Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Содержание и последовательность обучения базовой технике дзюдо

Квалификационная работа
Выполнил Джафаров Алик Амирасланович, студент 5 курсаочного отделения
Адыгейский государственный университет
Институт физической культуре и дзюдо
Кафедра спортивной борьбы
Майкоп 2000
Введение. 
Современное развитие спортивной борьбы характеризуетсявозрастанием конкуренции на международной арене, повышением требований ктехнико-тактической подготовленности, особенно в связи с изменением условийсоревновательной деятельности, обусловленных постоянным совершенствованиемправил соревнований.
Повсеместное распространение отечественной школыборьбы, а также возросшие возможности науки и техники, позволяющие основнымконкурентам детально изучать особенности технико-тактического мастерстваведущих российских борцов, обусловили необходимость постоянного поиска итщательного изучения, анализа и обобщения всего того огромного опыта, который накопленкак у нас в стране, так и за рубежом по проблемам разработки и научногообоснования содержания и методики формирования и совершенствованиятехнико-тактического мастерства борцов на различных этапах многолетнейтренировки (49).
Основные положения многолетней тренировки борцов, ееэтапы и содержание частично отражены в работах А.Н.Ленца (1960, 1964, 1972),А.А.Новикова и А.И.Колесова (1972), Р.Петрова (1977), Г.С.Туманяна (1984),Р.А.Пилояна (1985,1988), Я.К.Коблева (1982,1990), В.М.Игуменова(1992), Ю.А.Шахмурадова(1978,1981,1997) и др.
При значительном числе исследований и методическихработ по технике и тактике борьбы необходимо отметить, что одной из проблемтеории и практики спортивной борьбы остается отсутствие разработанной методикиобучения технике на начальных этапах подготовки и вопросы совершенствованиясодержания и последовательности изучения базовой техники борьбы.
Эта проблема имеет непреходящую актуальность, котораяобъясняется постоянным острым соперничеством борцов на международных соревнованиях,расширением арсенала технических и тактических действий, наличием большогоколичества школ с различной направленностью в технической и тактическойподготовке спортсменов и частым изменением правил соревнований.
Достижение высоких результатов по борьбе невозможнобез совершенствования системы начального обучения, где важно заложить основыправильного выполнения технико-тактических действий. К сожалению, в теорииборьбы этому вопросу уделено мало внимания, подавляющее большинствоисследований проведено со спортсменами высокой квалификации. Методиканачального обучения в недостаточной степени учитывает возрастные особенностиюных борцов, во многом повторяет методику обучения, используемую взрослыми.
До сих пор мало исследованными остаются вопросы: какимприемам, защитам и контрприемам необходимо обучать в течение года, в какойпоследовательности, скольким приемам, сколько раз следует повторять изучаемыйприем в одном занятии, сколько раз выполнять его до усвоения оптимальнойструктуры и применения не только в учебно-тренировочных схватках, но и вусловиях соревнований.
Объектом нашего исследования явилсяучебно-тренировочный процесс в группах начальной подготовки дзюдоистов в ДЮСШ.
Предмет исследования – особенности формированиятехнико-тактической подготовленности дзюдоистов на этапе начальной подготовки.
Исследование и выявление базовой техники какфундамента для целенаправленного формирования у борцов широкого ареалатехнико-тактических действий, необходимого для успешного выступления на соревнованиях,явилось нашей основной целью исследования. Мы исходили из того, что овладениебазовой техникой позволит эффективно и правильно построить процесстехнико-тактической подготовки и сформировать у них индивидуальный комплекскоронных технико-тактических действий.
Глава I. Состояние вопроса исследования по даннымлитературы.
I.1. Понятие базовой техники и ее значение всовершенствовании технико-тактического мастерства.
В области физической культуры и спорта термин«базовая» (подготовка, техника и т.д.) нашел свое широкое применение. Слово«база» (от греч. «базис») означает основание, фундамент, основа.
Так, физическое воспитание школьников, как отмечаетЛ.П. Матвеев (1976), направлено на то, чтобы гарантировать необходимый каждомучеловеку базовый уровень физической и общей дееспособности. А рассматриваямноголетний процесс технико-тактического совершенствования, он подразделяет егона две стадии (1977) :
базовая техническая подготовка;
углубленное техническое совершенствование. 
При этом на стадии базовой технической подготовки, какотмечает автор, создается широкий фундамент спортивно-технических навыков иумений, на основе которых в дальнейшем строится совершенствование избранноговида спорта.
Необходимость выделения этапа базовой подготовки отмечаютВ.П.Филин и Н.А.Фомин (1980). Главной задачей этого этапа обучения, по мнениюавторов, является овладение основами рациональной техники, а на этапеспортивного совершенствования –достижение высокой координации движений,шлифовка элементов техники.
Таким образом, можно сказать, что основнойнаправленностью базовой подготовки, по мнению ряда авторов, являетсяформирование у спортсмена богатого фонда двигательных навыков и умений, а такжеосвоение основных технических элементов (приемов) избранного вида спорта.
Целесообразность изучения техники того или иного видаспорта на основе выделения и усвоения базовых действий у подавляющегобольшинства исследователей не вызывает сомнений. Подтверждением этому являетсяработа В.И.Якубчика (1985), в которой автор, обращаясь к задаче рациональнойпристройки учебных программ по акробатике, выдвигает как одну из актуальныхпроблему овладения двигательными навыками, органически входящими в структурубольшинства акробатических упражнений. Он подчеркивает, что такое формированиедвигательных навыков позволяет на основе немногого обучать многому.
В то же время необходимо отметить, что существуютразногласия у специалистов по вопросу определения понятия «базовой техники» иподходов к ее выявлению.
Б.М.Рыбалко и В.М.Игуменов (1985) под основными илибазовыми понимают такие приемы, освоение которых способствует быстромуразучиванию других координационно сходных приемов из определеннойклассификационной группы, а под овладением базовой техникой –освоениеправильного выполнения основных приемов из каждой классификационной группы.
Другой подход, основанный на дидактическом принципе–от простого к сложному, предлагается И.И. Алихановым (1986). И.И.Алихановсчитает, что базовая техника –это совокупность базовых приемов различных групп.Под базовыми приемами он понимает также варианты приемов, которые отражаютструктуру своих групп, являются простыми в обучении и на основе которых вдальнейшем осваивают другие варианты приемов.
В.Н.Платонов (1986) к базовым относит движения и действия,составляющие основу технической оснащенности данного вида спорта, без которыхневозможно эффективное ведение соревновательной борьбы с соблюдениемсуществующих правил (31). Освоение базовых движений, считает он, являетсяобязательным для спортсмена.
Подход, ориентированный на конечный результат–успешное выступление в соревнованиях и подчеркивающий связь техники и тактики,предлагает Г.С.Туманян (1985). По мнению Г.С.Туманяна «под базовой техникой итактикой следует понимать минимальный перечень обязательных движений изразличных групп классификации, освоение которых обеспечивает формирование«искомой» техники и тактики и создает предпосылки быстрого разучивания любогонового движения из состава расширенной (всей основной) техники и тактикиборьбы»(44,45). То есть, определение базовой техники представляется с точкизрения биомеханической взаимосвязи действий с учетом необходимости обеспеченияположительного переноса.
К базовым Г.С.Туманян относит движения и действия,составляющие основу технической оснащенности дзюдо, без которых невозможноосуществление соревновательной деятельности с соблюдением действующих правил.
Автор приводит семь разделов техники и тактики,которым надо обучать спортсменов :
базовые элементы –БЭ,
вспомогательные базовые элементы –ВБЭ,
технические действия –ТхД,
тактические действия –ТД,
комбинации ВБЭ, ТхД и ТД,
тактика схватки,
тактика соревнований. 
Каждая из семи групп соревновательных упражненийсостоит из двух разделов: базовой и расширенной техники и тактики. В составбазовой техники и тактики входит зауженный перечень профилирующих элементов,освоение которых обеспечивает формирование «школьной техники и тактики» иразучивание других приемов этой группы происходит быстро и без затруднений(45).
Данный подход, как мы видим, основывается на принципепервичности соревновательной деятельности и вторичности учебно-тренировочногопроцесса.
Совершенно другой подход –с точки зрения применяемостии эффективности приемов, предложил в своей диссертационной работе «Содержание ипоследовательность преподавания базовой техники на
тренерском факультете института физической культуры вПольской Народной Республике» З.Ольшевский.
З.Ольшевский считает, что при определении содержаниятехнико-тактической подготовки дзюдоистов на начальных этапах обучения,необходимо установить связь между соревновательной деятельностью и содержаниемтехнико-тактической подготовки борцов. Он отмечает, что для определения базовойтактики дзюдоистов важно учитывать применяемость и результативностьтехнико-тактических действий в соревновательных поединках.
