Лекцияпо теме: СТРУКТУРАСРЕДНИХ (мезо) ЦИКЛОВ ТРЕНИРОВКИ. СТРУКТУРА ГОДИЧНЫХ И МНОГОЛЕТНИХ ЦИКЛОВ
1. Типы и структура мезоциклов
Мезоцикл тренировки можно определить как серию микроциклов разного илиодного типа, составляющую относительно законченный этап или подэтап тренировки.Построение тренировки в форме мезоциклов позволяет более целесообразно управлятьсуммарным тренировочным эффектом каждой серии микроциклов, обеспечивать приэтом высокие темпы роста тренированности спортсменов. Средние циклы чаще всегосостоят из 3 — 6 микроциклов и имеют общую продолжительность, близкую кмесячной. Их структура и содержание зависят от многих факторов: этапа и периодагодичного цикла, вида спорта, возраста и подготовленности спортсменов, режимаучебы и отдыха, внешних условий тренировки (климатических, географических идр.), околомесячных биоритмов в жизнедеятельности организма (например,менструальных циклов) и т.д.
Различают следующие типы мезоциклов: втягивающий, базовый,контрольно-подготовительный, предсоревновательный, соревновательный,восстановительный и др. (Л.П. Матвеев). Все эти типы мезоциклов могут иметь местои в тренировочном процессе спортсменов. Остановимся на краткой характеристикемезоциклов, их структуре и содержании.
Втягивающий мезоцикл характеризуется повышением объема тренировочныхнагрузок, вплоть до значительных величин с постепенным повышениеминтенсивности. С такого рода мезоцикла обычно начинается подготовительныйпериод. У спортсменов невысокой квалификации втягивающий мезоцикл состоит изтрех-четырех объемных микроциклов. Во втягивающем мезоцикле, независимо отквалификации спортсменов, большее внимание уделяется средствам общей подготовкидля повышения возможностей систем дыхания и кровообращения. Это делается длятого, чтобы создать предпосылки для дальнейшей работы, повышающей уровеньспециальной подготовленности спортсмена. В определенном объеме используются исоциально-подготовительные средства.
Базовый мезоцикл отличается тем, что в нем проводится основнаятренировочная работа, большая по объему и интенсивности, направленная наповышение функциональных возможностей, развитие основных физическихспособностей, на совершенствование уже освоенных технико-тактических приемов.Наряду с расширением функциональных возможностей спортсменов в задачи этихмезоциклов входит стабилизация и закрепление достигнутых перестроек ворганизме. По своему преимущественному содержанию они могут бытьобщеподготовительными и специально-подготовительными, а по эффекту воздействияна динамику тренированности — развивающими и поддерживающими. Каждый видбазового мезоцикла может включать несколько мезоциклов соответствующего типа,но в разных комбинациях. Например, развивающий мезоцикл может состоять из 4мезоциклов — двух объемных, одного интенсивного и восстановительного:МЦобъемный + МЦобъемный + МЦинтенсивный + МЦвосстановительный + Стабилизирующийсостоит всего из двух объемных микроциклов (Л.П. Матвеев).
Контрольно-подготовительный мезоцикл представляет собойпереходящую форму от базовых мезоциклов к соревновательным. Собственнотренировочная работа сочетается здесь с участием в серии соревнований, которыеимеют в основном контрольно-тренировочный характер и подчинены, таким образом,задачам подготовки к соревнованиям. Мезоцикл данного типа может состоять издвух-трех собственно тренировочных микроциклов и одного микроцикласоревновательного типа.
Предсоревнователъные мезоциклы типичны для этапа непосредственнойподготовки к основному соревнованию или одному из основных. В них должен бытьсмоделирован весь режим предстоящих соревнований, обеспечена адаптация к егоконкретным условиям и созданы оптимальные условия для полной реализациивозможностей спортсмена в решающих стартах. Если соревнования являются не оченьответственными для спортсмена или команды и проводятся в обычных климатическихи географических условиях, то непосредственная подготовка к ним обеспечиваетсяв рамках соревновательного мезоцикла, который может состоять из подводящих,соревновательных и восстановительных микроциклов. При подготовке же кответственному соревнованию, проводимому в необычных для спортсмена условиях,уже целесообразно специально выделить этап непосредственной подготовки кответственному соревнованию, который обычно включает один или несколькомезоциклов, построенных по типу предсоревновательных.
