Билет2
1.К основным формам физической культуры, используемым в организации культурногодосуга и здорового образа жизни, относят туризм, занятия.в спортивных секцияхи группах общефизической подготовки, самостоятельные занятия физическимиупражнениями- Туризм — исключительно ценное средство активного отдыха человека,способствующее формированию его самостоятельности и инициативности,содействующее развитию физических и психических качеств, позволяющее укреплятьздоровье, эффективно бороться с нервными и физическими перенапряжениями,повышать умственную и физическую работоспособность, повышать умение действоватьколлективно взаимосвязано с другими членами общественных объединений. Основныевиды туризма: однодневные и многодневные пешие велосипедные, и лыжные походы,водные походы на байдарках и плотах, выезды за город на природу, пешиепрогулки. Проведение всех туристских мероприятий требует от человекасоответствующей подготовленности которая включает в себя не только владениеопределенными двигательными действиями (ходьба, бег, лазание. плавание,передвижение на пыжах, велосипеде, плавательных средствах и др.) и достаточныйуровень физической подготовленности, но и специфические знания и практическиеумения. По-этому. осуществляя подготовку к туристскому походу тринироваться наместности, освоить правила техники 'безопасности во время передвижения помаршруту и во время стоянок, научиться организовывать бивак, оказывать первуюмедицинскую помощь при травмах, ушибах, пищевых отравлениях,
укусахживотных (в том числе змей, насекомых). Занятии в спортивных секциях и группахобщефизической подготовки проходят обычно в учебных заведениях,внешкольныхучреждениях дополнительного образования, в ДЮСИЩ. спортивныхобществах. В спортивных секциях занимающиесяполучают и совершенствуют умения вопределенных видах спорта. Периодичность занятий зависит от серьезностипритязанийзанимающихся и колеблется от двух раз в неделю до ежедневных. Вгруппах общефизической подготовки занимающиеся восновном развивают физическиекачества, совершенствуют деятельность всех основных жизненных системорганизма(занятия организуют два-три раза в неделю). Веду! занятия в спортивныхсекциях и группах общефизической подготовкиучителя физической культуры итренеры.
Самостоятельныезанятия организуют сами занимающиеся. Главное требование при этом — соблюдениевсех необходимых
законовпроведения занятий и правил безопасности.(См. также 1-е вопросы билетов 2,3 и15 для IX класса, 1-е вопросы билетов 3 и 7,2-е вопросы билетов 5,6,12-]3,14 и15 дляX класса.)
2.В настоящее время в мире получили широкое распространение различные системызанятий физическими упражнениями, направленные на регулирование телосложения, —бодибилдинг, аэробика, шейпинг, каллакинетика и др. Остановимся на двух из них— бодибилдинге и шейпинге. Но своей сути и бодибилдинг (адресованныйпреимущественно мужчинам), и шейпинг (адресованный женщинам) относятся кнетрадиционным видам атлетической гимнастики. Основная направленность занятий в.этих системах и. соответственно, состав подбираемых для них упражненийхарактеризуются акцентированным воздействием на мышечную и подкожно-жировуюткань занимающихся с целью индивидуального формирования и коррекции мышечногорельефа. Отличительная особенность этих видов нетрадиционной гимнастики посравнению с другими ее видами — обязательное соблюдение определенного пищевогои водно-солевого режима. Вместе с тем бодибилдинг, в отличие от шейпинга, имеетболее атлетическую спортивную направленность и предполагает интенсивноеформирование мышечного рельефа с помощью как традиционных спортивных снарядов(гантели, малые штанги, отягощающие накладки и др.), так и специальныхтренажерных устройств. Основные упражнения для коррекции рельефа мышц —упражнения избирательного воздействия. Их объединяют в специальные комплексы,обеспечивают проработку каждой группы мышц. При этом в эти комплексы включаютупражнения, связанные как с наращиванием мышечной массы, так и со снижениемвеса тела. Поэтому комплекс упражнений бодибилдинга и шейпинга имеют как быдвойную специфическую направленность: повышение и одновременно снижение массытела. Отсюда следует, что включаемые в них упражнения, величина нагрузкиирежимы их выполнения также характеризуются двойной направленностьювоздействия.Избирательность воздействия каждого упражнения комплексаопределяется в зависимости от. индивидуальных особенностейзанимающихся, ихфизической подготовленности, строения тела и рельефности мышц- Выполнениеупражнений требует ихсогласованности с фазами дыхания, оптимальным чередованиемнагрузки и отдыха, расслаблением мышц во время отдыха иих маскированием.Всистеме занятий комплексы атлетической гимнастики, оставаясь относительнопостоянными по составу упражнений, чередуются через определенное количествозанятий (например, замена одного комплекса на другой через каждыедве-тринедели).
Билет3
1.Под общей физической подготовкой (ОФП) понимают тренировочный процесс,направленный на всестороннее развитие физических качеств человека. В отличие отдругих видов подготовки в ОФП развитие физических качеств осуществляют с цельюдостижения и сохранения оптимального уровня общей работоспособности,поддержания высокой функциональной активности и социальной деятельности. Вместес тем на основе ОФП осуществляют специальную профессионально-прикладнуюфизическую подготовку, которая обеспечивает готовность человека активновключаться в конкретную профессиональную деятельность.
Основныезадачи, которые решают в процессе общефизической подготовки, включая и самостоятельныеформы организации занятий: повышение функциональных возможностей основныхжизненно важных систем организма дыхания, кровообращения, энергообеспеченияповышение уровня развития основных физических качеств (сила, быстрота,выносливость, гибкость, ловкость-координация 'повышение адаптивных(приспособительных) свойств организма к социально-экологическим и климатическимусловиям среды жизнеобитания человека; повышение защитных функций организма,устойчивости к заболевам психическим напряжениям и стрессам; обеспечениефункциональной готовности человека к профессионально-прикладной физическойподготовке. Включающей в себя освоение новых форм движений и видовпрофессиональной деятельности, повышение профессионально заданного уровняспециальной работоспособности.
Вобщефизической подготовке очень важно планирование основных элементоворганизации тренировочного процесса, Планирование включает в себя: выборфизических упражнений по признакам их воздействия на функциональную активностьорганов и систем организма; выбор величины нагрузки, ее объема ипродолжительности как в отдельно взятом занятии, так и в системе занятий;планирование каждого занятия и-системы занятий на недельный, месячный,полугодовой и годовой период.
