Федеральное государственноеобразовательное учреждение
высшего, профессиональногообразования.
«УральскийГосударственный университет физической культуры»
Кафедра туризма исервиса.
К У Р С О В А Я Р А БО Т А
По дисциплине«Технология туризма»
Тема: «Проектированиеэкстремального тура по Северному Уралу»
Выполнила:студентка
VIкурса группы №63
Факультета«СКС и Т»
ВопиловаЕ. В.
Проверила:
Челябинск, 2011 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХТУРОВ НА УРАЛЕ
1.1 Географические предпосылки развития экстремального туризма на Урале
1.2 История развития экстремального туризма на Урале
1.3 Экстремальный туризм – с философскойточки зрения
ГЛАВА 2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ СНЕГОХОДНОГО ТУРА
2.1 Организация и особенности планированияснегоходных маршрутов на Урале
2.2 Описание тура
2.3 Технико-экономическое обоснование тура
2.4 Материально-техническое обеспечениеснегоходного похода
ГЛАВА 3 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (общие положения)
3.1 Правила туристского обслуживания
3.2 Основополагающие государственные стандартовобласти туризма
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение
Впоследнее время активно развивается приключенческий туризм, т.е. вид туризма,который объединяет все путешествия, связанные с активными способамипередвижения и отдыха на природе, имеющие целью получение новых ощущений,впечатлений, улучшения туристом физической формы и достижение спортивныхрезультатов. К специальным видам относится разновидность приключенческоготуризма, а именно экстремальный туризм, набирающий силу во всем мире, иособенно в России. Урал не является исключением. Величественные горы, быстрыереки, открытые пещеры – все это несомненно притягивает туристов. На Урале, гдезимой нет недостатка снега, возникла популярность снегоходов, которая вызвала кжизни новый вид туризма — путешествия на снегоходах — снежные сафари.
Разработка снегоходных маршрутов – сложная многоступенчатаяпроцедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся основнымэлементом технологии туристского обслуживания. Данная процедура длительна вовремени и подчас занимает несколько месяцев. Если маршрут является заказным(разовым), то процедура его создания упрощается, за исключением мероприятий,обеспечивающих безопасность.
Данная курсовая работа выполнялсяпо дисциплине «Технология туризма», тема: «Проектирование снегоходноготура по Уралу».
Актуальность исследования: Повышение спроса на экстремальные снегоходные путешествия наУрале уже повлияло на предприимчивость туристских центров, которые понялинеобходимость в проектировании снегоходных туров.
Объект исследования: Технология туризма.
Предмет исследования: Территория Северного Урала.
Цель исследования: Спроектировать снегоходный тур поСеверному Уралу.
Задачи исследования: 1. Рассмотреть географические и исторические предпосылки дляразвития экстремального туризма на Урале.
2. Описать экстремальный туризм сфилософской точки зрения.
3. Изучить организацию иособенности планирования снегоходных маршрутов по Северному Уралу.
4. Описать общие положения обезопасности жизнедеятельности в туризме.
Глава1 Предпосылки развития экстремальных туров на Урале
1.1 Географические предпосылки развития экстремального туризма на Урале
Урал — это обширная горная область (высотой до 1900м),разделяющая Европу и Азию. Уральские горы вытянуты с севера на юг более чем на 2000 км. Урал делится на пять частей: Южный, Средний, Северный, Приполярный и Полярный.
ЮжныйУрал
Этонаиболее широкая часть Урала. Для восточных склонов характерна лесостепь смногочисленными озерами, западные склоны до высоты 1200м покрыты лесом, в южнойчасти — степь. В июле и августе здесь наиболее ясная и теплая погода. Назападном склоне развиты карстовые явления. Район заселен достаточно плотно,развито железнодорожное и автомобильное сообщение.
СреднийУрал
Этонаиболее узкая и низкая (до 1000 м) часть Урала. Район находится в зоне хвойныхлесов (ель, сосна, лиственница). Средний Урал плотно заселен, развитатранспортная сеть, промышленность, Широко развит деловой туризм.
СеверныйУрал
Этотрайон более широк и высок, чем Средний Урал (до 1600 м). Район располагается в горной зоне, покрытой лесами. Климат более суров. Район мало населен.На Северном Урале расположен Печоро-Илычский и Вишерский (четвертый по площадив Европе) заповедники. В лесах много ягод и грибов, в реках хорошо ловитсярыба. Туристские маршруты проходят по ненаселенной местности в условиях полнойавтономности.
ПриполярныйУрал
Этосамый высокий район Урала. В центральной части Приполярного Урала расположенысамые высокие вершины Урала — г. Народная (1894 м) и г. Карпинского (1876 м). Район лежит в лесной зоне, но граница леса находится на высоте400-600 м. Лес в основном хвойный, ближе к границе леса преобладаетлиственница. Климат Приполярного Урала еще более суровый. Населенность районанизкая, транспортная сеть развита слабо. Туристские маршруты проходят поненаселенной местности.
ПолярныйУрал
Ширинаполосы гор уменьшается, снижается высота гор. Большая часть вершин имеет высотудо 1000 м, высота перевалов 300-400 м. Значительная часть района лежит в зонетундры. Климат района очень суров, лето длится с середины июля до серединыавгуста. Район населен очень слабо. Экспедиции проводятся в условиях полнойавтономности.
