Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Психофизические аспекты укрепления здоровья детей 7-14 лет средствами ушу

Доктор педагогических наук, профессор А.В. Гаськов
Аспирант И.В. Марковец
Бурятский государственный университет, Улан-Удэ
Длябольшинства людей слово ушу ассоциируется с китайской гимнастикой, а егосиноним кун-фу, чаще употребляемое на западе, — с кинобоевиками Брюса Ли, ДжекиЧана. Но эти представления отражают лишь часть гигантской «Системысистем», которая возникла в глубокой древности, совершенствовалась напротяжении тысячелетий и сохранила традиции до наших дней. Различие взглядов нанее не удивительно — ведь только основных их стилей насчитывается несколькотысяч. Ушу (в буквальном переводе «воинские искусства») — это иоздоровительная гимнастика, и спорт, и боевое искусство, и медицина, а всущности это — путь духовного просветления наука жизни.
Известно,что психический, физический и духовный аспекты существования человека тесносвязаны и влияют друг на друга: изменение психического состояния может вызватьизменения на физическом уровне духовного — на психофизическом и т.д. (Бреннан, 1994).Эти взаимосвязи учтены в методиках ушу. Как утверждают древние трактаты, занятияушу всесторонне воздействует на человека, делают его более совершенным, расширяютего психофизические возможности, а значит, и возможности адаптации к ритмусовременной жизни. Универсальность системы ушу позволяет начинать занятияпрактически при любом состоянии здоровья и в любом возрасте.
Занятияушу в детских оздоровительных группах проводятся инструктором-методистом ЛФКРеспубликанского врачебно-физ культурного диспансера И.В. Марковцом с 1992 г. В статье приведены результаты исследования физического и психологического состояния детей7-14 лет, занимающихся в этих группах.
Впериод с 1995 по 1999 г. на базе школы-сада № 105 г. Улан-Удэ в ходе внедрения физкультурно-оздоровительной программы, одной из важных составляющихкоторый были занятия ушу, изучалось влияние физических упражнений на уровеньфизического здоровья (УФЗ) и физической подготовленности (УФП) детей 3-10 лет(А.В. Гаськов и др., 2000). Обсуждая результаты проведенной работы, можноконстатировать:
1.В целом за указанный период наблюдается устойчивый рост показателей уровняфизического здоровья детей — с 8, 4 балла в сентябре 1995 г. до 11, 25 балла в апреле 1998 г. Повысился уровень их физической подготовленности: с 55, 3% в 1995 г. до 77, 5% в 1998 г.
2.Сравнение результатов тестирования УФП детей дополнительно занимавшихся ушу, идетей, занимавшихся только по оздоровительной программе, показало статистическидостоверное преимущество первых по 4 из 7 показателей ОФП. В группе ушу ОФПдетей улучшилась по подтягиванию, разгибанию рук в упоре лежа, динамометрии игибкости.
3.Отмечена положительная динамика УФЗ детей, занимавшихся ушу.
Таблица1. Эффективность оздоровительных мероприятии в августе 2000 г. в лагерях «Солнечный» и «Сибиряк», по данным первичного (I) и вторичного(II) медицинских осмотров (в скобках — количество детей)Показатели «Солнечный» «Сибиряк» ушу (37 чел.) ЛФК (38 чел.) 37 чел. I II I II I II
УФЗ, % низкий,
ниже среднего,
средний,
выше среднего,
высокий
2, 7(1)
32, 4 (12)
40, 5(15)
24, 3 (9)
5, 4 (2)
24, 3(9)
35, 1(13)
35, 1(13)
13(5)
18, 4(7)
31, 6(12)
36, 8(14)
2, 6(1)
36, 8(14)
39, 4(15)
21(8)
2, 7(1)
10, 8(4)
51, 3(19)
31, 5(12)
2, 7(1)
5, 4(2)
24, 3(9)
40, 5 (15)
29, 7 (11)
2, 7(1) УФЗ средний по группе, баллы 13, 8 14, 8 14, 2 13, 7 12, 5 11, 4 Динамика УФЗ, % +4 -3 -9 Эффективность оздоровления, % 72, 9 31, 5 18, 9
Таблица2. Результаты определения УФП и динамика развития ФП детей из лагеряПоказатели УФП ЛФК ушу начало сезона конец сезона динамика, % начало сезона конец сезона динамика, % Статическая выносливость мышц, с: /> /> /> /> /> /> живота 17, 4 22, 5 +29 41 54 +32 спины 115 150 +30 142 198 +39, 5 Отжимание 6 9 +48 23 32, 5 +36 Прыжок в длину с места, см 179 166 -8 161 173 +0 6
В1999 и 2000 гг. исследования проводились в загородных лагерях во времяоздоровительных сезонов (И.В. Марковец и др., 1999; А.В. Гаськов, И.В. Марковеци др., 2000). Результаты сравнения показателей УФЗ в начале и в конце сезона 2000 г. детей из лагеря «Солнечный», занимавшихся ушу и традиционной ЛФК, и детей из лагеря«Сибиряк», которые просто отдыхали, а также показатель выведенной наих основе эффективности оздоровления представлены в табл. 1. Наибольшаяэффективность оздоровления — переход детей на более высокий уровень ФЗ — наблюдаласьв группе ушу — 27 человек ( 72, 9%) повысили свой УФЗ: в группе ЛФК — 12 детей,а в «Сибиряке» — только 7.
Результатыисследования УФП детей из «Солнечного», приведенные в табл. 2, показали,что задачи, поставленные на санаторный сезон: укрепление мышечного корсетадетей, профилактика и реабилитация детей с ортопедическими отклонениями, — наиболееэффективно выполнялись в группе ушу.
Данныепсихологического тестирования детей, занимающихся в группах ушу, котороепроводилось психологом М.П. Базаржаповой в апреле и ноябре 2000 г. по методическим рекомендациям, разработанным в Лаборатории социально-психологическихисследований Ленинградского научно-исследова тельского психоневрологическогоинститута им. В.М. Бехтерева (Эткинд, 1985), по нашему мнению, свидетельствуюто том, что с увеличением продолжительности занятий в группах ушу:
1.Улучшается нервно-психическое состояние детей: повышается чувство уверенности иоптимизма, энергичность, эмоциональная уравновешен ность, оптимизм в отношениибудущего, снижается уровень тревожности.
2.Повышаются эмоциональная удовлетворен ность, эмоциональное приятие отношений сматерью, с братом, в семье, к ушу, к сестре, к настоящему и будущему, к тренеруушу. У детей, занимающихся ушу более трех лет, наблюдается полное эмоциональноеприятие значимых людей и понятий. Это означает, что у этих детей позитивное, радостноевосприятие себя и мира.
Всевышеизложенное позволяет сделать вывод об объективном улучшениипсихофизического состояния детей 7-14 лет в результате занятий ушу наперспективу как физического, так и психоэмоционального совершенствованияребенка.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lib.sportedu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.