СодержаниеВведение1. Понятиеи история возникновения туризма1.1Понятие и сфера деятельности туризма1.2Виды туризма1.3История возникновения туризма2.Туристский рынок в России: становление и регулирование2.1Индустрия туризма и её развитие в современных условиях2.2Особенности туристского рынка в России2.3Юридические аспекты развития туристского рынка в России3.Современное состояние рынка въездного туризмаЗаключениеСписоклитературыПриложение
Введение
Сервис — это вид человеческойдеятельности, направленный на удовлетворение потребностей потребителяпосредством оказания индивидуальных услуг.
Объектами профессиональнойдеятельности специалиста по сервису являются человек и его потребности виндивидуальных услугах; способы и методы выявления и формирования этихпотребностей с доведением их до устойчивого спроса в отношении различныхиндивидуальных услуг; методы моделирования, диагностики и разработкиматериальных объектов и услуг по индивидуальным заказам потребителя;технологические процессы, посредством которых выполняются индивидуальные заказына услуги; оборудование, машины, приборы и их системы для осуществлениятехнологических процессов сервиса
Жизнь современного человека, так илииначе, связана с услугами. Ведь к торговле услугами относятся и предоставлениекоммунальных благ, и связь, и банковский бизнес, и оптовая и розничнаяторговля, транспортные перевозки, туризм, страхование, юридические,медицинские, образовательные услуги и т.д. От качества услуг зависит и доходгосударства, и прибыль фирм, комфорт, безопасность, и благосостояниепотребителей.
Туризм является одной из ведущих инаиболее динамичных отраслей экономики и за быстрые темпы он признанэкономическим феноменом столетия.
В дни отдыха, в отпускное время,летом и зимой миллионы людей устремляются за город, на лоно природы,отправляются в многодневные туристские походы. В крови у нас эта страсть кдороге, желание увидеть новое, неизведанное. Туризм — наиболее доступная ирациональная форма активного отдыха, физической культуры и спорта. Сменаобычной, повседневной обстановки дает человеку возможность встряхнуться,получить заряд бодрости и здоровья.
Во многих странах туризм играет значительную роль вформировании валового внутреннего продукта, активизация внешнеторгового баланса,создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения.
Актуальность данной темы связана с тем, что туризмоказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт исвязь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народногопотребления и другие, т.е. выступает своеобразным стабилизаторомсоциально-экономического развития.
Цель работы – рассмотреть особенностиразвития социально-культурного сервиса и туризма в России.
В соответствии с поставленной цельюнеобходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, виды иисторию возникновения туризма
2. Проанализировать современныйтуристский рынок в России: становление, регулирование, особенности, юридическиеаспекты развития.
3. Охарактеризовать ссовременное состояние рынка въездноготуризма.
/>1. Понятиеи история возникновения туризма 1.1 Понятие и сфера деятельности туризма
Для того, чтобы определить понятиетуризма и полнее описать сферу его деятельности, необходимо в первую очередьвыделить различные группы субъектов, которые взаимодействуют в туризме.
1. Туристы. Это люди, которыеиспытывают различные психические и физические потребности, природа которыхопределяет направления и виды участия этих людей в туристской деятельности.
2. Организации, предоставляющиетуристам товары и услуги. Это предприниматели, которые видят в туризмевозможность получать прибыль посредством предоставления товаров и услуг сучетом спроса на туристском рынке.
3. Местные органы власти. Рассматриваюттуризм как важный фактор экономики, связанный с доходами, которые местныеграждане могут получать от этого бизнеса в виде налогов, поступающих в местныйбюджет.
4. Принимающая сторона. Местноенаселение, воспринимающее туризм в первую очередь как фактор занятостинаселения. Для этой группы важным является результат взаимодействия стуристами, в том числе иностранными.[1]
Таким образом, туризм может бытьопределен как совокупность явлений и взаимоотношений, возникающих привзаимодействии туристов, поставщиков, местных органов власти и местногонаселения в процессе туристской деятельности.
Путешествия, туризм – это комплексродственных сфер бизнеса. Наиболее близкой к туризму профессией являетсяраспространение туров, т.е. работа туристских агентств. Непосредственнопривлечены к туризму авиакомпании, компании по прокату машин, железные дороги,автобусы, гостиницы и рестораны. К сопряженным видам бизнеса также можноотнести финансовые структуры, которые финансируют развитие сферы обслуживания идр.
Путешествия и туризм – два неразрывносвязанных понятия, которые характеризуют определенный образ жизнедеятельностичеловека. Это отдых, активное развлечение, спорт, познание окружающего мира,торговля, лечение и множество других видов деятельности. При этом всегдаприсутствует перемещение человека в иную местность или страну, континент,отличные от его обычного местонахождения или проживания.
Таким образом, путешествие – этоперемещение людей во времени и пространстве, а человек, совершающийпутешествие, независимо от целей, направлений, средств передвижения и временныхпромежутков, именуется путешественником.
В отличие от путешествия туризм –категория, испытывающая сильное влияние экономики и обладающая двойственностьювнутренней природы явления, т.к. туризм – это и особый, массовый родпутешествий, и деятельность по организации и осуществлению этих путешествий.
Туризм – временное перемещение людейс места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределахсвоей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха,оздоровительных, гостевых, познавательных или в профессионально-деловых целях,но без занятия оплачиваемой деятельностью в посещаемом месте.
В соответствии с Федеральным законом«Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туризм – этовременные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц безгражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных,профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятияоплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.[2]
Туризм как товар реализуется в формеуслуг. Услуга туризма, как и услуга, вообще, есть действие определеннойпотребительской стоимости, выражающееся в полезном эффекте, которыйудовлетворяет ту или иную человеческую потребность. При этом услуга может бытьоказаны либо вещью, т.е. при помощи товара, либо в процессе функционированиясамого живого труда. Указанные два способа производства услуг обусловливают идва вида самих услуг: материальные (производственные), нематериальные(непроизводственные), не связанные с материальными продуктами, производствокоторых неотъемлемо от их потребления. 1.2 Виды туризма
В качестве признака, позволяющегоклассифицировать путешествия по видам туризма, можно использовать мотивационныефакторы. При такой классификации следует исходить из основного мотива,побудившего человека отправиться в поездку. Хотя мотивы не всегда определяютсяоднозначно, все же можно выделить шесть видов туризма в системе его управления.
Туризм с целью отдыха. Данный видзаключается в кратковременном или более продолжительном отдыхе с цельюфизического или психологического восстановления организма. Кроме того, к этойгруппе относится и курортный отдых, при котором для лечения или восстановлениясил используются природные свойства почвы, климата и морской воды.
Туризм с целью изучения культуры.Туризм, ориентированный на познание чужой культуры, подразделяется напознавательный и паломнический. Познавательный туризм охватывает собойпосещение исторических, культурных или географических достопримечательностей.Туристы, путешествующие с познавательной целью, чаще всего интересуютсясоциальными и экономическими отношениями посещаемых ими стран. Целью паломническоготуризма является посещение мест, имеющих особое религиозное значение.
Общественный туризм. В качествеобщественного туризма выступают поездки с целью посещения родственников,знакомых, друзей (в международной терминологии известен как visiting friends and relatives — VFR), а такжеклубный туризм. Клубный туризм отличается тем, что путешествующие сознательноинтегрируются в группы. Объединение в группы происходит при наличииинтересующей людей развлекательной или спортивной программы.
Спортивный туризм. К спортивномутуризму относятся поездки с целью активного участия в спортивных мероприятиях,а также поездки, которые носят пассивный характер участия в спортивныхсоревнованиях.
Экономический туризм — поездки,совершаемые из профессионального и коммерческого интереса: посещение бирж,выставок, ярмарок и т.д.
Конгрессовый (политический) туризмподразделяется на дипломатический туризм, участие в конгрессах, а также туризм,связанный с политическими событиями и мероприятиями.
Всемирная туристская организацияпредлагает классифицировать туризм по следующим типам: внутренний туризм —путешествия жителей какого-либо региона по этому региону; въездной туризм — путешествияпо какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями; выездной туризм —путешествия жителей какой-либо страны в другую страну. Эти основные типытуризма могут по-разному сочетаться, образуя категории туризма. Эти категориитуризма могут относиться не только к какой-либо стране, но и к региону; термин«регион» — к какому-то району в пределах какой-либо страны, либо к группестран. Определение«туризм в пределах страны» охватывает собойвнутренний и въездной туризм;«национальныйтуризм» — внутреннийи выездной туризм;«международный туризм» — въездной и выездной.[3]1.3 История возникновения туризма
Туристское движение в России возниклов конце прошлого столетия. В началеXX века отдельные, разрозненные обществаи клубы объединяются в Российское общество туристов (РОТ) и Русское горноеобщество (РГО), членами которых постепенно становятся многие тысячи любителейпутешествий.