Наиболеепривлекательными для путешествий являются районы Северного и ПриполярногоУрала. Именно здесь сохранилась нетронутая человеком первобытная природа.Наиболее благоприятный период для путешествий в теплое время года — с началаиюля до конца сентября.
Более 30 тысяч рек и речушекпозволяют легко и беззаботно путешествовать по краю по водным маршрутам даженеподготовленным путешественникам.
Опытныетуристы могут проявить свою силу и мужественность, выбрав более сложныемаршруты сплавов.
Остановкив самых живописных местах, лесные прогулки, подъем на скалы, и рыбалка делают отдыхнасыщенным и еще более интересным. По берегам многочисленных рек находятсяпещеры и скалы-останцы (камни). На некоторых камнях сохранились рисунки древнихлюдей (5-11 веков до н.э), обнаружены их стоянки.
Восхождение в горы возможно как вовремя остановок при водном путешествии (сплаве), так и при пеших иавтомобильных походах. В горах берут свое начало реки и красивые водопады. Кристальночистые воздух и вода. С вершин гор и хребтов открывается удивительно красивыйпейзаж на сотни километров.
ВозрастУральских гор — около 500 млн. лет. Подъем на них в большинстве случаеввозможен без специальной подготовки.
Экстремальныетуры поУралу проводятся в самых сложных условиях и по самым трудным маршрутам. Экстримтуры могут затрагивать различные виды активного туризма (пешие экстрим туры,туры на снегоходах по горным вершинам, экстремальный сплав в период половодья имногое другое). Во время экстремальных туров по Уралу у путешествующих будетмножество возможностей испытать свою силу и выносливость.
В нашем регионе экстрим туры могутзатрагивать различные виды активного туризма (пешие экстрим туры, туры наснегоходах по горным вершинам, экстремальный сплав в период половодья и многоедругое). Во время экстремальных туров по Уралу у туристов множествовозможностей испытать свою силу и выносливость.
Снегоходные сафари по Уральскимгорам: Нургуш, Еремель, Косвенский камень, Конжаковский камень, Народная,Манарага. Но самое экстремальное путешествие – Приполярный Урал, Плато МаньПупы-Нер. Существует только два способа посетить затерянное платоМань-Пупы-Нер: пешком — минимум 3 дня пути, кругом, на многие километры — труднопроходимая, заваленная буреломом тайга, или на вертолете.
Сплавыпо рекам Урала: Чусовая, Койва, Вильва, Вишера, Лемеза, Зелим, одно из самыхэкстремальных – Ревун. Порог находится на реке Исеть, от Екатеринбурга на югпорядка 100 км. Его сложность оценивается от 4 до 5 категории сложности. Оноткрыт со средины апреля до конца ноября. Длина порога около 300 м. На берегах — хорошие скалы для тренировок и соревнований. Уральская природа располагает возможностямидля экстремальных походов на квадроциклах, горных велосипедах. Так же натерритории Урала имеются пещеры, внутри которых озера, это места длятехнического дайвинга, посещение их требует специальной спортивной подготовки испециального снаряжения, это Сикияз – Таманьский пещерный комплекс и пещераКазыльяровская. [4 ]
Экстремальный туризм на Урале с каждым годом находит всебольше и больше поклонников. Красота экстрима в стремлении человека преодолетьземное притяжение, инертность, лень, слабость, страх, в жажде движения, в тягек новому, в жизнеутверждающем характере поступков человека. При выборе видаотдыха люди учитывают разные факторы: кому-то хочется побольше красивойприроды, кто-то ищет развлечений, некоторые предпочитают пляжный отдых иэкскурсии, а многие хотят тишины лугов, зелени или снега на фоне горных вершин…
Вто время, когда поток традиционного туризма на Урале в последнее времяотносительно стабилизировался, экстремальный туризм и его ближайшийродственник- экологический туризм (или просто экотуризм) только начинаетобирать обороты, мигрируя из сферы „дикого туризма“ в цивилизованноеи высокоорганизованное русло, с привлечением последних достижений и технологий:трекинг GPS, подробная медицинская страховка, комментарии на картах Goodle Mapsо пройденных POI (в том числе и в процессе путешествия!), спутниковая связь исамое современное навигационное и страховочное оборудование.
Посколькуэкстремальный туризм относится к наиболее опасным видам туризма, его цель изаключается в том, чтобы почувствовать опасность. Все виды опасностей вэкстремальном туризме классифицируются по природе явления и роли туристов ввозникновении опасной ситуации. Поэтому существуют туры требующие специальнойфизической и технической подготовки от участников, а есть туры рассчитанные начеловека с обычной подготовкой.
1.2 История развития экстремального туризма на Урале
Некоторые современные виды спорта, которые стали продвигаться в мире с 50-х годов XX века, постепенно стало принято называть экстремальными. К таким видам спорта относятся ВМХ, триал, скейтбординг, сноубординг, парашютизм, скалолазание. Экстремальные виды спорта появляются на свет каждый день. Их характеризует высокая степень опасности для жизни и здоровья спортсмена, большое количество акробатических трюков, высокий уровень адреналина, который выделяется у спортсмена во время занятия спортом.
