Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Сущность и исторический опыт физкультурного образования

Бутин Игорь Михайлович, зав. кафедрой теоретическихоснов физвоспитания ЯГПУ, профессор, Соловьев Сергей Яковлевич, преподавательфизической культуры Угличского педагогического колледжа
Однаиз проблем системы подготовки учителей физической культуры -предельно четкоеопределение ее основных понятийных компонентов, что имеет особое значение внастоящее время, когда создаются системы многоступенчатого профессиональногообразования, его содержания. Точность понятий дает возможность специалистамболее глубоко проникать в сущность учебно-воспитательного процесса.
ВРоссии во второй половине XIX века как в открытых, так и в закрытых школах иучебных заведениях как такового предмета «физическая культура» невелось. А если уделяли этому внимание, то руководство этим деломпредоставлялось лицам, невежественным в области физической культуры. Безсоответствующей подготовки специалистов невозможно было должным образом поднятьфизическое образование и воспитание в семье, школе и в целом в стране.
Историческоезначение П.Ф.Лесгафта — ученого, анатома и педагога, основоположникафункционального направления в анатомии и создателя науки о физическомвоспитании, состоит в том, что им была сформулирована и практически сталавоплощаться в жизнь задача огромной важности — подготовка педагогических кадровна научных основах физического воспитания и образования. С этой целью им в 1872г. организуются домашние курсы, где он читал своим слушателям лекции поанатомии, связывая их с вопросами физического воспитания и развития. Вдальнейшем, после долгих мытарств, а также в связи с ростом в Россиипрогрессивного педагогического движения Лесгафту 1 сентября 1896 г. удаетсядобиться официального открытия курсов при обществе содействия физическомуразвитию.
Глубокоенаучное обоснование физическое образование получает в трудах П.Ф.Лесгафта.Изучив отечественный и зарубежный опыт по данной проблеме, он впервые сумелстрого отграничить друг от друга основные понятия в области физическойкультуры. П.Ф.Лесгафтом была разработана впервые в России научно обоснованнаясо стороны биологии, педагогики и психологии система физического образования.Такая педагогическая система предусматривает физическое развитие наравне сумственным — этот принцип ложится в основу его положения о физическомобразовании. Автор понятия «физическое образование» проводит егочерез систему физических упражнений, осознанно используемых с образовательнойнаправленностью. Через все работы, посвященные физической культуре, проходитмысль, сконцентрированно отражающая просветительскую деятельность П.Ф.Лесгафтав этой области: «задача физического образования состоит в том, чтобы вполной гармонии с умственным развитием приучить молодого человека сознательноотноситься к своим действиям и производить свою работу с возможно меньшеютратой.» В качестве основных задач физического образования он выдвигалнеобходимость приучения детей с наименьшим трудом в возможно меньший промежутоквремени сознательно проводить наибольшую физическую работу или действоватьизящно и энергично, считая, что школа должна развивать в ребенке не толькосилы, но и, главным образом, умение управлять ими, умение целесообразноприменять их к деятельности.
Обращаяськ трудам П.Ф.Лесгафта, в которых с необыкновенной тщательностью и научностьюпроанализированы проблемы физического образования в современной ему школе, егонедостатки и пути улучшения, мы видим, как высоко он оценивал общественноезначение школы, считая ее лучшим периодом в жизни молодого человека. Именно вшколе ребенок приобретает умение мыслить и рассуждать. Свободное развитие мыслиформирует в этом человеке понятие о человеческой личности, он учится проверятьсвои мысли, постигать научные истины, управлять своими поступками и своимтелом.
Всвоей работе «О физическом образовании в школе» П.Ф.Лесгафт различаеттри фактора в ходе развития ребенка: воспитание, обучение и образование. Подвоспитанием понимается совокупность условий, необходимых для правильногопитания и роста ребенка, в силу которых у него образуется известный запасэнергии, необходимый вообще для деятельности, при этом ученый выделяет вчеловеке две стороны — физическую и духовную, воспитание его разделяет нафизическое и нравственное. Переходя далее к определению сущности образования,отмечает: до сих пор плохо отличают образование от учения. Задача учения — этопростое наполнение знаний, усвоение наибольшего количества фактов, “вбитых”наукой. Задача же образования состоит в том, чтобы выработать в человекесознательное отношение к своим действиям, ограничить произвол их и развить вчеловеке стремление к совершенствованию путем постепенного приближения кидеалу. Из этого определения уже ясно, что смешивать понятие«образование» с понятием «учение» отнюдь не следует, и вшколе учение должно быть только одним из средств, способствующих достижениюобразовательных целей.