Планированиеобщефизической подготовки обязательно осуществляется на основе результатовконтроля физической
подготовленностизанимающихся, и в первую очередь по результатам развития основных физическихкачеств.
Приступаяк планированию самостоятельных занятий, необходимо определить уровень своей Физическойподготовленности.
Дляэтого надо провеститестирование развития физических качеств и полученныерезультаты сравнить с нормативными требованиями, которыезадаются в школьнойпрограмме. Сравнивая свои данные с данными программы, выявляют либо отставание,либо опережениев развитии физических качеств и соответственно этому определяютнаправленность тренировочного процесса (например, есливыявлено отставание попоказателям выносливости, то, естественно, в содержание занятий включаютдостаточно большойобъем упражнений на развитие именно этого качества, и,наоборот, если отставание по показателям силы. то задаютсяпреимущественноупражнения силовой направленности).
Определивнаправленность общефизической подготовки и отобрав соответствующие Физическиеупражнения приступают к
планированиютренировочного процесса. Вначале определяют количество занятий в недельномцикле (например, 3 занятия) и устанавливают их продолжительность (например. 60мин.). После этого для каждого занятия первого не-дельного цикла разрабатываютплан-конспект. По окончании первого цикла определяют содержание занятий длявторого цикла и т.д. Разрабатывая содержание каждого последующего цикла,необходимо учитывать переносимость нагрузки в предыдущем цикле. Если реакцияорганизма на нагрузки была нормативной (бодрое и веселое настроение, хороший икрепкий сон. высокая работоспособность в течение всего дня).товеличину нагрузокповышают: если же проявились негативные симптомы (нА-рушение сна, плохойаппетит, вялость, усталость.несколько снижают. Величину нагрузок подбирают ирегулируют по показателям частот сердечных сокращений, ориентируясь на научноустановленные режимы: оздоровительный режим (до 120 уд/мин.): поддерживающий(до 140 уд/мин.): развивающий (до 1601 УД/МИН.): тренирующий (свыше 160 уд/мин)
2.Общая работоспособность человека в течение дня имеет волнообразную динамику,которая зависит как от особенностей
биологическогоритма организма так и от особенностей жизнедеятельности человека: характера исодержания его трудовой
деятельности,режима дня. устойчивости организма к внешним воздействиям, к физическим ипсихическим напряжениям
основываясьна закономерностях биологического ритма организма, можно увидеть, чти убольшинства людей после сна (в
началедня) общая работоспособность относительно небольшая. Затем она начинаетувеличиваться к середине дня, достигая
своегомаксимума :
Билет4
1Под скоростно-с иловым и и собственно силовыми способностями понимаютсяособенности человека, которые проявляются в способах (умениях) регулироватьхарактер и режимы мышечных напряжений. При этом характер и режимы напряженийзадаются двигательными действиями, которые вы-полняет человек. Так. например,чтобы оттолкнуться от опоры при прыжках, необходимо уметь максимально напрягатьмышцы за минимально короткий головой, надо уметь максимально напрягать мышцы идлительно сохранять это напряжение. В первом случае речь идет о скоростно-снловыхспособностях человека, т.е. способностях относительно максимально напрягатьмышцы за минимально короткое время; во втором — о собственно силовыхспособностях, т.е. способностях максимально напрягать мышцы и длительносохранять их напряжение. Как видно из «этою примера, и скоростно-силовые.и собственно силовые способности относятся к физическому качеству сила иразличаются между собой по характеру напряжения мышц- скоростно-силовыеспособности развивают с помощью упражнении скоростно-с ил о во и направленности.Их обязательно надо выполнять с максимально возможной скоростью. Поэтому впроцессе развития, скоростно-с иловых способностей величина нагрузки наработающие мышцы повышается постепенно, чтобы скорость выполнения упражненииоставалась относительно высокой. Она не должна снижаться до уровня менее чем80-85% от максимальной. Величину нагрузки в скоростно-силовых упражненияхповышают за счет количества повторении и дополнительных отягощении наработающие мышцы, Собственно силовые способности развивают с
помощьюфизических упражнений силовой направленности, при выполнении которых мышцынаходятся в состоянии достаточно максимального напряжения относшелыю длительноевремя. Величину нагрузки в этих упражнениях регулируют двумя способами:увеличением времени выполнения упражнения и увеличением отягощения нарабогающие мышцы. В целом развитие скоростно-силовых и собственно силовыхспособностей ведет к повышению уровня развития силы. Поэтому, чтобы достигнутьвсесторонней силовой подготовленности на занятиях силовой подготовки, чередуютвыполнение упражнений с корост но-с ил о во и и собственно силовойнаправленности.
2В течение жизни осанка человека может меняться. Это связывают с различнымиФакторами, в первую очередь с особенностями и характером трудовой деятельностичеловека. Если трудовая дея^льность характеризуется малоподвижностью, то мышцытуловища не получают достаточной тренировки и со временем ослабевают, что истановится причиной нарушения осанки. Если трудовая деятельность, наоборот,связана с тяжелым физическим трудом, с большими мышечными напряжениями, то втечение рабочего дня мышцы быстро утомляются и не могут достаточно эффективноподдерживать туловище. В этом случае утомление может стать причиной нарушенияосанки. 11о»тому человеку, какой бы он дея гель н остью ни занимался необходимопопрофилактику ее нарушения с помощью занятий специальными физическимиупражнениями, При малоподвижной трудовой деятельности нужно ежедневно выполнятькомплексы упражнений на укрепление мышц опорно-двигательного аппарата иподвижность суставов. Кроме ежедневных комплексов упражнений на профилактикуосанки рекомендуется заниматься общефнчической подготовкой, связанной сразвитием физических качеств. Если работа физически тяжелая, надо в течение днявыполнять комплексы упражнений на расслабление мышц. на увеличение активностидыхания и. обращения. Эффективному восскшовлению мышц и организма в целомхорошо помогают ф из культурно-оздоровительные мероприятия. Среди них можновыде.шть физкультминутки и (физкультпаузы в режиме трудовои деятельности,ежедневные прогулкики и игры на свежем воздухе.
