Федеральноеагенство связи
Государственноеобразовательное учреждение
Высшегопрофессионального образования
«Сибирскийгосударственный университет Телекоммуникаций и информатики»
Кафедрафилософии и истории
Реферат на тему:
“ВолюнтаризмФридриха Ницше”.
Новосибирск 2010
Содержание
Введение
1. Личность Фридриха Ницше
2. «Воля к власти»- как основной мотивобщественной жизни
3. Концепция сверхчеловека
Заключение
Список литературы
Введение
Жизнь Ницше –воплощениесамой его философии во всей ее суровой величественности и трагичности. Не знаяпервую, трудно понять вторую. И не поняв вторую, невозможно постичь тоисключительно сильное воздействие, которое оказало учение Ницше на уходящий ХХвек. Много раз в литературе делались попытки истолковать жестокий душевныйнедуг, отравивший последнюю четверть жизни Фридриха Ницше, как праведную божественнуюкару за его нечестивое вольнодумство, как достойное искупление его сатанинскойгордыни.
Было бы справедливо отнести к нему слова великогоТолстого о Мопассане, о том Мопассане, которого Ницше столь любил и считалстоль родственным себе духовно: «Он дожил до того трагического моментажизни, когда начиналась борьба между ложью, которая окружала его, и истиною,которую он начинал сознавать. Начинались уже в нем приступы духовногорождения… Если бы ему суждено было не умереть в муках рождения, а родится –он бы дал великие поучительные произведения, но и то, что он дал нам в своемпроцессе рождения, уже многое. Будем же благодарны этому сильному правдивомучеловеку и за то, что он дал нам.»
Сразу возникает вопрос:«Почему я выбрала эту тему? Что меня привлекло в ней? » Первое- этолюбопытство. Мне захотелось узнать кто такой Ницше и в чём еговеличественность. Я очень много слышала про него, что он был одним извеличественных философов XXвека и конечно, что он написал чудеснейшее произведение «Так говорилЗаратустра.» Ещё, мне хотелось изучить и понять его философию жизни, о том чтоон думал, узнать, какой вклад внёс в философию. Так же мне бы хотелось узнать,кто же такой этот сверхчеловек? И какова его миссия на земле, и для чего онвообще нужен? Целью моего исследования является более подробное изучениеличности Фридриха Ницше и его философии, а именно — волюнтаризма.
В рамках достиженияпоставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризоватьличность Ницше;
- разобраться, что жетакое волюнтаризм Ницше и его смысл.
1. Личность ФридрихаНицше
Фридрих Вильгельм Ницшеродился 15 октября 1844 года в семье пастора в Рекене близ Люцена. Ницшеполучил очень религиозное воспитание. Он был серьезным уравновешенныммальчиком. Несмотря на молодые годы, совесть его былачрезвычайно требовательной и боязливой. Он был горд и твердо веровал вблагородство своего рода. Им владел тиранический инстинкт творчества. Он редкопринимал участие в играх, так как не любил сходиться с незнакомыми ему людьми. Сраннего детства у него было инстинктивное влечение к письменной речи, к видимоймысли.
«Я пыталсяотрицать всё, но, увы! Как легко разрушать и как трудно созидать!»
Учеба в школе, а затемв Домской гимназии давалась Фридриху легко, хотя удивительная тщательность иаккуратность заставляли его засиживаться над тетрадями и учебниками дополуночи. Но больше учебных предметов мальчика волновали поэзия и особенномузыка. Послеокончания школы поступил на филологический факультет Боннского университета, ас 1865 года продолжил учение в Лейпциге, куда последовал за своим учителем — профессором филологии Ричлем. Занятия филологией вернули емучувство самоутверждения, в значительной мере потерянное за год обучения вБонне, где он постоянно разрывался между теологией, музыкой и филологией, нерешаясь остановиться на чем-нибудь одном. Именно в это время Идеи Шопенгауэраоказались чрезвычайно близки собственным размышлениям Ницше. Его поразилопрезрение философа к людям, с их мелочными заботами и своекорыстными интересами.Бессмысленность этого существования, так ярко обрисованная Шопенгауэром,привела Ницше к мысли о том, что искать смысл жизни человека в исполнении имсвоего долга — напрасная трата сил и времени. Человек исполняет свой долг поддавлением внешних условий существования, и этим ничем не отличается отживотного, также действующего исключительно по обстоятельствам. Ещедо получения диплома 24-летнего Ницше пригласили занять кафедру. Ницше получилместо ординарного профессора классической филологии. Лейпцигский университетдал ему докторскую степень без предварительного экзамена. Он также сталпреподавать греческий в третьем классе Базельского педагогиума, которыйпредставлял нечто среднее между гимназией и университетом. Ницше имел огромноевлияние на учеников, обнаружив редкое умение привлекать к себе молодые умы.Историк культуры Яков Бургхарт говорил, что Базель никогда еще не имел такогоучителя.
