Аннотация Данная дипломная работа посвящена разработке бизнес-плана развития авиапредприятия. Работа состоит из пяти глав. В первой главе раскрывается сущность бизнес-плана, его структура и значение для деятельности авиапредприятия. Вторая глава посвящена планированию производственного процесса, разработке сети воздушных линий и расписания движения воздушных судов, планированию организационной структуры, численности и производительности труда персонала. В третьей главе рассказывается о маркетинговом плане,
как составной части бизнес-плана, и освящается планирование таких его составляющих, как исследование рынка, формирование тарифов, сбытовая и рекламная деятельность. Четвертая часть посвящена финансовому плану – самому сложному разделу бизнес-плана. Все, о чем говорилось в предыдущих разделах, находит в финансовом плане стоимостное выражение. В последней главе рассматриваются вопросы охраны труда на авиапредприятии.
Каждая часть бизнес-плана имеет тесную связь с остальными. Заключение содержит выводы, сделанные во время работы над дипломным проектом по вышеуказанной теме. Annotation This diploma work is dedicated to the business development planning in air industry. The diploma work contains five chapters. The first chapter covers the essence of business planning, its structure and importance for the business of the aviation enterprise.
The second chapter is dedicated to production process planning, air routes and flight schedules development, planning of proper organizational structures, staff and productivity management. The third chapter overlooks the marketing plan as a major part of every business plan, it includes such an important parts of marketing planning as conducting market research, pricing and tariffs, activities in advertisement and sales. The fourth part covers financial planning – the most advanced part of a
business plan. Everything mentioned prior to that is now expressed in monetary items. The last chapter overlooks the issues of labor safety measures for the aviation enterprise. Every part of business plan is closely connected with the others. The closure contains major conclusions drawn while working on the diploma project at the indicated topic. Содержание Введение… 8 Глава 1. Теоретические основы бизнес-плана….11 1.1.
Роль бизнес-плана в современных условиях….2. Бизнес-план в системе планирования предприятия….16 Глава 2. Планирование производственной деятельности авиапредприятия….1. Разработка организационной структуры… 2. Планирование транспортной работы авиапредприятия… 3. Планирование сети воздушных линий на основе спроса….4. Разработка расписания движения самолетов….5. Планирование дополнительных услуг для потребителей…36 2.6.
Планирование потребности в трудовых ресурсах, производительности и оплаты труда….38 Глава 3. Маркетинговый план…1. Особенности использования принципов маркетинга на рынке воздушных перевозок….2. Планирование маркетинга… 3. Оценка и анализ внешней среды….4. Исследование рынка….5. Планирование тарифов на авиаперевозки… 6. Выбор каналов распределения…62 3.7.
Стимулирование сбыта…8. Реклама… 69 Глава 4. Финансовый план… 1. Цели и функции финансового плана… 2. Организация финансового планирования… 3. Структура финансового плана и стратегия финансирования……… 4. Подготовка бюджета…5. Баланс денежных поступлений и выплат… 6. План по источникам и использованию средств… 85 4.7.
Сводный балансовый план активов и пассивов предприятия……….8. Анализ безубыточности… 88 Глава 5. Охрана труда… 1. Анализ факторов производственного процесса…2. Санитарно – гигеенические нормы в комнатах….3. Пожарная безопасность… 4. Электробезопасность… 98
Заключение….100 Список использованной литературы… 103 Введение Несмотря на все трудности и проблемы в нашей стране в сфере частного предпринимательства заняты уже миллионы людей. Однако бизнес - это совершенно особая манера жизни, предполагающая готовность предпринимать самостоятельные решения и рисковать. Как всем хорошо известно, гарантии успеха не может дать никто. Уровень «смертности» предприятий очень высок – около 50% всех новых предприятий перестают существовать
в течение первого года функционирования. В некоторых странах, например в Великобритании, этот показатель намного выше, чем в других. Но даже в Соединенных Штатах, где создание новых предприятий всесторонне поддерживается, уровень неудач в бизнесе намного выше официально ожидаемого уровня. Феномен падения предприятий широко исследовался и изучался, но удается выявить и устранить влияние
лишь некоторых факторов, приводящих к этому. Типичными причинами краха предприятий являются: общий экономический спад, выпуск товаров, не удовлетворяющих нужды рынка, неправильное управление и маркетинг и, конечно же, неадекватное финансирование. Этот перечень можно дополнить большим количеством других факторов, большинство из которых в той или иной степени являются производными от названных основных причин. Современная экономическая ситуация, связанная с переходом к рыночным отношениям, диктует предприятиям
новый подход к планированию на предприятии. Планирование необходимо любой организации, которая намеревается предпринимать какое-то действие в будущем. Предприятия вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений. Оптимальным вариантом достижений таких решений является бизнес-план. Планирование служит очень важным фактором успешной деятельности предприятия любой отрасли, и предприятия
сферы гражданской авиации тому не исключение. В современной жизни, когда участились случаи террористических актов, падения самолетов в результате постороннего вмешательства, особенно после событий 11 сентября 2001 года у людей возникли психологические барьеры перед полетами, когда уже обанкротились такие компании, как Swiss Air, испытывают сильные затруднения American Airlines и т.п правильно выбирать направление развития, подбирать достойные альтернативные решения и
планировать реализацию поставленных задач важно как никогда. Бизнес-план развития авиапредприятия - случай редкий, чаще для развития пишется стратегический план. Основное отличие стратегического плана от бизнес-плана в том, что бизнес-план пишется по конкретному направлению, а стратегический план о развитии в целом. Бизнес-планы затрагивают какую-то одну тему, но очень подробно.