I.2. Содержание и последовательностьтехнико-тактической подготовки борцов
Отсутствие системы подготовки в таком сложном втехническом отношении виде спорта, как дзюдо может привести к хаотичномуформированию навыков и снижению разносторонности спортсмена. А высшим критериемв определении мастерства дзюдоиста служит его разносторонняя и результативнаятехническая подготовка (17).
Техническая подготовленность характеризуется степеньюосвоения спортсменом системы движений, соответствующих особенностям данноговида спорта и обеспечивающих достижение высоких результатов.
Борьба дзюдо относится к видам спорта с чрезвычайносложной и многообразной техникой движений. Составляющими техники борьбыявляются основные приемы и стойки, их модификации, сложные технико-тактическиедействия (комбинации и контрприемы), элементарные действия (передвижения,захваты, выведения из равновесия, страховка партера и самостраховка).
Задачи, вытекающие из особенностей соревновательной деятельностидзюдоистов, осложняются еще и тем, что наибольшее отставание российских борцовот ведущих дзюдоистов мира лежит именно в области технической подготовки.
Предполагается, что необходимо уделить больше вниманиятехнической подготовке на начальном этапе тренировочного процесса. Значимостьцелесообразного построения процесса технической подготовки юных борцовобостряется тем, что недостатки в этом компоненте не очень заметны в юномвозрасте. Происходит это потому, что этот пробел компенсируется за счетвысокого уровня физической подготовки. Однако недостатки в юношеском возрасте,пробелы в технике обнаруживаются даже у спортсменов высокого класса. причемнедоработки, допущенные на ранних этапах трудно, а иногда невозможнонаверстать. Ведь с одной стороны, сформированный неправильный навык мешаетсозданию нового, правильного (отрицательный перенос навыка), с другой стороны,время удобное для формирования ловкости (сентизитивный период), являющеесяосновой техники, упущено. Такое положение накладывает большую ответственностьна техническую подготовку юного спортсмена.
Как было определено в предыдущем разделе, повышениекачества тренировочного процесса (и в частности выявление базовой техники)диктует необходимость изучения соревновательной деятельности. Первостепенноезначение в структуре соревновательной деятельности, по мнению
Ю.Д.Железняка (1980), имеет элементарный набортехнико-тактических действий спортсменов. По нашему мнению, этот элементарныйнабор технико-тактических действий можно назвать базовым.
В соответствии с мнением Г.С.Туманяна (1985) впроцессе обучения необходимо выделить базовые и дополнительные движения. Кбазовым относятся движения и действия, составляющие основу техническойоснащенности дзюдо. Освоение базовых движений является обязательным условием.Дополнительные движения и действия -это элементы отдельных действий и вариантыбазовых движений, характерные для конкретного спортсмена в связи с ихиндивидуальными особенностями. Дополнительные движения и действия формируютиндивидуальный стиль борьбы. На начальном этапе подготовки спортсмена главнойзадачей является формирование базы движений.
Известно, что использование отдельных приемов в дзюдо,как правило, не приводит к ожидаемому эффекту. Поэтому применяются сложныетехнико-тактические действия. В связи с необходимостью формирования комбинационногостиля борьбы на начальном этапе подготовки в состав базовой техники включаютсясочетания или комбинации, состоящие из базовых приемов.
Эффективность комбинаций в борьбе объясняется снижениемустойчивости соперника в результате первой атаки. Зачастую комбинации ипланируются так, чтобы в результате сохранить устойчивость в конкретномнаправлении.
Первой предпосылкой формирования техническогомастерства является высокое качество начального обучения, заключающеенеобходимость коренного переучивания.
В борьбе на основе структуризации конфликта поединка вспортивных единоборствах В.Л.Дементьев и О.Б. Малков (1986) выделяют объемдостаточной и необходимой техники. Объем достаточной техники подразумеваетминимальную совокупность технических действий, обеспечивающих борцу решениетактических задач, возникающих в поединке. Этот объем аналогичен элементарномунабору технико-тактических действий, так как позволяет вести единоборства ссоперником, но еще не является необходимым объемом для достижения спортивногомастерства. «Объем необходимой техники представляет собой совокупностьтехнических действий, которую спортсмен может усвоить с учетом конкретноготренировочного процесса и его индивидуальных особенностей»(10).
При исследовании соревновательной деятельности вбольшинстве случаев авторы приводят только наиболее часто оцениваемыетехнико-тактические действия, что явно недостаточно для полной характеристикиединоборства дзюдоистов. Среди работ, дающих характеристики соревновательнойдеятельности, обращает на себя внимание диссертация Ю.А.Моргунова (1974). Авторв своей работе дает ряд рекомендаций по индивидуализации содержаниятехнико-тактической подготовки дзюдоистов в зависимости от их морфологическихпоказателей.
Рассмотрим мнение специалистов по вопросу определенияпоказателей активности и результативности технико-тактических действийвысококвалифицированных дзюдоистов. Специалисты приводят в качестве наиболеерезультативного броска в дзюдо бросок через спину. Ранжирование порезультативности остальных технико-тактических действий у специалистовразличается, но не принципиально. Так, из группы бросков руками порезультативности броски ранжируются следующим образом: бросок захватом за бедроизнутри, выхватом за две ноги… Из группы бросков через бедро результативнымявляется бросок через бедро захватом. Среди бросков выделяют подхват под однуногу (второй по результативности из всех бросков в дзюдо), затем зацеп изнутри,передняя подножка, отхват и подсечка изнутри. Из бросков с падением на спинунаиболее оцениваемыми действиями в соревнованиях являются бросок через голову ибросок через грудь, а в группе бросков с падением на бок –бросок с захватомруки под плечо.
В борьбе в партере наиболее результативными являютсяудержания, которые, по утверждению Е.М.Чумакова и И.В.Шашурина (1983), большевсего приносят оценок иппон (чистая победа). По данным японских авторовнаиболее результативными удержаниями в дзюдо являются: удержание со стороны головы,поперек, сбоку, верхом, сбоку с захватом руки и головы. (удержания приведены впорядке спада результативности). Данные, приведенные в литературе, порезультативности удушающих и болевых приемов расходятся. По данным однихавторов более результативными в дзюдо являются болевые приемы, а по другим–более результативными являются удушающие приемы. По мнению японскихспециалистов, наиболее результативный удушающий прием –сзади петлей, а изболевых –рычаг локтя (при захвате руки ногами).
М. Адам (1982) отмечает, что дзюдоисты высокойквалификации чаще всего в партере применяют удушающие приемы, затем удержанияи, наконец, болевые приемы (1). В то же время исследования В.Л.Дементьева(1986)соревновательной деятельности высококвалифицированных дзюдоистов в партерепоказывает, что по количеству проведенных борцами реальных атак удержания стоятна первом месте, удушающие приемы на втором и болевые приемы на третьем (9).Однако по результативности (эффективности применения) эти приемы стоят в такойпоследовательности: удержания (самые эффективные приемы), затем болевые и, наконец, удушающие приемы. Автор также приводит сравнение количества реальныхпопыток проведения приемов в стойке и в партере и их эффективность. По даннымВ.Л.Дементьева, количество попыток в стойке более чем в 4 раза превышаетколичество попыток в партере, но эффективность приемов в партере оказалась выше(в партере –26,8%, в стойке –23,8% ).
При определении содержания технико-тактическойподготовки специалисты по спортивной борьбе отмечают необходимость установлениясвязи между соревновательной деятельностью и содержанием технико-тактическойподготовки борцов. Эта связь выражена в требованиях учета в учебных программахприменяемости и результативности технико-тактических действий в соревновательныхпоединках. К таким подходам следует отнести требование Н.М.Галковского (1981) иЮ.А.Шахмурадова (1989) давать в литературе описание технико-тактическихдействий, которые в соревнованиях апробированы и успешно применяются. Данныйподход к определению содержания обучения и совершенствованиятехнико-тактических действий рекомендует также центр японского дзюдо Кодокан.При этом ряд специалистов рекомендует с первых занятий соблюдать пропорциимежду временем, отводимым на обучение и совершенствованием приемов взависимости от их применяемости на соревнованиях. Эти специалисты считают, чтона совершенствование высокорезультативных и часто применяемых приемов следуеттратить больше времени, чем на те, которые редко используются в поединках.Таким образом, из наиболее результативных приемов, по мнению многих авторов,должен формироваться индивидуальный комплекс технико-тактических действий. Вэтом состоит решение одной из главных задач учебно-тренировочного процесса вборьбе дзюдо.
Однако, несмотря на принятый подход к определениюсодержания обучения технике борьбы, существуют исключения, т.е. приемы, которыередко встречаются в соревновательных схватках, но необходимые для формированиябазовой техники дзюдо. К таким приемам относятся броски подворотом и выведениемиз равновесия.
При определении последовательности изучениятехнико-тактических действий борьбы дзюдо необходимо соблюдать дидактическиепринципы обучения двигательным действиям.