8 ноября 1868 г произошло знаменательное событие в жизни Ницше. Он познакомился со знаменитым композиторомРихардом Вагнером. Кроме музыки, они сразу нашли еще одну, глубоко волновавшуюих тему философию Шопенгауэра. Ницше был очарован дружелюбием и живостьюВагнера, первой поистине гениальной творческой личностью, встреченной им нажизненном пути. Его ослепил не ореол славы Вагнера, а действительно независимоемышление известного музыканта. Вагнер, как и Ницше, стремился к обновлениюнемецкой культуры.
В 1870 году во время франко-прусской войны Ницше былдобровольным санитаром. Вскоре после этого у него начались периодическиеприступы сильных головных болей. «Несколько раз спасенный от смерти усамого ее порога и преследуемый страшными страданиями — так я живу изо дня вдень; каждый день имеет свою историю болезни». Этими словами Ницшеописывает в письме к одному приятелю страдания, которые он испытывал напротяжении пятнадцати лет. В начале 1876 года из-за частых приступов он былвынужден уйти из педагогиума. Ницше провел зиму 1876-1877 гг. в мягком климатеСорренто, где жил в обществе нескольких друзей: из Рима приехала его давняяприятельница Мальвида фон Мейзенбух (автор известных «Мемуаровидеалистки»); из восточной Пруссии прибыл д-р Пауль Рэ, с которым Ницшеуже тогда соединяла крепкая дружба. Увы, пребывание на юге не облегчилостраданий. Ницше был вынужден окончательно бросить преподавательскуюдеятельность. С 1879 года он оставил и профессуру. Вел, в основном,отшельническую жизнь, чаще в Италии — в Генуе, частью — в Швейцарских горах, вЭнгадине, в маленькой деревушке Сильс-Мария. В 1888 год,уже одержимый безумием, Ницше пытался написать историю своей жизни. Все ученикипокинули его: немецкие филологи объявили его «человеком, умершим длянауки». Погибший интеллект спасти было нельзя. Фридрих Ницше умер вВеймаре, 25 августа 1900 г.
2.«Воляк власти»- как основной мотив общественной жизни
Сраннего детства Фридрих Ницше был погружен в христианское окружение, взрослея вдоме, полном набожных женщин, которые хвалили его за чтение Библии и работ протестантскихтеологов. По причине очевидной набожности его даже прозвали «маленькимпастором». Кто мог предвидеть, что этот благочестивый молодой человек вырастети станет наиболее яростным оппонентом христианства и автором книги спровокационным названием «Антихрист»?
Хотя кпоследующему разрыву с благочестивым воспитанием Ницше привел его собственныйбезостановочный поиск знания, одной из первоначальных причин отказа от религиибыло его случайное знакомство с трудами философа Артура Шопенгауэра. Будучи осенью 1865 г. студентом Лейпцигского университета, Ницше приобрел в букинистическоммагазине экземпляр работы Шопенгауэра «Мир как воля и представление». «Я незнаю, что за демон прошептал мне: «Возьми эту книгу с собой», — писал он многолет спустя, и знакомство с ней изменило его жизнь. «Придя домой, — продолжалон, — я бросился в угол дивана со своим новым сокровищем и отдался очарованиюэтой энергичной, трагически гениальной работы». Ницше столкнулся смировоззрением, о котором раньше и не подозревал — полностью атеистическим. Ивпрямь, Ницше называл Шопенгауэра первым честным атеистом в современнойфилософии.
ПроизведенияНицше распадаются на две группы, что в общих чертах соответствует двум этапамразвития взглядов их автора. Первая группа включает ранние работы, посвященныепроблемам предназначения человека и написанные под сильным влияниемШопенгауэра. Это «Происхождение трагедии из духа музыки» (1872),«Несвоевременные размышления» (1874 — 1876), «Человеческое, слишком человеческое»(1878 -1880), «Вселенная наука». Во второй группе произведений намечен отказ отидей Шопенгауэра в пользу «переоценки всех ценностей». Это работы «Как говорилЗаратустра» (1883 — 1886), «По ту сторону добра и зла» (1886), «Генеалогияморали» (1887), «Антихрист» (1888), «Сумерки кумиров», «Ессе Номо» (1908 — после смерти). В этих работах, насколько позволяет их афористичная литературнаяформа, излагается философская концепция Ницше, центральное место занимаютпонятия «воля к власти» и «сверхчеловека». В данной работе я буду рассматриватьего вторую, так называемую, группу произведений.
