Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Философские концептуальные основы изучения олимпизма и олимпийского образования

Олимпизм,олимпийское образование в современных условиях -социокультурное образованиеиндустриальной и постиндустриальной цивилизации.
Кведущим философским концептуальным идеям олимпизма и олимпийского образованияотносятся:
— идея мира, мирного сосуществования социальных систем, государств и народов, вкоторой олимпизм выступает как системообразующий фактор, а олимпийскоеобразование — как средство воспитания молодежи в духе мира;
— идея общечеловеческой ценности олимпизма и олимпийского образования,основывающаяся на интернационализме, интерсоциальном воспитании;
— идея гуманистического, всестороннего развития личности, базой реализациикоторой являются олимпийское образование молодежи, олимпийская субкультура;
— идея приоритета этических ценностей в олимпизме и олимпийском образовании,исходя из философии Fair Play.
Всовременных условиях олимпизм выступает как общечеловеческая ценность, каксущественный элемент культуры, показатель развития физической культурымолодежи.
Основысовременного олимпизма были заложены в конце XIX в. Пьером де Кубертеном, когдаим впервые была сформулирована доктрина, включающая в себя философские,педагогические, этические, эстетические, правовые, политические принципы. Онабазировалась на общечеловеческих моральных устоях всех религиозных учений.Естествен но, что на первых этапах своего развития олимпизм был тесно связан спрактикой — с проведением Олимпийских игр. Философские идеи Кубертена огармонии личности нашли свое отражение в церемонии организации Игр, проведенииконкурсов искусств Олимпиад.
Завремя, прошедшее с момента рождения современного олимпийского движения,олимпизм превратился в своеобразную философию молодежного мира, в мощнуюсоциокультурную данность мирового масштаба, являющуюся одним из важнейшихинститутов современной международной жизни. Олимпизму, который выступает какособый тип субкультуры, присуща своя система идеалов, принципов, целевыхустановок, менталитета, норм и ценностей, имеющая относительнуюсамостоятельность и логику развития, для которой характерны:
— наличие в общей системе культуры относительно устойчивых образований,объединяющих молодых людей одного возраста по их общности представлений(истинных или ложных) об основных жизненных ценностях и интересах, по общемутипу социального поведения и имеющих функцию воспроизводства соответствующейсистемы межгрупповых отношений и соответствующих им индивидуальных черт;
— достаточное интегрирование в общую систему культуры;
— существование единого вектора ценностных ориентаций, присущих данному типукультуры и данной культурной эпохи, отражающего их общественный игуманистический идеалы;
— повышенная забота субъектов субкультуры о внешности, выступающей главнымфактором атрибуции, культурного самосознания и идентификации (физический облик,одежда, тип физических действий).
Говоряоб олимпизме как о молодежной субкультуре, следует особо отметить совпадение еес общегуманистической направленностью развития человека как творческойличности, то есть с тем, что может быть названо прогрессом в сфере культуры (М.Сараф, 1998).
Важнымаспектом олимпизма является идея мирного сосуществования народов, государств исоциальных систем. «Ты собираешь молодежь — наше будущее, нашу надежду — под свои мирные знамена» (П. де Кубертен).
Однаиз главных идей Олимпийских игр — мир и дружба!
Переняву древних греков философию олимпизма, в современных условия не удалосьполностью реализовать идею мирного сосуществования: три современные Олимпиадыне состоялись из-за мировых войн — в 1916, 1940 и 1944 гг.
Посвоим масштабам международный спорт и Олимпийские игры не имеют себе равных вмире. В силу своей огромной популярности международный и олимпийский спортпопали в поле зрения и отдельных политиков, и политических партий, и главгосударств, и воротил международного бизнеса. Отсюда — колоссальная социальнаязначимость международного спортивного и олимпийского движения, котороеспособствует развитию и углублению межгосударственных отношений, культурныхсвязей, разрядке международной напряженности, политике мирного сосуществованиягосударств с различным политическим строем.
Ксожалению, у спорта есть не только друзья, но и недруги. Есть люди, которыепытаются использовать спортивные состязания как повод к провокациям, носящимчетко выраженную политическую, национали стическую окраску, как повод кразжиганию низменных страстей.
Невызывает сомнения, что спорту изначально присуща агрессивность, что спорт исостязания сами по себе являются конфликтными системами.
Да,спорт может быть источником насилия. Это невозможно отрицать. Но опытмеждународного спортивного содружества дает намного больше позитивных примеров.Именно поэтому вопросы управления поведением человека составляют ключевуюоснову олимпийского образования.
