Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Физкультурное образование

Содержание
Введение
Глава 1. Особенности использованияинформационных технологий в системе подготовки по физической культуре и спорту
1.1 Информатизация физкультурногообразования как закономерное следствие информатизации общества
1.2 Основные понятия предмета«Информационные технологии в физической культуре и спорте»
1.3 Основные направленияиспользования информационных технологий в физической культуре и спорте
Глава 2. Применение информационныхтехнологий в различных отраслях физической культуры и спорта
2.1 Учебный процесс
2.2 Спортивная тренировка
2.3 Спортивные соревнования
2.4 Оздоровительная физическаякультура
Глава 3. Подготовкаспециалистов по физической культуре и спорту в условиях использованиясовременных информационных технологий
3.1 Информационная подготовленностьпрофессорско-преподавательского состава учебных заведений физической культуры
3.2 Программно-методического обеспечения учебногопроцесса и самостоятельной работы студентов
3.3 Создание информационной среды физкультурного образования
Заключение
Список используемой литературы

Введение
В наши дни происходятмасштабные изменения во всех сферах человеческой жизни. Важную роль в этихпреобразованиях играет стремительное развитие научно-технического прогресса,глобальная информатизация передовых стран мирового сообщества.
Информационныетехнологии представляют собой смесь из устройств, методов и средств,позволяющих манипулировать информацией вне мозга человека. Это компьютеры ипрограммное обеспечение, периферийные устройства и системы связи.
В последнее время в РоссийскойФедерации происходит процесс формирования информационного общества, что ставитзадачу информатизации системы образования. Для свободной ориентации винформационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать,обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров,телекоммуникационных и других средств информационных технологий. Это в полноймере относится к специалистам по физической культуре и спорту.
Объект исследования: технологическийпрогресс и его последствия
Предмет: исследованиевлияния информационных технологий на сферу физической культуры и спорта.
Цель: рассмотретьиспользование информационных технологий в сфере физической культуры и спорта.
Задачи:
— изучить применение информационныхтехнологий в области физической культуры и спорта
— сравнить использование информационныхтехнологий в России с использованием в других странах
— рассмотреть доступностьсовременных информационных технологий в спортивных школах и вузах РоссийскойФедерации.
Несмотря на определенныетрудности, связанные с организационными, материально-техническими,научно-методическими аспектами разработки и внедрения современных технологий вобласть физической культуры и спорта, они вызывают определенный интерес у рядаспециалистов, так как здесь, как и в других областях, назрела необходимостьперехода от традиционных средств к использованию современных информационных икоммуникационных технологий, позволяющих значительно эффективнее осуществлятьсбор, обработку и передачу информации, вести самостоятельную работу исамообразование, качественно изменить содержания, методы и организационныеформы обучения, подготовки высококвалифицированных спортсменов и судей,проведения физкультурно-оздоровительной работы с населением.

Глава 1. Использование информационных икоммуникационных технологий в системе подготовки специалистов по физическойкультуре и спорту
1.1 Информатизацияфизкультурного образования как закономерное следствие информатизации общества
В конце XX – начале XXIв. Произошел переход развитых стран от индустриальногообщества к информационному. Термин «информационное общество» появился во второйполовине 60-х гг. XX в. Наряду с нимиспользуются и другие термины: «Информационный век», «общество знания»,«технотронное общество», «инфосфера», «постиндустриальное общество» и ряддругих. Во многом по своему значению они совпадают с понятием «информационноеобщество», однако не обладают его широтой и универсальностью. Поэтому внастоящее время термин «информационное общество» является наиболеераспространенным.
В информационном обществеинформация приобретает характер капитала, становится основой экономики,нормальное функционирование которой зависит от успешного решения комплексапроблем, связанных с обработкой информационного потока, развитиеминформационной индустрии и рыночных информационных систем.
Таким образом, основойформирования информационного общества является развитие вычислительной иинформационной техники, которое определяет следующие изменения,свидетельствующие о наступлении «эпохи информационного общества»:
— информация преобретаетглобальный характер;
— на движениеинформационных потоков уже не оказывают существенного влияния государственныеграницы и различные барьеры, попытки ограничить свободное распространениеинформации наносят вред государству, стремящемуся ввести такого родаограничения;
— значительно возрастаютвозможности сбора, хранения, передачи информации и доступа к ней;
— растет влияниеинформации на развитие различных сфер человеческой деятельности;
— углубляется процессдецентрализации общества;
— происходит переход кновым формам занятости;
— осуществляется процессформирования новых трудовых ресурсов за счет увеличения количества занятых винформационной индустрии.