В них, как правило, дается очень краткий обзор ситуации, потом пишется постановка задачи (что нужно сделать), затем основная задача разбивается на цели (этапы выполнения), на каждом этапе выделяются промежуточные цели, которые надо выполнить. Бизнес-план развития предприятия содержит, как правило, планы по трем основным направлениям, каждый из которых очень важен и может быть составлен сам по себе, если существует такая необходимость или руководство собирается воплотить в жизнь новые идеи или технологии.
И вместе с тем, все планы на авиапредприятии должны быть четко взаимосвязаны. Итак, бизнес-план обычно делится на производственный, маркетинговый и финансовый план. В производственном плане речь идет об эффективности производства, затрагиваются такие элементы, как ресурсы, технология производства, производственный риск, кадровая политика авиапредприятия. План ориентирован на внутреннее использование и поэтому должен быть развернутым.
Производственный план для авиапредприятия как таковой не существует, так как оно относится к сфере услуг, поэтому в этом разделе затрагиваются вопросы планирования транспортной работы, определения спроса, разработки маршрутов, численности и уровня квалификации персонала. Маркетинговый план содержит разработку маркетинговой стратегии, планирование аспектов деятельности, относящихся к функции маркетинга. Финансовый план – это наиболее сложный раздел бизнес-плана, так как
в нем все изложенное в предыдущих разделах находит цифровое выражение, поэтому в данной дипломной работе финансовому плану уделяется достаточно большое внимание. Принципы составления финансового плана и его составляющих описаны в четвертой главе данной дипломной работы. Первая глава содержит теоретические основы бизнес-плана, то есть расписывается, кому и зачем нужен бизнес-план, его роль в общем планировании на предприятии и то, как нужно его составлять.
Вторая глава посвящена общим вопросам планирования деятельности авиационного предприятия, а в третьей отражены основные аспекты планирования маркетинга авиаперевозок, таких его функций, как маркетинговые исследования, реклама, оценка внешней и внутренней ситуации, механизм ценообразования, продвижение продукции авиапредприятия, стимулирование сбыта. Всего данная работа содержит четыре главы, которые отражают применение основных принципов рыночной экономики, в частности, планирования, к такой специфичной отрасли, как рынок
авиационных перевозок. Глава 1. Теоретические основы бизнес-плана 1.1. Роль бизнес-плана в современных условиях Бизнес-план появился в нашей стране в начале 90-х годов и был принципиально отличным от действующих документов. Отнеслись к нему с прохладцей, многие поначалу не обратили на него внимание, другие, обратив, не придали должного значения. Придерживались привычных технико-экономических обоснований.
Вскоре, однако, выяснилось, что бизнес-план, если к нему отнестись серьезно, требует знаний отечественного бизнеса, его глубин. Сейчас уже многие предприятия разрабатывают бизнес-планы по собственным методикам и рекомендациям, разрабатывают подробные перечни вопросов, на которые следует ответить в данном документе. В наше время бизнес-план становиться для предприятий все более важным документом. Ни одна компания не сможет выразить цели своего существования или получить финансирование без грамотно
разработанного бизнес-плана. Бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Он описывает процесс функционирования предприятия, показывает, каким образом его руководители собираются достичь своих целей и задач. Хорошо разработанный бизнес-план помогает предприятию расти, завоевывать новые позиции на рынке, где оно функционирует, составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров
и услуг и выбирать рациональные способы их реализации. То есть в нем описываются основные аспекты будущего предприятия, с достаточной полнотой анализируются проблемы, с которыми оно столкнется (или не исключено, что столкнется) и самыми современными методами определяются способы решения этих проблем. Таким образом, основная цель бизнес-плана - достижение разумного и выполнимого компромисса между тем, чего предприятие хочет и чего может достичь.