Корни волюнтаризмасодержатся в христианской догматике, учениях И. Канта, И.Г. Фихте, А.Шопенгауэра, Ф. Ницше. Так, предпосылкой новейшего волюнтаризма явилось учениеКанта о преобладающем значении практического разума. Кант утверждает, что хотясуществование свободной воли нельзя теоретически ни доказать, ни опровергнуть,практический разум требует постулировать свободу воли, в противном случаенравственный закон потерял бы всякий смысл. Исходя из этого, Фихте видел в волеоснову личности, а в волевой деятельности «Я» – абсолютный творческий принципбытия, источник духовного самопорождения мира. При этом воля у Фихте являетсяразумной по своей природе, источником осуществления нравственного начала. Впротивоположность этому Шопенгауэр дает иррациональную трактовку воли, какслепого, неразумного, бесцельно-действующего первоначала мира, что ихарактеризует его как философского пессимиста. Волюнтаристические идеи Шопенгауэраявились одним из источников философии Ницше. Волюнтаризм – это доминированиеволи человека над другими проявлениями духовной жизни, включая и мышление. Тоесть волюнтаризм проявляется, как попытка произвольно решать возникающиепроблемы человека, общества, не считаясь с объективными законами природы,общества, условиями бытия.
Рассматривая, подобно Шопенгауэру,мир как продукт воли — первоосновы всего существующего, Ницше однако, заменилшопенгауэровский монистический волюнтаризм, учение о единстве воли — «плюрализмом» воль, — признанием множества конкурирующих, сталкивающихся всмертельной борьбе «центров» сил. Верныйэтой критической установке Ницше подвергает сомнению единство структурнойорганизации мира. Мир, согласно Ницше, не един, а значит, не есть бытие,материя; в лучшем случае он является выражением дискретности воли. Воляконструирует мир. Отсюда и свойства мира — движение, притяжение, отталкивания — в механическом смысле — это те же «фикции», слова, не имеющие смысла, если кним не присоединена воля, намерение. И вообще, — говорит Ницше, — в мире нетвещей: если устранить привносимые нами самими понятия — числа, деятельности,движения, силы, — «то вещей не будет, а останутся динамические количества,находящиеся в некотором отношении со всеми другими динамическими количествами».
Отрицание объективности движения иразвития привело Ницше к отрицанию самосовершенствования мира и человека.Исходя из этого, он утверждает, что «виды представляют прогресс — это самоенеразумное утверждение в мире. До сих пор не удостоверено ни единым фактом, чтовысшие организмы развивались из низших». За этим утверждением следуетобобщение, ради которого велась критика: «Первое положение: человек как вид непрогрессирует. Правда, достигаются более высокие «типы» индивидов, но они несохраняются. Уровень вида не поднимается. Второе положение: человек как вид непредставляет прогресса в сравнении с какими-нибудь иными животными. Весьживотный и растительный мир не развивается от высшего к низшему».
Этот критический взгляд наобъективность мира, развитие мира и человека уравновешивается специфическимпониманием функции воли, суть которой сводится к «аккумуляции силы». И в этомпункте Ницше решительно заменяет шопенгауэровскую «волю к жизни» — «волей квласти». Жизнь есть ни что иное, как «воля к власти». Этим рассуждением Ницшепредвосхищает дальнейшее развитие «философии жизни».
«Воляк власти» — это основной мотив всех вопросов общественной жизни. Воля квласти заложена сомой природой человеческого существования: власть мужчины надженщиной, старого над молодым. Учение о воле имеет волюнтаристский характер ивыражается в понятии множественности воль, которые между собой могутконкурировать и сталкиваться в «смертельной схватке» за господствонад духовными силами человека. Первоосновной всякого движения и развития Ф.Ницше считает «ненасытное стремление к проявлению власти и применениювласти». Действительность есть иллюзия и «выдумка» и здесь онследует идеям иррационалистической философии А. Шопенгауэра. Единственно реальносуществующим актом жизни является факт власти как проявления творческогоинстинкта.