Понимаяобщепланетарную роль Международно го олимпийского движения, учитывая егоавторитет и значимость в мировом сообществе, 50-я Сессия Генеральной АссамблеиООН (в октябре 1993 г.) заслушала доклад председателя МОК Х.А. Самаранча«За установление лучшего и прочного мира благодаря спорту и олимпийскимидеалам». После доклада была принята резолюция, в которой фактическивозрождалась идея прекращения всех военных действий во время Олимпийских игр.Эта резолюция ООН была подтверждена в 1995 и 1997 гг., когда Организацияобъединенных наций призвала государства планеты соблюдать перемирие во времяXVIII зимних Олимпийских игр в Нагано, так как в этот период возник острыймеждународный конфликт между Ираком и США.
Пацифистскийхарактер олимпизма имеет и долговременные перспективы. В уже упоминавшейсярезолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Об олимпийском перемирии» естьраздел, который озаглавлен так: «Утверждение мира и построение болеесчастливой жизни на планете посредством спорта и воплощения олимпийскихидеалов». Этот проект рассматривался в 2000 г. перед Играми XXVIIОлимпиады в Сиднее. Несмотря на ряд серьезных испытаний, надо надеяться на то,что принципы и идеалы олимпизма выдержат их достойно.
Нравственноевоспитание в системе олимпийского образования занимает особое место, так какзанятия физическими упражнениями, спортом представляют огромные возможности дляформирования нравственных принципов.
Справедливостиради следует заметить, что первоначальные мотивы к спортивным занятиям у детейи подростков зачастую слабо связаны с социальной значимостью этой деятельности.Чаще бывает, когда побудительной причиной такого выбора являются зачастую либопрямо асоциальные мотивы (повышение авторитета среди подростков за счетпревосходящей физической силы), либо внешние атрибуты (красивая фигура, яркаяспортивная форма, «модность» вида спорта и т.п.).
Задачаспециалистов состоит в том, чтобы эти первоначальные мотивы в дальнейшемпревратились в более содержательные и социально значимые, перешли в осознанное,осмысленное стремление к гармоническому совершенству, выраженному в единстветела, воли и разума, то есть к воспитанию человека как активного участникаобщественного прогресса.
Идеясочетания нравственного и физического развития молодежи, роль спорта ввоспитании людей глубоко и серьезно изучалась Пьером де Кубертеном.
Необходимозаметить, что занятия спортом, физическими упражнениями уже по природе своейтесно связаны с этикой, моралью. «Игра и спорт — это области человеческойдеятельности, в основе которых лежит нравственное поведение. Нравственность исвязанный с ней определенный „дух“, образ мыслей и чувств, пользующийсявсеобщим уважением, присущи спорту не как некий внешний атрибут, а какэлементарные и необходимые предпосылки» (Э. Майнберг, 1984).
Утвержденныеправила и нормативы спортивной деятельности налагают на ее участниковопределенные ограничения, в то же время не отнимая у них целиком свободыдействий. Эта «эквилибристика» между свободой и ограничениямипредъявляет к человеку, занимающемуся спортом, особые нравственные требования,заключающиеся в соблюдении принципа честной спортивной борьбы.
Какотмечает У. Люкевич (1998), Fair Play выступает в системе спортивной этики какквинтэссенция основных моральных положений, обозначая приоритет честногосостязания по установленным правилам.
Итак, философскиеконцептуальные основы современного олимпизма состоят в слледующем:
— гуманистическом всестороннем развитии личности;
— сохранении мира и укреплении дружбы между народами;
— развитии молодежной субкультуры и обмене культурными ценностями;
— установлении торжества этических ценностей в олимпийском движении и спорте.
Теориякак совокупность научных положений составляет часть концепции олимпизма ивключает в себя:
— системно-ретроспективный подход к изучению и организации Олимпийских игр иолимпийского движения;
— аксиологический подход к олимпийскому образованию;
— оздоровительно-развивающий характер олимпизма.
Системныйподход к олимпийскому движению требует раскрытия ретроспективных аспектовразвития, совокупности методов и принципов изучения и организации олимпийскогообразования молодежи, выполняет функцию принципа и поэтому требует рассмотренияолимпизма как организационной структуры, так и содержательной основыолимпийского образования.
Ворганизационном плане олимпизм имеет достаточно стройную систему и представленМеждународным олимпийским комитетом во главе с президентом МОК и национальнымиолимпийскими комитетами.