Одним из главныхинструментов информатизации общества являются информационные технологии. Онипозволяют коренным образом изменить жизнедеятельность каждого человека.Разработка стратегии развития и использования информационных технологий во всехсферах человеческой деятельности является одной из ключевых проблемстратегического планирования как на национальном, так и на глобальном уровне.
Темпы и направленияперемен на нынешнем этапе определяются уже не вычислительной техникой,возможностями телекоммуникаций и программными средствами, а людьми, ихзапросами, проблемами, готовностью к переменам. В связи с этим следует особоподчеркнуть актуальность информации сферы образования, в том числе ифизкультурного образования. Процесс информатизации образования предполагаетиспользование возможностей современных информационных технологий, методов исредств информатики для реализации идей развивающего обучения, интенсификациивсех уровней учебно-воспитательного процесса, а также повышение егоэффективности и качества, подготовки подрастающего поколения к жизни в условияхинформатизации общества.
Главной цельюинформатизации является качественное преобразование системы образования внаправлении подготовки граждан к жизни в информационном мировом обществе. Онадостигается путем формирования знаний, умений и навыков, обеспечивающих каждомучлену общества потенциальную возможность свободного доступа и взаимодействия сзаконодательно открытой информацией с помощью средств информатизации,адекватных современному уровню научно-технического и экономического развитияконкретного государства.
В связи с этимпредъявляются определенные требования к системе образования, образовательномупроцессу, общей коммуникативной и информационной культуре педагога и тренера, атакже к информационным технологиям обучения и тренировки, формам и методам ихвнедрения в учебно-тренировочный процесс.
Удовлетворение этихтребований должно привести к созданию принципиально новой информационнойкультуры, предполагающей наличие умения использовать соответствующим образомвесь набор информационных технологий в своей профессиональной деятельности.
Для свободной ориентациив информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметьполучать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютера,телекоммуникаций и других средств информационных технологий.
Таким образом, вопросыовладения современными информационными и коммуникационным технологиями ихиспользование становится одним из основных компонентов профессиональнойподготовки любого специалиста, в том числе и специалиста в области физическойкультуры и спорта. Это требует разработки и внедрения в учебный процессфакультетов и институтов физической культуры профессионально ориентированныхпрограммных и программно-педагогических средств и курсов, направленных на овладениенеобходимыми знаниями, а также накопления личного опыта их использования впрофессионально- педагогической и спортивной деятельности.
Решая задачиинформатизации учебно-тренировочного процесса, следует четко определитьследующее:
— где и с какой цельюиспользовать возможности персонального компьютера, информационных икоммуникационных технологий;
— какие программныепродукты должны обеспечить решение задач информатизации учебно-тренировочногопроцесса;
— как создавать ииспользовать в профессионально-педагогической деятельности специалистов пофизической культуре и спорте программно-педагогические средства;
— каким образом вестипоиск, обработку, хранение, передачу и представление учебной и научно-методическойинформации в области физической культуры и спорта средствами современныхинформационных и коммуникационных технологий.
1.2 Основные понятияпредмета «Информационные технологии в физической культуре и спорте»
Информатизация общества,а следовательно, и многих сфер человеческой деятельности влечет за собойнеобходимость постоянного повышения профессионального уровня как отдельногочеловека, так и групп специалистов или целых коллективов в области владенияинформационными и коммуникационными технологиями. Потребность большинствачленов современного общества в познании и реализации возможностей этихтехнологий для повышения общекультурного и профессионального уровня определенияеще и тем, что постоянно развивающиеся научные, производственные иобразовательные технологии приобретают все большую зависимость отинформационных технологий, на базе которых они создаются и совершенствуются.
Активное внедрениесредств информационных технологий предполагает использование определенногопонятийного аппарата, который можно считать устоявшимся. Рассмотрим ряд понятийи терминов, получивших в последние годы распространение в сфере информационныхи коммуникационных технологий.
Информатизация общества –это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, чтодоминирующим видом деятельности в сфере общественного производства становитсясбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использованиеинформации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорнойвычислительной техники, а также разнообразных средств информационного обмена.