Вносяв школу известный запас знаний и пополняя их там новыми, ребенок должен научитьсяразъединять их, сравнивать между собою, делать выводы на основании этогоразъединения и сравнения, словом, должен научиться отвлеченно мыслить,вырабатывать общие положения и истины, а затем действовать сообразно этим общимположениям; последнее и есть цель образования, которое должна дать ему школа.Между тем, пишет далее П.Ф.Лесгафт, физическое образование должно точно так же,как и умственное, способствовать сознательному отношению к своим действиям,уменью действовать настойчиво, с возрастающим напряжением, справляться спространственными отношениями и распределять свою работу по времени. ДалееП.Ф.Лесгафт в своей работе пишет: «Цель всякого общего образования (вконечном результате) должна состоять в сознательном ограничении произвола вразмышлениях и действиях человека и выявлении своей собственной личности и еезначения.
Поэтомузадача общего физического образования может состоять только в том, чтобынаучить молодого человека сознательно действовать и проверять умственную своюдеятельность… Школа должна думать только об одном: о том, чтобы развить ум,уничтожить произвол в размышлениях и действиях человека, научить его управлятьсвоим телом; для этого надо физическое образование вести так же, как иумственное, основываясь на совершенно одинаковых методах.»
П.Ф.Лесгафтвидел в умственном и физическом образовании главную цель школы. Целеустремленнои в соответствии с педагогическими требованиями осуществленное умственное ифизическое образование приводит к нравственному и эстетическому развитию молодежи,помогает ей выбрать профессию. В обращении к наследию ученого мы видим источникнеиспользованных возможностей реализации физкультурного образования всовременных условиях.
В20-е годы общество испытывало потребность формировать необходимые в жизни двигательныенавыки, развивать до возможно оптимальных уровней его физические способности винтересах труда, обороны и других видов деятельности. Эти потребности обществаудовлетворил такой вид физической культуры, как физическое образование — образовательной деятельности со своими целями, задачами, принципами, методами,формами и т.п. На основе концепций теории коммунистического воспитаниясложилась теория физического воспитания в стране и система физическоговоспитания в учебных заведениях. Это долгое время не вызывало сомнений, ипонятие «физическое воспитание» вошло в обиход школьного уровня.Сейчас в свете теории культуры необходимо рассмотреть эти понятия. Согласноопределению учебника, «физичес-кое воспитание» — это обучение движениям,развитие физических качеств человека.
Однакообучение и развитие во всех словарях трактуется не как воспитание, а какобразование. Так, в словаре С.И.Ожегова образование — это обучение,просвещение. В других словарях образование трактуется как целенаправленныйпроцесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков.
Поэтомуцелесообразно во всех учебных заведениях рассматриваемую дисциплину называтьфизическое образование, поскольку она и занимается вооружением знаниями овлиянии физических упражнений на человека, обучением, развитием физическихкачеств, двигательных навыков, обеспечивает физическую подготовку человека вжизни. П.Ф.Лесгафт первый институт в стране назвал институтом физическогообразования.
Нов существующей школьной практике до сих пор этот предмет называют илифизкультурой или физическим воспитанием. Такая неразбериха в понятияхзатрудняет деятельность практических работников, обучение старших школьников.
Впоследнее время в статьях журнала «Теория и практика физическойкультуры» альтернативным понятием традиционному физическому воспитаниюдается понятие «физкультур-ное образование», которое рассматриваетсякак более глубокое освоение достижений культуры физической. В процессе егодолжны быть сформированы ценности, цели и способности к составлению иреализации программ, физическое образование претендует на формированиесознательного и активного деятеля физической культуры, организующего здоровыйобраз жизни сообразно меняющимся условиям.