Всодержательном плане олимпизм представлен олимпийским образованием, основойкоторого являются гуманистические, общечеловеческие ценности. Олимпизм какуниверсальное массовое движение влечет за собой необходимостьинтенсифицированного процесса «обучения олимпизму», содержаниекоторого заключается в распространении культурных, этических и воспитательныхценностей олимпизма «на всех уровнях общества» (Х.А. Самаранч, 1994).
Серьезнуюработу по олимпийскому образованию проводит Международная олимпийская академия(МОА) — духовный «центр» олимпийского движения. В Положении о ееорганизации говорится, что она «должна функционировать как мировойкультурный центр олимпизма, признанный служить сохранению и распространениюдуха олимпизма и олимпийских принципов, изучению и применению педагогических исоциальных принципов Игр, а также научному подкреплению „олимпийскойидеи“. Уже чисто хронологическое перечисление акций МОА в этом направлениисвидетельствует о важности ее работы.
Впервыепонятие „олимпийское образование“ (Olympic Education) былосформулировано в докладе С. Фавра (Италия) в 1968 г. на 8-й сессии МОА.
В1972 г. на 12-й сессии МОА Э. Лауэрбах (Германия) обращается к проблемам пропагандыолимпийских принципов в школе, напоминая, что идея Кубертена о реформеобразования весьма актуальна и в современных условиях.
Идеянеобходимости включения пропаганды олимпийских принципов в школьную системуобразования получила свое развитие в 1974 г. на 13-й сессии МОА, где Х. Андрекс(Австрия) сделал доклад „Олимпийская идея и ее реализация в школах“.На этой же сессии П. Сорин (Франция) в докладе „Вклад воспитания волимпийское движение“ рассматривал проблему использования воспитательнойконцепции П. Кубертена в настоящее время.
Вопросыолимпийского образования и воспитания были подняты на 16-й сессии МОА в 1974 г.Н. Мюллер (Германия) и Т. Доксас (Греция) обозначили главную цель МОА каквоспитание молодежи, основанное на гармонии тела и разума, в духе мира.
На18-й сессии МОА (1979 г.) с основным докладом „Олимпизм и воспитание“выступил член МОК, премьер-министр Туниса Мохамед Мзали. Отмечая, чтопедагогические идеи П. Кубертена основаны на философии, цель которой — гармоничное воспитание, единство физического, интеллектуального и духовногоразвития человека, М. Мзали отметил, что до настоящего времени воспитательнаяценность спорта явно недостаточно реализуется в школьной системе образования.
Впервыена 18-й сессии был поднят вопрос об олимпийском образовании в следующем звене — высшей школе. В докладе Дисона Пауэлла (Канада) „Университетскоеобразование и олимпизм“ отмечено, что ни одно высшее учебное заведение вмире не ввело в свои программы предмет „олимпизм“ или „олимпийскаяидея“. Д. Пауэлл предложил рассматривать МОА как Всемирный олимпийскийуниверситет.
Важноезначение олимпийского образования для решения проблемы шовинизма и насилия вспорте отметил Мохамед Мзали на 21-й сессии МОА в 1982 г., на 23-й сессии (1985г.) целый ряд ученых (Ж. Боротра, К. Коулоурис и др.) посвятили свои сообщенияфилософии Fair Play как основе решения проблемы воспитания в спорте.
Проблеме»Олимпийские игры как фактор мира и международного взаимопонимания"была посвящена 25-я сессия (1986 г.), где основные докладчики М. Зергуни(Алжир) и Ф. Ландри (Канада) обратили внимание на роль олимпийского образованияв налаживании международного взаимопонимания.
Оченьважный аспект олимпийского образования — эстетическое воспитание — рассматривался на 26-й сессии МОА в 1987 г., где П. Спир (Канада) подробноинформировал о программе олимпийского образования в Канаде, разработанной кзимним Олимпийским играм в Калгари.
Следуетзаметить также, что и в последующем, практически на каждой сессии МОА, в тойили иной степени затрагивались вопросы олимпийского образования как ввыступлениях докладчиков на 31, 32, 33-й сессиях, так и в сообщениях президентаМОА, члена МОК И. Нисиотиса и декана Академии О. Шимичека.
Онеобходимости активизации работы в деле пропаганды идей олимпизма четко сказанов заключительном документе XII Олимпийского конгресса (Париж, 1994 г.):"… распространение этических, культурных и воспитательных ценностейолимпизма должно быть интенсифицировано всеми участниками олимпийскогодвижения".
Идеягармоничного развития человека стала ключевой ценностью олимпизма. И. Быховская(1998) справедливо отмечает, что «идея гармонии -соразмерности, стройностичастей единого целого — никогда не покидала человека».
Особоевнимание в проблеме уделяется поиску гармонии между духовным и физическимначалами, между внутренним и внешним миром человека, гармонии между телом идухом.
