Костанайский государственный педагогический институт
Факультет физической культуры, спорта и туризма
Контрольная работа
по дисциплине «История международного туризма»
Выполнила:
студентка II курсазаочного отделения
специальность «Туризм»
Кинжигужина Н.В.
Проверил: Огиенко И.В.
Костанай, 2010
Содержание
1. История туризма как наука
2. Развитие международного туризма в XX веке и донашего времени
3. Пути повышения эффективности туризма каксовременного социального явления
Заключение
Список использованных источников
1. История туризма какнаука
Туризм – это сложноемногогранное проявление общественной жизни. Как комплексное явление туризм сталобъектом междисциплинарных исследований. В настоящее время идет процессстановления новой науки – туризмологии (рекреалогии), вклад в развитие которойвносят в первую очередь такие дисциплины, как география, экономика, социология,психология, медицина, юриспруденция, архитектура и градостроительство, районнаяпланировка, а также другие естественные и технические науки. Среди этогокомплекса наук ведущее место принадлежит истории.
В качестве предметаисследования данной науки Шаповал Г.Ф. называет следующее: «Историятуризма определяется как наука, изучающая „путешествия (походы,экскурсии), начиная с самых простых, наиболее элементарных в глубокой древностии до настоящего времени“ [1].
Воронкова Л.П. уточняетэтот момент: „Применение исторического подхода к туризму осуществляется сцелью определить причины возникновения и логику развития рассматриваемогоявления“ [2]. Другими словами, история туризма своими корнями уходит висторию путешествий и развития традиций гостеприимства. При этом историятуризма прослеживает, как влияли путешествия на развитие человеческой цивилизациии культуры в разные периоды истории и определяли цели и характер путешествий.
Исходя из общей цели,можно сформулировать следующие задачи:
1. Раскрыть истокитуризма в истории культуры, проследив динамику развития путешествий, их цели,задачи и социокультурные последствия.
2. Рассмотретьисторию туризма в связи с определённым типом культуры, выявив особенностимотивации путешествий.
3. Проследитьизменения в географии туризма и традиций гостеприимства в разные периодыистории.
4. Показатьнаправления формирования системы гостеприимства и достижения гостиничнойиндустрии на современном этапе.
5. Выявитьобъективные предпосылки и причины становления организованного туризма и понятьтенденции его развития и национальную специфику.
6. Раскрытьособенности туризма в разных странах в историческом разрезе до современногоэтапа.
7. Показатьгеографию современного международного туризма, основные тенденции и перспективыего развития.
Таким образом, историятуризма – наука, изучающая различные типы культур с целью выявления характерныхдля них моделей „человека путешествующего“, а также с целью изучениявлияния материальной и бытовой культуры на развитие традиций гостеприимства ираскрытия основных этапов, тенденций и культурно-национальных особенностейразвития туризма [2].
История туризмапользуется общетеоретическими и частными методами историко-культурныхисследований: историографический, историко-сравнительный, биографический,статистический и др.
В данной науке можновыделить определённый понятийный аппарат. Основные понятия, которыми оперируетистория туризма: путешествие, путешественник, туризм, турист, туристскаяуслуга, туристские ресурсы, туристская индустрия, тур, турпродукт,гостеприимство и др.
Возможные разночтения втолковании терминов связано с тем, что наука о туризме постоянно развивается. Внастоящее время вокруг толкования туристских терминов продолжаются дискуссии.Это приводит к усложнению туристской деятельности. Так отмечается, что „толкованиеи применение искажённых терминов в ведомственных нормативных актах приводит квозникновению трудностей в туристских формальностях… Применение неправильныхтолкований, а также использование без учёта экономической и политическойсущности явлений приводит к серьёзным осложнениям, которые возникают в оценкепоказателей статистики туризма и их анализе“ [3].
Задача каждого историкане просто описать череду событий, а найти закономерности, обусловливающие ходисторического процесса, выделить его основные этапы и периоды. В современнойлитературе по туризму можно найти различные подходы к вопросу о периодизацииистории туризма и гостеприимства.
Американский учёный Дж.Уокер связывает периодизацию с развитием транспорта и выделяет пятьпериодов:
1) предындустриальный(использование примитивных средств передвижения);
2) век железныхдорог;
3) век автомобиля;
4) век реактивныхавиалайнеров;
5) век круизов наморских лайнерах [4].
