Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Становление, структура и предмет теории спорта

Лекция №1
СТАНОВЛЕНИЕ,СТРУКТУРА И ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ СПОРТА

ПЛАН
1. Содержание и структура теории спорта.
2. Основные понятия теории спорта.
3. Классификация видов спорта.
4. Соревнования, как основа специфики спорта. Смысл итенденции роста спортивных достижений.

1.Содержание и структура теории спорта
Современная наука оспорте — закономерный результат многолетней аналитической познавательнойдеятельности в области спортивного движения, спортивной подготовки, спортивнойтренировки и спортивных соревнований.
Анализсодержания и структуры теории спорта как науки и учебной дисциплинысвидетельствует о том, что теория спорта по своему содержанию представляетобщую концепцию развития спорта. По своему назначению — это общий методпознания явлений спорта и спортивной деятельности, применимый ко всем еесоставляющим и различным видам спорта; по своим функциям — практическоеруководство к действию для спортсменов, тренеров и других специалистов вобласти спорта; по своей структуре — система понятий, принципов,закономерностей и функций спорта.
Теория —высшая форма научного знания, дающая целостное представление о принципах изакономерностях, понятиях и функциях, методах и правилах, константах иинтерпретациях определенной области знаний. Истинность теории спортаопределяется практикой спортивной деятельности, ибо теория и практика связанынеразрывно.
Объектомтеории спорта являетсяспорт как социальное явление и сфера человеческой деятельности, представляющаясобой систему организации и проведения соревнований, учебно-тренировочныхзанятий и имеющая целью, наряду с укреплением здоровья и общим физическимразвитием человека, достижение высоких спортивных результатов и побед всостязаниях.
Целью теории спорта как науки являетсяпознание, описание, объяснение и предсказание объективных закономерностей, процессови явлений спортивной деятельности, составляющих предмет ее изучения ивключающих социальные, организационные, методические, педагогические,биологические и другие аспекты, с учетом тесной взаимосвязи спорта со сферойинформации и другими смежными областями.
Предметом учебной дисциплины «Теория спорта»являются знания по различным аспектам спорта как многофункциональногообщественного явления, системы соревнований и связанной с ней системыподготовки в объеме, определенном учебной программой для институтов физическойкультуры.
спортсоревнование достижение
2.Основные понятия теории спорта
Теорияспорта как система знаний выражается, прежде всего, в системе основных понятий(категорий) — совокупности взаимосвязанных высказываний, отражающих закономерностиразвития и функционирования спорта. Понятия — это не только отражениеопределенных объектов языковыми средствами, но и в тоже время существенныесоставные части определенной теории.
В теорииспорта выделяются три группы основных понятий (категорий):
— исходные,
— функциональные и
— итоговые.
В своюочередь, в каждой из групп следует выделять базовые понятия и вытекающие из нихпроизводные понятия.
В группеисходных понятий в качестве базовых следует выделять спорт и спортивныесоревнования. Это категории наибольшей общности, которым подчинены и из которыхвыводятся все остальные понятия.
Спорт(от англ. sport, сокр. от первонач. disport —игра, развлечение) — воспитательная, игровая, соревновательная деятельность,основанная на применении физических упражнений, имеющая социально значимыерезультаты.
Понятиеспорт рассматривается в узком и широком смыслах
Спорт (вшироком понимании) представляет собственно соревновательную деятельность,специальную подготовку к ней, а также специфические отношения, нормы идостижения в сфере этой деятельности.
Спорт (в узком понимании) — собственносоревновательная деятельность, специфической формой которой является системасоревнований.
Отличительнойособенностью спорта является наличие соревновательной деятельности испецифической к ней подготовки (спортивной), а основной целью занятий спортом —достижение возможно более высокого спортивного результата. Однако попутнодостигаются и другие важные социальные цели — укрепление здоровья и физическоесовершенствование людей, их идейное, умственное, нравственное, эстетическоевоспитание и др.