Билет5
1Выносливостьподразделяется на общую и специальную. Общая выносливость характеризуетвозможности человека длительна осуществлять работу безотносительно к ееспецифике и условиям выполнения. Специальная выносливость, наоборот,характеризует возможности длительно выполнять конкретную специфическую работу,причем в относительно определенных условиях. Например, в легкой-атлетикевыделяют выносливость спринтерскую и стайерскую, в спортивных играх —выносливость футболистов и выносливость хокксисюв, всё это. разновидностиспециальной выносливости. Специальная выносливость нужна не только спортсменам.Она необходима также рабочим, врачам, учителям людям всех профессий. Этообъясняется тем. что между выносливостью и работоспособностью человекасуществует прямая связь. Более выносливые люди могут выполнять больший объемработы, меньше устают и меньше подвержены психофизическим перенапряжениям.Чтобы эффективно развивать специальную выносливость, необходимо достигнутьотносительно Для ввивающие физические упражнения, которые включают в работубольшое количеством щечных групп, существенно активизируют системы дыхания икровообращения, увеличивают интенсивность энергообмена (например, бег.плаванье, передвижение на лыжах, а также всевозможные комплексы общеразвиваюшихупражнений). Развитие специальной выносливости осуществляют с помощью такназываемых сециальноразвивающих упражнении. Их отличительная особенность в том.что они включают в ьосновную нагрузку при выполнении основного(профилированного) вида деятельности (например, соревновательная деятельностьборца-самбиста или бегуна-спринтера: производственная деятельность токаря илисталевара и т.п.). При этом режимы тренировочных нагрузок Сданных упражненияхподбирают таким образом, чтобы они но своим характеристикам (например, помощности и продолжительности работы) приближались к нагрузкам, которыеиспытывает человек, выполняя основной (профильный) вид деятельности, или дажесовпадали с ними.
2.В процессе занятий физическими упражнениями используют преимущественно два видаконтроля. Первый — контроль за функциональным состоянием организма во времязанятии. Основное его назначение — регулирование величины нагрузки во времязанятий, оценка реакции организма в ответ на выполняемые упражнения. При такомконтроле используют замеры показателей частоты сердечных сокращений, фиксируютвнутреннее ощущение, оценивают характер восстановления организма послевыполнения упражнении, второй вид контроля — контроль за •>ффскгивностьютренировочных занятии позволяющий оценивать результативность целостногопедагогического процесса. Данный вид контроля включает в себя Тестированиепоказателей физической подготовленности, и их последующее Сличение (сравнение)с показателями, которые запланированы… Контроль за Физическойподготовленностью подразделяют на предварительный: рубежный и итого-выи.Основная задача предварительного контроля-проверка начального уровняподготовленности и последующее сравнение полученных
показателейс запланированными. В зависимости от выявляемых различии Определяют целевуюнаправленность физической подготовки: на преимущественное развитие либовыносливости, либо быстроты, либо силы либо гибкости. После этого определяютпродолжительность тренировочного процесса (например, на полгода) и количествозанятии в недельном цикле Отобрав упражнения соответствующей направленности испланировав их выполнение на месячпыи Цикл. приступают к тренировочномупроцессу, В конце месячного цикла тренировочных занятий проводят рубежныйконтроль. По его результатам оценивают эффективность тренировочного процесса,динамику прироста результатов Физической полсшон-ленности- На основе этихданных при необходимости вносят изменения в план тренировочных занятии,увеличивают или уменьшают величину нагрузок, изменяют содержание упражнений,Итоговый контроль осуществляют по истечении запланированного периода физическойподготовки. на основании полученных итоговых результатов намечают новые задачии соответственно им планируют следующий период подготовки.
Билет6
1.Международное олимпийское движение возникло благодаря развитию современныхОлимпийских игр Под олимпийским
движениемпонимают совместную деятельность людей, осуществляемую во благо укрепления мираи дружбы между нарола-ми в духе взаимопонимания, уважения и доверия призваннуюактивно содействовать гуманистического-воспитанию народов на идеалах спорта-Данные идеалы были разработаны основателем современных Олимпийских игрфранцузским педагогом и
общественнымдеятелем Пьером де Кубе рте ном и изложены им в различных письменныхдокументах, в том числе в так
называемой«Оде спорту». В этом произведении он попытался сформулировать девять основныхпредназначений спорта. Льер
деКубертен 'раскрывает в своей оде величие спорта, его гуманистические цели изадачи, принципы развития олимпийского
движения:
I-»О спорт! Ты — наслаждение'» спорт неизменный спутник жизни, щедро дарящийрадость духу и телу. рождающий гармонию разума и силы. 2. «О спорт! Ты—зодчий!»—спорттворец природы человека, делает людей сильными, ловкими,, статными, исправляетнедостатки, с которыми чс.юиск рождаегся. 3. «О спорт! Ты — справедливость!» —спорт-учит людей жить по законам справедливости, ука-. зывает им прямые,честные пути для достижения целей, поставленных в Жизни,
4.«О спорт! Ты—вызов'*'—спорт помогает человеку преодолевать себя, сделатьмечту реальностью.
5.«О спорт! Ты — благородство'!» — спорт требует высокой нравственности,справедливости, моральной частоты и
неподкупности,осеняет лаврами лишь того, кто боролся за победу честно, открыто, бескорыстно.
6.«О спорт! Ты — радость!»— спорт врачует душевные раны, является праздником длятех- кто жаждет борьбы, и для тех. кто жаждет этой борьбой насладиться. 7. «Оспорт! Ты — плодотворность!» —спорт— преграда на пути пагубных недугов, извечноугрб-_ жающих людям, утверждающая принцип: -*В здоровом теле — здоровый дух!**8. «О спорт! Ты — прогресс!*»— спорт способствует совершенству человека,объединяет прогресс физический и прогресс нравственный в единый путь кдостижению цели. 9. «О спорт! Ты — мир!» — спорт устанавливает хорошие, добрые,дружественные отношения между народами, сближает людей, учит разноязычную,разноплеменную молодежь уважать друг друга, жить в мире и согласии, Олимпийскимдвижением руководит Международный олимпийский комитет (МОК). Он объединяетгосударственные и общественные организации, которые принимают на себяобязательства развивать спорт и физическую культуру на принципах и идеалахолимпийского движения. Так. в современном спорте все увереннее внедряетсяпринцип «Фэйр Плзй» —честной игры, Благодаря развитию олимпийского движенияпоявились и новые виды соревновании, организаторы которых руководствуютсявысшими идеалами спорта. И эти соревнования, так же как Олимпийские игры.содействуют укреплению мира между народами. К таким соревнованиям в первуюочередь надо отнести Игры доброй воли (проводятся 1986 г.) и Всемирныеюношеский игры
(впервыепроведенные в 1998 г. в Москве).