Очевидно,физкультурное образование непосредственно определяет характер жизнедеятельностичеловека. При этом последняя рассматривается как реальный жизненный процесссоциального субъекта, происходящий в конкретно-исторических условиях ихарактеризующийся определенной системой видов и форм деятельности какчеловеческого способа освоения и преобразования действительности. Физкультурноеобразование включает в себя формирование особых интеллектуальных способностей(к рефлексии, пониманию и мышлению) как техник, необходимых для оценки своегосостояния и выяснения его адекватности ситуациям жизнедеятельности: выработкусобственных антологий здоровья, а также представлений о том, что такое средаобитания человека разумного.
Исходяиз основных концептуальных положений, которые вытекают из анализа выявленныхпричин реально существующей сегодня физкультурной практики, физкультурноеобразование представляет результат освоения двигательной деятельности,результат исторически обусловленных и методически отработанных образцов исредств (физических упражнений, двигательных действий, отдельных движений ит.д.), результат сформированного «органа» управления (специфическогосознания, представления, знания, мировоззрения). При этом«производство» двигательной деятельности выступает как технологияобразования, где структурная организация разворачивания процесса«производства» обусловливает видоизменение и структурное усложнениесистемы двигательной деятельности. Данное усложнение происходит посредствомвключения в «производство» двигательной деятельности различныхкомпонентов: операционного (связанного с освоением двигательного опыта),когнитивного (включающего познавательные процессы) и личностного (включающегоэмоционально-мотивационные детерминанты, разновидности образцов «я»,рефлексию и осознание собственного развития).
Итак,выдвинутые положения обусловливают новое понимание содержания предмета«физкультурное образование» учащимися образовательной и инновационнойшколы. В качестве такого учебного предмета может рассматриватьсяпреобразованная двигательная деятельность индивида, которая, являясь одной изформ двигательной активности, характеризуется направленным преобразованием«внутренней» природы человека и реализует его потребности в активнойтворческой жизнедеятельности. Физкультурное образование — важный способформирования образа жизни учащихся, оно включает в себя формирование особыхинтеллектуальных и двигательных способностей. Цель освоения данного предмета — формирование научного мировоззрения учащихся в сфере физической культуры,овладение ими средствами, методами и формами индивидуальной двигательнойдеятельности, умениями направленно использовать эту деятельность для собственнодуховного, социального, физического и умственного развития. Если говорить обуглубленном физкультурном образовании, а в словаре С.И.Ожегова углубленное — это основательное, серьезное изучение предмета, то оно приобретает особоезначение и характеризуется следующим:
формированиемумений использовать различные системы и виды физических упражнений всамостоятельных занятиях физической культурой, имеющих оздоровительнуюнаправленность;
обучениемумениям использовать различные системы и виды физических упражнений всамостоятельных занятиях физической культурой, имеющих оздоровительнуюнаправленность;
расширениемадаптационных и функциональных возможностей учащихся путем всестороннеговоздействия физическими упражнениями на развитие основных органов и систем ихорганизма;
обогащениемдвигательного опыта учащихся благодаря овладению базовыми средствамидвигательной деятельности и базовыми основами избранного вида спортивнойспециализации;
воспитаниемосновных физических качеств на базе общей и специальной физической подготовки;
развитиемосновных физических процессов и индивидуальных свойств личности учащихсяблагодаря активному их включению в преобразовательный процесс двигательнойдеятельности;
формированиеминтереса к педагогической деятельности в сфере физической культуры, непрерывнымрасширением объемных знаний, их уточнением в области педагогики, теории иметодики физической культуры.
Притакой постановке вопроса все вышеперечисленные компоненты тесно связаны стакими понятиями, как теоретическая подготовка, методическая грамотность,двигательный опыт, физическая готовность.