В.Б. Сапруновой историятуризма делится на четыре этапа, взяв за основу технико-экономические исоциальные изменения в обществе, а также целевые функции туризма на разныхэтапах:
1) до начала XIX века (предыстория туризма);
2) XIX век (становление и развитиеэлитарного туризма, зарождение турпредприятий);
3) первая половина XX века (становление социальноготуризма);
4) конец Второймировой войны по настоящее время (развитие массового туризма, формированиетуриндустрии) [5].
Отечественный учёный С.Р.Ердавлетов ссылаясь на Унцикера, Мариотти, Пжеславского и др., выделяетследующие периоды:
1. Туризм до конца XVIII века:
а) туризм в древности;
б) туризм во временасредневековья и Возрождения;
в) туризм в XVII и XVIII вв.
2. Туризм в XIX и XX вв. – до начала второй мировой войны.
3. Туризмсовременный [6].
Одним из основных методовклассификации и сравнения исторических событий является типологизация. Сампроцесс типологизации связан с выделением в системе различных объектов игруппировкой с помощью определённой модели. Типология позволяет выявить тообщее, что объединяет культуры разных стран и народов, показать присущие имобщие черты.
В качестве критериевтипологизации могут браться:
· географический,
· материально-экономический,
· религиозный,
· национально-этнический[2].
Наиболее распространённойв научной литературе является историческая типология культур. Она и положена воснову периодизации истории туризма, в процессе изучения которой сопоставляютсятипы культур и типы „человека путешествующего“, характерные дляопределённой эпохи и народа.
Базируясь на достиженияхприкладной культурологи, история туризма рассматривает эволюцию „человекапутешествующего“ в разных странах и в разные времена. Понять, как менялисьцели и маршруты путешествий, как формировались традиции гостеприимства, можноизучив особенности самой культуры.
2. Развитие международного туризма вXX веке и до нашего времени
Начало XX века ознаменовалосьстановлением массового туризма. Особенно этот процесс интенсифицировался послепервой мировой войны. Историки туризма связывают этот период с возникновениеммассового народного и социального туризма. При этом массовым можно считатьтуризм в той стране, где туристской деятельностью занимается или, по крайнеймере, может заниматься подавляющие большинство населения.
По мнению А.А. Крючкова народныйтуризм предполагает участие в туристской деятельности представителей менее состоятельныхслоев населения, которые выбирают самые дешевые виды туризма соответствующие ихфинансовым возможностям. Социальный туризм — это организованные путешествия(познавательные, образовательные или рекреационно-оздоровительные)субсидируемые из госбюджета или других источников для людей с ограниченнымифинансовыми средствами [7].
Одним из важных моментов для развитиятуризма в ХХ веке является бурное развитие традиционных для туризма видовтранспорта. Практически во всех индустриально развитых странах продолжаетсястроительство железных дорог. Проблемы Первой мировой войны заставлялисовершенствовать железнодорожный и автомобильный транспорт, кроме того, дляперевозок стали использовать авиацию.
Расширению географии международноготуризма способствовало строительство Суэцкого и Панамского каналов ипереоснащение водного транспорта пароходами. Строительство морских пассажирскихсудов шло по пути создания огромных лайнеров.
Длительная история развитияавиационного транспорта к началу ХХ столетия завершается созданием удобныхмногоместных самолётов. Первые регулярные рейсы совершались в Германии помаршруту Берлин-Лейпциг-Веймар компанией сегодня известной как Lufthansa,
Появившийся ещё в конце XIX века автобус к 1915 году сталдоступным и распространённым транспортом. Стали изготавливаться туристскиеавтобусы большой вместимости – до 5 человек. Стал развиваться автомобильныйтуризм. В 20-е годы первые туристические площадки впоследствии превратились вмотели.
Все эти факторы развития различныхвидов транспорта позитивно влияет на становление международного туризма [2].
Появление новых видов транспортаменяло природу гостиничной индустрии. Развитие железных дорог и авиатранспортапривело к созданию системы питания на вокзалах и привокзальных/ аэропортовыхгостиниц. Развитие автотранспорта привело к появлению системы придорожныхпунктов питания. Появились закусочные „драйв-ин“, когда туристыобслуживались, не выходя из машины.
В начале ХХ века появляютсягостиницы, в которых удобства в номерах сочетались с высоким качеством сервиса.Э. Статлером была введена униформа, именно ему принадлежит фраза „Клиентвсегда прав“. В Европе идёт процесс создания различных профессиональныхсоюзов, а также гостиничных и ресторанных цепей. Именно в это время появляетсяновая система хозяйствования – франчайзинг. Это форма аренды, когда покупающийу компании лицензию подписывает контракт на самостоятельное управление частьюего собственности в соответствии с условиями, оговорёнными держателем лицензии.