Освоение учебного материала становится реальным вслучае доступности для обучающихся, именно поэтому доступность и является однимиз важнейших факторов, определяющих последовательность изучения учебногоматериала. Обеспечить доступность в процессе физического воспитания, каксчитает В.Д.Мазниченко (1971), значит обеспечить требование такой трудности,при которых создаются предпосылки для максимального движения вперед без ущербадля здоровья занимающихся. С другой стороны, с точки зрения индивидуализацииобучения необходимо определить для учащегося такой уровень трудности материала,который должен быть не слишком низким, чтобы удержать внимание обучающегося, ив то же время не слишком высоким, чтобы быть ему по силам.
Основным подходом, по которому специалисты в борьберекомендуют строить последовательность изучения технико-тактических действий,является соблюдение дидактических правил «от простого к сложному», «от легкогок трудному». Наиболее рациональной последовательностью изучения техникиявляется такая последовательность освоения приемов, в которой их изучениепроходит по нарастающей физической трудности и координационной сложности.
Наряду с классическими принципами сознательности иактивности, систематичности и последовательности, наглядности и доступности, помнению Р.Петрова (1998), необходимо выделить еще два принципа: принциппреемственности и перспективности. Технико-тактическое вооружение, считаетР.Петров, должно отвечать индивидуальным особенностям юных борцов ипрогностическому эталону будущих чемпионов по истечению 4-6 лет.
Необходимо, отмечает он, чтобы до 14-16 лет борцыпрошли общий курс техники, имели выработанные навыки для широкого кругаатакующих, защитных и контратакующих действий (30).
Р.Петров считает, что нет однозначной схемы дляуказания последовательности изучения приемов и существуют различные точкизрения :
изучение приемов по принципу «от простого к сложному»;
изучение нескольких приемов борьбы в партере, а затемв стойке;
обзорное изучение широкого круга типичных приемов изразличных квалификационных групп;
круговое изучение приемов по группам;
изучение ограниченного числа приемов;
раннее изучение эффективной техники. 
Целесообразным, по мнению Р.Петрова, является изучениеприемов по принципу «от простого к сложному», прежде всего на основе широкогокруга типовой техники, постепенно сужая технический диапазон и акцентируясь наперспективных и удобных для спортсмена приемах.
Е.М.Чумаков и С.Ф.Ионов (1978), рассматривая данныйвопрос, отмечали, что существует два основных способа определенияпоследовательности изучения приемов борьбы :
концентрическое изучение, т.е. последовательноеизучение приемов из различных классификационных групп технических действий, припрохождении основных приемов из всех групп, возвращение к первоначальной группеи изучение в этой же последовательности, но уже других приемов из этих групп(такое изучение рекомендуется проводить на занятиях в ДЮСШ);
линейное изучение –занимающиеся вначале осваивают всеприемы из первой группы, а затем все приемы из второй группы и т.д. (такоеизучение проводится на семинарах и сборах тренеров и в специальныхфизкультурных учебных заведениях) (48). 
Применительно к концентрическому методу Г.С.Туманян иЯ.К.Коблев (1985) считают оптимальным строить последовательность обученияследующим образом. Применение концентрического метода предусматривает наличиеклассификации движений, в которой определено число классификационных групп.Классификационные группы систематизированы по педагогическим правилам, т.е.сложность движений увеличивается от первой к последней группе, а внутри каждойгруппы – от первого к последнему движению (16,17). Такую классификациюсистематики движений авторы считают педагогически оправданной, так как с еепомощью, по их мнению, можно эффективно решить вопрос о выборе наиболеерациональной последовательности разучивания определенной системы движений.Однако строгое соблюдение этих дидактических правил не является всегдаоптимальным, так как в процессе обучения, как считают авторы, иногда бываютнеобходимыми отклонения. Данное положение отмечает и Л.П.Матвеев (1976), указывает,что бывает оправданно идти от более сложных структур к менее сложным, когдаэто посильно для занимающегося (22).
Как мы видим, вопрос о классификации, ее дидактическойразработанности и педагогической оправданности, является центральным приприменении концентрического метода. От того, насколько объективно разработанаклассификация техники, ее основные технические действия (приемы), зависит определениерациональной последовательности их изучения в процессе многолетней тренировки.А это, в свою очередь, обусловливает эффективность разработки следующихметодических документов: систематизации основных технических действий,нормативов по технической подготовленности дзюдоистов, содержания учебныхпрограмм, пособий, специализированных кинофильмов и т.д.
История классификации техники дзюдо имеет более чемстолетнюю давность. Основатель дзюдо Дзигаро Кано подразделил технику на трираздела:
Техника борьбы стоя (броски руками, ногами, туловищем,броски с падением на спину, на бок).
Техника борьбы лежа (удержания, удушающие и болевыеприемы).
Самозащита (способы атаки жизненно важных центровчеловека). 
Эта классификация наиболее полно представлена виздании Кодокана. В дальнейшем японский специалист Киеши Ковайши внес в разделтехники в положении стоя новую группу приемов (броски через плечи), оставивтехнику борьбы лежа без изменений. Классификации японских авторов легли воснову большого количества учебных пособий по дзюдо, хотя сами японцы считаютнеобходимым радикально изменить устаревшие формы дзюдо. Данное мнениеспециалистов следует признать обоснованным, так как правилами Международнойфедерации дзюдо разрешено применять более широкий курс технических действий посравнению с теми, которые представлены в существующих классификациях. Крометого, рассмотренные классификации предусматривают, к сожалению, анализ лишьосновных технических действий борьбы, оставляя без внимания важнейшие элементыначальной техники борьбы, а также технико-тактические действия. Этот недостатокособенно ощутим, если учесть, что указанные классификации опубликованы вучебниках, учебных пособиях и других фундаментальных изданиях.
Основные технические действия борьбы дзюдо –этодвижения. Какие же их них в первую очередь должны быть освоены дзюдоистами?Ответ на этот вопрос связан с ясным представлением об идеальном дзюдоисте,владеющем широким перечнем приемов борьбы в положении лежа и стоя. Важно приэтом учесть, что основная цель борьбы стоя сводится к броску противника, заотличное выполнение которого присуждается чистая победа. В старыхклассификациях японских специалистов и в более поздних попытках систематизацииприемов борьбы в основе разделения бросков на группы положена основная частьтела атакующего борца, несущая на себе главную тяжесть работы при выполненииброска.
По правилам борьбы дзюдо приемы оцениваются последующим параметрам: точность, скорость и сила. Чем лучше эти характеристики,тем выше оцениваются приемы. При определении победителя одна высшая оценкаодного приема превышает сумму любого количества низших оценок, полученныхпроигравшим за проведение других технических действий. Таким образом,наибольшее внимание уделяется качеству проведенного приема. Приемы, получившиевысшие оценки –иппон –(чистая победа) и вазари (полпобеды), в японскойтерминологии носят название кимари-вадза –ударные приемы, а оценки иппон ивазари называются ударными оценками.
Проводя ударные приемы, борец одерживает чистую победуили получает решающее преимущество. Не всегда победа достигается только за счетизлюбленных приемов, но, как правило, при помощи ударных приемов. Излюбленные иударные приемы в борьбе дзюдо определяют уровень технической (школы) итактической (опыта использования технических действий на соревнованиях)подготовленности борцов. На примере анализа схваток на чемпионатах мира в 1976,1977, 1978 г.г. (рис.1) В.Силин выделил три группы ударных приемов, в которыевключил три группы бросков:
а) проводимые в основном руками;
б) проводимые в основном бедром;
в) проводимые в основном ногами.
Основы классификации техники точно так же, как итерминологии, борьба получила в наследство от нескольких старинных школджиу-джитсу вместе с самими приемами, составившими ее костяк. Как почти каждаяклассификация достаточно сложной системы, она давалась условно. А присущая ейархаичность никак не позволяет считать ее достаточно удобной и практичной.Интересно отметить, что знаменитый голланский чемпион Антон Гасинг –первый,кому удалось пресечь японскую гегемонию на первенствах по дзюдо, в свое времяподнимал вопрос о модернизации классификации и терминологии борьбы дзюдо. Веськруг этих вопросов действительно представляется достаточно актуальным, абудущие усовершенствования в этой области весьма вероятными и желательными.