Как правило, предсоревновательный мезоцикл состоит измодельно-соревновательных, подводящих и собственно тренировочных микроциклов,которые могут сочетаться в различной последовательности и с разной частотой.Например, при необходимости обеспечить более основательную тренировочную работуна фоне подготовки к состязанию, эффективен вариант: МЦмодельно-соревноват. +МЦсобственно трениров. МЦсобствен-но трениров. + МЦмодельно-соревн. +МЦсобственно трениров. + МЦподводящий (Л.Н. Матвеев).
В практике предсоревновательной подготовки используется такженетрадиционный вариант построения заключительного этапа подготовки кответственному соревнованию по «принципу маятника», который предусматриваетчередование контрастных и специализированных микроциклов.
Соревновательные мезоциклы — это типичная форма построения тренировки впериод основных соревнований. Количество и структура соревновательныхмезоциклов определяют особенности существующего спортивного календаря,программа, режим соревнования, состав участников, квалификация и степеньподготовленности спортсменов. Как минимум каждый соревновательный мезоциклсостоит из подводящего, соревновательного и восстановительного микроциклов.
Восстановительные мезоциклы подразделяются навосстановительно-подготовительные и восстановительно-поддерживающие. Первыепланируют между двумя соревновательными мезоциклами. Состоят они из одного-двухвосстановительных, двух-трех собственно тренировочных микроциклов. Их основнаязадача — восстановление спортсменов после серии основных соревнований,требующих не сколько физических, сколько нервных затрат, а также подготовка кновой серии соревнований.
Восстановительно-поддерживающие мезоциклы также планируют послесоревновательного мезоцикла в том случае, когда серия соревнований была слишкомтяжела для спортсмена. Для того чтобы не допустить перерастания кумулятивногоэффекта, вызванного участием спортсмена в серии соревнований, в перетренировкупосле восстановительных микроциклов вводят тренировочную работу поддерживающегохарактера, широко используя средства общей подготовки. Средние циклы подобноготипа в основном характерны для переходного периода.
2. Структура годичных и многолетних циклов
Факторы, определяющие построение тренировочного процесса в течениегода. Фазы развития спортивной формы как естественная основа периодизациитренировки. Средние циклы, различные по своей структуре и содержанию, впроцессе круглогодичной подготовки образуют в определенных состояниях этапы ипериоды годичного цикла, т.е. более крупные «блоки» спортивной тренировки. Какправило, в годичном цикле различают три периода: подготовительный, соревновательныйи переходный. Причины, вызывающие периодическое изменение тренировочногопроцесса в тренировочном году, вначале усматривали главным образом в календареспортивных соревнований и сезонно-климатических условиях.
Календарь спортивных соревнований, безусловно, влияет напостроение годичного цикла — структуру, продолжительность соревновательного идругих периодов. Официальные соревнования указывают, в какое время спортсмендолжен находиться в состоянии наилучшей готовности. С учетом этих сроков идолжна планироваться тренировочная работа. С другой стороны, спортивныйкалендарь не может составляться без учета основных закономерностей построенияспортивной тренировки. Только в этом случае он будет содействовать оптимальномупостроению тренировки, а следовательно, и наибольшему росту спортивныхрезультатов.
В «сезонных» видах спорта (бег на коньках, на лыжах, гребля и др.)определенное влияние на сроки периодов и их содержание оказывают климатическиеусловия. Однако по мере развития материально-технической базы занятий спортом(строительство закрытых стадионов, катков, трасс с искусственным снежным иледовым покрытием), появления возможности быстрых перемещений в различныегеографические зоны степень ограничивающего влияния сезонных факторов на построениетренировки уменьшается.
Основной фактор, определяющий структуру годичного циклатренировка, — это объективная закономерность развития спортивной формы. Под спортивнойформой подразумевают состояние оптимальной (наилучшей) готовностиспортсмена к достижению спортивного результата, которое приобретается впроцессе соответствующей подготовки в каждом большом цикле тренировки — типагодичного или полугодичного (Л.П. Матвеев).
Понятие оптимальной готовности носит условный характер. Оно можетбыть применено лишь для данного цикла развития спортивной формы. По мере ростамастерства спортсмена этот оптимум изменяется. Спортивная форма становитсяиной, как по количественным показателям, так и в качественном отношении.Относительность этого понятия становится еще более очевидной, когда речь идетоб особенностях развития спортивной формы у начинающих спортсменов.