2.Развивать выносливость можно с помощью различных упражнений, главное, чтобы ихвыполнение было относительно
продолжительными приводило к определённой степени утомления (усталости, поэтому, например дляразвития общей
выносливостииспользуют различные упражнения, включающие в работу большое количествомышечных Групп (бег. ходьба.
плавание,передвижение на лыжах, общеразвивагоших упражнения, спортивные и подвижные игрыи т.п.). Развивая
специальнуювыносливость, подбирают упражнения избирательно-локального воздействия, которыевключают в работу
определенные(требуемые) мышечные группы. При развитии выносливости, наиболее существеннымявляется выбор
величинынагрузки поскольку с ее помощью регулируют активность деятельности системдыхания, кровообращения,
энергообмена.Именно от функциональной активности данных систем, которые связаны собеспечением мышц энергией и
удалениемиз них продуктов энергообмеиа, во многом зависит уровень развития выносливости-Например, если двум
школьникампредложить бежать с одинаковой скоростью, то лучший результат (большая
продолжительностьработы и большее расстояние) будет у того школьника, у которого эти системыобладают более высокой
активностьюи эффективностью. Определяя величину нагрузки для развития выносливости впроцессе самостоятельных занятий, необходимо учитывать два фактора- наличиеобратной зависимости между мощностью работы и временем ее выполнения («чембольше мощность, тем меньше предельное время работы») и наличие прямойзависимости между мощностью работы и частотой сердечных сокращений («Чем большемощность, тем выше уровень ЧСС). Поэтому при развитии выносливости величинунагрузки можно подбирать: по режимам нагрузки, которые рассчитывают в процентахот максимальной мощности (умеренная нагрузка — 30%; большая — 50%; высокая —70%); по уровню ЧСС во время выполнения упражнения (оздоровительный режим — до120 уд/мин.; поддерживающий —до 140 уд/мин.; развивающий—до 1б0уд/мин,.тренирующий—свыше 160 уд/мин.); по предельному времени выполнения упражнения,т.е. до усталости Максимальная мощность-до 30 сек.: субмаксимальная — до 2.5мин,; большая — до 8 мин.-; умеренная — свыше 8 мин.),
Присамостоятельных занятиях, связанных с развитием общей выносливости,предпочтительнее использовать нагрузку в
режимебольшой интенсивности (50-60%) в зоне умеренной мощности (10-15мин.) на уровнетренирующего режима по ЧСС (170 уд/мин.). В начале работы по развитиювыносливости подобранные нагрузки выполняют 1 -2 раза с интервалом отдыха 5-7мин. Постепенно количество повторении в одном занятии увеличивают, но режимынагрузки сохраняют-
Билет7.
I-Любой туристский поход включает в себя под-готовку к нему. котораяосуществляется в зависимости от его вида (пеший,
водный,велосипедный, лыжный и др.) и с учетом продолжительности сложности маршрута,времени года. Подготовка к походу состоит из двух этапов: предварительного иосновного. Предварительная подготовка, кроме физической и специальной,связанной с освоением специальных знаний и умений, подразумевает выбор маршрутаи разработку графика передвижения по нему, составление карты (схемы) маршрута иопределение состава участников, списка необходимого туристского и специальногоснаряжения и продуктов питания, а также составление приходорасходной сметыпохода. Основная подготовка осуществляется перед непосредственным началомпохода. Она включает а себя закупку продуктов и распреде-ление их междуучастниками похода, проверку наличия группового и личного снаряжения,определение веса рюкзаков для каждого участника (в соответствии с физическойподготовленностью) и правильную их укладку. При проверке снаряжения не-обходимотакже обращать внимание на наличие походной аптечки и ее содержимое. В походечерез.15-20 мин. после начала передвижения по маршруту делают «под гоночный»привал, на котором при необходимости подтягивают или ослабляют лямки рюкзака,перекладывают его содержимое, переодеваются или переобуваются и т.п.«Подгоночные» привалы нужно делать при проведении любых видов похода. При пешемпередвижении, по маршруту продолжительность переходов и время отдыха на привалахзависят от самочувствия участников, iiT погодных условий и сложности маршрута,а также от скорости передвижения. Оптимальной скоростью передвижения поравнинной местности считается скорость в темпе 90-110 шагов в 1 мин… а наотлогих подъемах — до 30-50 шагов в 1 мин. Во время следования по маршрутуразбивают биваки, т.е. организую! длительную стоянку под открытым небом дляотдыха, приготовления пищи и ночлега. Главные требования к выбору места бивака:безопасность. близость источника питьевой воды и дров. наличие укрытия от ветраи площадки для установления палаток. На бивачных стоянках во избежаниезагорания леса и ожогов не допускается вольное обращение с огнем. Запрещаетсяразжигать костер около деревьев и кустарников, на неподготовленной площадке:раздувать костер, приближаясь к нему лицом, находиться близко к огню вкупальном костюме; бросать или держать рядом с огнем легковоспламеняющиесяпредметы;
ставитьблиз костра палатки. По завершении бивачной стоянки необходимо собрать весьмусор и закопать его в
приготовленнуюдля этого яму, тщательно погасить костер, проверить наличие группового иличного снаряжения.
(См.также 1 -И вопрос билета 2 для XI класса.)
2.Под режимом дня понимают распределение основных дел и мероприятий,осуществляемых человеком относите-и.но
постояннов течение каждого дня. Основное назначение режима—обеспечить оптимальнуюактивность деятельиосы
организмачеловека, основных его функций и систем. Такая оптимизация позволяет длительноподдерживать высокий уровень
работоспособности,избегать неоправданных нервных и психических перенапряжений, успешно управлятьсвоими эмоциями.,
Основойрегуляции режима дня является чередование видов деятельности. Еслипроанализировать основные мероприятия дня.
томожно увидеть, что одни из них предъявляют повышенные требования к психическойсфере человека и связаны с высокой
активностьюпсихических процессов, эмоционально-волевыми усилиями, другие больше относятсяк физической сфере и
связаныс биологическими процессами, с продолжительными мышечными напряжениями, высокойинтенсивностью работы
системдыхания, кровообращения- энергообмена- Так как все процессы, происходящие ворганизме человека, определяются
деятельностьюцентральной нервной системы, становится очевидным, что причины снижения работоспособности
заключаютсяв утомлении цешра;1ьной нервной системы (ЦНС), а говоря точнее — в утомленииструктурных образований
(цент-ров)головного мозга. Повысить активность и регуляторную функцию головного мозгаможно двумя способами. Первый — спомощью различных психотропных и иныхстимуляторов (а-ткоголь. курение, наркотики, допинг). Принятие этих
стимуляторовведет к понижению чувства усталости, повышению общего тонуса организма, но
приэтом не снимает утомление нервных клеток головного мозга. Притупление чувстваобщей усталости. позволяет человеку
активнопродолжать свою деятельность и тем самым вводит нервные клетки в состояниезапредельного торможения.