История экстремального туризматесно связана с историей развития экстремальных видов спорта, среди которыхскайсерфинг, трекинг, хели-ски, фри-райд, рафтинг и т.д. В настоящее времяэкстремальный туризм включает разные спортивные виды отдыха, связанные сриском, и представляет собой весьма пестрое явление.
Возникновение туризма на обширной территории Урала уходит корнями в древние времена и средневековье. Географическое положение России, расположенной в центре пересечения торговых путей между Западом и Востоком, с древнейших времен обеспечивало устойчивые международные связи, являвшиеся основой различного рода контактов. Путешествия и туризм — два, неразрывно связанных понятия, которые описывают определённый образ жизнедеятельности человека. До середины XIX века в Европе и России путешествия не являлись самоцелью. Путешествия, как было сказано выше, преследовали торговые, образовательные, лечебные, познавательные, миссионерские и религиозные цели.
В начале XIX века, было положено начало экскурсионной деятельности. Экскурсии всегда создаются с познавательной целью. Для того что бы проводить экскурсии, нужно было создавать кружки и различные общества.
Распространение пеших походов и велосипедных прогулок, горных восхождений и экскурсий, внимание, которое уделялось туризму со стороны многих учебных заведений, научных и профессиональных обществ, стремление русской интеллигенции использовать туризм и экскурсионную деятельность для просвещения народа – все это сформировало необходимые предпосылки для объединения любителей туризма в специализированные организации. Со временем туризм вводится в спортивную классификацию, присваиваются спортивные разряды и звания. Он становится самостоятельным и полноправным видом спорта. В этот период в словарях и энциклопедиях напишут: туризм — вид спорта — групповые походы…
С распадом Советского Союза прекратили существование плановые маршруты, практически прекращено финансирование самодеятельного туризма.
На сегодняшний день кэкстремальному туризму приобщаются люди разных возрастов и профессий, имеющиеразное семейное и общественное положение, существенно отличающиеся уровнемкультуры и физического развития. Некоторые зарубежные специалисты объясняютфеномен экстремального туризма изменением морали и вкусов, произошедшим наЗападе за последние годы. Современный человек, привыкший к стабильному образужизни и техническому прогрессу, испытывает потребности в адреналиновомвсплеске. Экстремальный туризм является одним из способов легальногоудовлетворения данной потребности, чем завоёвывает с каждым годом все большуюпопулярность среди жителей Урала и России в целом. Они становятся своеобразнымтоваром на «ярмарке тщеславия»: сейчас, когда поездки в самые дальние краядоступны для многих, люди предпочитают путешествовать по родному краю. [ 11 ]
1.3Экстремальный туризм – с философской точки зрения
Главнаяособенность человека — любопытство. Человек всегда пытается получить новыеощущения, эмоции, которые он не испытал раньше.
Почемуи зачем люди путешествуют. Смысл путешествия вчера и сегодня.
Понятиепутешественника сегодня сильно девальвировано. Представим себе путешествующегов докапиталистическую эпоху. Кто это? Скорее всего мы увидим купца,отправляющегося за три моря в поисках дорогих и редких товаров. Длительностьпути и подстерегающие опасности компенсировались многократной прибылью,способной спасти от разорения или резко увеличить семейный капитал. Если же этоне купец, то, наверное, посланник, спешащий к иноземному двору, везущийисполненные политического значения грамоты, — лицо по всему неординарное истатусное. Помимо политического и коммерческого интереса в путь человека могвытолкнуть и познавательный зуд. Путешественник, не обременённый другимизадачами, путешествовал всё же не просто так, — он расширял мир, присоединялновые народы и страны к своей ойкумене; не случайно по возвращениипутешественники спешили поделиться увиденным. [ 13 ]
Сегодня,городская жизнь избыточествует стрессами, скупа на кислород, положительныеэмоции и витамины. Горожанину необходимо хоть иногда покидать городскиепределы, но это не значит, что самый естественный способ сделать это – оседлатьавиалайнер. Угловатая городская среда искусственна, и чтобы избавиться отгнёта, который так или иначе давит на наши души, правильнее всего было бынаходить возможность хоть ненадолго возвращаться в лоно природы. Не выходя изестественного климатического контекста, географической природной зональности,можно кардинально переменить жизнь – затормозить время, натрудить мускулы,подышать полной грудью, выпустить адреналин. Видимо, важно выйти за рамкиобыденности; и не важно, какой километраж ляжет между тобой и этими рамками.Экстремальное путешествие становится способом отрицания. Отрицается устойчивоенастоящее. У современного человека не хватает душевных сил постоянноотождествлять себя с привычным контекстом. Он не так уж любит то место, вкотором живёт, и то дело, которым занимается, чтобы не чувствоватьнеобходимость время от времени сбегать от них.
