Роль занятий гандболом в физическом развитии школьников иформировании здорового образа жизни.
КоробкаАлександр Владимирович, учитель физического воспитания, МОУСОШ № 2 станицыВыселки Краснодарского края
В последниегоды развитию спорта предаётся большое значение, как на федеральном, так и накраевом уровнях. Это в равной степени касается как популяризации спорта, как основы здоровогообраза жизни, так и укреплениюматериально-технической базы: спортивных залов, бассейнов, площадок. И, тем неменее, мне как учителю физкультуры часто приходится сталкиваться с непониманиемродителями важности систематических занятий спортом для детей во внеурочноевремя. В прошлом я серьёзно занимался гандболом – играл за команду одного изклубов города Краснодара, вот уже семь лет я работаю учителем физическоговоспитания в средней школе, веду секцию гандбола.
Парадоксально, но факт: на протяжение всей моейпреподавательско-тренерской деятельности мне приходится преодолеватьсопротивление со стороны родителей. Каких только аргументов против занятийгандболом не услышишь от пап, а в особенности от мам: «Секция отнимает многовремени», «Пусть лучше занимается музыкой, от вашего гандбола одни травмы» и т.д.
Цель данной статьи — популяризация гандбола как полезного иувлекательного вида спорта. За основу взята научная работа, начатая мной на кафедрефутбола и гандбола Кубанской Государственной Академии Физической Культуры«Влияние занятий гандболом на антропометрические показатели и параметры общейфизической подготовки детей 10-11 лет». Я искренне надеюсь, что научные данные,подтвержденные мнением авторитетных ученых, и мой личный опыт помогут мнеубедить читателей в пользе игровых видов спорта, в частности, гандбола.
Средний школьный возраст характеризуется особенноинтенсивным развитием всех систем организма. Это обусловливает особуюзначимость физического воспитания для формирования здорового ребёнка. Однако,основная организованная форма физического воспитания – уроки физическойкультуры, по данным многих специалистов (Р.И. Айзман, С.А. Рубанович, 1994 год.), обеспечивают лишь незначительнуючасть необходимого двигательного объема. Дети, имеющие достаточный объемдвигательной активности, характеризуются высокими показателями функциональныхсистем, экономичной работой систем жизнеобеспечения высокимиантропометрическими данными, повышенной иммунной устойчивостью, и наоборот, помнению многих специалистов (Я.С. Вайнбаум, 1997 г.,В.И. Осик 1998 г.), отсутствие рациональныхфизических нагрузок в первую очередь негативно сказывается на индивидуальномразвитии и может способствовать развитию таких болезней, как ожирение, сахарныйдиабет, плоскостопие, нарушение осанки; снижаются функциональные резервы сердечно– сосудистой и дыхательной систем, устойчивость к различного рода инфекциям. А ущерб, нанесенный организмумалоподвижным образом жизни в этот период развития ребенка, как правило, неудается компенсировать в зрелом возрасте даже путем систематических тренировок. Одним из путей решения данной проблемы могутслужить занятия гандболом – игрой, включающей в свой двигательный арсеналпрактически все естественные движения человека: ходьбу, бег, прыжки, метание. Поданным некоторых исследователей (Чегевадзе А.В., Дорохов Р.Н., 1991),систематические занятия спортом благоприятствуют росту организма в «ширину», вособенности, увеличению обхвата груди в период формирования организма. Г. Гейксгеймер (1991 год) отмечал увеличениевеса тела и объема мышц у мальчиков, занимающихся в течение нескольких месяцевлёгкой атлетикой.
