Курсовая работа:
«Туристическиекатамараны»
Введение
Всовременном мире существуют множество видов туризма: оздоровительный,экскурсионный, экстремальный, спортивный. В данной работе речь пойдёт оспортивном (водном) туризме.
Водныйтуризм – один из видов спортивного туризма, который заключается в преодолениимаршрута по водной поверхности. Различают несколько видов водного туризма:сплав по рекам, рафтинг, парусный туризм, морской каякинг. Для занятия воднымтуризмом используются спортивные суда каркасной, каркасно-надувной, надувнойконструкции, приводимые в движение силой течения (рафтинг), мускульной силой(сплав, каякинг) или силой ветра (парусный туризм), такие как:
· Байдарки и каяки (малоразмерные лёгкие беспалубные судна,приводимые в движение, главным образом, мускульной силой человека).
· Плоты – суда разнообразных конструкций, рассчитанные на движениеглавным образом с потоком воды, с маленькой собственной скоростью:
(Деревянные плоты (из брёвен); Рамные с надувными элементами).
· Честеры – разновидность плота, отличающаяся способом гребли ипосадки гребцов: гребцы сидят лицом друг к другу на гондолах, расположенныхпоперёк хода судна; надувные (рафт).
· Резиновая надувная лодка для совершения несложных путешествий.
· Туристические катамараны, о которых пойдёт речь в нашемисследовании. Это двухкорпусные судна, корпуса которых соединяются сверхурамой. В свою очередь катамараны имеют два вида:
– сплавныекатамараны, используемые для сплава по рекам;
– парусныекатамараны – для совершения путешествий под парусом (в том числе морского иокеанского класса).
Целью нашейработы является подробно описать туристические катамараны.
Длядостижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
· Определить, что есть Туристические катамараны;
· Выявить виды туристических катамаранов;
· Дать подробную характеристику каждому виду.
Данноеисследование будет состоять из введения, двух глав, заключения,библиографического списка и приложений. В первой главе, мы в общих чертах дадимопределение туристическим катамаранам. Во второй главе, мы определим видытуристических катамаранов и дадим подробную характеристику каждому виду. Взаключении будут подведены итоги работы и сделаны соответствующие выводы.
1. Туристическиекатамараны
1.1 Определение катамарана
Катамаран – (от тамильского каттумарам, буквально – связанныебрёвна). Плот у народов, проживающих на азиатском побережье Индийского океана.Двухкорпусное судно. Корпуса судна соединяются сверху мостом (ферменного илипалубного типа). Разновидность катамарана с вынесенным за борт балансирнымпоплавком называется проа. [3].
Туристическиекатамараны– самое универсальное и популярное средство сплава средилюбителей активного отдыха на воде. Катамараны обладают богатым наборомполезных качеств:
–Универсальность в применении его можно использовать как для семейного сплава поспокойным рекам, так и при доукомплектовании коленной посадкой по горным рекам3 категории сложности;
– Простотав управлении, имеет хорошую ходкость и маневренность, высокую поперечнуюостойчивость, хорошую обитаемость и большую грузоподъемность, большуюнадежность, малый вес, компактность в собранном виде;
– Быстраясборка.
Катамараны делятся на сплавные и парусные, а также моторные.Особенностью парусных катамаранов является повышенная начальная устойчивость,высокие ходовые качества. С появлением высокопрочных композитных материаловначался массовый выпуск парусных катамаранов. Конструктивной особенностьюбольшинства парусных катамаранов является их беспалубная конструкция – корпусасоединены балками, пространство между которыми закрыто сеткой, по которойпередвигаются члены экипажа. Подобное решение существенно ограничивает условияобитаемости, но с этим мирятся на небольших судах, предназначенных для участияв соревнованиях, а не развлекательных круизах.
В странах сразвитой береговой инфраструктурой популярны спортивные и «пляжные» катамараныс жёсткими корпусами. В СССР, а затем России и СНГ более широкоераспространение получили удобные для хранения и транспортировки разборныенадувные катамараны, используемые для отдыха, парусных туристических походов исоревнований.
1.2 Историяобразования катамаранов
Начнем стого, что первое упоминание катамарана относится еще к древним временам. Тогдапод понятием катамарана люди понимали плот или судно, которое было сделаноследующим образом: каждое бревно судна обвязывалось и соединялось с другимбревном таким же образом. В результате этого конструкция получалась довольнонадежная и безопасная. Широкое распространение катамараны тех времен получили ународов Океании. Впоследствии катамараны получили большую популярность ираспространенность и в Полинезии. По данным этнографии и археологии, катамаран,подобный тому, что продолжает использоваться в Полинезии, был основнымсредством расселения её народов уже ко 2 тысячелетию до н. э.ВЕвропе соединённые вместе суда, к примеру, использовались римлянами при осадеСиракуз, на них располагались штурмовые лестницы. [7].
Однако, в целом катамараны не получили распространения всудостроении ввиду проблем с обеспечением прочности соединительного моста исложности постройки. Внедрение металла в качестве материала корпуса и новыхболее эффективных методов постройки корпусов позволили по-иному оценитьперспективы катамаранов, и они стали получать всё большее распространение.
Современные катамараны, которые мы видим сегодня, в течениедолгого промежутка времени дорабатывались и усовершенствовались. Об этом намговорит уже то, что первое упоминание о катамаранах мы относим к древности.Кпреимуществам катамаранов относят большую площадь палубного пространства,большую начальную устойчивость, меньшую амплитуду качки, возможность иметьбольшие удлинения корпусов, что обеспечивает большую скорость хода.Катамаранная схема даёт возможность разнести силовую установку, что повышает еёнадёжность от механических повреждений. В основу строительства катамарановположена специальная катамаранная схема. Ее главной характерной особенностьюявляется то, что с ее помощью появляется возможность разнести силовуюустановку. Именно поэтому еще одним преимуществом современных катамарановявляется то, что они очень надежно защищены от механических повреждений.
Однаконельзя не сказать и про недостатки современных катамаранов. Начнем с того, чтосовременные катамараны не отличаются высокой эффективностью на малых скоростях.Причиной этого является, прежде всего, то, что катамараны имеют большую площадьсмоченной поверхности. Теперь давайте вспомним о конструкции катамарана. Какправило, данные судна состоят из двух корпусов, соединенных друг с другомспециальным соединительным мостом. Именно поэтому в процессе строительства накатамараны уходит довольно много материалов – и как результат этого высокийрасход металла на их строительство.