Информатизацияфизкультурного образования – процесс обеспечения сферы физической культурыметодологией и практикой разработки и оптимального использования современныхинформационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогическихцелей обучения и воспитания и используемых в комфортных и здоровьесберегающихусловиях.
Информационная технология– практическая часть научной области информатики, представляющая собойсовокупность средств, способов, методов автоматизированного сбора, обработки,хранения, передачи, использования и продуцирования информации для полученияопределенных, заведомо ожидаемых результатов.
Средства информационных икоммуникационных технологий в физической культуре и спорте – программное,программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие набазе микропроцессорной, вычислительной техники, современных средств и системтранслирования информации и информационного обмена, а также обеспечивающиеоперации по сбору, накоплению, хранению, обработке, передаче и продуцированиюинформации и доступ к информационным ресурсам компьютерных сетей.
Средства информатизации икоммуникации физкультурно-образовательного назначения – средства информационныхи коммуникационных технологий, используемые вместе с учебно-методическими,нормативно-техническими и организационно-инструктивными материалами, которыеобеспечивают реализацию оптимальной технологии их педагогическогоиспользования.
Инструментальноепрограммное средство – программное средство, предназначенное дляконструирования программных средств учебного назначения, подготовки илигенерирования учебно-методических и организационных материалов, созданияграфических, видео- или музыкальных включений.
Программно-педагогическиесредства в физической культуре и спорте – программные средства, в которыхотражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуетсятехнология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различныхвидов учебной деятельности. Программно-педагогические средства используются вучебно-тренировочном процессе, при подготовке, переподготовке и повышенииквалификации кадров сферы образования, в целях развития личности обучаемого,интенсификации процесса обучения. Применение программно-педагогических средствориентировано: на решение определенной учебной проблемы, требующей ее изученияили разрешения; осуществление некоторой деятельности с объектной средой;осуществление деятельности в конкретной предметной среде. Современныепрограммно-педагогические средства реализуются на базе технологии мультимедиа.
Электронные учебныепособия – образовательное электронное издание, о или полностью заменяющее либодополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания.Этот термин используется как в рабочей документации, так и в официальныхдокументах-рекомендациях по присвоению грифа Министерства образования и наукРФ.
Информационно-коммуникационнаясреда – совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельностипользователя информационного ресурса с помощью интерактивных средствинформационных технологий, которые взаимодействуют с ним как с субъектоминформационного общения и личностью.
Информационно-коммуникационнаяфизкультурная среда – совокупность условий, способствующих возникновению иразвитию процессов учебного информационного взаимодействия между обучаемым,преподавателем и информационными технологиями, формированию познавательнойактивности обучаемого при условии наполнения компонентов среды предметнымсодержанием.
Всемирная мультимедийнаясреда – World wide web (www) –среда, которая позволяет средствами глобальной информационной сети (интернет)осуществлять поиск и представление информации (текст, аудио и видеоинформация,элементы технологии виртуальной реальности и др.) по выделенным словам и рисункам,а также обеспечивает легкий доступ к нужному ресурсу всемирной сети Интернет.
Web-страница – отдельный документ вовсемирной мультимедийной среде. Она может содержать текст, графику, звуковоесопровождение, анимацию и другие мультимедийные объекты, а также гипертекстовыессылки. Адрес web-страницы определяется адресом URL.
URL-адрес (Uniform Resource Locator) – унифицированная форма записи адресов документов всети Интернет. Правила записи адреса в этой форме таковы, что позволяютоднозначно определить место нахождения любого документа.
Информационноевзаимодействие – деятельность, направленная на осуществление процесса передачи– приема информации, представленной в любом виде (символы, графика, анимация,аудио- и видеоинформация), при реализации обратной связи, развитых средствахведения интерактивного диалога и обеспечении возможности сбора, обработки,продуцирования, архивирования, передачи и транслирования информации.
Интерактивный диалог –взаимодействие пользователя и программы (программно-аппаратной системы),предполагающее обмен текстовыми командами, запросами и ответами, приглашениями,использование более развитых средств ведения диалога; при этом обеспечиваетсявозможность выбора вариантов содержания учебного материала и режима работы сним. Интерактивный режим взаимодействия пользователя сэлектронно-вычислительной машиной отличается тем, что каждый запроспользователя вызывает ответное действие программы и, наоборот, реакцияпоследней требует реакции пользователя.
