РЕФЕРАТ
подисциплине «Менеджмент»
по теме «Трансферттехнологий в индустрии гостеприимства»
1. Технологии и ихтрансферт
Технология представляетсобой взаимосвязь организационных процессов, определенных знаний, мастерства,навыков, методов для достижения желаемых результатов, а не только наборфизических средств производства. Такая характеристика технологии особенноактуальна для индустрии гостеприимства, где роль человеческого фактора особенновелика по сравнению с активно применяемыми в других сферах экономическойдеятельности оборудованием и машинами.
Процесс технологическоготрансферта имеет комплексный характер. Можно выделить три основных егокомпонента — физические составляющие, правовые и договорные условия,управляющие процессом трансферта, и человеческий аспект трансферта. В составфизических составляющих можно включить здания, оборудование, инфраструктуру идр., а в человеческий аспект — людей, которые могут создавать и предлагатьосязаемый или неосязаемый продукт с помощью наличных физических средств.Обеспечение первого компонента относительно проще, для этого нужны необходимыефинансовые средства и способность правильно вложить эти средства в нужныепроекты. Что касается второго компонента, то он может быть очень усложнен из-засуществующих многочисленных соглашений между собственниками предприятий,организациями, финансистами, национальными и местными правительствами и др.Если первые два компонента очень важны для самого трансферта технологий, тотретий компонент, человеческий фактор, играет самую значительную роль в егоосуществлении.
Процессу трансфертатехнологий посвящено много трудов зарубежных ученых, которые с той или инойоговоркой можно применять в индустрии гостеприимства в общем и в гостиничномбизнесе в частности. Например, Шельп, Стефенсон и др. считают, что для развивающихсястран наиболее предпочитаемой концепцией трансферта технологий являетсяполучение некоего «черного ящика», который имеет все необходимое. Но вдействительности трансферт технологий зависит больше от возможности реципиента(получателя) абсорбировать их, чем от других факторов.
Стюарт и Нихей сравниваюттрансферт технологий с зарубежными прямыми инвестициями и возможностямиместного населения применить новые технологии в своих организациях. Они выявилитакже два взаимосвязанных друг с другом фактора, необходимых для осуществлениятрансферта. Первый фактор — это общие знания, т.е. знания и образованиедостаточного количества людей, которые необходимы для освоения новыхтехнологий. Второй фактор — склонность к адаптации новых продуктов и новыхинструментов так, чтобы способности абсорбции полностью реализовались итрансферт технологии мог действительно произойти.
Конечно, эти определенияв первую очередь относятся к проблемам трансферта из индустриально развитыхстран в экономически слаборазвитые страны. Но их можно применять и для процессатрансферта в рамках одной страны, например, когда крупная компания строит новоепредприятие в собственной стране или в другой индустриально развитой стране.
Обобщая вышеприведенныеопределения зарубежных авторов, можно отметить, что трансферт технологий виндустрии гостеприимства — это способность местного населения усваивать иприспосабливать существующие технологические системы, а также возможностьстроить новые системы для удовлетворения потребностей как отечественных, так изарубежных клиентов.
Изучение трансфертатехнологий в индустрии гостеприимства показывает, что можно выделить триосновных уровня этого трансферта:
· требуемаяспособность использовать технологии для управления предприятиями;
· вклад требуемыхспособностей для создания новых предприятии;
· инновационныеспособности — возможность улучшить и модифицировать методы обслуживания и самиуслуги.
Разные уровни трансфертатребуют разные институты и ступени для исполнения. Если первые два уровня можнолегко достичь с помощью учебы на рабочем месте или формальной подготовки, топоследний третий уровень может быть труднодоступен из-за требований наличия уработников не столько высокотехнических знаний, сколько воображения иумственных способностей.
2. Транснациональныекомпании и трансферт технологий
Многонациональныекомпании имеют огромное значение для экономического и технологического развитиястран, не являющихся местом их базирования, так как они первоначальноразрабатывают новые технологии у себя, а потом переводят их в другие страны,где имеют дочерние предприятия.
Западный специалист Дейв,исследовав разные виды взаимоотношений между предприятиями ТНК, добавил ещеодин, а именно соглашение по техническому обслуживанию. Этому соглашению ТНКотводит роль технического консультанта.
Потенциальное воздействиетакого соглашения на трансферт технологий в гостиничном бизнесе детально изучилСислик. Он, специально не раскрывая виды технологий, предназначенных длятрансферта, показал разнообразные соглашения для максимизации или минимизациитрансфертов. Серьезной проблемой для трансферта технологий являетсянедостаточное соответствие такого соглашения с подготовкой местного персоналасо стороны ТНК. Часто в эти соглашения включается пункт, позволяющий ТНК помере возможности привлекать менеджеров и других работников из других стран, втом числе из страны базирования ТНК. Однако эти мероприятия при злоупотреблениимогут свести на нет возможность страны построить свой собственный стандартгостиничного бизнеса в долгосрочном плане.
