Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Разработка проблем онтопсихологии физического воспитания и спорта в научной школе А.Ц. Пуни

Вистории отечественной психологии спорта особое место занимают ееотцы-основатели — Авксентий Цезаревич Пуни и Петр Антонович Рудик. Они явилисьсоздателями двух основных научных школ — санкт-петербургской (ленинградской) имосковской, которые развивались в почти спортивном соперничестве друг с другом.Каждая из школ имела свое лицо. Для санкт-петербургской школы А.Ц. Пуни всегдабыли характерны тесные связи с психологическими науками и выраженная ориентацияна практику спорта.
Научнаяшкола А.Ц. Пуни впитала в себя лучшие традиции санкт-петербургскойпсихологической школы, включая онтопсихо логические идеи Л.С. Выготского, Б.Г.Ананьева и их последователей. Принцип развития, принцип единства личности идеятельности явились основополагающими практически для всех исследований попсихологии физического воспитания и спорта, выполненных в течение полувека накафедре психологии ГАФК им. П.Ф. Лесгафта — своеобразном штабе научной школыА.Ц. Пуни.
В1970 году, отмечая заслуги А.Ц. Пуни в становлении отечественной психологииспорта, Б.Г. Ананьев отметил: "… Психология спорта достигла уровня, прикотором можно ставить и решать сложные проблемы человеческого развития",включая анализ как онтогенетической эволюции, так и жизненного пути спортсмена[1, с. 12]. В той же статье Б.Г. Ананьев дал четкое определение предметаонтопсихологии: "… В настоящее время стало возможным сблизить возрастнуюпсихологию с психологией личности и построить единую теорию индивидуальногоразвития человека. Эта теория может объединить учение об онтогенетическойэволюции человека и учение о жизненном пути человека в обществе. Подобноеобъединение необходимо для изучения целостного жизненного цикла человека…Комплексный характер такого исследования мы обозначили как онтопсихологиючеловека, синтез генетических (возрастных) и дифференциально-психологических(личностных) дисциплин, изучающих развитие человеческой жизни" [1, с. 14].
Предметомонтопсихологии спорта является развитие спортсмена как индивида, субъекта,личности и индивидуальности в условиях спортивной деятельности и карьеры.Онтопсихология физического воспитания изучает развитие человека в процессесистематических занятий физическими упражнениями.
Вданной статье будут рассмотрены основные онтопсихологические идеи А.Ц. Пуни ипоказано их дальнейшее развитие в работах сотрудников кафедры психологии ГАФКим. П.Ф. Лесгафта.
Используяхронологический подход, можно выделить следующие наиболее существенныедостижения кафедры в разработке онтопсихологии физического воспитания и спорта:
— в 40-50-е годы: концепция специализированного развития психических процессов вспортивной деятельности вообще и конкретных видах спорта, в частности (А.Ц.Пуни, А.Г. Рафалович, Р.С. Абельская и мн. др.);
— в 60-70-е годы: а) концепция волевой подготовки спортсмена (А.Ц. Пуни, Б.Н.Смирнов, Г.А. Чашина и мн. др.); б) закономерности острого влияния физическихнагрузок на психические процессы (Г.Д. Горбунов); в) закономерности динамики ивзаимосвязей физического, психомоторного и интеллектуального развития детейшкольного возраста — учащихся общеобразовательных и специализированных школ,включая школу-интернат спортивного профиля (Г.Д. Горбунов, Л.В. Кольман, Н.Б.Стамбулова, А.В. Стамбулов);
— в 80-е годы: закономерности развития и поэтапного формирования спортивно-важныхпсихических свойств спортсменов (Н.Б. Стамбулова, В.И. Енин, Е.Р. Биспен);
— в 90-е годы: психологические модели и описания спортивной карьеры (Н.Б.Стамбулова, Е.Е. Хвацкая, Н.Е. Ильина, А.Д. Черемных).
Онтопсихологическиеидеи А.Ц. Пуни наиболее отчетливо представлены в таких его работах, как«Очерки психологии спорта» (1959), «Психологические основыволевой подготовки в спорте» (1977), " Проблема личности в психологииспорта" (1980), а также в его последней статье, посвященной перспективнымнаправлениям научно-иссле довательской работы в институтах физической культурыи опубликованной в 1986 г. в журнале «Теория и практика физическойкультуры». Кратко их можно представить в виде следующих основныхположений:
Освязи проявления и развития психики в деятельности, о потенциальных возможностяхспорта влиять на развитие человека: "… Несомненно… спорт — такая сферадеятельности, которая требует многообразного проявления физических и духовныхсил человека, тем самым обеспечивая возможность столь же многостороннего ихсовершенствования" [9].