Технология мультимедиа –информационная технология, основанная на одновременном использовании различныхсредств представления информации и являющаяся совокупностью приемов, методов,способов и средств сбора, накопления, обработки, хранения, передачи ипродуцирования аудиовизуальной, текстовой, графической информации в условияхинтерактивного взаимодействия пользователя и информационной системы,реализующей возможности мультимедийных операционных сред.
Технологиятелекоммуникации в физической культуре и спорте – совокупность приемов,методов, способов и средств обработки, информационного обмена, транспортировкии транслирования информации, представленной в любом виде.
Компьютерная визуализацияучебной информации по физической культуре – наглядное представление на экранеобъекта, его основных частей или моделей, а при необходимости – представлениеграфической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого объекта илипроцесса (во всевозможных ракурсах, деталях, с демонстрацией внутреннихвзаимосвязей составных частей) в развитии, во временном и в пространственномдвижении.
Итак, в данном разделепредставляется понятийный аппарат, связанный с информационными технологиями всфере информатизации физкультурного образования. Естественно, задачиперечислить все термины и понятия, раскрывающие общие вопросы информатики,используемых аппаратных и программных средств, электронно-вычислительных машин,не было. С частью таких понятий и терминов студенты могут ознакомятся приосвоении дисциплины «информатика».

1.3 Основные направленияиспользования информационных технологий в физической культуре и спорте
Основные направленияиспользования информационных технологий в физической культуре и спорте преждевсего связаны:
— с развитием личности иподготовки будущих специалистов к комфортной жизни в условиях информационногообщества;
— с реализациейсоциального заказа на специалистов в области физической культуры и спорта,обусловленного информатизацией сферы физической культуры и спорта;
— с интенсификацией всехуровней учебно-воспитательного и тренировочного процессов.
С учетом этого можновыделить направления использования информационных технологий в физическойкультуре и спорте. Итак, информационные и компьютерные технологии применяются:
— в качестве средстваобучения, совершенствующего процесс преподавания и повышающего егоэффективность. При этом реализуются возможности программно-методическогообеспечения современных компьютеров в целях сообщения знаний, моделированияучебных, тренировочных и соревновательных ситуаций, осуществления тренажа и контроляза результатами обучения;
— в качестве средстваинформационно-методического обеспечения и управления учебно-воспитательным иорганизационным процессом в учебных заведениях, спортивных организациях и т.п.;
— в качестве средстваавтоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебно-воспитательной иучебно-тренировочной деятельности и компьютерного тестирования физического,умственного, функционального и психологического состояний занимающегося;
— в качестве средстваавтоматизации процессов обработки результатов соревнований и научныхисследований;
— в качестве средстваорганизации интеллектуального досуга, развивающих игр;
— в рекламной,издательской и предпринимательской деятельности в сфере физической культуры испорта;
— при организации мониторингафизического состояния и здоровья различных контингентов занимающихся.

Глава 2. Применениеинформационных технологий в различных отраслях физической культуры и спорта
физическийкультура спортивный соревнование
2.1 Учебный процесс
Работ, посвещенныхиспользованию информационных технологий в учебном процессе, достаточно много.Из них следует, что совершенствование учебного процесса в институтах физическойкультуры (ИФК) ведется по двум направлениям. Во-первых, разрабатываютсяобучающие системы, направленные на сообщение студентам теоретических сведений ифактов по учебным дисциплинам и контроль за их теоретическими знаниями.Во-вторых, компьютерный опрос используется для отбора абитуриентов и студентов.
В настоящее времяразработаны и внедрены в учебный процесс обучающие системы по пулевой стрельбе,гимнастике, лыжному спорту, физиологии, спортивно-педагогическим дисциплинам,математической статистике, спортивной метрологии, биомеханике, восточнымединоборствам. Следует обратить внимание на подход, реализованный сотрудникамиПНИЛ РГАФК (проблемная научно-исследовательская лаборатория Российскойгосударственной академии физической культуры), создавшими программы,позволяющие проводить имитационное моделирование срочных и долговременныхадаптационных процессов, протекающих в организме спортсменов. Разработчикипредполагают, что использование программ позволит повысить эффективностьучебного процесса при проведении занятий по биохимии, физиологии и биомеханике.