Спортивноесоревнование — способдемонстрации, сравнения и оценки спортивных достижений, регулированиесвоеобразной конкуренции в сфере спорта. Спортивное соревнование являетсяважным фактором общения, средством формирования личности, познания возможностейчеловека, создания эталонных показателей. Оно осуществляется в виде спортивногозрелища. В то же время соревнование — средство стимулирования спортивнойдеятельности, метод отбора и подготовки спортсменов. Соревнование являетсяособым типом деятельности, с акцентом на ее результат.
Системасоревнований — специальнаясфера выявления и унифицированного сравнения человеческих возможностей.
Категорииспорт и спортивное соревнование внешне и внутренне противоречивы.
Кпроизводным категориям спорта относятся:
— массовый спорт,
— резервный (базовый) спорт и
— спортвысших достижений (большой спорт),
— такжелюбительский,
— профессиональный спорт.
Категорияспортивные соревнования конкретизируется в таких понятиях, как региональные(городские, областные, республиканские и др.), всесоюзные (чемпионаты,спартакиады и др.), международные (олимпийские игры, всемирные универсиады,чемпионаты Европы, мира и др.) соревнования.
Этипроизводные понятия играют служебную роль. С ними связаны также понятияспортивного движения и спортивной деятельности.
Спортивное движение — специфическая форма социальногодвижения, исторически обусловленный процесс создания, развития, сохранения,обмена и потребления ценностей спорта, один из способов формирования личности.
Спортивнаядеятельность — высшаяформа развития двигательной деятельности как многостороннего процесса активнойчеловеческой деятельности, развивающей и совершенствующей физическую ипсихическую организацию человека в соответствии с целями и потребностямиобщества. Спортивная деятельность подразделяется на собственно спортивнуюдеятельность (активное личное участие спортсмена в спортивной подготовке исоревнованиях) и деятельность организационно-педагогическую (т. е. работа вспорте руководителей, организаторов, тренеров, научных работников, судей,информаторов, представителей прессы, телевидения, радио, кино).
В группефункциональных понятий базовыми будут понятия спортивная подготовка и спортивнаятренировка.
Спортивнаяподготовка —многофакторный процесс, предполагающий создание необходимых условий длясочетания занятий спортом с работой, учебой и отдыхом. Этот процесс охватывает:тренировку спортсменов, подготовку к соревнованиям и участие в них, организациютренировочного процесса и соревнований, научно-методическое иматериально-техническое обеспечение тренировки и соревнований.
Производными спортивнойподготовки являются система спортивной подготовки и школа спорта.
Системаспортивной подготовки —совокупность знаний, средств, методов, организационных форм и условий,обеспечивающих наилучшую степень готовности спортсмена к спортивнымдостижениям, а также сама практическая деятельность по подготовке спортсменов.
Школа спорта — единая система подготовкиспортсменов, основанная, на существовании творческого направления (доктрины),развиваемого группой специалистов. Она является результатом творческого поиска,длительного практического опыта.
Спортивнаятренировка – это основная форма подготовки спортсмена, которая представляетсобой специализированный педагогический процесс, построенный на системеупражнений и направленный на управление спортивным совершенствованиемспортсмена, обусловливающий его готовность к достижению высших результатов.
В результате тренировки ворганизме спортсмена происходят разнообразные морфологические и функциональныеизменения, которые и определяют состояние тренированности спортсмена.
Тренированность, которую принято связыватьпреимущественно с адаптационными перестройками биологического характера ворганизме спортсмена, определяющими уровень возможностей различныхфункциональных систем организма, следует отличать от подготовленности — понятияболее широкого, отражающего весь комплекс способностей организма спортсмена кпроявлению максимальных возможностей в соревновательной деятельности.
Состояниеготовности к достижению, обеспечивающее наивысшие проявления тренированности иподготовленности, возможные на данном этапе спортивного совершенствования,обозначается как состояние спортивной формы.
Тренированностьспортсмена обычно подразделяют на общую и специальную.
Общаятренированность изменяетсяпод воздействием неспецифических упражнений, укрепляющих здоровье, улучшающихфизические качества и повышающих функциональные возможности органов и системорганизма применительно к различным видам мышечной деятельности.
Специальнаятренированность являетсяследствием совершенствования конкретного вида мышечной деятельности, избранногов качестве предмета спортивной специализации.
