Кандидаты педагогических наук И.А. Водянникова, Н.Н.Никитушкина, Учебно-методический центр повышения квалификации ГОУ ДОСН МГФСОМоскомспорта, Москва
Проблемно-модульныетехнологии освоения учебных дисциплин — основной движущий факторсовершенствования системы повышения квалификации.
Наиболеерациональным при разработке оптимальных технологий обучения в рамках повышенияквалификации является модульный принцип организации учебного процесса. Крометого необходимо учитывать многоуровневый характер дополнительного образования исоздание перспективы дальнейшего самосовершенствования обучающихся вспециальной конкретной сфере профессиональной деятельности.
«Модульноеобучение — это технология обучения, сущность которой состоит в том, чтобыобучающийся мог самостоятельно работать с предложенной ему программой,включающей в себя банк информации и методическое руководство; ставит своейцелью обеспечение гибкости, приспособления к индивидуальным потребностямличности и уровню его базовой подготовки. При модульном обучении педагогвыполняет помимо формирующих и контролирующих функций еще и функцииконсультанта и координатора. Использование принципа модульного обучения напрактике позволяет строить учебный материал так, чтобы разделы не былинезависимы друг от друга, что дает возможность дополнять и создавать учебныйматериал, не нарушая единого содержания».
Врамках структурирования форм, методов и содержания обучения необходимо выделитьследующие понятия: модуль, модульный блок и системно-модульная технология.
Модуль- определенный объем учебной информации необходимый для выполнения конкретнойдеятельности.
Модульныйблок — единица модуля, содержание конкретного направления информации.
Системно-модульнаятехнология — организация содержания образовательного процесса, состоящего изопределенного набора модулей и его элементов.
Длятого чтобы знания обучающихся были мобильными, они должны уметь обрабатыватьнакопленную информацию, добывать новые знания и использовать те и другие всвоей практической деятельности. Эту задачу и решает модульная схематизацияобразовательного процесса.
Анализируяпрофессиональную подготовку кадров за рубежом, специалисты отмечаютпреимущество метода модульного обучения, отличительными особенностями которогоявляются:
1.Разбивка курса на законченные части (модули и его элементы) имеющиесамостоятельное значение.
2.Отсеивание лишнего для данного конкретного вида работ материала.
3.Максимальная индивидуализация обучения.
Модульдолжен быть представлен как составной элемент многофункционального блока,включающего следующие компоненты:
— учебную цель;
— содержание учебного материала;
— практические занятия;
— контроль за усвоением знаний.
Содержаниеучебного материала варьируется в зависимости от специфики контингента. При этомметод модулей [4] является средством дифференцированного управления содержанияучебного материала и поэтапно реализуется следующим образом:
— определение учебных целей;
— диагностический анализ и предварительная оценка профессиональных знаний испособностей обучающихся;
— последовательное распределение учебного материала курса по разделам;
— критерии оценки достигнутых результатов обучения.
Внастоящее время понятие модульности приобретает методологический смысл.Модульность выступает как принцип системного подхода к процессу обучения.
Принципмодульности (наряду с таким важным принципом системного подхода как принципразвития) определяет динамичность и мобильность функционирования системы.Причем сама система может быть представлена как совокупность модулей илирассматриваться как отдельный модуль в структуре болеt общей системы.Схематически модуль представляет собой целостную совокупность элементовсистемы, имеющую связи (входы и выходы) как с другими элементами системы, так ис элементами «несистемы».
Ж.К.Холодов с соавт. раскрывают модельно-целевой подход к освоению знаний, умений инавыков по дополнительной специальности в сфере физической культуры и спорта.Авторы считают, что по содержанию и направленности дидактический модульотражает программу целевой деятельности преподавателя и обучающегося на основеличностно-ориентированного образования. Предложено четыре технологии модульногоцелевого подхода к обучению:
— модульно-комплексное обучение;
— модульно-проблемное обучение;
— модульно-блочное обучение со следующими операционными блоками: информационным,текстово-информативным блок, коррекционно-информативным (решение задач наоснове полученных знаний) блок проверки и контроля;
— модульно-проективным обучением.
Использованиемодульной технологии как системообразующей методологии построенияобразовательного процесса будет существенно способствовать определению целевойустановки, содержательным и процессуальным основам обучения, организационному ипрограммно-методологическому обеспечению.
Исходяиз современных потребностей сферы «физическая культура и спорт»,учебно-методический Центр повышения квалификации физкультурных кадров МГФСОМоскомспорта (УМЦПК) разработал, апробировал и внедрил в практику модульнуюструктуру образовательного процесса повышения квалификации для различныхкатегорий специалистов, учитывающую Государственные образовательные стандартынового поколения.
Содержаниеблока комплексно-целевого обучения определяется учебными программами,отражающими профессиональную деятельность слушателей, в том числе:
— «Актуальные проблемы современной системы подготовки спортивныхрезервов»;
— «Организация и управление в сфере физической культуры и спорта;
— »Актуальные проблемы деятельности спортивных сооружений";
— «Организация физкультурной работы по месту жительства»;
— «Организация и проведение фитнес-тренировок в спортивно-оздоровительных ифитнес-центрах»;
— «Методика оздоровительной физической культуры»;
— «Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в коллективефизической культуры»;
— «Профилактическо-реалибитационные технологии в системе оздоровительнойфизической культуры»;
— «Организационно-методическое обеспечение учебно-тренировочного процесса вдетско-юношеских спортивных школах».
Проблемноеобучение основано на личностно -ориентированном образовании и представлено вблоке в виде целевых семинаров:
— «Современная концепция подготовки спортивных резервов»;
— «Менеджмент и маркетинг в физической культуре и спорте»;
— «Психология общения, психодиагностика и психорегуляция в спортивнойпрактике»;
— «Нормативно-правовые и экономические проблемы сферы „физическаякультура и спорт“;
— »Тренажерные технологии в оздоровительной физической культуре";
— «Методы определения развития и морфологические критерии отбора»;
— «Средства нетрадиционной медицины в реабилитации и леченииспортсменов»;
— «Инновационные технологии физической подготовки в спортивнойпрактике».
Задачейинформационно-коррекционного блока (групповые и индивидуальные задания) являетсяинтеграция полученных в процессе обучения знаний в профессиональнуюдеятельность. Оптимальными методами организации образовательного процесса вэтом блоке будут:
— участие в деловых играх;
— проведение авторских и проблемных учебно-тренировочных занятий;
— подготовка сообщений и докладов;
— решение практических задач;
— написание рефератов;
— анализ конкретных ситуаций.
Такимобразом, модульная технология повышения квалификации предполагает тщательнуюпроработку предметного и процессуального содержания каждого модуля какорганической составной части образовательного процесса. Одним из основныхусловий решения этой задачи является создание многоканальной системыинформационных связей. Реализовать возможность индивидуализации обучения можнотолько на основе перестройки систем и методов обучения, при которых прямые иобратные информационные связи могут стать многоканальными, а методы управления- замкнутыми, опирающимися на особенности контингента обучающихся.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lib.sportedu.ru/