Ударные приемы на чемпионатах мира ( в скобках чистыепобеды ). Рис.1.Название приемов Всего Чемпионаты мира 1976 1977 1978
 Броски ногами
Подхват
Отхват
Зацеп изнутри
Подсечка изнутри
Зацеп снаружи
Передняя подсечка
Боковая подсечка
Задняя подсечка
Подсечка в колено
Зацеп одноименной ноги
Боковая подсечка под две ноги
Подсечка
Подножка с падением
Всего
Броски руками
Через спину
Передняя подножка
Через плечо
Выведение из равновесия
Передний подворот
Мельница
Всего
Броски бедром
Подхват бедром
Всего
76
71
43
25
18
11
8
13
4
3
2
1
1
276
91
43
16
12
8
4
174
35
62
27 (12)
13 (8)
15 (1)
9 (2)
6
5 (1)
1 (1)
5 (2)
-
-
-
-
-
83
19 (9)
16 (7)
8 (4)
3 (1)
4 (3)
-
45
8 (7)
14
30 (20)
30 (17)
20 (5)
10 (2)
6 (2)
5 (1)
4 (2)
2
2 (1)
1 (1)
2 (1)
1 (1)
1 (1)
114
37 (13)
15 (6)
3
5
1
-
68
10 (8)
24
19 (8)
28 (15)
8 (1)
6 (1)
6 (5)
1 (1)
3
6 (1)
1 (1)
1
-
-
-
79
35 (18)
12 (5)
5 (3)
4 (1)
3( 2)
2 (1)
61
(13)
17
Примечание. Автором использован анализ 926 схваток 727дзюдоистов из 61 страны.
Если быть точным, следует отметить, что классификациив нашем понимании этого слова у японцев по существу не имеется. Они простовыделяют определенные группы приемов, объединяя некоторые из них в болеекрупные отделы.  
Технический арсенал дзюдо делится на две основныечасти: «наге-ваза» –техника борьбы стоя, под которой подразумевается исполнениебросков, и «катами –ваза» -техника борьбы лежа. Особняком стоят специальныеразделы, посвященные различным видам: стоек (шисеи), захватов за кимонопартнера (куми-ката), дистанций в борьбе (маай), способов выведения противникаиз равновесия (кузуши), при падении (укеми). С логической точки зрения все они,вероятно, должны были быть объединены с техникой бросков «наге-ваза» в единыйкомплекс борьбы стоя.
Техника проведения бросков (наге-ваза) разделяется надве группы в зависимости от того, остается ли сам бросающих на ногах, или дляпроведения броска тоже опускается на татами. Первая из них именуется«тачи-ваза», вторая –«сутеми-ваза». В свою очередь, броски, при которыхбросающий сам остается стоять, подразделяются на броски, исполняемые движением ног–«аши-ваза», движением рук –«те-ваза» и с помощью бедра –«коши-ваза» или плеч–«ката-ваза».
«Сутеми» на японском языке означает «жертва». Такойжертвой в данном случае названо падение самого бросающего, за счет которогоосуществляется бросок (таким образом, значение слова жертва здесь близко томусмыслу, какой ему придается в шахматах).
«Сутеми –ваза» — броски с собственным падением–подразделяются на два вида: с падением на бок и на спину. Описание любогоброска в руководствах по дзюдо содержит три стадии: «кузуши»-выведение изравновесия, «цикури» –подготовка, подход к броску и «каке» –егонепосредственное исполнение. В таких описаниях приняты термины «тори»-дзюдоист, проводящий прием, и «уке»- дзюдоист, на котором прием производится.Что же касается приемов, применяемых в борьбе лежа (катами-ваза), то ихсоставляют удержания (осаекоми-ваза), удушающие захваты (шиме-ваза), болевыеприемы (квансетсу-ваза).
I.3. Этап базовой технико-тактической подготовкиспортсменов. 
Как мы уже отмечали, основной целью этапа базовойподготовки в общей структуре многолетней базовой подготовки являетсяформирование у спортсменов богатого арсенала двигательных умений и навыков,освоение технических приемов, составляющих основу избранного вида спорта.Данное положение подчеркнулось целым рядом авторов. Важно также отметить, чтопри управлении технико-тактической подготовкой на этом этапе особое значениеимеет целевая направленность к высшему спортивному мастерству.
Исследования О.П.Юшкова (1982) показали, что ведущие советскиетренеры в вольной борьбе уже на первом году обучения предлагают для изученияпрактически весь взрослый арсенал борьбы (53). В этом видится одно из важныхусловий, определяющих последовательность изучаемого материала на каждом этапеподготовки спортсменов, которое заключается в наличии связей между намеченнымвидом деятельности и этапами подготовки к ней.
В соответствии с разработками Г.С.Туманяна иЯ.К.Коблева (1985) в многолетней технико-тактической подготовке дзюдоистовцелесообразно выделить четыре этапа :
формирование основ ведения единоборства;
формирование базовой техники;
формирование комбинированного стиля;
индивидуальная подготовка (44).
Первые два этапа закладывают фундамент будущеготехнико-тактического мастерства. Думается, именно в них скрыты основные резервыулучшения технико-тактической подготовки дзюдоистов. Это можно подтвердитьмнением ведущих тренеров. Так, тренер французских дзюдоистов Пьер Гишар еще в1981 году, отмечая успехи советской борьбы дзюдо, подчеркивал, что она в основномакцентирована на физической подготовке, а с технической подготовкой делообстоит несколько слабее. Главный тренер сборной России В.Н.Каплин, подводяитоги Чемпионата Европы 1997 года, указывал, что отставание в техникероссийских дзюдоистов пока ликвидировать не сумели, для этого нужно время,чтобы перестроить обучение юных борцов на местах (12). Такое высказываниетренера не случайно, так как недоработки в технико-тактической подготовке уюных борцов являются, как правило, невосполнимыми.
Ограниченный арсенал и низкую результативностьвыполнения приемов у юных дзюдоистов в условиях соревнований отмечаютЮ.М.Захарьев (1982), Ю.Г.Коджаспиров (1982), И.Д.Свищев (1999). Авторысправедливо считают, что это является результатом имеющихся недостатков на начальномэтапе технико-тактической подготовки и происходит, как правило, из-за того, чтосуществует ориентация на изучение узкого круга приемов. Последнее, в своюочередь, приводит к быстрому успеху, но отрицательно сказывается на качествеподготовки борцов, а также может стать тормозом в дальнейшем техническомсовершенствовании (17,36).
Исходя из сказанного, задача технической подготовкизаключается в приспособительной вариативности двигательных навыков. Какизвестно, в борьбе при освоении технических действий основная проблемазаключается в обеспечении при этом широкого диапазона вариативностидвигательных навыков. Таким образом, на этапе базовой подготовки обучениедолжно строиться так, чтобы соблюдалось оптимальное соотношение междуфакторами, приводящими к закреплению двигательных навыков и факторами,увеличивающими их целесообразную изменчивость.
Если рассматривать в данном аспекте обучение на этапебазовой технико-тактической подготовки, то техника выполнения изучаемыхдвижений для всех борцов стандартна. В тоже время каждый спортсмен обладаетиндивидуальными особенностями (рост, вес, сила, быстрота и т.д.). отсюдавозникает вопрос: как должна формироваться и преломляться базовая техника взависимости от индивидуальности обучающегося?
Начальная базовая подготовка борца, начиная с изученияоснов ведения единоборства до освоения сложных технико-тактических действий,должна быть направлена на формирование «коронного приема». «Коронный» прием,-это в совершенстве отработанное и ставшее автоматическим техническое действие,для проведения которого используется сочетание физических и морально-волевыхкачеств борца (5).
Рождение «коронного» приема обусловлено сложнойвзаимосвязью между физическими, морфологическими и техническими особенностямиспортсмена, с одной стороны, и технической структурой приемов и методикойобучения этим приемам –с другой, то есть, связью между внутренними и внешнимифакторами.
На практике этот процесс происходит поэтапно. Каждыйэтап освоения базовой техники соответствует уровню технической подготовленностиборцов. По мере овладения базовыми технико-тактическими действиями в процессемногократных повторений в вариативных условиях на основе индивидуальныхособенностей у юных борцов вырабатывается определенный излюбленный прием, которыйчаще используется в соревновательных схватках.
Индивидуальная техника, измененная в зависимости отособенностей спортсмена, не должна искажать основу двигательного стиля. Дляформирования своего спортивного стиля борец должен на высоком уровне овладеть стандартнойтехникой. Рассматривая систему начального обучения с этой точки зрения,нетрудно заметить, что система подготовки дзюдоистов имеет серьезный изъян.Становление стандартной техники за рубежом достигается с помощью «ката». Этитехнические действия формируют точное артистическое выполнение движений ногами,руками, телом. Принятая же в Российской школе дзюдо система обучения,основанная на формировании сразу целостной индивидуальной (зачастуюнеправильной) техники, не совершенна, до сих пор недостаточно разработанапоследовательность обучения базовой технике дзюдо.
Изучение специальной литературы и анализ практическойработы тренеров выявили, что существующая методика начального обучения в дзюдочасто не учитывает возрастных особенностей юных борцов, во многом повторяетметодику обучения взрослых спортсменов.
Направленность занятий с юными борцами должныопределять анатомо-физиологические особенности спортсменов на разных этапахмноголетней подготовки.
Что же свойственно юношам 10-12 лет предпубертантномпериоде, предшествующем периоду полового созревания?