Состояние спортивной формы с физиологической точки зренияхарактеризуется наиболее высокими функциональными возможностями отдельныхорганов и систем, совершенной координацией рабочих процессов, снижениемэнергетических затрат какой-либо мышечной работы в единицу времени, ускорениемврабатываемости и восстановления работоспособности после утомления, болеесовершенной способностью переключаться от одного вида деятельности к другому;-высокой автоматизацией двигательных навыков.
С психологической точки зрения спортивная форма характеризуетсяактивизацией эмоционально-волевых усилий. При этом значительно быстреепротекают психические процессы (реакции, восприятие, ориентировка, принятиерешения). Расширяется объем внимания, повышается роль сознательного контроля иуправления движениями, проявляется воля к победе, уверенность в своих силах,спортсмены испытывают особую эмоциональную настроенность на состязания, бодрое,жизнерадостное настроение, появляется своеобразное восприятие собственнойдеятельности («чувство лыж», «чувство воды», «чувство планки» и т.д.). Всостоянии спортивной формы спортсмены тренируются с удовольствием.
Наиболее общим показателем состояния спортивной формы являетсяспортивный результат, показанный в наиболее ответственных соревнованиях. Анализспортивных результатов позволяет судить об уровне спортивной формы в динамикеее изменения в годичном цикле тренировки. Обычно спортивный результат можетслужить показателем спортивной формы в тех видах спорта, в которых спортивныедостижения измеряются в достаточно объективных количественных мерах (с, кг, м ит.д.). В видах же спорта, где спортивный результат не имеет достаточнообъективных количественных мер, использовать его для оценки состоянияспортивней формы очень трудно. В этих видах спорта оценка состояния спортивнойформы осуществляется на основе анализа соревновательной деятельности, данныхтестирования уровня физической, функциональной, технической и психологическойподготовленности. Однако не каждое спортивное достижение характеризуетсостояние спортивной формы. Как правило, спортсмен находится в состоянииспортивной формы, если показывает результат: а) превышающий уровень своегопрежнего рекорда; б) близкий к этому уровню (в пределах 1,5-3%' от лучшегоспортивного достижения в году).
Для оценки состояния спортивной формы но показателям спортивныхрезультатов важное значение имеет выбор количественных кригери ев, позволяющихопределить динамику ее изменения в различные периоды большого цикла тренировки(годичном или полугодичном). Можно выделить несколько критериев такого рода: 1)направленность, скорость и интенсивность развития спортивной формы: 2} уровеньразвития спортивной формы; 3) устойчивость (стабильность) спортивной формы; 4)своевременность (точность) вхождения в состояние спортивной формы.
Первый критерий характеризует рост достижении спортсмена врассматриваемом цикле тренировки относительно лучшего результата в предыдущемгоду или результата контрольных соревновании в начале соревновательногопериода. Он обычно определяется на основе вычисления абсолютных либоотносительных темпов прироста спортивных результатов. Второй — позволяетвыявить максимальный уровень оптимальной готовности спортсмена в годичномцикле. Чаще всего в качестве этого критерия выступает отношение лучшегоиндивидуального результата года к личном} или мировому рекорду. Третий критерийсвидетельствует о способности спортсмена сохранить спортивную форму в течение соревновательногосезона. Его можно определить по количеству, а также частоте демонстрацииспортсменом результатов, величина которых выше личного рекорда или находится впределах 1,5-5% от лучшего. Четвертый — говорит об чмении спортсмена показыватьнаилучшие (запланированные) достижения к моменту основных соревнований. Для егооценки может служить степень соответствия запланированных и реальныхрезультатов у конкретного спортсмена в период ответственных соревнований. Уодних спортсменов может быть выше стабильность спортивной формы, чем точностьее достижения у других при достаточно высоком уровне состояния спортивнойформь: наблюдаются низкие значения стабильности и своевременности (точности) ееприобретения. Это можно использовать для прогнозирования и >п-равлениясостоянием спортивной формы в годичном цикле тренировки. Процесс развитиясостояния спортивной формы носит фазовый харамер. Он протекает в порядкепоследовательной смены трех фаз: 1) приобретения; 2) относительнойстабилизации; 3) временной утраты состояния спортивной формы.