Особоярким было проявление гармонии тела и духа в античной культуре, где телесное идуховное развития человека рассматривались как две равнозначные части егостановления и совершенствования, а истинной ценностью признавалось человеческоетело.
Ксожалению, идея гармонии не всегда была признана, культ тела постепенносменяется в средневековой культуре незаинтересованным, а вернее сказать, презрительно-пренебрежительнымотношением как к телу, так и к физической культуре в целом.
ЭпохаВозрождения вернула человечеству античные взгляды на гармонию и красотучеловеческого тела, но, во-первых, в художественном изображении его в этотпериод были в ходу многочисленные запреты, а, во-вторых, в общественномсознании этого периода превалирует мысль о том, что «чем»меньше" плоти, тем больше духа" (И. Быховская, 1998).
Когдав конце XIX века идея возрождения Олимпийских игр начала реально воплощаться в жизнь,Пьер де Кубертен, естественно, не мог пройти мимо античной идеи гармоничногоразвития человека. Взаимосвязь «мускулов и духа» легла в основусоздаваемой им философии олимпизма: «Спорт надо рассматривать как источники как повод для искусства. Он создает красоту, потому что оживляет атлета,который сам по себе живая скульптура. Спорт является поводом для красотыблагодаря посвященным ему сооружениям, зрелищам и организованным в его честьпраздникам...».
Определяяосновы олимпизма, Кубертен упоминает в их числе «красоту, порождаемую вИграх участием интеллекта». В речи, произнесенной в 1906 г., онподчеркивает: «Мы организуем стимулирующее сотрудничество междуискусством, наукой и возрожденными Олимпийскими играми...».
Дляхарактеристики современного олимпизма Кубертен взял девиз: «Mens fervidain corpore lacertoso» («В развитом теле — возвышенный дух») впротивовес известному: «Mens sano in corpore sana» («В здоровомтеле — здоровый дух»), имеющему лишь медицинский, гигиенический взгляд нагармонию тела и духа.
Взглядыоснователя современного олимпизма нашли и свое практическое воплощение: уже в1906 г. был проведен Олимпийский конгресс «Спорт и искусство»,который был посвящен тому, как возродить высококультурный, совершенный образжизни.
В1906 г. Международный олимпийский комитет постановил проводить на Олимпийскихиграх состязания по архитектуре, живописи, скульптуре, музыке и литературе.
Впервыетакой конкурс был проведен в 1912 г. в Стокгольме. Именно тогда и былаприсуждена Пьеру де Кубертену золотая медаль за «Оду спорту».
Рассматриваявзаимосвязь спорта и искусства, его эстетическую ценность, влияние спорта намногие стороны культурной жизни общества, можно выделить несколько моментов.
Самспортивный поединок — это зрелище. Зрелище, которое по своему воздействию назрителей сродни лучшим драматическим произведениям, исполненным лучшимиактерами: настоящий болельщик глубоко переживает все, что происходит наспортивной арене, тонко оценивая искусное исполнение и не принимая фальши… Нов отличие от драматического представления спортивный спектакль выделяетсянепредсказуемостью конечного результата, и это подчеркивает его дополнительнуюэмоциональную глубину.
Нозрелищем может быть не только красочное спортивное представление. Гармония,красота движений человеческого тела, тела, послушного атлету, — вот то, чтоявляется самой привлекательной стороной спорта! Именно высшее спортивноемастерство, проявляющееся в современном физическом самоконтроле, позволяетатлету добиться власти над пространством и временем. При этом эстетику движенияв спорте лучше всего могут оценить либо сами спортсмены, либо искушенныезрители, хорошо знакомые с правилами и особенностями вида спорта.
Вспорте есть целый ряд видов, в которых красота движения является одной изсоставляющих итогового результата: фигурное катание, художественная испортивная гимнастика, прыжки в воду, акробатика и синхронное плавание — вовсех этих состязаниях в качестве выразительного средства используютсячеловеческое тело, чувство ритма, изящество и пластика.
Естьотрасли культуры, науки и техники, которые теснейшим образом связаны соспортом. Подготовка к крупным спортивным соревнованиям, и в первую очередь кОлимпийским играм, преображает внешний облик городов, ставших хозяевами этихсостязаний, модернизирует их инфраструктуру.
Особыйсинтез спорта, искусства, архитектуры, культуры, науки и техники и есть основаолимпизма. Олимпийские игры, составляющие основу олимпизма, «сталикатализатором развития различных сторон материальной и духовной культуры».Вне этого сочетания Олимпийские игры не несли бы в себе столькопривлекательности.