Онеобходимости преодоления в онтопсихо логических исследованиях «отрываличности от деятельности и деятельности от личности»: "… Необходимоизучать не личность и деятельность, а деятельную личность, т.е. человекадействующего, познающего, мыслящего, творящего, общающегося, переживающего,преобразующего действительность и самого себя..., в психологии спорта — деятельную личность спортсмена" [8, с.13-14].
Оединстве общего, особенного и единичного в изучении развития спортсмена:"… продуктивное изучение личности может вестись, отправляясь от общего,ориентируясь на единичное, но непременно через особенное" [8, с. 5].
Опреодолении односторонности в изучении личности спортсмена: "… личностьспортсмена нужно изучать, по возможности, во всех разносторонних общественныхсвязях и отношениях, но в то же время и с точки зрения исключительности егоспортивного дарования" [8, с. 20].
Опсихическом складе личности как главном объекте ее психологического изучения:«Психичес кий склад — это относительно устойчивое единство потребностей,целей и мотивов, проявления направленности, характера, темперамента,способностей, протекания интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессовличности, ее психических состояний и свойств. Они находят выражение также впсихомоторной сфере — важнейшем звене реализации активности личности вконкретных областях и разновидностях практической деятельности...» [8,с.21].
Онеизбежной специализации в развитии психических процессов, свойств, качествспортсмена: " Специфика качеств заключается не только в том, что онимогут быть различны для представи телей разных видов спорта. Например, упловцов это «чувство воды», у фигуристов — «чувство льда»,у фехтовальщиков и боксеров — «чувство дистанции», у футболистов — «чувство мяча»… и др. Еще в большей мере специфика выражается вспециализированном развитии одного и того же качества в силу специфических длякаждого вида спорта объективных условий его проявления. Это, по-видимому,является универсальным законом психического развития, начиная от ощущений икончая волевыми свойствами личности" [8, с. 26].
Оединстве общего и специализированного развития спортсмена: "… Процесссовершенствования и закрепления… характеристик психического склада личностиидет в двух направлениях. Одно их них — общее совершенствование психическихпроцессов, состояний и свойств. Оно обеспечивает возможность деятельнойличности проявлять свою активность в различных сферах жизни и деятельности.Другое — специализированное развитие.., которое определяется специфически миусловиями и требованиями каждого конкретного вида деятельности. Единство общегои специфического… в психическом складе — один из главных эффектовформирования деятельной личности." [8, с. 21]. О том же на примере волевыхкачеств: " Общее и специализированное развитие воли взаимосвязаны… Общеезаключается во всестороннем развитии волевых качеств, позволяющем человеку,преодолевая самые разнообразные препятствия различной степени трудности,проявлять себя волевым не только при занятиях различными видами… спорта..,но и в самых разнообразных областях трудовой, учебной… и другой деятельности.Специализированное же развитие воли характеризуется развитием,совершенствованием волевых качеств в определенных структурах, обусловленныхспецифическими для каждого вида спорта препятствиями..." [7, с. 23].
Овозможности переноса приобретенных в спорте качеств на другие виды деятельностиспортсмена: «Выделение общих и специализиро ванно развивающихся черт впсихическом складе личности спортсменов не нарушает его единства. Не означаетоно и того, что с окончанием жизненного пути в спорте черты эти утрачиваютзначение уже в иной сфере деятельности спортсменов, пусть даже совсем несвязанной со спортом. Нет. Усовершенствованные в условиях спортивнойдеятельности общие и специализированно-развитые черты психического складаличности по законам положительного переноса сохраняют свое действенное значениедля жизни бывших спортсменов...» [8, c. 28].
Рассмотримболее подробно значение идей А.Ц. Пуни для разработки трех основных направленийисследований по онтопсихологии физического воспитания и спорта.
