Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Туробмен между Беларусью и Чехией

ДИПЛОМ
Тема: Современное состояние и перспективы развитиятуристического обмена между Чехией и Беларусью

Содержание
Введение
Глава 1. Международный туризм и его роль в экономике стран
1.1 Основные тенденции развития мировоготуристического рынка
1.2 Международный туризм в системе мирохозяйственных связей
Выводы по главе 1
Глава 2. Сравнительный анализ развития туристического рынкаРеспублики Беларусь и Чехии
2.1 Развитие туристического рынка Беларуси
2.2 Развитие туристического рынка Чехии
2.3 Сравнительный анализ развития туристического рынкаБеларуси и Чехии
Глава 3. Современное состояние и перспективы развитиятуристического обмена между Чехией и Беларусью
3.1 Современное состояние туристического обмена междуЧехией и Беларусью
3.2 Перспективы развитиятуристического обмена между Чехией и Беларусью
Заключение
Список литературы
Введение
Туризм рассматривается как одна из наиболее доходных иинтенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Об этом свидетельствуеттот факт, что на его долю приходится около 10% мирового валового национальногопродукта.
К началу третьего тысячелетия на долю международного туризмаприходилось 8% общего объема мирового экспорта и 30-35% мировой торговлиуслугами. Общие расходы на внутренний и международный туризм составляют 12%мирового валового национального продукта.
По данным отчета, опубликованного Международным советом потуризму и путешествиям, в 2008 году в мире в сфере путешествий и туризма занятопочти 73,7 млн. человек, что составляет 2,8% от общего числа работающих. Крометого, в смежных отраслях туризм обеспечивает работой почти 214,7 млн. человек. Вобщей сложности, в индустрии туризма и сферах экономики, связанных с ней,занято 8,1% трудоспособных жителей Земли. По прогнозу, к 2014 году этотпоказатель вырастет до 8,6%. Оборот индустрии в 2008 году достиг 5,49 млрд. долларовСША. В 2014 он увеличится почти до 9,56 млрд. долларов США.
Развитие туризма играет важную роль в решении социальныхпроблем. Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые рабочиеместа, поддерживается высокий уровень жизни населения, создаются предпосылкидля улучшения платежного баланса страны. Необходимость развития сферы туризмаспособствует повышению уровня образования, совершенствованию системымедицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространенияинформации и т.д.
Туризм оказывает положительное влияние на сохранение иразвитие историко-культурного наследия, ведет к гармонизации отношений междуразличными странами и народами, заставляет правительства, негосударственныеорганизации и коммерческие структуры активно участвовать в деле сохранения иоздоровления окружающей среды.
Наиболее быстрорастущую долю туристов во всем мирепредставляют люди пожилого возраста. Они имеют достаточно средств, но оченьтребовательны к сервису. Снижается спрос на групповые поездки и активизируетсяиндивидуальный туризм. Повышенным спросом пользуются туристско-экскурсионныемаршруты с использованием автобусов. Растет интерес к корпоративному исемейному отдыху, специализированным турам по интересам.
Туристская деятельность по организации поездки «деловая»,в частности для участия или проведения конгрессов, фестивалей, бизнес встреч,относится к числу наиболее динамично развивающихся и наиболее выгодных видовпутешествий. Ежегодные темпы роста этого вида туризма в мире составляют 8%. Данноенаправление в туризме дает вдвое больше дохода принимающей стороне, чем туризмпо организации поездки «отдых».
Большим спросом стали пользоваться краткосрочные туры погородам и туры выходного дня. Все более популярными становятся приключенческиеи спортивные туры. Одним из самых перспективных видов туризма являетсяэкологический туризм. Интенсивно развивается туризм, использующий проведениеспециализированных спортивных и культурных мероприятий, особенно на рынке США иЯпонии.
Целью дипломной работы является формирование целостногопредставления о состоянии и перспективах развития туристического обмена между Беларусьюи Чехией.
В связи с поставленной целью в работе решаются следующиезадачи:
Рассмотрение роли международного туризма в экономике страны.
Анализ состояния и перспектив развития туризма Беларуси.
Анализ состояния и перспектив развития туризма Чехии.
Изучить современное туристического обмена между Чехией иБеларусью.
Рассмотреть перспективы развития туристического обмена междуЧехией и Беларусью.
Объектом данной работы является международный туризм.
Предметом данной дипломной работы является состояние иперспективы развития туристического обмена между Чехией и Беларусью.
Глава 1. Международный туризм и его роль вэкономике стран1.1 Основные тенденции развития мировоготуристического рынка
Туризм — временные выезды (путешествия) граждан РоссийскойФедерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — граждане) спостоянного места жительства в оздоровительных, познавательных,профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятияоплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.
Туристская деятельность — туроператорская и турагентскаядеятельность, а также иная деятельность по организации путешествий. [1]
Операции по международному туризму — это вид деятельности,направленной на предоставление различного рода туристских услуг и товаровтуристского спроса с целью содействия удовлетворению широкого круга культурныхи духовных потребностей иностранного туриста. Международный туризм включаетвыезжающих за границу лиц, не занимающихся там оплачиваемой деятельностью.
Туристские услуги в международном товарообороте выступаюткак невидимый товар. Характерной особенностью и своеобразным достоинствомтуристских услуг как товара является то, что значительная часть этих услугпроизводится с минимальными затратами на месте и, как правило, безиспользования иностранной валюты. Иностранные туристы пользуются услугами,предоставляемыми предприятиями туристской индустрии страны назначения. Крометого, они потребляют или покупают и вывозят в качестве сувениров определенноеколичество товаров, приобретаемых в стране посещения за иностранную валюту,предварительно обменяв ее на местную валюту.
Международный туризм как одна из форм международныхэкономических отношений приобрел в современных условиях огромные масштабы истал оказывать существенное влияние на политические, экономические и культурныесвязи между государствами.
Для международного туризма характерны быстрый рост числатуристов и резкое увеличение денежных поступлений от туризма.
Наибольшее развитие международный туризм получил взападноевропейских странах. На долю этого региона приходится свыше 70% мировоготуристского рынка и около 60% валютных поступлений. Примерно 20% падает наАмерику, менее 10% — на Азию, Африку и Австралию, вместе взятые. [2]
В основе роста международного туризма — прежде всегоэкономический и социальный прогресс. С одной стороны, увеличивается объемделовых поездок и поездок с познавательными целями, с другой — совершенствуютсятранспортные средства, что ведет к ускорению и удешевлению поездок. Развиваютсямежгосударственные связи и культурный обмен между странами, усиливается желаниелюдей лучше понять и узнать друг друга.
К числу важнейших предпосылок развития международноготуризма можно отнести, прежде всего, социально-экономические предпосылки, аименно: рост числа наемных рабочих и служащих в зарубежных странах; повышениеих материального и культурного уровня; усиление интенсификации труда и в то жевремя получение работниками более продолжительных отпусков и более высокойзаработной платы и др.
Существенное значение для развития международного туризмаимело также стремление отдельных стран к увеличению валютных поступлений оттуризма и создание с этой целью целой отрасли хозяйства — туристской индустрии.Под ТУРИСТСКОЙ индустрией понимается совокупность производственных,транспортных и торговых предприятий, производящих и реализующих туристскиеуслуги и товары туристского спроса. Сюда относятся гостиницы и другие средстваразмещения, средства транспорта, предприятия общественного питания,предприятия, выпускающие сувениры и другие товары туристского спроса. Втуристской индустрии во всем мире занято более 30 млн. человек.
О том, что государство уделяет значительное вниманиеразвитию туризма, говорит принятие концепции развития туризма, котораянаправлена на обеспечение в стране правовой, организационной и экономическойсреды для формирования современной туристической индустрии.
Под туризмом в Концепции понимаются временные выезды (путешествия)граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства спостоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых,спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью встране (месте) временного пребывания.
В условиях приоритетной поддержки развития туристическойиндустрии со стороны государства будет обеспечено более эффективное использованиечеловеческих, информационных, материальных и иных ресурсов с учетом рынка трудаи задач социально-экономического развития страны.
Туризм является одной из наиболее доходных и интенсивноразвивающихся отраслей мирового хозяйства. Расходы на туризм составляют 12%мирового валового продукта, 8% общего мирового экспорта и 30-35% мировойторговли услугами.
За последние двадцать лет среднегодовые темпы роста прибытияиностранных туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений-14,0%. Попрогнозам специалистов, бурное развитие туризма ожидается и далее: к 2005г. этаотрасль станет ведущей в мировом экспорте. Ожидается, что при сохранениисовременных темпов роста число участников международных путешествий к 2005 г. достигнет1млрд. чел.
По прогнозам ВТО (табл.1.1), количество туристов на планетек 2020г. возрастет втрое и будет составлять более 1 млрд.600 млн. человек.