Философскоепонимание современного олимпизма невозможно без фундаментального обоснованияего социально-сущностной природы (Э. Шатерников). Речь идет об аксиологическомаспекте олимпизма. При рассмотрении этой стороны олимпизма следует прежде всегоотметить пропаганду высоких этических ценностей. В этом плане спорт обладаетколоссальными возможностями, так как внутри него общечеловеческие нравственныепонятия и нормы подвергаются подчас весьма серьезным испытаниям и искушениям. Вэтой ситуации зачастую спортивная борьба, спортивный поединок, значимостьспортивного результата (общественная, экономическая, политическая) провоцируютконфликт между реальностью и олимпийскими идеалами. Тем не менее существованиетакого конфликта не опровергает этих идеалов. Необходимо лишь понять, что спорт- одна из возможностей в борьбе за идеалы чести, добра и красоты (Г. Харабуга,1981; J. Daly, 1995).
Однойиз моделей сохранения нравственной ценности Олимпийских игр, спорта вообщеявляется Fair Play.
Впредисловии к Декларации международного комитета Fair Play (1992) его нынешнийпрезидент Вилли Дауме пишет: «Честная игра (Fair Play) представляет собойодин из фундаментальных вопросов, относящихся к будущему спорта, и содержитнабор этических принципов… принципы Честной игры становятся существеннонеобходимыми и могут быть даже ключом к решению борьбы с насилием… Нашеисключительно сложное современное общество, в котором все взаимосвязано,обречено, если оно продолжит развиваться в условиях насилия. И угрожающийпарадокс нашего мира существует — масштабы насилия продолжают расширяться.
Решениеэтой проблемы может быть частично реализовано через движение „FairPlay“.
ПринципыFair Play основаны на строгом соблюдении правил в видах спорта, уважении,которые лица, участвующие в соревнованиях, должны демонстрировать в интересахдруг друга и общего благополучия. Эти требования относятся не только кучастникам соревнований, но и к судьям, тренерам, родителям, учителям, врачам изрителям, к средствам массовой информации, спортивным федерациям, клубам иобщественным властям.
Всовременном спорте суровые условия подготовки спортсменов высокого классаоказывают влияние на многие функции и системы организма, затрагивая не толькобиологические, но и психологические структуры.
Отсюдаочевидно, что соблюдение принципов Fair Play серьезным образом влияет настановление нравственного облика спортсмена и всего олимпийского движения.Спортивная этика как составная часть олимпизма является составной частьюфизического воспитания, олимпийского образования молодежи. Поэтому пропагандуидей Fair Play необходимо начинать еще на этапе начальных занятий физическойкультурой и спортом, делая акцент на безусловном уважении соперника ибезукоснительном соблюдении правил состязаний и игр. Необходимы теоретическиезанятия, где должны рассматриваться как общие нравственные критерии, так испецифические этические принципы спорта.
Спортивнаяэтика как часть системы знаний об общих закономерностях нравственноговоспитания в спорте должна стать непременной частью подготовки специалиста пофизическому воспитанию, олимпийскому образованию.
Список литературы
1.Быховская И.М. Идея гармонии как ценность олимпизма // Межвуз. сб. науч.матер., посвященный 90-летию первого выступления российских спортсменов наОлимпийских играх. Воронеж, 1998, с. 6 — 13.
2.Дуранов М.Е., Чернецкий Ю.М. Общая педагогика. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999.- 186 с.
3.Чернецкий Ю.М. Олимпизм в системе образования и воспитания. — Челябинск:»Полиграф-мастер", 2000. — 242 с.
4.Харабуга Г.Д. Проблемы современного международного олимпийского движения //Тез. докл. Всесоюз. симпозиума «Проблемы истории физической культуры иолимпийского спорта». М., 1981, с. 122 — 124.
5.Шатерников Э., Рузиев С. Олимпизм как основная категория теории олимпийскогодвижения // Междунар. форум «Молодежь — Наука — Олимпизм», Москва, 14-- 18 июля 1998 г., с. 275 — 277.
6. Daly J. Fair Play and competitive Sport; The moral imperative// JOA, 2nd Joint international Session for Educationists, 1995.
7. Fair Рlay for all. Declaration of theCIFP. Munchen, Paris, 1992.
8. Samaranch Huan Antonio. Sport, Culture and the Arts // Olympicmessage, № 26 (April), 1990. — P. 7 — 14.
9.Доктор педагогических наук, профессор Ю.М. Чернецкий  философскиеконцептуальные основы изучения олимпизма и олимпийского образования.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.