Первое.Возрастные и психогигиенические аспекты физического воспитания и спорта.Началом разработки данного направления послужило исследование Г.Д. Горбунова,показавшее зависимость «острого» влияния физических нагрузок напсихических процессы спортсменов от ряда факторов, включая особенностифизических нагрузок; степень адаптированности к ним спортсменов; особенностисамих психических процессов; промежуток времени после нагрузки; время суток.Это исследование позволило оптимизировать режим дня юных спортсменов — учащихсяшколы-интерна та № 62 спортивного профиля г. Ленинграда, где в 70-х гг.функционировала специальная онтопсихологическая лаборатория.
Следующимшагом стало изучение возрастной динамики и взаимосвязей развития двигательныхкачеств и интеллектуальных процессов школьников (Г.Д. Горбунов, Л.В. Кольман,Н.Б. Стамбулова, А.В. Стамбулов и др.). В этих исследованиях: а) выясненоналичие связей между показателями интеллектуальных процессов и психомоторики вовсех школьных возрастах; б) показана динамичность связей и, следовательно, ихспецифичность в каждом возрасте, а также половые различия в характере этихсвязей начиная с 10-летнего возраста; в) в формирующем эксперименте доказанавозможность целенаправленного влияния на развитие интеллектуальных процессовзанимающихся путем формирования в процессе физического воспитания илиспортивной тренировки так называемых «ведущих двигательных качеств»,образующих в данном возрасте наибольшее количество положительных связей споказателями интеллектуальных процессов; г) разработан перечень «ведущихдвигательных качеств» школьников 8-12 лет [11].
Сравнительныеисследования физического, психомоторного и интеллектуального развития подростков11-12 и 14-15 лет — учащихся общеобразовательной школы, школы с углубленнымизучением иностранного языка и школы-интерната спортивного профиля — позволилиобнаружить общие закономерности в развитии школьников, обусловленные совместнымдействием возрастного фактора и общего образования, и особенные,определяющиеся своеобразным сочетанием общего и специального обучения разнойнаправленности, а также отбором [10].
Данныеисследования позволили разработать рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса (в том числе, по физическому воспитанию) вобщеобразовательных и специализированных школах.
Второе.Формирование спортивно-важных психических свойств спортсменов. Разработкаданной проблемы на кафедре психологии им. А.Ц. Пуни началась с изучения волевыхпроявлений в спорте и формирования концепции волевой подготовки спортсмена(А.Ц. Пуни, А.С. Егоров, Ю.Я. Киселев, Б.Н. Смирнов, Г.А. Чашина и мн. др.),где в качестве ключевых понятий выделены воля, препятствия различной степенитрудности, волевые усилия, волевые действия, волевые качества спортсмена. Вданной концепции обоснованы: а) трехкомпонентная структура воли(интеллектуальный, эмоциональный и исполнительный компоненты); б)характеристика и классификация возникающих в спорте препятствий исоответствующая классификация волевых усилий спортсмена; в) приемысамоорганизации и самомобилизации волевых усилий; г) характеристика волевыхкачеств спортсмена: целеустремленности, настойчивости-упорства,решительности-смелости, самостоятельнос ти-инициативности,выдержки-самообладания; д) структуры волевых качеств в различных видах спорта;е) практические рекомендации по воспитанию и самовоспитанию воли спортсмена.Наиболее полное воплощение концепция получила в учебном пособии А.Ц. Пуни«Психологические основы волевой подготовки в спорте» (1977).
Развитиемконцепции волевой подготовки можно считать концепцию поэтапного формированияспортивно-важных психических свойств, выстроенную на основе серии комплексныхлонгитюдных исследований (Н.Б. Стамбулова, Е.Р. Биспен, В.И. Енин).
Вданной концепции спортивно-важные психические свойства определяются какотносительно устойчивые психологические особенности спортсмена(интеллектуальные, эмоциональные, волевые, коммуникативные, нравственные,рефлексивные и др.), влияющие на результативность спортивной деятельности.Каждое из них существует в виде «потенциальной внутренней силы»,комплекса взаимосвязанных функциональных, мотивационных и операционныхмеханизмов, определяющего характерные особенности действий и поведенияспортсмена в соответствующих ситуациях спортивной деятельности. Эмпирическибыли изучены мотивационные механизмы, связанные с формированием положительногоотношения субъекта к ситуациям проявления свойства, и операционные механизмы,обнаруживающиеся в селекции и интеграции психических процессов и состояний всвоеобразное «опорное ядро» психического свойства, что, в своюочередь, проявляется в закономерных изменениях поведения спортсмена всоответствующих ситуациях [12].
