифу + премия тыс. руб. 7038 7628 +590 +8,3
Увеличениеприбыли в 2009 году по сравнению с 2008 годом будет вызвано планируемойпроизводственной программой (частичное перепрофилирование деятельностипансионата), соответственно изменением ценовой политики в предоставляемыхуслугах.
Увеличениефонда оплаты труда на 8,3% связанно с увеличением заработной платы сотрудниковПансионата, с целью сохранения постоянного высококвалифицированного кадровогосостава работников. Достижение поставленных целей возможно только приразрешении вопросов, связанных с функционированием предприятия.
Обществодля достижения поставленных целей и в дальнейшем будет стремитьсяоптимизировать свою деятельность по различным направлениям, в том числе:
– сохранятьобъем реализации услуг, с учетом частичного перепрофилирования пансионата поцелевым группам потребителей;
– сохранятьподход в обеспечении соответствующего возможностям пансионата качества услуг,основанного на клиентоориентированности (соответствующего ожиданиямпотребителей, с целью их максимальной удовлетворенности);
– изучатьвнутренние и внешние изменения рыночной среды, принимать изменения свыполнением условия – сохранение и повышение эффективности деятельностипансионата, для сохранения конкурентоспособности пансионата.
Реализациястратегии Общества ежегодно подкрепляется целевыми установками, которыегруппируются по основным функциональным сферам деятельности. В 2009 годупредприятие ООО «Пансионат «Химик» осуществляя свою деятельность на рынкеуслуг, не будет иметь возможности обеспечить потребности в разнообразных видахотдыха, лечения и досуга достойного уровня в течение всего года (не позволятпроизводственные мощности предприятия).
Длясоздания круглогодично функционирующего пансионата необходимо созданиеинженерной инфраструктуры и комфортных условий для проживания, что позволитпредоставлять услуги на конкурентоспособном уровне, если рассматриватьзаполнение пансионата круглогодично необходимо также создать условия дляорганизации культурно – развлекательных программ. Для этого потребуютсядополнительные инвестиции (финансовые возможности, и временные ресурсы).
Приорганизации и планировании производственной программы ООО «Пансионат«Химик», прежде всего, исходит из потребностей клиентов на производимые услуги.Масштабы потребностей сопоставляются с наличной производственной мощностью, врезультате этого сопоставления определяются критерии востребованных услуг ипланируется дальнейшее их осуществление.
Дляразработки производственной программы используются также перспективы развитияотрасли. Формирование спроса в рекреационной сфере происходит за счетпотребностей клиентов непосредственно, поэтому влияние на спрос возможно толькопри учете возможностей самого предприятия. Такими возможностями являются, во-первых,включение в спектр оказываемых услуг нововведений, во-вторых усовершенствованиепотребительских свойств ранее оказываемых услуг. Планирование производстваоказывает большое влияние на организацию согласованной работы основных ивспомогательных служб. Производственная программа, выполненная в 2006–2007 гг.представлена в Таблице 5, Рисунок 5.
Таблица 5. Производственнаяпрограмма ООО «Пансионат «Химик» на 2007–2008 годНаименование показателя Всего за 2009 год График заполнения по месяцам Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Койко /сутки Всего: 74377 24520 23700 23763 2394 – дети 70336 24464 23211 22661 – взрослые 4041 56 489 1102 2394 Сумма Всего: 34541 10744 11351 11235 1211 – дети 32426 10676 11019 10731 – взрослые 2115 68 332 504 1210 Наименование показателя Всего за 2007 год Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Койко /сутки Всего: 85422 627 16054 33248 28971 6480 42 – дети 66319 15427 27463 23194 235 – взрослые 19103 627 627 5785 5777 6245 42 Сумма Всего: 44129 332 7532 17355 15257 3628 27 – дети 32896 7184 13855 11761 96 – взрослые 11233 332 348 3500 3495 3531 27
/>
/>
Рис. 5.Производственная программа ООО «Пансионат «Химик» в объемных показателяхна 2007–2008 г.