На фоне усиливающегося экономическогокризиса и Великой депрессии 1930-х годов продолжает развиваться внутреннийтуризм и туризм между странами, далёкими от военных конфликтов. И если в Европетуристский обмен к середине века практически свернулся, то наСевероамериканском континенте он продолжал процветать [2].
Главными причинами, препятствующимистановлению массового туризма в мире начала XX века были бедность большинстванаселения и отсутствие оплачиваемых отпусков [7].
Подобное положение вызывало протест утрудящихся, которые постепенно добивались от работодателей все улучшающихсяусловий для отдыха. Одновременно, после первой мировой войны растет и ширитсярабочее туристское движение, организаторами которого были профсоюзы исоциал-демократические партии, создававшие свои туристские бюро и средстваразмещения туристов. Особенно широко это движение было представлено в Германии,Швейцарии и Австралии.
С развитием индустрии туризма игостеприимства остро встал вопрос системы профессионального образования.Инициатором в этом стала Швейцария. В 1893 году в Лозанне открывается перваяшкола по подготовке специалистов индустрии гостеприимства – Школ гостиничногоменеджмента. К началу ХХ века количество таких школ возрастает.Непосредственное формирование системы профессионального образования в сферетуризма состоялось только после Второй мировой войны, когда стали создаватьсяучебные и научно-исследовательские национальные учреждения. Начало этомупроцессу положило открытие Международной академии туризма в Монако в 1951 году[2].
Вторая половина XX векахарактеризовалась быстрыми изменениями в окружающем мире. На смену типу жизни,который П.Г. Олдак определил как статичный, когда подавляющая часть населениябезвыездно пребывала в местах своего жительства, пришел новый динамичный образжизни. Он характеризовался значительным ростом миграционных процессов.
По данным советских географов,работавших в Академии наук СССР, в 1950 г. во всех странах мира былозарегистрировано 25,3 млн. иностранных посетителей, а в 1968 г. их число достигло 141 млн., что составило 4% населения земного шара [8].
Резкое возрастание миграционныхтуристских потоков после Второй мировой войны связано с укреплениемэкономических связей между странами и континентами, расширением научных икультурных связей, достижениями в области транспорта, удешевлением транспортныхтарифов, ускорению авиационных рейсов и накоплению большого количества личныхавтомашин.
Кроме того, развитию туризма тоговремени способствовали некоторый рост доходов населения ряда стран, увеличениепродолжительности отпусков, растущее утомление от жизни больших городов.Исследованиями установлено, что даже в промышленно развитых странах поездки сцелью отдыха совершают главным образом жители крупных индустриальных центров.
Развитию туризма во многих странах впослевоенный период способствовали такие меры как упрощение пограничныхформальностей, обмена и ослабление ограничений на ввоз валюты, строительствоаэродромов, дорог, отелей, широкая реклама туристских объектов. После второй мировойвойны туризм приобретает массовый характер и становится потребностью длябольшинства населения индустриальных стран. Формируется мощная индустрия отдыхасо своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организациии управления производством.
В целом в транспортной системе вовторой половине ХХ века отмечается снижение удельного веса автомобильного,железнодорожного и водного транспорта и рост процентного соотношения туристов,использующих воздушный транспорт.
Для удобства туристов вводятсясистемы классификации отелей, среди которых самой распространённой являетсясистема звёзд. Важным вкладом в развитее туризма явилось принятие в 1981 годуМеждународных гостиничных правил в рамках Международной гостиничной ассоциации[2].
В западноевропейских странах50-е-60-е г.г. XX века — это период массового строительства гостиниц, мотелей,увеселительных заведений. Европейский туризм был ориентирован преимущественнона прием американских туристов и является источником долларовых поступлений дляпринимающей страны. В 60-е г.г. и до середины 70-х наблюдается рост въездного ивыездного туризма, а также увеличение числа туристских предприятий и объемов ихпроизводства.
Так, В.Б. Сапрунова считает важнейшимпоказателем завершения процесса массового туризма интенсивность туризма в тойили иной стране.
После второй мировой войны в спросе ипредложении на рынке туризма произошли коренные изменения, которые позволяютговорить о том, что массовый конвейерный туризм трансформировался в массовыйдифференцированный туризм.