Вместе с тем, большая площадь смоченной поверхности делаеткатамараны неэффективными на малых скоростях, использование двух корпусов исоединительного моста требует большего расхода металла при постройке. Основнойже проблемой катамаранов считают проблему прочности соединительного моста,который подвергается большим нагрузкам при качке, что делает использованиекатамаранов более привлекательным на внутренних водных путях. В последние годыпоявились так называемые яхты-катамараны из алюминия, морской стали икомпозитных материалов. Чаще всего их строят по индивидуальным решениям, чтопозволяет отнести их к категории люкс, наравне с супер и мега-яхтами.Большинство яхт-катамаранов являются парусными и используют инновационныеэнергосберегающие дизельно-электрические двигатели, что способствуетустойчивому развитию.
1.3 Критерии выбора катамарана
Довольно часто у многих людей возникает желание купить катамаран.Однако, к сожалению, далеко не каждый покупатель знает о том, чем отличаютсяразличные модели катамаранов друг от друга. Спутниковые каналы телевидениядовольно широко освещают эту тему. Но не все имеют спутниковое телевидениедома. Именно поэтому мы и решили рассказать вам об основных критериях выбораданных судов. Как правило, отличий между катамаранами может быть достаточномного. Современные разработчики и производители предлагают нашему вниманиюдостаточно широкий ассортимент своей продукции.
Существуют различные виды, модели и модификации современныхкатамаранов. Однако все они имеют одинаковые параметры, собственно которые мысейчас и рассмотрим. В зависимости от значения этих параметров и делается выбортого или иного судна. Итак, какие же параметры являются основными критериямивыбора современного катамарана? Основным параметром в данном случае являетсялинейная скорость катамарана. Именно от нее во многом определяется вид и модельсудна, а значит и выбор покупателей.
Что же такое линейная скорость? Давайте попытаемся разобраться.Линейная скорость – это скорость, которую катамаран может развивать приплавании на спокойной воде без течения, либо против течения, но без смещенияего вниз течению. Следующим не менее важным и значимым параметром являетсяустойчивость на курсе. Это указывает нам на то, насколько хорошо выбранный вамикатамаран будет выдерживать свою линию движения. Также выделяют и боковую ипродольную устойчивость. Первая заключается в том, насколько хорошо вашкатамаран будет оказывать сопротивление внешним боковым силам. Чем выше этаустойчивость, тем ниже вероятность того, что при сильном течении катамаранперевернется. Что же касается продольной устойчивости, то она показывает нам,насколько катамаран сможет противостоять таким воздействиям, как навалы на носили корму. Эта устойчивость также указывает нам вероятность переворотакатамарана через корму или нос.
Еще один довольно значимым критерием выбора современногокатамарана является его маневренность. Данный параметр означает, насколькохорошо ваш катамаран сможет поворачивать влево и вправо по отношению к своемугеометрическому центру. Проще говоря, маневренность – это способностькатамарана быстро разворачиваться и восстанавливать исходное положение.
1.4 Изготовление катамаранов
Современные катамараны просто не могут не обращать на себявнимание. Они представляют собой красивые и практичные судна, которые могутбыть использованы для решения различных задач – отдыха, перевозки людей,грузов, участия в парусных соревнования и так далее. Как известно, одними изосновных элементов катамаранов являются их корпуса. Как правило, обычныйкатамаран имеет два корпуса, соединенных друг с другом специальным мостом.Примечательной является технология изготовления данных корпусов. В ее основуположен такой оригинальный способ, как метод вакуумного формования. В данномслучае сердцевина выполняется из специальной пены. Особенно важным является тотфакт, что появилась данная технология и впервые была использована приизготовлении катамаранов более двадцати пяти лет назад. [5]. Однако давайтерассмотрим и другие технологии и материалы, которые используются приизготовлении остальных элементов катамарана. При изготовлении внешних слоевнаиболее часто используются такие материалы, как стекломат и стеклоткань. Ониотличаются своим высоким качеством, надежностью и долговечностью, и к тому жеполностью удовлетворяют всем предъявляемым к ним требованиям. Для получениякачественного результата данные материалы пропитываются специальной полиэфирнойсмолой, после чего укладываются вручную. Что касается сердцевины, то ееприклеивают к внешним слоям с помощью специальных вкладок. Необходимо обратитьвнимание и на то, что довольно часто палуба и корпуса покрываются специальнымизовталическим геклькоутом. Это позволяет защитить ваш катамаран от осмоса.Только после этого на готовое судно можно наносить специальное декоративноепокрытие, с помощью которого ему и придается привлекательный внешний вид.
2. Виды туристических катамаранов и их характеристика
На сегодняшний день катамараны представляют собой довольновостребованный и распространенный товар, и современными разработчиками ипроизводителями была выполнена феноменальная работа по разработке новых моделейкатамаранов и усовершенствованию старых. В результате этого современный потребительскийрынок представляет нашему вниманию огромное количество различных видов имоделей данных судов.
На самом деле классификация их довольно понятная. Все катамараны взависимости от своего назначения и способа перемещения делятся на три большие группы:моторные, парусные и сплавные. Каждая из представленных выше групп пользуетсяогромной популярностью у наших соотечественников. Именно поэтому мы и решилирассказать о них более подробно. Итак, в чем же заключаются характерныеособенности катамаранов каждой указанной группы?
Моторные катамараныпредставляют собой судна, перемещение которых осуществляется благодаря наличиюмотора. Принцип их перемещения точно такой же, как и у моторной лодки. Главнымпреимуществом катамаранов данного вида – возможность развивать высокуюскорость.
Парусные катамараны такжепользуются огромной популярностью и спросом среди наших соотечественников.Необходимо заметить, что данные суда также могут развивать довольно высокуюскорость, благодаря своему парусу.
Сплавные катамараны, которыеизвестны каждому человеку, представляют собой довольно распространенные судна,передвижение которых осуществляется за счет поворота педалей, расположенных наборту катамарана. Подобную конструкцию довольно часто можно встретить приотдыхе вблизи небольших водоемов. Однако используются они и на море.
Моторные катамараны. Стоит лиговорить о том, что в наши дни производители предложили нашему вниманиюогромный ассортимент речных судов, которые имеют свои характерные особенности,преимущества и недостатки. Одним из самых распространенных видов речных судовна сегодняшний день является моторный катамаран. Спрос на него неизменнорастет, увеличиваясь с каждым годом с геометрической прогрессией. Именнопоэтому мы и решили остановить на данном судне ваше внимание более подробно.Для начала давайте рассмотрим то, чем же отличаются моторные катамараныот других подобных судов. Кроме того не лишним будет рассказать и о том, где идля каких целей наиболее часто используются моторные катамараны. Однако давайтеобо всем по порядку. Начнем с того, что же представляет собой моторныйкатамаран. На самом деле здесь все достаточно просто. Моторный катамаранпредставляет собой один из самых распространенных видов современныхкатамаранов, состоящий из двух корпусов и мостом между ними.Теперьдавайте рассмотрим основные отличия данного судна. Прежде всего, необходимообратить ваше внимание на то, что основным отличием, которым характеризуетсямоторный катамаран, является наличие у него специального мотора, с помощьюкоторого и осуществляется его перемещение. Преимуществом данного устройстваявляется то, что оно способно развивать довольно высокую скорость. Именнопоэтому моторные катамараны идеально подходят для любителей быстрого плавания.
