Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Религиозный туризм и его место в системе туристской деятельности

Министерство образования РФ
Сочинский государственный университеттуризма и курортного дела
Филиал в г-к. Анапа

Курсовая работа
по дисциплине: «Международный туризми международные туристские организации»
тема: «Религиозный туризм и его местов системе туристской деятельности»

Анапа 2010г

Содержание
Введение
Глава I. История паломничества
Глава II. Формы религиозного туризма
Заключение
Список литературы

Введение
В последние годы всеболее усилилось значение туризма в жизни современного общества. Этомуспособствует рост доходов населения, увеличение количества свободного временивсе большая открытость регионов и другие факторы.
Туризм как досуговаядеятельность существует много столетий. С незапамятных времен простоечеловеческое любопытство влекло людей в путешествия без какой-либо определеннойцели. Сегодня туризм активно развивается, люди стали путешествовать осмысленно– в образовательных, религиозных, оздоровительных целях. Туризм стал игратьтакую роль в жизни общества, что превратился в уникальную крупномасштабнуюмировую индустрию, а туристические ресурсы становятся важнейшей частьюнационального богатства многих стран.
Религиозный туризмявляется составной частью современной индустрии туризма. Соборы, мечети,культовые музеи и духовные центры – туристские объекты, которые пользуютсявсевозрастающим спросом. Памятники религии, истории и культуры представляютсущественную мотивировку посещения, того или иного региона или города. ВоФранции около 60% памятников находящихся под охраной государства, являются итуристскими религиозными объектами.
Развитие общественногоинтереса к религиозному туризму не обошло и Россию. Наблюдается процессстановления туристских фирм по организации религиозных и паломнических туров, атакже некоторые паломнические службы, организуются при монастырях, церквях идругих религиозных организациях. Только за последние 3-4 года в Россиизначительно увеличилось количество туристов, совершающих паломничество ксвятыням России, а также направляются за границу с религиозно- познавательнымицелями. Основные маршруты таких поездок пролегли в Израиль, Италию, Грецию,Кипр, Турцию, Египет, Саудовскую Аравию. Наибольшее распространение в нашейстране получили такие религиозные направления, как христианство (православие икатолизм), ислам и иудаизм.

Глава I. История паломничества
Существенное влияние натуристические потоки оказывает религиозная мотивация. История религиозноготуризма уходит корнями в века. Ранние засвидетельствованные сведения опутешествиях с культовыми целями относятся к периоду Античности. Древние грекии римляне посещали святилицы и храмы. Самый известный культовый центр Элладынаходился в Дельфах. Он имел общегреческое значение благодаря своему оракулу.Многочисленные странники приходит сюда, чтобы узнать предсказания жрицы –прорицательницы Тифии.
В эпоху Средневековьямиграция по религиозным мотивам, продолжая развиваться, приобретает новыечерты. Паломничество принимает массовый характер в своеобразной форме Крестовыхпоходов. Они предпринимались под знаменем борьбы «неверных» (мусульман) и освобожденияот них святых мест христиан.
Паломническое движениезаметно расширилось в XVвеке и особенно в XVI веке. Вместе сростом его масштабов усиливается неоднородность потоков. Для многих из тех, ктоотправлялся на Святую землю, паломничество служило лишь прикрытием дляреализации своих интересов, подчас очень далеких от вероисповедания. Среди пилигримовбыли дворяне, искавшие посвящения в рыцари в Иерусалиме у Гроба Господня, политическиеи военные агенты королей, стремящихся овладеть оккультными знаниями, творческиеличности которые по поручению короля Франции Франциска II собирали в Палестине рукописи для парижской библиотеки,наконец, купцы, путешественники с торговыми целями.
В XIX веке священные путешествия принимаюторганизованную форму. Начиная, с 1861 года ежегодно во Франции снаряжался паломническийкараван в знак покаяния за преступления республиканского правительства противцеркви. Число его участников достигало 300-400 человек. С конца 1870 годафранцисканцы стали отправлять такие же караваны из Вены и Мюнхена.
Сегодня, как и многовеков назад, религиозные убеждения являются одним из главных мотивовпутешествий. Верующие странствуют для поклонения святыням в надежде обрестидушевное спокойствие, избавиться от тяжкого недуга.
Для географического изученияширокой и весьма пестрой картины паломничества используется районирование. Вмире выделяются 11 макрорегионов паломничества:
· ХристианскаяЕвропа
· Северная Америкас доминирующим положением христианства и многочисленными другими религиями
· Латинская Америкас преобладанием христианства и местными традиционными религиями
· Северная Африка спреобладанием ислама
· Западная иВосточная Африка, где господствует ислам, и существуют отдельные центрыхристианства и традиционной религии
· Западная Азия сдоминантой ислама и анклавами христианства и иудаизма
· Южная Азия. Гдеполучил распространение иудаизм и буддизм. А также имеются центры христианства,джайнизма, сикхизма и ислама
· Юго-восточнаяАзия с преобладанием буддизма, ислама и христианства
· Восточная Азия сгосподствующим буддизмом, конфуцианством
· Центральная Азияс доминантой буддизма
Глава II. Формырелигиозного туризма
 