Эмпирическивыделены четыре этапа развития спортивно-важного психического свойства: а)зарождение свойства; б) повышение выраженности свойства в избранном видеспорта; в) генерализация (перенос формирующегося свойства на другие видыдеятельности); г) самодетерминация проявления свойства, т.е. его«прорастание» в мотивационную сферу личности, возникновениепотребности проявлять его, что на уровне поведения обнаруживается впредпочтении, а затем и сознательном поиске соответствующих ситуаций и дажеобраза жизни. В специально организованном В.И. Ениным контрольном экспериментевыяснено, что генерализация психического свойства не только не ухудшает егопроявления в спорте, но и обеспечивает его большую экономичность иэффективность [5, 12].
Прикладнымаспектом данной концепции явилось обоснование двух важнейших условий успешногоформирования спортивно-важных психических свойств, а именно трансситуационногоподхода и индивидуализации, а также разработка типовой программы ихформирования, включающей три этапа: 1) специализированное развитие психическогосвойства; 2) этап генерализации; 3) этап закрепления. Другими словами,обоснована следующая общая логика трансситуационного подхода в воспитанииспортивно-важных психических свойств: от ситуаций и упражнений на материалесвоего вида спорта — к ситуациям и упражнениям на материале других видов спортаи, наконец, — к ситуациям выбора и проблемным заданиям. Показано, что сметодической точки зрения важное значение имеет постепенный переход отположительного стимулирования, контроля и оценки тренером действий спортсмена всоответствующих ситуациях ко все более самостоятельному проявлению имформируемых свойств, означающему переход к самостимулированию, самоконтролю исамооценке. Данная типовая программа послужила основой для создания методикипоэтапного формирования смелости и решительности у футболистов 13-15 лет,эффективность которой была подтверждена в двухлетнем формирующемпсихолого-педагогическом эксперименте, проведенном Е.Р. Биспен [2].
Третье.Психологические модели и описания спортивной карьеры (Н.Б.Стамбулова и др.). Вупомянутой выше последней статье [9] — своеобразном научном завещании — А.Ц.Пуни подчеркнул значимость и актуальность дальнейшего изученияонтопсихологических проблем спорта в самом широком плане. Конкретно он писал: «Какпримирить всесторонность развития и спортивную специализацию с очень раннеговозраста? Как примирить максимальные физические нагрузки с нагрузкамипсихическими? Наконец, как сохранить здоровье спортсменов? Эти и многие другиевопросы до сих пор нельзя считать решенными. Необходимо изучение всегожизненного пути: до занятий спортом, в спорте и после завершения активнойдеятельности действующего спортсмена» [9]. По сути, здесь ставитсяпроблема психологии спортивной карьеры.
Подспортивной карьерой понимается многолетняя спортивная деятельность, нацеленнаяна достижение высоких спортивных результатов и связанная с постояннымсамосовершенствовани ем спортсмена в одном или нескольких видах спорта [13]. Висследованиях, проведенных на кафедре в 90-е годы (Н.Б. Стамбулова, Е.Е.Хвацкая, А.Д. Черемных, Н.Е. Ильина и др.), спортивная карьера рассматриваетсяименно с позиций онто- психологии, т.е. как часть жизненного пути спортсмена,вносящая существенный вклад в жизненную карьеру в целом.
Врамках системного подхода [3] созданы три концептуальные психологические моделиспортивной карьеры: синтетическая, аналитическая и структурная. На основекаждой из них разработаны методы исследования (главным образом схемы интервью,опросники). В течение 1991-1997 гг. в исследованиях спортивной карьеры принялиучастие более тысячи российских спортсменов — представителей различных видовспорта, среди которых примерно одну треть составляли спортсмены международногоуровня. Результаты эмпирических исследований представлены в форме трехпсихологических описаний спортивной карьеры.
Синтетическоеописание дает представление о таких характеристиках карьеры в целом, как: а) еедлительность; б) генерализованность (количество освоенных видов спорта); в)уровень достижений, включая спортивные результаты и достижения в развитииспортсмена; г) «цена» карьеры. Кроме того, это описание позволиловыяснить факторы удовлетворенности спортивной карьерой.