План призван показать целостность предлагаемого курса, продемонстрировать, как одно вытекает из другого. Бизнес-план призван ответить на три ключевых вопроса: Каково текущее состояние бизнеса? Каково желаемое состояние? Как наиболее эффективно достичь желаемого состояния? Рис 1.1.1: Контуры бизнес-плана Бизнес-план не является постоянным документом, он систематически обновляется,
в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри предприятия, так и изменениями на рынке, где действует предприятие, и в экономике в целом. Бизнес-план увязывает внутрифирменный и макроэкономический анализ. В связи с тем, что бизнес-план представляет собой результат исследований и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности предприятия на определенном рынке в сложившихся
организационно-экономических условиях, он опирается на: конкретный проект производства определенного вида продукции, оказания новых услуг (особенности удовлетворения потребностей и т.д.); всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности, целью которого является выделение его слабых и сильных сторон, специфики и отличий от других аналогичных предприятий; изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых
в экономике для реализации конкретных задач. Не будет большим преувеличением назвать бизнес-план основой управления, как коммерческим проектом, так и самим предприятием, осуществляющим этот проект. Ведь благодаря бизнес-плану у руководства появляется редкая возможность взглянуть на собственное предприятие как бы со стороны, может быть, даже глазами придирчивого эксперта. Да и сам процесс разработки бизнес-плана, включающего детальный анализ экономических и организационных
вопросов, заставляет «собраться», мобилизоваться, сосредоточиться. Для разработки стратегии развития крупного предприятия создается развернутый бизнес-план. При его подготовке необходимо, прежде всего, решить, какая цель (или цели) преследуется. Необходимо сформулировать эту цель в письменном виде. Цели бизнес-плана могут быть различными, например, получение кредита, или привлечение инвестиций в
рамках уже существующего предприятия, или определение направлений и ориентиров самого предприятия в мире бизнеса и т.д. Предприятия, работающие в стабильной ситуации и производящие продукты для достаточно устойчивого рынка при росте объемов производства, разрабатывают бизнес-план, направленный на совершенствование производства и поиск путей снижения его издержек. Однако все эти предприятия постоянно предусматривают мероприятия по модернизации производимой ими продукции (услуг) и формируют их в виде локальных бизнес-
планов. Предприятия, выпускающие продукцию при постоянном риске, прежде всего систематически работают над бизнес-планами по освоению новых видов продукции, по переходу на новые поколения изделий и т.д. Бизнес-план оценивает перспективную ситуацию как внутри предприятия, так и вне его. Бизнес-анализ внешней среды и текущего состояния предприятия является необходимой предпосылкой разработки эффективного плана. Он нацелен на получение и обобщение объективной информации о состоянии предприятия,
его соответствия требованиям внешней среды и внутренней организации. Структура бизнес анализа представлена в таблице. Таблица 1.1.2: Структура бизнес-анализа Внешняя среда Внутренняя среда 1. Перспективы развития отрасли и продукции Маркетинг 2. Состояние конкуренции Финансы 3. Потребители продукции
Производственная деятельность 4. Сбытовая деятельность Человеческие ресурсы 5. Тенденции развития макросреды Административная деятельность Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого предприниматель или менеджер оценивает внешние опасности и возможности, которые могут затруднить или помочь достижению поставленных целей. Самоанализ представляет собой методичную оценку всех сфер деятельности
предприятия. Он направлен на выявление сильных и слабых сторон предприятия, призван помочь выявить те сферы, которые требуют более детального рассмотрения или совершенствования, а заодно посмотреть, какие задачи ставились в предыдущий период времени и были ли они выполнены, каковы были причины неудач. Анализ необходим не только при составлении бизнес-плана, он полезен и в текущей деятельности. Многие западные фирмы регулярно (1-2 раза в год) проводят анализ своих позиций на рынке на определенную
дату («моментальный снимок предприятия»). Бизнес-план предусматривает решение следующих стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием, независимо от его функциональной ориентации: организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка сегодняшнего состояния предприятия; выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности предприятия, акцентируя внимание на сильных сторонах и не скрывая слабых; формирование инвестиционно-проектных
целей этой деятельности на планируемый период. В бизнес-плане обосновываются: общие и специфические детали функционирования предприятия в условиях конкретного рынка; выбор стратегии и тактики (методов) конкуренции; оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия. Бизнес-план дает объективное представление о стратегии и тактике развития производства и организации
производственной деятельности, способах продвижения товара на рынок, прогнозирует цены, будущую прибыль, основные финансово-экономические результаты деятельности предприятия и вместе с тем определяет так называемые зоны риска, предлагает пути снижения этих рисков или, по крайней мере, их влияние на будущую прибыль. Особенностью бизнес-плана как стратегического документа является его сбалансированность по постановке задач с учетом реальных финансовых возможностей предприятия.