1. Паломничество — посещение религиозных святынь сцелью молитвенного общения, труда и сбора пожертвований на восстановление иразвитие монастыря или храма. На Руси это называлось богомольем, апаломничеством считали поездки на святую Землю для поклонения Гробу Господню,которые организовывали Российско-Палестинское общество. По религиозным канонампаломническая поездка должна продолжаться не менее 10 дней и чаще всегоприходилась на религиозные праздники.
Центры христианскогопаломничества
В христианском миресуществует много святых мест в различных районах земли. Но наиболее почитаемыесреди них находятся в Европе: Рим (Италия), Париж и Лувр (Франция), Фатима(Португалия), Варшава (Польша), Монсеррат (Испания) и др. Миллионы паломниковустремляются в эти центры в надежде увидеть чудесное явление или поклониться священнымреликвиям и приобщиться к к исходящей от них благодати.
Особенно почитаемы ухристиан реликвии, связанные с крестными муками и смертью Иисуса Христа.Наиболее известное из них – терновый венец – находится в Париже, в соборе Нотр- Дам. Он был продан константинопольским императором французскому королю в XIII веке. Венец покоится на хрустальномкольце, и его выставляют для поклонения в Страстную Пятницу при стечениибольшого числа пилигримов. Много паломников собирается здесь и во времяВсемирных дней христианской молодежи. Они проводятся по инициативе Папы РимскогоИоанна Павла II начиная с 1985г. Ежегодно на этоткрупнейший форум католической молодежи съежатся до 500 тысяч верующихстудентов.
По преданию, тело Иисусапосле смерти было обернуто в кусок льняной ткани, пропитанной мирром и елеем, ипомещено в пещеру в скале. Саван бережно сохранили и стали ему поклоняться каксвященной реликвии. Однако на протяжении последующих веков было создано немалоего подделок. К середине XIX векаосталось 42 плащаницы, претендующих на подлинность. Самая известная среди них –саван, подаренный Людовику Савойскому в XV веке. При пристальном рассмотрении на ткани видны очертаниямужчины с терновым венцом на голове и многочисленными ранами и ссадинами нателе. Плащаница хранится в серебряном бронированном ларце в кафедральном собореТурина (Италия). Один раз в четверть века она выставляется на всеобщееобозрение. В такие годы Турин посещают до 3 млн. паломников. В 1978г. Людивыстаивали в очереди по 16 часов, чтобы взглянуть на реликвию.
Другая святыня – капликрови, традиционно приписываемые Иисусу Христу, находится в бельгийском городеБрюгге. Некогда иерусалимский патриарх передал их в дар крестоносцу графу ТьериЭльзасскому. По возращении из похода он выстроил капеллу, где надлежало хранитьреликвию. Сегодня каждую пятницу священную кровь в хрустальном сосуде можноувидеть, а во время праздника Дней крови – поцеловать святыню. Раз в год, вчетверг на Страстной неделе реликвия в красивом ларце из серебра и золотавыносится из капеллы. Торжественная процессия проходит по улицам Брюгге. В нейпринимают участие тысячи паломников.
Крест с надписью «Иисусиз Назарета Царь Иудейский», на котором распяли Иисуса Христа, нашли вИерусалиме Святая Елена, мать римского императора Константина Великого,содействовавшего распространению христианства. Она же отыскала несколько святыхгвоздей и копье, пронзившее Христа. Со временем эти реликвии разошлись по всемухристианскому миру, положив начало известным центрам паломничества. Отдельныечасти «истинного креста» остались в Константинополе (совр. Стамбул), другиепопали в Александрию, Дамаск, Антиохию (совр. Антакья), а также на Кипр и вЗакавказье.
2.Экскурсионные турына религиозную тематику проходят, как правило, за один день и определял интерес не только длявзрослых туристов, но и для детей.
Географияэкскурсионного туризма религиозной тематики.
Близкие паломничествупотоки формируются экскурсионным туризмом религиозной тематики. Такие поездкиобычно не столь продолжительны как странствия верующих, рассчитаны на детей ивзрослых, организуются в любое время года и не привязаны к культовымпраздникам. Если для богомольца важен духовный момент, то турист отправляетсяв путешествие по Святым местам с культурно – познавательной целью. В некоторыхтурах одновременно могут участвовать как паломники, так и туристы. По маршрутуони посещают культовые святыни и архитектурные памятники прошлого, чтопозволяет светским людям приобщиться к духовным традициям. Проведение подобныхтуров требует скрупулезной подготовки. Группа подбирается особенно тщательно, чтобыв нее не попали люди, которые абсолютно чужды вера и уважение к церкви. Еесопровождают хорошо знающий тему экскурсовод, желательно человек верующий, ипредставитель церкви. С помощью последнего собравшиеся получают представление одуховных ценностях.
Помимо Израиля с егораннехристианскими и мусульманскими памятниками, туристы такого рода проявляютинтерес к Иордании. В истории христианства эта земля упоминается в Ветхом иНовом Заветах. Здесь протекает река Иордан, в водах которой крестился Христос. Широкиетуристские потоки с ознакомительными целями направляются в Грецию – наследницувеликой Византии, колыбель православия, с ее горными монастырями, монашескойреспубликой Афон, и в Ватикан – центр католической церкви. Религиозныедостопримечательности привлекают туристов во Францию. 57% памятников,составляющих ее национальное достояние и находящихся под охраной государства,представляют религиозные объекты, действующие культурные или памятные.
В странах бывшегосоциалистического лагеря религиозное направление в туризме стало развиватьсясравнительно недавно в результате переосмысления роли религии в жизни общества.Долгими десятилетиями государство искореняло религию, чтобы заменить еекоммунистической идеологией. В таких условиях религия была обречена навыживание и не могла оказывать сколько-нибудь заметное влияние на туризм.Сегодня картина постепенно меняется. У населения растет потребность в духовныхценностях, усиливается интерес к памятникам религиозной культуры, жизни церкви,в церкви, в частности монастырей, ставших важными центрами духовноговозрождения. Религия, все глубже проникая в общественные отношения, открываетновые горизонты для туристских обменов.
3.Специализированныетуры рассчитаны какминимум на три дня с посещением религиозных святынь и архитектурных памятников прошлого.Иногда для организации таких туров необходимо разрешение (благословение)настоятеля монастыря.
География научноготуризма с религиоведческими целями.
Свои потоки формируетнаучный туризм с религиоведческими целями. Туристы устремляются к центрам нетолько монотеистических существующих религий, но и в страны с богатымполитеистическим прошлым. Это – прежде всего Египет, а также Италия и Греция.Особый научный религиоведческий интерес представляет Восток – Индия, Китай,Япония. Поездки специалистов немногочисленны, но они расширяют географиюрелигиозного туризма и делают его потоки в целом более полнокровными.
В связи с ростом спросана религиозные туры за рубежом появились фирмы, специализирующихся наорганизации путешествий в сотрудничестве с церковью. Последняя, принимая вовнимание гуманистическую направленность туризма, для привлечения клиентурыопубликовала документ под названием «Моленья – прощенья, паломничества и иххудожественный и архитектурный аспект». Он распространяется, в частности, вПольше и других странах Центральной Европы через религиозную прессу, с помощьюделовых партнеров по туризму, а также на выставках и биржах. Таким путемцерковь и соответствующие фирмы участвуют в формировании туристских потоков.
Разного рода организациии учреждения, в свою очередь, оказывают влияние на их направленность. ВоФранции существует Фонд по культурным и международным мероприятиям в горах,призванный защищать и пропагандировать культурное наследие страны. На средствагосударственных и муниципальных структур он провел реставрацию часовен ицерквей в отдаленных горных местностях и развернул рекламу для привлечениявнимания и интереса туристов к ним. Кроме того Фонда, во Франции образованаНациональная ассоциация директоров епархий по паломничеству, объединяющаяфранцузских и зарубежных религиозных деятелей. В союзе с профессионаламитуризма она прилагает усилия к улучшению духовных, моральных и техническихусловий для паломничества, а также готовит организаторов и руководителейтуристского дела. Большую помощь храмам в приеме индивидуальных туристов ипаломников оказывает Ассоциация священников Святых мест. Развитию религиозноготуризма уделяется внимание и в других странах.
 