В первые годы Советской власти, годыгражданской войны и разрухи было не до туризма. Но уже и тогда при Наркомпросесоздаются Бюро школьных экскурсий и Объединенное лекционно-экскурсионное бюро.В 1929 г. РОТ преобразовывается в Общество пролетарского туризма (ОПТ) РСФСР, ав 1930 г. на его базе создается Всесоюзное добровольное общество пролетарскоготуризма и экскурсий (ОПТЭ). Возглавил его нарком юстиции, соратник В.И. Ленина,замечательный турист и альпинист Н.В. Крыленко. Благодаря большойорганизационной и агитационной работе, проделанной этим обществом, уже к 1932г. его членами стали сотни тысяч человек, работали 92 туристские базывсесоюзного значения. Созданная в эти же годы Центральная детскаяэкскурсионно-туристская станция (ЦДЭТС) стала активно развивать туризм средишкольников.[4]
Придавая большое значение развитиютуризма и экскурсий, а также с целью укрепления материальной базы и структурнойорганизованности ЦИК СССР в 1936 г. принял решение о передаче туризмапрофсоюзам. В ВЦСПС создали туристско-экскурсионное управление (ТЭУ), котороепризвано было заниматься организацией массового туризма, местных и дальнихпутешествий и экскурсий. Спортивный (самодеятельный) туризм вошел в системудобровольных спортивных обществ. Во Всесоюзном комитете физической культуры испорта при СНК СССР была создана Всесоюзная секция туризма. Начали создаватьсясекции туризма в ДСО и коллективах физкультуры крупных предприятий и учебныхзаведений. Был разработан статус значка «Турист СССР» (номерной, с.удостоверением), введены инструкторские звания по туризму.
Все это способствовало массовомуразвитию туризма.
В предвоенный год в самодеятельныхпоходах «выходного» дня и дальних участвовало почти 3 млн. человек,на туристских базах было обслужено более 200 тыс. туристов.
Война прервала деятельностьтуристских организаций. Понадобилось 10 лет для достижения довоенного уровня. В1949 г. была произведена классификация спортивного туризма, введены спортивныеразряды и звание «Мастер спорта СССР» по туризму.[5]
1962год
В 1962 г. спортивный туризм былполностью передан советам профсоюзов. Центральным органом управления и развитиятуризма стал образованный при ВЦСПС Центральный совет по туризму (впоследствии— по туризму и экскурсиям). Такие советы вскоре были созданы во всехреспубликах, краях, областях и ряде городов. Наряду с туристско-экскурсионнымобслуживанием населения? а им были поручены организация и развитиесамодеятельного туризма в стране. При советах начали работать секции по видамтуризма и комиссии по разделам работы.
1972год
В 1972 г. в системе Центральногосовета по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ) была создана туристскаяконтрольно-спасательная служба. Ее подразделения — службы (КСС) и отряды (КСО)— есть практически во всех туристских районах со сложным рельефом. Службапризвана проводить профилактическую работу по предупреждению несчастныхслучаев, осуществлять контроль за прохождением маршрутов как плановыми, так исамодеятельными туристскими группами, а также оказывать им, в случаенеобходимости, квалифицированную помощь, организовывать поисково-спасательныеработы.
1976год
В 1976 г. Секретариат ВЦСПС принялпостановление о. создании единого общественного туристского органа — Федерациитуризма ЦСТЭ и об образовании соответствующих органов на местах. С конца 1985г, федерация стала называться Всесоюзной, а федерации на местах —республиканскими, краевыми и областными. Советы федераций л их президиумывыбираются самими туристами.
Их деятельность строится на принципахширокой демократии и гласности. Основными задачами и направлениями работыфедераций являются: объединение усилий всех общественных комиссий и секций длядальнейшего развития и совершенствования массового самодеятельного туристскогодвижения, его планирование, активизация развития туризма в ДФСО, создание новыхи укрепление имеющихся туристских секций коллективов физкультуры, обеспечениепропорционального развития видов туризма, пропаганда туризма, координацияработы советов по туризму и экскурсиям и ДФСО.[6]
В систему управления спортивнымтуризмом в СССР входят также советы ДФСО, при которых должны образовыватьсясекции туризма. Свою деятельность они призваны осуществлять в тесном контакте сфедерациями туризма и советами по туризму и экскурсиям. Органы управленияспортивным туризмом имеются в системе народного образования (ЦДЭТС и станцииюных туристов) и в системе Министерства обороны СССР (Управление и отделы потуризму и экскурсиям в военных округах).
Непосредственной организацией ипроведением туристских походов занимаются туристские клубы советов по туризму иэкскурсиям, коллективы физкультуры предприятий, организации, учреждений,колхозов, совхозов, и учебных заведений, станции юных туристов,общеобразовательные школы, Дворцы и Дома пионеров, туристские базы. В системесоветов по туризму и экскурсиям во всех республиках, краях и областях создано950 городских я районных туристских клубов, которые имеют свои помещения,прокат снаряжения, библиотеки, штатных работников и объединяютквалифицированный туристский общественный актив. Туристские секции и клубытуристов созданы и работают в 90 тыс. коллективах физкультуры. Занимаются в них8 млн. человек.[7]
Этими организациями разработано более20 тыс. туристских маршрутов по родному краю. По этим маршрутам ежегодносовершают походы, в основном выходного дня, свыше 20 млн. туристов. Запоследние годы на различных семинарах и в школах без отрыва от производстваподготовлено более 700 тыс. инструкторов туризма, руководителей походов, судейтуристских соревнований и других категорий общественного туристского актива.
Но если говорить о спортивномтуризме, то показатели намного ниже. По данным государственной статистическойотчетности и сведениям, поступающим от маршрутно-квалификационных комиссий, взарегистрированных спортивных походах I—VI категорий сложности ежегодноучаствуют не более 200 тыс. туристов (не многим более 20 тыс. туристскихгрупп). С учетом того, что не все группы оформляют или могут оформитьмаршрутные документы на свои походы и что не все туристы-спортсмены ходят впоходы каждый год, можно утверждать: регулярно занимающихся спортивным туризмом400—500 тыс. человек.
Из наиболее опытного актива прифедерациях, в туристских клубах и крупных туристских секциях коллективовфизкультуры создаются комиссии по видам туризма и разделам работы. Их число инеобходимость определяются в зависимости от уровня развития того или иного видатуризма, направлений работы.
Видовые комиссии способствуютразвитию своего вида туризма, оказывают практическую помощь нижестоящимкомиссиям, туристским секциям, ДФСО, осуществляют подготовку и повышениеквалификации общественных туристских кадров, организуют и проводят слеты исоревнования, занимаются вопросами повышения безопасности, разработкой новыхобразцов туристского снаряжения и способствуют их внедрению.
Среди межвидовых комиссий наиболееважными являются: маршрутно-квалификационные, но общественным туристскимкадрам, по слетам и соревнованиям, организационно-массовые. Могут быть икомиссии по пропаганде и агитации, охране природы, школьного и юношескоготуризма, походов выходного дня и сдачи туристских нормативов комплекса ГТО,походов по местам революционной, боевой и трудовой славы Коммунистическойпартии и советского народа и др.
Комиссии по общественным туристскимкадрам и по слетам и соревнованиям не должны подменять и дублироватьпрактическую деятельность видовых комиссий по этим направлениям работы. Ихзадачами являются координирование этой деятельности, ее планирование, помощь вподборе инструкторских и судейских кадров и их учет, рассмотрение представленийна присвоение инструкторских и судейских званий, выработка единого направленияв деле подготовки кадров и проведения соревнований. Эти комиссии должныоказывать практическую помощь туристским секциям ДФСО и коллективов физкультурыв организации. школ и семинаров по подготовке инструкторов и руководителейпоходов, в проведении слетов и соревнований.[8]
Значение туристских маршрутно-квалификационныхкомиссии (МКК) в структуре самодеятельного туризма… трудно переоценить. Какговорят сами туристы, поход' начинается и заканчивается в МКК. Здесь туристскойгруппе окажут квалифицированную помощь в выборе и разработке маршрута, подбореснаряжения, продуктов питания и медикаментов, организации и проведении похода,помогут схемами и описаниями наиболее сложных участков маршрута. В МКК оформятмаршрутные документы, а потом рассмотрят отчет о совершенном походе и выдадутсправки о его зачете, оформят спортивный разряд по туризму. В этих общественныхкомиссиях работают опытные и авторитетные специалисты по всем видам туризма,руководители многих походов высоких категорий сложности, мастера спорта. МККсовершенствуют правила проведения походов, нормативы спортивных разрядов,классификацию туристских маршрутов. Они разрабатывают положения и методикупроведения чемпионатов по туризму, образуют судейские коллегии для подведенияих итогов. Им принадлежит основная работа по профилактике несчастных случаев втуризме, они определяют, готова ли группа к прохождению запланированногомаршрута.
Практически МКК может быть создана влюбом коллективе физкультуры, где имеется туристская секция. Ноцелесообразность ее создания не всегда оправдана. Если групп, ежегодноотправляющихся в походы, немного, а в городе (районе) действует МКК, создаватькомиссию в своем коллективе нецелесообразно.
МКК федераций туризма являютсявышестоящими на территории республики, края, области. Они осуществляют контрольи помощь в деятельности МКК — туристских клубов, советов ДФСО и коллективовфизкультуры. Высшим туристским маршрутно-квалификационным органом является МККВсесоюзной федерации туризма. При других организациях всесоюзного масштаба (атакже республиканского — в республиках, имеющих областное деление) МКК несоздаются.
Полномочия МКК при рассмотрениипоходов той или иной категории сложности, оформлении разрядов по туризму взависимости от опыта ее членов определяют вышестоящие МКК. Безусловно, не все,даже областные и республиканские МКК могут рассматривать заявочные документы напоходы любой категории сложности по всем видам туризма для туристских группсвоей территории. Поэтому ряд областных в РСФСР и Украинской ССР иреспубликанских МКК получил статус зональных. Этим МКК поручено обслуживатьтуристские группы соседних областей и республик.