Производственнуюпрограмму ООО «Пансионат «Химик» на 2006 год при осуществлениивышеуказанных мероприятий предприятия можно представить следующими данными (Таблица6).
Таблица 6. Производственнаяпрограмма ООО «Пансионат «Химик» в объемных показателях на 2009 г.
Наименование показателя
За 2 кв.
Май
Июнь
За3 кв.
Июль
Август
Сентябрь
4 кв.
Октябрь
Всего за 2006 год:
Койко/сутки – дети 13500 13500 49700 25500 24200 63200
В т.в. удобства в номере
3–4 местн. размещение
корпуса 6–7;
2; 4; 11 10000 10000 37900 19000 18400 47900
В т.ч удобства на этаже 5-ти
Местн.размещ.
Корпуса 1; 3. 3500 3500 11800 6000 5800 15300 – взрослые 2750 2750 9000 9000 3500 3500 15250 Всего: 16250 2750 13500 58700 25500 24200 9000 3500 3500 78 450
/>
Детскийотдых, в отличие от взрослого, менее требователен к комфорту, но и в этомслучае уровень комфортности не может быть ниже определенного уровня, которыйпостепенно повышается. Требовательность к повышенному комфорту детского отдыхаособенно заметна со стороны крупных предприятий (например, ОАО «ГМКНорильский никель»), благосостояние сотрудников которых выше средних по России.На 2006 год ООО «Пансионат «Химик» планирует продолжить, в качествеосновной деятельности, реализацию детского отдыха, взрослый и семейный отдыхпланируется в объемах необходимых для полного использования ресурсовПансионата, особенно в весенний и осенний периоды сезона отдыха (Приложение 1).Объемы планируемой реализации напрямую зависят от степени подготовленности пансионатак сезону. Предприятие будет иметь возможность осуществлять производственнуюпрограмму 2006 года начиная с мая 2006 года, по причине отсутствия требуемогоуровня имущественного и инженерного обеспечения.
Производственнаяпрограмма ООО «Пансионат «Химик» включает следующие направления:
— организация проживания;
— организация питания;
— организация медицинских услуг;
— организация культурно – оздоровительных программ.
Представленнаяпроизводственная программа обеспечивается имущественным, инженерным иорганизационным оснащением.
Дляорганизации питания ООО «Пансионат «Химик» располагает столовой – возможностьобеспечить единовременным сбалансированным питанием до 550 человек.
Способностьудовлетворять потребности клиентов в оказании медицинских услуг, представлены вналичии лечебных специализированных кабинетов, с соответствующим медицинскимоборудованием.
Удовлетворениепотребностей клиентов в досуге обеспечена наличием собственных оборудованныхтерриторий – пляж, спортивные площадки (теннисная, баскетбольная,волейбольная), детская площадка, тренажерный зал, кинотеатр (1980 г.строения), летняя эстрада.
Помимопокрытия потребностей в имущественном оснащении при оказании заявленных услуг впроизводственной программе ООО «Пансионат «Химик» нуждается в обеспеченииэнергоресурсами, необходимыми для реализации всего комплекса услуг.
Потребностьв энергоресурсах складывается из трех составляющих: электроэнергия; водахолодная, включая канализацию; тепло (отопление, горячая вода).
Инженерноеоснащение в ООО «Пансионат «Химик» представлено наличием централизованноговодоснабжения. Канализация и электроснабжение в пансионате централизованные.Для обеспечения горячего водоснабжения в пансионате имеется собственнаякотельная. Для преодоления вышеперечисленных производственных проблем инедостатков в обслуживании клиентов необходима комплексная реконструкцияПансионата.
Всоответствии с бизнес – планом услуги планируется осуществлять на базесуществующего имущественного, инженерного обеспечения.
Потребностьв сырье и материалах, необходимых для реализации всего комплекса услуг,складывается из трех основных составляющих: потребность всанитарно-гигиенических средствах одноразового применения, используемыхклиентами пансионата и представляющих собой ежедневно заменяемый гигиеническийкомплект, состоящий из мыла, шампуня и т.д.; потребность в продуктах питания,используемых для приготовления пищи в комплексе столовой; потребность в прочемхозяйственном инвентаре для всего комплекса услуг.