Самые высокие темпы роста числа прибытий (рис.1.1) ожидаютсяв странах Восточной Азии и Тихого океана. В Европе и Америке они будут нижеобщемировых. Доля этих двух регионов в прибытии туристов упадет с 78,1% в 1998г. до 62,6% в 2020 году. Одновременно ожидается возрастание доходов от туризма:с 444,7 млрд. дол. США в 1998 г. до 1248 дол. США в 2020 году.
Таблица 1.1
Количество туристов в регионах, млн. чел. Регион 1995 2000 2005 2020 2020 в% к 1995 Европа 335 390 527 717 214,0 Восточная Азия/Тихий океан 80 116 231 438 547,5 Америка 111 134 195 285 256,8 Африка 20 27 46 75 375,0 Средний Восток 14 19 37 69 492,9 Южная Азия 4 6 11 19 475,0 Всего 564 692 1047 1602 284,0
Всемирная туристская организация (ВТО) отмечает следующиетенденции развития мирового туризма:
Всегда будут существовать факторы, которые могут непроявиться в одном десятилетии, но выступят как основные в последующий период. Этосвязано с изобретениями (такими, как реактивные самолеты или компьютерныесистемы бронирования). Другая подгруппа факторов, которые будут влиять напоездки и туризм, связана с применением новых технологий (электронные системыинформации и коммуникаций) и не зависит от социально-демографических изменений.
Если туризм в прошедшие годы был в основном отражениемдостижений в транспортных технологиях, которые способствовали постоянномуснижению реальной стоимости путешествий, то последующие годы будут определятьсярядом факторов, которые будут весьма сильно влиять на туризм в начале XXI века.Это прежде всего социально-демографические изменения, электронные системыинформации и коммуникаций, возросшая осведомленность и требовательность
потребителей, снятие регламентирующих ограничений на рынках,а также поляризация деятельности туристских операторов между фирмами,занимающимися глобальным бизнесом и освоившими специализированные рынки («ниши»).
Рост международной туристской деятельности на 3 — 4% в год впервом десятилетии XXI века.
Самым успешным регионом прибытия станет Азия, хотя ни дляодного региона не прогнозируется рост ниже среднего прогноза въездного туризма.
Основным источником роста будут быстро расширяющиеся рынкивыездного туризма в странах Азии; Ближний Восток, Восточная и Южная Америка иЕвропа также внесут существенный вклад в объем выездного туризма.
Внутрирегиональный туризм (особенно в Азии) резко возрастет,отражая возможности все увеличивающихся слоев населения участвовать в туризме.
Туризм с дальними перелетами из Европы и Японии будет растибыстрее, чем туризм, связанный с перемещениями на короткие и средние расстояния.
Определенные факторы будут постоянно влиять на путешествия итуристскую активность (состояние экономики, политическая ситуация,усовершенствования, связанные с безопасностью путешествий). Эти факторы будутвлиять и на национальный (домашний) туризм.
Среди ожидаемых и наиболее характерных тенденций мировоготуризма первого десятилетия ХХI века отмечаются:
замедленный темп роста;
большая конкуренция регионов и стран, желающих принятьтуристов;
осознание растущего воздействия на туризм экономических,социокультурных и связанных с окружающей средой факторов;
осведомленность потребителя о том, куда и как он хочетпоехать, и более высокие требования к выбранным им туристским продуктам иуслугам.
Развитие рынка показывает, что также растет финансовоперспективный и динамичный сектор медицинского туризма, основными факторами увеличениякоторого являются значимые для потребителя выгоды, получаемые в связи сразницей в уровне цен на медицинское обслуживание и скоростью егопредоставления.
Одно из наиболее быстро развивающихся туристическихнаправлений — сектор городского туризма. К концу 2007 г. на его долю приходится40% от общего числа путешествий по Европе. [3]
Развитие событийного туризма традиционно стабильно, оно неявляется новым для отрасли в целом. На современном этапе новыми егохарактеристиками являются:
рост инвестиций в организацию и сопровождение событийныхмероприятий; o высокий уровень конкуренции между странами за право статьорганизатором события; o тенденция к созданию спроса на те или иные событияблагодаря интенсивным PR-кампаниям организаторов.
Продолжает развиваться направление зеленого туризма, внутрикоторого усиливается дифференциация предложения. Так, активно развиваются такназываемый сектор «slow travel», агротуризм, экотуризм. Развитиеданных направлений создает спрос и, следовательно, формирует благоприятныеусловия развития таких направлений, как экологически чистые транспортныеуслуги, национальные гостиничные сети с высокой долей комфортабельных небольшихгостиниц, расширение сети покрытия операторами сотовой связи. Особенноактуальным последнее направление становится в странах Азии.
Новыми секторами, имеющими мощный потенциал формирования,является сектор «доступного туризма», ориентированный напотребителей, нуждающихся в дополнительном сопровождении (например, пожилыелюди и люди с ограниченными физическими возможностями), а также секторкосмического туризма, развитие которого спровоцировано ускорениемнаучно-технического прогресса.
В целом можно сделать вывод о том, что к современным тенденциямразвития сферы туризма необходимо отнести следующие.
Развитие туризма свидетельствует о том, что он становитсявсе более важным сектором национальной и мировой экономики, который продолжитоказывать влияние на структуру отраслей сельского хозяйства, строительства,транспорта, связи. Туристические услуги способны стать катализаторомсоциально-экономического развития практически каждой страны мира, что делает ихвсе более важной частью внешнеэкономической деятельности многих государств.
Туризм все больше превращается в фактор мультипликативноговоздействия на экономику и социальную сферу.
Возрастающая информированность потребителя увеличит значениетаких характеристик турпродукта, как индивидуальный подход, стандарты здоровья,безопасность.
В этой связи главным условием создания благоприятной средыдля развития национального сектора туристических услуг станет созданиеадекватного механизма взаимодействия субъектов отрасли и государства. Именногосударство, благодаря целенаправленным действиям, сосредоточенным наобеспечении ключевых требований к безопасности, экологии, состоянию основныхтуристических объектов внутри страны, а также на формирование позитивногоимиджа и продвижение бренда страны в целом, способно оказать существенноевоздействие на усиление конкурентоспособности туристического сектора.
 1.2 Международный туризм в системемирохозяйственных связей
Туристский рынок — это система мирохозяйственных связей, вкоторой совершается процесс превращения туристско-экскурсионных услуг в деньгии обратного превращения денег в туристско-экскурсионные услуги.
Международный туризм и туристические услуги с 20-х гг.20 векастановятся объектом международного регулирования. Еще Лига наций и перваямеждународный съезд туристских организаций (1925г) обращают свое внимание наопределение туризма, туриста, а также смежных понятий.
Международный туризм — источник валютных поступлений длястраны и средство для обеспечения занятости.
Международный туризм расширяет вклады в платёжный баланс иВНП страны.
Международный туризм способствует диверсификации экономики,создавая отрасли, обслуживающие сферы туризма.
Развитие международного туризма приводит к развитиюэкономической инфраструктуры страны и мирных процессов. Таким образом,международный туризм следует рассматривать, сообразуясь с экономическимиотношениями отдельных стран, как важная и существенная часть мирохозяйственныхсвязей.
В настоящее время развитие международного туризма становитсявсе более актуальной темой. По оценке ВТО, в 2010 г. количество иностранныхтуристов удвоится, и из одного государства в другое будет путешествовать свыше1 млрд чел. В таких условиях неизбежно возникнут проблемы и трудности,связанные с пересечением границ и выполнением путешествующими пограничных ииных туристских формальностей. В этой связи наиболее остро встает вопрос орегулировании туризма в рамках не только отдельно взятой страны и соседних сней государств, но и мирового сообщества в целом.
Главная цель сегодня — способствовать развитию туризма какосновного фактора обеспечения международного мира и взаимопонимания, мировойторговли и укреплению мирохозяйственных связей между государствами. [4]
Важными направлениями деятельности сейчас являются: «Упрощениетуристского обмена и формальностей; определение и согласование законодательногопорядка регулирования туризма, в том числе при возникновении чрезвычайныхобстоятельств (эпидемий, стихийных бедствий и др.); помощь в разработкегосударственной политики в области установления рационального взаимодействиямежду сторонами, участвующими в туризме».
Направления деятельности ВТО:
сотрудничество в целях развития туризма. Рекомендации ипомощь правительствам по широкому кругу вопросов, касающихся туризма, включаягенеральные планы и технико-экономические обоснования, определение потребностив инвестициях и передаче технологий, а также маркетинг и продвижение туризма;
развитие людских ресурсов. Базовая структура для организациисистемы образования и профессиональной подготовки в области туризма, включаякурсы по «обучению обучающих», краткосрочные и заочные курсы, а такжерасширяющаяся сеть центров образования и профессиональной подготовки ВТО;
окружающая среда. ВТО содействует обеспечению устойчивогоразвития туризма и принятию практических мер для решения экологических проблем;
качество развития туризма. ВТО работает над устранениембарьеров на пути развития туризма и стимулирует либерализацию торговли туристскимиуслугами, а также принимает меры по охране здоровья туристов и их безопасности;
статистика, экономический анализ и исследования рынка. ВТОявляется основным центром сбора, анализа и распространения данных по туризму изболее чем 180 стран и территорий. ВТО ведет постоянное наблюдение и анализируеттенденции развития туризма в мире. Для членов ВТО и туристской индустрии вцелом издается комплексная серия публикаций;
коммуникации и документация. Отдел ВТО по связям с прессой икоммуникациям действует в качестве издательского подразделения. В центредокументации ВТО сосредоточено значительное количество источников информации иразнообразных данных в области туризма.