Наиболее широкими полномочиями побольшинству видов туризма обладают МКК Российской, Литовской, Казахской,Эстонской, Украинской, Латвийской, Белорусской республиканских, Московской иКиевской городских, Ленинградской, Харьковской, Свердловской, Пермской,Московской, Ростовской, Новосибирской, Томской, Куйбышевской, Башкирскойобластных, Красноярской и Алтайской краевых федераций туризма.
Документы на походы до V категориисложности включительно могут сейчас рассматривать: по пешеходному туризму — 33,по водному — 33, по горному — 31, по лыжному — 19, по автомото — 15, повелосипедному — 11, по спелео — 4 МКК.
Заключения по походам VI категориисложности, помимо МКК Всесоюзной федерации туризма, дают МКК Российской,Украинской республиканских, Ленинградской областной и Московской городскойфедераций туризма.[9]
В стране насчитывается около 900маршрутно-квалификационных комиссий, в работе которых участвует почти 15 тыс.человек. Ответственными секретарями МКК республиканских, краевых и областныхфедераций туризма, а также большинства туристских клубов являются штатныеработники. Все МКК имеют свой штамп установленного образца, в которомобозначены принадлежность МКК, шифр и полномочия по каждому виду туризма.
На развитие самодеятельного туризмасоветы профсоюзов выделяют советам по туризму и экскурсиям значительныесредства. В 1986 г. сумма этих средств составила около 9 млн. рублей. Советы потуризму и экскурсиям расходуют их на работу и содержание туристских клубов иКСС, на массовые туристские мероприятия (слеты, соревнования и др.), подготовкутуристских кадров, пропаганду туризма, проведение совещаний, обеспечениебезопасности путешествий. Расходование этих средств регламентируетсяспециальными нормативными документами. Так, ассигнования на слеты,соревнования, чемпионаты определены Положением о порядке проведения спортивныхмероприятий профсоюзов и материального обеспечения их участников и судей,утвержденным постанов--пением Секретариата ВЦСПС от 2 сентября 1983 г. В этом документеустановлены нормы расходов на оплату проезда, суточных в пути, работу судей,питание и размещение в дни проведения мероприятий.
Нормы расходов на проведениеучебно-тренировочных походов по подготовке общественных туристских кадров.устанавливаются на основании письма ЦСТЭ от 24 января 1974 г., акомандирование участников к месту их про-. ведения осуществляется на общихоснованиях.
Финансирование туристских экспедиций,проводимых ежегодно советами по туризму и экскурсиям, производится всоответствии с Инструкцией, утвержденной постановлением президиума ЦСТЭ от 19ноября 1974 г., и постановлением бюро ЦСТЭ «Об ассигнованиях на питаниеучастников походов по подготовке общественных туристских кадров и участниковэкспедиций при разработке новых туристских маршрутов» от 19 июля 1974 г. Активно участвуют в финансировании туристской работыфизкультурно-спортивные организации. Они проводят массовые туристскиемероприятия, готовят общественные туристские кадры. Профсоюзные комитетывыделяют коллективам физкультуры средства на развитие самодеятельного туризмаиз отчислений предприятий на культурно-массовые и спортивные мероприятия.
Самодеятельные туристские походыпроводятся в свободное от работы и учебы время, во время отпусков и в основномза счет средств самих туристов.туризм индустриясервис россия
/>2.Туристский рынок в России: становление и регулирование/> 2.1 Индустрия туризма и её развитие в современных условиях
В настоящее время индустрия туризмаявляется одной из наиболее динамично развивающихся форм международной торговлиуслугами. В последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытийиностранных туристов в мире составили 5, 1%, валютных поступлений — 14%.Согласно данным всемирной туристической организации, в 1995 году в мире былозарегистрировано 576 миллионов прибытий туристов, поступления от международноготуризма достигло 372 миллиарда долларов (без учёта поступлений отмеждународного транспорта). В целом объёмы валютных поступлений от туризма запериод с 1950 по 1995 год выросли в 144 раза[10].
По прогнозам экспертов, бурноеразвитие международного туризма будет продолжаться и далее. По разнымподсчётам, к 2000 году эта отрасль станет ведущей экспортной отраслью в мире.Ожидается, что при сохранении сложившихся темпов роста число международныхпутешествий к 2005 году достигнет 900 млн. человек, а к 2010 году увеличится исоставит порядка 937 млн. человек.
По мнению различных аналитиков, воснове развития международного туризма лежат следующие факторы:
Экономический рост и социальныйпрогресс привели к расширению объёма деловых поездок и поездок спознавательными целями.
Совершенствования всех видовтранспорта удешевило поездки.
Увеличение числа наёмных рабочих ислужащих в развитых странах и повышение их материального и культурного уровня.
Интенсификация труда и получениетрудящимися более продолжительных отпусков.
Развитие межгосударственных связей икультурных обменов между странами привело к расширению межличностных связеймежду и внутри регионов.
Развитие сферы услуг стимулировалоразвитие сферы перевозок и технологический прогресс в области телекоммуникаций.
Ослабление ограничений на вывозвалюты во многих странах и упрощение пограничных формальностей.
Под туристической индустриейпонимается совокупность производственных, транспортных и торговых предприятий,производящих и реализующих туристические услуги и товары туристического спроса.
С развитием массового организованноготуризма и переходом его на новую основу, опирающуюся на развитую туристическуюиндустрию и современные средства транспорта, произошли некоторые изменения вформах организации международного туризма.
Во-первых, существенно возросло числорозничных фирм, предлагающие туристические услуги турагентов и лишённыхзачастую юридической и хозяйственной независимости.
Во-вторых, изменился характердеятельности туристических оптовых фирм, которые превратились в туроператоров,предлагающих полный комплекс услуг в виде инклюзив — туров.
В-третьих, появились крупныекорпорации, основанные на капитале транспортных, торговых, страховых компаний ибанков, осуществляющие операции по представлению туристических услуг клиентам.
Все вышеназванные категории фирмотличаются друг от друга по функциям и характеру деятельности.
Туристические агентства — эторозничные фирмы, выполняющие роль посредников между туроператорскими фирмами иобслуживающими предприятиями, с одной стороны, и клиентами-туристами, с другой.Турагенства либо организуют туры, предлагаемыми туроператорскими фирмами, либозанимаются предоставлением отдельных видов услуг индивидуальным туристам илигруппам лиц, устанавливая непосредственные связи с транспортными организациями,гостиничными корпорациями, экскурсионными бюро. Продажа туров осуществляется поценам, устанавливаемым туроператорами и указанным в их проспектах. Зареализацию инклюзив-туров турагенства получают определённое комиссионноевознаграждение от туроператоров. [11]
Реализация отдельных видов услугосуществляется по ценам, устанавливаемым их производителями, а за оказаниеразрозненных услуг турагенства могут устанавливать определённые наценки крозничным ценам производителя. Большинство турагенств находится в сфере влияниякрупных туристических оптовых фирм, авиационных компаний, гостиничныхкорпораций и торговых фирм.
Туроператорские фирмы — это, преждевсего оптовые фирмы, выступающие посредниками между предприятиями туристическойиндустрии и турагенствами. Они реализуют туры от своего имени через турагенствалибо непосредственно клиентам. В процессе организации поездок туроператорыустанавливают связи с предприятиями размещения, питания, транспорта, культурно-просветительскими учреждениями и экскурсионными бюро. Часто туроператорыарендуют на основе долгосрочных контрактов гостиницы и другие средстваразмещения, самолёты, автобусы, обеспечивая их максимальную загрузку и получаязначительные скидки.
Туроператорские фирмы в зависимостиот используемого вида транспорта подразделяются на специализирующиеся наорганизации туров с использованием специально оборудованных самолётов;автобусных экскурсий; железнодорожных экскурсий; морских круизов и путешествийв какую-либо одну страну или специализированных туров.
Туристические корпорации — этокрупные предприятия, которые путём участия объединяют широкий круг фирм,представляющих различные виды туристических услуг. Они в значительной степенимонополизировали рынок и превратились в мощные межотраслевыепроизводственно-хозяйственные комплексы, включающие предприятия самых различныхотраслей промышленности, обслуживающих туристический бизнес, транспортныебанковские, страховые и другие компании и реализующие туры через широкую сетьтуроператоров и турагенства в разных странах.
Оснащение самыми современнымиавтоматизированными системами управления и связи позволяет им оперативноизучать и удовлетворять потребности и интересы туристов. Наибольшего развитияподобные крупные компании достигли в развитых капиталистических странах. ВоФранции, например, на долю 13 крупнейших туристических корпораций приходится50% реализуемых туров, в германии 3 крупнейшие туристические корпорации “TUI”, “Nekkerman” и “ITS” сосредоточили в своих руках 70% рынка. [12]
Помимо крупных корпораций, внастоящие время получили широкое развитие гостиничные комплексы, которыепредоставляют туристам услуги не только по их размещению, но и широкий комплексдругих услуг, например, питание в ресторане при отеле, предоставление залов дляпроведения совещаний, приобретение билетов на транспорт, вызов такси, экскурсионноеобслуживание, организация развлечений, торговля сувенирами и прочими товарами.