В основе этих фаз лежат биологические закономерности, связанные сфизиологическими, биохимическими, морфологическими и психологическимиизменениями, происходящими в организме спортсменов под воздействием тренировкии других факторов, которые в конечном счете обусловливают динамику и уровеньспортивных результатов.
Фазы развития спортивной формы являются основой периодизациитренировки и определяют длительность, структуру периодов и содержаниетренировочного процесса в них. В соответствии с закономерностями развитиясостояния спортивной формы годичный цикл у спортсменов подразделяется на трипериода: подготовительный, соревновательный и переходный.
Подготовительный период соответствует фазе приобретения спортивнойформы, соревновательный — фазе ее стабилизации, а переходный — фазе временнойее утраты. В каждом из этих периодов ставятся свои цели, задачи, определяютсясоответствующие средства, методы тренировки, объем и интенсивность нагрузки,направленные на повышение всех сторон подготовленности спортсменов. Взависимости от возрастных особенностей и квалификации спортсменов, условийспортивной тренировки, календаря, спортивно-массовых мероприятий, вида спорта идругих факторов продолжительность и содержание каждого периода может изменяться.
Подготовительный период (период фундаментальной подготовки). Подготовительный периодподразделяется на 2 этапа: общеподготовительный испециально-подготовительный. У начинающих спортсменов общеподготовительныйпериод более продолжителен, чем специально-подготовительный. По мере ростаспортивной квалификации спортсменов длительность общеподготовительного этапасокращается, а специально-подготовительного — увеличивается.
Основная направленность 1-го этапа подготовительного периода — создание и развитие предпосылок для приобретения спортивной формы. Главнаяпредпосылка — повышение общего уровня функциональных возможностей организма,разностороннее развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости идр.), а также увеличение объема двигательных навыков и умений. На данном этапеу юных спортсменов удельный вес упражнений по общей подготовке немногопревышает удельный вес упражнений по специальной подготовке.
С возрастом и повышением спортивной квалификации время на общуюподготовку постепенно уменьшается, а на специальную соответственноувеличивается.
Основными средствами специальной подготовки являются главнымобразом специально-подготовительные упражнения. Соревновательные же упражненияв тренировке спортсменов, как правило, на общеподготовительном этапе неиспользуется. Методы тренировки специализированы здесь меньше, чем напоследующих этапах. Предпочтение отдается методам, которые предъявляют менеежесткие требования к организму занимающихся (игровому, равномерному,переменному). Объем и интенсивность тренировочных нагрузок наобщеподготовительном этапе постепенно увеличивается, причем объем растетбыстрее, интенсивность нагрузки растет лишь в той мере, которая не препятствуетпроведению работы большого объема и не отражается на состоянии здоровьяспортсменов.
Основная направленность специально-подготовительного этапа — непосредственное становление спортивной формы: здесь изменяется содержаниеразличных сторон подготовки спортсменов, которые теперь направлены на развитиеспециальных физических способностей, освоение и совершенствование технических итактических навыков в избранном виде спорта, одновременно с этим возрастаетроль специальной психологической подготовки.
Удельный вес специальной подготовки по сравнению с первым этапомподготовительного периода, естественно, возрастает. Изменяется также составсредств специальной подготовки. Помимо специально-подготовительных упражнений втренировке спортсменов начинают использовать и соревновательные упражнения,правда, в ограниченном объеме.
Объем нагрузки постепенно, но непрерывно увеличивается и достигаетмаксимума к началу соревновательного периода. В то же время интенсивностьнагрузки хотя и возрастает постепенно к началу соревновательного периода, ноотносительно невелика.
Варианты структуры подготовительного периода. Для более эффективногопланирования тренировочного процесса и управления им подготовительный периодгодичного цикла делится на мезоциклы разного типа (Л.П. Матвеев). В рамках этихмезоциклов сменяются средства и методы тренировки, объем в интенсивностьнагрузки и т.д. Их содержание и длительность зависят от: 1) общейпродолжительности подготовительных периодов и календаря спортивно-массовыхмероприятий; 2) вида спорта: 3) возраста, квалификации, стажа спортсменов; 4)условий тренировки и других факторов.
При одноцикловом построении тренировки спортсменов наобщеподготовительном этапе выделяют втягивающий, базовый общефизическиймезоциклы; на специально-подготовительном этапе — базовыйспециализированно-физический, базовый специально-подготовительный иконтрольно-подготовительный мезоциклы. Подобное сочетание типов мезоцикловхарактерно для «сезонных» видов спорта.