Исследования, проведенные специалистами ШароненкоП.С., Масюк С.А., Ермольевым В., Ивановым А.В. (1990 год), ещё раз указывают наположительное влияние систематических занятий спортом на морфологический статусдетей. Сравнение морфологического статуса было проведено в двух группах детейодногодок (11 лет), первая из которых занималась по общеобразовательнойпрограмме, вторая — по программе учебно-тренировочных занятий по баскетболу.Анализ проводили методом стандартного сравнения. Наиболее значимыми былирасхождения в базовых размерах тела: масса и длина тела маленьких спортсменовбыли увеличены соответственно на 13,7 % и 10,3%! В связи с этим мне кажется своевременным напомнить тот факт, что подавляющеебольшинство нынешних призывников страдает катастрофической нехваткой массы телаи роста. Причина этого, на мой взгляд,кроется не только в плохом питании, но и в недостаточных занятиях спортом.
В.И. Осик (1997 г.) выделяеттри аспекта «качества» здоровья: физический, психический и социальный. Ихсовокупность обеспечивает высокую социальную дееспособность. Развитиефизических качеств, по существу, является основным содержанием общей физическойподготовки школьников.
Особенно большое значение в детском возрасте должноуделяться развитию быстроты во всех еесоставляющих: быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота движения,быстрое переключение с одного действия на другое, стартовая и дистанционнаяскорость и т.п. Нет нужды объяснять, чтоскорость реакции, стартовая скорость имеют важное значение для жизни человека в целом, а не только каксоставляющие физического развития.
Столь же важна в детском возрасте и силоваяподготовка. Общая силовая подготовка предусматривает целенаправленноевоздействие на все группы мышц и совершенствование всего комплекса силовыхпроявлений. Это создает необходимый мышечный корсет, предохраняющий отслучайных травм.
В настоящее время уделяется все возрастающее внимание развитиюскоростно – силовых качеств у детей школьноговозраста. Особый интерес исследователей к изучению взаимосвязи между быстротойи силой мышечного сокращения объясняется тем, что эти два физических качествапостоянно связаны с движением и определяют его.
Следующим рассматриваемым нами качеством являетсявыносливость. Физиологи характеризуют ее как способность совершать работузаданного характера в течение возможно более длительного времени. При различныхформах двигательной активности выносливость проявляется в статических идинамических условиях работы.
Ловкость как качество двигательной активностипредставляет собой суммарное проявление высокой координации движений –быстроты, гибкости, чувства ритма и темпа, умения своевременно напрягать ирасслаблять мышцы, способности вовремя иправильно выполнять необходимые движения в зависимости от конкретной, постоянноизменяющейся обстановки.
Под гибкостью понимается способность выполнятьдвижения с максимальной амплитудой и определяется подвижностью звеньев опорно – двигательного аппарата.
Занятия гандболом, на мой взгляд, позволяютгармонично развивать все физическиекачества в комплексе. У меня имелась возможность в течение года проводитьконтрольные измерения в 2 группах сверстников (10 лет), одна из которыхзанималась в секции гандбола, другая посещала только уроки физическойкультуры. По результатом сравнения,проведенного по окончании годичного цикла, у спортсменов преобладает долихоморное строение туловища; поперечный и продольныйразмеры грудной клетки сужены на 4,5 %, ширина плеч- на 4,6%, обхват живота- на2,3%. Выражены сегменты нижних конечностей, пропорциональная длина тазовойкости увеличена на 1%, бедра на 3,2%, голени на 3,2%. В данном случаепрослеживается тенденция стимулирующегодействия занятий спортом на рост длины голени и стопы. Костная масса в группеспортсменов увеличилась в среднем на 3,4%, мышечная – на 5,1%, жировойкомпонент уменьшился на 1,6%. Снизилась заболеваемость ОРВИ, ОРЗ, гриппом.Практически отсутствовали обострения хронических заболеваний. Таким образом,сравнительная характеристика контрольной и экспериментальной групп показаладостоверные различия по всем исследуемым параметрам у детей 10 лет поантропометрическим индексам. Анализ спортивно – педагогического тестирования поуровню физической подготовленности показал достоверные различия междуэкспериментальной и контрольной группами к завершению годичного цикла.
Даже несмотря на то, что антропометрические показателиу школьников 10-11 лет генетически предопределены, представляется возможным сделать однозначныевыводы о положительном влиянии занятий гандболом на эти показатели в годичномцикле.