И в первом и во втором случае речьидет о массовом туризме, в котором принимает участие не только элита, но исредний класс, а начиная с 80-х годов — и население с низким уровнем доходов [5].
Конвейерный туризм предполагаетотносительный примитивизм и однородность потребностей и мотивации туристов, исоответственно, обезличенно-конвейерный характер производимых услуг.
Дифференцированный туризм отличаютразнообразие потребностей и мотиваций туристов, множественностьюузкоспециализированных сегментов в туристском спросе, разнообразиепредполагаемых услуг и ярко выраженная специализация туристского предложения.Для дифференцированного туризма характерен не столько широкий, сколько глубокийассортимент услуг. Это означает, что турфирма предлагает не огромное количествовидов турпродуктов, а ограниченное число видов, каждый из которых имеет большоечисло вариантов.
Переход от конвейерного кдифференцированному туризму совершался одновременно с переходом от рынкапроизводителей к рынку потребителей.
Определяющим мотивом поведенияпотребителя туристских услуг в этот период является рекреационный аспекттуризма: отдых как средство восстановления физических сил после повседневноготяжелого труда с целью продолжения этого труда.
На рубеже 60-70-х г.г. формируется»общество потребления материальных благ — потребления радипотребления". Рынок производителей сменяется рынком потребителей. Усложняетсямотивация туристского спроса: наряду с рекреационным растущее значениеприобретает образовательный, коммуникативный и инвестиционный аспекты туризма.Все названные выше процессы сохраняют актуальность на протяжении 80-х годов.
Расширяются объемы туристского спросаи предложения, в туристскую отрасль трансформируется капитал из других сфернародного хозяйства. Прежде всего, это относится к транспортным предприятиям иторговым фирмам [8].
Рыночную стратегию туристских фирм досередины 70-х годов XX века отличают «универсализм» производимогопродукта при отсутствии существенной специализации на отдельных узких сегментахспроса. Данный этап В.Б. Сапрунова характеризует как расцвет конвейерноготуризма.
Со второй половины 70-х годоводновременно с дифференциацией туристского спроса в предложении усиливаетсятенденция к специализации и диверсификации, причем последняя находит выражениекак в расширении ассортимента предоставляемых услуг в рамках специализациифирмы, так и в проникновении туристских фирм в другие сферы услуг. Насыщениерынков товаров и услуг, замедление темпов роста экономики, экономический иструктурный кризис середины 70-х годов стимулировали формированиедифференцированного туризма и доминирование последнего в 80-е годы. Этосвидетельствовало о кризисе индустриального общества [5].
Во второй половине ХХ века идётразвитие такой системы, как таймшер (timeshare – разделение времени) – это своего рода «собственностьна каникулы» на определённый срок или в бессрочное пользование. Совладелецкондоминимума может отдыхать в приобретённых апартаментах в «свои»недели или обменять место отдыха на аналогичное или лучшее с уменьшениемвремени отдыха. Такой отдых называют ещё клубным отдыхом [2].
К началу 60-х на Западе появляютсяпервые автоматизированные системы бронирования, изначально, главным образом,авиабилетов. Процесс освоения турагентами систем компьютерного бронирования шёлбыстрыми темпами, что способствовало развитию глобальных систем резервирования.Среди них популярные Sabre, WorldSpan, Apollo, SystemOne, Amadeus, Galileo и др [9].
В ресторанном бизнесе быстрымитемпами развивается система питания «фаст-фуд». Крупнейшимпредставителем этой системы является сеть «Макдоналдс», основателямикоторой были Рэй Крок и браться Макдолд.
Уже в 60-70-х годах ООН и ЮНЕСКОрассматривали развитие туризма как «чудодейственный шанс» для решенияострейших социально-экономических проблем развивающихся стран (PC). Поставляя на международный рыноквозобновляющиеся туристские ресурсы, PC смогли быстро получить нужную им твердую валюту, создать новые рабочиеместа, модернизировать свою экономику. С помощью международного туризма, такимобразом, осуществляется процесс перемещения потребления. Развивающийсятуристский бизнес потребовал объединения организаций, которые им занимаются нетолько в национальных рамках, но в мировом масштабе. В 1898 г. в Люксембурге было создано первое такое объединение названное «Международной лигойтуристских организаций».