 Выводы по главе 1
Туризм — временные выезды (путешествия) граждан РоссийскойФедерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — граждане) спостоянного места жительства в оздоровительных, познавательных,профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятияоплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.
Операции по международному туризму — это вид деятельности,направленной на предоставление различного рода туристских услуг и товаровтуристского спроса с целью содействия удовлетворению широкого круга культурныхи духовных потребностей иностранного туриста. Международный туризм включаетвыезжающих за границу лиц, не занимающихся там оплачиваемой деятельностью.
Туристские услуги в международном товарообороте выступаюткак невидимый товар.
Туризм является одной из наиболее доходных и интенсивноразвивающихся отраслей мирового хозяйства. Расходы на туризм составляют 12%мирового валового продукта, 8% общего мирового экспорта и 30-35% мировойторговли услугами.
Современный этап развития сферы туристических услугхарактеризуется высоким динамизмом, усилением конкуренции, синхронным развитиемтенденций к специализации и универсализации, диверсификацией, информатизацией,повышением требований к качеству услуг, необходимостью усиления государственнойподдержки туризма.
Туристский рынок — это система мирохозяйственных связей, вкоторой совершается процесс превращения туристско-экскурсионных услуг в деньгии обратного превращения денег в туристско-экскурсионные услуги.
Главная цель сегодня — способствовать развитию туризма какосновного фактора обеспечения международного мира и взаимопонимания, мировойторговли и укреплению мирохозяйственных связей между государствами.
Глава 2. Сравнительный анализ развитиятуристического рынка Республики Беларусь и Чехии2.1 Развитие туристического рынка Беларуси
Республика Беларусь обладает необходимыми предпосылками дляразвития туризма. Но несмотря на их наличие, в настоящее время Беларусьсущественно уступает странам Европы по параметрам въездного туризма.
К числу факторов для развития туризма в республике Беларусьследующие: рекреационно-географическое положение, природное иисторико-культурное наследие, отношение к иностранным туристам со стороныместного населения, уровень развития туристической инфраструктуры и предложениедополнительных услуг, доступность инвестиционных ресурсов, степеньразработанности нормативно-правовой базы туристической деятельности,обеспеченность туристическими кадрами и уровень их квалификации, наличиеисследовательских учреждений в области туризма, туристический имидж ипограничные формальности.
Рекреационно-георгафическое положение Беларуси в целом можноохарактеризовать как выгодное, что определяется соседством с европейскимрынком, на который приходится 58% мирового спроса на услуги международноготуризма; расположением на пересечении оживленных транзитных путей; отсутствиемярко выраженных социально-политических конфликтов и природных бедствий внутристраны и на сопредельных территориях. Только по трансъевропейскому коридоруПариж-Берлин-Варшава-Брест-Минск-Москва территорию Беларуси ежегодно пересекаютоколо 10 млн. человек, в том числе 5.5 млн. — на автотранспорте и 4.5 млн. — пожелезной дороге, что свидетельствует о значительном потенциале трансграничноговъездного туризма связаны с возможностью туристско-экскурсионного обслуживанияжителей соседних стран и посещающих их иностранных туристов. Негативнымэлементом рекреационно-географического положения являются отсутствие прямоговыхода к морю, а также усиление барьерной функции западных границ в связи синтеграцией Польши, Литвы и Латвии в военно-политический блок НАТО иЕвропейский Союз на фоне доминирующего восточного вектора во внешней политикеБеларуси.
Туристические ресурсы, включающие элементы природного иисторико-культурного наследия, являются одним из важнейших факторовпроизводства туристических услуг. Природные комплексы и историко-культурноенаследие Беларуси по своей ценности, запасам и другим характеристикам позволяютразработать диверсифицированный конкурентоспособный национальных туристическийпродукт, включающий различные виды туров для иностранных посетителей: экологические,сельские, охотничьи, этнические, фольклорно-этнографические, программыкратковременного обслуживания транзитных и трансграничных потоков,специализированные туры.
В силу особенностей своего геополитического положенияБеларусь часто становилась ареной военных действий, что предопределилоневысокую степень сохранности историко-архитектурного наследия. Тем не менее,страна обладает значительным культурно-историческим потенциалом. На территорииБеларуси учтено свыше 17.5 тыс. памятников истории и культуры. Сохранившийсяпотенциал традиционной материальной и духовной культуры является предпосылкойсоздания фольклорно-этнографических туров для иностранных посетителей. Специалистывыделяют на территории Беларуси около 100 центров традиционных народных ремесели декоративно-прикладного искусства.
В отношении природной среды следует отметить относительновысокую степень сохранности естественных ландшафтов Беларуси (представлены на55% площади территории) по сравнению со среднеевропейским уровнем, чтосвидетельствует о наличии конкретных преимуществ в ресурсном потенциалеразвития экологического туризма.
Отдельные природные комплексы страны уникальны и имеютмеждународное значение: крупнейший в Европе древний лесной массив беловежскойпущи, естественные поименно-болотные ландшафты Полесья, Березинский биосферныйзаповедник.
Использование туристического потенциала осложняется в связис радиоактивным загрязнением пятой части территории республики. Одним изглавных препятствий, ограничивающих поток иностранных посетителей в Беларусь,является также крайне низкая известность национальных достопримечательностей зарубежом.
Не сформирована целостная система государственногоуправления и регулирования сферой туризма и его нормативно-правового иорганизационного обеспечения. Отсутствует механизм привлечения внутренних ивнешних инвестиций. Крайне медленно осуществляется переход на принятые вмеждународной практике стандарты качества туристских услуг и обслуживаниятуристов. Явно завышены и не соответствуют качеству цены на предоставляемыеуслуги для иностранных туристов.
Отсутствие единой эффективной системы статистического учетаи анализа приводит к тому, что реальный вклад туризма в создание валовоговнутреннего продукта занижается.
В настоящее время Республика Беларусь мало известна намировом туристском рынке как самостоятельное государство, имеющее древнююисторию, богатую культуру, разнообразную природу. Слабо развита системамаркетинга национального туристского продукта и его продвижения на мировом ивнутреннем рынке, низок туристский рейтинг Республики Беларусь, отсутствуетреальное сотрудничество с зарубежными фирмами и международными туристскимиорганизациями.
По большинству компонентов и характеристик системытуристского обслуживания (уровень качества услуг, соотношение цена — качество,количество предприятий размещения и питания, состояние производства и торговлитоварами для туристов, инфраструктура, кадровый потенциал, нормативная правоваябаза, характер и объемы финансирования туризма и т.д.) Республика Беларусь недостигла сколько-нибудь приемлемого уровня в соответствии с международнойпрактикой.
Материально-техническая база туризма на 70-80% нуждается вреконструкции.
Не сформирована целостная система подготовки, переподготовкии повышения квалификации специалистов для сферы туризма. Не определеныпотребности в специалистах различных уровней. Не разработан перечень туристскихпрофессий и квалификационных требований к ним.
Научные исследования проблем развития туризма не носятинициативный и систематический характер.
Преодоление негативных тенденций в развитии туризмапредполагает активизацию государственной политики в этой сфере, придание туризмустатуса приоритетного направления экономики, создание правовых, организационныхи экономических основ формирования в Республике Беларусь современногоконкурентоспособного туристского комплекса, который при активной поддержке инепосредственной помощи государства:
выполняет важнейшие социальные функции, обеспечиваявозможность восстановления и пополнения физических, духовных и эмоциональныхсил человека, приобретения знаний и повышения культурного уровня населения;
обеспечивает сохранение и рациональное использованиекультурно-исторического и природного наследия;
оказывает стимулирующие воздействия на отрасли,обслуживающие сферу туризма;
повышает привлекательность страны как сферы международногопредпринимательства и делового сотрудничества;
создает стимулы для притока в национальную экономикуиностранного капитала;
является источником валютных поступлений в страну исредством обеспечения занятости населения.
Развитие туризма в Республике Беларусь должно основыватьсяпреимущественно на тех видах и формах туризма, которые позволяют максимально икомплексно использовать имеющийся туристский потенциал.
В существенном упадке находится внутренний туризм. Отсутствуетчеткий механизм привлечения внутренних и внешних инвестиций в развитие туризма,система научного и рекламно-информационного обеспечения продвижениянационального туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках услуг. Низкаяпокупательная способность населения, рост стоимости транспортных услугоказывают негативное воздействие на развитие детского, молодежного,самодеятельного, спортивного и экологического туризма. Недостаток бюджетныхсредств на дотации в социальный туризм приводит к недоступности участия впутешествиях основной массы населения, особенно социально незащищенных слоев.