Следующим вопросом, которому мы бы хотели уделить ваше внимание,является то, где и для каких целей наиболее часто используются современныекатамараны, оснащенные мотором. На самом деле ответ на данный вопрос довольнопрост. Дело в том, что моторные катамараны станут прекрасным решением в случаеморских или речных туристических прогулок. Также их довольно активно используютдля обычного отдыха на воде, рыбалки, для строительства различных сооружений наводе.
Помимо этого хотелось бы сказать и о том, что моторные катамараныкак нельзя лучше подходят для организации плавучих ресторанов, кафе, а такжевременного причала. Именно поэтому становится совершенно понятным тот факт,почему моторные катамараны так быстро завоевали симпатию нашихсоотечественников.
Парусные катамараны. Если вы решилипорадовать себя чем-то новым и необычным, то мы рекомендуем вам обратить своевнимание на современные парусные катамараны. Они могут помочь разнообразить вамсвою жизнь. Именно поэтому мы и решили рассказать о данных суднах болееподробно. Давайте в первую очередь разберемся с тем, что представляет собойсовременный парусный катамаран. На самом деле в его устройстве нет ничегосложного, самое главное – просто внимательно его изучить.
Итак, парусный катамаран представляет собой специальное судно,которое имеет два корпуса, соединенных друг с другом. Для соединения корпусовиспользуют специальный мост. Также обязательным атрибутом любого парусногокатамарана является именно парус. С его помощью вы сможете задавать курс инаправление судна, а также увеличивать или уменьшать его скорость. Давайтепопытаемся разобраться в данном вопросе более подробно. Как известно, скоростьявляется одним из основных параметров любого судна, в том числе и катамарана.Благодаря своим техническим особенностям и наличию паруса, современные парусныекатамараны могут быть использованы не только для путешествий по открытымводоемам, но и для участия в специальных парусных соревнованиях. Если говоритьболее подробно о скорости данных судов, то ее значение в большинстве случаев можетдостигать двухсот пятидесяти километров в час, а в некоторых случаях ипревышать данную отметку.
Именно поэтому если вы решили попробовать себя в парусном спорте,то новый современный парусный катамаран станет для вас прекрасным началом новойкарьеры. Огромное значение при выборе катамарана имеют его технические икачественные характеристики. Среди технических данных необходимо обратитьвнимание на длину и ширину судна, площадь паруса и многое другое. Что жекасается качественных характеристик, то их достаточно много. Однако именно ониявляются решающими при выборе катамарана. Среди самых важных и значимыхкачественных характеристик необходимо выделить маневренность, управляемость,устойчивость и многое другое. Если при своем выборе вы учтете все то, что былосказано выше, то можете быть уверены в том, что ваш катамаран доставит вам ивашим близким максимум удовольствия. Парусные катамараны имеют следующие виды:
Парусно-моторная лодка М‑139. Для рыбалки и отдыха на воде. Данная модель совмещает в себе возможностигребной лодки, парусного катамарана и моторной лодки. Перестройка лодки изгребной в парусную или моторную занимает несколько минут. Все это можносделать, не приставая к берегу. Палуба в данной модели расположена выше уровняводы. Лодка имеет самоотливной кокпит.
Парусный катамаран «Тайфун». Разборныйпарусный катамаран «Тайфун» предназначен для продолжительных путешествий пооткрытым водоемам, а также для участия в соревнованиях в классе разборныхпарусных судов с площадью паруса до 13 кв. м. В отличие от других ранеевыпускавшихся моделей наших катамаранов, «Тайфун» помимо превосходства вразмерах более комфортный и более обитаемый. Катамаран комплектуется четырьмябаллонами для формирования защищенного от брызг кокпита, носовым брызгозащитнымобтекателем, пассажирской и грузовой палубами, транцевой доской под мотормощностью до 3,5 л.с. Для удобства работы с парусами на катамаранеустановлены шкотовые блоки со стопорами и закрутка стакселя. все крепежныесоединения и стоячий такелаж выполнены из нержавеющей стали. По желаниюзаказчика катамаран дополнительно можно укомплектовать генакером и комплектомтрапеции (на два борта). [5].
Парусный катамаран «Ветер». Судноодинаково хорошо подойдет для длительного путешествия, коротких прогулок исоревнований в классе разборных судов с площадью парусов до 10 кв. м.
Парусник «Ветер» – конструкция, проверенная временем. Площадьосновного и вспомогательного парусов позволит опытному рулевому удовлетворитьсвои спортивные амбиции и, в то же время, «простит» ошибки неопытному. Экипажиз трех взрослых людей может смело отправиться в трехнедельное автономноепутешествие, разместив на катамаране все свое снаряжение и припасы. Длякатамарана разработаны: увеличенный трамплин, носовой обтекатель (багажник),дополнительный парус (стаксель), транец для подвески мотора мощностью до 3,5 л.с.,палатка, бортовые баллоны. Вы можете сразу выбрать полную комплектацию Вашегокатамарана или постепенно ее наращивать.
Парусный катамаран «Ветер‑2М». Новая модификация парусного катамарана «Ветер».Отличаетсяот предыдущих моделей по следующим позициям: Рама катамарана расположенавыше над водой, за счет применения шпангоутов от катамарана «Тайфун». Изменилсядиаметр основных труб фермы катамарана. Появилась возможность перевозить собранныефермы катамарана целиком, на верхнем багажнике автомобиля. Корпуса сталидлиннее на 500 мм, изменилась форма кормы и диаметр корпусов (480 мм),убрана застежка носового обтекателя баллона. Возрасла грузоподъемность. Нашкоты установлены блоки со стопорами производства фирмы Ronstan. Швертовоеустройство выполнено аналогично как на катамаране «Тайфун». Шверт изалюминиевого профиля (305х1350), на карданной подвеске. Изменились форма иразмер парусов – грот 7,5 м.кв., стаксель 2,5 м.кв. По заказукатамаран может быть дополнительно укомплектован: Трапециями, закруткойстакселя, комплектом краспиц с ромб-вантами, палаткой, носовой палубой-сеткой,генакерным вооружением.
Парусный катамаран «Волк». В июле 2007года был собран опытный образец парусного катамарана «Волк».Катамаранбыл испытан в походном варианте (с полной нагрузкой) в двухнедельном парусномпоходе в Карелии на озере Кереть. А также принял участие в Регате Московскогоморя в Конаково, где занял 2 место в классе судов с парусностью до 8.6 м.кв.