В 1925 г. В Гааге состоялся первый конгресс Международного союза официальных организаций по пропагандетуризма, в котором приняли активное участие представители 14 европейскихгосударств. В результате был создан первая в этой сфере организация«Международный конгресс официальных ассоциаций пропаганды туризма(МКОАПТ), 1927 г. — Международный конгресс официальных туристских организаций(МКОТО), а в 1930 г. был учрежден Международный союз организаций по пропагандетуризма (МСОПТ).
Послевоенныйпериод потребовал совершенствования организационной структуры по руководствумировым туризмом. Поэтому в 1947 г. все перечисленные организации былиреформированы, а на их базе в Париже учрежден Международный союз официальныхтуристских организаций (МСОТО). Действительными членами этой организации сталипредставители 116 государств [5].
Впоследствиипод патронажем ООН была создана Всемирная Туристская Организация (ВТО) — единственная в мире специализированная организация по иностранному туризму. ВТОправопреемник МСОТО — Международного союза официальных туристских организаций(1947), была основана в соответствии с рекомендациями Генеральной Ассамблеи ООНв 1975 году. Штаб-квартира находится в Испании, (г. Мадрид, 28020, Capitan Naua 42). Устав ВТО принят 27 сентября 1975 года. Начинаяс 1980 года, этот день отмечается как Всемирный день туризма, который ежегоднопроводится под определенным девизом. Каждые 4 года ВТО созывает сессии, междукоторыми работает исполнительный совет генеральной Ассамблеи.
Всего вмире насчитывается около 200 международных туристских организаций всемирногохарактера. Региональными организациями в составе ВТО являются: Арабскаятуристская организация (ААТТА); Американское общество туристских агентов(АСТА); Туристская ассоциация Тихоокеанского региона (ПАТА); конференция туристскихагентств стран Латинской Америки (КОТАЛ); Ассоциация Британских туристскихагентств; Европейская туристская комиссия (ЕТК).
РеспубликаКазахстан участвует в деятельности международных, межпарламентских,межрегиональных организациях в сфере туризма в качестве действительного,ассоциированного члена и наблюдателя.
Туристскиеорганизации Республики Казахстан могут вступать в международные туристскиеорганизации в целях: международного туристского обмена; развития экономическогои технического сотрудничества по укреплению материальной базы и инфраструктурытуризма; развития международного сотрудничества в вопросах обеспечениябезопасности туристов; обмена информацией по туризму; проведения совместныхнаучных исследований в различных областях международного туризма; по другимвопросам международного сотрудничества в сфере туризма.
АгентствоРеспублики Казахстан по туризму и спорту представляет Республику Казахстан вспециализированных учреждениях и программах ООН по мировому туризму.
Вкачестве глобальных региональных тенденций развития мирового туризма былиназваны:
1. Распределениедолей межрегионального туризма в соотношении с общим объемом прибытий к 2020 г. определится следующим образом: Южная Азия — 85%; Ближний Восток — 63%; Африка — 43%; Америка- 38%; Европа — 15%.
2. Важнейшимисегментами туристского рынка к 2020 г. будут: солнце и пляж, спортивный туризм;приключенческий туризм; природный туризм; культурный туризм; городской туризм;сельский туризм; круизы; тематические парки; конгрессный туризм; дальниепоездки; специальные сегменты; комбинированные поездки; зимние виды спорта;водные виды спорта.
3. Сочетаниеглобализации и локализация туристских программ; господство электронны технологий;поляризация туристских предпочтений.
4. Ориентация рынкана три аспекта туристского продукта: развлечение, острота ощущений,просвещение; внимание туристских центров к своему „имиджу“;заинтересованность всех в туристах из Азии;
5. Обеспечениеустойчивого развития туризма и „справедливой торговли“ в туризме;противоречия между растущим социально-экономическим сознанием потребителей истремлением активно потреблять туристские продукты;
6. Главнымиприоритетами национальный туристских организаций (НТО) на ближайшие десятилетияXXI века будут: а) усиление, повышение нацеленности и агрессивности маркетинга;б) постоянное стремление обеспечить конкурентные преимущества посредствомдифференциации продуктов, их качества и/или цены; в) признание необходимости обеспечитьустойчивое развитие туризма в целях долгосрочного благосостояния; г) уменьшениегосударственного контроля, расширение государственно-частных партнерств;
7. Обследование ВТОсреди НТО выявило: а) 78% НТО сосредотачивают маркетинговую деятельность наключевых направляющих туристских рынках; б) 77% НТО сосредотачиваютмаркетинговую деятельность на наиболее подходящих сегментах рынка; в) 88% НТОрасширили маркетинговую деятельность за границей; г) 90% НТО расшириликооперативный маркетинг с частным сектором; д) 77% НТО ведут более агрессивнуюмаркетинговую политику [8].