Системаспортивной тренировки —это совокупность знаний, принципов, методов и спортивных достижений, а такжесама практическая деятельность по организации и управлению тренировочнымпроцессом. Структурными единицами этого понятия являются система спортивной тренировкив отдельных видах спорта, в группах родственных видов спорта.
Спортивноедостижение — этопоказатель спортивного мастерства и способностей спортсмена, выраженный вконкретных результатах.
Спортивныйрезультат —количественный или качественный уровень показателей в спорте.
Спортивнаяквалификация —устойчивая характеристика спортсмена, обобщающая итоги выступлений наспортивных соревнованиях за определенный отрезок времени. В нашей стране и рядедругих стран, имеющих спортивную классификацию, спортсмены в зависимости отуровня их достижений квалифицируются по спортивным разрядам.
Впрактике спорта широко распространены понятия «спортивная деятельность» и«соревновательная деятельность». Зачастую их употребляют как синонимы, однакосодержание и смысловое значение каждого из них значительно отличаются друг отдруга.
Спортивнаядеятельность — упорядоченная организация деятельности по обеспечению максимальногооздоровления и совершенствования человека в сфере спорта.
Соревновательнаядеятельность по отношению к официальным соревнованиям выступает в своемабсолютном значении как собственно соревновательная деятельность. И в этомплане это есть специфическая двигательная активность человека, осуществляемая,как правило, в условиях официальных соревнований на пределе психических ифизических сил человека. Конечная цель соревновательной деятельности — установление общественно значимых и личных результатов.
3. Классификация видов спорта
В спортесуществуют разнообразные классификации его видов.
Взависимости от особенностей тренировочной и соревновательной деятельностиспортсменов они делятся на следующие группы.
Перваягруппа — атлетическиевиды спорта, связанные с предельно активной деятельностью спортсмена,— легкая итяжелая атлетика, плавание, гребля, гимнастика, спортивные игры, спортивныеединоборства и др.
Втораягруппа — виды спорта, вкоторых двигательная деятельность спортсмена направлена на управлениесредствами передвижения — автомобилем, самолетом, мотоциклом, яхтой.
Третьягруппа — виды спорта с использованиемспециального спортивного оружия (винтовки, лука и Др.).
Четвертаягруппа — виды спорта,основанные на сопоставлении результатов конструкторской деятельности (авиа- исудомоделирование и др.).
Пятаягруппа — виды спорта,связанные с передвижением но местности (туризм, альпинизм и др.).
Шестаягруппа — виды спорта,где деятельность спортсмена носит характер абстрактно-композиционного мышления(шахматы, шашки и др.).
Взависимости от содержание программ летних и зимних олимпийских игр, принято делитьпо иному принципу.
К первойгруппе относятся циклические виды (плавание, гребля, беговые дисциплины легкойатлетики, велосипедный спорт, лыжные гонки и др.);
ковторой — скоростно-силовые виды (прыжки, метания, тяжелая атлетика);
ктретьей — виды, преимущественно связанные со сложно-координационнойдеятельностью (спортивная и художественная -гимнастика, фигурное катание,прыжки в воду и др.);
кчетвертой — спортивные единоборства (фехтование, борьба и др.);
к пятой- спортивные игры (баскетбол, волейбол, гандбол, хоккей, водное поло и др.);
к шестой- двоеборье, многоборье (лыжное двоеборье, легкоатлетическое десятиборье,современное пятиборье и др.).
4.Соревнования, как основа специфики спорта. Смысл и тенденции роста спортивныхдостижений
Собственносоревновательная деятельность спортсменов осуществляется в соревнованиях.
Соревнования— важный фактор познания человеческих возможностей и формирования этическихвзаимоотношений, а также форма общения между людьми или группами людей.
Соревнованияопределяются как специальная сфера, в которой осуществляется деятельностьспортсмена, позволяющая объективно сравнивать определенные его способности иобеспечить их максимальные проявления
Цельспортивных соревнований — выявление сильнейших спортсменов и команд,совершенствование спортивного мастерства в целом, пропаганда физическойкультуры и спорта, объективная оценка деятельности спортивных организаций,тренеров, спортсменов, судей.