Туристский бизнес — высокорентабельная сфера. Однако вусловиях значительной бюджетной нагрузки на турфирмы (обязательная продажавалюты, косвенные налоги) и сложности, зарегулированности процесса организациитуров у турфирм нет стимулов для легализации части совершаемых сделок. Поэкспертным оценкам, около 30% сделок совершается «в тени», исоответственно, не учитывается в официальной статистике. Из-за сложностивыделения самостоятельного, неорганизованного туризма из общего потокапассажиров и несовершенства существующей системы статистического учета туризматрудно оценить его реальный вклад в формирование бюджета и создание валовоговнутреннего продукта. Развитие туризма не обеспечено достаточно эффективнойправовой базой, крайне медленно осуществляется переход на мировые стандартыкачества туристских услуг.
Состояние материально-технической базы (от гостиничного дотранспортного хозяйства) — одна из самых существенных проблем в современномтуризме. Например, расходы на аренду транспорта для турфирм составляют до 50%себестоимости. Государство не может осуществлять значительных инвестиций вотрасль, частный капитал не рискует вкладывать средства, что отрицательносказывается на развитости инфраструктуры туризма в крупных городах, резкоснижает там качество туристских услуг.
Имеет место завышенный уровень цен для иностранныхпосетителей на предоставленный туристический продукт (получение визы,гостиницы, транспортное обслуживание, экскурсионные услуги и др.).
Актуальной стала проблема доминирования выездного туризма, усугубляющаясяутечкой денежных средств. В связи с этим одной из приоритетных задач должностать развитие въездного туризма, в том числе и с целью активизации платежногобаланса страны.
Решение части проблем развития туризма связано с кадровымобеспечением отрасли. Уже начинает сказываться недостаток «узких»специалистовс хорошими знаниями в области финансов, страноведения, компьютерной технологии,работы с персоналом, культурологии и других направлениях.
Важным фактором, который необходимо учитывать при созданиитуристского продукта, является отношение к иностранным туристам со стороныместных жителей. Гостеприимство, дружелюбие, отзывчивость белорусов — общепризнанные черты национального характера. Однако в условияхсоциально-экономического кризиса иностранные туристы часто сталкиваются спроявлениями криминализации общества, частотой межличностных конфликтов, чтоухудшает впечатление от пребывания в стране.
В настоящее время инфраструктура Беларуси имеет низкуюоценку. Гостиничное хозяйство, транспортная система, предприятия общественногопитания, индустрия развлечений не соответствуют запросам зарубежных туристов итребуют значительных капиталовложений. Также в больших капиталовложенияхнуждаются туристические объекты и проекты, например стоимость реконструкциигостиницы «Минск» составляет 20 млн. дол., а реставрация имузеефикации Мирского замка определяется в размере около 25-30 млн. дол. Однаков условиях кризиса возможности бюджетного финансирования относительно крупныхтуристских проектов жестко лимитированы, а то и отсутствуют вовсе.
Нормативно-правовая база тоже требуется совершенствования. Нужноотметить неразработанность правовых основ функционирования отдельных элементовтуристского комплекса, развития социального туризма, предоставления государственнойподдержки производителей туристического продукта.
Положительным фактором следует считать появление рынкаобразовательных услуг в сфере туризма, на котором функционирует свыше 15 высшихучебных заведений, однако количество вузов, участвующих в подготовкетуристических кадров, невелико с учетом опыта соседних стран. И качествоподготовки кадров невысокое.
Национальная программа развития туризма Республики Беларусьпредусматривает создание высокоэффективного конкурентоспособного туристическогокомплекса рыночного типа, что делает актуальным анализ факторов и тенденций егоформирования. В качестве инструмента исследования выступает модель «национальногоромба» М. Портера, адаптированная в целях анализа туристического рынка. Модель«национального ромба» позволяет учесть основные детерминантыконкурентных преимуществ страны в сфере туризма: обеспеченность важнейшимифакторами производства туристического продукта, параметры внутреннеготуристического спроса, конкурентоспособность на международном уровне дополнительныхи сопутствующих отраслей, а также характер конкурентной среды на внутреннемтуристическом рынке.
Есть много предпосылок для развития туризма Беларуси.
Ресурсную основу развития экологического туризма,определяющую его территориальную организацию, составляет сеть особо охраняемыхприродных территорий. Природно-заповедный фонд Беларуси насчитывает 1.58 млн. га(7.6% территории страны) и включает Березинский биосферный заповедник; национальныепарки (Беловежская пуща, Припятский, Браславские озера, Нарочанский); заказникиреспубликанского (97 объектов) и местного (456) значения; 909 памятниковприроды республиканского и местного значения. Планируется создание ряда новыхнациональных парков: «Логойский», «Суражский», «Свислочско-Березинский»,«Налибокский».
Также имеются предпосылки развития агротуризма в живописныхэкологически чистых сельских районах. Помимо природной основы (возможностиотдыха в сельской местности с сохранившейся естественной природной средой, сборгрибов, ягод, лекарственных трав, рыбалка, охота и др.), ресурсную базуагротуризма составляет возможность знакомства с традиционным укладом жизнисельских жителей, народными ремеслами и промыслами, региональным фольклором. Однако,имея естественно-ресурсные предпосылки развития сельского и экологическоготуризма, Беларусь заметно уступает Польше, Литве и другим странам Европы вплане их освоения.
Ресурсные предпосылки развития имеет и международныйохотничий туризм. К охотничье-промысловым относят 22 вида млекопитающих (лось,кабан, косуля, олень, волк и др.), 31 вид птиц (глухарь, тетерев, рябчик,кряква, чирок и др.). В Беларуси насчитывается свыше 200 охотничьих хозяйств,однако с учетом достигнутого уровня развития инфраструктуры приниматьиностранных охотников могут лишь около 20 объектов. Помимо неразвитостиматериально-технической базы охотничьего туризма, следует отметить наличиенегативных факторов организационно-правового характера — усложненные таможенныеформальности при оформлении оружия и трофеев и др., — ограничивающих конкурентоспособностьБеларуси на данном туристическом субрынке на фоне соседних государств.
Курортно-лечебные рекреационные ресурсы Беларуси,представленные климатическими факторами, месторождениями минеральных вод илечебных грязей, имеют в основном внутреннее значение, содержание золота ввологодской области Коечный фонд курортно-рекреационного хозяйства Беларусипозволяет обеспечить ежегодный отдых и оздоровление лишь около 10% взрослогонаселения и 20% детей. На данном этапе повышение эффективности использованияимеющегося курортно-лечебного потенциала, учитывая последствия катастрофы наЧАЭС, следует связывать, прежде всего, не с иностранным туризмом, а судовлетворением внутреннего спроса.
Внутреннее значение имеют и ресурсы спортивного туризма. Природныеусловия страны не позволяют разрабатывать маршруты походов высоких категорийсложности, привлекающие специализированные группы иностранных туристов. В то жевремя активные путешествия по Беларуси (пешие, водные, конные, велосипедные,лыжные) доступны для широкого круга туристов и могут являться привлекательнымдополнительным элементом программ обслуживания иностранных посетителей.
Необходимо особо подчеркнуть, что основной причинойотставания Беларуси в области международного туризма является не низкоекачество туристических ресурсов, а их неэффективное использование и отсутствиерекламно-информационного обеспечения. Достопримечательности Беларуси,включенные в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО (Беловежская пуща,Мирский замок), несмотря на свой высокий статус, в настоящее время не являютсяобъектами массового посещения иностранными туристами.
Белорусские объекты туристско-экскурсионного показа имеютзначительную познавательную ценность, однако не используют широкораспространенные за рубежом современные анимационные технологии созданиятуристического продукта. Таким образом, в целом естественныйрекреационно-ресурсный потенциал как фактор конкурентоспособноституристического комплекса Беларуси заслуживает довольно высокой оценки, аглавной задачей остается повышение эффективности его использования.
Формирование благоприятного туристского имиджа страны — приоритетное направление деятельности Национального агентства по туризму,учрежденного в 2001 г. Министерством порта и туризма. За первый годдеятельности Агентства были созданы печатные и видеоматериалы, посвященныеотдельным достопримечательностям Беларуси. Однако крайне ограниченный бюджеторганизации не позволяет осуществить полномасштабное рекламно-информационноеобеспечение национального туристского продукта на уровне стран с развитиемрекреационным хозяйством и соседних государств, конкурирующих с республикой запривлечение туристских потоков.
Так же необходимо провести упрощение пограничныхформальностей, снижение стоимости туристических виз и упрощение процедуры ихполучения, ускорение прохождения таможенного контроля для организованныхтуристских групп.