Основная цель втягивающего мезоцикла — постепенная подготовкаспортсменов к выполнению больших по объему и интенсивности тренировочныхнагрузок, обеспечение развития опорно-двигательного, нервно-мышечного аппаратаи функциональных основных систем организма, особенно кровообращения и дыхания,а также воспитание волевых качеств. В этом мезоцикле целесообразно разучиватьновые упражнения, восстанавливать структуру забытых движений.
Содержание базового общефизического мезоцикла должносоответствовать всестороннему и гармоническому развитию спортсменов. Уквалифицированных спортсменов может быть 1-2 базовых общефизических мезоциклов,у начинающих их может быть несколько.
В базовом специализированно-физическом мезоцикле продолжаетсяразвитие общей выносливости, гибкости, силовых, скоростных, координационныхспособностей, но применяемые средства и методы приобретают все большуюспецифическую направленность. Его основная задача — восстановить техникуизбранного вида спорта, создать предпосылки для ее совершенствования,постепенно подготовить организм спортсменов к тренировкам в этом виде спорта вбольшом объеме и с высокой интенсивностью. Интенсивность тренировочных нагрузокнесколько уменьшается, снижается их объем.
В этом мезоцикле за счет умелого сочетания средств специальной иобщей подготовки изменяются физические способности, технико-тактические навыки,приобретенные до этого в соревновательном упражнение.
В базовом специально-подготовительном мезоцикле увеличиваетсяобъем соревновательного упражнения, большое внимание уделяетсясовершенствованию технико-тактического мастерства. Однако общефизическимупражнениям по-прежнему отводится 1-2 дня в неделю.
В контрольно-подготовительном мезоцикле завершается становлениеспортивной формы. Основная его задача — подготовка спортсменов к участию вответственных соревнованиях. Объем нагрузки соревновательного упражнениястановится максимальным, повышается интенсивность занятий. Спортсмены участвуютв контрольных и второстепенных соревнованиях, которые являются органическойчастью тренировочного процесса. После окончания этого мезоцикла начинаетсясоревновательный период.
Соревновательный период. Основная цель тренировки в этом периоде — сохранениеспортивной формы и на основе этого — реализация ее в максимальных результатах.В этом периоде используются соревновательные и специально-подготовительныеупражнения, направленные на повышение специальной работоспособности в избранномвиде спорта. Удельный вес средств обшей подготовки в соревновательном периодедолжен быть не ниже, чем на специально-подготовительном этапе. При помощисредств общей подготовки обеспечивается развитие и поддержание необходимогоуровня разнообразных физических способностей, двигательных умений и навыков,активный отдых. Конкретное соотношение между средствами специальной и общейподготовки в соревновательном периоде у спортсменов зависит от их возраста испортивной квалификации.
В этом периоде используются наиболее трудоемкие методы спортивнойтренировки (соревновательный, повторный, интервальный).
Число соревнований зависит от особенностей вида спорта, структурысоревновательного периода, возраста, квалификации спортсменов. С помощьючастоты и общего числа соревнований можно управлять в этом периоде ростомспортивных результатов. Однако их оптимальное число нужно определятьиндивидуально для каждого спортсмена. Интервалы отдыха между отдельнымисостязаниями должны быть достаточны для восстановления и развитияработоспособности спортсменов.
Особенности динамики тренировочных нагрузок в соревновательномпериоде определяются его структурой.
Варианты структуры соревновательного периода. Структурасоревновательного периода зависит от календаря соревнований, их программы ирежима, состава участников, общей системы построения тренировки. Еслисоревновательный период кратковременный (1-2 месяца), он обычно целиком состоитиз нескольких соревновательных мезоциклов. Объем тренировочной нагрузки в этомслучае постепенно снижается и стабилизируется на определенном уровне, аинтенсивный период соревнования несколько возрастает. При большейпродолжительности соревновательного периода (3-4 месяца и более1),характерного, прежде всего, для квалифицированных спортсменов, он наряду ссоревновательными включает промежуточные мезоциклы(восстановительно-поддерживающие, восстановительно-подготовительные), в которыхснижается тренировочная нагрузка, варьируются средства, методы и условиятренировки. Этим создаются условия для непрерывного повышения уровняподготовленности спортсмена.