Следует также остановиться и на других аспектахздоровья – психическом и социальном. 27% ребят из экспериментальной группыулучшили свои учебные показатели, 86% детей отметили, что сверстники сталиотносится к ним лучше, у них появился или повысился авторитет в классе. Двое ребят, входивших в экспериментальную группу,были из так называемых «неблагополучных» семей, они состояли на учете в милицииза различные правонарушения, в поведении отмечались вспышки агрессии,конфликтные отношения со сверстниками и старшими товарищами, пропуски учебныхзанятий без уважительной причины. По свидетельству школьного психолога,сопровождавшего эксперимент, и классных руководителей этих учащихся в поведенииребят наметилась очевидная тенденция к социализации — они почти не пропускают занятий, научилиськонтролировать вспышки немотивированной агрессии, стали более ответственно относитьсяк выполнению домашних заданий. Один из ребят был снят с учета в милиции походатайству школы.
Считаю такженеобходимым отметить, что 63% ребят из экспериментальной группы посещали,помимо занятий гандболом, музыкальную и художественную школы, хореографическийкружок, другие спортивные секции. Таким образом, занятия спортом ни в коей мерене мешали общественной активности и эстетическому развитию исследуемой группы,а напротив, способствовали болеерациональному распределению времени, приучали к ответственности исамостоятельности.
Не всегда в школах есть возможность для занятийгандболом в специальных группах, но совершенно очевидно, что для повышенияфизической подготовленности детей следует увеличить моторную плотность уроковфизической культуры. Считаю целесообразным с этой целью использовать следующиеметодические приемы:
— введение подвижных игр во вводную и заключительнуючасти урока;
— проведение разминки поточным способом;
— использование наиболее интенсивных и «энергоемких»средств, позволяющих ребенку биологическую потребность в движении;
— применение определенных методических приемов, дающихдополнительные резервы времени (например, силовые нагрузки в развивающем объемеможно выполнить на уроках преимущественно по разделу гимнастики, а вподдерживающем объеме – на занятиях, посвященных легкой атлетике, спортивнымиграм);
— применение активного отдыха в паузах междувыполнением основных нагрузок, предусмотренных планом занятий;
— рациональный подбор средств и методов обучения исоответствующего инвентаря.
Помимо этого необходим насыщенный двигательный режим учебы и отдыха. В нашей школе онреализуется за счет ежедневной утренней зарядки для младших школьников, физминуток, которые проводятся на каждом уроке, командныхигр на спортивной площадке школы в течение двух двадцатиминутных перемен идинамической паузы (40 минут) между основными и факультативными занятиями. Этии другие несложные приемы помогут повысить двигательную активность вашихучащихся, а следовательно, помогут ребятам сохранить здоровье. Именно в этом я вижу конечную цель уроковфизического воспитания и внеурочных занятий спортом.
Список используемойлитературы:
1.Аганянц Е.К.Физиологическая характеристика двигательной деятельности детей и подростков.\ Возрастная динамика двигательных ивегетативных функций в связи с мышечной деятельностью. – Краснодар, КГИФК –1991г., с.5-16.
2.Айзман Р.И. Рубанович С.А.Возрастные изменения морфункциональных показателей ифизической работоспособности у школьников 10-14 лет с разным уровнемдвигательной активности.\Физиология человека – М. – 1994 – Т.20 — №3 –с.136 -144.
3. ВайнбаумЯ.С. Дозирование физических нагрузок школьников. – М. – Просвещение, 1991. – с.64.
4.Осик В.И. Валеология. –Краснодар, 1997г.
5.Осик В.И. Здоровый ребенок– большая радость.\ Аргументы и факты. №42 – 1993г.
6.Проскура А.В. Оценказдоровья школьников.\ Современные проблемыфизической культуры и Олимпийского движения. Материалы к конференции. – Ростов – на – Дону. – 1994г. – ч.2 – с. 78.