Аналитическоеописание рассматривает спортивную карьеру как многолетнюю деятельность сопределенным числом этапов, где в центре внимания находятся ее кризисы-переходыи ситуационные кризисы, от преодоления которых в большой степени зависитуспешное продолжение карьеры в целом. Выяснилось, что переход к каждому новомуэтапу спортивной карьеры связан с возникновением новых требований к спортсмену,что ставит перед ним необходимость решения ряда проблем (противоречий) втренировке, соревнованиях, спортивной жизни в целом или в сочетании спорта сдругими видами деятельности. Выяснено содержание таких проблем для семикризисов-пе реходов элитарной спортивной карьеры, а именно: 1) началаспортивной специализации; 2) перехода к углубленной тренировке в избранном видеспорта; 3) перехода в спорт высших достижений; 4) перехода из юношеского спортаво взрослый спорт; 5) перехода из любительского спорта высших достижений впрофессиональный спорт; 6) перехода от кульминации к финишу спортивной карьеры;7) ухода из спорта и перехода к другой карьере. Кроме того, удалось выявить иописать 15 видов ситуационных кризисов спортсменов (например, кризисы перемены,кризисы взаимоотно шений, кризисы потери, кризисы болезни или перетренировки,нравственные кризисы и др.) [13,14].
Структурноеописание спортивной карьеры позволило проследить динамику спортивныхрезультатов на протяжении карьеры в соотношении с поэтапной динамикой развитиямотивации, спортивно-важных качеств и индивидуального стиля деятельностиспортсмена [13].
Поданным всех трех описаний удалось получить представление не только об общихзакономер ностях спортивной карьеры, но и об особенностях спортивной карьерымужчин и женщин, представителей разных видов спорта, а такжеспортсменов-инвалидов [13-16].
Полученныеописания спортивной карьеры позволили сделать и практический шаг — разработатьсистему психологического сопровождения спортивной карьеры. В ней представленыособенности психологической помощи спортсмену на различных этапах спортивнойкарьеры с учетом тех проблем, которые спортсмену предстоит решать.
Обобщая,можно заключить, что в развитии идей онтопсихологии физического воспитания испорта на кафедре психологии им. А.Ц. Пуни прослеживается постепенный переходот изучения частных вопросов к более общим, глобальным, а также движениесначала к дифференциации знаний, а затем — ко все более полной их интеграции,системности.
Список литературы
1.Ананьев Б.Г. Об одной онтопсихологической задаче // В сб. Проблемы психологииспорта. Л., 1970.
2.Биспен Е.Р. Воспитание смелости и решительности в процессе спортивнойтренировки футболистов 13-15 лет: Канд. дис. СПб., 1991.
3.Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л., 1984.
4.Горбунов Г.Д. Влияние физических нагрузок на психические процессы: Канд. дис.Л., 1967.
5.Енин В.И. Развитие психических свойств личности подростков в процессе занятийспортом: Канд. дис. Л., 1986.
6.Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта. М., 1959.
7.Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. Л., 1977.
8.Пуни А.Ц. Проблема личности в психологии спорта. М., 1980.
9.Пуни А.Ц. Теория и практика физической культуры. 1986, № 6.
10.Стамбулов А.В. Исследование некоторых особенностей динамики и взаимосвязейфизического, психомоторного и интеллектуального развития в подростковый период:Канд. дис. Л., 1981.
11.Стамбулова Н.Б. Исследование развития психических процессов и двигательныхкачеств у школьников 8-12 лет: Канд. дис. Л., 1978.
12.Стамбулова Н.Б. О формировании спортивно-важных психических свойств спортсмена// В сб.: Психологическое обеспечение спортивной деятельности. Л., 1988.
13.Стамбулова Н.Б. Психологические модели и описания спортивной карьеры // В сб.:Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 3, Ч. 2. СПб., 1997.
14.Стамбулова Н.Б. Кризисы спортивной карьеры // Теор. и практ. физ. культ. 1997,№ 10.
15.Хвацкая Е.Е. Психологическая помощь юным спортсменам на этапе начальнойспортивной специализации: Канд. дис. СПб., 1997.
16.Черемных А.Д. Психологические особенности спортивной карьерыспортсменов-инвалидов: Канд. дис. СПб., 1998.
17.Н.Б.Стамбулова, кандидат психологических наук, и.о. профессора. Санкт-Петербургскаягосударственная академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. Разработкапроблем онтопсихологии физического воспитания и спорта в научной школе А.Ц.Пуни.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.