Крупнейшие гостиничные комплексыобъединяются через автоматизированные системы управления и распределениягостиничного фонда в так называемые “цепи”, что позволяет быстро и точноучитывать каждую индивидуальную сделку и с минимальными затратами временипроизводить резервирование мест в гостиницах, на транспорте без задержкивыдавать всю расчётную документацию и осуществлять платежи. Всего в миренасчитывается около ста таких гостиничных “цепей” с общим числом номеров 1, 6млн. Ведущие из них — “Holiday Inn”, “Sharaton”, “Hilton”[13].
Важной особенностью современногоэтапа развития международного туризма и изменения его организационных формявляется проникновение в туристический бизнес транспортных, торговых,банковских, промышленных, страховых компаний. Транспортные компаниипредоставляют как отдельные виды услуг, так и самостоятельные разработанныетуры на основе гостиничной базы. Такие фирмы организуют обслуживание на основеделовых отношений с гостиничными и другими предприятиями на обычных условияхтуроператора. Торговые фирмы стали активно заниматься реализацией туристическихуслуг примерно с начала 70-х годов. Это относится, в основном, к крупнымрозничным концернам и к торгово-посылочным фирмам.[14]
Первоначально универсальные магазины,стремясь улучшить обслуживание клиентуры, сдавали в аренду свои помещения длядеятельности турагенств. В дальнейшем, по мере спроса, они перешли к практикеорганизации в своём составе формально не зависимых туристических фирм сограниченной ответственностью, которые затем стали их дочерними фирмами.
В целях быстрого и прочногозавоевания рынка эти компании начали калькулировать цены на туры с расчётомлишь на минимальную прибыль, что было возможно благодаря громадному капиталуторговых фирм. Промышленные фирмы, представляющие в первую очередь отрасли,обслуживающие туристический бизнес, на основе системы участия стали приобретатьи включать в свою структуру туристические фирмы. Заметно усилилосьпроникновение банков и страховых компаний в сферу международного туризма путёмприобретения всего или части контрольного пакета акций. Обладая разветвлённойсетью филиалов и обширным штатом страховых агентов, банки и страховые компаниистали успешно осуществлять эти операции, получая дополнительную прибыль за счётэкономии на комиссии, выплачиваемой турагенту. Туры, предлагаемые банками, какправило, дешевле, чем у турагентов. Кроме того, банки и страховые компанииимеют собственные автоматизированные системы учёта и управления, в памятикоторых заложены все основные данные о вкладчиках и застрахованных лицах. Этопозволяет им осуществлять целенаправленную рассылку рекламы и информации,предлагая клиенту такие туры, которые могут соответствовать его интересам исредствам.
Дисконтные карточки, выпускаемыебанками, в отличие от кредитных и дебетовых пластиковых, являющихся платёжнымсредством, не предназначены для оплаты, но дают своим владельцам права на самыеразнообразные скидки. В мире существует несколько глобальных систем дисконтныхкарточек. Лидирующее положение занимают “ETN”, “IAPA”,“COUNTDOWN”[15].
В условиях, когда конкуренция втуристском бизнесе и индустрии отдыха и развлечений очень высока, владельцыотелей принимают участие в дисконтных программах, так как бесплатная информацияо скидках, которая даётся в каталогах для владельцев карточек, привлекаетпотенциальных клиентов. Банковские структуры также заинтересованы враспространении карточек. Они выдают их как дополнение к эмитируемым кредитнымкарточкам бесплатно или гораздо дешевле розничной цены, тем самум расширяяспектр услуг для своих клиентов.
Кроме распространения дисконтныхкарточек, банки реализуют дорожные чеки. Система дорожных чеков схожа ссистемой аккредитивов, но, в отличие от последних, можно не только обменивать вбанке на деньги, но ими можно расплачиваться в магазинах, которые их принимают.
Дорожные чеки позволяют обезопаситьденьги от кражи, так как платёжный документ становится действительным толькопосле сличения подписи владельца с подписью на корешке книжки. В отличие отпластиковых карточек, для приобретения чека не обязательно иметь счёт в банке.
Дорожный чек ещё называют туристскимчеком, под которым понимается платёжный документ, денежное обязательствовыплатить обозначенную в нём сумму валюты его владельцу.
В Европе с 1968 года широкуюпопулярность приобрёл еврочек — чек в евровалюте, который выписывается банкомбез предварительного взноса клиентом наличных денег в счёт банковского кредитасроком до месяца. Чек оплачивается в любой стране-участнице соглашения“Еврочек”, к которым относятся страны ЕС. [16]
На мировом рынке сравнительно недавнопоявился новый вид размещения — тайм-шер. Это не продажа стандартнойнедвижимости и не размещение в гостинице, а среднее между ними — собственность,ограниченная по пользованию во времени. За единицу времени принимается однанеделя.
Сегодня тайм-шер-индустрия состоит издвух частей:
— продажа клубов или апартаментов,разделённых на недели;
— обмен этих недель через единыйцентр по обмену, называемый клубом для отдыха, где собственники могутобменяться своими неделями.
В мире насчитывается пять обменныхорганизаций, среди которых лидируют “RCI”и “II” (Interval International).
Индустрия тайм-шера неуклонноразвивается с начала семидесятых годов. С 1989 года мировое число курортов,работающих по системе тайм-шер, возросло на 600%, годовой объём продаж недельувеличился на 300%. К 1994 году в мире было продано тайм-шеров на четыремиллиарда долларов[17].
С ростом популярности тайм-шеровменялась и сама индустрия. Если в годы формирования она привлекала в основноммелких предпринимателей, то сейчас ею занимаются такие корпорации как “Хилтон”,“Марриот”, “Дисней”, “Шэратон”, “Баррат”, “Вамли”.
Сегодня тайм-шер является одной изнаиболее быстро развивающихся отраслей индустрии отдыха. Он считается самойсовременной технологией в области между туризмом и недвижимостью.
Курорты тайм-шер есть в 75 странах.Европа занимает второе место по развитию тайм-шера после США. Многиепринимающие страны рассматривают тайм-шер как существенный элемент всей системыорганизации отдыха. В большинстве регионов он расширяет сезон каникул,способствует продолжительному экономическому росту, улучшает перспективы дляинвестиций, повышает занятость.
Как и любая другая сферахозяйственной деятельности, индустрия туризма является весьма сложной системой,степень развития которой зависит от степени развития экономики страны в целом.
На промышленно развитые страныприходится свыше 60% всех прибытий иностранных туристов и 70-75% совершаемых в мирепоездок. При этом на долю ЕС приходится около 40% прибытий туристов и валютныхпоступлений/>2.2 Особенности туристского рынка в России
В России туристский рынок развиваетсяс преимущественной ориентацией на выезд. Подавляющее большинство действующих унас тур фирм предпочитают заниматься направлением своих соотечественников зарубеж, и лишь небольшая их часть работает на привлечение гостей в РФ — т.е. вседелается для «уплыва» капиталов от турбизнеса за рубеж.
Можно привести такие цифры: если в1988 году за границу СССР выезжало 4,3 млн. чел. (из них по линии туристскихорганизаций около 1 млн.), а въезд иностранных граждан составил более 6 млн.чел. (из них 2,5 млн. туристов), то в 1995 году цифры кардинально изменились — из России выехало 8,4 млн. чел (2,6 млн. по линии тур фирм), а въездиностранных граждан составил 5,3 млн. (из них 1,8 млн. туристов). Кроме этойневеселой для казны государства статистики можно добавить еще один неприятныймомент: за последние три года в РФ осели не менее миллиона иностранных гражданиз стран Юго-Восточной Азии, что существенно осложняет криминогенную ситуацию внашей стране [18].
По ставшей уже своего рода традицией«первопроходцами» в новые для нашего рынка страны являются, преждевсего, «новые русские» и «челноки». Шоп-туры предлагают нетолько любые виды товаров, но и целевые поездки: за автомашинами — в Германию,Швецию, Финляндию и Голландию, за шубами — в Грецию, за мебелью — в Польшу иОАЭ, за стеклом и люстрами — в Чехию, за обувью и трикотажем — в Италию,Португалию и Сирию, за летним текстилем — в Индонезию.
Заметна тенденции возврата на наштуристский рынок стран, занимавших ведущее положение в бывшем СССР — Болгарии,Венгрии, Чехии и Польши.
Значительную часть (более 30%) турфирм России составляют такие, где присутствует в той или иной форме иностранныйкапитал. В ряде случаев это отнюдь не добавляет фирмам надежности, так какиногда иностранные фирмы образованы случайными людьми. Разумеется, речь вданном случае не идет о представительствах крупных международных фирм, которыеуже не первый год успешно работают на российском туристскою рынке.
Еще одна характерная тенденция дляроссийского тур-бизнеса — обострение конкурентной борьбы между турфирмами, таккак число последних превышает спрос на туруслуги. Появление новых фирм, ихуспешная деятельность возможны в том случае, если они приходят на рынок с явноновым продуктом. Однако в большинстве случаев новые тур фирмы ищут доходы в ужеосвоенных сегментах рынка, что повышает опасность проявления новичками полнойнесостоятельности и обман клиентов (вплоть до исчезновения с деньгами клиентовбез предоставления тур услуг вообще).
Что касается регионального туризма,то здесь самая грустная картина: количество организованных туристов посравнению с 1988 годом уменьшилось в 12 (!) раз; наиболее посещаемой остаетсяузкая полоска сочинского побережья; речные круизы стали полностьюнерентабельными и близки к исчезновению; о пешем туризме уже почти невспоминают. И так далее. Перспектива у регионального туризма в России можетпоявиться только в том случае, когда на него, наконец, обратят внимание местныеорганы власти.