Парусный катамаран «Бриз-микро». Бриз-Микро, лучше всего подойдет для парусных прогулок, обучениюпарусному делу, развлечений на воде. Одним словом пляжный катамаран выходногодня. При разработке конструкции мы уделили особое внимание безопасностиплавания даже при минимальных навыках управления парусником, простоте искорости сборки катамарана. Из-за особого способа крепления вант на мачте(низкого), ильный порыв ветра не сможет перевернуть катамаран, мачта слегкаизогнется и парус просто «сбросит» лишний ветер, кроме того, конструкциякатамарана позволяет за считанные минуты убрать мачту в случае необходимости.По сравнению с другими катамаранами, «Бриз-Микро» отличается небольшим весом,удобством и быстротой сборки, малыми габаритами в упакованном виде. «Бриз-Микро»транспортируется силами двух человек и свободно помещается в легковойавтомобиль.
Сплавные катамараны. Это, какправило, небольшое судно, используемое в водном туризме, состоящее из двухнадувных корпусов – гондол, соединённых каркасом (рамой), как правило,изготовленным из дерева или металла (преимущественно дюралюминий). Наиболеераспространены двух- и четырёхместные катамараны. Реже встречаются шести- ивосьмиместные версии. Основное назначение сплавного катамарана – сплав побурным, порожистым рекам. Гребцы обычно располагаются на специальных сидениях –пирамидках на гондолах поровну с обоих бортов. Поза гребцов – коленная посадкалицом вперёд. Реже встречаются конструкции, в которых места для гребцовустроены в раме катамарана между гондолами. Существуют так же другие формыпосадок. Сплавные катамараны мало распространены в мире. Исключение – Россия ибывшие союзные республики. Сплавные катамараны различаются по следующимхарактеристикам: Объём надувных частей конструкции от 500 до 4000 литров.Устройство состоит из Цельноклеенных гондолов или негерметичных силовыхоболочек с заключенными внутри надувными камерами. Количество посадочных мест,как правило, 2, 4, 6 или 8.
Короткая или длинная рама, которая либо проходит практически вдольвсей длины гондол, либо ограничивается лишь центральной частью катамарана, врайоне посадки гребцов. Симметричность и форма носовых и кормовых обводов. Типи способ посадки гребцов. Жёсткие сидения, надувные сидения, без сидений.Наличие багажных емкостей. Материал каркаса: дюралевые трубки или деревянныежерди. [1]. Назначение и категорийная прочность. Существуют катамараны длясплава по спокойной и бурной воде (рафтинга). Последние в свою очередь имеютограничение на категорийность (0–6) проходимых препятствий. Например: не выше 4‑йкатегории. И в свою очередь эти катамараны делятся на следующие виды:
Катамараны Аква Спорт.Катамаран «Буратино». Катамараны серии«Буратино», являются туристическими, надувными, разборными судами,предназначенными для спортивных водных путешествий до 5 кс включительно.Баллоны катамарана имеют сложную, комбинированную форму с остроконечнымприподнятым носом, транцевой кормой и надувными сидениями, для коленной посадкиэкипажа. Баллоны такой формы прозвали – «верблюд». Они обладают пониженнымцентом тяжести и обеспечивают высокие ходовые характеристики. По бокам баллоноврасположены встречные гребни с люверсами, для привязывания рамы, что позволяетиспользовать раму, изготовленную на месте из подручного материала. Корпусбаллона двухслойной конструкции. Верх обшивки выполнен из капронового авизента(ткань 5020), клинья из автотентовой ткани с ПВХ покрытием. Клинья из ПВХ тканиТМП – 2У «теза». Днище из высокопрочной пятислойной импортной ткани «Мирасоль»,поверхностной плотностью 1050 г./м.кв. Надувной вкладыш, выполненный сперегородкой, изготовлен из прорезиненного капрона (ткань 295). Материалы могутбыть, по производственным причинам или по желанию заказчика, заменены на другие(например – оболочку изготовить целиком из тезы). Модель разработана в 2003 г.,а в 2006 г. была разработана увеличенная модификация для полнорасходныхрек. В 2007 году произведен рестайлинг модели, вобравший в себя положительныестороны предыдущих моделей и максимально избавленный от их мелких недостатков.[9].
Размеры Б‑2 Б‑4
Длина * м. 3,7 5,1
Ширина м. 2 2
Диаметр м. 0,6 0,6
Объем м.куб 1,4 2
Вес ** кг. 23 35
Экипаж чел. 2 4
Размеры рамы L*H м. 2*2 3*2
Катамаран «Тортилла».Катамаранысерии «Тортилла», являются туристскими, надувными, разборными судами, предназначеннымидля спортивных водных путешествий до 4 кс включительно, семейного туризма,отдыха на воде, рыбалки, охоты и т.д. Модель разработана в 1998 г. Баллоныкатамарана имеют плоскую в поперечном сечении форму похожую на знакбесконечность. Главные преимущества – малая осадка, позволяющая проходитьмелководные перекаты и сохранение остойчивости судна при пробое баллона.Недостатки – такой кат медленно всплывает в пенных котлах, вследствие большойширины корпусов, и имеет пониженную ходкость, из за большой площади смоченнойповерхности (большое сопротивление трения). По бокам баллонов расположеныгребни с люверсами, для привязывания рамы, что позволяет использовать раму,изготовленную на месте из подручного материала. Гребни обладают более высокойремонтопригодностью, по сравнению с петлями. Корпус баллона двухслойнойконструкции. Верх обшивки выполнен из капронового авизента (ткань 5020), клиньяиз автотентовой ткани с ПВХ покрытием, днище из ПВХ ткани ТМП‑2У «теза».Надувной вкладыш изготовлен из прорезиненного капрона (ткань 295). Материалымогут быть, по производственным причинам, заменены другими, со сходнымихарактеристиками.