Заключение
 
В конце XX – начале XXIвеков наступила своего рода новая эра Великих географических открытий, когдачеловечество открывает для себя мир в форме туризма и рекреации. С этих порчисло посещений культурных, религиозных, исторических и природныхдостопримечательностей в мире ежегодно растет. Возрастет популярность всемирноизвестных достопримечательностей как результат повышения интереса к мировойкультуре. Перечень предлагаемых для посещения достопримечательностей становитсяболее широким и включает объекты туристского показа, интересные дляпутешественников, достаточно посмотревших свою страну и побывавших во многихдругих странах.
Туризм занимаетзначительное место в международных отношениях. Около 500 млн. человек ежегоднопосещают зарубежные страны в туристических целях. Международный туризм являетсяне только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировойэкономики. Он уже вышел на первое место в мире по экономической эффективности,значительно опередив лидеров мировой торговли – автомобильную и нефтегазовуюсферы экономики. Эксперты ВТО в своих прогнозах заключают, что к 2020 г. следует ожидать, что число всех путешествующих во всем мире будет составлять более 1 млрд.600млн. человек.
Международный туризм - это система путешествий и обменов,осуществляемая на основе межгосударственных договоров с учетом действующихмеждународных норм.

Список литературы
1.Александрова А.Ю. «Международныйтуризм» — М., 2002г. – 195с.
2.Вавилова Е.В. «Основымеждународного туризма» — М., 2005г.
3.Воскресенский В.Ю. «Международныйтуризм» — М… 2006г. – 227с.
4.Кусков А.С. «Рекреационнаягеография» — М., 2005г. – 355с.
5.Сенин В.С. «Организациямеждународного туризма» — М… 2001г. – 171с.
6.Скалницкого А.А. «Организациямеждународного туризма» — М., 2008г. — 55с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.