Использованиекомпьютерного тестирования посредством опросника MMPI (Миннесотский многоаспектныйличностный опросник)позволило отбирать абитуриентов и студентов на обучение специальности«Спортивный менеджмент».
Оптимизация учебногопроцесса по физическому воспитанию в вузах нефизкультурного профиля осуществляетсяпосредством программ, позволяющих обучать предмету «физическоевоспитание», планировать и контролировать физическую подготовленность,общую двигательную активность, а также психофизическое состояние студентов.Одна из последних публикаций этого направления освещает вопросы методологииформирования информационного пространства в процессе физического воспитаниястудентов.
Следует отметить, чтоиспользование информационных технологий при занятиях физическими упражнениямисо школьниками отражено в двух публикациях. Статья С.П. Киршева освещаетвопросы применения информационных технологий при обучении физическимупражнениям. В этом исследовании обсуждается проблема развития мышлениязанимающихся посредством использования компьютерного моделирования физическихупражнений. В публикации П.А. Виноградова, В.П. Моченова отражены некоторыевопросы использования ИТ для тестирования физической подготовленности учащейсямолодежи.
2.2 Спортивная тренировка
Естественно, чтонаибольшее количество посвящено созданию прикладных программных продуктов (ППП)и автоматизированных систем (АС), позволяющих оптимизировать управлениетренировочным процессом. Также следует уделить внимание вопросам улучшениякачества технической подготовленности спортсменов. Разработка систем дляусиления этой стороны подготовки спортсменов ведется в направлении созданияпрограммно-аппаратных комплексов, позволяющих автоматизировать ввод информациив ЭВМ, ее обработку и вычисление необходимых биомеханических параметров. Этодает возможность повысить эффективность обучения двигательным действиям иизбежать ошибок. Аппаратурой для сбора информации о спортсмене может служитьвидеомагнитофон; тензоплатформа, и электромагнитография.
На начальной стадиивнедрение ИТ в планирование тренировочного процесса шло по пути создания системуправления базами данных, позволяющих хранить и осуществлять поиск адекватныхсредств тренировки. В настоящее время оптимизация планирования подготовленностиспортсмена идет по пути создания экспертных систем и программ, близких к ним посодержанию. Экспертные системы — это сложные программные комплексы,интегрирующие знания специалистов в конкретных предметных областях итиражирующие этот опыт для консультации менее квалифицированных пользователей.По мнению разработчиков экспертных систем, этот тип прикладных программныхпродуктов наиболее соответствует решению задач такого типа. К настоящемувремени разработаны экспертные системы для планирования подготовки бегунов насредние дистанции и тяжелоатлетов, а также спортсменов в прыжковых видах легкойатлетики. Разработана программа, позволяющая осуществлять планирование нагрузкив стрельбе.
А.В. Кубеевым и А.Г.Баталовым на базе микрокомпьютера созданы простые программы, позволяющиеповысить эффективность работы тренера при проведении занятий по лыжному спорту.Несмотря на их относительную простоту, карманный микрокомпьютер производитвычисления быстро и эффективно. Предложенный пакет программ позволяетрассчитать результаты в лыжных гонках с учетом возрастного коэффициента,вычислить некоторые параметры нагрузки, границы метаболических режимов почастоте пульса и многое другое. В статье Г.П. Лосева описывается малогабаритныйвычислительный комплекс, позволяющий в полевых условиях тестировать и выбиратьоптимальный вариант смазки лыж перед соревнованиями. Хочу также привестипример, исходя из своего опыта работы в ООО «Адидас». На сегодняшний день вэтой компании разработаны совершенно новые технологии, начиная от воздушныхподушек в спортивной обуви, заканчивая системой Polar. Сегодня фирмы adidas и polar, объединили свои современные технологии всовместном проекте Fusion. Это партнерство объединяет технологии Adidas водежде и обуви и технологию Polar RS800 Running Computer, которая позволяетизмерять пульс, скорость и дистанцию спортсмена. Современные технологии такжепомогают спортивным фанатам видеть четкую картинку и все самые четкие детали.Например, в американском футболе использование HD-технологий началось с 2007 года, чтобы не было спорныхситуаций в различных матчах. Эти HD-технологиив 5 раз четче обычных стандартных изображений. Профессиональные спортсменытакже используют цифровые методы. Например, бейсболист может поместить датчикна свое тело, чтобы он замерил траекторию и силу удара. После этого возможноподробно рассмотреть результат на экране.