Спорткак специфическая форма культуры и одна из сторон культурной деятельности имеетвыраженное соревновательное начало, содействующее развитию и проявлениюфизических и психических качеств человека. Соревнование — социальный феномен,без которого не мыслится существование спорта. Поэтому сам спорт можно частичнорассматривать как деятельность для обеспечения функционирования и развитиясоревнований.
Спортивныесоревнования как явление социальной жизни подчиняются основным принципам,действующим в любой соревновательной деятельности (труде, учебе и др.):гласность, сравнимость результатов и возможность практического повторенияопыта. Гласность обеспечивается разносторонней информацией, присутствиемзрителей. Это создает условия для общественного контроля за поведениемсоревнующихся, служит одной из форм обмена опытом. Сравнимость результатовобеспечивается действием правил соревнований, объективными способамирегистрации спортивных достижений, равенством условий для всех соревнующихся.Возможность повторения опыта в соревнованиях определяется их периодичностью,традиционностью, стабильностью календаря, правилами отбора и допуска ксостязаниям. Этот принцип имеет значение не только для роста и стабилизации навысоком уровне спортивного мастерства, но и активизирует всю соревновательнуюдеятельность.
Спортивныесоревнования как явление общественной жизни связаны с осознанием спортсменамиобщественного значения своей деятельности. Это выражается в чувствеответственности перед коллективом или другой более крупной общностью людей,включая ответственность перед страной, народом. Спортивное соревнованиеявляется средством достижения и формой проявления физического совершенстваличности.
Спортивныедостижения и тенденции их развития
Спортивноедостижение, как правило, характеризуется победой над соперником, оцениваемой вбаллах, голах, очках; демонстрацией результатов, выраженных в показателяхвремени, расстояния, массы, точности поражения цели, более качественнымвыполнением сложных двигательных комбинаций с оценкой их композиции и т.д.
Спортнемыслим без стремления к высшим (абсолютным) достижениям, которые являются какбы эталоном оценки резервных возможностей, как отдельного человека, так исообщества людей в целом. Однако особенности спорта и его показателей в видеспортивных достижений заключаются в том, что если сегодня абсолютные достиженияпод силу узкой группе выдающихся спортсменов, то через несколько лет онистановятся достоянием все более и более широкой массы занимающихся.
Факторы,влияющие на динамику спортивных достижений в спорте.
Спортивныедостижения определяются тремя группами факторов: индивидуальными факторами(первая группа), научно-техническим прогрессом (вторая группа) исоциально-экономическими факторами (третья группа). Рассмотрим эти факторыболее подробно.
Индивидуальнаяодаренность спортсмена. Современнаянаука различает задатки, одаренность и способности человека. Занятия любымвидом спорта требуют от человека проявления определенных способностей, которыевыражаются индивидуальными особенностями личности, являющимися условиемуспешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. Необходимоотметить, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, аобнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемамиопределенной деятельности.
Врожденнообусловленным компонентом способностей является одаренность. Она обеспечиваетчеловеку возможность успешного выполнения соответствующей ей деятельности. Поотношению к спорту можно говорить о физических и психических качествах исвойствах личности, обеспечивающих успешность осуществления определеннойсоревновательной деятельности. Одаренность постепенно становится главнымкритерием при переходе занимающихся в спортивных школах из одной группы вдругую, из одной сборной команды в другую, более высокого ранга.
В основеразвития определенных способностей к видам спорта лежат и определенные задатки,под которыми понимаются врожденные анатомо-физиологические и психическиеособенности. Однако высший уровень различных способностей человека всегдаявляется результатом его развития в процессе рационально построеннойдеятельности, а в спорте — системы подготовки. Сами по себе задатки человекамогут только содействовать развитию способностей. А для этого необходимынаправленное воспитание, развитие и обучение. Таким образом, задатки человека всочетании с одаренностью при оптимальном педагогическом воздействии, а вотдельных случаях при использовании накопленного предыдущими поколениями опытадают возможность развить определенные способности.