Для трансферта технологийроль ТНК в индустрии гостеприимства может быть положительной для обеспечениясоответствующим опытом работы персонала, который далее мог бы вливаться вместную индустрию, передавая свой опыт и знания другим людям. Однако ТНК можетиграть и отрицательную роль, импортируя необходимый опыт и используя местноенаселение только для простейших работ.
Важной формой внедренияТНК в страну, особенно в развивающуюся, в индустрии гостеприимства являетсяконтракт управления. Во многих случаях при заключении контрактов управлениямежду ТНК и местными владельцами надо обращать внимание не только на финансовуюсторону, но и на трансферт технологий в страну, где находятся объектыуправления. И владельцы объектов, и государство, где они находятся, сильнозаинтересованы, чтобы количество иностранного персонала сокращалось параллельноувеличению местного персонала.
Разные исследованияпоказывают, что на предприятиях индустрии гостеприимства в индустриальноразвитых странах доля менеджеров в общем персонале больше, чем в новыхиндустриальных странах или в развивающихся странах, — 1/15,30; 1/20,00; 1/21,80соответственно. Этот факт подтверждает то обстоятельство, что в развитыхстранах качество управления на порядок выше. А в развивающихся странах вышедоля иностранных Менеджеров (32,0; 21,6; 49,8% соответственно).
Доля иностранныхменеджеров в зависимости от возраста предприятия может уменьшиться, еслиместный Персонал станет со временем более компетентным и допустится куправленческим должностям. А если предприятия ТНК будут снабжать местнуюиндустрию профессиональными кадрами, то в этом случае могут возникнутьположительные предпосылки для трансферта технологий.
Исследования такжепоказывают, что предприятия ТНК в индустрии гостеприимства крупнее, чем другиеместные предприятия вне зависимости от уровня экономического развития страны.Это связано с проблемой экономии в масштабе на крупных предприятиях, которыеполучают большой объем разных услуг от головной компании.
Как отмечалось выше,большие размеры предприятий больше котируются в развивающихся странах. Вразвитых странах предприятия относительно маленькие, но, несмотря на свойразмер, прибыльны. Размеры предприятий соответственно большие в новыхиндустриальных странах, далее идут развивающиеся страны, ряд замыкаютиндустриальные страны. Средний размер объекта (скажем, отеля) является хорошиминдикатором уровня развития индустрии в стране в частности и ее экономики вцелом. В развивающихся странах ТНК чаще образуют новые крупные предприятия.Например, гостиничные ТНК образуют крупные отели для отдыха и бизнес-центры длябизнесменов и туристов. Это вес отражает увеличение спроса на отелимеждународной класса с определенными стандартами обслуживания со стороныбизнес-путешественников, а также других туристов. Этот весьма доходный спросможно удовлетворить с помощью деятельности ТНК, расширения уровнятехнологических трансфертов и строительства новых отелей со стороны местныхкомпаний.
3. Государственнаяполитика и трансферт технологий
Государство участвует впроцессе трансферта технологий с помощью разных политик, проводимых им, напримерэкономической, отраслевой (туристической политики, политики поощрения сферыгостеприимства), образовательной и др.
Как было описано выше, впроцессе трансфертновых, передовых технологий важную роль играют транснациональныекорпорации как носители этих технологий.
В производственныхотраслях экономики трансферт технологий необходим для замены старых трудоемкихтехнологий новыми. Больше всего это связано с соблюдением приоритетов страны ввопросах занятости, чем с желанием получить как можно больше доходов отзарубежных инвесторов.
В гостиничном бизнесе, вчастности, особенно в развивающихся странах, где ТНК строят свои отели, местныеправительства предпочтение отдают более дорогим, высокостандартизированным ивысококлассным отелям. Однако здесь могут возникнуть определенные проблемы,связанные с наймом соответствующего персонала для поддержания высокихмеждународных стандартов обслуживания, особенно на узком и уязвимом рынке.Такой политики раньше придерживались новые индустриальные страны Юго-ВосточнойАзии, а теперь Китай.
Государственноевмешательство в туристическую сферу страны имеет разную силу в зависимости отуровня экономического развития страны. Например, в развивающихся странахиндустрия туризма имеет приоритетное значение для правительства, которое держитв своих руках также и развитие туристской инфраструктуры. В индустриальноразвитых странах влияние государства относительно слабее, ибо здесь сильнеечастный сектор, который обеспечивает инфраструктурой и снабжает маркетинговымиматериалами.