 2.2 Развитие туристического рынка Чехии
Существуют страны, которые в силу особенностей климата,живописности ландшафтов или исторического прошлого просто не могут не бытьтуристическим центрами — любое иное использование ресурсов было бырасточительством. Чехия относится именно к этой категории.
Новое государство — Чешская Республика, образованное врезультате распада Чехословакии 1 января 1993 г., относится к странам, гдетуризм всегда играл значительную роль в экономике. Чешская Республика имеетвыгодное экономико-географическое положение в сердце Европы, богатый природныйпотенциал и хорошо известна на туристическом рынке, благодаря историческим икультурным памятникам, прежде всего Праги как главного центра.
Несмотря на что Чехия не имеет выхода к морю, климат этойстраны без колебаний можно назвать мягким. Чешские зимы, как правило, снежны,но не морозны: температура ниже — 5 градусов по Цельсию является редкостью. Летов Чехии умеренно теплое: двадцатипятиградусная жара считается чуть ли непогодной аномалией, а средняя температура воздуха в июле составляет около 20градусов. Такая погода является идеальной для отдыха с детьми: кроме того,климат Чехии в совокупности с чистым воздухом очень благоприятно сказывается наздоровье людей, страдающих или склонных к астме и сердечно-сосудистымзаболеваниям. Состояние окружающей среды Так или примерно так можно назватьсовокупность факторов, называемых в народе «экологией».
С этой точки зрения Чехия также является весьмапривлекательным регионом: промышленные предприятия, как правило, удалены откурортов, а «экологические» требования предъявляемые к ним,по-европейски жестки. Чехи вообще очень ревностно относятся к своей земле,причем это проявляется, как на бытовом, так и на государственном уровне. Итогочевиден: уровень загрязненности воздуха, воды и почвы в Чехии нижесреднеевропейского, а сами европейцы охотно приобретают недвижимость во всехрегионах этой страны. Рельеф и природные ландшафты Рельеф Чехии достаточноразнообразен. Большая часть территории страны расположена на Чешско-Моравскойвозвышенности, разделяющей бассейны Дуная и Эльбы.
Для этих регионов характерны равнины, покрытые смешаннымилесами. Леса в Чехии являются национальным достоянием, и их сохранению впервозданном виде уделяется большое внимание. На севере и северо-западе Чехиирасположены невысокие горные массивы — Рудные Горы и часть Судет. Горныехребты, покрытые хвойными лесами, исключительно живописны, хотя и уступают вэтом плане Швейцарским Альпам. Чехия исключительно богата реками и озерами,отдых на которых пользуется большой популярностью, как у чехов, так ииностранных туристов. Особенно привлекательны здешние озера длярыболовов-любителей, многие из которых едут сюда исключительно ради знаменитыхчешских карпов. Историческое и культурное наследие Чехия имеет очень богатуюисторию — достаточно сказать лишь, что первое упоминание о Праге датируется 9 векомнашей эры.
В разное время территория современной Чехии находилась подюрисдикцией разных государств, большинство из которых давно исчезло сполитической карты Европы. Богатое историческое прошлое Чехии оставило послесебя не менее богатое культурное наследие. На территории Чехии расположенысотни памятников архитектуры, среди которых имеется около полутора десятковпрекрасно сохранившихся средневековых замков, а также множество дворцов исоборов, возведенных в разное время. Разумеется, большая часть архитектурныхпамятников находится в Праге и Каровых Варах, однако практически любой Чешскийгород может гордиться своими уникальными зданиями, скульптурами и парками. НаселениеЧехии. Чешский менталитет В настоящий момент в Чехии проживает порядка 10,2миллионов человек. Чехи составляют абсолютное этническое большинство — ихчисленность превышает 9 млн. С точки зрения национального характера чехиявляются типичными европейцами — доброжелательными, неторопливыми,рассудительными и довольно скромными. Внешняя атрибутика успеха никогда нечислилась в списке приоритетных ценностей жителей Чехии — поэтому подавляющеебольшинство дорогих торговых центров, бутиков и увеселительных заведенийориентировано исключительно на иностранных туристов. Туристическая инфраструктураНа территории Чехии расположен один из старейших курортов в Европе — КарловыВары (в прошлом Карлсбад).
Этот факт свидетельствует не только о самоценностикурортного лечения в Чехии, но и о том, что эта страна имеет многолетний опытобслуживания туристов, что наряду государственной программой развития туризмаявляется важнейшие предпосылкой для создания современной туристическойинфраструктуры. Следует отметить, что туристическая инфраструктурадействительно является современной — подавляющее большинство отелей и базотдыха построено в последние двадцать лет. Разумеется, в Чехии, особенно вПраге, имеются гостиницы, история которых насчитывает несколько столетий,однако такие места отнюдь не рассчитаны на массового потребителя.
Магазины и увеселительные заведения в Чехии такжепредставлены во всем многообразие, но только в туристических городах. Этоследует принять во внимание в том случае, если вы планируете приобрести такназываемый экотур: в небольших чешских городках и поселках единственным местом«светского» отдыха являются «хосподни», то есть пивные. ЦеныОтдых в Чехии нельзя назвать слишком дорогим. Стоимость десятидневного тура вЧехию составляет от … до … в зависимости от типа тура (развлекательный,экскурсионный, оздоровительный и т.п.) класса гостиницы, и уровня обслуживания.Что же касается цен на потребительские товары и услуги, то они в среднем нижемосковских, причем в провинции разница бывает весьма и весьма ощутимой.
По богатству природных источников минеральных и термальныхвод, а также лечебных грязей, используемых почти на 40 курортах страны, Чехиясчитается одной из ведущих «санаторных держав» мира. Наиболееизвестны и популярны у гостей страны Карлови-Вари, Марианске-Лазне иФрантишкови-Лазне, образующие так называемый «курортный треугольник».Около 90% туристов, отправляющихся в Чехию, выбирают Прагу или отдых в «курортномтреугольнике».
Среди других популярных чешских курортов — первый в мирерадоновый курорт Яхимов, старейший чешский курорт Теплице, Дарков, Белоград,Тршебонь и Бехине в Южной Чехии, Лугачовице и Есенник в Моравии и др. В странепоявились санатории, специализирующиеся на spa-программах.
Чешские земли полны уникальными культурно-историческимипамятниками мирового значения. Двенадцать из них внесены в Список мирового культурногои природного наследия человечества ЮНЕСКО. Туристов ждет знакомство систорическим центром Праги, средневековыми замками и старинными городами Телч,Чески Крумлов, Кутна Гора, Голашовице и другими жемчужинами архитектурногозодчества.
Без преувеличения условия созданы в Чехии для развитияконгрессного и делового туризма: удобное географическое расположение в центреЕвропы, развитая инфраструктура, качественно оборудованные конференц-центры,высокий стандарт гостиничного и ресторанного сервиса.
Крупнейшими в стране являются Конгрессный центр Праги,Выставочный центр в Брно, Конгрессный центр в Градец-Кралове. Проведениеконгрессных мероприятий возможно в подавляющем большинстве чешских гостиницкатегории 5 звезд, некоторых замках и дворцах.
Чехия — привлекательное направление и для инсентив-поездок. Здесьпредлагаются специальные активные программы, проложены трассы для походов ивелопрогулок, есть немало возможностей для активного отдыха после деловыхвстреч и презентаций: горные лыжи, альпинизм, рафтинг, виндсерфинг, водные лыжиили просто катание на лодке по озеру.
Объем прибытий иностранных посетителей хотя и уменьшился, ноостается на уровне 100 млн., что позволяет Чехии удерживаться в числе 15наиболее посещаемых стран мира. Однако подавляющая часть посещений приходитсяна однодневные визиты и транзитные переезды.
К услугам туристов в Чешской Республике — разнообразныесредства размещения. Среди них повышенным спросом пользуются предложения отелейкатегории три звезды и отелей категории «люкс». Многие туристыостанавливаются у родственников и знакомых, другие — в лагерях отдыха, которыхнасчитывается 600, или хостелях. Суммарная вместимость составляет свыше 500 тыс.койко-мест в более чем 9000 коллективных средствах размещения стране.
Степень удовлетворенности туристов пребыванием в Чехиивысока. Однако есть недовольные недостаточным уровнем развития коммуникационнойсистемы, например, скоростных автомагистралей или объездной дороги вокруг Праги.Оставляет желать лучшего и знание иностранного языка среди местного населения иподготовка обслуживающего персонала. Так же уровень преступности весьма велик: карманныекражи, завышенные тарифы перевозки на такси, проституция, расизм, и ксенофобия,некорректное поведение обслуживающего персонала.
Объем выездного туризма оценивается на уровне 35 млн. поездок.Подавляющая часть их осуществляется наземным транспортом (91%), но отмечаетсярост доли воздушного транспорта.
Из всего вышесказанного можно сделать простой и вполнеочевидный вывод о том, что Чехия является практически идеальным для отдыхаместом. Подобный вывод в полной мере подтверждается как постоянно растущимспросом на путевки в Чехию, так и множеством восторженных отзывов об отдыхе вэтой стране.