Размеры T‑4 T‑6
Длина м. 4,5 5,3
Ширина м. 2 2
Диаметр м. 0,4 0,45
Объем м.куб 1,8 2,6
Вес ** кг. 20 25
Экипаж чел. 4 6
Размеры рамы L*H м. 3*2 4*2
Катамаран «Урал».Катамаранысерии «Урал», являются туристскими, надувными, разборными судами,предназначенными для спортивных водных путешествий до 4 кс включительно,семейного туризма, отдыха на воде, рыбалки, охоты и т.д.Модельразработана в 2004 г. на смену морально устаревшему катамарану «Классик»,запущенного в производство в 1996 г. Новый катамаран получил болеепривлекательный внешний вид и логичную, размерную разбивку в зависимости отгрузоподъемности. Баллоны катамарана имеют цилиндрическую форму с закругленнымиприподнятыми оконечностями и центральной частью постоянного диаметра(упрощенный банан). По бокам баллонов расположены петли для привязывания рамы,что позволяет использовать раму, изготовленную на месте из подручногоматериала. Корпус баллона двухслойной конструкции. Верх обшивки выполнен изкапронового авизента (ткань 5020), клинья из автотентовой ткани с ПВХпокрытием, днище из ПВХ ткани ТМП – 2У «теза». Надувной вкладыш изготовлен изпрорезиненного капрона (ткань 295). Материалы могут быть, по производственнымпричинам, заменены другими, со сходными характеристиками.Катамараныс индексом «п» в маркировке, имеют внутри перегородку, выполненную в видерукава длиной примерно 0,8 м. При пробое корпуса, рукав вытягивается всторону поврежденной оконечности и перераспределяет оставшийся воздух примернона 2/3 длины баллона, что позволяет вовремя пристать к берегу для ремонта.Соответственно вес такого катамарана на 3–4 кг больше обычного.
Размеры У‑4 У‑5 У‑6 У‑8
Длина * м. 4,2 4,7 5,2 6,2
Ширина м. 2 2 2 2
Диаметр м. 0,5 0,55 0,55 0,6
Объем м.куб 1,5 1,9 2,2 3
Вес ** кг. 14 14 18 22
Пассажировместимость чел. 4 4–6 6 8
Размеры рамы L*H м. 3*2 4*2 4*2
Катамаран «Классик». Катамаранысерии «Классик» являются разборными надувными туристскими судами,предназначенными как для водных спортивных путешествий до 4 к.с.включительно, так и для семейного туризма, рыбалки, охоты и отдыха на воде.Баллоны катамарана имеют цилиндрическую форму с подрезкой оконечностей, типа «банан»,симметричную относительно диаметральной плоскости. Такая форма позволяет принеобходимости пройти слив кормой вперед при сохранении ходовых качеств судна.По бокам баллонов расположены петли для привязки рамы, что позволяетиспользовать раму, изготовленную на месте из подручного материала. Корпускатамарана двухслойной конструкции и состоит из внутренней камеры изпрорезиненного капрона, а также наружной обшивки изготовленной из плотногокапрона и тентовой ткани с ПВХ покрытием. Камеры катамарана с индексом «п» имеютвнутри перегородку, в виде рукава длинной прим. 0,9 м. При пробое рукаввытягивается в сторону поврежденной оконечности, что перераспределяетоставшийся воздух примерно на 2/3 длинны баллона. [8].
Размеры К‑2 К‑4 К‑6 К‑8
Длина* м. 3,7 4,2 4,7 5,2
Ширина м. 1,8–2 2 2 2
Диаметр м. 0,55 0,55 0,55 0,55
Объем м.куб 1,4 1,6 1,8 2
Вес ** кг. 14 16 18 20
Пассажировместимость чел. 2*4 4 4*6 6*8
Катамаран «Арбалет». Катамараны«Арбалет» являются туристическими, надувными, разборными судами, предназначеннымидля спортивных водных путешествий до 6 кс включительно и соревнований по ТВТ.Баллоны катамарана имеют сложную, комбинированную форму с остроконечнымприподнятым носом, закругленной кормой и надувными сидениями, для коленнойпосадки экипажа. Они обладают пониженным центом тяжести и обеспечивают высокиеходовые характеристики. По бокам баллонов расположены встречные гребни слюверсами, для привязывания рамы, что позволяет использовать раму,изготовленную на месте из подручного материала. Корпус баллона двухслойнойконструкции. Верх обшивки и клинья выполнен из ткани с ПВХ покрытием ТМП – 2У(теза). Днище из высокопрочной пятислойной импортной ткани «Мирасоль»,поверхностной плотностью 1050 г./м.кв. Надувной вкладыш, выполненный сперегородкой, изготовлен из прорезиненного капрона (ткань 295). Материалы могутбыть, по производственным причинам или по желанию заказчика, заменены на другие(например, облегченный вариант теза – авизент). Днищевые швы защищены кедером.Для заправки баллонов в палубе предусмотрен вход на «рояльных» петлях свыжимной трубой. Рама катамарана «жесткой» силовой конструкции, на стяжныхболтах и синусоидных кницах, изготовлена из дюралевой трубы Д1Т д. 40*1,6 мм.Места креплений усилены вставками для уменьшения сминания труб в пятнахконтакта. «Внутренние» крепления на поперечинах усилены вставками увеличеннойдлины, как самое нагруженное на изгиб место. При желании стяжные болты можнозаменить скрутками тем самым, превратив раму в «мягкую». [4].
Размеры
Длина м. 4
Ширина м. 2
Диаметр м. 0,54
Объем м.куб 1
Вес * кг. 36
Экипаж чел. 2
Размеры рамы L*H м. 2*2
Катамаран туристский «Чиполино».Катамараны «Чиполино»,являются туристскими, надувными, разборными судами, предназначенными дляспортивных водных путешествий до 6 кс включительно. Баллоны катамарана имеютсложную, комбинированную форму с остроконечным приподнятым носом, транцевойкормой и надувными сидениями, для коленной посадки экипажа. Для обеспечениявысокой поперечной остойчивости и запаса плавучести, баллоны выполнены в формеперевернутой восьмерки, в поперечном сечении. Они обладают пониженным центомтяжести и обеспечивают высокие ходовые характеристики. По бокам баллоноврасположены встречные гребни с люверсами, для привязывания рамы, что позволяетиспользовать раму, изготовленную на месте из подручного материала. Корпусбаллона двухслойной конструкции. Верх обшивки выполнен из капронового авизента(ткань 5020). Клинья из ПВХ ткани ТМП‑2У «теза». Днище из высокопрочнойпятислойной импортной ткани «Мирасоль», поверхностной плотностью 1050 г./м.кв.Надувные вкладыши изготовлены из прорезиненного капрона (ткань 295). Материалымогут быть, по производственным причинам или по желанию заказчика, заменены надругие (например – оболочку изготовить целиком из тезы).
«Белрафт‑2 м» – лёгкий ибыстрый двухместный катамаран, предназначен для спортивных соревнований набурной воде и непродолжительных водных путешествий 1–5 категории сложности.
«Белрафт‑2ТБ» – быстрыйтуристический двухместный катамаран с большим воздушно-багажным отсеком, предназначендля длительных водных путешествий 1–5 (6) категории сложности.
«Белрафт‑2Т», «Белрафт‑4Т» – универсальные катамараны с большими возможностями,предназначены для спортивного сплава по бурной воде и водных путешествий 1–6категории сложности.