Повышенная эмоциональность ребенка, легкостьобразования условно-рефлекторных связей и их переделки, развитие моторики –всеэто обусловливает доступность изучения сложных технических действий. Общаяработоспособность достаточно высока, но достигается большим, чем у взрослых, напряжениемвегетативных функций организма, и прежде всего, кардиореспираторной системы.Медленное врабатывание и медленное восстановление после больших нагрузокобусловливает увеличенные по времени разминку и интервалы отдыха междуинтенсивными тренировками.
Основная направленность занятий, по мнениюГ.С.Туманяна (1984), -скоростно-силовая подготовка, создание фундамента общейвыносливости и формирование базовой техники современного дзюдо. Техническаяподготовка направлена на знакомство со всеми основными приемами дзюдо, повозможности объединенными в комбинации и связи. Следует учитывать, что первоевпечатление, закрепленное многократным повторением, остается даже через много летдоминирующим. Это относится и к единичному движению, и ко всему набору приемов,комбинаций, подготовительных действий –передвижений, захватов, выведений изравновесия и т.д.
Вот почему важно создать правильное представление одвижении (действии, приеме) с помощью тщательно отработанного показа, наглядныхпособий, кино- и видеоматериалов. Последнее положение, считает Г.С.Туманян(1984), требует пересмотра сложившихся взглядов на начальное обучение техникедзюдо. Принцип «от простого к сложному» должен предусматривать не растянутое на3-4 года изучение отдельных приемов с нарастанием из сложности, а поиск методови средств, облегчающих изучение и совершенствование комплекса сложныхтактико-технических действий (45).
Среди основных средств технической подготовки юныхборцов значительное место занимают подвижные игры. Они позволяют, по мнениюЯ.К.Коблева и К.Д.Чермита (1995), разнообразить, обновлять двигательныедействия. В обучении технике, как известно, должна быть выдержана мераоптимального и доступного. Подвижные игры предусматривают наиболее адекватноевозрастному развитию средство воздействия (17).
Специализированные игровые комплексы создают у юныхборцов представления об основах единоборства, знакомят с действиями, несущимипреимущество одного соперника над другим. Юные дзюдоисты в играх апробируюттехнический арсенал. Применение координационных игр, в которые входят игры вкасание, игры с атакующими захватами, игры на срыв захватов, игры в дебют иигры на теснение целенаправленно формируют элементарные навыки и элементытехники. Они помогают сформировать целый блок базовой техники, состоящий изпередвижений, захватов и стоек.
В процессе формирования технической подготовленностиследует, по мнению К.Д.Чермита (1983, 1992), учитывать то, что в данномвозрасте не закончилось формирование скелета. Неравномерная нагрузка на левую иправую стороны может вызвать деформирование в осанке. Кроме того, недооценкасторонности выполнения двигательных действий приводит к формированиюзначительного уровня технической асимметрии, что нежелательно не только в связис возможной деформацией осанки, но и по причине отрицательного воздействия наспортивный результат (15,47).
Исходя из этого, следует заключить, что формированиеготовности проводить прием в обе стороны соответствует и задачам технической изадачам физической подготовки, а также соответствует возрастным особенностям.
Одной из особенностей возраста является недостаточныйуровень развития силы мышц. Это следствие незавершенности процесса инервациимышц, бедности мышечных волокон белками и жирами. Известно, что формированиерациональной техники и ее проявление в дзюдо зависит от распределения силы повременным параметрам. Поэтому более целесообразным является изучение исовершенствование элементов техники в облегченных условиях (17).
Среди психических особенностей восприятия юныхспортсменов 10-12 лет принципиальное значение в формировании техническойподготовленности имеет то, что дети точнее и лучше воспринимают полныйзрительный образ движений. Я.К.Коблев и К.Д.Чермит (1995) считают, что этоприводит к тому, что из методов обучения более применим целостный, чемрасчлененный. Одновременно с этим необходимость формирования правильногодвигательного навыка приводит к усложнению процесса обучения. Преодоление данногопротиворечия возможно при применении оптимальных исходных положений иподводящих упражнений.
Решая задачи технической подготовки, следуетучитывать, что разучивание движения на небольшой скорости формирует правильнуютехнику, но ученик не способен в последствии выполнить ее на максимальнойскорости. Если же прием выполняется на максимальной скорости, то юный борец нев состоянии распределить внимание между стремлением показать максимальнуюскорость и стремлением выполнить его правильно. Выход из этого противоречиясостоит: а) в попеременном использовании обоих методических приемов; б) ввыполнении движения на близкой к максимальной, но контролируемой скорости (17).
Любое двигательное действие, каким бы новым оно неказалось, выполняется всегда на основе имеющегося двигательного опыта. Поэтомурасширение двигательного багажа различными упражнениями из смежных видов спортасодействует формированию техники дзюдо.
Тренировочный процесс следует построить так, чтобыобогащение навыками происходило системно, непрерывно. Это вызываетнеобходимость определения движений, которые нужно довести до уровнядвигательного навыка, двигательного умения, на каких следует остановиться послеознакомления.
В соответствии с мнением Г.С.Туманяна (1985) кизучению нового движения следует приступать тогда, когда предыдущее движениедоведено до уровня двигательного умения, а затем многократно и периодическивозвращаться к нему (44).
Формирование высокого уровня техническойподготовленности возможно только при учете типологических свойств нервнойсистемы и темперамента занимающихся. По мнению многих ученых, игнорированиеэтих особенностей, может свести на нет попытки тренера обучить конкретномудействию, а иногда и остановить рост спортивного мастерства. В своихисследованиях Г.Г.Поторока (1987) доказал зависимость стиля борьбы от типологическихсвойств нервной системы и темперамента и обосновал особенности учета их в ходетехнической подготовки.
По его мнению, спортсмены, обладающие неуравновешеннойв сторону возбуждения нервной системой, инертностью возбуждения и торможения,ригидностью и низким нейротизмом, как правило, являются дзюдоистами атакующегостиля.
Спортсмены, обладающие средней по возбуждению силойнервных процессов, ее уравновешенностью и пластичностью, предпочитаютконтратакующий стиль.
Дзюдоисты, характеризующиеся неуравновешенностью всторону торможения нервной системы, инертностью нервных процессов,преимущественно предпочитают защитный стиль.
В процессе формирования базовой техники необходимопредвидеть стиль борьбы и в соответствии с ним акцентировать внимание на болееэффективные для данной группы технические действия.
В арсенале борцовских операций и действий (т.е.технике и тактике), Ю.А.Шахмурадов (1999) выделяет 4 группы :
отдельные операции (элементы);
устойчивые совокупности операций (захваты, приемы ит.д.);
технико-тактические действия;
алгоритмы, комбинации и связка. 
Базовая техника должна обеспечить формирование всознании обучаемого представлений об основных требованиях и организации движенийс учетом смысла и условий решаемой двигательной задачи. В соответствии сосмыслом двигательной задачи базовые действия структурируются в сознанииобучаемого, превращаясь из предмета преподавания в предмет обучения,определяясь как условия восприятия, формирования, запоминания, воспроизведенияопераций в их логической последовательности (51).
Таким образом, овладеть базовой техникой и тактикойборьбы, по мнению Ю.А.Шахмурадова (1998), -значит научиться правильно ставитьперед собой цель и реализовать ее в последовательности обязательных операций идействий в их целостной динамике.
При разработке методики обучения базовой техникеборьбы Ю.А.Шахмурадов (1998) предлагает в качестве основного метода для группыначальной подготовки метод моделирования различных сторон единоборства.Моделируя различные ситуации поединка и при этом выявляя их характерныеособенности, с самого раннего этапа специализации необходимо готовить, считаетон, юного борца к постепенному увеличению нагрузки и усложнению двигательногоумения, в последующем переходящего в двигательный навык.
Система заданий в методике обучения базовой техникедолжна быть построена с учетом усиления сопротивления соперника, сокращениявремени отдыха, увеличения длительности и объема борьбы, усложнения исходных ипромежуточных позиций борцов, замены статических положений динамическимиситуациями, подбора партнеров с различными анатомо-морфологическими ипсихологическими особенностями, обусловливающими изменение стойки, дистанции,направления маневрирования, способов выведения из равновесия, уровня иточности выполнения захвата, степени расслабления и напряжения и т.д. Этизадания осуществляются методом моделирования (50).
Таким образом, моделирование различных ситуацийединоборства позволяет, во-первых, разнообразить умения и навыки юного борца наоснове закономерностей овладения борьбой как видом деятельности и, во-вторых,выработать коронные приемы и в дальнейшем совершенствовать их на основе вновьосваиваемых способов тактической подготовки и использования благоприятных динамическихситуаций. Такой подход в обучении, по мнению Ю.А. Шахмурадова, обеспечиваеторганическую взаимосвязь начального обучения и высшего спортивного мастерства.
Глава II. Цель, задачи, методы и организацияисследования.