3. Пути повышения эффективноституризма как современного социального явления
Как известно, в теории ипрактике туризма различаются понятия „туризм социальный“ и»туризм экономический". Соответственно, различаются и критерии оценкиэффективности туризма как мирового социально-экономического явления.
Современная роль туризма,в конечном счете, определяется эффективностью воздействия на качество ипродолжительность жизни людей. Поэтому в туризмоведении используются понятиямедико-физиологической, экономической и социальной эффективности туризма.
Под эффективностьюмедико-физиологической подразумевается оценка влияния туризма на профилактикузаболеваний населения. Одним из главных факторов риска, объясняющих ростзаболеваемости населения и сокращения средней продолжительности жизни, являетсягиподинамия в сочетании со значительным эмоциональным напряжением. За истекшиесто лет доля физической работы в жизни человека сократилась в 20 раз [10].
Туризм в силу высокойинтенсивности, способности за единицу времени удовлетворить максимумрекреационных потребностей обладает более высокой профилактическойэффективностью, чем другие виды занятий. Pдесь нужны взаимные усилия врачей и соблюдение профилактическихмероприятий пациентами. Идеальный вариант таких взаимных усилий — это случай,когда объектами профилактики являются туристы. Ведь туристы, во всяком случае, многиеиз них, изначально начинали заниматься туризмом из оздоровительных(профилактических) мотивов.
При рациональнойорганизации туризма можно снизить общую заболеваемость населения на 30% [11].Для Республики Казахстан медико-физиологическое и социальное значение туризмаособенно велико. Туризм как рекреационное средство для жителей южной столицыКазахстана гораздо важнее и эффективнее всех видов активного отдыха и спорта идругих медико-профилактических мероприятий, проводимых в черте города.
Из вышесказанного можносделать два предварительных вывода. Во-первых, физическая реабилитация человекакак биологического вида по оптимальному пути возможна через его древниедвигательные технологии и в экологически чистой среде, т.е. через активныетуристские путешествия. Во-вторых, медико-физиологическая эффективность туризмапервична по сравнению с эффективностью экономической, так как она имеет важноезначение для сохранения человека как биологического вида и социальногосущества.
Экономическаяэффективность туристской индустрии заключается также в высокой степениавтономности развития по сравнению с другими секторами экономики. В своюочередь, автономность туристской отрасли заключается в возобновляемостиресурсов и относительной независимости туризма от других отраслей экономики.Эффективность туризма по сравнению с другими секторами экономически очень важнадля определения промышленной политики Республики Казахстан в XXI веке. Развитие туризма – длительная,экономически выгодная перспектива.
Мексику, Бразилию, Перу,Аргентину, Кению, Египет не отнесешь к самым развитым странам. Однако властиздесь давно поняли, что отличный туристский сервис, налаженный с помощьюгосударства, способствует подъему всей экономики. Примеры последних лет –успехи в туризме Китая, Таиланда, Индонезии. В Кении туризм стал чуть ли неединственным источником получения средств на сохранение самобытности, ремесел иохрану природы. Министерство туризма есть даже на Сейшельских островах.
Мировая туристскаяиндустрия переживает сейчас настоящий бум. На прошедшей в Стамбуле конференцииВсемирной туристской организации (ВТО) отмечалось, что в 1997 г. общаячисленность путешественников достигла 592 миллионов человек. Это в несколькораз больше, чем в середине 80-х годов, когда планету в очередной раз охватывалатуристская лихорадка. Однако, по прогнозам, в начале будущего тысячелетия Землюпоразит невиданная «эпидемия» туризма. Ожидается, что в 2020 годузарубежные вояжи к памятникам истории и культуры, по известным городам и напопулярные курорты совершат 1 миллиард 800 миллионов землян. Такой прогнозозначает, что миллионы людей, жаждущих работы, получат ее в сфере туризма. Посостоянию на конец 1997 г. в мировой туристской индустрии работают 255миллионов человек [12].
По мнению различныханалитиков, в основе развития международного туризма лежат следующие факторы:
1. Экономический рост исоциальный прогресс привели к расширению деловых поездок и поездок спознавательными целями.
2. Совершенствование всехвидов транспорта удешевило поездки.
3. Увеличилось числонаемных рабочих и служащих в развитых странах и повысился их материальный икультурный уровень.