Переходный период. Главной задачей этого периода является активныйотдых и вместе с тем сохранение определенного уровня спортивнойочботоспособности. Основное содержание занятий в переходном периоде составляетобшая физическая подготовка в режиме активного отдыха. Следует избегатьоднотипных и монотонных нагрузок, так как они препятствует полнопенномуактивному отдыху. Активный отдых организуется за счет смены двигательной деятельностии смены обстановки (мест занятий. спортивного оборудования, инвентаря и т.д.).Он применяется, прежде всего, для быстрого и полного восстановленияспортсменов.
В переходном периоде уменьшается общий объем и интенсивностьтренировочной нагрузки, однако нельзя допускать чрезмерно большого их спада.Важная задача переходного периода — анализ работы в течение прошедшего года,составление плана тренировки на следующий год, лечение травм.
Если спортсмен регулярно не занимался, не имел достаточныхнагрузок, мало выступал в соревнованиях, необходимость в переходном периодеотпадает.
мезоцикл тренировочный год спортсмен
3. Некоторые варианты структуры тренировочного года и особенностиих применения в подготовке спортсменов
Построение тренировки, при котором в году выделяют одинподготовительный, соревновательный и переходный периоды, обычно называютодноцикловым. Практика спорта показывает, что оно оказывается эффективным вциклических видах спорта, требующих проявления выносливости (лыжные гонки, бегна коньках, гребля), как с начинающими, так и с высококвалифицированнымиспортсменами. Количество этапов накопления и реализации зависит от количествазапланированных для участия в контрольных и главных соревнованиях.
Следовательно, данная система формирования специальной готовностиспортсменов, в основе которой лежит ритмическое повышение их специальной иобшей работоспособности в году, требует отказа от общепринятых этапов ипериодов тренировки. Структура тренировочного года целиком состоит измногократного чередования двух этапов — накопления и реализации. Для ееприменения необходимо знать различия данных этапов. Основные различия междуэтапами накопления и реализации представлены в табл. 25.3. а микроциклами — накаждом этапе в табл. 25.4.
Следует подчеркнуть, что опыт применения нетрадиционногопостроения и планирования тренировочного года пока незначителен, особенно вподготовке юных спортсменов. Хотя некоторые авторы и рекомендуют отдавать этомуварианту предпочтение при планировании тренировочного процесса (Г.С. Туманян).
4. Структура многолетней подготовки
Достижение высоких результатов возможно лишь при настойчивой ирационально организованной тренировке в течение ряда лет. Процесс многолетнихзанятий спортом обычно подразделяется на отдельные этапы, как правило, изнескольких годичных циклов. Структура многолетней тренировки зависит от многихфакторов. В их числе среднее количество лет регулярной тренировки, необходимоедля достижения наивысших результатов, в том или ином виде спорта; оптимальныевозрастные границы, в которых обычно наиболее полно раскрываются способностиспортсменов и достигаются наивысшие результаты: индивидуатьная одаренностьспортсменов и темпы роста их спортивного мастерства; возраст, в которомспортсмен начат занятия, а также возраст, когда он приступил к специальнойтренировке (Л.Л. Матвеев. М.Я. Набатникова. В.Н. Платонов. В.П. Филин).
Многолетний процесс спортивной подготовки от новичка домаксимальных высот спортивного мастерства может быть представлен в вилепоследовательно чередующихся стадий, включающих отдельные этапы, состоящие, какправило, из нескольких годичных циклов (рис. 25.7). В их основе лежатзакономерности возрастной динамики спортивных достижении.
Необходимо подчеркнуть, что между этапами многолетней тренировкинет четких границ, их продолжительность может в определенней мере варьировать,прежде всего, в силу индивидуальных возможностей спортсменов их возраста,специфики спортивно)] специализации, тренировочного стажа и условий организацииспортивной деятельности.
В настоящее время разработаны модели построения многолетнейтренировки в ряде видов спорта — в беге на короткие и средние дистанции,гимнастике, волейболе, борьбе и др. В каждом виде спорта модель построениямноголетней тренировки включает в себя следующие компоненты: этапы многолетнейподготовки, возраст спортсменов на этом этапе, преимущественная направленностьполготовки на каждом этапе, основные задачи полготовки, основные средства иметоды полготовки, допустимые тренировочные нагрузки, примерные контрольныенормативы для каждого этапа подготовки.