Несколько лет назадспортивные ошибки мог подтвердить только судья или тренер, однако, сейчаскаждое движение может быть разложено на части любой человек можетпроанализировать реальное действие с помощью современных цифровых технологий. Ксожалению, в нашей стране использование данных информационных технологий,является редкостью. По моему мнению, это можно объяснить недостаточнымфинансированием физической культуры и спорта в Российской Федерации.
2.3 Спортивные соревнования
Публикаций, освещающихвопросы использования ИТ при проведении соревнований, немного. П.А. Виноградови В.А. Савин указывают, что при проведении соревнований уровня олимпийских игрприменение ИТ обеспечивает оперативный сбор, передачу, хранение и обработкубольшого количества информации. На Олимпийских играх в Атланте впервые былаиспользована передача данных о результатах соревнований через сеть Интернет.Сейчас же мы можем смотреть не только результаты, но и сами соревнования врежиме он-лайн. Помимо работы с большими информационными массивами персональныекомпьютеры используются для статистической обработки результатов соревнований.Это особенно важно для тех видов спорта, в которых результат спортсменаоценивается судьями-экспертами. А.А. Макаров с соавт. (1991) описывают системуначисления очков в соревнованиях по прыжкам с трамплина, лыжному двоеборью,фигурному катанию на коньках, гимнастике, синхронному плаванию, выездке. Встатье Г.П. Почекуева описывается алгоритм программы, позволяющей оцениватьрезультативность деятельности игрока (команды) в спортивных играх. Конечно всеэти методы не столь современны, как Dartfish. В России это появилось совсем недавно. Dartfish — это программное обеспечениевидеоанализа, используемое спортсменами и тренерами для достижения желаемогорезультата. Может использоваться всеми: тренерами, атлетами, учителями,студентами, спортивными докторами и физеотерапевтами. Программное обеспечениеиспользует цифровую видеографику, чтобы использовать мгновенную обратную визуальнуюсвязь, не прерывая тренировки. Dartfish используется на олимпиадах и чемпионатах Европы и мира. Например, так наолимпиаде в Ванкувере мы могли наблюдать спецэффект, отображающий позицию двухспортсменов, которая произошла в разное время, но на одном и том же месте. Несомневаюсь, что и у нас на Олимпийских играх в Сочи 2014 и на чемпионате мирапо футболу в 2018 году будут использоваться не только эти, но и болеемодернизированные технологии.
2.4 Оздоровительнаяфизическая культура
Четвертое направлениеиспользования ИТ связано с разработкой программ для оздоровительной физическойкультуры. Программы этого направления можно разделить на диагностические,диагностико-рекомендательные и управляющие. В первом случае программа позволяетспециалисту быстрее поставить диагноз, во втором — наряду с диагнозомпользователю предлагается определенный набор рекомендаций, соответствующийвыявленному уровню здоровья и двигательной активности. В третьем случаекомпьютер осуществляет взаимодействие с пользователем по принципу обратнойсвязи: выдает задания, контролирует их выполнение, а по результатам новыхтестов вырабатывает соответствующие рекомендации. В последнем случае речь идето создании системы «Персональный тренер». В табл. 2 представленаопубликованная в журнале «Теория и практика физической культуры»информация о компьютерных программах оздоровительной направленности.
В последнее времяосуществляется работа над компьютерной программой «Валеологияшкольника». Эта программа предназначена для сбора, анализа и хранениярезультатов валеологического мониторинга детей и подростков.
При оценке современногоэтапа развития информационных технологий в нашей отрасли, приходитсяконстатировать, что, несмотря на обилие направлений и их применения, этиразработки носят частный характер и не имеют широкого распространения. До техпор, пока специалисты нашей отрасли не будут иметь возможность использоватьнакопленный потенциал, применение информационных технологий будетограничиваться использованием компьютера в «качестве пишущеймашинки».