Чтобы бизнес-план был принят, он должен быть обеспечен необходимыми финансовыми ресурсами. Это в значительной мере определяет характер проектов (концепций), которые изучаются при разработке бизнес-плана. Включение самого проекта в бизнес-план становится возможным лишь в том случае, если определены источники его финансирования. Таким образом, бизнес-план используется независимо от сферы деятельности, масштабов, собственности и организационно-правовой формы предприятия.
В любом случае решаются как внутренние, связанные с управлением предприятием, так и внешние вопросы, обусловленные установлением контактов и взаимоотношений с другими предприятиями и организациями. 1.2. Бизнес-план в системе планирования предприятия Для того, чтобы бизнес-план был эффективным, необходимо определить его место в системе планирования предприятия, его связи с другими планами предприятия.
Хотя для малых предприятий может разрабатываться только один бизнес-план, для большинства предприятий бизнес-план только один из планов их производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности. Бизнес-план подобен стратегическому плану, который также ориентирован на достаточно длительный интервал времени. Другой общей чертой этих двух планов является стратегическое рассмотрение вопросов разработки или приобретения новых продуктов, освоения новых рынков с целью достижения желаемых финансовых целей.
Бизнес-план, как и план маркетинга, основан на глубоких маркетинговых исследованиях. Однако первый не содержит программ действий, что является характерной особенностью планов маркетинга, а излагает только в обобщенном виде основные направления действий. Например, если в число выбранных стратегий входит стратегия разработки нового продукта, то в бизнес-плане приводятся также обобщенные данные о поддержке реализации этого решения.
Однако констатация данной стратегии не сопровождается планом разработки нового продукта. Бизнес-план, который разрабатывается для самого предприятия, является более детальным по сравнению с тем, который ориентирован на внешнее использование, и более объективно и откровенно описывает текущее состояние и открывающиеся возможности. Он помогает осуществлять контроль за деятельностью предприятия, сравнивать текущую деятельность с прогнозами и объяснять различия.
Составляют бизнес-план обычно сотрудники данного предприятия при методической помощи и участии экспертов-консультантов. Действительно, никто, кроме сотрудников предприятия, лучше не знает производственных и иных возможностей этого предприятия, поставщиков, потребителей, торговых посредников и т.п. При составлении бизнес-плана в ряде случаев целесообразно проводить экспертные опросы и социологические исследования (или использовать результаты таких исследований, проведенных другими организациями), касающиеся
различных аспектов деятельности предприятия и состояния рынка. Глава 2. Планирование деятельности авиапредприятия 2.1. Разработка организационной структуры Процесс производства услуг в области авиаперевозок можно условно разбить на несколько этапов. На первом этапе руководитель должен четко осознать, какого рода деятельность будет осуществлять авиапредприятие, во главе которого он стоит.
Авиапредприятие может непосредственно обслуживать потребности населения в воздушных перевозках, иметь собственный или арендуемый парк воздушных судов. Такого рода деятельность также может подразделяться на две категории, которые предприятие может успешно совмещать: Регулярные авиаперевозки, разработка сети воздушных линий, расписания рейсов и т.п. Осуществление специальных авиаперевозок на контрактной основе, выполнение частных заказов.
Существуют мелкие компании, имеющие парк из двух-трех самолетов, которые специализируются именно на такой деятельности. Однако авиапредприятию совсем не обязательно заниматься перевозками. Оно может вообще никого и ничего не перевозить, а только обслуживать рейсы, то есть принимать, ремонтировать, дозаправлять самолеты других авиакомпаний или специализироваться в области народного хозяйства – осуществлять авиахимическую защиту сельско-хозяйственных площадей, аэрофотосъемку местности, разведки ценных ископаемых,
а также производить ряд других работ, заменяя наземную технику. Руководитель авиапредприятия может захотеть заниматься всем сразу, но должен осознавать, какое количество ресурсов - материальных, трудовых, финансовых - потребует такой широкий размах. Поэтому главное – это оценить свои возможности. После того, как завершился начальный этап – выбор рыночной позиции, необходимо решить, как будет осуществляться управление авиапредприятием.