Использование,особенно регулярное, психотропных препаратов, включая наркотики и алкоголь,ведет к постоянному
перенапряжениюдеятельности головного мозга, к его истощению и разрушению. Поэтому данныйспособ
неприемлем.Второй способ ло оишмальное чередование видов деятельности, позволяющееизменять направленность и
величинунагрузки на ЦПС. Когда человек изменяет вид деятельности, то активность нервныхклеток одних участков
головногомозга заменяется активное1ью нервных клеток других участков и, следовательно,создаются благоприятные
условиядля восстановления ранее работавших участков- Таким образом, изменение видовдеятельности, регулируемое
оптимальнымрежимом дня, позволяет человеку сохранять высокий уровень общейработоспособности и избегать
перенапряженияцентральной нервной системы.
Билет9
I.Всемирные юношеский игры в Москве были проведены в июле 1998 г. по инициативеПравительства Москвы и Московского Городскою фю культурно-спортивногообъединений (МГФСО) при поддержке Олимпийскогоко-митета России (ОКР) Соглашениеой организации Игр было подписано президентом Международного олимпийского комитета(МОК) Хуаном Антонио Самаранчем. мэром Москвы Ю.М.Лужковым и лрешденгом ОКРВ.Г.Смирновым 15 апреля 1997 г. в Лозанне. При этом организаторам Игр былоразрешено пользоваться почти всеми олимпийскими символами и ритуалами. За месяцдо начала Игр в Греции был зажжен олимпийский огонь, который вначале былсамолетом доставлен в Сочи. а потом факельной эстафетой по территорий Россииприбыл в Москву, и 13 июля' 998 г, во время торжественной церемонии открытиясоревновании талисман Игр медвежонок Мишутка зажег олимпийский огонь Игр вспециальной чаше Центрального стадиона «Лужники.» На торжественной церемонииоткрытия Игр были соблюдены и некоторые другие олимпийские ритуалы;представление всею стран-участниц соревнований, торжественный марш с флагомИгр, поздравление президента МОК Самаранча, открытие Игр главой Российскогогосударства, президентом России Б.Н.Ельциным и т.п. Девиз Игр гласил: «Москва —открытый мир детства». Во всемирных юношеских играх 1998 г, в Москвеучаствовали юные спортсмены 15-17 лет (а некоторые и мо-ложе! из 139 странмира. при этом атлеты 8 стран стартовали только в так называемыхдемонстрационных видах (проводимых вне основной программы). Основную программуИгр составили 15 олимпийских видов спорта: легкая атлетика, спортивная и художественнаягимнастика, спортивное и синхронное плавание, борьба вольная, грекоримская идзюдо, фехювание, баскетбол, волейбол, гандбол, футбол, теннис и настольныйтеннис. В демонстрационной программе было 33 вида спорта, в том числе такие,как автомногоборье, подводное плавание, стрельба из арбалета, армрестлинг,аэробика, бильярд, боулинг. гиревой, городки, дартс, гольф, кикбоксинг,пожарно-прикладной, регби, самбо, скалолазание, споргивные танцы, американскийфутбол и др, Юные спортсмены России выступили во Всемирных юношеских играх сбольшим успехом. Они завоевали в соревнованиях по 15 вилам спорта основнойпрограммы Игр 124 призовые медали, из которых 64 золотые. 29 серебряных, 31бронзовая. У их ближайших соперников — атлетов Украины и Китайской НароднойРеспублики оказалось соответственно 51 (10 +19 + 22) и 32 (21+7+4)медали.Отличным заключительным аккордом Игр явилась победа сборной команды России лофутболу в финальном матче скомандой Турции -1:0.Для соревнований Игр былипредоставлены лучшие спортивные базы Москвы и Подмосковья: все -сооружениястадиона Локомотив», «Торпедо», «Москвич», а также подмосковных городовСелятино.Химки- Щелково.Соревнования обслуживали самые опытные спортивныесудьи, которым помогали судьи обществеяники из числа учащихся.Школьники истуденты отлично проявили себя на Играх и в других сферах деятельности.Например, наравне с центральнымпресс-центром на Играх функционировал испециальный детский пресс-центр, ку-—дили 150 корреспондентов 12-17 лет икоторым руководили взрослые журналисты-педагоги из юнкоровскогообъединения«Пионерской правды».С большим интересом следили учащиеся и с трибунстадионов за всеми сюжетными перипетиями спортивных состязаний.В целом Игрыявились отличной
школойподготовки ближнего олимпийского резерва и значительно подняли престижнашейстраны как в
рассмотренвопрос о дальнейшем проведении Всемирных Юношеских игр, Освоем намерениипринять следующие игры у себя в стране уже заявили представители всехконтинентов. Если МОК примет решение о регулярной (раз в четы-ре года)организации Игр, Москву можно будет по праву считать родиной этих важнейшихсоревнований.
2.Общефизическая подготовка связана с развитиемфизических качеств. Используемыедля их развития физические упражнения вовлекают в работу различныемышечныегруппы, повышают работоспособность основных систем организма,увеличивают его адаптационные возможности. Припланировании содержания общефизической спортивных, так и в правительственных кругах всех государств мира.Наодном из ближайших заседаний МОК будет подготовки необходимо в первую очередьвыбрать тип тренировочных занятий; комплексного либо целевого воздействия. Вкомплексном занятии осуществляют развитие сразу всех физических качеств, в товремя как в целевом — юлько одного из них. Если общефизическую подготовкупредполагают осуществлять в течение
календарногогода. то целесообразно на начальном ее этапе проводить комплексные уроки, азатем переходить на целевые.В комплексном уроке, как и в любом типе урочныхзанятий, выделяются три основные части: подготовительная (вводная), основная изаключительная. Основную часть комплексного урока общефизической подготовкиподразделяют на подчасти, соответственно связанные с направленным развитиембыстроты, гибкости, силы и выносливости- Именно такая последовательность вразвитии физических качеств является наиболее эффективной. Она не толькосоздает возможность комплексного развития физических качеств, но и обеспечиваетпостепенное увеличение нагрузки от начала к концу основной части тренировочногозанятия. Согласно этой последовательности подбирают физические упражнения иопределяют режимы ихвыполнения.
Вобщефизической подготовке с использованием комплексных уроков физическуюнагрузку повышаю г постепенно от урока к уроку в течение 4-5 занятий, а затемна последующих 1-2 занятиях нагрузка либо сохраняется, либо несколькопонижается, после чего вновь начинает повышаться от урока к уроку.
Вцелевом уроке после проведения разминки в подготовительной (вводной) части восновной части осуществляют
целенаправленноеразвитие, одного из физических качеств, соответственно этому подбираютупражнения и определяют режимы их выполнения, В общефизической подготовке сиспользованием целевых уроков и рассчитанной на календарный год выделяюттренировочные этапы по целенаправленному развитию соответствующих физическихкачеств. В каждом из таких этапов целевые уроки объединяют в циклы занятий (по4-5) и физическую нагрузку планируют по циклам как бы ступенеобразно на первомзанятии цикла нагрузка существенно повышается и до его окончания остаетсянеизменной, затем на первом занятии очередного цикла нагрузка вновь повышаетсяи сохраняется постоянной до последнего занятия цикла. Проведя тренировочныйэтап по развитию одного физического качества (например, в течение 3-3.5 месяцев),приступают ктренировочному этапу по развитию другого физического качества. Всеэти занятия в целом способствуют укреплению
здоровья.
Билет10
1.«Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте»устанавливают общие принципы правового регулирования отношений в областифизической культуры и спорта — важной составляющей части культуры
народа.Основы, законодательства состояттывающих все виды. Формы и направления развитияфизической культуры в обществе. Вот содержание некоторых наиболее аажпых татей.Статья 3 «Права граждан в области физической культуры и спорта и ихгосударственные гарантии устанавливает права Граждан Российской Федераций назанятия физической культурой и спортом (в том числе спорта как профессии).Государство, обеспечивая эти права, финансирует занятия физической культурой испортом в соответствии с утвержденными государственными программа-ми, научныеисследования в этой области, разрабатывает программы физического воспитаниявсех групп населения, осуществляет контроль за их реализацией, организуетпод-готовку специалистов, осуществляет правовую защиту интересов граждан вобласти физической культуры и спор-та, поощряет стремление граждан бытьздоровыми и вести здоровый образ жизни. В статье 10 «Пропаганда физическойкультуры и спорта» подчеркивается недопустимость пропаганды в спорте культажестокости и насилия, унижения человеческого достоинства, использованиястимуляторов, наносящих вред здоровью человека. В статье 14. «Физическаякультура в учреждениях, организациях, на предприятиях и их объединениях»говорится, что администрация учреждения обязана создавать работникам условиядля реализации их права на занятия физической культурой, включаяреабилитационные профессионально-прикладные занятия в режиме рабочего дняпослетрудовое восстановление, профилактические занятия, спортивно-массовуюработу, спортивно-оздоро-вительный туризм, В статье 33 «Льготныефизкультурно-спортивные услуги» декларируются социальные льготы в областифизической культуры и спорта. В частности, в этой статье говорится, что детямиз многодетных и малообеспеченных семей, детям-сиротам, инвалидамфизкультурно-спортивные услуги предоставляются бесплатно. Статьей 34 «Охраназдоровья граждан при занятиях физической культурой и спортом» устанавливается,что гражданам, здоровью которых причинен вред в ев—-—занятиями физическойкультурой и спортом в организованной форме, гарантируется в полном объемемедицинская, социальная, бытовая и профессиональная реабилитация вустановленном порядке и дополнительно за счет средств Государственного фондафизической культуры и спорта Российской Федерации. В настоящее времяразрабатывается новый Федеральный закон «О физической культуре и спорте вРоссийской Федерации". 8 законе в отдельных главах и статья; будут определеныобщие принципы государственной политики в области физической культуры и спорта;организационная структура физкультурного движения не; реализация программфизкультурно-оздоррвительной работы среди граждан и развития спорта высшихдостижений; пути пропаганды физической культуры и спорта: права и обязанностиспортсменов, работников физической культуры и спорта, общественногофизкультурного актива, их социальная защита; ресурсное обеспечение физическойкультуры и спорта; ответственность федеральных органов и руководителейфизкультурно-спортивных объединений за исполнение данного Федерального закона.Готовятся и правовые акты, необходимые для реализации Федерального закона «Офизической культуре и спорте в
РоссийскойФедерации". Это отдельные федеральные законы — «О государственном фондефизической культуры и спорта в
РоссийскойФедерации». «Об общественных физкультурно-спортивных объединениях», «ОбОлимпийском комитете России».
«ОРоссийской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО)», «О. профессиональномспорте в Российской
Федерации»,«О студенческом спорте в Российской Федерации", «О детско-юношеском спортев Российской Федерации".
2.Медицинская помощь пострадавшему включает в себя" следующие мероприятия:первая или доврачебкая
тртаащьтгаместе занятий: транспортировка пострадавшего к месту лечения: квалифицированнаяи специализированная
врачебнаяпомощь до полного выздоровления и восстановления бытовой и профессиональнойтрудоспособности.
Откачества первой помощи в большой степени зависит последующее лечение травм,поэтому необходимо ее Оказывать
быстрои правильно.Любые повреждения характеризуются общими и местными признаками.Среди общих признаков повреждения наиболеечастыми являются обморок, шок, остраякровопотеря. синдром сдавливания мягких тканей. Местные признакипроявляютсяпрежде всего болью, нарушением функции конечностей, появлениемотека, подкожным кровоизлиянием и т.п.При ушибах мышц необходимо на место ушибаположить смоченное холодной водой полотенце (ткань) или грелку со льдом(снегом),затем наложить на область кровоизлияния давящую повязку. При ушибах животазапрещается пострадавшему даватьводу и пищу. его надо срочно доставить вмедицинское учреждение. При ушибах груди, сопровождающихся кровохарканьем, такжетребуется немедленно доставить пострадавшего в медицинское учреждение.
Прирастяжении и разрыве связок возникает резкая, острая боль, движения в областисустава ограниченны и болезненны,
возможнаприпухлость в области сустава. В этих случаях необходимо наложить холод наобласть повреждения и затем
давящуюповязку. При необходимости накладывают транспортную шину на конечность, как припереломах.