Желаниеиспользовать путешествие для бегства из контекста на законном основаниивозникло не вчера. Одним из первых видов современного туризма был лечебныйтуризм, а со временем «усложнения динамики жизни» популярным стал иэкстремальный туризм. Пример классического экстремального туризма – путешествиегероев из «Трое в лодке, не считая собаки» Джерома К. Джерома. По сравнению сдругими видами туризма это, несомненно, более активный отдых. Такое путешествиене сводится к пребыванию в ином месте, это – процесс, что приближаетпутешествие к его исходному смыслу. К перемещению здесь прибавляются ещё иприключения, опасности. Причём приключения – элемент необходимый, именно ончаще всего и является стимулом к путешествию. [1]
Такимобразом, мы приходим к тому, что экстремальное путешествие – способразнообразить свою жизнь. Регулярная жизнь – слишком пресная и потому скучна.Её приходится искусственно подвергать изменениям, чтобы получить привкусостроты. Человек, пристрастившийся к сладкому, вынужден всё больше кластьсахара в чай, чтобы тот казался ему сладким. Так и здесь, — правильноесоотношение утеряно, нужна внешняя стимуляция чтобы избежать ощущениябессмысленности существования.
А как уже было сказано выше, наиболее ярко это проявляется в экстремальномтуризме. Здесь приключения являются уже не фоновым рисунком, а смыслом и цельюпутешествия. Путешествие должно стать опасным для жизни (вернуть себе своюизначальную опасность), или хотя бы прикинуться таковым. Экстремальноепутешествие щекочет нервы как хороший фильм ужасов (и даже лучше), как игра набольшие суммы, как встреча с тем, что можно увидеть лишь единожды, — так онопопадает в разряд развлечений.
Такимобразом, можно сделать выводы, что территория Урала богата природнымивозможностями для планирования и проведения экстремальных туров. Это Южный,Средний, Северный, Полярный и Приполярный Урал.
Наиболеепривлекательными для путешествий являются районы Северного и Приполярного Урала.Именно здесь сохранилась нетронутая человеком первобытная природа. Экстремальныепутешествия по Уралу становятся более популярными и динамично развиваются.
Существуюттуры, требующие специальной физической и технической подготовки от участников,а есть туры рассчитанные на человека с обычной подготовкой.
Мывыяснили, что на сегодняшний день к экстремальному туризму приобщаются людиразных возрастов и профессий, имеющие разное семейное и общественное положение,существенно отличающиеся уровнем культуры и физического развития. Мы пришли ктому, что экстремальное путешествие – способ разнообразить свою жизнь.Поскольку экстремальный туризм относится к наиболее опасным видам туризма, егоцель и заключается в том, чтобы почувствовать опасность.
Глава2 Проектирование снегоходного тура
2.1Организация и особенности планирования снегоходных маршрутов на Урале
Снегоходыстали неотъемлемой составляющей зимнего активного отдыха на УралеМногочисленные пансионаты и лесные отели все чаще предлагают разнообразить программупребывания катанием на снегоходах. Их используют на горнолыжных курортах длядоставки лыжников на трассы и при организации зимней рыбалки, применяют дляперевозки снаряжения и продуктов во время лыжных походов. На Урале, где зимойнет недостатка снега, популярность снегоходов вызвала к жизни новый вид туризма- путешествия на снегоходах — снежные сафари. Уральские горы особенно маняттуристов зимой.
Разработка снегоходных маршрутов – сложная многоступенчатаяпроцедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся основнымэлементом технологии туристского обслуживания. Данная процедура длительна вовремени и подчас занимает несколько месяцев. Если маршрут является заказным(разовым), то процедура его создания упрощается, за исключением мероприятий,обеспечивающих безопасность.
Приразработке снегоходного тура существуют этапы:
- изучениетрассы маршрута и ее особенностей;
- определениецели, вида и категории (степени) сложности;
- определениесуммы расходов затрат;
- расчетпродолжительности похода в днях;
- разработкамероприятий по безопасности, заблаговременно поставить в известностьконтрольно-спасательную службу, в зоне действия которой проходит маршрут, опроведении похода;
- комплектацияи испытание необходимого снаряжения;
- заготовкапродуктов питания;
- разработкаплана графика по срокам и мероприятиям;
- подборсостава участников и распределение обязанностей;
- оформлениетуристской документации;
- медицинскойосвидетельствование участников;
- практическаяи теоретическая подготовка участников к походу;
- упаковкаснаряжения, оборудования, продуктов и др. [5]
Снегоход- удивительная машина. Она привносит в наш зимний отдых свободу, скорость,приключения в походах — все то, что без снегоходов возможно только летом.Снегоход стал надежным другом охотников и рыболовов, с ним и охота и рыбалкаприобретают новые качества. На снегоходе вам доступны самые отдаленные,недостижимые другим способом уголки дикой природы.
Еслиговорить о географии организации сафари на снегоходах, то наибольшее количествопутешествий на снегоходах проводится на приполярном Урале (горы Неройка,Народная, Маньпупунер, Косвенский камень, Конжаковский камень, есть интересныетуры и на Южном Урале (гора Ялангас, парк Таганай, горы Нургуш, Иремель.Существуют снегоходные туры для любителей охоты, это Соликамский район. Обилиепрограмм в северной части Урала обусловлено, прежде всего, насыщенностьюрегиона уникальными природными и историческими достопримечательностями, а вцелом снегоходные туры на Урале привлекательны особенностями рельефа местности,чудесной красотой природы и наличием большого количества снега.