Одной из главных проблем регионального развития в Чехииявляется чрезмерная концентрация иностранных туристов в Праге. Второе место попосещаемости занимает район г. Градец-Кралове и другие области. Обширныеобласти, например, Височина пока не столь популярны у иностранных туристов, ноимеют богатый природный потенциал. Здесь так же, как в большинстве приграничныххолмистых районов, успешно развивается внутренний туризм.
Красоты природы привлекают многих туристов, поэтомуприродные комплексы нуждаются в охране. Охраняемые территории в ЧешскойРеспублике представлены 24 охраняемыми ландшафтами и четырьмя национальнымипарками. Вместе с национальными резерватами дикой природы и национальнымипамятниками природы они занимают более 15% площади страны. Особо ценныеландшафты были включены во Всемирную сеть охраняемых биосферных резерватов. Длядальнейшего развития туризма и сохранения этих объектов для туристов необходиморазработать новую программу для охраны данных зон.
В Чехии все больше и активнее развивается медицинскийтуризм, что способствует появлению все большего количества специализированных«медицинских» туроператоров. Большинство туристических агентств потрадиции концентрирует свое внимание на отраслях эстетической хирургии иэкстракорпорального оплодотворения, однако некоторые компании начинают экспериментироватьс другим перечнем услуг и предложений.
В свете замедления мировой экономики только в одном изсекторов туризма наблюдается значительный рост: по данным британского сервераResponsibletravel.com продажи так называемых нетрадиционных экологическихпутевок выросли в течение первых шести месяцев текущего года на 37%. Речь идето экологическом и познавательном индивидуальном туризме, при помощи котороготуристы знакомятся с новой культурой и ее истоками, не нарушая при этомтрадиционного течения жизни в местах посещения и не нанося вреда окружающейсреде. Согласно топ-листу наиболее продаваемых путевок самая популярная поэкологическому отдыху страна — Великобритания, что скорее всего вызванорешением британцев проводить отпуск дома из-за слабого курса английского фунта.Далее по списку популярности следуют Тайвань, Египет, Италия, Перу, Малайзия, Мароккои Танзания.
Государственное агентство CzechTourism считает, что Чехиитоже есть что предложить для осуществления подобного туризма. На сегодняшнийдень в республике существует ряд предложений по агро — и экотуризму, а такженебольшая сеть экологических отелей, исполняющих все требования Министерстваокружающей среды ЧР. Таких отелей в Чехии насчитывается 9, правда, только одиниз них — замок Мцели — имеет не только чешский, но и европейский сертификатэкологической гостиницы. Согласно исследования, проведенного агентствомCzechTourism, большинству (69%) туристов в Чехии вообще не известно осуществовании экологического туризма в стране. Только 3% опрошенных сообщили,что искали возможности для проживания в экологических гостиницах. 20%респондентов заявили, что при наличии предложения обязательно бывоспользовались экологическими услугами на проживание. И только 11% туристовникогда не интересовались проблемой сохранения окружающей среды.
Сейчас Чехия отошла от территориальной и событийной тематикипривлечения туристов и обратилась к более общим турпродуктам. Таким, как,например, Богатство истории (грады, замки, технические и религиозные памятники),Чешское курортное лечение, Активный отдых (гольф, велоспорт, экстремальные видыспорта и развлечений, рыболовство, пеший туризм), Конгрессoвый, корпоративный иинсентивный туризм и Отдых по интересам (гастрономия, музыка, фестивали). Врамках Активного отдыха Чехия целенаправленно сосредоточилась на продвижениигольфового туризма. Большим успехом чешского гольфа стало получение титула«Лучшее гольф-направление 2007 года» на Международной выставкеInternational Golf Travel Market в Испании (ноябрь, 2006 г), который ЧешскойРеспублике был присвоен Международной Ассоциацией гольфового туризма (InternationalAssociation of Golf Tour Operators) (IAGTO). Об успешном развитии гольфовоготуризма свидетельствует и новый слоган Чешская Республика — ГольфоваяРеспублика (Czech Republic — The Golf Republic).
Деятельность зарубежных представителей, которые сотрудничаютс профессионалами турбизнеса и престижными зарубежными средствами массовойинформации, направлены на продвижение и создание имиджа Чешской Республики какпривлекательного туристического направления. Десятки мероприятий дляобщественности являются доказательством того, что важное значение придается ииндивидуальному туризму. Из стран, где агентство CzechTourism уже имеет своипредставительства, в Чешскую Республику приезжает более 80% туристов.
Важной стороной развития туризма Чехии и созданияблагоприятного имиджа этой страны является и информационно-медиальнаядеятельность, такая как:
Ценный источник информации для журналистов и широкойобщественности — сайт в Интернете: www.CzechTourism.com, где можно найтидостоверную информацию о Чешской Республике на на 18 иностранных языках. ЧешскаяРеспублика имеет свои веб-страницы: www.visiteurope.com.
Агентство по туризму Чехии выпускает пресс-релизы,информирующие об актуальных событиях в туризме, культуре и спорте. Пресс-релизырассылаются для прессы по электронной почте на английском, немецком,французском, испанском и русском языках, а также доступны на веб-страницах: www.CzechTourism.com.
Кроме пресс-релизов CzechTourism, о событиях в туристическойобласти, культуре, спорте и транспорте информирует Интернет-журналiNFO-bulletin (http://bulletin. czechtourism. cz/). iNFO-bulletin выходит наанглийском, немецком и русском языках. Для доступа к нему желающие могутзарегистрироваться на вышеуказанном сайте в Интернете.
Доступны бесплатно также видеоматериалы в «Медиа-галерее»CzechTourism (http://photo. czechtourism.com). Это фотографии, видеосюжеты,электронные открытки и кадры из фильмов для телевизионных и киносъемочных группи т.д.
С помощью электронного каталога www.kudyznudy. cz (начешском и английском языках) можно найти множество вариантов для проведениядосуга в различных регионах Чешской Республики.
Для журналистов, киносъемочных групп и туроператоровCzechTourism проводит индивидуальные и групповые пресс-туры и ознакомительныепоездки. В 2008 году агентство провело два крупных международных воркшопа поддевизом «Наслаждайтесь Чешской Республикой!» (Enjoy the CzechRepublic), которые включали в себя несколько тематических туров по регионамЧешской Республики с целью представить гостям наши национальные туристическиепродукты.
Агентство также оказывает помощь журналистам в полученииразрешения на кино или фотосъемки.
Высокий уровень популяризации Чешской Республикиобеспечивает и официальное участие агентства CzechTourism в международныхспециализированных туристических выставках, которое осуществляется всотрудничестве с другими чешскими субъектами, работающими в туризме. Переченьвыставок опубликован на чешских сайтах: www.czechtourism. cz (ссылка «veletrhy»).Aгентство также организует рабочие встречи и презентации в странах, где у негонет зарубежных представительств. Цель этих представительств состоит в том,чтобы информировать частных лиц и средства массовой информации oб актуальныхтуристических предложениях Чешской Республики, и в особенности в том, чтобыдать возможность чешским поставщикам услуг самим представлять свои продукты иустанавливать новые контакты с местными туроператорами.
Чешская Республика располагает большим потенциалом в конгрессовомтуризме, так как предлагает услуги мирового уровня и одновременно относится кнаиболее безопасным странам мира. Это также — одна из причин того, чтоCzechTourism сосредоточивает значительные усилия на презентации ЧешскойРеспублики как страны с идеальными условиями для проведения конгрессов иинсентивного туризма. Maркетинговая деятельность oтдела кoнгрессов иинсентивного туризма (KIT) включает в себя тематическиe презентации и рабочиевстречи в выбранных дестинациях, а также участие в специализированныхтуристических ярмарках, которые направлены именно на деловой туризм (MICE-business).Отдел KIT планирует ознакомительные поездки и пресс-трипы, ориентируясь, вчастности, на результаты проведенных зарубежных презентаций. Успехи ЧешскойРеспублики в области конгрессового и инсентивного туризма подтверждает тотфакт, что в 2000 году Прага была местом проведения юбилейного заседанияМеждународного валютного фонда и Всемирного банка, а в 2006 году — конгрессаАмериканской ассоциации туристических канцелярий (American Society of TravelAgents — ASTA). Конгрессовый потенциал регионов ЧР подтвердло председательствоЧР в Европейском союзе в 2009 году.
K важным сторонам деятельности агентства CzechTourismотносится выпуск печатных информационно-пропагандистских материалов на 17языках. Они рассылаются в зарубежные страны с целью мотивировать ихобщественность к посещению Чешской Республики.
Созданию медиального имиджа страны помогла историческипервая телевизионная рекламная кампания Чешской Республики в 2004 году. Кампанияпод названием «Come to slow down» не осталась единственной. За нейпоследовали целенаправленные рекламные акции в некоторых соседних странах (например,в Польше, Австрии, Германии, Словакии).
