Введение
Данная контрольная работаявляется актуальной в силу своей перспективности, современности и стабильности.Туризм и индустрия гостеприимства всегда были, и будут оставаться актуальными ипривлекаемыми для туристов по всему миру. Эти науки занимают важное место вэкономике больших стран и играют огромную роль в ее развитии. Индустрия туризмавходит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая тольконефтедобывающей и автомобилестроительной отраслям промышленности. В сферевъездного и внутреннего туризма гостиничный сервис включает в себя целыйкомплекс услуг для туристов и является ключевым фактором, определяющимперспективы развития туризма в России, конкурентоспособного в мировой системетуристского бизнеса. Люди во все времена совершали, и будут совершатьразнообразные путешествия, поездки и перелеты из одних стран в другие. При этомим необходимо где-нибудь остановится, отдохнуть и переночевать. Для этого исуществуют гостиницы, отели, мотели, ботели, разнообразные базы отдыха и другиеместа размещения для кратковременного проживания.
История мирового туризмапоказывает, что в начальный период развития выездного туризма основнойтуристский поток направляется в близлежащие страны. Для Китая Россия — главноетуристское направление (не считая Гонконга и Макао, которые в статистике, несмотряна объединение с КНР, учитываются отдельно).
С каждым годом российскаятуристическая индустрия все активней включается в мировой рынок. Развитиетуризма и индустрии гостеприимства, как никакая другая отрасль экономики,стимулирует создание рабочих мест и развитие малого бизнеса, перераспределяетресурсы между странами, оказывает стимулирующее воздействие на такие секторыэкономики, как транспорт, связь, сфера услуг и услуг, производство этих товарови услуг и другие секторы экономики.
Перспективы развитиявъездного туризма в Приморском Крае и Китае связаны следующими факторами:
· Наличие общейсухопутной границы большой протяженности;
· Экономическаяразвитость страны Китая;
· Рост культурногоуровня китайского населения и формирование потребности к путешествиям;
· Историческийинтерес Китая к нашей территории, а потому поощрение китайским правительствоммиграции в Приморье (в том числе временной — туристской);
· Полярностьрекреационных ресурсов Приморского края (европейская культура, низкаяосвоенность территории).
Целью данной контрольнойработы является:
· Описаниетуристских рынков Приморского края и КНР;
· Описаниеприграничного сотрудничества Приморского края и КНР в сфере туризма
Приграничноесотрудничество Приморского края и КНР в сфере туризма
Рынок въездного туризмаПриморского края носит ярко выраженный региональный характер, что длятерритории с начальным уровнем развития туристской индустрии являетсянормальным явлением. Основной поток въездного туризма направлен со стороны КНР,темпы его роста очень высокие: в 1996 г. Приморье посетило 21,5 тыс. китайцев,в 2006 г. — 162,3 тыс. (К 2008 г. поток туристов упал до 49,6 тыс.)
Китайский туристскийрынок — самый динамично-развивающийся в мире. В 1990 г. из страны выехало 0,75млн. туристов, а уже в 2006 – 2008 гг. 12,1 мл. человек. Расходы китайскихтуристов за рубежом растут еще быстрее. Так в 1990 г. они составили 0,5 млрд.дол., в 2005 г. — 10,9 млрд. (2008 – 29,8 млрд.). Следует учесть, что внастоящее время основную часть туристского потока из Китая составляют лица свысокими доходами. В среднем китайский турист оставляет за границей 728 долл.(2008 г.), что значительно выше аналогичного показателя большинствавысокоразвитых стран. В Приморском крае, где преобладает краткосрочный приграничныйтуризм, часто по профсоюзным путевкам, денег средний турист оставляет, конечно,значительно меньше. Но в любом случае это далеко не самые бедные туристы и ихрасходы из года в год растут.
В настоящее время лишь уже3% китайского населения выезжает за границу с туристскими целями, а в 1990 г.было всего 0,07%. Но, учитывая тенденцию роста доходов населения, туристскаяактивность в КНР будет расти очень быстро и к 2020 г. страна выйдет на одно изпервых мест по количеству туристских убытий.