Глава 3.Подготовка специалистов по физической культуре и спорту в условияхиспользования современных информационных технологий
3.1 Информационнаяподготовленность профессорско-преподавательского состава учебных заведенийфизической культуры
Одной из проблем образованияявляется информационная культура самих преподавателей факультетов и институтовфизической культуры, их готовность к применению современных информационныхтехнологий в системе подготовки и повышения квалификации специалистов пофизической культуре и спорту. Компьютер не станет инструментом в деятельностибудущих специалистов до тех пор, пока преподаватели физкультурных вузов ифакультетов физической культуры не будут в совершенстве владеть этиминструментом. Поэтому умение использовать компьютер при обучении и впрофессиональной деятельности специалистов по физической культуре и спортустановится одним из необходимых качеств преподавателя. И если рассматриватьпроцесс компьютеризации обучения как одну из наиболее современных тенденцийметодики преподавания любых спортивно — педагогических дисциплин, то владениеметодологи ей использования современных информационных технологий в учебномпроцессе должно стать неотъемлемым качеством каждого преподавателя независимоот специализации. В основу формирования информационной культурыпреподавательского состава должна быть положена идея компьютерной поддержкикаждого изучаемого предмета: нельзя подменить это изучением единственного курсаинформатики. Наряду с дисциплиной «Информатика», которая сталаобязательной для всех специальностей согласно государственным образовательнымстандартам нового поколения, в учебных планах физкультурных вузов и факультетовфизической культуры может предусматриваться ряд курсов и дисциплин, играющихзначительную роль в информационной подготовке будущих специалистов. Это преждевсего биомеханика, спортивная метрология, основы научно-методическойдеятельности и др. На сегодняшний день практически каждый преподаватель вузадолжен знать операционную систему Windows и владеть ею, работать в редакторскойсистеме Word, использовать электронную таблицу Microsoft Excel, уметьпользоваться системой управления базами данных Microsoft Access и, конечно же,владеть основами знаний и умений по поиску и обмену информацией с помощьюИнтернет.
3.2Программно-методического обеспечения учебного процесса и самостоятельной работыстудентов
Немаловажной задачейиспользования современных информационных технологий в системе повышенияквалификации и непрерывного физкультурного образования является программно — методическое обеспечение. Здесь только начинается серьезная работа по созданиюи внедрению в учебный процесс дидактических материалов, подготовленных наоснове современных информационных технологий. Очень важно в системе подготовкии повышения квалификации создавать и использовать единую многомодульную системуэлектронных учебников и справочников, банков данных и баз знаний, развивать наунифицированной основе электронные библиотеки и обеспечить взаимодействие междуними средствами телекоммуникаций. Методически современные информационныетехнологии в системе повышения квалификации и непрерывном образовании должныбыть проработаны с ориентацией на конкретное применение в учебно-тренировочномпроцессе, проведение научных исследований, учитывать специфику отдельных видовспортивно-педагогических дисциплин. Так, например, часть технологий можетподдерживать лекционные и практические занятия — это электронные учебники иэнциклопедии, обучающие и контролирующие программы, подготовленные на основетехнологий мультимедиа, другая — поиск, обработку и представлениенаучно-методической информации на основе Интернет-технологий, третья может бытьориентирована на создание Web-страниц и презентаций и т.д. Особую значимостьинформационные технологии приобретают при выполнении самостоятельных заданий надомашнем компьютере, при организации дистанционного обучения, проведениинаучных исследований.
3.3 Созданиеинформационной среды физкультурного образования
Сегодня очень важносоздание опережающей информационной среды физкультурного образования, котораямогла бы позволить свободно пользоваться базами данных и знаний, подготовленныхв институтах и на факультетах физической культуры, всем специалистам независимоот места их проживания. Сюда, прежде всего можно отнести базы данных позащищенным диссертациям, новым учебникам, статьям межвузовских научныхсборников и тезисов докладов научно-практических конференций, перспективнымпрограммным оболочкам по разработке электронных учебников по различным спортивно-педагогическимдисциплинам и оздоровительной работе с населением, защищенным выпускнымквалификационным работам студентов, подготовленным и используемым вучебно-тренировочном процессе мультимедийным изданиям и т.д. Однако, как нампредставляется, решение данного вопроса задерживается из-за низкой техническойоснащенности физкультурных вузов — базы современных информационных технологий.В этом плане лучше обстоят дела в университетах, в которых в свое время приподдержке фонда Сороса созданы уникальные Интернет-центры и уже накопленопределенный опыт.
Проблема созданияматериально-технической базы институтов и факультетов физической культуры являетсяосновополагающей и заключается в создании и использовании в институтах и нафакультетах физической культуры современных компьютерных классов, соединенныхвнутренними сетями и возможностью выхода во Всемирную сеть Интернет. Насегодняшний день не у всех институтов есть такая база, поэтому они не имеют нетолько своих сайтов в Интернете, но и электронной почты, что затрудняет обменинформацией между ними.