Времябольшинства сафари на снегоходах — с начала декабря по конец марта. Однако еслипутешествия предполагают движение по замерзшим водоемам, то сроки их проведенияполностью зависят от толщины льда и погодных условий. По времени сафари наснегоходах могут длиться от нескольких часов до нескольких дней и различаютсяпо сложности маршрута. Продолжительность и протяженность маршрута являютсяосновными критериями для выбора тура на снегоходах. Свое приобщение к сафари наснегоходах следует строить по принципу постепенного перехода от простого ксложному. С одной стороны, снегоходы просты в управлении. Оно вынесено нарукоятки руля: нажал большим пальцем правой руки на рычаг газа — поехал, левой- остановился. С другой стороны, туристу во время сафари так или иначеприходится преодолевать всевозможные естественные препятствия, уметь двигатьсяпо лесу, по колее, преодолевать крутые подъемы и спуски, и даже оцениватьлавинную безопасность склонов. Все это требует определенной тренировки инавыков.
Существуютпростые маршруты, как правило, двух или трехдневные, которые проходят поспециально подготовленным трассам и льду озер, и многодневные экспедиции, которыепредполагают участие в расчистке лесных дорог, движение по пересеченнойместности на приличной скорости и в темное время суток, с ночевками вохотничьих домиках. Для того, чтобы принять участие в экстремальном туре,необходимо иметь опыт прохождения предварительных тренировочных маршрутов,хорошо освоить технику управления снегоходом. Маршруты, которые не являются«продуктом общего пользования», турфирмы оговаривают отдельно, нередко длятаких маршрутов действуют ограничения по возрасту (от 25 до 50 лет). Такиемаршруты обычно технически трудно проходимы, имеют много естественныхпрепятствий (камни, буреломы, болота, реки) и планируются с особойтщательностью и хорошей технической оснащенностью.
Большоевнимание во время туров на снегоходах уделяется вопросам безопасности туристов.Общим для всех сафари на снегоходах является присутствие на маршрутеинструктора, который показывает путь или прокладывает дорогу, проводитнеобходимое обучение, и следит за соблюдением правил безопасности, а, главное,за скоростным режимом. Как правило, в многодневных путешествиях туристовсопровождают два инструктора, следующих в начале и в конце колонны. Инструкторво главе колонны регулирует движение. Немаловажным фактором в обеспечениибезопасности туристов является экипировка. Для турфирм правилом хорошего тонастало предоставление теплых комбинезонов, специальной обуви, защитных масок иперчаток, защищающих от ветра и обморожения.
Главный критерий, по которомуоценивают пригодность для снегоходных поездок той или иной наружной одежды –она должна поставить надежный препон проникновению холодного воздуха внутрь. И,кроме того, не должна продуваться, и еще хорошо бы при всем этом иметьнекоторую степень вентиляции. И совсем супер, если она не будет промокать. Эти,казалось бы противоречивые требования достигаются применяемыми материалами иразличными конструктивными ухищрениями. К последним, например, относятся«мембраны», запашные элементы на «липучках», регулируемые манжеты и проч.
Обязательныматрибутом снаряжения является защитный шлем. Поскольку туры проходят натехнике, обязательно в каждом снегоходе присутствует рем. набор. Инструктором,дополнительно берутся буксировочные веревки, снежные лопаты, пилы, моторноемасло, бензин. В целях безопасности и сохранности техники, стандартные туры наснегоходах не проводятся при температуре ниже -25 С и выше 0 С, для экспедицийнижний порог может быть отодвинут до -30-35 С. Турфирма, которая уважает своихклиентов, также обязательно снабдит группу, выходящую на маршрут, GPS-навигатороми спутниковым телефоном.
Снегоходныепоходы и особенно длительные путешествия с преодолением сложных и трудоемкихпрепятствий (реки, горные местности, непроходимые леса, болота) в условияхнизких температур, сильного ветра и снегопадов, а если еще и с ночевками в лесутребуют от участников затрат большого количества энергии, которые в простом исредней сложности походе составляют 3500—4000 ккал, а в длительном и сложномвозрастают до 5000—6000 ккал. Кроме высокой калорийности рациона питаниятуристов при планировании похода, большое значение имеет правильное соотношениебелков, жиров и углеводов, разнообразие питания, хорошие вкусовые качества,витаминная насыщенность, возможность употребления некоторых продуктов безварки. Для несложного похода подбирается рацион из обычных продуктов, которыйпочти полностью компенсирует все суточные энергозатраты. Правда, он будетвесить 1100— 1200 г на человека в день, но это не представляет никакойпроблемы, потому как всю провизию обычно везет технический снегоход. Припланировании небольшой прогулки, каждый турист, берет с собой в рюкзак перекуси не большой термос с чаем, а так же запасные перчатки, маску и очки.
Посколькумы рассматриваем туры на снегоходах, то важным при планировании маршрутовявляется выбор снегохода.
Снегоходы,которые в настоящее время выставляют на маршруты, как правило, иностранногопроизводства, двухместные, обладающие повышенной проходимостью, способныетянуть за собой сани с вещами. Условно принято разделять все снегоходы напять больших классов:
-спортивные – создаются специально для спортивных гонок.