Политика развития своеготуристского сектора, проводимая государством, оказывает значительное влияние наразвитие местного населения и имеет для него экономическое и социальноезначение как в развивающихся странах, так и в индустриально развитых странах.Здесь огромная роль отводится национальным туристским агентствам (НТА), которыепринимают значительное участие в подготовке работников для службы на предприятияхзарубежных ТНК, особенно в развивающихся странах. Более подробно по вопросам,посвященным политикам, проводимым государствами для развития своего туристскогосектора, можно ознакомиться в вышеназванной моей книге.
Для успешного трансфертатехнологий важно, чтобы он устраивал не только сами компании, внедряющие у себяпередовые технологии, но и ее клиентов. Например, в развивающихся странах можнопредлагать услуги, которые могут быть отвергнуты со стороны клиентов из-закультурных различий и несоблюдения их традиций. Отсюда правительства и самикомпании, участвующие в процессе трансферта технологий, учитывая его важность,должны прикладывать большие усилия для изобретения и проведения приемлемойнациональной, региональной, экономической, отраслевой политики, котораяудовлетворяла бы всех заинтересованных участников процесса. трансферт технология индустрия гостеприимство
4. Роль образования
Как уже отмечалось, однимиз важных факторов и процессе трансферта является способность получателейтрансферта усваивать и применять у себя новейшие технологии. В индустриигостеприимства как сферы обслуживания требуется соответствующий уровень общегоразвития и технической подготовки. Первое достигается относительно трудно, ноиграет важную роль для предложения неосязаемых элементов обслуживания.
Формальное образование виндустрии гостеприимства дают средние школы, высшие учебные заведения, а такжеразные центры, находящиеся как на предприятиях обслуживания, так и вне ихпределов.
Что касаетсянеформального образования, то люди получают его во время трудовой деятельности.Своего рода неформальное образование получают также гости, посетители, туристыпри посещении отелей, ресторанов и других туристских заведений. Конечно, дляизучения зарубежного опыта посещения этих заведений у себя дома недостаточно.
Образование смешиваетвозможности и мотивации рабочей силы разных народов, но за образование надоплатить. Разные государства проводят свою политику с разными приоритетамифинансирования образовательного процесса. Например, доля расходов наобразование развитых стран в их ВНП по сравнению с развивающимися странамибольше. Это обстоятельство, конечно, облегчает трансферт технологий виндустриально развитые страны.
Гостиничные ТНК и виндустриально развитых, и в развивающихся странах на образование и тренингсвоих сотрудников тратят в среднем 1,9% своих бюджетов (это достаточномаленькая величина). При сравнении этих расходов между развитыми, новымииндустриальными странами и развивающимися странами преимущество по количеству расходовна образование за индустриально развитыми составляют 2,2, 1,3; 1,8%соответственно. Однако индустриально развитые страны в отличие от новыхиндустриальных и развивающихся стран мало внимания обращают на другие факторыподготовки специалистов, например на наличие у своих ТНК менеджеров по тренингу(58,4; 90,0; 68,4% соответственно от общего количества исследованных ТНК),департамента по тренингу (43,4; 85,0; 71,9%) или тренинг-центра (43,6;68,4%)76.
При организации тренингав организациях надо учитывать уровень знаний и трудовой стаж персонала, которыйпроходит тренинг, а также разные политические и культурные нормы в"стране. Поэтому проводится предварительный отбор участников тренинга. Их такжезаранее информируют о роли и предназначении проводимого мероприятия. Плантренингов для работников ТНК обязательно включает курсы иностранного языка. Этикурсы позволяют местным работникам хорошо понимать как клиентов, так ииностранных менеджеров, а последним — местный персонал.
Список использованнойлитературы
1. Акопов Е.С.,Гаврилко Н.Н. Экономика предприятия гостеприимства / Под общей редакцией проф.В.И. Самофалова. – Ростов-на-Дону, 2009.
2. Ломов В.К. Менеджментпредприятия гостеприимства. Учебник для вузов. – М.: Юнити, 2008.
3. Экономикагостиничного бизнеса / Под редакцией проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2010.
4. Нухович Э.С.,Смитиенко Б.М., Эскиндаров М.А. Гостиничный бизнес. – М.: Финансовая академия, 2010.
5. Пузакова Е.П. Экономикапредприятия. – Ростов — на- Дону: Феникс, 2008.
6. Спиридонова И.А. Менеджментв индустрии гостеприимства. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2007.
7. Халевинская Е.Д.,Крозе И. Менеджмент предприятия: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2009.