Проведенный анализ литературных источников показал,что методика начального обучения в дзюдо, как и в других видах борьбы,специалистами уделено мало внимания. Большинство исследований проведено свысококвалифицированными спортсменами, методика начального обучения недостаточноучитывает возрастные особенности юных борцов, во многом повторяет методикуобучения, используемую взрослыми.
II.1. Цель и задачи исследования.
Целью нашей работы явилось исследование и выявлениебазовой техники дзюдо.
В основу рабочей гипотезы положено предположение отом, что овладение базовой техникой позволит эффективно и правильно построитьпроцесс технико-тактической подготовки дзюдоистов.
В работе мы поставили перед собой следующие задачи:
Провести анализ программ начального обучения для ДЮСШи литературных источников, освещающих состояние проблемы исследования.
Определить содержание технико-тактической подготовленностидзюдоистов высокого класса.
Выявить содержание и объем базовой техники наначальном этапе подготовки дзюдоистов.
II.2. Методы исследования.
Для решения поставленных задач были использованыследующие  методы исследования:
Анализ литературных источников и обобщение передовогопрактического опыта ведущих тренеров.
Педагогическое наблюдение.
Анкетирование и интервьюирование ведущих тренеров испециалистов.
Анализ видеоматериалов.
II.2.1. Анализ литературных источников и обобщениепередового практического опыта.
В ходе анализа научно-методической литературы,нормативных документов и передового практического опыта ведущих тренеров испециалистов по дзюдо было проанализировано 54 литературных источника.
Анализ литературных источников проводился на всехэтапах исследования. Его основной целью являлось выявление состояния проблемыисследования и определение основных путей в решении проблемы совершенствованиясистемы начальной подготовки в дзюдо, содержания базовой техники ипоследовательности ее формирования на начальном этапе подготовки дзюдоистов.
II.2.2. Педагогическое наблюдение.
Педагогические наблюдения проводились в ходе учебно-тренировочныхзанятий и соревнований различного масштаба по дзюдо. Это позволило собратьпервичную информацию, уточнить особенности формирования техники спортивнойборьбы на этапе базовой подготовки и содержание технико-тактическойподготовленности высоко-квалифицированных дзюдоистов.
II.2.3. Анкетирование и интервьюирование ведущихтренеров и специалистов по дзюдо.
Анкетирование и интервьюирование ведущих тренеров испециалистов по дзюдо проводилось на соревнованиях, проводимых в г. Майкопе в1999 году.
II.2.4. Анализ видеоматериалов.
Анализ видеоматериалов с крупнейший соревнований(чемпионатов России, Европы и Мира), имеющихся в лаборатории кафедры спортивнойборьбы института, проводился в течение 1999 года. С целью определениясодержания технико-тактической подготовленности высококвалифици-рованныхдзюдоистов было проанализировано около 200 соревновательных схваток – 128поединков в мужских турнирах и 72 – в женских.
II.2.5. Организация исследования
Для решения поставленных задач было организовано исследование,которое проходило в четыре этапа.
На первом этапе (сентябрь-декабрь 1998 г) изучалисьлитературные источники, освещающие состояние проблемы исследования,определялось общее направление работы, формировались и уточнялись цель, задачии гипотеза исследования.
На втором этапе (январь-август 1999 г) определялосьсодержание технико-тактической подготовленности дзюдоистов высокого класса спомощью анкетирования, интервьюирования специалистов и ведущих тренеров, атакже анализа видеоматериалов соревновательной деятельностивысококвалифицированных спортсменов.
Третий этап (сентябрь-декабрь 1999 г) был посвященаналитическому обобщению полученных данных, уточнению теоретико-методологических аспектов базовой подготовки борцов, определение содержания базовойтехники и последовательности ее формирования на начальном этапе подготовкидзюдоистов.
На четвертом этапе (январь-апрель 2000 г) былиобработаны полученные данные и оформлялась квалификационная работа.
Глава III.  Результаты исследования и их анализ.
Определение содержания и объема базовой техники дзюдо.
Методика подготовки юных борцов должна соответствоватьзакономерностям развития и формирования растущего организма. Эмпирическоерешение вопросов тренировки, оторванное от медико-биологических и педагогическихданных, приводит к слепому экспериментированию на детях, что в условияхсовременного спорта с его огромными нагрузками недопустимо и опасно дляздоровья.
Рассматриваемый нами возраст (10-12 лет) относится кпредпубертатному и имеет свои характерные морфофункциональные и психическиеособенности. Так, процессы возбуждения вновь начинают превалировать надпроцессами торможения. В этом возрасте необходимо очень тактично подходить квопросам поощрения и наказания, определения победителей в единоборствах ииграх.
Изучение возрастных особенностей развития борцовпоказывает, что на этапе начального обучения происходит бурный рост тела вдлину, связочный аппарат более эластичный, чем у взрослых. Мышечная ткань такжерастет более интенсивно в длину, чем в поперечнике.
Учитывая, что в данный период организм подростковнаходится в состоянии формирования и развития – это самый благодатный периоддля развития силы мышц, скоростных качеств, гибкости и, в известной мере,выносливости (52).
Если учитывать, что это своеобразный субстрат ловкости– без которой немыслимо овладение сложными техническими движениями борьбы, тостановится понятным необходимость тренировочного процесса с акцентом наформирование специфических навыков. При этом нужно учитывать и то, что в этомвозрасте быстрее наступает утомление, менее устойчиво внимание, юноши в большеймере реагируют на различные раздражители и тем не менее они способны выполнятьобъем работы по совершенствованию вышеперечисленных качеств.
Созревание двигательного анализатора (по данным многихавторов он достигает зрелости к 13 годам) способствует развитиюинтеллектуальных способностей, усиливает функции памяти.
Еще И.М. Сеченов указывал на то, что мышечные движенияимеют огромное значение для развития деятельности мозга. Двигательныйанализатор является связующим звеном и рассматривается современной наукой какмеханизм сенсомоторной интеграции. Двигательная деятельность прямо сказываетсяна развитие речи, мышления детей. Недаром, многие авторы предлагают игры и элементыединоборств как средство умственного развития детей и подростков.
Для нормальной умственной работоспособности организманеобходимо оптимальное соотношение процессов возбуждения и торможения в кореголовного мозга. От мало работающей мышечной системы в головной мозг поступаетограниченный поток информации, а это не стимулирует возбуждение ЦНС. Возникаютусловия для повышенной утомляемости, снижается самочувствие, ухудшаетсяработоспособность.
Поэтому, необходимость активных физических действийочевидна. Весь вопрос состоит в том, чтобы их действие на организм былооптимальным, то есть достаточным, но не чрезмерным. Каждый тренер должендействовать в соответствии с биологическими возможностями юного спортсмена,руководствуясь известными принципами обучения и тренировки. Знание принципов ипутей их практической реализации делает процесс тренировки более эффективным ирезультативным.
В процессе овладения техникой из-за целого ряда причинв структуре движений возникают и закрепляются ошибки, не позволяющие впоследствии в полной мере использовать имеющийся двигательный потенциал. Всеошибки имеют свои глубокие корни в самом начальном обучении. Обращает на себявнимание факт, что основные из этих ошибок прослеживаются абсолютно на всехуровнях спортивного мастерства, то есть, приобретаются еще в начальномобучении, а затем все более закрепляются в двигательном навыке. Мельчайшиетехнические ошибки, закрепленные в навыки, влияют на структуру приема вусложненных условиях. Это связано с тем, что образовавшиеся нервные связи неразрушаются, а участвуют вследствие тормозных процессов и могут появлятьсявновь. Несовершенная техника тормозит прогресс спортивных результатов, поэтомус самого начала необходимо обучать юных борцов рациональной базовой технике,соответствующей индивидуальным особенностям занимающихся.
С целью определения содержания технико-тактическойподготовленности высококвалифицированных дзюдоистов был проведен анализвидеоматериалов с крупнейших соревнований (чемпионатов России, Европы и Мира),имеющихся в лаборатории кафедры спортивной борьбы. Было проанализировано около200 соревновательных схваток (128 поединков в мужских соревнованиях и 74 вженских).