Групповой туризм российских гражданпо целям путешествий распределяется следующим образом[19]:Отдых и экскурсии 60,1% Бизнес 13,8% Лечение 11,0% Учёба 9,0% «Шопинг» 6,1% />2.3 Юридические аспекты развития туристского рынка в России
К сожалению, сфера туризма и по сейдень остается одним из «белых пятен» на правовом поле России. По сутидела только Закон РФ от 9 января 1996 года №2 Ф3 «О защите правпотребителей» и Положение о лицензировании международной туристскойдеятельности (утвержденное постановлением Правительства РФ от 12декабря1995года № 1222) напрямую (помимо конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, кодексазаконов «О труде» РФ и Таможенного кодекса РФ) относятся к правовомурегулированию туристской деятельности. При этом надо отметить следующиемоменты.
3акон «О защите правпотребителей» обеспечивает защиту прав клиентов тур фирм и фактическиобозначает обязанности последних при выполнении туристских услуг.
Положение о лицензированиимеждународной туристской деятельности закладывает основы системы лицензированиярассматриваемой области и разрешает введение конкретных количественных икачественных ограничений, а также собственно выдачу лицензий по туризму местныморганам власти и управления — что, в общем-то, является достаточно спорныммоментом.[20]
До недавнего времени в России не былони закона о туризме, ни правил туристского обслуживания, ни типовых договоров,определяющих ответственность тур фирмы перед клиентом, ни даже пригодной длямежду народного туризма типовой путевки. Правда, в послед нее время ледтронулся: Закон о туризме прошел первое чтение в Государственной Думе РФ, аМинистерство финансов России 10 апреля 1996 года утвердило типовую туристскуюпутевку.
Далее, хотя механизма сертификациитур услуг на Западе нет, прежде чем получить лицензию на туристскуюдеятельность, фирма там должна доказать, что она в состоянии нормальноработать: что она имеет необходимый стартовый капитал, что у неё есть страховыевклады и банковские гарантии; в ряде стран от предпринимателя в области туризматребуют отдельный баланс по туруслугам (ежегодный) и данные независимойаудиторской проверки.
Практически во всем мире тур фирмы неимеют права заниматься ничем, кроме туризма. И, безусловно, требования иперсоналу турагенства несравнимо выше, чем в России — почти повсеместно введенааттестация персонала тур фирм на государственном и/или муниципальном уровне свыдачей соответствующих сертификатов.
Международное методическое иорганизационное обеспечение туристской деятельности напрямую связано сдеятельностью Всемирной туристской организации (ВТО), созданной по инициативеЮНЕСКО в 1975 году. Сфера интересов ВТО предполагает не только выдачуметодических рекомендаций по организации туризма в стране и отдельных еерегионах, по отдельным вопросам подготовки и проведения международных туров, нои обучение и сертификацию специалистов по туризму, обмен опытом врассматриваемой области, в том числе на межгосударственном уровне (яркий пример- Межпарламентская конференция по туризму в Гааге в 1989 году).[21]
Вообще практика показывает, что сфературизма, особенно его международных составляющих, без участия государстваразвиваться не может. После ликвидации в 1989 году Госкомтуриста СССР в нашейстране в течение трех лет не было ведомства, ответственного за развитие сферытуризма.
С учетом рекомендаций ВТО и итоговыхдокументов Гаагской Межпарламентской конференции, а также той нерадостнойситуации, которая стала складываться как во внутреннем, так и в международномтуризме России, в марте 1992 года было образовано Министерство культуры итуризма РФ, которое менее чем через год было разделено на два самостоятельныхведомства: Министерство культуры и Комитет по туризму. Дальнейшая реорганизацияаппарата правительства России привела к тому, что было образовано совмещенноеведомство — Комитет по делам молодежи, физической культуре и туризму, затем — Комитет физкультуры и туризма. С 9 августа 1994 года стал функционироватьГосударственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму вего нынешнем виде и составе (ГКФТ РФ). Частые реорганизации национальнойтуристской администрации в 1991 — 1994 годах, естественно, не способствовалиразвитию туризма в России, но, тем не менее, была проделана соответствующаяработа по вхождению российского туризма в рыночные условия.
Сегодня ГКФТ России являетсяфедеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственноеуправление и межотраслевую координацию в сфере туризма, в том числе:
* методическоеобеспечение туристской деятельности в РФ (ГКФТ РФ разработал законопроект«Об основах туристской деятельности в Российской Федерации, Положение олицензировании международной туристской деятельности в РФ, типовой договор туруслуг, типовую туристскую путевку и т.д.);
* организация ируководство системой лицензирования тур фирм;
* обучение иповышение квалификации в сфере туризма;
* международныесвязи в рассматриваемой области.[22]
На региональном уровнелицензирование, руководство и координацию деятельности тур фирм (турагенств)осуществляют обычно отделы культуры в составе администрации региона и/илиспециально созданные местной исполнительной властью муниципальные организации.
В условиях перехода к рыночнойэкономике и, с учетом специфики туристской деятельности, наиболее эффективнойсистемой организации и оплаты труда в туризме следует признать контрактнуюсистему. Правовые основы такой системы заложены в КЗОТ РФ (статьи 15-40).Именно трудовой договор (контракт) может в определенной степени упорядочитьтрудовые отношения между руководителем тур фирмы и штатным (наемным)работником, четко определить функциональные обязанности сотрудников и,особенно, во взаимоотношениях с клиентами туристского агентства. Наиболеераспространенной (и вполне оправданной) формой трудового договора в турфирмеявляется срочный трудовой контракт, который заключается на срок от 6 месяцев догода (с работниками структурных подразделений и вспомогательным персоналом турфирмы) и от одного до 3 лет (с управленческим составом фирмы).
При этом следует подчеркнутьследующие особенности трудовых контрактов в туристской деятельности:
резко возрастает значение испытанияпри приеме на работу и испытательного срока (в связи с отсутствием достаточноквалифицированных кадров в сфере туризма в настоящее время);
в соответствии со статьей 80 КВОТ РФтурфирма самостоятельно устанавливает режимы рабочего времени, формы и системыоплаты труда сотрудников;
вместе с тем, необходимо оченьдифференцированно подходить к выбору режимов рабочего времени для различныхкатегорий работников тур фирмы (наиболее часто используются суммарный учетрабочего времени, скользящий график, гибкие формы занятости) и внедрять наиболееэффективные в условиях туристской деятельности системы оплаты труда (к таковымотносятся комиссионная форма, а также различные варианты бестарифных системоплаты труда);
целесообразно усилить ответственностьсотрудников тур фирмы за нарушение коммерческой тайны организации и различныевиды нарушений Положения о лицензировании международной туристской деятельности(с введением соответствующей системы штрафов и компенсаций в трудовые контрактыработников фирмы).
/>3.Современное состояние рынка въездного туризма
Низкий уровень развития въездноготуризма в России не соответствует значительному туристскому потенциалу страны суникальными уголками природы, богатой памятниками истории и культуры мировогозначения
Сложность анализа развития туризма вРоссии обусловлена прежде всего нерешенностью проблем адекватногостатистического учета турпотоков и экономических показателей функционированиятуриндустрии как межотраслевого хозяйственного комплекса. Не решены такиеважные проблемы, как учет в структуре въезда и выезда челночных поездок инелегальной миграции, исчисления мультипликативного эффекта развития туризма,более точной оценки его вклада во внешнеторговый оборот, формирование ВВП,налоговые поступления в бюджеты всех уровней, занятость населения и т.д.
Данные ФСБ России (Пограничнойслужбы), с одной стороны, свидетельствуют об увеличении въезда в Россиюиностранных граждан (без учета въехавших на постоянное место жительства) с 1995г. почти в 2,2 раза (22,06 млн. прибытий в 2004 г.). С другой — констатируют,что произошло это в основном за счет роста прибытий из стран СНГ (с 5,0 млн. в1995 г. до 13,4 млн. в 2004 г.), тогда как число прибытий из стран дальнегозарубежья за тот же период увеличилось всего в 1,6 раза — с 5,3 млн. до 8,7млн.
Кроме того, необходимо учитывать, чтоувеличение въезда из стран СНГ произошло в основном из-за роста частных поездок(в 3,6 раза), среди которых особенно велика доля трудовой миграции, тогда кактуристские поездки составляют всего 3,3%, сохраняясь примерно на одном уровне с2000 г. Наконец, такая динамика общего числа прибытий из стран СНГ может визвестной степени объясняться улучшением пограничного контроля в условияхотносительной прозрачности границ.
Общая цифра международных прибытий встрану впечатляет, и если считать большинство из них туристскими, то в спискесамых посещаемых туристами государств Россия должна была бы занимать 7-е местопосле Франции (75 млн. прибытий), Испании (52,5 млн. прибытий), США (40,4 млн.прибытий), Италии (39,6 млн. прибытий), Китая (33,0 млн. прибытий) иВеликобритании (24,8 млн. прибытий).