Приопределении потребности в санитарно-гигиенических средствах одноразовогоприменения учитывается планируемая загрузка пансионата, составляющая в среднем95% от общего номерного фонда в период функционирования пансионата.
Приопределении потребности в продуктах питания учитывается планируемаянаполняемость пансионата, а также, средняя стоимость одного посещения.
Приопределении потребности в прочем хозяйственном инвентаре для всего комплексаучитывается специфика оказываемых услуг и технология их предоставления. Всоставе прочего хозяйственного инвентаря рассматриваются следующие основныепозиции:
- постельное белье для пансионата (представляет собой спальныйкомплект, состоящий из простыни, пододеяльника и наволочки, из подушки, одеялаи покрывала)
- санитарно-гигиенические средства многоразового использования длягостиницы (представляют собой гигиенические комплекты, состоящие из 4-хполотенец),
- столовое белье (представляет собой комплект, состоящий из набораскатертей и салфеток в расчете на один стол),
- столовая посуда для столовой (представляет собой необходимый наборстоловых приборов и посуды).
Расчетобщей потребности в прочем инвентаре представлен в п. «Бюджет доходов ирасходов на 2009 год».
При этомследует отметить, что по каждой из указанных позиций планируется приобретениепредметов инвентаря профессионального уровня, предназначенных специально дляоказания соответствующих услуг.
Кромеуказанных потребностей пансионата в материалах, специализированном инвентаре иэнергоресурсах еще одним существенным направлением расходов, будет являтьсяобеспечение досуговых мероприятий.
Рассмотренныестатьи потребностей максимально полно отражают внутреннее содержание предоставляемыхуслуг пансионата и впоследствии, самым непосредственным образом, будутформировать их качество.
Приобретениеосновных материалов ООО «Пансионат «Химик» на 2009 год, планируется осуществлятьследующим образом:
1. Выборпоставщиков: подготовка списка возможныхпоставщиков; отправка запроса в соответствии с заявкой на материал; выборпоставщиков.
2. Подготовкасписка возможных поставщиков. На данном этапе, на основании полученной заявкина материал, составляется список возможных поставщиков, состоящий из постоянныхпоставщиков, с которыми заключены договора на долгосрочное сотрудничество, и,возможно, новых, выявленных с помощью различных информационных каналов, в томчисле в результате анализа ранее полученных коммерческих предложений.
3. Отправказапроса на материал. Данная стадия состоит из следующих этапов: организация иливозобновление переписки с возможными поставщиками; подготовка и оформлениезапроса, в соответствии с заявкой на материал; регистрация отправки запросоввозможным поставщикам.
4. Организацияили возобновление переписки с возможными поставщиками.
5. Отправказапроса возможным поставщикам. Подготовленный и соответствующим образомоформленный запрос на материал отправляется возможным поставщикам при помощивыбранного средства связи.
6. Выборнаиболее подходящих поставщиков: получение предложений от возможныхпоставщиков; согласование полученных предложений; регистрация получениякоммерческих предложений от возможных поставщиков; выбор наиболее подходящихпоставщиков.
7. Регистрацияполучения предложений от возможных поставщиков.
Обеспечениепредприятия товарно-материальными ценностями осуществляется на основании:утвержденного бюджета движения денежных средств, бюджета доходов и расходов;принятых в соответствии с производственной программой норм потребления.
Посредствомвыбранной схемы реализация производственной программы, ООО «Пансионат«Химик» будет иметь возможность в 2009 году оптимизировать процесс закупок сцелью реализации имеющейся возможности по снижению цен закупок, без потери вкачестве.
Структура ичисленность персонала предприятия планируется в соответствии поставленным передпансионатом конкретными задачами и законодательству РФ. Перед предприятиемстоит непосредственная задача обеспечения соответствующих условий для отдыха иоздоровления людей. В соответствии с изменениями действующего законодательства,осуществления производственной программы и планируемых изменений ворганизационной структуре предприятия среднесписочная численность персоналаподвержена изменениям, динамика которых следующими данными (Таблица 7).