В 2006 году уже приглашали туристов в Чешскую Республику нателеканалах CNN, CNBC и Eurosport новые рекламные споты «ЧешскаяРеспублика — симфония впечатлений». В 2007 году агентство направило своиусилия на привлечение в ЧР туристов из Венгрии, а затем состоялась презентацияновых веб-страниц www.czechtourism.com, рекламная кампания в 16 европейскихстранах. В 2008 году прошел roadshow в нескольких российских городах.
Агентство CzechTourism готовит и проводит много другихмероприятий.
Среди них старейший в мире фестиваль кино и мультимедийных печатныхизданий по туристической тематике TOURFILM, (www.tourfilm. cz), участвует всовместных проектах по продвижению стран Вышеградской четверки (ЧешскаяРеспублика, Словакия, Венгрия, Польша) на международных рынках (www.european-quartet.com),проводит конкурсы на лучшее знание Чешской Республики среди зарубежныхтуристических канцелярий, предлагающих туры в ЧР, организует общегосударственныйпроект для учащихся начальных и средних школ «Приветствуем туристов» имногое другое.
CzechTourism прикладывает все возможные усилия к созданиютуристического имиджа Чешской Республики.2.3 Сравнительный анализ развития туристическогорынка Беларуси и Чехии
Несмотря на наличие всех необходимых предпосылок дляразвития туризма в Беларуси современное состояние этой отрасли в стране не навысшем уровне, Беларусь существенно уступает по параметрам въездного туризмаостальным странам Европы.
Беларусь занимает очень выгодное рекреационно-географическоеположение, это вызвано и соседством с европейским рынком. По трансъевропейскомукоридору Париж-Берлин-Варшава-Брест-Минск-Москва территорию Беларуси пересекаютоколо 10 млн. человек. Этот факт сказался на формировании благоприятного имиджаБеларуси как объекта туризма.
Природные комплексы и историко-культурное наследие Беларусипо своей ценности, запасам и другим характеристикам позволяют разработатьдиверсифицированный конкурентоспособный национальных туристический продукт,включающий различные виды туров для иностранных посетителей: экологические,сельские, охотничьи, этнические, фольклорно-этнографические, программыкратковременного обслуживания транзитных и трансграничных потоков,специализированные туры.
Однако использование туристического потенциала осложняется всвязи с радиоактивным загрязнением окружающей среды. Это делает практическиневозможным развитие популярного сейчас экологического туризма в стране. А в Чехиинаоборот активно развивается этот вид туризма.
В Беларуси нет единой системы государственного управления регулированиясферы туризма и его правового обеспечения, в отличии от Чехии, где эти вопросычетко отрегулированы. В отличии от Беларуси — Чехия давно перешла намеждународные стандарты качества туристических услуг и обслуживания туристов.
В настоящее время Республика Беларусь мало известна намировом туристском рынке как самостоятельное государство, имеющее древнююисторию, богатую культуру, разнообразную природу. Слабо развита системамаркетинга национального туристского продукта и его продвижения на мировом ивнутреннем рынке, низок туристский рейтинг Республики Беларусь, отсутствуетреальное сотрудничество с зарубежными фирмами и международными туристскимиорганизациями.
Глава 3. Современное состояние и перспективыразвития туристического обмена между Чехией и Беларусью3.1 Современное состояние туристического обменамежду Чехией и Беларусью
Начиная с 1994 года, когда в Чешской Республике было открытопосольство Беларуси, была сформирована законодательная база наших двустороннихотношении в экономической сфере. Ее основу составляют межправительственныесоглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между Республикой Беларусь иЧешской Республикой, о взаимной защите и поощрении инвестиций, об избежаниидвойного налогообложения, о сотрудничестве в области промышленнойсобственности, о международном автомобильном движении, о безвизовых поездкахграждан обеих стран. Подготовлены соглашения между министерством промышленностии торговли Чешской Республики и министерством внешних экономических связейБеларуси. В стадии разработки находятся соглашение между министерствамипромышленности Чехии и Беларуси и рядом других ведомств наших стран. Все этосоздает стабильные условия для сотрудничества чешских и белорусских компаний изаводов, а так же развития туристического обмена между нашими республиками.
Многие чешские предприятия, которые раньше шли только назапад, сегодня признали, что Беларусь, да и все страны восточного рынкапредставляют большой интерес для Чехии. Экономические и туристические отношенияначали очень интенсивно развиваться.
После вступления Чехии в Европейский Союз отношения междустранами немного охладились, так как сама Беларусь еще не вступила в этот Союзи это немного осложняет взаимоотношения этих стран. Сейчас Чехия надеется нато, что парламентские выборы в Беларуси будут демократичными, и ЕвропейскийСоюз признает их результаты.
Из всех областей сотрудничества торгово-экономическиеотношения между нашими странами развиваются наиболее интенсивно. К концутекущего года товарооборот между Чехией и Беларусью достигнет 400-450 млн. долларов.За последние три года он уже увеличился вдвое. По данным чешской статистики, за7 месяцев текущего года объем взаимной торговли составил 255 млн. евро, что на65% больше, чем за соответствующий период 2007 года.
Хотелось бы отметить, что многие крупные белорусскиепредприятия создавались в конце 60-х — 70 — годах прошлого века с участиемчешских заводов и фабрик. В новых условиях и с новыми технологиями онивозвращаются в Беларусь, чтобы помочь в реконструкции и модернизации этихпроизводств.
Что касается чешских инвестиций в белорусскую экономику, тоих рост в определенной степени зависит от продвижения экономических реформ вБеларуси, прежде всего, от прозрачности процессов при приватизации.
Интерес чешских компаний к Беларуси растет. На белорусскийрынок стремятся выйти сотни чешских фирм, и десятки из них успели добитьсяхороших результатов. Существует возможность финансирования поставок в Беларусьпродукции чешских фирм за счет кредитов Чешского экспортного банка и Обществапо гарантированию и страхованию экспорта.
В этом году белорусов ждет новое широкомасштабное знакомствос чешской культурой. Правительство Чешской Республики приняло решениепрофинансировать в 2010 году презентацию достижений чешского изобразительногоискусства во всех странах, в которых аккредитованы чешские дипломатические миссии.Посольство Чехии в Беларуси с энтузиазмом поддержало идею проведения в течениегода в Минске нескольких выставок работ чешских художников различных жанров ихудожественных направлений.
Кроме того, в этом году в Минске пройдет органный концерт сучастием чешских исполнителей. Обсуждаются планы по налаживанию сотрудничествас Белгосфилармонией и оркестром Национальной белорусской оперы, а также сНациональным художественным музеем соответствующих чешских учреждений культуры.
Думаю, что наряду с живописью, в Беларуси можно было быпредставить чешскую архитектуру, дизайн, изделия из стекла, бижутерию,церковное искусство. Для этого необходима поддержка спонсоров, и мы будем ееискать.
В последние годы нам удалось издать несколько книг чешскихавторов в переводе на белорусский язык. Но у нас есть ещё более амбициозныепланы. Мы надеемся, что в ближайшем будущем белорусские читатели смогут собратьцелую библиотеку чешских книг, включая произведения Карела Чапека, ЯрославаГашека и других наших писателей. Однако о финансовом аспекте этого вопроса,наверное, следует позаботиться белорусской стороне.
Из мастеров белорусской художественной школы, с творчествомкоторых мне хочется познакомить чешскую публику, я бы выделил пейзажистов. Увас замечательная школа пейзажистов. Я хотел бы помочь в налаживании контактовмежду белорусскими и чешскими художниками, а также между художественнымимузеями наших стран для сотрудничества в плане обмена экспозициями.
Чешская Республика стала любимым местом пребывания длягостей из Беларуси.
В прошлом году посольство Чехии в Минске выдало почти 23тысяч виз, в этом году уже около 13 тысяч виз. Однако точное количествобелорусов, посетивших Чехию, назвать невозможно. Поскольку с 21 декабря 2007года Чешская Республика вступила в шенгенскую зону, в нашу страну можно въехатьс любой действительной шенгенской визой.
Отмечается постоянный рост количества индивидуальныхтуристов, которые путешествуют самостоятельно без помощи туристических компаний.Туристы из Беларуси едут в Чехию на протяжении всего года, особенно активновесной и летом, а также в новогодние праздники.
Чешских граждан, въезжающих в Беларусь, намного меньше, ноточной статистикой мы не располагаем.
 3.2 Перспективы развития туристического обменамежду Чехией и Беларусью
Факты свидетельствуют о том, что в минувшем десятилетиимежду Беларусью и Чехией складывались весьма обнадеживающиеторгово-экономические отношения. Сейчас две страны вошли в фазу определенногополитического охлаждения, что совершенно не отменяет развития деловых связей. Ав нынешних условиях, возможно, именно этот сегмент двустороннегобелорусско-чешского сотрудничества и должен развиваться особенно интенсивно сучетом уже сложившихся традиций и накопленного опыта.