Но в Великобритании валютныепоступления от 24,2 млн. иностранных прибытий составляют 19,4 млрд. долл., а вРоссии, по данным за 2003 г., на 22,5 млн. прибытий приходится экспорт услуг насумму 4,5 млрд. долл. Если валютные поступления в расчете на одно прибытие вСША превышают 1600 долл., в Германию — 1250 долл., Италию и Испанию — по 790долл., Австрию — 700 долл., Китай — 520 долл., то средние расходы,произведенные нерезидентом во время пребывания на территории РоссийскойФедерации, составили всего 200 долл.
Это не означает, что мировойтуристский рынок утратил интерес к нашей стране, о чем свидетельствует идинамика въезда в Россию из стран, граждане которых чаще всего выезжают зарубеж. Так, в 2003 г. на долю Германии приходилось 516 тыс. прибытий, США — 281, Франции — 189, Великобритании — 177, Италии — 170 и Японии — 87. Тем не менее,тон в структуре въезда из стран дальнего зарубежья задают государства,сопредельные России, на долю которых приходится и основная часть челночногооборота. В 2004 г. на долю Польши пришлось 1129 тыс. прибытий, Финляндии — 1092тыс., Литвы — 951 тыс., Китая — 813 тыс., Эстонии — 521 тыс., Латвии — 371 тыс.и Монголии — 123 тыс. Особенно в этом отношении важен Китай, которыйрасполагает сегодня самым большим в мире потенциалом выездного туризма. По мереразвития современных форм организации приграничной торговли число челночныхприбытий из Китая сокращается, уступая место реальным турпоездкам, особеннопосле включения России в 2002 г. в список стран, рекомендованных властями КНРдля посещения китайскими гражданами.
К этому перечню можно добавитьТурцию, откуда в 2004 г. в Россию въехали 178 тыс. человек, значительная, еслине большая, часть которых приезжала на заработки. Хотя нельзя не учитывать, чточелночные направления со временем, как правило, становятся популярнымитуристскими дестинациями. Примером тому с точки зрения поездок российскихграждан за рубеж могут служить и Римини в Италии, и Дубай, и Греция, и Турция,и Финляндия. Можно не сомневаться, что то же самое произойдет с поездками вКитай и Польшу.
Еще одним важным индикатором работыиндустрии гостеприимства является количество созданных в этой сфере рабочихмест, в том числе с учетом сезонной занятости. Сказанное не умаляет,разумеется, значения таких показателей, как коэффициент загрузки средствразмещения, объем реализации услуг, рентабельность, сроки окупаемостикапиталовложений применительно к предприятиям и организациям,специализирующимся на приеме иностранных туристов, и, конечно, сумма налогов,уплачиваемых ими в бюджеты всех уровней.
Если считать народно-хозяйственнуюэффективность, нельзя не учитывать мультипликативный эффект развития въездноготуризма (равно как и внутреннего), возникающий в результате создания рабочихмест и реализации товаров и услуг туристам предприятиями смежных отраслей — транспорта, культуры, народных промыслов, общественного питания, торговли,связи и т.д. Соответствующие методики разработаны Всемирной туристскойорганизацией, но внедрение их сопряжено с немалыми трудностями в организациистатистического учета и отчетности на региональном и общероссийском уровнях.
Таким образом, повышениеэффективности государственного регулирования в сфере въездного туризма, равнокак и решений, принимаемых на уровне внутрифирменного управления, невозможнобез совершенствования системы соответствующих показателей, методологии иметодики статистического учета и отчетности.
Проблема привлечения инвестиций вгостиничное хозяйство заключается прежде всего в том, что сроки окупаемостиотелей уровня 3 звезды с учетом сложившейся процентной ставки по кредиту истоимости строительства составляют, как правило, более семи лет. Тогда как, например,сроки окупаемости капиталовложений в офисное строительство — 2,5-3 года, ажилищное и того меньше. Кроме того, инвесторов ждет исключительно сложнаяпроцедура землеотвода и различных согласований. Не в последнюю очередьотпугивает и существующая во многих городах практика „обременений“инвестора расходами, например, на реконструкцию коммуникаций в прилегающихрайонах, благоустройство города и т.п., а также просто высокий уровенькоррумпированности инстанций, дающих разрешение на строительство.
По результатам экспертного опроса 115работающих на въезд туроператоров, который РСТ провел в 24 регионах России,составлен рейтинг проблем, препятствующих развитию въездного туризма в нашустрану (см. Приложение). Совершенно очевидно, что большинство вопросов, которыенеобходимо решить для увеличения турпотока в Россию, относятся к компетенциинепосредственно государства.
Основные проблемы, мешающие развитиювъездного туризма, напрямую связаны с общеэкономической ситуацией, в частности,инвестиционным климатом в стране. И, по большому счету, именно этимобъясняется, например, дефицит гостиниц туркласса, то есть уровня 2-3*, идругих объектов туристической инфраструктуры. Но есть первоочередные вопросы,которые государство может решить, а некоторые уже начало решать. На прошедшем вЛондоне саммите, как известно, Россия и Евросоюз договорились об упрощениивъезда в Россию для граждан экономически развитых стран. Речь пока не идет отуристах, но, тем не менее, это важный шаг для стимуляции въездных потоков.
А договоренность о единой стоимостивиз в 35 евро не только для стран Шенгенской зоны, но и для всего Евросоюза,дает основания надеяться, что и Россия в ближайшее время перейдет к реальнопаритетному варианту, а также сократит сроки выдачи виз максимум дотрех-четырех дней, зарабатывая на количестве выданных въездных документов, а нена срочности их оформления. Но решение вопроса упирается не столько в МИД,который занимает по этому поводу достаточно конструктивную позицию, а в то,чтобы обеспечить достойное финансирование российских консульств за рубежом состороны Минфина.
Но все эти меры можно рассматриватьлишь как первый шаг на пути упрощения визовой процедуры, поскольку нашиконкуренты – страны Юго-Восточной Азии, Восточной Европы и даже СНГ, например,Казахстан, Киргизия, Украина — идут по пути перехода на режим безвизовоговъезда для экономически развитых стран и поэтапной отмены институтовподтверждения и обязательной регистрации.
Показательны примеры значения визовойполитики для привлечения турпотоков. За последние два сезона Россия потеряла50-60% израильского рынка, весьма важного для въездного туризма нашей страны.Причиной стала отмена Чехией и Венгрией виз для израильтян, и они дружнопоехали в Восточную Европу. Пару лет назад по аналогичной причине заметноснизился въездной поток в Россию из Японии. Японские туристы предпочли Китай,который установил для них безвизовый въезд. В результате турпоток из Японии вКитай увеличился в 4 раза.
Русская пословица «Что дорого – томило» в отношении турпоездок в Россию не работает. Въездной поток из ЗападнойЕвропы в нашу страну сокращается во многом из-за высокой стоимости туров. Дажесебестоимость туров в Россию превышает «желательную» платежеспособности гражданзападноевропейских стран. То есть, они, конечно, могут потратить такие деньгина путешествие, но не будут этого делать, поскольку есть огромный выбор гораздоболее выгодных предложений из Восточной Европы».
Классический недельный тур Москва — Санкт-Петербург за последние четыре года подорожал в 2-2,5 раза, и сейчасобходится европейцу в 1300-1400 евро при размещении в двухместном номере. При этоманалогичная поездка в Чехию или Венгрию стоит 500-700 евро.
Стоимость турпакета в Россию растетза счет всех составляющих. Например, за четыре года стоимость железнодорожногобилета Москва — Санкт-Петербург выросла с $28-30 до $80, билеты в самые популярныемузеи увеличилась в 3-4 раза, услуги гостиниц и предприятий общественногопитания каждый год дорожают на 20-25%.
Также актуальна ситуация спривлечением инвестиций для развития туристической инфраструктуры в стране.Помимо снижения таможенных пошлин на импорт воздушных пассажирских судов, накотором сейчас настаивает Минэкономразвития, необходимо срочно рассмотретьвопрос о снижении, а лучше отмене таможенных пошлин на импорт современныхтуристических автобусов. Сегодня, чтобы ввезти в страну современный автобус,надо к его цене прибавить 20% — таможенные пошлины, 18% — НДС, 2,2% — налог наимущество. В итоге стоимость его для российских компаний увеличивается на 44%по сравнению с ценой, которую платят за такую же машину наши коллеги, например,из стран Балтии. Конкретно: установка таможенных пошлин на автобусы старше 7лет в 3 евро за 1 куб. см двигателя увеличивает стоимость комфортабельного ибезопасного западноевропейского туристического автобуса на 36 тыс. евро. Врезультате многие турфирмы не могут вообще позволить себе не только новые, но идаже подержанные автобусы недавнего года выпуска. Да и смысла нет их покупать:из-за высокой цены значительно растягиваются сроки окупаемости этих инвестиций.В результате оказывается под угрозой безопасность туристов, которых возят настарых автобусах с соответствующими техническими характеристиками.
По данным таможенной статистики зашесть месяцев 2005 года в страну ввезено 176 новых туристических автобусов. Аподержанных – 1493, в том числе 163 – 80-х годов выпуска и 1042 – 1997-98годов, ввезенные из Китая и Кореи.
Аналогичная проблема с речнымикруизными судами, которых реально в России не строят, а при импортенакручивается 23% стоимости (18% НДС плюс 5% таможенные пошлины). Срокиокупаемости, опять же, зашкаливают далеко за 10 лет. Не случайно затормозиласьдаже объявленная сделка по строительству первых шести теплоходов для России вГермании, а отечественный круизный флот представляет собой, чуть ли неэкспозицию плавучего музея. Иными словами, без кардинального снижения налогов итаможенных пошлин на импорт транспортных средств для перевозок туристовреальных перспектив укрепления позиций на мировом туристическом рынке у Россиипросто нет. Этот же вопрос необходимо срочно решать и в отношении импортного оборудования– лифтового, холодильного, вентиляционного и др. — для гостиниц и другихпредприятий индустрии гостеприимства.