Важной функцией управления является функция организации, которая заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями авиапредприятия, определении порядка и условий функционирования. Функция организации реализуется двумя путями: через административно-организационное управление и через оперативное управление. Административно-организационное управление предполагает определение структуры, установление взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями, предоставление
прав и установление ответственности между работниками аппарата управления. Оперативное управление обеспечивает функционирование в соответствии с утвержденным планом. Оно заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами, намеченными планом, и последующей их корректировке. Оперативное управление тесно связано с текущим планированием.
Разработка оптимальной организационной структуры управления является решающим моментом для авиапредприятия, стремящегося реализовать поставленные цели. Соответствие структуры управления поставленным целям определяет степень успеха предприятия на рынке. Поэтому разработка оптимальной структуры управления является одним из ключевых моментов бизнес-плана. Под организационной структурой авиапредприятия понимается организация отдельных подразделений и их взаимосвязей, которые определяются поставленными перед предприятием и его
подразделениями целями и распределением между ними функций. Организационная структура предусматривает распределение задач и полномочий на принятие решений между руководящими работниками, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию предприятия. Основные проблемы, возникающие при разработке структур управления: установление правильных взаимоотношений между отдельными подразделениями, что связано с определением их целей, условий
работы и стимулирования; распределение ответственности между руководителями; выбор конкретных схем управления и последовательности процедур при принятии решений; организация информационных потоков; выбор соответствующих технических средств. Проблема совершенствования организационной структуры управления предполагает уточнение функции подразделений, определение прав и обязанностей каждого руководителя и сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирования
функций и информационных потоков. Основной задачей здесь является повышение эффективности управления. Организационная структура направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями авиапредприятия, распределения между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, выражающиеся в тех или иных принципах. Организационные структуры управления предприятиями отличаются большим разнообразием
и определяются многими объективными факторами и условиями. Организационная структура и ее управление не являются чем-то застывшим, она постоянно изменяется, совершенствуется в соответствии с изменяющимися условиями. 2.2. Планирование транспортной работы авиапредприятия При планировании авиатранспортной работы на собственном или арендуемом самолетном парке на авиапредприятии решаются следующие задачи: прогнозирование спроса на авиаперевозки. формирование
сети воздушных линий. разработка проекта расписания движения самолетов. расчеты потребностей в самолетах, авиадвигателях, топливе, экипажах. расчет доходов, расходов, прибыли. разработка мероприятий по обеспечению удовлетворения спроса на авиаперевозки, повышению качества обслуживания и эффективности перевозок. доведение заданий до подразделений предприятия. Этот комплекс задач представляет собой основу производственной программы любого транспортного
предприятия-эксплуатанта воздушных судов, направленной на достижение основных целей, т.е. – наиболее полного удовлетворения спроса на авиаперевозки с высоким качеством обслуживания и обеспечением рентабельности работы авиапредприятия. Одним из главных вопросов планирования транспортной работы на эксплуатационном авиапредприятии является обеспечение взаимного баланса между факторами плана перевозок. Достижение баланса потребностей в ресурсах исходя из спроса на перевозки с возможным обеспечением ими
предприятия осуществляется с помощью расчетов провозной способности самолетного парка в предстоящем периоде, а также расчетов работ потенциально возможного объема, при возможных закупках и доступности топлива, ожидаемой мощности авиационно-технической базы и производственных возможностях летных подразделений. На схеме показан алгоритм решения задачи сбалансирования плана по объему транспортной работы путем согласования объема перевозок с размерами располагаемых и доступных ресурсов.
Принимая во внимание тот факт, что все ресурсы предприятия строго ограничены, планирование по объему работ нужно начинать с того ресурса, который наиболее ограничен. При этом можно заранее пойти на неоптимальность плана по степени удовлетворения спроса, но таким образом достигнуть снятия напряжения по использованию всего потенциала авиапредприятия и снижения степени его загруженности. При решении таких отдельных задач, как определение параметров авиалиний (например, целесообразности
промежуточных посадок), обоснование открытия новых авиалиний, выбор типов самолетов, распределение ВС по авиалиния и др применяется критерий максимальной рентабельности (в процентах к расходам). При этом рассчитываются реальная выручка и доходы, включая взаиморасчеты. Отрабатываются процедуры постепенной увязки плана движения с расписанием движения по магистралям, в частности, согласования рейсов по маршрутам, частотам движения, временным рамкам с учетом пропускной
способности авиалиний и аэропортов. Практическое внедрение расписания движения осуществляется на основе графиков оборота самолетов, обеспечения стыковки рейсов, предусмотренных различными видами расписаний (внутренних, магистральных, международных, местных линий). При этом учитываются нормы и ограничения по условиям безопасности полетов, а также качество обслуживания пассажиров (выбор прямых маршрутов удобства по времени рейсов и т.п.).
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |