Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Туристское предприятие. Эффективность туризма

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯРЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
 УО «БЕЛОРУССКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра управления туризмом
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономикатуризма», вариант 11
студентки 4 курса, группы ЗТТ-1,
факультета высшая школа туризма, заочного отделения,
шифр зачетной книжки (з/к) 20921-4053
Лашкевич ЕвгенииАлександровны
Адрес: м-н17,д. 6, кв. 7, г. Жлобин
 
МИНСК 2006

Содержание
1.  Туристскоепредприятие – как субъект хозяйствования. Хозяйственно-правовые формытуристских предприятий, их характеристика………………...3
2.  Система ихарактеристика показателей развития туризма. Эффективность туризма……………………………………………………………………………...8
3.  Задача №6.1…………………………………………………………………….....13
     Список использованной литературы………………………………………………..16

1.Туристское предприятие – как субъект хозяйствования.Хозяйственно-правовые формы туристских предприятий, их характеристика
 
Туристским предприятием является самостоятельно хозяйствующий субъект справами юридического лица, который на основе использования имущества трудовымколлективом производит и реализует продукцию, выполняет работы, сказываетуслуги.
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности,хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несетсамостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имениприобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права,исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должноиметь самостоятельный баланс или смету. Таким образом, туристское предприятиекак юридическое лицо имеет следующие признаки:
·   организационное единство;
·   наличие в собственности,хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества;
·   самостоятельная имущественнаяответственность по своим долгам;
·   выступление в гражданском обороте отсвоего имени.
В экономическом обороте системы туризма используется термин «фирма», подкоторым часто понимается экономическом субъект, занимающийся различными видамидеятельности и обладающий хозяйственной самостоятельностью, или правоваяконструкция, финансовая сторона явления. Термин «предприятие» в большой степенисвязывают с материальной стороной производства.
Все предприятия можно классифицировать по различным количественным икачественным параметрам. Основным количественным параметром выступаетчисленность работников, по которой предприятия подразделяются на крупные,средние и малые. Следует отметить, что основная доля туристских предприятий РБотносится к малому бизнесу.
Среди качественных параметров классификации предприятий можноназвать следующие: тип собственности; характер и содержание деятельности; объеми ассортимент производимого товара; способы и методы ведения конкурентной борьбы;способ вхождения в различные союзы и объединения; организационно-правовые формыпредпринимательской деятельности.
Туристское предприятие как единица общехозяйственного процесса множествомнитей связано со своей экономической средой, находится с ней в отношенияхобмена, направленного на решение его главной задачи. Главной задачейтуристского предприятия является хозяйственная деятельность,подразумевающая получение прибыли для удовлетворения социальных и экономическихинтересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества.Туристское предприятие осуществляет виды деятельности (организация досуга, рекреации,отдыха, посещение знакомых и родственников и др.), которые не запрещены законами соответствуют уставу.
Цели туристского предприятия можно условно разделить на две группы –экономические и социальные.
Экономические цели – основа всей системы целей, поскольку они направлены наобеспечение работоспособности предприятия в рыночной экономике. Среди нихвыделяют предметные цели, охватывающие материальную базу достижениярезультативных и финансовых целей. Главная из финансовых целей - поддержание постоянной платежеспособности и ликвидности предприятия. Дляобеспечения ликвидности предприятие должно обладать определенным количествомликвидных ресурсов.
Получение прибыли представляет собой результативную цель. В то жевремя ее использование оказывает непосредственное воздействие на финансыпредприятия: прибыль, выплачиваемая собственнику, не может быть использованапредприятием для финансирования. Поэтому определение размера оставляемойприбыли представляет собой важную финансовую цель. За счет заработанных предприятиемсредств могут обеспечиваться будущие капиталовложения.
Социальные цели многообразны, но все они связаны с интересами людей,работающих на предприятии, ориентированы на создание атмосферы,благоприятствующей добрым человеческим отношениям и одновременно – увеличениюего прибыльности и конкурентоспособности.
Туристское предприятие работает в сильно дифференцированной среде. Внутренняясреда состоит из функциональных компонентов, общих для всех типов фирм (кадры,бухгалтерия, служба маркетинга и др.). Внешняя среда – это все то, что окружаетпредприятие и воздействует на него. Среда никогда не бывает стабильной. Состав,структура и состояние внешней среды, определяющие систему возможностей фирмы поудовлетворению запросов потребителя, обусловливают предназначение туристскойфирмы.
В соответствии с ГК РБ предпринимательскую, в том числе туристскую,деятельность могут вести физические лица с момента государственной регистрациив качестве индивидуального предприятия и юридические лица.
Юридическими лицами в туризме могут быть коммерческие и некоммерческиеорганизации. В связи с участием в образовании имущества туристского предприятияего учредители (участники) могут иметь обязательственные права вотношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. Кюридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственныеправа, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные ипотребительские кооперативы.
К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют правособственности или иное вещное право, относятся унитарные предприятия, втом числе дочерние, а также финансируемые собственником учреждения.
К юридическим лицам, в отношении которых их учредители не имеютимущественных прав, являются общественные и религиозные организации,благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц.
Согласно Конституции и ГК РБ, имущество может находится в государственнойи частной собственности.В соответствии с этим выделяют субъектыхозяйствования, основанные на государственной и частной формах собственности.Как производная от частной формы выделяется коллективная форма собственности
В туризме работают в основном коммерческие организации, являющиесярезидентами РБ. Все коммерческие юридические лица и некоммерческие, осуществляющиепроизводство продукции, являются субъектами хозяйственной деятельности –субъектами хозяйствования. Субъект хозяйствования – это субъект права,являющийся участником хозяйственного оборота, осуществляющий производство продукции(работ, услуг) и в предусмотренных законом случаях способный нести налоговоебремя.
По организационно-правовому статусу ГК РБ выделяет следующие формы коммерческихорганизаций: хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия,совместные и иностранные предприятия.
Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организациис разделенным на доли учредителей уставным капиталом. Имущество, созданное засчет вкладов учредителей, а также наращенное в процессе деятельности,принадлежит хозяйственным товариществам или обществам на праве собственности.Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества икоммандитного. Хозяйственные общества создаются в форме акционерного общества сограниченной или дополнительной ответственностью.
Унитарным предприятием (УП) признается коммерческая организация, не наделеннаяправом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В форме УПмогут быть созданы государственные либо частные унитарныепредприятия.
Одной из наиболее распространенных форм сотрудничества с зарубежнымипартнерами в области предпринимательской деятельности являются предприятия синостранными инвестициями.
Фондом является не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденнаягражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественныхвзносов, преследующая социальные, благотворительные или иные общественнополезные цели.
Учреждением является организация, созданная собственником дляосуществления управленческих, социально-культурных или иных функцийнекоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
В целяхкоординации предпринимательской деятельности, а также представления и защитыобщих имущественных интересов туристскими предприятиями по договору между собоймогут создавать объединения в форме ассоциаций или союзов,являющихся некоммерческими организациями.
Туризм относится к видам деятельности, на осуществление которой требуетсяспециальное разрешение (лицензия). Туристская деятельность подразделяется натуроператорскую и турагентскую.
Туроператорская деятельность – это деятельность юридического лицаили индивидуального предпринимателя, осуществляющего на основании лицензииразработку и продвижение туристского продукта, рассчитанного на массовый ииндивидуальный потребительский спрос, а также его реализацию турагентам илитуристам.
Турагентская деятельность – это деятельность юридического лица илииндивидуального предпринимателя, осуществляющего на основании лицензиипродвижение и реализацию туристского продукта и сопутствующих услуг.
Туроператор -  организация, генерирующая стандартный пакет услуг всоставе комплексных туристских услуг.
Турагенство – посредническая организация, осуществляющая продвижение ирозничную продажу туристского продукта туроператора, а также отдельных услугдругих предприятий индустрии туризма за комиссионное вознаграждение.
Туристская деятельность – это сложный экономический механизм, включающийв себя практически все виды деятельности, выделенные национальнымклассификатором. Структурированные по определенным признакам, они образуют индустриютуризма. Закон РБ «О туризме» трактует туристскую индустрию каксовокупность гостиниц и иных объектов и сооружений для размещения туристов,транспортных средств, объектов общественного питания, объектов и средствразвлечения, объектов познавательного, оздоровительного, делового, спортивногои иного назначения, организаций, осуществляющих туристскую деятельность.

2.Система и характеристика показателей развития туризма.Эффективность туризма.
 
Становление и развитие туризма как отрасли характеризуются системойопределенных экономических показателей, которые отражают количественный объемреализации туристских услуг и их качественную сторону, а также экономическиепоказатели производственно-обслуживающей деятельности туристских хозяйствующихсубъектов.
Система показателей развития туризма включает:
·    объем туристскогопотока;
·    состояние иразвитие материально-технической базы;
·    показателифинансово-экономической деятельности туристской фирмы;
·    показатели развитиямеждународного туризма.
Туристский поток — это постоянное прибытие туристов в страну (регион). Кпоказателям, характеризующим объем туристского потока, относятся: общееколичество туристов, в том числе организованных и самодеятельных; количество туродней(количество ночевок, койко-дней); средняя продолжительность (среднее время)пребывания туристов в стране, регионе.
Количество туродней определяется путем умножения общего количестватуристов на среднюю продолжительность (в днях) пребывания одного туриста встране (регионе).
Туристский поток — явление неравномерное. Для характеристикинеравномерности туристского потока применяют коэффициент неравномерности.
Показатели, характеризующие состояние и развитие материально-техническойбазы туризма, определяют ее мощность в данной стране (регионе).
К ним относятся: коечный фонд домов отдыха, пансионатов, турбаз,гостиниц, санаториев и т.п., а также число коек, предоставляемых местнымижителями; число мест в торговых залах предприятий питания для туристов; числимест в театрах, от веденных для туристов; число ванн в водолечебницахотведенных для туристов, и т.д.
Показатели финансово-экономической деятельности туристской фирмывключают: объем реализации туристских услуг или выручку от реализации услугтуризма, показатели использования рабочей силы (производительность труда,уровень расходов на оплату труда и др.), показатели использованияпроизводственных фондов (фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств и др.),себестоимость услуг туризма, прибыль, рентабельность, показатели финансовогосостояния туристской фирмы (платежеспособность, ликвидность, финансоваяустойчивость, валютная самоокупаемость и др.).
Отдельно выделяются показатели, характеризующие состояние и развитиемеждународного туризма. К ним относятся:
·    количествотуристов, посетивших зарубежные страны (определяется по числу пересеченийгосударственной границы);
·    количествотуродней по иностранным туристам;
·    суммарныеденежные затраты, произведенные туристами за время зарубежных поездок.
Эффективность в общем понятии означает получениекакого-то определенного эффекта, то есть действенность результата.
Экономическая эффективность — это процесс хозяйствования, результаткоторого выражается определенной выгодой, достигнутой при определенных затратахденежных, материальных, информационных ресурсов и рабочей силы.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТУРИЗМА означает получение выигрыша(экономического эффекта), от:
·    организациитуризма в масштабах государства;
·    туристскогообслуживания населения региона;
·    производственно-обслуживающегопроцесса туристской фирмы.
Экономическая эффективность туризма является составным элементом общейэффективности общественного труда и выражается определенными критериями ипоказателями.
Под критерием следует понимать основное требование к оценке правильностирешения поставленной задачи. Необходимость критерия возникает потому, что сле-
дует четкоопределить, с каких позиций следует подходить к расчету эффективностипроизводственно-обслуживающего процесса туризма.
Общественное производство функционирует в интересах всего общества,поэтому его эффективность следует оценивать исходя из степени достижения целей общества.
В соответствии с теорией оптимального функционирования экономикиэффективность на отдельном «участке» должна оцениваться с позицийобщего эффекта, то есть частные критерии эффективности должны соответствоватьглобальному критерию, «вытекать» из него.
Общий критерий эффективности общественного производства заключается вдостижении в интересах общества наибольших результатов при наименьших затратахсредств и рабочей силы.
Проблемы эффективности туризма целесообразно рассматривать с помощьюсистемного подхода.
Системный подход предполагает установление разных критериев и показателейдля разных уровней управления и определенную иерархию целей и соответственно имкритериев эффективности.
Организационная структура управления туризмом состоит из ряда звеньев:
·    системы какдиверсифицированного межотраслевого комплекса социально-бытовой инфраструктуры;
·    отрасли каксамостоятельного хозяйственного звена в масштабах региона;
·    туристскогохозяйствующего субъекта (туристской фирмы).
Поэтому проблему определения народнохозяйственного критерия эффективноституризма следует рассматривать в трех аспектах: на уровне общества (народногохозяйства в целом), отрасли, отдельной туристской фирмы.
Чтобы сформулировать весь комплекс системы критериев эффективноституризма, необходимо показать, как общая цель деятельности системы на уровнеобщества распадается на частные цели деятельности отдельных подсистем. Дляэтого используем прием, называемый «дерево целей и критериев», гдекаждой цели соответствует определенный критерий, выражающий ту меру, с помощьюкоторой можно судить об успешности достижения цели.
Положительное влияние туризма на экономику государства происходит лишь втом случае, когда туризм в стране развивается всесторонне, то есть непревращает экономику страны в экономику услуг. Другими словами, экономическаяэффективность туризма предполагает, что туризм в стране должен развиватьсяпараллельно с другими отраслями народнохозяйственного комплекса.
Туризм непосредственно участвует в создании национального дохода страны.
Доля туризма в национальном доходе составляет: в Германии — 4,6%, вШвейцарии — 10%. Совокупный вклад туризма в экономику страны включает какпрямой, так и косвенный вклад.
Прямое влияние туризма на экономику страны (региона) — это результатрасходов туриста на покупку услуг и товаров туризма. Деньги, потраченныетуристами в месте пребывания, создают доход, который приводит к цепной реакции:расходы — доходы — расходы — доходы и т.д.
Этот процесс означает косвенное влияние туризма на экономику страны(региона). Туризм генерирует вторичный спрос на товары и услуги. Косвенныйвклад туризма в экономику страны проявляется в эффекте повторения затраттуристов на покупку услуг и товаров в определенное время и в определенномместе. Этот эффект называется «эффект мультипликации» или«мультипликатор».
Мультипликатор — это соотношение отклонения от равновесного чистогонационального продукта (валового национального продукта за вычетом отчисленийна потребление капитала) и исходного изменения в расходах на инвестиции,вызвавшего данное изменение реального чистого национального продукта.
Экспорт туризма из страны означает активный туризм для экономики даннойстраны, а импорт туризма — пассивный туризм. Отношение между стоимостьютуристского продукта, реализованного иностранным туристам в принимаемой стране,и стоимостью туристского продукта, реализованного гражданами данной страны зарубежом, представляет собой туристский баланс данной страны.
Особенностью туризма является то, что туристский продукт, производимый наэкспорт, не вывозится из страны, а реализуется в этой стране. Потребительтуристского продукта сам преодолевает расстояние, отделяющего его отинтересующего туристского продукта.
Экономический эффект от развития туризма в регионе проявляется преждевсего в создании дополнительных рабочих мест в туристской индустрии, повышениизанятости населения, а также в стимулировании развития слабых в экономическомотношении регионов.
Качество рабочих мест в туристской индустрии имеет свои особенности, ккоторым относятся:
·    сезонный характерзанятости в туристском обслуживании населения;
·    значительныйудельный вес работников, занятых неполный рабочий день;
·    большой удельныйвес низко квалифицированного физического труда;
·    ограниченныевозможности автоматизации и компьютеризации рабочих мест в туристской индустрии(особенно в гостиничном и ресторанном хозяйствах).
Развитие туристской индустрии в регионе и повышение качества туристскогообслуживания являются дополнительным источником формирования доходной частитерриториального бюджета.
Создание предприятий туристской индустрии в удаленных малонаселенных ииндустриально слаборазвитых регионах, но представляющих интерес для туристов(из-за красивого ландшафта, богатых охотничьих угодий, мест, удобных длязанятий спортом, и т.п.) способствует развитию таких регионов.

Задача № 6.1
Определитеэкономические границы (объемы) деятельности предприятия на рынке, которыедолжны обеспечить:
— безубыточность предприятия;
— целевойуровень прибыльной деятельности на принципах самофинансирования.
С этой цельюнеобходимо:
— рассчитатьобъем реализации и необходимую сумму выручки от реализации, обеспечивающиебезубыточную работу предприятия и получение требуемой величины прибыли;
— определитьнеобходимую величину прибыли для обеспечения самофинансирования затрат поразвитию предприятия и решению социальных вопросов;
— разработатьи предложить экономически обоснованный комплекс мероприятий по достижениюнеобходимого объема реализации, обеспечивающего целевой уровень прибыльнойдеятельности.
млн. р.Показатель Прогноз Прогнозируемая выручка от реализации, в % к объему продаж 14,77 Отчисления от выручки от реализации во внебюджетные фонды, НДС 845
Издержки производства
В том числе постоянные
3598
1680 Потребность в чистой прибыли 253 Средний удельный вес налогов и других обязательных платежей в общей сумме балансовой прибыли, % 35
Решение
Рассчитаемвеличину балансовой прибыли для обеспечения самофинансирования затрат поразвитию предприятия и решению социальных вопросов до вычета налогов.
253 млн. руб. * 35% + 253млн. руб. = 389млн. руб.
Величинавыручки от реализации равна сумме издержек производства, балансовой прибыли иотчислений во внебюджетные фонды
3598млн. руб. + 845млн. руб. + 389млн. руб. = 4832 млн. руб.
Т.о. объемпродаж составляет
4832млн. руб. /  14,77%*100% = 32 715млн. руб.
Формирование фондов предприятия для финансирования потребностейпроизводства и удовлетворения социальных нужд работников отражает процессраспределения чистой прибыли. Потребность в чистой прибыли составляет 253млн.руб. (см. условие задачи).
Необходимый объемреализации достигается с помощью рекламы, продавцов, названий фирм, оформлениявитрин, рассылки литературы, раздачи бесплатных образцов, купонов и другихкоммуникационных и продвиженческих видов деятельности. Вышеупомянутоеназывается управление продвижением или маркетинговыми коммуникациями.
Маркетинговыекоммуникациипредставляют собой процесс передачи информации о товаре целевой аудитории ивключают:
¨          Реклама — любая оплаченная конкретным лицомформа коммуникаций, предназначенная для продвижения товаров, услуг или идей.Хотя некоторые виды рекламы (например, прямая почтовая рассылка) ориентированына конкретного индивидуума, все же большинство рекламных посланий предназначеныдля больших групп населения, и распространяются такими средствами массовойинформации, как радио, телевидение, газеты и журналы.
Цели: объявить о появлении нового товара,информировать потенциальных покупателей о его основных характеристиках,обеспечить высокую осведомленность.
¨          Стимулированиесбыта — различныевиды маркетинговой деятельности, которые на определенное время увеличиваютисходную ценность товара или услуги и напрямую стимулируют покупательнуюактивность потребителей (например, купоны или пробные образцы), работудистрибьюторов и торгового персонала.
Цель: подтолкнуть потребителей илиучастников торговли к немедленным действиям.
¨          Пабликрилейшнз (связи с общественностью) — координированные
усилия по созданию благоприятногопредставления о продукте в сознании населения. Они реализуются путем поддержкиопределенных программ и видов деятельности, не связанных напрямую с продажейпродукта: публикации в прессе важной с коммерческой точки зрения информации,«паблисити» на радио и телевидении.
Цель: повысить интерес к продукту,изменить позиции и убеждения заинтересованной аудитории, развить и поддержатьположительный образ фирмы.
¨          Прямоймаркетинг —интерактивная система маркетинга, позволяющая потребителям легко получатьинтересующие их сведения и приобретать товары с помощью использования различныхканалов распространения информации. Включает в себя прямую почтовую рассылку,использование заказов по печатным каталогам и продажу по каталогам в режимеон-лайн.
¨          Участие вспециализированных выставках и ярмарках представляет предприятию очень широкие  возможностиодновременного распространения и получения широкого спектра экономической,организационной, технической и коммерческой информации при относительнодоступной ее стоимости.

Список использованной литературы
 
1.       Экономикатуризма: Учеб. пособие / З.М.Горбылева. – Мн.: БГЭУ, 2004.- 478с.                 
2.       Экономикатуризма. Практикум: Учеб. пособие / З.М.Горбылева. – Мн.: БГЭУ, 2002.-144 с.
3.        Организациятуризма: Учеб. пособие / А.П.Дурович, Н.И.Кабушкин, Т.М.Сергеева и др.; Подобщей ред. Н.И.Кабушкина и др. – Мн.: Новое знание, 2003.-632 с.
4.      Экономика истатистика туризма: Учебное пособие / Яковлев Г.А.- М.: РДЛ, 2002.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.