«Белрафт‑2ТТ», «Белрафт‑4ТТ» – катамараны повышенной грузоподъемности и устойчивости,предназначены для сплава по мощной воде и длительных водных путешествий 1–6категории сложности.
«Сож‑2», «Сож‑4» – катамараныс классической прямоугольной палубой, предназначены для водных путешествий 1–5категории сложности и отдыха на воде – простые и надёжные суда с хорошимиходовыми характеристиками.
«Банан-Б2», «Банан-Б4» – катамараныс круглой формой гондол, предназначены для водных путешествий 1–4 категориисложности и отдыха на воде.
Катамараны «Белрафт», благодаря своим отличным ходовым итехническим характеристикам, высокому качеству изготовления, завоевализаслуженную популярность среди водников Беларуси, России и Украины. КатамараныБелрафт имеют оптимальные обводы гондол (ассиметричное веретено с обрубленнойкормой) и простую раму трапециевидной формы, которую можно легкоотремонтировать в полевых условиях или полностью изготовить из дерева, безухудшения ходовых характеристик катамарана.
Для повышения надёжности транспортировки вещей и увеличенияустойчивости катамаранов Белрафт, при прохождении порогов высшей категориисложности, предусмотрена возможность крепления воздушно-багажных ёмкостей. Катамараны«Сож» имеют классическую форму гондол (симметричное веретено собрубленной кормой) и пониженную плоскую палубу. Рама прямоугольной формы можетбыть легко изготовлена самостоятельно в полевых условиях из дерева. Катамараны «Банан»– катамараны с круглой формой гондол имеют плавную обтекаемую форму и могутбыть использованы как обычные гребные катамараны для путешествия по озёрам ирекам или как моторно-парусные катамараны (при условии самостоятельнойдоработки).
Катамаран «Аргут».Судно предназначено для продолжительных походов по горным рекамвысшей категории сложности. Многолетний опыт сложнейших походов дал возможностьсоздать конструкцию этого катамарана. Обьем и форма поплавков, надежность рамы«Аргута» соответствует всем требованиям, предъявляемым опытнымитуристами-водниками к судам подобного класса. «Аргут» чувствителен к управлениюи в то же время «вывезет» в экстремальной ситуации. На этих катамаранах ужепройдены сложнейшие маршруты на Алтае, Памире, Тянь-Шане. Попросту говоря,«Аргут» – катамаран для «шестой» категории.
Катамаран «Тритон‑2». Областьприменения – водные походы различной категории сложности и соревнования потуристскому многоборью. Удачное соотношение формы баллонов, объема и веса,простота сборки и надежность конструкции позволило катамарану «Тритон‑2»завоевать наибольшую популярность среди туристов – водников самого разногоуровня подготовки. Эта модель с небольшими изменениями выпускается фирмой с1992 года. На «тритонах» пройдены сложнейшие реки в гималаях, на памире,Тянь-Шане, Алтае, в Северной и Южной Америке. Благодаря продуманной формебаллонов катамаран сохраняет высокую скорость хода и устойчивость на курсе.Маневренность судна и предсказуемость его поведения на бурной воде позволяет. [5].
Катамаран «Блик».Этоклассический катамаран для соревнований в условиях мощной воды. Основные достоинствакатамарана «Блик»: скрупулезная проработка геометрии баллонов, простота инадежность рамы, отличная защита внутренних баллонов, а также сближеннаяпосадка гребцов, что позволяет слаженному экипажу наиболее полно реализовыватьсвои возможности. Все это вывело «Блик» на лидирующие позиции в классеспортивных четырехместных катамаранов. Сильнейшие команды – участникисоревнований по водному многоборью на р. Белая на Кавказе, на р. Вуокса в пос.Лосево и других соревнованиях подобного уровня используют «Блик».
Катамаран «Моня».Даннаямодель рекомендуется для походов по озерам и рекам 3–4 категории сложности.Основной особенностью этой модели является применение в качестве поплавковмонобаллонов, т.е. надувных элементов, объединяющих внутреннюю и наружнуюоболочки. Рама выполнена по схеме, упрощающей сборку катамарана. Это позволяетсократить вес и время сборки катамарана. Для повышения прочности нижняя частьбаллонов проклеена дополнительным слоем ткани. Соотношение объема, веса идинамических характеристик катамарана соответствует всем требованиям,предъявляемым туристами-водниками к судам подобного класса. Конструкциямонобаллонов позволяет использовать их совместно с деревянной рамой,изготавливаемой на месте сборки судна. Эта особенность актуальна в условиях,требующих жестких ограничений веса и объема снаряжения при выходе на маршрут.
Катамараны СК‑1, СК‑2.Катамараны «СК‑1» и«СК‑2» предназначены для водных туристских путешествий, семейногоотдыха, рыбалки, охоты и отдыха на воде в пресноводных водоемах с экипажем до 2‑хчеловек. Изначально катамараны задумывались как средство отдыха в выходной деньдля одного или двоих отдыхающих с грузом до 20 кг. Соответственно задачепроработаны объем поплавков, размеры поперечных балок, длина стрингеров и еще множествомелочей. В полном снаряжении: с рулем, швартом, мачтой в 4 м и парусом в3,5 кв. м – 10,5 кг. Он свободно укладывается в сумку, которая входит вкомплект катамарана. Обычно на воде сумку укладываем вперед поперек катамарана.«СК‑1» имеет размер поперечных балок 1 м и рекомендуетсядля одноместного водного похода. Возможно путешествие и вдвоем, но только прибайдарочной посадке (друг за другом). «СК‑2» имеет размерпоперечных балок 1,4 м и предназначен для двухместного путешествия припосадке на гондолы, либо в одноместном варианте – посадка посредине сраспашными веслами. Также на него можно установить парус, руль и Шверт.Прототип данного катамарана в 2008 году успешно прошел 80 км по Волге отСамары до с. Переволоки с экипажем из 2‑х человек. Дальнейшие испытаниябыли прерваны исключительно из-за нехватки экипажа на парусных катамаранах.Прототип вел себя вполне достойно и устойчиво на волнах и развивал неплохуюскорость.
Варианты комплектации катамаранов «СК‑1», «СК‑2». Для всех вариантов комплектации размер поперечных балоксоставляет для «СК‑1» – 1 м, для «СК‑2» – 1,4 м.
1. «Базовая». Для походов выходногодня, рыбалки и т.п. однодневных путешествий.Не предназначен для сплавапо горным рекам.
Комплектация:
– обшивка поплавков 2 шт.
– внутренние надувные камеры 2 шт.
– составные стрингеры ал. труба ф18 – пластик 2 шт.
– составные стрингеры пластик 2 шт.
– поперечные балки Д16Т ф25*1 5 шт.
– резиновые кольца 12 шт.
– сумка для переноски 1 шт.