-горные снегоходы, тоже своего рода «спортсмены». Способ их использованияясен из названия класса.
— утилитарные – многоцелевые машины. Идеально подходят и для работы и дляпутешествий. Любимые машины охотников и рыболовов. Отличаются высокойпроходимостью, способностью буксировать груженные сани с продовольствием. Ониоснащены пониженной передачей и задней скоростью.
-туристические — наверное, самый широкий класс. В нем есть и очень простые,почти детские снегоходы и настоящие снегоходы-лимузины. Машины этого классасовмещают максимальный комфорт и универсальность утилитарных машин.Комплектуются различными системами автоматизации. Шикарными приборными панелями,зеркалами заднего вида. По мощности часто превосходят утилитарные, а поспособности буксировать грузы практически ни в чем им не уступают. Для сложныхтехнически походов, такие снегоходы не подходят.
— детские.Уменьшенные, не мощные и не быстрые. Отличаются повышенной безопасностью илегкостью управления. Конечно ни о каких походах на таких машинах речи идти неможет. Из глубокого снега такой снегоход не выйдет.
Медицинскоеобеспечение снегоходных путешествий. Профилактические мероприятия должны проводитьсяв период подготовки и во время похода всеми членами группы во главе сруководителем и туристом, отвечающим за медицинскую помощь.
Объеммедицинской помощи в походе не зависит от вида туризма и категории сложности. Аопределяется количеством участников. При этом необходимо учитыватьгеографический район путешествия (то есть реальные сроки транспортировкипострадавшего). Медицинская помощь в походе группы численностью до 10 человекосуществляется в порядке само- и взаимопомощи под руководством лиц, обученных вобъеме программы подготовки инструкторов по туризму. Для этой цели привлекаютсятак же лица, прошедшие медицинскую подготовку по программе санитарных дружин напредприятиях и в учреждениях. Участники походов I и II категории сложностипроходят обследование в районной поликлинике по месту жительства.
Опасностив горах. Конечно,горы Урала не сравнятся с горами например, Кавказа, но путь к их вершинамбывает долог, труден и опасен. Он не каждому по плечу и требует исключительнойсилы воли, твердости духа, упорства в достижении цели и, безусловно, глубокогознания гор, особенностей подготовки и прохождения горных маршрутов. Не будемостанавливаться на опасностях общего плана, которые могут встретиться в любомпутешествии. О них сказано достаточно. Скажем об объективно существующих внаших горах. Камнепады. Образуются в результате постоянного разрушения скал подвлиянием сил выветривания, в результате резкого колебания температур,замерзания в трещинах воды и других факторов. Важно принимать во вниманиеориентацию склонов к солнцу, учитывать температуру воздуха, наличие облачности,погодные условия.
Лавины.Лавинаминазывают скользящие, круто падающие снежные массы, которые внезапно пришли вдвижение. Настоящих лавин, сходящих на огромной скорости и разрушающих всевокруг на Урале конечно же нет, но под влиянием рева мотора снегохода, могутсходить приличные массы снега, которые могут привести к неприятнымпоследствиям. Часто лавинки в наших горах образуются в результате обваловкарнизов на гребнях. Естественно, что передвижение под такими надувамиувеличивает степень опасности.
Движениев темноте. В темноте усложняются ориентирование на местности, оценкаобстановки, организация взаимодействия всех членов группы. Несмотря на наличиеспутниковых карт, и световых приборов на снегоходе, передвижение в горнойместности в ночное время суток не допустимо.
Движениев условиях плохой видимости. Погода в горах сильно отличается от погоды«в низу». Низкая, густая облачность, сильный ветер или неожиданно начавшийсяснегопад, делают путешествие рискованным. Следы от гусеницы снегохода быстрозаметаются и возможность потеряться умножается во много раз. Следует по следуспуститься ниже в лес, и поменять траекторию движения.
Движениев условиях очень низких температур. Низкие температуры опасны для ослабевшейгруппы, а если участники к тому же промокли, их положение еще болееусугубляется. При планировании похода в таких условиях необходимо учитыватьрасстояние перехода из одной точки в другую, подбор экипировки.
2.2Описание тура Снегоходный тур на Конжаковский камень
Описание местности и планамаршрута.
Страна/ регион:Россия, Урал Северный
Видтуризма:снегоходный туризм
Уровеньподготовки: требуется умение управлять снегоходом
Группа:10человек
Продолжительность: 2 дня, 3 ночи
Стоимостьтура:12.532 Руб.
Возраст: от 18 лет
Нитьмаршрута:
г.Миасс – п. Кытлым – долина реки Катышер – Конжаковский камень – п. Кытлым — Косьвинский камень — п. Кытлым — г. Миасс.
Конжаковский Камень — гора в южной части Северного Урала, на территории Свердловскойобласти (Россия). Одна из высочайших вершин Уральских гор (1569 м). Образована пироксенитами,дунитами и габбро. В нижней части склоны покрыты хвойными лесами, а с высоты900—1000 м — горной тундрой и каменными россыпями. Названа по имениохотника-вогула Конжакова, юрта которого некогда стояла у основания горыhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%B6%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8C- cite_note-1#cite_note-1.