Привывихах появляются боль в области пострадавшего сустава, утрата нормальной егоподвижности, вынужденное
положениеконечности или изменение ее формы в области сустава. Все вывихи подлежатсрочному вправлению в лечебных
учреждениях.Поэтому перед транспортировкой пострадавшему на поврежденную конечностьнакладывают транспортную
шинуили фиксирующую бинтовую повязку для обеспечения неподвижности. Для снятия болидают анальгин,
Припереломах возникают боль при нагрузке в области перелома, отек тканей. Переломыбывают закрытыми и открытыми.
Приоткрытых переломах в области перелома имеется открытая рана. Для оказанияпервой помощи не-обходимо наложить
транспортнуюшину. При закрытых переломах шину можно накладывать поверх одежды, приоткрытыхнеобходимо сначала наложить на рану марлевую повязку, а затем приложить изакрепить транспортную шину.После наложения шины пострадавшего надо отвезти в медицинскоеучреждение.
Приранах происходит нарушение целостности покрова тела. Раны бывают поверхностнымии глубокими. В зависимости о]причин ранения их подразделяют на резаные, рваные,колотые, ушибленные и укушенные. Всякое ранение сопровождается болью, котораяможет быть настолько сильной, что вызывает тяжелое состояние пострадавшего —шок, важнейший признак ранения — кровотечение, сила которого зависит от видаповреждения. Кровотечение бывает:
артериальное(когда повреждены крупные артерии и кровь ярко-красного цвета пульсирующевыбрасывается из раны):
венозное(когда повреждены венозные сосуды и из раны медленно вытекает кровьтемно-красного цвета);
капиллярное(когда повреждены мелкие поверхностные сосуды и кровь относительно медленновытекает из раны). При оказании первой помощи прибегают к временной остановкекровотечения. Если рана неглубокая и не повреждены крупные сосуды, то еенеобходимо обработать перекисью водорода и настойкой йода. после чего наложитьна рану ватно-марлевую салфетку и плотно перебинтовать стерильным бинтом. Еслирана глубокая или повреждены крупные сосуды, что легко угадывается по сильномукровотоку. то прибегают к следующим способам остановки крови:
пальцевоеприжатие кровеносного сосуда к кости вблизи и выше места ранения;
круговоесдавливание конечности с помощью жгута вблизи и выше места ранения (приналожении жгута необходимо записать время его наложения и записку прикрепить кжгуту, поскольку конечность нельзя оставлять в таком состоянии более 1,5часа); предельное сгибание конечности в суставах.
Послеоказания первой помощи пострадавшего необходимо срочно доставить в медицинскоеучреждение.
Приобморожении, которое может возникнуть даже при температуре 0°, сначалаощущается покалывание, жжение, затем
наступаютпобледнение кожи, синюшность и потеря чувствительности. При оказании первойпомощи необходимо
пострадавшегокак можно быстрее привести в теплое помещение. Затем, если есть возможность,нужно поместить его в
теплуюванну, дать горячий чай или кофе. Обмороженный участок тела растирают чистойтеплой рукой. Не рекомендуется
растиратьповрежденные участки кожи снегом.
Билет11
1.Дети наследуют признаки своих родителей, в том числе и признаки физическогоразвития и здоровья. По-этому занятия физическими упражнениями родителей сцелью укрепления своего здоровья и повышения функциональных возможностейорганизма благоприятно сказываются на развитии их будущих детей, на здоровье
фактоторамвнешней среды. Особое значение занятия физическими упражнениями имеют дляженщин в период беременности, причем не только в целях подготовки организма кдеторождению, но и для рождения здорового ребенка. Специально подобранныекомплексы упражнений и их регулярное выполнение увеличивают интенсивностьобменных процессов в организме будущей матери, активизируют деятельность ееферментативных систем, систем дыхания и кровообращения, а это значит, чтобудущийребенок получает достаточно интенсивное питание, его кровоток обогащенкислородом, в органы и ткани
достаточноеколичество энергии для нормального развития. На укрепление здоровья будущегоребенка положительно влияют занятия матери физическими упражнениями,сочетающиеся с правильной организацией ее режима дня. правильным питанием, недопускающим употребление спиртных напитков и курения. Употребление алкоголя икурение угнетающе действуют на развитие будущего ребенка, ведут к ослаблениюего формирующегося организма, к задержке его развития. Пренебрежительноеотношение будущей матери к своему здоровью может обернуться негативнымипоследствиями как для нее самой, так и для ребенка: преждевременными иискусственными родами, слабым здоровьем новорожденного, отклонениями в развитииего физических и психических процессов и даже к инвалидности. Занятия родителейфизическими упражнениями являются и важным агитационным моментом в приобщениидетей к физической культуре и спорту.
2.Индивидуальный контроль за состоянием организма и физической подготовленностьювключает в себя ежедневные
наблюденияза самочувствием и регулярные обследования своей физической работоспособности.Результаты этого контроля
фиксируютв специальном дневнике самонаблюдения. Осуществляя ежедневные наблюдения,необходимо в первую очередь обращать внимание на характер и особенности ночногосна и самочувствие после пробуждения. Если организм работает нормально и неиспытывает больших перегрузок и перенапряжений, то человек быстро засыпает ирежим его сна глубокий, ровный, спокойный. После такого сна, которыйпродолжается в среднем 7-8 часов, пробуждение человека происходит относительно быстро,он чувствует себя хорошо отдохнувшим и бодрым, встает с постели в хорошемнастроении. Если происходит нарушение сна и после пробуждения человек ощущаетусталость и недостаток отдыха, то всё это может свидетельствовать о довольносильном утомлении организма, чрезмерном возбуждении центральной
нервнойсистемы и малой активности восстановительных процессов. В таком случае, чтобыне вызывать перенапряжения в
деятельностиорганов и систем организма, необходимо изменить содержание режима дня.увеличить время
восстановительныхмероприятий, снизить дневную нагрузку и увеличить время отдыха. Если необращать внимания на характер и особенности ночного сна и не предприниматьсоответствующих мер. То возникающее и продолжающееся длительное времяперенапряжение может привести к негативным послелстви развитию различных острыхзаболеваний и обострению хронических болезней, нарушению регуляторной функциицентральной нервной системы, возможности возникновения несчастных случаев и
травмво время производственной деятельности. Наблюдение за состоянием сна иежедневное фиксирование его особенностей помогают контролировать динамикуфункционального состояния организма, своевременно применять профилактическиемеры по оптимизации нагрузки и отдыха в течение дня, не допускать переутомленияи перенапряжения. Состояние физической подготовленности человека отражается вдинамике его физической работоспособности, уровень которой меняечся в ючеииедня, недели, месяца. Такое изменение работоспособности зависит в основном отдвух факторов: от индивидуального биологического ритма жизнедеятельностиорганизма человека и от особенностей его индивидуальной трудовой деятельности.