2. «Сплавная». Для сплавапо горным рекам 0–1 категорий. Отличаются от Базовой модели стрингерами Д16Тф25*2 и поперечными балками Д16Т ф25*2.
Комплектация:
– обшивка поплавков 2 шт.
– внутренние надувные камеры 2 шт.
– составные стрингеры Д16Т ф25*2 2 шт.
– поперечные балки Д16Т ф25*2 6 шт.
– резиновые ленты 25 шт.
– сумка для переноски 1 шт.
3. «Турист». Для водных походов порекам 0–1 категорий. Отличаются от Базовой модели стрингерами Д16Т ф20*1.5 ипоперечными балками Д16Т ф25*2. Для курсовой устойчивости устанавливаетсярулевое устройство.
Комплектация:
– обшивка поплавков 2 шт.
– внутренние надувные камеры 2 шт.
– составные стрингеры Д16Т ф20*1.5 2 шт.
– поперечные балки Д16Т ф25*2 5 шт.
– рулевое устройство 1 шт.
– резиновые ленты 25 шт.
– сумка для переноски 1 шт.
HSV‑1 JointVenture, большой опытный, скоростной военный катамаран постройки Incat. Одним из примеров морских современных катамаранов являютсяалюминиевые быстроходные катамараны австралийской фирмы Incat, использующиеся в качествебыстроходных морских паромов. Они принадлежат к типу «поплавковых катамаранов»,у которых площадь ватерлинии, а с ней и волновое сопротивление уменьшены темчто поддерживающие силу создают два длинных торпедообразных поплавка,расположенные под водой и несущие силовую установку. Гран-при США (2006), рекаМиссисипи, Миннеаполис, штат Миннесота. В водно-моторном спорте катамараннаяформа также является наиболее распространённой, позволяя создаватьвысокоскоростные лодки, развивающие скорости до 250 км/ч и выше, какнапример катера водномоторной Формулы 1, или морские катера Класса 1. Т. н.туннельная катамаранная схема позволяет реализовать принцип динамическойвоздушной подушки, весьма существенный на таких скоростях – соединительномумосту придаётся аэродинамический крыльевой профиль, создающий под днищемповышенное давление и подъёмную силу, которая увеличивается тем, что воздухдополнительно запирается с боков корпусами, снизу водной поверхностью, аспереди – набегающим воздушным потоком. Образующаяся воздушная подушкапозволяет поднимать корпуса из воды, уменьшая сопротивление, так что катерыкасаются воды лишь винтами и задними концами поплавков.
Катамаран двухместный спортивно-туристический «Спорт‑2». Катамаран двухместный «Спорт‑2» является разборным надувнымспортивно-туристским судном. Катамаран предназначен для путешествий, спортивныхсоревнований и отдыха на воде. Особенности катамарана: 1) Нос и кормакатамарана сильно подкачены, что дает катамарану очень хорошую маневренность.2) Наличие у катамарана карманов и петель на оболочке, дает возможностьиспользовать стационарный каркас и использовать каркас, изготовляемый на местеиз подсобных материалов (деревянных брусков, жердей и т.д.). 3) Объем игабариты катамарана в походах выходного дня дают возможность использоватькатамаран как четырехместный катамаран.
Основные характеристики катамарана:
1. Длина катамарана 3800 мм;
2. Рекомендуемая ширина катамарана 1900–2200 мм;
3. Полное водоизмещение 1300 л;
4. Вес катамарана (без каркаса) 16 кг;
4.1. Все внешние оболочки 4 кг;
4.2. Все внутренние баллоны 4 кг;
5. Диаметр гондол катамарана 530 мм;
5.1. Диаметр внутреннего баллона 610 мм;
5.2. Длина внутреннего баллона 4000 мм;
6. Количество герметичных отсеков
в гондоле 2 шт.;
7. Пассажировместимость (номинальная) 2 чел.;
Габариты упаковки
1. Высота: 450 мм;
2. Ширина 350 мм;
3. Длина 750 мм.
Комплект поставки катамарана:
1. Оболочки – 2 шт.
2. Баллоны – 2 шт.
3. Сумка-упаковка
4. Набор ремонтный (лоскуты материала, клей)
5. Мех надувной (насос лягушка)
6. Паспорт (инструкция)
Примечание: Каркас (модель‑1, (2)) коленные посадки,веревка, весла – комплектуются по заказу.
Описание катамарана. Катамаранпредставляет собой две надувные гондолы. Гондолы состоят из оболочки и баллона.Гондолы имеют по бортам карманы (4) для каркаса и ремневые петли (6), закоторые крепится каркас, изготовленный из деревянных балок (брусков, жердей) наместе. Стационарный каркас в комплект не входит, заказывается отдельно. Сечениегондол круглое, позволяющее сидеть на гондоле верхом, на коленях, (на коленнойпосадке, которая заказывается отдельно), на рюкзаке, (сидушке и т.д.)расположенной на гондоле. Нижняя часть (3) оболочки гондолы изготовлена изсинтетической ткани (полиамид) с покрытием из смеси ПВХ (поливинилхлорида) икаучука. Боковые стороны (3) оболочки гондолы также изготовлены из синтетическихтканей с ПВХ (поливинилхлоридным) покрытием (теза). Верхняя часть оболочки (7)изготовлена из синтетических тканей типа: оксфорд или авизент. В шов соединениябоковой и нижней части оболочки вставляется кедер (5) для защиты ниток шва отистирания. Шов прошит двумя видами ниток. Внутренние баллоны изготавливаются извоздуходержащего материала: прорезиненная с двух сторон синтетическая ткань.При изготовлении баллона используется специальный резиновый клей с добавлениемкатализатора, клеевые швы с обеих сторон усиливаются клеющей лентой. Баллонсостоит из двух отсеков, которые разделены внутренней перегородкой,рассчитанной на выдерживание пневмоудара. Баллон по длине больше оболочки на 6–10%,а по диаметру на 3–5%. Увеличение размеров баллона относительно оболочки,снижает старение и увеличивает срок службы баллона. Гондола надувается черезтрубку поддува (клапан катамарана) (2) при помощи меха. Нос и корма гондолплавно сужается. С одной стороны, это ведёт к уменьшению объёма гондол, но сдругой – придаёт катамарану манёвренность. Уменьшение объёма за счет суженияноса и кормы, компенсировано увеличением длины гондолы. При изготовлениикаркаса катамарана, ширину катамарана рекомендуется делать 190–220 см, взависимости от сложности реки. Длина каркаса 280 (+,–) 2 см, с учётомтого, чтобы конец стрингера ложился на накладку (1), которая будет предохранятьоболочку от истирания. Все материалы, используемые при изготовлении катамарана,проходят испытания в лаборатории Метрологии фирмы ООО «Урал-Экспедиция».