Анализ соревновательной деятельности позволил намвыявить технико-тактический арсенал и ранг атакующих действий дзюдоистоввысокого класса (рис.2). АТАКУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ Мужчины Женщины ПОДХВАТЫ 1 3 БРОСКИ ЧЕРЕЗ СПИНУ 2 4 УДЕРЖАНИЯ 3 1 ЗАЦЕПЫ ИЗНУТРИ 4 6 ЗАДНИЕ ПОДНОЖКИ 5 2 УДУШЕНИЯ 6 11 БРОСКИ ЧЕРЕЗ ГРУДЬ 7 9 БРОСКИ ЗАХВАТОМ НОГ 8 5 БОКОВЫЕ ПОДСЕЧКИ 9 12 ПОДСЕЧКИ ИЗНУТРИ 10 13 ПЕРЕДНИЕ ПОДСЕЧКИ 11 15-16 ЗАЦЕПЫ ИЗНУТРИ ОДНОИМ. 12 18 ЗАЦЕПЫ СНАРУЖИ 13 8 БОЛЕВЫЕ 14 7 МЕЛЬНИЦЫ 15 22 ПЕРЕДНИЕ ПОДНОЖКИ 16 17 БРОСКИ ЧЕРЕЗ ГОЛОВУ 17 14 БОКОВЫЕ ПОДНОЖКИ С ПАД. 18 15-16 ВЫВЕДЕНИЕ ИЗ РАВНОВЕСИЯ 19 20-21 ПОДСАДЫ 20 10 БРОСКИ ЗАХВАТОМ РУКИ 20-21 ПОД ПЛЕЧО
Определение содержания и последовательности обучениябазовой технике дзюдо проходило путем сопоставления полученных результатовисследования с применением способа, предложенного в своей диссертационнойработе З.Ольшевским (ПНР), основанным на применяемости и эффективности приемов.
Анкетирование и интервьюирование проводилось с цельюопределения мнения ведущих тренеров Майкопской СДЮШОР и ШВСМ по вопросусодержания и объема базовой техники дзюдо. Были проведены беседы с Заслуженнымтренером СССР, доктором педагогических наук, профессором Я.К. Коблевым идругими преподавателями – тренерами кафедры спортивной борьбы ИФК и дзюдо,тренерами Майкопской СДЮШОР по дзюдо и ШВСМ.
Беседы с тренерами и специалистами по дзюдо, а такжеинтервьюирование нами проводилось на соревнованиях, проводимых в 1999 – 2000году в г. Майкопе.
Всего нами было опрошено 80 специалистов по дзюдо.Среди опрошенных: Заслуженные тренеры СССР Коблев Я.К., Гатагу А.М., ШхалаховВ.И., Хапай А.Ю.; Заслуженные тренеры России Невзоров В.М., Коблев Р.М.,Дахужев С.М., Багадиров К.Д., Шутов С.И., Махош А.И., Выростков А.Н., ХапайХ.Ю., Хот Ю.И.; Заслуженные тренеры Адыгеи Непсо Б.А., Акушев М.Х., Чич А.Н.,Джаримок Н.Ш., Джамирзе А.М. и другие известные специалисты дзюдо.
Разработанная нами анкета включала следующие вопросы:
Сколько времени следует обучать базовой технике,учитывая, что весь период (последующий) будет посвящен обучению расширеннойтехнике и тактике борьбы, их совершенствованию?
Как Вы представляете себе состав индивидуальнойтехники зрелого мастера спорта по дзюдо? Какое количество коронных ивспомогательных приемов?
Какое, по Вашему мнению, соотношение базовой ивспомогательной техники и какое соотношение между коронной и вспомогательнойтехникой (в %)?
Каким из восьми направлений выведения из равновесиянадо обучать юных борцов?
Какими способами передвижения и в каких направленияхследует обучать на начальном этапе?
Какие виды захватов, по Вашему мнению, надо считатьбазовыми?
Какие виды упоров, по Вашему мнению, надо считатьбазовыми?
Надо ли в начальном периоде обучать способамосвобождения от захватов и упоров?
Какие, по Вашему мнению, профилирующие швунги надосчитать базовыми?
Какие взаиморасположения борцов Вы считаете базовыми?
Какие приемы в стойке, по Вашему мнению, надо считатьбазовыми и в какой последовательности следует им обучать?
Какие приемы в партере, по Вашему мнению, надо считатьбазовыми и в какой последовательности следует им обучать?
Считаете ли Вы правильным то, что при обучении базовойтехнике (и в частности базовым приемам) следует комплектовать ее с такимрасчетом, чтобы разные броски выполнялись во всех направлениях?
Обязательно ли надо на этапе обучения базовой техникеобучать элементам защиты?
Считаете ли Вы необходимым использование игровыхзаданий и подвижных игр на этапе обучения базовой технике?
Считаете ли Вы возможным в качестве базовых схватокиспользовать учебные и матчевые схватки, в основе которых используются игровыезадания?
В каких видах соревнований должны принимать участиеюные борцы?
В каких видах схваток должны участвовать юные борцы?
На основе анализа данных, полученных прианкетировании, мы смогли ответить на некоторые важные вопросы базового этапатехнико-тактической подготовки дзюдоистов. Прежде всего мы определили наосновании мнения тренеров и специалистов срок обучения базовой техники. По ихмнению он составляет 2 года (такая величина получена как средняя арифметическаявсех ответов).Далее, при помощи того же метода нахождения среднегоарифметического, было определено количество коронных приемов – 4 и количествовспомогательных – 6.
Кроме того, было определено процентное соотношениебазовой техники ко всей технике – соответственно 60% и 40% — и соотношениекоронной техники и вспомогательной техники – соответственно 60% и 40%.
Из 80 тренеров 71 считают, что выведения из равновесияследует изучать в разных направлениях.
Как основные способы передвижения были указаны(рис.3):
шаги – вперед – 78 (количество тренеров);
— назад – 80;
— вправо – 76;
— влево – 76;
повороты – вперед – 76;
— назад – 76;
— вправо – 78;
— влево – 80.
В виде захватов были выведены следующие (рис.4):
хват одной рукой – 58;
хват с хватом двумя руками – 64.
В виде упоров использовались следующие (рис.4):
кистью – 62;
предплечьем – 64.
Кроме того были определены базовые швунги (рис.5):
на себя – 74;
от себя – 60;
влево – 68;
— вправо – 70;
/>
/> />
По мнению 62 тренеров, юных борцов нужно обучатьспособам освобождения от захватов и упоров.
Как базовое взаиморасположение тренеры определяютследующее положение борцов (рис.6):
грудью к груди – 78.
Тренеры считают (рис.7), что в первые два годаобучения дзюдоисты не должны принимать участие в соревнованиях, а только вучебных (74) и тренировочных (76) схватках. Кроме того, тренеры считаютнеобходимым обучать бросать в разные стороны (76) и обучать элементам защиты(58).
Очень полезны, по мнению тренеров, являетсяиспользование в обучении игровых заданий и подвижных игр (74, 70).
Пользуясь методом ранжирования ответов тренеров испециалистов на вопросы анкеты, мы смогла определить состав ипоследовательность обучения базовым приемам дзюдо в стойке (рис.8) и в партере(рис.9).
/>

/>
№ НАЗВАНИЯ ПРИЕМОВ (стойка) Число высказавшихся за включение в состав базовой техники Ранг последователь-ности обучения приемам 1 Подхват под одну ногу 76 11 2 Бросок через спину 74 2 3 Передняя подножка 72 4 4 Подсечка изнутри 71 8 5 Бросок через бедро 65 1 6 Подхват под обе ноги 62 10 7 Зацеп изнутри 61 6 8 Отхват 58 7 9 Боковая подсечка 56 9 10 Передняя подсечка 55 5 11 Бросок через плечо 53 3 12 Бросок через голову 52 12
Рис.8. Состав и последовательность обучения базовым приемам дзюдо в стойке.   № НАЗВАНИЯ ПРИЕМОВ (партер) Число высказавшихся за включение в состав базовой техники Ранг последователь-ности обучения приемам 1 Удержание сбоку 80 1 2 Удержание со стороны головы захватом руки и головы 76 2 3 Удержание поперек захватом ноги и пояса 74 5 4 Удержание верхом захватом руки и головы 71 7 5 Перегибание локтя при захвате руки двумя ногами 70 4 6 Рычаг локтя от удержания сбоку 66 3 7 Удушение отворотом сзади 65 6 8 Удушение скрестным захватом в положении на спине (противник между ног) 62 8
Рис.9. Состав и последовательность обучения базовым приемам дзюдо в
             партере.  

Выводы и практические рекомендации.
Анализ литературных источников показал, что в историиспортивной борьбы недостаточно внимания уделено вопросам методики обучениятехнике на начальных этапах. Состояние этой проблемы было выявлено и в ходеанкетного опроса ведущих тренеров. В частности неизвестно, каким приемам,защитам и контрприемам необходимо обучать в течении года, в какойпоследовательности, скольким приемам, сколько раз следует повторить изучаемыйприем в одном занятии, сколько раз выполнить его до усвоения, чтобы можно былоприменить в учебных схватках и главное, в условиях соревнований.
Анализ видеоматериалов соревновательной деятельностиведущих дзюдоистов мира на крупнейших международных соревнованиях позволилвыявить следующие закономерности изменения и содержания техники и тактики всвязи с совершенствованием правил соревнований:
переход борцов от выполнения сложныхвысоко-амплитудных технико-тактических действий к простым атакам;
снижение количества набранных борцами техническихоценок за одну минуту;
снижение количества «чистых» побед (особенно бросковиппон);
снижение показателей эффективности атакующих действий;
повышение надежности защитных действий;
снижение готовности дзюдоистов к риску;
снижение готовности дзюдоистов преследовать противникав партере;
сужение количества «коронных» технических действий, которымипользуются ведущие дзюдоисты.