История мирового туризмапоказывает, что в начальный период развития выездного туризма основнойтуристский поток направляется в близлежащие страны. Для китайцев посетитьРоссию означает встретиться с иной, западной европейской культурой. Но,несмотря на то, что Китай и Россия имеют очень протяженную общую границу, выездкитайцев в Сянган и «в заморские страны» (Корея, Япония) больше, чемв нашу страну.
Благодарярекреационно-географическому положению, Приморский край выглядит неплохо нароссийском рынке въездного туризма китайского направления. Вдольроссийско-китайской границы действуют 6 сухопутных пограничных переходов. Долякитайских туристов в структуре въездного туризма Приморского края растет: в1999 г. она составляла 83%, в последние годы колеблется в пределах 89,1-94,3%.Значительно возросла доля Приморского края в общероссийском потоке китайскихтуристов с 9% в 1994 г. до 33,5% в 2001 г.г[1]. (6,6% в 2007 г.).
В развитии въездноготуризма в Приморье китайское направление будет доминировать и в перспективе.
Учитывая это, необходимопри развитии туристской инфраструктуры и совершенствовании региональнойнормативно-правовой базы туризма ориентироваться в первую очередь на китайскийрынок.
Для устойчивого развитияроссийско-китайских экономических связей необходимо дальнейшее обустройствопограничных переходов.
Сейчас на проходящей потерритории края границе действуют пять автомобильных грузопассажирских пунктовпропуска (Марково — Хулинь, Турий Рог — Мишань, Полтавка — Дуннин, Пограничный- Суйфыньхэ, Краскино — Хуньчунь), а также два железнодорожных (Гродеково-Суйфыньхэ, Махалино — Хуньчунь). По характеру грузопассажирских перевозокчерез эти пункты можно выделить два основных направления:
· провинцияХэйлунцзян — Суйфэньхэ/Дуннин — Пограничный/Полтавка;
· провинция Цзилинь- Хуньчунь — Краскино/Махалино.
Правовой основойсотрудничества между Приморским краем и провинциями Северо-Восточного Китая втранспортировке и логистике должно стать Соглашение между правительствамиРоссии и Китая об организации транзита грузов внешней и внутренней торговли КНРчерез территорию Приморского края. Стоит ли говорить о грузовых перевозках.Тема — туризм
Как полагают и русские и китайскиеэксперты, значительную помощь в расширении товарооборота могло бы оказатьстроительство грузового железнодорожного перехода Лесозаводск — Хулинь.
Летом этого года данныйпроект был рассмотрен и получил поддержку подкомиссии по торгово-экономическомусотрудничеству российско-китайской комиссии по подготовке регулярных встречглав правительств, и мы надеемся на его скорое осуществление.
Однако пока нерешендругой острый вопрос — о строительстве нового моста через границу в пунктепропуска Полтавка — Дуннин. Инфраструктуру пропускных пунктов необходиморазвивать постоянно, тем более что в ближайшей перспективе русские намереныоткрыть легковое автомобильное сообщение через российско-китайскую границу.
Одним из важныхнаправлений двустороннего взаимодействия на региональном уровне являетсясотрудничество в области туризма, и в последние пять лет оно расширяется.Растет число китайских туристов, посещающих Приморский край: в 2003 году их числосоставляло почти 125 тыс. человек, в 2004 году достигло почти 180 тыс. человек.
К сожалению, в 2004 годуотмечалось некоторое сокращение потока туристов с китайской стороны, что быловызвано отменой в КНР так называемых «одноразовых туристических паспортов».
Между тем в 2005 годунашими туристами из Приморского края было совершено около 444 000 поездок в КНР(97,4% общего числа поездок в зарубежные страны), в 2004 году — более614 000 поездок, в 2005-2006 гг. – 750 000 поездок.
Только в сентябре-январе2007 года более 510 тыс. российских туристов посетили приграничный китайский г.Суйфыньхэ. Это на 15,6 % больше аналогичного показателя предыдущего года.
Многие россияне, желающиепосетить китайские города Северо-Восточного Китая, проезжают через г. Суйфыньхэ.