Теоретическаяподготовка характеризуется наличием определенного объема знаний(социально-политических, психолого-педагогических, специальных). Результатомтеоретической подготовки должна быть сформированность учебно-педагогическогомышления учащегося, оно отражает такое образование, которое выступаетопосредующим звеном между сложившейся у учащегося картиной педагогическойдействительности и превращением знаний по физической культуре в элементыпрофессионального сознания при выборе специальности. Методическая грамотность — система методических знаний о компонентах процесса обучения, системаметодических навыков осуществления обучающих действий. Этому способствует и тотфакт, что сам процесс обучения — явление по своей сути многогранное и сложное:он поневоле вторгается в систему методической грамотности. Результат этого явления- понимание учащимися знаковых систем, используемых для описания различныхобластей физической культуры и спорта, применяемых для обучения, а такженаличие навыка использования средств физической культуры в стандартныхситуациях (например, проведение отдельных упражнений, комплекса упражнений ит.д.)
Валеологическаяграмотность — формирование знаний, навыков для использования физическихупражнений, систем оздоровительных упражнений с целью формирования здоровогостиля деятельности будущего учителя физической культуры.
Двигательныйопыт — овладение базовыми средствами двигательной деятельности и базовымиосновами избранного вида спортивной специализации на основе расширенияадаптационных и функциональных возможностей учащихся, воспитания основных физическихкачеств, общей и специальной физической подготовки.
Физическаяготовность — соответствие состояния здоровья и физического развития требованиямпрограммы по физической культуре, на основе совокупности знаний, навыков иумений, а также физических качеств и функциональных возможностей различныхорганов и систем организма учащихся.
Притакой постановке вопроса все вышеперечисленные понятийные компонентыуглубленного физического образования тесно связаны с таким понятием, как выборспециальности «физическая культура и спорт». Процесс выбораскладывается из таких составных частей, как:
информированностьучащихся (знание структуры и видов физкультурного образования, потребности вкадрах: содержание и условия труда учителя физической культуры; где можно получитьизбранную специальность);
сформированностьобщественно значимых мотивов в выборе профессии учителя физкультуры (сближениеспециальных задатков в области физической культуры и спорта и профессиональныхнамерений с потребностями региона в кадрах);
выраженностьпрофессиональных интересов (устойчивость профессионального интереса к профессииучителя физической культуры);
наличиепедагогических способностей к определенному виду профессиональной деятельности(перцептивные способности, конструктивные, дидактические, экспрессивные,коммуникативные, организаторские, академические, специальные);
практическийопыт в избранной деятельности (занятия по углубленной программе физкультурногообразования, занятия в группах спортивного педагогического совершенствования,учебная практика);
сформированностьпрофессиональных намерений (намерения устойчивы, основаны на достаточном знаниисодержания профессии учителя физической культуры);
реальныйуровень профессиональных притязаний (интересы, способности, мотивы, самооценка,профессиональные намерения учащихся согласуются между собой, и степень ихразвития позволяет предположить успешность будущей деятельности);
адекватностьоценки состояния здоровья (по заключению врача).
Вследствиеэтого учебная программа педагогического лицея по физической культуре должнаисходить из того, что целью углубленного физкультурного образования должно бытьобеспечение условий для нравственного, эстетического, физического развития ивоспитания личности, предоставление учащимся возможность реализовать:
1)индивидуальные творческие планы;
2)самостоятельность в выборе и углубленным изучении видов физической подготовки;
3)самоопределение в выборе профессии в области физкультуры и спорта.
Всеэто дает возможность продолжить обучение на физкультурном отделениипедагогического колледжа при факультете физической культуры педагогическогоуниверситета.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Движущие силы и условия развития личности
Реферат Полимеризация капролактама 2
Реферат Получение медноаммиачного волокна целлюлозы химическим методом
Реферат Полимерные нанокомпозиты на основе органомодифицированных слоистых силикатов особенности структуры
Реферат Подготовка воды для производственных процессов Изложение способов водоподготовки на предприятии
Реферат Получение и свойства малахита
Реферат Понятие флавоноидов
Реферат Прибалтийские губернии в административной системе Российской империи начала XX в.
Реферат Русско-турецкая война 1787-1791 Переход России Правобережной Кубани
Реферат Получение хлора методом электролиза повареной соли
Реферат Понятие и виды ядов
Реферат Повышение октанового числа. Риформинг
Реферат Полимеры 3
Реферат Полимераналогичные превращения хитозана
Реферат Експертна оцінка доцільності і ефективності ручних внутріаткових втручань в родах і ранньому піс