Под термином «Конжак» средитуристов обычно понимается горный туристический район Северного Урала,включающий ряд вершин, расположенных вблизи пос. Кытлым Свердловской области впределах листа O-40-023 топографической карты. В этот район входит хребет, т. н.«Конжаковский массив», включающий г. Конжаковский Камень, вытянутыйпреимущественно с запада на восток, а также несколько вершин, расположенныхюжнее и севернее этого хребта.
«Конжаковский массив» включает Серебрянский хребет на востоке (вытянут с З на В,высота до 1100—1300 м) и «Конжаковский» хребет на западе (вытянут с Ю-З на С-В,высота до 1100—1500 м).
Серебрянский хребет включает г. Серебрянский Камень (1305 м) — наивысшую точку хребта, характеризуется большим количеством скал на гребне (скальнаязубчатка), имеет отроги, протягивающиеся на север и юг. Северный отрог — низкийи узкий, с высотой до 997 м, южный — широкий, до 1100 м. Хребет имеет категорийныеперевалы: пер. Серебрянское Плато (1100 м), пер. Серебрянский (1170 м), пер. Серебрянский западный (1100 м).
«Конжаковский» хребет включает вершины: г. Трапеция (1253 м), г. Южный Иов (1311 м), г. Северный Иов (1263 м), г. Конжаковский Камень (1570 м), г. Тылайский Камень (1471 м), г. Острая Косьва (1403 м). Выдающимися местами на хребте являются Иовское плато с высотой до 1100—1200 м с озером (урез воды 1125 м), Иовский провал (восточный склон Иовского плато) — скалы, круто обрывающиеся в долину р.Полудневая, Тылайский провал — крутой юго-западный склон г. Тылайский камень,«Поляна Художников» — поляна в лесу в долине р. Конжаковка, популярное утуристов место для стоянок. От трассы Карпинск-Кытлым до вершины Конжаковскогокамня тянется т. н. «марафонка» — марафонная тропа с километровой разметкой(протяжённость в одну сторону — 21 км). Категорийные перевалы: пер.Конжаковский (Иовские ворота, 1230 м), пер. Иовский провал (1125 м), пер. Иовский восточный (1150 м), пер. Трапеция (1150 м), пер. Катышерский северный (1340 м), пер. Тылайское седло (1360 м) и др.
Южнее «Конжаковского массива»расположен массив Казанского камня с вершинами: г. Казанский камень (1200 м), г. Семичеловечья (1035 м), г. Первый Бугор (932), г. Второй Бугор (1041 м), г. Третий Бугор (983 м), г. Колпак (956 м). Отдельные вершины: г. Косьвинский камень (1520 м), г. Катышер (912 м). Севернее «Конжаковского массива» две вершины: г. Буртым (1149 м) и г. Ощий (1064 м).
Со склонов перечисленных хребтовберут начало реки Катышёр, Конжаковка, Серебрянка, Серебрянка 2-я, Серебрянка3-я, Иов, Полудневая, впадающие в р. Лобва, которая относится к бассейнуСеверного Ледовитого океана.
В этом туристическом районе кромепопулярных некатегорийных походов по «марафонке» до вершины Конжаковского камнявозможно совершение категорийных пеших, лыжных и горных походов. На марафонскойтрассе длиной 42 км от трассы Карпинск-Кытлым до вершины Конжака и обратноежегодно проводится международный горный марафон «Конжак», собирающий до 2 тыс.участников. Категория сложности — 1А, 1Б (с востока через перевал Иовскийпровал).
Снегоходный поход на гору Конжаковский камень,отлично подойдет продвинутым восходителям. Данный поход не отнимет большогоколичества времени, при этом вы получите возможность побывать на самой высокойточке Северного Урала.
План и описание маршрута.
Маршрут в цифрах: на автомобиле,Миасс – п. Кытлым — 600 км, треккинг (поход) — 50-80 км. Поход на гору Конжаковский камень начинается от поселка Кытлым, Карпинского районаСвердловской области. Размещение в гостинице Кытлыма. Доставка снегоходнойтехники производится фурой.
Прибытие вечером в поселок Кытлым.По прибытию разгрузка техники, размещение в гостинице, ужин, согласованиемаршрута с участниками, свободное время.
Маршруты проходят по безлюднойсеверной тайге и суровым каменистым хребтам, поднимающимся до высот 1400-1600 м. Верхняя граница леса находится на высоте 700-800 м, выше растительности практически нет,только обширные каменистые россыпи и разрушенные мрачные скалы, зимой ониконечно же покрыты снегом, что слегка облегчает задачу попасть на вершины.
Снегоходные походы здесь можноначинать с января, но наиболее подходящее время – март: становится теплее,удлиняется день, качество снежного покрытия позволяет подняться практически навсе вершины.