Приоценке спортивных способностей тренер сталкивается с тремя ключевыми моментами:
— составом способностей к определенному виду спорта;
— объективной и более ранней оценкой у каждого человека этихспособностей с целью прогнозирования особенностей хода его дальнейшегосовершенствования;
— какими путями добиться формирования этих способностей, еслиони недостаточно развиты, или чем их компенсировать в случае их низкого уровня.
Степеньподготовленности к спортивному достижению. Решающее значение, определяющее достижение высокихрезультатов, имеет целенаправленная подготовка спортсмена. Направленновоздействуя на природные задатки, тренер добивается необходимого развитияспособностей спортсмена, обеспечивающих прогресс в избранном виде спорта. Приэтом главным условием является большая самоотдача спортсмена, выраженная вцелеустремленной тренировке и достижении главной и промежуточных (этапных)целей. Одним из обязательных условий при этом являются значительные затратыусилий спортсмена на самосовершенствование. Ни один из самых одаренныхспортсменов не сможет достичь высоких результатов без упорного труда.
В этойсвязи спортивные достижения — это «показатель размера полезных затрат усилийспортсмена на самосовершенствование, показатель его успехов на этом пути»(Л.П.Матвеев, 1977).
Внастоящее время тренировочные нагрузки и общие затраты времени в процессеподготовки спортсменов достигают значительных величин. Достаточно сказать, чтов различных видах спорта общий объем времени, отводимого на тренировку исоревнования, колеблется в пределах от 800 до 1500 ч в год. В определенныхспортивных дисциплинах практикуются трех- и четырехразовые тренировочныезанятия в день.
Все этопредъявляет высокие требования к психическим качествам и свойствам личностиспортсмена. Только высокомотивированный на достижения спортсмен может выдержатьтакие нагрузки при высокой самоотдаче и требовательности к себе.
Такимобразом, степень подготовленности спортсмена зависит от использования имэффективных тренировочных и соревновательных систем, а также от сознанияважности общественной и личной спортивной деятельности и мотивов, формирующихцель этой деятельности, что обеспечивает прогресс спортивных достижений.
Эффективностьсистемы подготовки спортсмена определяется следующими факторами: современной методикой тренировки;рациональной системой соревнований; использованием прогрессивной техники итактики; материально-техническим обеспечением; научно-методическим,медико-биологическим и информационным обеспечением спортсменов, тренеров,врачей и др.
Первоеместо в этой группе факторов занимают научно-методические основы системыспортивной подготовки. Только на основе современных научных данных,переработанных в методические разработки и рекомендации и нашедших свое место вструктуре спортивной тренировки, можно говорить об эффективности подготовки спортсмена.
Значительнуюроль в тренировочном процессе играют средства и методы восстановленияспортсменов после высоких тренировочных и соревновательных нагрузок, а такжеприемы повышения их спортивной работоспособности.
Наэффективность системы подготовки спортсмена влияют разработка и применениевысококачественного инвентаря, оборудования, обуви, одежды, защитныхприспособлений, тренажеров (механических, электромеханических, электронных)различной конструкции и назначения.
Важныммоментом в вопросах повышения эффективности системы подготовки спортсменовявляется совершенствование их тактической и технической подготовки. Во многихвидах спорта тактическая и техническая подготовки являются доминирующимисторонами мастерства, определяющими успех всей системы. От своевременныхразработок новых элементов и комбинаций, тактических приемов в конечном счетезависит уровень спортивных достижений.
Размахспортивного движения и обеспечение его кадрами. Эффективность функционирования спорта в любой странезависит от такого фактора, как размах спортивного движения.Социолого-статистический анализ показывает: чем больше людей включено в занятияспортом, тем большее количество спортсменов выходит в большой спорт, а это, всвою очередь, повышает конкурентность среди них и отражается на спортивныхрезультатах.
Увеличениемассовости занятий спортом связано с социальными условиями жизни общества и сподготовкой необходимых специалистов: тренеров, инструкторов, преподавателей,врачей, работников спортивных сооружений и др. Квалификация этих специалистовво многом способствует повышению спортивных достижений в обшей массезанимающихся, а также и у высококвалифицированных и выдающихся спортсменов.