Еще одна не менее важная проблема — некоммерческая реклама туристических возможностей страны за рубежом. Изфедерального бюджета на это выделяется всего3 млн. евро, включая не тольконепосредственно рекламные акции, но и выставки, конференции и прочиемероприятия, проводимые Федеральным агентством по туризму. А та же Польша в2006 году намерена потратить на свое продвижение более 60 млн. евро. ДажеФранция, давно лидирующая на рынке въездного туризма, выделяет на рекламустраны 60 млн. евро, не считая региональных бюджетов. В среднем же каждаястрана Евросоюза тратит на некоммерческую рекламу 34 млн. евро.
Поэтому, в России расходы на эти целииз федерального бюджета, если страна действительно делает ставку на развитиетуризма, не могут составлять меньше $100 млн. в год. И пора, наконец, признатьэкспортный характер предпринимательской деятельности в области въездноготуризма, предусмотрев соответствующие льготы по НДС.
Как видно из прилагаемой таблицы,перечень подобных вопросов к государству можно продолжить. Но если экстренно невзяться за решение хотя бы вышеупомянутых первоочередных проблем, то нам ещедолго придется удивляться тому, что в Россию приезжает так мало иностранныхтуристов, въездным туризмом в стране реально занимается не более 1-2%зарегистрированных фирм, а дефицит платежного баланса по статье «Поездки» — принаших-то богатейших туристических ресурсах – составляет в 2004 году, по даннымБанка России, более $10,5 млрд.
По данным Росстата, увеличениестоимости услуг в сфере внутреннего туризма в 2001 г. составило 31,1%, в 2002г. — 21,8%, а в 2003 г. — 19,4%. Тогда как, например, стоимость поездокроссийских граждан за рубеж в 2001 г. выросла на 8,8%, в 2002 г. — на 8,0%, а в2003 г. — на 4,9% (при этом средняя стоимость поездки в Турцию даже сократиласьна 3,6%, а в Китай — на 4,5%). В основе роста цен в сфере туризма лежат причиныобщеэкономического характера: неэффективность структурной, антимонопольнойполитики, сложившийся инвестиционный климат, рост мировых цен на энергоносителии др. Однако анализ динамики цен на отдельные виды услуг, реализуемых туристам,дает основания для дополнительных выводов. Прежде всего обращает на себявнимание то, что опережающими темпами растет стоимость услуг в тех отраслях,где регулирование цен (тарифов) относится к зоне ответственности государства.Речь идет, например, о железнодорожных билетах и входных билетах в музеи,большинство которых являются государственными.
Немало проблем возникает и при работес музеями, особенно федерального значения, начиная от очередей на вход во времявысокого сезона, обеспечения стоянками для автобусов, туалетами и заканчиваятой же ценовой политикой. Проведенный Российским союзом туриндустрии (РСТ)анализ цен входных билетов в крупнейшие музеи мира показал, что в России ихстоимость уже вышла на европейский уровень, уступая только музеям Тауэра иВатикана.
Определенный прогресс вовзаимоотношениях турбизнеса с музеями наметился. По итогам переговоров РСТ сруководством Государственного Эрмитажа и Государственного историко-культурногомузея-заповедника „Московский Кремль“ эти музеи как наиболеепользующиеся спросом у иностранных туристов не повысили цены входных билетов на2005 г. При этом Эрмитаж ввел сезонные скидки, а Московский Кремль довелинформацию о стоимости своих услуг в следующем году до турфирм заранее, воктябре 2004 г.
Прежде турфирмы узнавали о ценах навысокий сезон уже после начала года, хотя договорный процесс с зарубежнымипартнерами и выпуск каталогов с указанием цен начинались осенью предыдущего.
Главной же причиной опережающегороста стоимости отечественного турпродукта является дефицит современныхгостиниц туристского класса. Количество гостиничных предприятий за период с1995 по 2003 г. сократилось на 28,8% и составило 3916, номерной фонд — на 17,2%(177,2 тыс. номеров), а единовременная вместимость — на 14,5% (364 тыс. мест).Разумеется, отчасти это связано с выбытием изношенных основных фондов иреконструкцией части гостиниц, предполагающей, как правило, увеличение площадиномеров за счет сокращения их количества. Кроме того, надо учитывать, что,помимо гостиниц, отечественная база размещения включает санаторно-курортныеучреждения и организации отдыха (пансионаты, дома и базы отдыха, турбазы идр.), общее число которых составляет 4601, а вместимость — 787,4 тыс. мест.Таким образом, общее количество мест в официально зарегистрированных в Россиисредствах размещения, не считая детских оздоровительных учреждений, посостоянию на 2003 г. составляло 1151,4 тыс., что втрое больше, чем в Турции, ив четыре с лишним раза больше, чем в Египте. По этому показателю Россию вЕвропе опережают только Италия, Германия, Испания и Франция.
Согласно исследованию,подготовленному Оксфордским институтом экономики, доля российской туристическойиндустрии в ВВП России на сегодняшний день составляет 9%, или 306 млрд. руб., адо конца 2005 г. этот показатель увеличится на 5,2%. По прогнозу, этот ростпродолжится и доля туризма в экономике в течение десяти лет достигнет 11% ВВП.Развиваясь, туристический сектор России будет содействовать развитию экономикистраны в целом. В 2005 г. число занятых в российской индустрии туризмасоставило 5,3 млн. человек, что соответствует 7,7% общей занятости населения,т. е. каждое тринадцатое рабочее место связано с индустрией гостеприимства. Втечение ближайших десяти лет ожидается создания 1,2 млн. новых рабочих мест иувеличения доли туризма в общей занятости населения России на 9,4%.
Заключение
Туризм – один из немногих устойчиво развивающихсявидов отечественного бизнеса. В туристской индустрии с 1991 по 1996 год созданои сохранено около 600 тыс. рабочих мест. В ближайшие 10 лет туризм останетсякрупнейшим источником создания новых рабочих мест в европейских странах.
Кроме того, велико значение туризма как источникавалютных поступлений, расширения международных контактов.
С экономической точки зрения привлекательностьтуризма, как составной части услуг – более быстрой окупаемости вложенныхсредств и получение доходов в СКВ. На долю туризма приходится около 6% мировогоВНП, 7% суммарных капитальных вложений, 11% мировых потребительских расходов и5 % всех налоговых поступлений. В 1995 году каждое 16 –е рабочее место в миреприходилось на туризм.
Значение туризма, как стимулятора развития другихотраслей хозяйства: строительство, торговли. Сельского хозяйства, производствотоваров народного потребления, связи и т.д. постоянно растет.
В туристской индустрии динамика роста объемовпредоставляемых услуг приводит к увеличению числа рабочих мест не многобыстрее, чем в других отраслях. Временной промежуток между ростом спроса натуристские услуги и появлением новых рабочих мест в туристском бизнесе минимальны.
Данный бизнес привлекает предпринимателей по многимпричинам: небольшие стартовые инвестиции, растущих спрос на туристские услуги,высокий уровень рентабельности.
В ряде зарубежных стран туризм является одной из самыхприоритетных отраслей, вклад ВНП которых составляет 15 – 35%.
Несмотря на продолжающийся туристский бум в России,влияние туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладугосударства в развитие данной отрасли и сдерживаемости в основном отсутствиемреальных инвестиций, низким уровнем частичного сервиса, недостаточнымколичеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров.
По самым оптимистическим подсчетам в российскойиндустрии туризма занят лишь 1 работник из 300, что в 30раз меньше аналогичногомирового показателя.
Неразвитость туристской инфраструктуры, невысокаякачество сервиса, высокий уровень преступности в стране привели к тому, что внастоящее время на Россию приходится менее 1% мирового туристского потока.
/>Списоклитературы
1. Балабанов И.Т., Балабанов А.И.Экономика туризма: Учеб. пособие. — М.:Финансы и статистика, 2000.
2. Бургонова Г.Н.,Коморджанова Н.А. Гостиничный и туристский бизнес. Учеб. пособ. — М.: Финансы истатистика, 2002. — 352с.
3. Власова И.Б.,Зорин И.В., Ильина Е.Н. Основы туристской деятельности. — М.: Российскиймеждународный институт туризма, 2003.
4. Въездной туризмможет стать высокодоходным // Экономика России: ХХI век» № 20, 2004
5. Герасимова А. Особенностиосуществления бухгалтерского учёта в международном туризме. //Экономика ижизнь. 2001 №14.
6. Годфри Харрис, Кеннет М. Кац. Стимулирование международноготуризма. М: Финансы и статистика, 2000 – 240 с.
7. ГОСТ 28681.0-90 «Стандартизация в сферетуристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения;
8. ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание.Классификация гостиниц».
9. Гостиничный итуристический бизнес. — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», 2001.
10. Гуляев В.Г. Организациятуристской деятельности. — М.: Нолидж, 2000.
11. Гуляев В.Г. Туристские перевозки (документы, правила, формуляры, технология). — М.: Финансы и статистика, 2001.