«Воляк власти» — это критерий значимости любого из явлений мира; именно в этой ролиона выступает как главный фактор в понимании предназначения человека.Неудовлетворенный умиротворяющей перспективой шопенгауэровского рецептаосвобождения человека путем нравственного спасения, Ницше полагает, что свободадолжна быть утверждена по «эту» сторону мира, что у нее нет и не может бытьнадындивидуального пространства. По Ницше, человек может утвердить свою свободутолько в одиноком противостоянии миру, преодолевая свое «человеческое» — мораль,как колективно-эгоистический способ выживания не способных самостоятельнобороться людей.
Ницше, таким образом, порывает спафосом шопенгауэровской философии, наделяющей мораль абсолютной мудростью.Значимым становится все то, что «тождественно инстинкту роста власти,накопления сил, упрямого существования»; другими словами, все то, чтоспособствует самоутверждению индивида в борьбе с коллективной организацией исоциальной зависимостью людей.
Способствуетли познание как рациональная деятельность повышению «воли к власти»? Нет, — говорит Ницше, — ибо доминирование интеллекта парализует «волю к власти»,подменяя деятельность резонированием. Сострадание, как любовькближнему, «противоположно аффектам тонуса, повышающего энергию жизненногочувства, — оно воздействует угнетающе… парализует закон развития — законселекции», и, следовательно, считает Ницше, его следует отбросить. «Воля квласти» — основа «права сильного», а демократизм — как «способ выживанияслабых» — заслуживает ницшеанского негодования и презрения. «Право сильного» — основа власти мужчины над женщиной; «женское» равенство в правах с мужчинойесть показатель упадка и разложения, считает философ.
«Воляк власти» — это право только сильного, обыденная же мораль подрывает этуволю, она проповедует любовь к ближнему и сострадание. В книге «По тусторону добра и зла» он определяет мораль и понятия «добро изло» только как толкования, которые основываются на неморальных ценностях,на государственных интересах. Среди худших зол, пишет Ф. Ницше, есть злопоклонения государству. Государство там, где есть толпа, где человек теряетсамого себя. «Бегите от идолопоклонства», призывает он. Идол толпыплохо пахнет. Только там, где государство кончается, начинается«полезный» человек. Но это уже слова Заратустры («Так говорилЗаратустра»), который видит в слепом поклонении идолам «тупость идеградацию язычника».
3. Концепциясверхчеловека
Действительно,волюнтаризм, проповедуемый Ницше находит выражение в весьма категорических,порой эпатирующих, выражениях немецкого философа: на первых же страницахизвестного “Антихриста” мы читаем: “Слабые и неудачники должны погибнуть:первое положение нашей любви к человеку. И им должно ещё помочь в этом. Чтовреднее всякого порока? — Деятельное сострадание ко всем неудачникам и слабым-христианство.”[1] Воля,побеждающая слабости, превосходящая и покоряющая волю к власти, аследовательно, воля к жизни, должна превзойти христианский догматизм,подавляющий эту волю. Воля и жизнь, таким образом оказываются для Ницше болеезначимыми, чем мышление и знание. Философ жизни, он ставит власть, источник идвигатель этой жизни, выше знания и мышления. Таким образом и истина, втрактовке Ницше, является волей, властью, тем, что существует в качествежизненной силы.“Сама жизнь ценится мною, как инстинкт роста, устойчивости,накопления сил, власти.”[2] Самаволя становится не статичной волей, но растущей, живой волей, вместе с тем,оказывается предметом накопления. Воля всегда является недостаточной, волявсегда существует как воля над волей, в качестве некоего роста. Таковаклассическая трактовка волюнтаризма Ф. Ницше, данная Ж. Деррида.
Может показаться, чтотакой сверхчеловек, убивший, превзошедший бога, в действительности достигаетэтого сверхчеловеческого состояния путём подавления в себе всевозможныхслабостей и пороков и путём реализации своей воли, освобождённой отхристианских догм. Корректнее будет сказать, что Ницше не отрицает христианствавообще, как и саму веру, но скорее, протестует против догматизма и подавленияволи.
Во многом онвозвращается к раннехристианской идее о том, что тело — есть творение Бога ичеловек не может пренебрегать божественным творением. Тело является таким жесоставляющим человека как и душа.