Анализ литературы и программ начального обучения,результатов соревновательной деятельности ведущих тренеров ивысококвалифицированных специалистов позволил обнаружить значительноерасхождение объема и форм технико-тактических действий, которым обучают юныхборцов. Анализ соревновательной техники в дзюдо, существующих программ для ДЮСШа также результаты опроса ведущих тренеров и специалистов (80 чел.) позволилнам выявить 12 базовых приемов начального обучения в стойке и 8 основныхприемов борьбы в партере. Это минимальное количество приемов, достаточное длятого, чтобы на базовом этапе борцы, овладев ими, смогли остальные приемы дзюдо(на базе их) использовать в различных комбинациях.
Следует также выделить ряд моментов, которыминеобходимо руководствоваться в организации учебно-тренировочного процессадзюдоистов в группах начальной подготовки:
рационально строить тренировочное занятие взависимости от его задач и условий тренировки;
планировать нагрузку юным спортсменам в соответствии суровнем физической и двигательной подготовленности;
учитывать уровень мобилизации чувств, мышления и волиюных спортсменов в становлении сознательного отношения к учебно-тренировочномупроцессу;
активизировать деятельность спортсменов по ходурешения задач тренировки, повышать эмоциональность занятия, вводя подвижные испортивные игры, эстафеты;
в подготовке юных дзюдоистов основное внимание уделятьрасширению арсенала технических действий, совершенствованию связок икомбинаций;
строить отношения со спортсменами на принципевзаимоуважения и взаимопонимания;
педагогически оправдано использовать комплексдисциплинарных воздействий, пресекать нарушение дисциплины;
корректировать деятельность в зависимости отуспешности учебно-тренировочного процесса.
Список литературы
Адам М. Технико-тактическая подготовка дзюдоистов ипути ее совершенствования. Автореферат диссертации на соискание ученой степениканд.пед.наук. М., 1982.
Алиханов И.И. Дидактические основы обучения броском вспортивной борьбе/Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1985.
Алиханов И.И. О становлении технико-тактическогомастерства/Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1982.
Алиханов И.И. Частные методики обучения сложнымприемам/Спортивна борьба. – М.: ФиС, 1979.
Алексеенко Ю.Г. «Коронный прием»/Спортивная борьба. –М.: ФиС, 1975.
Астахов А.М. Новое в методике обучения техникеборьбы/Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1976.
Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. – М.: ФиС,1983.
Грузных Г.М. Учет и планирование учебно-тренировочногопроцесса в спортивной борьбе. – Омск, 1978.
Дементьев В.Л. Роль стандартных положений вформировании комбинационной борьбы лежа в дзюдо и самбо/Спортивная борьба. –М.: ФиС, 1986.
Дементьев В.Л., Малков О.Б. Структуризация конфликтапоединка в спортивных единоборствах/Теория и практика физической культуры. –1986. — № 10.
Калмыков С.В. Вопросы подготовки юных борцов 8 – 10лет / Спортивная борьба. М.: ФиС, 1975.
Каплин В.Н. Итоги подготовки и выступления дзюдоистовРосси в Чемпионате Европы 1997 года. – М.: РГАФК, 1997.
Коблев Я.К., Письменский И.А., Черминт К.Д. Подготовкадзюдоистов. – Майкоп, 1990.
Коблев Я.К., Рубанов М.Н., Черминт К.Д.Практико-техническая подготовленность дзюдоистов/Спортивная борьба. – М.: 1979.
Коблев Я.К., Черминт К.Д., Рубанов М.Н., Невзоров В.М.,Дутов В.С. Методика преодоления ассиметрии технической подготовленностидзюдоистов/Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1983.
Коблев Я.К., Черминт К.Д., Рубанов М.Н. Борьба дзюдо.Майкоп, 1985.
Коблев Я.К., Черминт К.Д., Письменский И.А., ВолковЕ.В. Базовая техника дзюдо в стойке. – Майкоп, 1995.
Коджаспиров Ю.Г. Новое в методике начального обученияюных борцов/Спортивная борьба. М.: ФиС, 1982.
Колупов Ю.И., Рудницкий В.И. Особенности подготовкимолодых борцов/ Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1980.
Маркиянов О.А. Система соревнований и техническоемастерство борцов/ Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1978.
Малков О.Б., Дементьев В.М. Обучение тренеров по самботехнологии моделирования конфликтного взаимодействия/ Актуальные проблемыспортивной борьбы. – М.: РГАФК, 1998.
Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. Учебноепособие для ИФК. – М.: ФиС, 1977.
Матвеев Л.П. Планирование и построение спортивнойтренировки. – М.:, ГЦОЛИФК, 1972.
Моргунов Ю.Д., Харламов В.И., Юсупов Х.М.Совершенствование технического мастерства в борьбе дзюдо с учетом пропорцийтела спортсменов/ Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1975.
Набатникова М.Я., Граевская Н.Д. Перспективноепланирование спортивной тренировки. – М.: ФиС, 1961.
Новиков А.А., Смоляр С.Н. Пути повышения эффективностиучебно-тренировочного процесса в классической борьбе/ Спортивная борьба. – М.:ФиС, 1983.
Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки.– М.: ФиС, 1970.
Ольшевский З. Содержание и последовательностьпреподавания базовой техники на тренерском факультете института физическойкультуры в Польской Народной Республике. Автореферат диссертации на соисканиеученой степени канд.пед.наук. – М.: ГЦОЛИФК, 1986.
Основы управления подготовкой юных спортсменов/ Подобщей редакцией Набатниковой М.Л. – М.: ФиС, 1982.
Петров Р. Дидактические проблемы подготовки тренеровпо борьбе/ Актуальные проблемы спортивной борьбы. – М.: РГАФК, 1998.
Платонов В.Н. Подготовка квалифицированныхспортсменов. – М.: ФиС, 1986.
Письменский И.А., Коблев Я.К., Сытник В.И. Многолетняяподготовка дзюдоистов. – М.: ФиС, 1982.
Преображенский С.А. Когда прекращать совершенствованиеприема?/ Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1984.
Пыжов В.В., Портах В.С. Использование приемовнепосредственного воздействия при обучении технике приемов/ Спортивная борьба.– М.: ФиС, 1981.
Рублевский В.Е., Кузьменко Ю.Д., Ахмедов А.И. Методикаобучения подростков технике спортивной борьбы/ Спортивная борьба. – М.: ФиС,1979.
Свищев И.Д. Дзюдо/ Учебное пособие для спортивныхшкол. – М.: РГАФК, 1999.
Свищев И.Д. Результативность атакующих действийдзюдоистов и дзюдоисток на Кубке Мира 1998 года. – М.: РГАФК, 1999.
Свищев И.Д. Анализ тактико-технических действийдзюдоистов/ Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1975.
Сердюк В.П., Юшков О.П. О методике начального обучениятехнике вольной борьбы/ Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1976.
Тишин Н.П., Бекентов В.А. Управление процессомспортивного совершенствования юных борцов/ Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1979.
Торопин Г.И. Чтобы остаться сильнейшими (Проблемыподготовки резервов)/ Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1984.
Туманян Г.С., Свищев И.Д. Программа по дзюдо для ДЮСШ,СДЮШОР и ШВСМ. – М.: ФиС, 1977.
Туманян Г.С. Научные основы планирования подготовкиборцов. – М.: ГЦОЛИФК, 1982.
Туманян Г.С. Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1985.
Туманян Г.С. Спортивная борьба: отбор и планирование.– М.: ФиС, 1984.
Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта/Учебное пособие для ИФК. – М.: ФиС, 1987.
Чермит К.Д. Симметрия-ассиметрия в спорте. – М.: ФиС,1992.
Чумаков Е.М., Ионов С.Ф. О систематизации понятий ипоследовательности изучения техники борьбы самбо/ Спортивная борьба. – М.: ФиС,1978.
Шахмурадов Ю.А. Научно-методические основы многолетнейтехнико-тактической подготовки борцов. Автореферат диссертации на соисканиеученой степени доктора пед.наук. – М.: РГАФК, 1999.
Шахмурадов Ю.А. Методика обучения спортивной борьбе/Актуальные проблемы спортивной борьбы. – М.: 1998.
Шахмурадов Ю.А., Бардамов Г.Б., Дементьев В.Л.Начальная технико-тактическая подготовка в вольной борьбе. Методическиеразработки. – М.: ГЦОЛИФК, 1992.
Юшков О.П. Система подготовки резерва по спортивнойборьбе/ Международная конференция «Борьба среди детей и молодежи». – М.: 1998.
Юшков О.П. Начальное обучение в вольной борьбе/Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1982.
Юшков О.П., Сердюк В.П. Оценка эффективности обучениятехническим действием в вольной борьбе/ Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1983.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.