Социальныеусловия развития спортивного движения и его экономическое обеспечение. Уровень спортивных достижений той илииной страны во многом зависит от условий материальной жизни общества, которыеиграют главенствующую роль в определении общей жизнедеятельности человека.Совокупный уровень достижений во многих видах спорта, культивируемых вразличных странах, взаимосвязан с показателями материального благосостояниянарода, а также с показателями средней продолжительности жизни, общейчисленности и грамотности человека (А. М. Максименко, 1969). В то же времяразвивающиеся страны с невысоким экономическим потенциалом могут с успехомразвивать два-три вида спорта, отражающие этнические и географическиеособенности населения и его традиции. Примером этого могут служить бегуныЭфиопии и Кении, боксеры Латинской Америки, футболисты африканских стран и др.Однако развитие многих популярных и массовых видов спорта в комплексе не подсилу этим странам в связи с экономическими условиями жизни общества.
Взаключение следует отметить, что спортивные достижения отражают успехи человекав совершенствовании своих способностей и являются одним из показателей развитияспорта, физической культуры и культуры общества в целом.
Тенденцииразвития спортивных достижений.
Современныйспорт характеризуется постоянным ростом спортивных достижений. При этом вкаждом отдельном виде спорта или отдельной дисциплине на протяжении всейистории их развития наблюдается неравномерная динамика достижений. На однихэтапах она связана со скачком результатов, на других — с временным плато(стабилизацией), на третьих — с постепенным и непрерывным ростом. Это связано сцелым рядом факторов: внедрением новых средств и методов тренировки;экономическими стимулами системы соревнований; совершенствованием спортивногоинвентаря и оборудования, одежды, обуви; использованием новых приемов повышенияработоспособности спортсмена (психологической и физиологическойнаправленности).
Динамикароста спортивных достижений в любом виде спорта выглядит в виде логистическойкривой (рис. 29), впервые обоснованной польскими учеными Е.Скоровским иЯ.Брогли.
/>
Этакривая состоит из трех фаз, каждая из которых имеет свои особенности и вопределенной мере отражает историю становления вида спорта и индивидуальныйрост мастерства спортсмена. Продолжительность этих фаз в разных спортивныхдисциплинах различна.
Перваяфаза этой кривой связанас зарождением вида спорта, разработкой правил и регламента проведениясоревнований, четким определением предмета соперничества спортсменов иликоманд, созданием специфической для данного вида спорта методики тренировки итехники выполнения упражнений. В этой фазе спортивные достижения имеюттенденцию к незначительному повышению.
Виндивидуальном развитии спортсмена эта фаза связана с началом занятийопределенным видом спорта, овладения основами техники, тактики, физическойподготовленности.
Втораяфаза логистическойкривой отражает непрерывный и достаточно бурный рост спортивных достижений,связанный с повышением количественных и качественных параметров тренировочныхнагрузок, совершенствованием технической, тактической и психическойподготовленности спортсменов, использованием более качественного инвентаря иоборудования при достаточно устоявшихся правилах и регламентах соревновательнойдеятельности.
Другимисловами, чем больше начинают трудиться спортсмены и чем выше качество этойдеятельности, тем сильнее наблюдается рост спортивных достижений. Виндивидуальном плане добавляется фактор биологического возраста, долговременнойадаптации организма, приобретения человеком спортивного и жизненного опыта. Третьяфаза логистической кривой связана с замедлением роста достижений как вопределенной спортивной дисциплине, так и в индивидуальном развитии в целом.Хотя отдельные достижения научно-технического прогресса могут вызвать икратковременную «вспышку» результатов. Такую же «вспышку» может дать ииспользование запрещенных препаратов (допинг).
Медленныйрост спортивных достижений наблюдается на фоне значительных усилий как самогоспортсмена, так и всех участников, обеспечивающих его подготовку. Общество влиие спортивных федераций и клубов, спонсоров вкладывает большие средства всистему подготовки спортсменов, поэтому рост спортивных достиженийобеспечивается уже не только совершенной и высокоэффективной системой тренировки,но и переориентацией системы соревнований, приобретающей все более и болеекоммерческие основы, а также большим удельным весом всех факторов, повышающихэффективность тренировочной и соревновательной деятельности (финансы,организация и управление, научно-методическое, медико-биологическое.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.