Понятие “жизнь” в “философиижизни” призвано заменить понятие “бытиё”. Бытиё — это статическое состояние,жизнь — это движение, становление. “Нет бытия, есть только становление”, — заявлял Ницше. Становление есть динамическая первооснова жизни, в то же времяжизнь — это деятельность, созидание, творчество человека, его самовыражение,позволяющее ему реализовать и познать самого себя. Таким образом, жизнь — эточеловеческая жизнь, человек в этой философии становится на главное место,становится мерилом всего бытия. Человек рассматривается не какесстрастно-теоретическое существо, а как субъективно заинтересованный в целях изадачах своей деятельности, как единственное существо, способное к нравственнойоценке.
Мораль Ницше — этовечное противоборство двух классов. С давних пор рабы пытались отомститьгосподам, навязать им свои принципы. Начало этому положила нагорная проповедьХриста в “Ветхом завете”. По словам Ницше, “Аристократическое уравнениеценностей (хороший=знатный= могучий=прекрасный=счастливый=любимый Богом) евреисумели с ужасающей последовательностью вывернуть наизнанку и держались за этозубами бездонной ненависти бессилия. Именно только одни несчастные, бедные,бессильные, низкие — хорошие, блаженны, благочестивы.… Зато вы, знатные имогущественные, — злые, жестокие, похотливые, ненасытные, и вы навеки будетенесчастными, проклятыми и отверженными”. Почти цитируя нагорную проповедь,Ницше пытается осудить христианскую мораль. Философ не пытается увидеть то, чтов изначальном христианстве немаловажное место занимали другие мотивы, мотивыподчинения рабов господам (в земной жизни) и то, что христианство былопоставлено на службу господам. Лицемерную форму христианской морали, обещающейлюдям блаженство в потустороннем мире ценой примирения с эксплуатацией в этом, онвоспринял как определяющий её сущность бунтарский гнев. Поэтому нужнопроизвести “переоценку ценностей”: восстановить “мораль господ” и упразднитьрезультаты “восстания рабов в морали”.
Однакопессимистический лейтмотив философии Ницше логически направлен на определенныйидеал — прообраз освобожденного человека. Это «сильный человек», аристократ,«добродетель, свободная от морали», ценность жизни которого совпадает смаксимальным уровнем «воли к власти». Это «сверхчеловек», тип которого Ницшеопределяет следующим образом. Это люди: «которые проявляют себя по отношениюдруг к другу столь снисходительными, сдержанными, нежными, гордыми идружелюбными, — по отношению к внешнему миру, там, где начинается чужое; чужие,они немногим лучше необузданных хищных зверей. Здесь они наслаждаются свободойот всякого социального принуждения, они на диком просторе вознаграждают себя занапряжение, созданное долгим умиротворением, которое обусловлено мирнымсожительством. Они возвращаются к невинной совести хищного зверя какторжествующие чудовища, которые идут с ужасной сменой убийства, поджога,насилия, погрома с гордостью и душевным равновесием… уверенные, что поэтыбудут надолго теперь иметь тему для творчества и прославления. В основе всехэтих рас нельзя не увидеть хищного зверя, великолепную, жадно ищущую добычу ипобеды белокурую бестию». Свой идеал «сверхчеловека» Ницше не сравнивает скакой-либо человеческой расой или нацией, но он, не давая для этого никакихрецептов, везде говорит о том, что «сверхчеловека» необходимо вырастить. Это«полубожественное» существо превращается в основу ницшеанской философии. ИногдаСверхчеловек представляется ему вполне возможной действительностью, но иногдакажется, что он пренебрегает всяким точным изложением своей мысли и его идеяделается тогда только лирической фантазией, которою он забавляется для того,чтобы возбудить низшие слои человечества. Но это иллюзия и иллюзия полезная,благотворная. Он тогда любил часто повторять изречения Шиллера: «Имейсмелость мечтать и лгать».
«Сверхчеловек»,о котором рассуждает философ, придет как высший биологический тип человека,взращенный «новой моралью». Новая мировая правящая раса должна будетгосподствовать на земле. Ей противопоставляется стадо людей, которое само всебе несёт инстинкт к самосохранению, реализующийся как против вырождающихся(преступников), так и против «выдающихся над толпой». Только«высшая раса» обладает чувством благородства,«аристократичностью». Этого-то как раз и недостает современным«господам» фабрикантам и торговым деятелям, сетует философ, чтобыстать господствующей силой. Немецкий нацизм истолковал эти рассуждения философав соответствии со своей идиологией уничтожения «слабых» радирасцвета «высшей расы», тем самым исказив его мысли, превратив Ницшев человеконенавистника и пророка расизма. Но если внимательно отнестись ктрудам философа, то мы обратим внимание на гуманизм и миролюбие его идей. Ницшерезко выступает против стадности и подчинения личности толпе. Стадо каклюдская масса готово только повиноваться, когда его вожак доказывает ему своёправо на господство «аристократической внешностью». Отсутствиеаристократизма провоцирует «массы» на мысль, что только случай исчастье возвышает одного человека над другим.