Заключение
В ходе работы мырассмотрели использование информационных технологий в физической культуре испорте. Конечно, за последние годы информатизация современного общества обретаетвсе новые и новые масштабы с каждым днем. Самое главное, что на сегодняшнийдень с использованием самых современных информационных технологий, подготовкапрофессиональных спортсменов и квалифицированных специалистов не вызываетзатруднений. Но, также в ходе работы я столкнулась с проблемой: ни для кого несекрет, что далеко не все Российские спортивные школы и вузы могут позволитьсебе современное информационное оборудование, более того, не во всех классах,не у всех студентов есть компьютер с выходом в интернет. И, хотя темпымодернизации оборудования в вузах крайне впечатляют, на мой взгляд, они ещенедостаточно отвечают требованиям качественного современного образования.
Многие зарубежныегосударства намного раньше осваивают новинки информационного общества. Одним изсамых очевидных показателей является сравнение количества наград России вОлимпийских играх сейчас с прошлыми результатами, ведь раньше по рейтингузолотых медалей мы всегда входили как минимум, в тройку лидеров. Очевиднызамедленные темпы развития и применения информационных технологий в России всравнении с зарубежными государствами. Я считаю, в развитии России какгосударства, информатизация сферы физической культуры и спорта должна являтьсядалеко не последним пунктом. На данный момент, по моему мнению, финансированиеданной сферы недостаточно, хотя, предполагаю, что это будет исправлено вкратчайшие сроки, поскольку именно нашей стране предстоит проводить Олимпийскиеигры в 2014году, а также Чемпионат мира по футболу в 2018. А Россия, как и всесовременные страны, хочет не только показать организацию и эффектностьмероприятий на высшем уровне, но и профессиональную подготовку спортсменов итренеров.

Список используемойлитературы:
1.Виноградов П.А., Моченов В.П. Новыйэтап в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди учащейсямолодежи//Теор. и практ. физ. культ., 1998, № 7, c. 24-26, 39-40.
2. Виноградов П.А., Савин В.А. Спортв мире информации //Теор. и практ. физ. культ., 1997, №11, c. 59-62.
3. Информатика: Учебник /Под ред.проф. Н.В. Макаровой. — М.: Финансы и статистика, 1997. — 768 с.
4. Киршев С.П., Неверкович С.Д. Межпредметнаязадача как способ оценки качества подготовки тренеров в институтах физическойкультуры //Теор. и практ. физ. культ., 1989, № 8, c. 26-29.
5. Фураев А.Н. К вопросу окомпьютеризации анализа выполнения спортивных упражнений //Теор. и практ. физ.культ. 1996, № 11.
6. Богданов В.М., Пономарев В.С.,Соловов А.В. Использование современных информационных технологий втеоретической и методико-практической подготовке студентов по физическомувоспитанию /Матер. всерос.науч.-практ. конф. СПб., 2000.
7. Волков В.Ю. Компьютерныетехнологии в образовательном процессе по физической культуре /Матер. всерос.науч.-практ. конф. СПб., 2000.
8. Жбанков О.В. Информационно-методическаясистема — инструмент формирования информационного пространства процессафизического воспитания /Матер. междунар. конф. 2000.
9. Зайцева Т.И., Смирнова О.Ю. В сб.:Информационные технологии в образовании. М., 2000.
10. Ливицкий А.Н., Факторович Л.М. Онекоторых аспектах компьютеризации физкультурных вузов//Теор. и практ. физ.культ. 1994, № 3/4.
11. Тимошенков В.В. и др. Основныенаправления применения вычислительной техники в физической культуре и спорте//Теор. и практ. физ. культ. 1993, №1.
12. Фураев А.Н. К вопросу окомпьютеризации анализа выполнения спортивных упражнений //Теор. и практ. физ.культ. 1996, № 11.
13. Якобашвили В.А. и др. Комплекстехнических средств для управления тренировочным процессом //Теор. и практ.физ. культ. 1993, № 9-10.
14. www.wikipedia.ru
15. www.thesportsdigest.com
16. www.ehow.com
16. www.slideshare.net/
17. www.ussa.edu/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.