Углубляется и прямое сотрудничество чешских экспортеров сотдельными министерствами, торговыми палатами и союзами предпринимателей,экспортными и инвестиционными агентствами «Czech Trade» и «CzechIuvest». Например, в минувшем году наше министерство промышленности иторговли создало новую интегрированную систему информирования предпринимателейи экспортеров — www.businessinfo. cz.
Чешские предприниматели, государственные учреждения иэкспортные организации работают на белорусском рынке во взаимодействии и неизбегают серьезных и профессиональных предложений белорусских предприятий,связанных с продвижением их продукции на чешский рынок. Рыночная экономика вЧехии, как и в остальном мире, регулируется размером прибыли, качеством,соответствующим международным стандартам, экологическим нормам. У нас с успехомпродвигаются белорусские изделия с более низкой добавленной стоимостью — удобрения,древесина, металл. Стимулировать же взаимный товарооборот могут договоры отранспортном сообщении, об избежании двойного налогообложения, о взаимнойподдержке и защите инвестиций, а также соглашения между внешнеполитическимиведомствами, о сотрудничестве в области здравоохранения и медицины, о воздушномсообщении.
Стоимость основной туристической визы в Чехию со срокомпребывания в стране до 90 дней составляет 800 крон, или 35 долларов. Длябелорусских граждан стоимость туристической визы снижена наполовину исоставляет соответственно 400 крон, или 17 долларов. Заметим, что и всеостальные типы виз граждане Беларуси оплачивают в половинном размере. А те изних, кому еще нет 15 лет или они являются членами семей граждан государств — членовЕвросоюза, визы и вовсе получают бесплатно. Кроме того, при определенныхусловиях и в исключительных случаях чешский закон разрешает освобождать въезжающихв Чехию от консульского сбора за прием заявления на чешскую визу. Словом,визовые отношения с Беларусью сегодня лишены каких-либо сложностей. И мы вближайшее время не ожидаем здесь упрощения визового режима.
С удовлетворением можем отметить, что чешское правительствобез колебаний присоединилось к международной чернобыльской программе «Сотрудничестводля реабилитации». И белорусские дети сейчас, например, регулярно ездят набесплатный летний оздоровительный отдых в чешские высокогорные области, где ихждет не только медицинское обслуживание, но и культурно-спортивные программы. Визыдля детей и сопровождающих их взрослых предоставляются бесплатно. Надеемся, чтостремление будет положительно воспринято белорусскими властями и в последующиегоды. В минувшем году, например, предложено несколько «малых» проектов.В частности, швейные машинки для мастерских народного творчества. Этуинициативу оценили партнеры — Комитет по вопросам Чернобыля Беларуси и Комитетпо предложениям программы «Сотрудничество для реабилитации».
Чешские предприниматели встречаются в Беларуси сбюрократическими препонами, искусственно поддерживаемым уровнем занятости,непрозрачным налоговым законодательством, минимумом преимуществ в свободныхэкономических зонах, зачастую конфискационным подходом таможенных органов. Этии другие трудности не просто отталкивают чешских предпринимателей от основаниясовместных предприятий и вложения инвестиций в белорусскую экономику, но частоведут к прекращению новых многообещающих торговых контактов.
Нет сомнений, что в области энергетики и машиностроения естьчешские фирмы, способные продвинуться на белорусском рынке. Но совершенноразличные принципы чешской и белорусской экономик (например, доля частногокапитала) реально затрудняют вхождение чешских предприятий на белорусский рынок.Несмотря на это сотрудничество в виде торгового обмена в этих областяхсуществует, хотя и ограничивается пока лишь отдельными поставками.
В прошлом году не без участия Чешского посольства былаорганизована встреча чешских и белорусских предпринимателей. И в этом году,если удастся найти достаточное количество заинтересованных чешских фирм, мыпланируем продолжить такие встречи, которые являются одним из путей вустановлении новых бизнес-контактов. Неотделимой составляющей ежедневной работыпосольства является прямая информационная поддержка чешских и белорусскихпредпринимателей. Цель — создание качественного информационного поля, котороесделало бы возможным для хозяйствующих субъектов обеих стран прямой доступ кбазам данных спроса и предложений друг друга, а также другой информационныйсервис, а также и дальнейшее развитие туристического обмена между странами.
Заключение
В Республике Беларусь необходимо сформировать и развиватьвысокоэффективный и конкурентоспособный туристский комплекс, обеспечивающий, содной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностейотечественных и зарубежных граждан в разнообразных туристских услугах, а сдругой — значительный вклад в развитие экономики страны (налоговые поступленияв бюджет, приток валютных средств, увеличение количества рабочих мест,сохранение и рациональное использование историко-культурного наследия иприродного потенциала).
Необходимо уделить внимание следующим направлениям:
формирование имиджа Беларуси как привлекательноготуристского объекта;
формирование национального туристического продукта иобеспечение его качества в соответствии с мировым уровнем;
комплексное развитие туризма на основе поддержки и выбораоптимальных методов государственного регулирования отрасли.
В соответствии с данными направлениями следует сосредоточитьвнимание на первоочередных задачах:
обеспечение системы новых подходов государственногорегулирования в туризме, отвечающих изменившимся социально-экономическимусловиям, целям, принципам и задачам осуществления туристской деятельности;
усиление роли государства в управлении туристской отраслью,через уполномоченный республиканский орган государственного управления;
совершенствование нормативной правовой базы развитиятуризма, механизма государственного регулирования в этой сфере;
принятие мер по кадровому, научно-методическому,рекламно-информационному обеспечению туристской отрасли;
развитие инфраструктуры туризма, разработка комплекса мер посодействию модернизации материальной базы туризма, активизации строительствановых объектов;
продвижение белорусского продукта на мировой рыноктуристских услуг;
обеспечение развития малого предпринимательства, развитиеобъектов потребительского рынка и услуг, стимулирование занятости населения вобласти туризма и обслуживающей сфере;
создание условий для инвестирования и других формфинансирования, кредитования субъектов отрасли.
Выполнение данной программы внесет значительный вклад всоциально-экономическое развитие Республики Беларусь. Главный социальный эффект- в создании благоприятных условий для обеспечения иностранных граждан играждан Республики Беларусь туристскими услугами. Это будет достигнуто за счетувеличения поступлений в доходную часть бюджета, укрепления материальной базытуризма, потока инвестиций, увеличения числа рабочих мест, профессиональнойподготовки и повышения квалификации специалистов для работы в индустрии туризма.
Реализация данных мероприятий также будет стимулироватьразвитие таких отраслей экономики, как сфера услуг, сельское хозяйство,транспорт, связь, торговля и общественное питание, строительство иреконструкция автодорог, благоустройство городов и населенных пунктов,производство сувенирной продукции, а также подготовка и переподготовка кадров,что поможет решить проблему занятости населения, в первую очередь молодежи.
Предполагается, что выручка за организацию туризма к 2010году возрастет до 870141,2 млн. рублей, прибыль от туризма к 2010 году составит18706,9 млн. рублей.
Разработанные мероприятия будут способствовать дальнейшемуувеличению потока туристов как внутри страны, так из-за рубежа, приведут кзначительному повышению привлекательности национального турпродукта сферымеждународного предпринимательства и делового сотрудничества.
Список литературы
1.  Закон Республики Беларусь «О туризме» № 206-3 от 9 сентября2007 г.
2.  Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основахтуристической деятельности в Российской Федерации».
3.  Указы Президента и постановления правительства
4.  Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. №371 «Онекоторых мерах государственной поддержки развития туризма в РеспубликеБеларусь».
5.  Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. №372 «О мерахпо развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь».
6.  Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2001-2005годы.
7.  Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2006-2010годы.
Научная и учебная литература:
8.  Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебник. М., Аспект Пресс, 2002.
9.  Биржаков М.Б. Экономическая безопасность туристической отрасли. — Спб.: Издательскийдом «Герда», 2007. — 464с.
10.     География международного туризма: страны СНГ и Балтии / авт. — сост.Л.М.Гайдукевич [и др.]. — Мн., 2004.
11.     Герчикова И.Н. «Международное коммерческое дело»: М., 2001. С.415.
12.     Горбилева З.М. Экономика туризма: Учеб. пособ. — Мн.: БГУ, 2004. — 478с.
13.     Прогноз изменения окружающей природной среды Беларуси на 2010-2020 гг. /под ред. В.Ф. Логинова. – Мн., 2004.
Периодические издания:
14.     Антоненко Е. Современное состояние мирового туризма. http/www.inostranets.ru
15.     Журнал «Директор», октябрь, 2006 г.
16.     Журнал «Международное право и международные отношения», № 4,2007.
17.     Журнал «Все о туризме», Маринин М.М. «Туристическиеформальности и безопасность в туризме», № 1, 2010 г.
18.     Интернет-газета «Эксперт-центр», www.exspert.org.ua
19.     Газета «Чехия сегодня», 24.09.2009.
20.     Российская газета от 17 июля 2002 г.
21.     Tourism: 2020 vision. Madrid, 1997. //http://www.world-tourism.org


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.