1-йдень.Поход начинается в лесу, плавно переходя в подъем по пологому склону горы,вплоть до «поляны художников», при этом туристы наблюдают смену растительныхпоясов. От поляны «художников» путь усложняется, после прохождения перевала,начинается достаточно резкий подъем в гору. Поскольку поход проходит в мартемесяце, снег достаточно плотный, что не позволяет вязнуть снегоходу. Туристыдвигаются колонной. Впереди идет направляющий, который выбирает путь и следитза своевременными остановками. Между туристами так же ставятся более опытные.Замыкающим ставится также опытный снегоходчик. Его обязанность — помогатьотстающим и никого не оставлять за собой. При отставании кого-нибудь он спомощью рации дает знать ведущему о необходимости остановки или сниженияскорости. По мере подъема постоянно меняется ландшафт местности. Вначале дорогапроходит по лесному массиву. Сосны, кедры, березы по мере подъема становятсявсе ниже и затем начинают встречаться только карликовые кривые березки. Далеена границе леса подъем продолжался по бугристому, замерзшему снегу. На 16отметке взору открывается вид на камень „Иов“ и передвижениеначинается по „Иовскому плато“.В летнее время из растительности наплато — только низкая трава вперемежку со снегом. В зимнее — замерзшие, ледяныенадувы, по которым достаточно не комфортно передвигаться. По мере подъемапогода обычно меняется, но в марте месяце – небо чистое и солнечное, а ветерболее спокойный. С вершины горы открываются прекрасные виды на гору Косьвинскийкамень, Серебрянский камень, долину реки Катышер. Помимо основного восхождения,по запросу группы возможно восхождение на гору Серебрянский камень а так жетреккинг до Иофского провала.
Возвращение в базовый лагерь посвоему следу.
2-й день. Гора Косьвинский Камень (1519 м) является второй по высоте вершиной Свердловской области. Еекуполообразная вершина возвышается над старейшим поселком золотоискателей –Кытлым, от которого и начилось путешествие. Движение на маршруте идет полесному массиву по тропе. Далее река Косьва — левый приток Камы, которая беретначало на западном склоне Главного Уральского хребта у подножия г. КосьвинскийКамень. Река носит ярко выраженный горный характер. Летом по ней сплавляются.Для того чтобы ее пересечь, необходимо найти наиболее подходящее для этогоместо. Как правило, реки пересекаются ходом.
Косьвинский камень в лоб на техникене взять, поэтому движение в основном по траверсу. Для такого передвижениянеобходимо владеть специальными навыками. Если подъем в гору по правую руку,при движении необходимо стоять на правой подножке снегохода, для того, чтобызагрузить правую сторону. В таком положении снегоход не скатится с горы, абудет послушен. Для того, чтобы по тропе повернуть вверх, необходимо перенестивесь вес на сторону поворота, и добавить газ. Для подобных подъемов снегоходыоборудуют дополнительной левой рукояткой газа.
Этот маршрут наиболее труден дляснегоходного подъема, поскольку требует специальных навыков. Весь подъемсопровождает замерзший, скользкий курумник.
Поднявшись на вершину горы,особенно хорошо видны вершины Конжаковского горного массива Тылайский Камень,Острая Косьва, Серебрянский Камень и конечно же красавец Конжак. Возвращение влагерь по своему следу не обязательно. Допустимо в любой более пологой точке,по решению инструктора.
2.3Технико-экономическое обоснование
1-й день: Подъем в 7 утра. В 7.30завтрак, сбор необходимых вещей. В 8. 00 инструктаж. Выход в 8. 30, восхождениена вершину Конжаковский камень (1569м.) через Иовский или Тылайский провалы,обед, спуск с вершины. В 16.00 спуск в базовый лагерь поселка Кытлым. В 19.00 баня,ужин.
2-й день: Подъем в 7 утра, завтрак,сбор, инструктаж, восхождение на Косьвинский камень, путешествие по плато, обед,спуск с вершины, перекус. В 16.00 возвращение в базовый лагерь. В 19.00 баня,ужин.
3-й день: завтрак, погрузкатехники, дорога домой.
Проведем расчет стоимости тура.
1. Транспортное обслуживание
Стоимость транспорта на одногочеловека составляет 3000 руб. (Миасс-Кытлым-Миасс), доставка снегохода наодного человека составляет 4000 руб.
Стоимость бензина на один снегоходна 2 дня составляет 80 литров 1920 руб.
Стоимость обслуживания группысоставит:
10х3000+4000+1920=89200 руб.
2. Проживание
Тур предполагает проживаниетуристов в катеджах в течении 2 дней, 3 ночей. Стоимость 6 местного катеджа3000 руб. в сутки. На группу 10 человек понадобится 2 катеджа. Услуги бани наодин час 3000 руб.
Стоимость проживания и услуги бани:
3000+3000х2х2=15000 руб.
3. Питание
Стоимость питания входит в стоимостьпроживания.
4. Экскурсионное обслуживание
Программа тура включает восхождениена вершину Конжаковский камень (1569м.) через Иовский или Тылайский провалы.Восхождение на Косьвинский камень, путешествие по плато. И предполагает услугигида.
Стоимость услуг гида на один день5000 руб.
Итого: 5000х2=10000 руб.
Итого прямых затрат: 89200+15000+10000=114200руб.
5. Накладные расходы равны:
114200х10%/100%=11420 руб.
6. Полная себестоимость
Определяется сложением прямых(переменных) затрат и накладных (постоянных) затрат и равна:
111200+11420=125320 руб.