12. Гуляев В.Г. Новыеинформационные технологии в туризме. М.: «Издательство ПРИОР», 2001. — 144с.
13. Добрецов А.Экспорт услуг и международный туризм. // Экономика и жизнь. 2003. №42.
14. Доходы от въездного туризма в Россию возрастутhttp://www.ratanews.ru/rubricator/?id=464 //http://www.welt.ru/ru/news/market/tourism_news_russia_2.html
15. Дурович А.П. Поведение покупателей на рынке: маркетинговыйанализ. – Минск: БГЭУ, 2001.
16. Дурович А.П., Копанёв А.С. Маркетинг в туризме: Учебноепособие/Под общей ред. З.М. Горбылёвой. — Мн.: „Экономпресс“, — 2002- 400с.
17. Зуева М. Путешествия на продажу // Свой бизнес, № 11, 2004
18. Ильина Е.Н. Туризм — путешествия. Создание туристской фирмы. Агентский бизнес:Учебник для туристских колледжей и вузов. — М.: РМАТ, 2000.
19. Ильина Е.Н.Туроперейтинг: организация деятельности. Учеб. — М.: Финансы и статистика,2002. — 256с.
20. Исмаев Д.К. Основы стратегии и планирования маркетинга виностранном туризме. – М.: Луч, 2003.
21. История развития отрасли гостеприимства/ Под ред. ДашковаЛ.П. – М.: ЮНТИ, 2000. – 213 с.
22. Кабушкин Н.И.,Бондаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учеб. пособ. — Мн.: ООО«Новое знание», 2000. — 216с.
23. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. М.: Финансы и статистика,2003 – 320 с.
24. Квартальнов В.А.Туризм, экскурсии, обмены: Современная практика. — М.: Наука, 2001.
25. Квартальнов В.А.Туризм: теория и практика: Избранные труды:В 5-ти т. — М.: Финансы и статистика, 2002.
26. Легорнев С.Ф.Туризм в экономике открытого типа. // Вестник московского Университета. 2004.№2.
27. Международные стандарты. Управление качеством продукции. ИСО9000 – ИСО 9004, ИСО 8402. – М.: Изд-во стандартов, 2002. – С.41.
28. Моисеева Н., Рюмин М. Коммуникационная концепция маркетинга иеё методическое обеспечение.// Маркетинг. — 2001. — №6.
29. Новый Закон о туризме и туриндустрии // www.mcds.ru/default.asp?
30. Осипов Д. Вопросы и ответы сайта MITT — 2002.//Туризм:практика, проблемы, перспективы. — 2002 -№1.
31. Попчиковский В.Ю.Организация и проведение туристических походов. — М.: Профиздат, 2003. — 224с.
32. Правила предоставления гостиничных услуг в РФ, утверждённыеПостановлением Правительства РФ от 25.04.97г., № 490.
33. Результаты опроса115 компаний из 24 регионов Российской Федерации по ситуации на рынке въездноготуризма // www.ratanews.ru/news/news_7102005_3.stm
34. Россияпроигрывает конкурентную борьбу за привлечение иностранных туристов // www.ratanews.ru 17.10.2005.
35. Ростуризмрассказал о причинах снижения объемов въездного туризма //http://www.turist.ru/onews/business/?2005/10/07/91857
36. СНиП 2.08.02-89. «Общественные здания и сооружения». Правилатехнической эксплуатации гостиниц и их оборудования.
37. Туризм — бизнес будущего //http://ekburg.ru/adm/otd/30161_0_0_0
38. Туристскаядекларация: Всемирная конференция министров по туризму (4 ноября 2002 г.)//Туринфо. № 16. 2002.
39. Туристскиеуслуги//Спрос. №3. 2003
40. Уваров В.Д.,Борисов К.Г. Международные туристские организации. — М.: Междунар. отношения,2001.
41. Указ ПрезидентаРФ от 22 декабря 1995 г. № 1284 «О реорганизации и развитии туризма вРоссийской Федерации»
42. Федеральный законот 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ „Об основах туристской деятельности вРоссийской Федерации“ (с изменениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004г.)
43. Хвилер Я. А как у них?//Турбизнес — 2001 — №8.
44. Чеботарь Ю.М.Туристский бизнес. — М.: Мир деловой книги, 2001.
45. Экономикасовременного туризма. Под ред. доктора эконом. наук Г.А. Карповой. М.-СПб.,Издательский Торговый Дом «Герда», 2000.-416с.
ПриложениеРезультатыопроса 115 компаний из 24 регионов Российской Федерации по ситуации на рынкевъездного туризмаМесто в рейтинге Причины, препятствующие развитию въездного туризма Количество туроператоров, оценивших ситуацию как критическую Количество туроператоров, оценивших ситуацию как «проблемы есть, но положение пока не критическое» Отметили, что такой проблемы не существует или затруднились ответить В численном выражении В процентном выражении В численном выражении В процентном выражении В численном выражении В процентном выражении 1 Рост цен на основные услуги, входящие в турпакет для иностранных туристов 65 56,5% 37 32,2% 5 / 8 4,3% / 7,0% 2 Недостаточность рекламы за рубежом туристических возможностей России 60 52,2% 46 40,0% 5 / 4 4,3% / 3,5% 3 Дефицит современных гостиниц туркласса в регионах 54 47,0% 43 37,4% 11 / 7 9,6% / 6,1% 4
Дефицит современных гостиниц туркласса
в Москве и Санкт-Петербурге 53 46,1% 26 22,6% 12 / 24 10,4% / 20,9% 5 Дефицит современных автобусов, предназначенных для групповых туристских пассажироперевозок 51 44,3% 47 40,9% 15 / 2 13,0% / 1,7% 6 Дефицит необходимой для зарубежных туристов информации на иностранных языках в самой России (карт, буклетов, уличных указателей и т.д.) 49 42,6% 58 50,4% 8 / 0 7,0% / 0,0% 7 Опасения туристов стать жертвами террористических актов 37 32,2% 64 55,7% 11 / 3 9,6% / 2,6% 8 Неразвитость индустрии развлечений 37 32,2% 47 40,9% 28 / 3 24,3% / 2,6% 9 Дефицит современных круизных судов 34 29,6% 30 26,1% 18 / 33 15,7% / 28,7% 10 Криминогенная ситуация в стране 33 28,7% 68 59,1% 10 / 4 8,7% / 3,5% 11
Высокая стоимость туристических виз
в Россию, сложность процедуры их оформления для иностранцев 31 27,0% 62 53,9% 13 / 9 11,3% / 7,8% 12 Неадекватное поведение и злоупотребления в отношении иностранных туристов со стороны сотрудников милиции, таможни, пограничников 30 26,1% 60 52,2% 14 / 11 12,2% / 9,6% 13 Экспансия на рынок иностранных туроператоров, которые «перехватывают» турпотоки у российских компаний 29 25,2% 46 40,0% 28 / 12 24,3% / 10,4% 14
Режим регистрации иностранцев
на территории России 28 24,3% 63 54,8% 15 / 9 13,0% / 7,8% 15
Политический имидж России
на международной арене 26 22,6% 64 55,7% 13 / 12 11,3% / 10,4% 16 Налоговое законодательство в части турбизнеса 26 22,6% 55 47,8% 12 / 22 10,4% / 19,1% 17 Трудности с бронированием железнодорожных билетов для иностранных туристов 26 22,6% 40 34,8% 36 / 13 31,3% / 11,3% 18 Качество обслуживания иностранных туристов на железнодорожном транспорте 24 20,9% 56 48,7% 20 / 15 17,4% / 13,0% 19 Валютное законодательство в отношении турбизнеса 22 19,1% 55 47,8% 18 / 20 15,7% / 17,4% 20 Низкое качество обслуживания иностранных туристов в российских гостиницах 21 18,3% 74 64,3% 15 / 5 13,0% / 4,3% 21 Нехватка квалифицированных гидов-переводчиков 19 16,5% 65 56,5% 30 / 1 26,1% / 0,9% 22 Проблемы с организацией посещения музеев и других объектов показа, пользующихся спросом у иностранных туристов (очереди на вход, удаленность мест парковки автобусов, графики работы объектов и т.д.) 19 16,5% 50 43,5% 43 / 3 37,4% / 2,6% 23 Недостаток представляющих интерес для иностранных туристов музеев, памятников архитектуры, природных достопримечательностей и других объектов показа 13 11,3% 40 34,8% 60 / 2 52,2% / 1,7% 24 Недостаток ресторанов, баров и других предприятий общественного питания, отвечающих требованиям к обслуживанию иностранных туристов 12 10,4% 52 45,2% 46 / 5 40,0% / 4,3% 25 Скудность рынка сувениров и продукции народных промыслов 12 10,4% 45 39,1% 51 / 7 44,3% / 6,1% 26 Таможенные правила 11 9,6% 48 41,7% 35 / 21 30,4% / 18,3% 27 Качество обслуживания иностранных туристов на воздушном транспорте 9 7,8% 51 44,3% 33 / 22 28,7% / 19,1% 28
Трудности с бронированием авиабилетов
для иностранных туристов 7 6,1% 36 31,3% 55 / 17 47,8% / 14,8% 29 Экологическая обстановка 4 3,5% 44 38,3% 52 / 15 45,2% / 13,0% 30 Эпидемиологическая обстановка в стране 1 0,9% 21 18,3% 70 / 23 60,9% / 20,0%