5. Развитиемежгосударственных связей и культурных обменов между странами привело красширению межличностных связей между регионами и внутри них.
6. Развитие сферы услугстимулировало развитие сферы перевозок и технологический прогресс в областителекоммуникаций.
7. Были ослабленыограничения на вывоз валюты во многих странах и упрощены пограничныеформальности [8].
Исследованием фактороввлияющих на современное развитие туризма занимаются как западные специалисты,так и специалисты туристской индустрии стран Содружества независимыхгосударств.
Американские специалистыпо международному туризму Г. Харрис и К. Кац к факторам, влияющим наразвитие международного туризма относят:
1. Совершенствованиемаркетинговых мероприятий (учет воздействия рекламы «из уст в уста»;распространение рекламной информации о туристско-рекреационных ресурсах техрегионов принимающих стран, которые плохо известны или неизвестны в мире).
2. Совершенствованиетехнологии международного туризма (соблюдение основных условий гостеприимствапринятых в мире, создание привлекательного образа достопримечательностямданного региона, составление указателей экскурсионных объектов на европейскихязыках и т.п.).
3. Подготовка иотбор на работу в индустрию туризма персонала понимающего суть проблем отрасли,умеющего планировать технологию производства туристских товаров и услуг иосуществлять эффективный поиск путей финансирования затрат на туризм ируководство всем процессом [13].
Российские специалисты называют две группы факторов,определяющих общие направления развития международного туризма:
1. Экзогенныепеременные, включающие демографические, социальные политические, экологические,торговля, технологии и транспорт.
2. Факторы,непосредственно связанные с туризмом и характеризующие спрос, предложение ираспределение [14].
При этом в каждой изперечисленных групп факторов интерес представляет несколько наиболее важных длястран СНГ аспектов. Так, в политическом аспекте существенно влияют открытиеграниц стран СНГ и Восточной Европы. Создание Европейского союза без внутреннихграниц, с унификацией налоговой политики, свободным перемещением товаров, услуги людей дает возможности для все общего развития туризма. С 1 января 2002 г.,когда была введена единая денежная единица ЕС евро, указанные возможности ещебольше расширились.
Политическая коньюктуравлияет на изменение визового режима различных государств, а это в свою очередьзначительно регулирует туристские потоки из одних стран в другие. Так,постепенное понимание властными структурами Республики Казахстан значениямеждународного туризма привело к ослаблению визового режима для гражданКазахстана выезжающих за рубеж.
26 июля 2001 годаправительство РК подписало историческое в своем роде постановление об отменевыездных виз для граждан Казахстана. Новые правила не распространяются насограждан решивших навсегда покинуть пределы родины, а так же тех, кто имелдоступ к государственным секретам. Последние, как и прежде должны согласовыватьсвои намерения с органами внутренних дел республики. Доброе начинаниеКазахстана было и замечено и одобрено ОБСЕ. Такой важный шаг расценили какпредоставление казахстанским гражданам более полной свободы передвижения.
В технологическом аспектеважна компьютерная система бронирования билетов на основной туристскийтранспорт; возникшая на ее основе система глобального распределениятурпродуктов; усиливающаяся роль таких видов наземного транспорта для туристов,как автомобильный и железнодорожный.
В экологическом аспектеследует отметить, что в среде специалистов утверждается мнение, что экотуризмне должен быть ограничен определенными специфическими экспериментами, а долженстать главным фактором развития туризма. Именно эта точка зрения отстаивалась внашем докладе на международном семинаре ВТО «Экотуризм — инструментустойчивого развития в 21-м веке для переходных экономик стран СНГ, Китая иМонголии», состоявшейся 17-19 октября 2001 г. в г. Алматы. Важность данной проблемы подчеркивается тем, что 2002 г. был объявлен Международным годом экотуризма.
В системе туристскогообразования и подготовки кадров специалистами СНГ отмечаются следующие аспекты:усиление роли образования персонала потому, что туризм становится все болеетехнологичной и контактной сферой; проникновение в туристский сектор такихприоритетов управленческой деятельности как регулярная оценка и эффективныеметоды коммуникации [8].
Швейцарские специалистытуризма считают, что «школы будущего станут институтами, в которых нетолько будут давать знания, но которые должны превратиться а интегрированныецентры образования, культуры, отдыха» [14]. Таким образом, подготовка иотбор квалифицированных кадров является определяющим фактором, влияющим наразвитие международного туризма.