Сверхчеловек — это невождь, возвышающийся над массой людей, не фюрер, не дуче, не каудильо, негенеральный секретарь, как это, может быть, кое-кому хотелось бы думать. Этонравственный образ, означающий высшую степень духовного расцвета человечества,олицетворение тех новых моральных идеалов, любовь к которым Ницше стремилсясделать главным нравственным устремлением человечества.
«Сверхчеловек — смыслземли. Пусть же ваша воля говорит: да будет сверхчеловек смыслом земли!»
«Смотрите, я учу вас осверхчеловеке: он — эта молния, он — это безумие!»
«Человек — это канат,натянутый между животным и сверхчеловеком, — канат над пропастью.»
«В человеке важно то,что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход игибель.»
«Я хочу учить людейсмыслу их бытия: этот смысл есть сверхчеловек, молния из тёмной тучи,называемой человеком.»[3]
Человек имеет цельвнутри себя; его цель – это жизнь. Вот эта идея абсолютной ценностичеловеческой жизни по существу явилась тем лозунгом, который объединяет всетворчество Ницше. С этим лозунгом связан и ницшеанский идеал человека –Сверхчеловек. Этот идеал, по замыслу Ницше может быть реализован лишь приусловии, если человечество возвратится к истокам своей истории, когда бал жизнибудут править люди высшей расы – «хозяева», люди, представляющиесобой совершенство прежде всего в биологическом отношении. Они не будутотягощены ни бытовыми, ни социальными, ни религиозными ограничениями ипредрассудками и потому будут абсолютно свободны.
ницшеволюнтаризм сверхчеловек
Заключение
Неудивительно, чтогермано-фашистский “миф XX века” опирался на философию Ницше. Философ виделпрообразы сверхчеловека в римском, арабском, германском дворянстве, вгомеровских героях, в скандинавских викингах. Идеалом, близким к сверхчеловеку,были Цезарь, Макиавелли, Наполеон. Но возникновение сверхчеловека непредполагалось быть связанным с какой-либо из существующий рас того времени.Кроме того, он является членом какого-то класса не в силу своего рождения, а предназначенк этому самой природой. Таким образом антибуржуазная философия Ницше находиласьв полном противоречии с идеологией и практикой фашизма. Ницше был против любыхформ проявления массового сознания, господствовавшего в Германии, егосверхчеловек — гармонический человек, сочетающий в себе физическоесовершенство, высокие моральные и интеллектуальные качества.
Никто, как Ницше, непризывал с таким отчаянием к бегству в царство свободы интеллекта и никто стакой силой не почувствовал, что наступающий век несет с собою нечто новое иужасное, что старая эпоха отмирает, а в ее предсмертных конвульсиях родятсятоталитарные режимы XX в.: национал-социализм в Германии и большевизм в России:
«Грядет время,когда будут вести борьбу за господство над землей — ее будут вести во имяфундаментальных философских учений».
Это предсказание Ницшеостается в силе. И пока оно будет оставаться в силе, идеям Фридриха Ницшесуждено быть не столько философским наследием, сколько ареной политическихбитв.
Будемпомнить, что философия Фридриха Ницше — это уникальный и всей жизньюосуществленный эксперимент саморазрушения «твари» в человеке для самосозиданияв нем «творца», названного «сверхчеловеком».
Список литературы
1. История философии: Учеб. пособие длявузов/ А.Н. Волкова, B.C.Горнев, Р.Н. Данильченко и др.; Под ред. В.М. Мапелъман и Е.М. Пенькова. — М.:«Издательство ПРИОР», 1997. — 464 с.
2. Фридрих Ницше «По тусторону добра и зла.»Избранные произведения. — М: «Сирин», 1990,книга вторая. — 415с.
3. Фридрих Ницше «Антихрист» \ Собраниесочинений в 3 томах\ Изд-во ЭЛД 1996г. том 2- 525с.
4. Фридрих Ницше «Так говорилЗаратустра»-М:”Мартин”,2007-417 с.
5. www.nietzsche.ru/around/olshanski.php
6.www.nietzsche.ru/