Схема катамарана:
1. Накладка
2. Трубка поддува
3. Нижняя часть гондолы
4. Карман для стрингеров
5. Кедер
6. Петля
7. Верхняя часть гондолы
8. Замок – молния
9. Баллон внутри гондолы
Подготовка катамарана к эксплуатации (порядок сборки): Необходимо извлечь гондолы из упаковочной сумки, развернуть наровной площадке, свободной от острых предметов. Внешняя оболочка укладываетсяпо всей длине, в неё равномерно вставляется внутренний баллон, не допускаяперекручивание и перекоса (Вставляют в прорезь с молнией на одном концеоболочки и вытягивают из другой прорези). Проследите, чтобы концы баллонасовпали с концами оболочки. Далее вставляют патрубки клапанов баллона впредназначенные отверстия для них в оболочке. Удерживая за нос оболочки ипатрубок с двух сторон протряхивают гондолу, не допуская смещения баллона износовых частей. Накачивают баллоны сначала по 70%, равномерно в каждый отсек.Затем, если у Вас имеется стационарный каркас то: собираются продольные ипоперечные стрингера (в поперечных стрингерах имеются отверстия для болтовыхсоединений). Продольные стрингера засовываются в карманы, слабо надутых гондол.Гондолы соединяются поперечными стрингерами, которые накладываются напродольные и крепятся U – образными болтами по внешним узлам, а по внутренним – резиновойлентой (вырезанной из автомобильной камеры), капроновой петлёй. [5]. Деревянныйкаркас, из свежеспиленных стволов деревьев, собирается отдельно, на ровнойповерхности. При этом продольные и поперечные стрингера крепятся, как навнешних, так и на внутренних узлах, при помощи резиновой ленты (вырезанной изавтомобильной камеры), капроновой стропы или верёвки. Далее каркасустанавливается на гондолы и привязывается к ним капроновой верёвкой, пропускаяеё через ремневые петли. Затем, докачивают гондолы. При накачивании гондол,необходимо равномерно наполнять отсеки воздухом. На внутренние узлы каркасанатягиваются диагональные растяжки, и привязывается начальный конец.
Рекомендации: 1. Не нужнонакачивать гондолы чрезмерно, особенно в жаркую солнечную погоду, гондола принажатии пальцем должна проминаться на 1–1,5 см. При повышении давлениянеобходимо стравливать воздух.
2. Во время остановок и стоянок катамарана, гондолы следует слегкасдуть, во избежании перегрева на солнце и последующего разрыва швов оболочки.
3. Во всех случаях нельзя допускать попадания влаги внутрь отсековгондол.
4. Недопустимо попадание нефтепродуктов на гондолы. Приобнаружении мест загрязнения, эти места должны быть немедленно очищены(особенно надо обратить внимание на прорезиненную ткань баллонов).
5. После использования (в конце маршрута) внутренние баллоныоболочки следует тщательно просушить. Внутренние баллоны для этоговытаскиваются, а оболочки гондол просушиваются обязательно с наружной ивнутренней стороны (для этого необходимо их вывернуть). 6. При прохождениипорогов горных рек запрещено снимать диагональные растяжки – это может привестик разрушению узлов крепления каркаса и разрыву оболочек.
7. При повреждении одного из отсека (4 отсека) катамарана приэксплуатации, U – образная перегородка смещается в сторону повреждённой секции иесли вы накачали отсеки равномерно, то переворота не произойдёт, этогодостаточно для того, чтобы подойти к берегу. Если вы находитесь на большомводоёме, далеко от берега), следует подкачать неповреждённый отсек гондолы.
8. Запрещено пользоваться (закрывать или открывать)замками-молниями оболочек в надутом состоянии гондол.
11. Патрубок клапана должен ровно выходить из отверстия оболочки,запрещена нагрузка оболочки на патрубок.
12. Запрещено двигать (перетаскивать) катамаран за патрубкиклапанов.
13. Нежелательно сидеть, прыгать на катамаране, расположенном наберегу.
14. Запрещено использовать катамаран без спасательных жилетов потехнике безопасности.
Заключение
На сегодняшний день существует множество видов туризма. В даннойработе мы попытались рассмотреть водный вид туризма, а если быть точными,транспортные средства, предназначенные для водного туризма – катамараны. Итак,необходимо сделать следующие выводы, подвести итоги в нашей работе.
Катамаран –это (от тамильского каттумарам, буквально – связанные брёвна). Этоуниверсальное средство для сплава среди любителей активного отдыха на воде.Катамараны обладают набором полезных качеств:
· Универсальность в применении: его можно использовать для сплава поспокойным рекам, так и по горным рекам;
· Простота в управлении, имеет хорошую ходкость и маневренность,высокую поперечную остойчивость, хорошую обитаемость и большуюгрузоподъемность, большую надежность, малый вес, компактность в собранном виде;
· Быстрая сборка.
Катамараны делятся на сплавные, моторные и парусные. Парусныекатамараны предназначены для парусного спорта, различных соревнований, ну атакже и для туризма. Главной особенностью моторных катамаранов является то, чтов катамаран встроен механизм, мотор, что позволяет развивать довольно высокуюскорость. Именно поэтому моторные катамараны идеально подходят для любителейбыстрого плавания. И наконец, сплавные катамараны представляют собой судна,передвижение которых осуществляется за счет поворота педалей, расположенных наборту катамарана. Предназначены только для водного туризма, активного отдыха наводе.
Таким образом, катамараны – это прекрасное средство передвиженияпо воде для каждого: для человека, любящего большую скорость, отлично подойдёт моторныйкатамаран; для человека, любящего какие-либо соревнования, подойдёт парусныйкатамаран, а для того, кто любит спокойный семейный отдых подойдёт сплавнойкатамаран.
Библиографическийсписок
1. Введение в специальность (Туризм):Учебное пособие/ Н.А. Гулиев, Е.В. Кулагина. – Омский государственныйинститут сервиса, 2002.
2. Сенин В.С. Организациямеждународного туризма: Учебник. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: Финансы истатистика, 2003.
3. Сенин В.С. Введениев туризм: Учебное пособие. – М., 1993.
4. Бонд Б. Справочникяхтсмена. Л., Судостроение, 1989.
5. Осипова О.Я.,Транспортное обслуживание туристов. М., 2006.
6. Штехер М.С. // Катераи Яхты, вып. 4 (74), 1978.
7. Бабкин А.В.,Специальные виды туризма. Л. 1998.
8. Емельянов Б.В.,Экскурсоведение. М. 2007.
9. Зорин И.В. Туризмкак вид деятельности. К. 1999.
10. Боголюбов В.С. Экономикатуризма. М. 2005.