Заключение
Интерес к исследованиюистории туризма резко возрос после того, когда с начала 90-х годов XX векаправительства почти всех стран СНГ предпочли развивать экономический, а несоциальный туризм.
История международноготуризма как научная дисциплина имеет объект исследования (человека) и предметисследования (человека в его туристской деятельности). Поэтому потребовалосьсоздание дисциплины, объединяющей историю именно международного туризма.
Эта ситуация потребовалаанализа многовекового международного опыта организации туристских путешествий.Именно поэтому был стимулирован исследовательский процесс в области не толькосовременных теорий, но и отечественной и всеобщей истории туризма. Историей (отгреч. — рассказ о минувшем, познанном; знание) называется комплексвзаимосвязанных общественных наук, изучающих эволюцию человеческого общества вотдельных аспектах и в целом [8].
История туризма – наука,изучающая различные типы культур с целью выявления характерных для них моделей «человекапутешествующего», а также с целью изучения влияния материальной и бытовойкультуры на развитие традиций гостеприимства и раскрытия основных этапов,тенденций и культурно-национальных особенностей развития туризма [2].
Задача каждого историкане просто описать череду событий, а найти закономерности, обусловливающие ходисторического процесса, выделить его основные этапы и периоды.
ХХ век, как и другие периоды историитуризма, имеет свои особенности, достижения:
1) начало XX векаознаменовалось становлением массового народного и социального туризма;
2) бурное развитиетрадиционных для туризма видов транспорта;
3) появляется новаясистема хозяйствования – франчайзинг;
4) решается вопроссистемы профессионального образования;
5) вводятся системыклассификации отелей, среди которых самой распространённой является системазвёзд;
6) переход отконвейерного к дифференцированному туризму одновременно с переходом от рынкапроизводителей к рынку потребителей;
7) во второйполовине ХХ века идёт развитие такой системы, как таймшер;
8) к началу 60-х наЗападе появляются первые автоматизированные системы бронирования;
9) развивающийсятуристский бизнес потребовал объединения организаций, которые им занимаются нетолько в национальных рамках, но в мировом масштабе.
Современная роль туризма,в конечном счете, определяется эффективностью воздействия на качество ипродолжительность жизни людей. Поэтому в туризмоведении используются понятиямедико-физиологической, экономической и социальной эффективности туризма.
По мнению различных аналитиков,в основе развития международного туризма лежат следующие факторы:
1. Экономический рост исоциальный прогресс привели к расширению деловых поездок и поездок спознавательными целями.
2. Совершенствование всехвидов транспорта удешевило поездки.
3. Увеличилось числонаемных рабочих и служащих в развитых странах и повысился их материальный икультурный уровень.
5. Развитиемежгосударственных связей и культурных обменов между странами привело красширению межличностных связей между регионами и внутри них.
6. Развитие сферы услугстимулировало развитие сферы перевозок и технологический прогресс в областителекоммуникаций.
7. Были ослабленыограничения на вывоз валюты во многих странах и упрощены пограничныеформальности [8].
Исследованием фактороввлияющих на современное развитие туризма занимаются как западные специалисты,так и специалисты туристской индустрии стран Содружества независимыхгосударств.
Список использованныхисточников
1. Шаповал Г.Ф.История туризма. – Минск, 1999.
2. Воронкова Л.П. Историятуризма и гостеприимства: Учебное пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.
3. Биржаков М.Б.Введение в туризм. – СПб., 1999.
4. Уокер Дж. Р.Введение в гостеприимство/ Пер. с англ. – М., 1999.
5. Сапрунова В.Б.Туризм. Эволюция. Структура. Маркетинг. – М., 1998.
6. Крючков А.А.История международного и отечественного туризма. М., 1999.
7. Вуколов В.Н.История и теория международного туризма. Алматы, 2002.
8. Плотникова Н.И.Комплексная автоматизация туристского бизнеса. М., 2001.
9. Шальков Ю.Л.Здоровье туриста. М., ФиС, 1987.
10. Зорин И.В.,Квартальнов В.А. Толковый словарь туристских терминов: Туризм. Туристскаяиндустрия. Туристский бизнес. М-Афины, 1994.
11. Вуколов В.Н.Теория и практика подготовки специалистов туристской индустрии в высших учебныхзаведениях. Алматы, 1999.
12. Харрис Годфри,Кац Кеннет Стимулирование международного туризма в XXI веке. М., Финансы истатистика, 2000.
13. Папирян Г.А.Международные экономические отношения: экономика туризма. М., Финансы истатистика, 1998.