Таким образом, с 2007года заметно увеличилось количество туристов выезжающих в Суйфэньхэ. Попрогнозу городского Управления туризма, в связи с приближением Рождества в Суйфэньхэожидается пик притока российских туристов, что станет новым стимулом дляразвития торговли на городских рынках Китая.
В настоящее время вПриморском каре существует большое количество туристских фирм, работающих накитайском направлении и отправляющих туристов в г. Суйфэньхэ.
В последнее время нарынке туристских услуг Приморского края появились так называемые «эконом-туры»,стоимость которых в два, а то и в три раза ниже стоимости туристской путевки. Вобязанности туриста входит провоз китайского веса через границу. Сам туристможет провезти только 2 кг купленных товаров.
На данный моментбольшинство выезжающих в Суйфыньхэ составляют туристы, выезжающие по путевке«эконом-тура».
В 2007 г. более, чем на16 % увеличился приток российских туристов в китайский город Суйфэньхэ,находящийся на российско-китайской границе с Приморским краем. В начале 2007 г.Суйфэньхэ принял более 570 тыс. российских туристов, что на 16,4 % больше посравнению с тем же периодом 2006 г.
Увеличение числароссийских туристов способствует росту местной экономики. Валютные поступленияот туризма достигли рекордного показателя – 93,11 млн. долларов США, из них 60% доходов приходится на услуги средств размещения. (см. рис. 1).
/>
Рисунок 1. Определениеемкости рынка (2007 г.)
На рисунке отраженаемкость рынка гостиничных услуг г. Суйфэньхэ в 2007 году.
Емкость рынка являетсязначительной, что обусловливается большим спросом российских туристов нагостиничные услуги.
Заключение
С древнейших времен Китайсвязывал страны Европы и Центральной Азии. А в ХIХ веке Россию и Китайсвязывает строительство железнодорожной магистрали в Северо-восточной частистраны. Это была Китайская Восточная Железная Дорога (КВЖД), которая после1904-1905 г.г. находилась под совместным управлением России, Китая и Японии, авпоследствии была безвозмездно передана властям Маньчжоу-Го. Сейчас Россию, Китайи Японию связывают новые авиалинии и оживленные морские пути.
В настоящее время ясно,что за международным туризмом будущее в обеспечении экономического благополучиямногих стран.
С 80-х годов прошлоговека туризм в Китае непрерывно развивается и стал одной из опорных отраслейэкономического роста страны.
Китай с каждым годомпривлекает все большее количество российских туристов. Но, помимо удивительныхи живописных мест, культурных ценностей, эта страна влечет российских туристовсвоими национальными праздниками.
Россия не только входит внаиболее динамично развивающийся в туристическом отношенииАзиатско-Тихоокеанский регион, но и имеет непосредственную границу с одним излидеров мирового современного туристического рынка — Китайской НароднойРеспубликой.
В то же время,численность населения Китая в сочетании с ростом доходов населения вызывает кнему интерес с точки зрения выездного туризма как к одной из крупнейшихстран-доноров. Учитывая эти факты, а так же то, что ВТО строит самыеблагоприятные прогнозы для КНР на ближайшее будущее, стоит уделять большеевнимание анализу достижений китайской туристической отрасли и вопросу овзаимовыгодном сотрудничестве в туризме между Россией и КНР.
Список использованной литературы
1. Биржаков М.Б.Введение в туризм. – М.; СПб.: Невский фонд, Олбис, 1999.
2. Биржаков М.Б.,Никифоров В.И. Индустрия туризма: перевозки. – СПб.: Издательский домГерда, 2001.
3. Ильина Е.Н.Туризм – путешествия. Создание туристской фирмы. Агентский бизнес:Учебник. – М.: РМАТ, 1998.
4. Основы туристскойдеятельности: Учебник / Сост. Е.И. Ильина. – М.: Советский спорт,2002. – 200 с.
5. Приморский туристическийбюллетень №1. Туризм, информация, статистика, анализ. – Владивосток:Комитет по туризму и санаторно-курортному делу Администрации Приморского края,2000. – 40 с.