Чтобыподдерживать физическую подготовленность на оптимальном уровне, позволяющемизбегать чрезмерного утомления и
перенапряженияорганизма, необходимо регулярно контролировать свой индивидуальный уровеньфизической
работоспособности.Такой контроль можно проводить с помощью пробы Руфье—Диксона не реже одногораза в месяц в одно
ито же время суток.Данная проба проводится следующим образом. Необходимо лечь наспину и побыть в таком положении в течение 5 мин.после чего надо измерить ЧССза 15 сек. (Р,) Затем в течение 45 сек. надо выполнить 30 приседаний и. вновьлечь на спину и замерить ЧСС за первые (Р) и последние (Р) 15 сек. первойминуты восстановления. Работоспособность рассчитывается по формуле: Призначениях от 0 до 2,9 работоспособность с функции центральной нервной системы,возможности возникновения несчастных случаев и травм во время производственнойдеятельности. функции центральной нервной системы, возможности возникновениянесчастных случаев и травм во время производственной
деятельности.Наблюдение за состоянием сна и ежедневное фиксирование его особенностейпомогают контролировать
динамикуфункционального состояния организма, своевременно применять профилактическиемеры по оптимизации нагрузки При значениях от 0 до 2,9 работоспособностьсчитается хорошей; от 3,0 до 6,0 — средней; от 6.0 до 8,1) —удовлетворительной; свыше 8,0 — плохой. Использование результатов пробыРуфье—Диксона в сочетании с данными текущего наблюдения помогает объективносудить о функциональном состоянии организма. Если снижение работоспособностисопровождается нарушением сна и плохим самочувствием в течение дня. то этосвидетельствует о переутомлении. Если нарушений сна не наблюдается, афизическая работоспособность снижается, то это говорит об ухудшении физическойподготовленности. В данном случае необходимо либо приступить к занятиямфизической подготовкой, если они не проводились, либо увеличить физическуюнагрузку на занятиях, если они проводятся. Состояние физическойподготовленности человека отражается в динамике его физическойработоспособности, уровень которой меняечся в ючеиие дня, недели, месяца. Такоеизменение работоспособности зависит в основном от двух факторов: отиндивидуального биологического ритма жизнедеятельности организма человека и отособенностей его индивидуальной трудовой деятельности.
Чтобыподдерживать физическую подготовленность на оптимальном уровне, позволяющемизбегать чрезмерного утомления и
перенапряженияорганизма, необходимо регулярно контролировать свой индивидуальный уровеньфизической
работоспособности.Такой контроль можно проводить с помощью пробы Руфье—Диксона не реже одногораза в месяц в одно
ито же время суток. Данная проба проводится следующим образом. Необходимо лечьна спину и побыть в таком положении в течение 5 мин., после чего надо измеритьЧСС за 15 сек. (Р,) Затем в течение 45 сек. надо выполнить 30 приседаний и.вновь лечь на спину и замерить ЧСС за первые (Р) и последние (Р) 15 сек. первойминуты восстановления. Работоспособность рассчитывается по формуле
Билет12.
1.Современные Олимпийские игры. их символика и ритуалы. 2- Особенностииндивидуального планирования физических упражнений для самостоятельных занятийпо развитию скоростных способностей. I. Развитие современных Олимпийских игрможно условно разделить на два основных этапа. Первый этап — с моментаучреждения Игр в 1894 г. до окончания второй мировой войны: второй этап — послевоенный.Первый этап характеризуется становлением и развитием основ олимпийскогодвижения, заложенных в сочинениях Пьера де Кубертеиа, разработкой содержания,символики и атрибутики Олимпийских игр. развитием авторитета сперта иукреплением его роли в обществе. совершенствованием материальной спортивнойбазы. Именно в этот период сложилась основная символика олимпийского Движения иОлимпийских игр. 'Гак. по предложению Кубертена был утвержден/символОлимпийских игр, который, представляет собой пять переплетенных колец голубого,черного, красного (верхний ряд), желтого и зеленого (нижний ряд) цвета.Олимпийский символ начинают использовать с 1913 г. Затем в 1920 г. появляетсяолимпийский девиз «Быстрее, выше, сильнее", который вместе с символомсоставил олимпийскую эмблему. Олимпийский флаг, представляющий собой белоеполотнище с изображением в центре олимпийской эмблемы, также становится с 1913г. символом Олимпийских игр (впервые он был поднят в связи с 20-летиемсовременного олимпийского движения). Следующий.символ Олимпийских игр-олимпийский огонь, который был впервые зажжен на IX Олимпийских играх 1928 г.в Амстердаме и на V! зимних Олимпийских играх 1952 г. а Осло. В этот же периодотрабатывается ритуальная часть Олимпийских игр — церемония открытия и закрытия(с произнесением клятв от имени спортсменов — с 1920 г. и от лица судей — с1968 г.; завершением факельной эстафеты зажжением олимпийского огня вспециальной чаше на центральном стадионе города -организатора Игр: поднятомнациональных флагов в олимпийской деревне: парадом участников: выносом настадион олимпийского флага и передачей его по завершении Игр представителямгорода, принимающего следующие Игры;.выступлением с приветственным словомпрезидента МОК: открытием Игр высшим лицом государства- в которое входит городОрганизатор Игр, и т.д.). награждения олимпийских победителей. Послевоенныйпериод становится новым этапом истории развития современных Олимпийских игр.Так. если в довоенный период международное олимпийское движение стремилосьобеспечить самостоятельность Олимпийских игр, их изоляцию от социальныхпроцессов, происходящих в мире, ю уже к 80-90-м гг. проявляется активноестремление руководителей Международного олимпийского комитета (МОК) органическиувязать большой спорт с явлениями международной жизни. МОК начинает активносотрудничать с различными международными и региональными спортивнымиобъединениями, усиливает взаимные контакты с государственными и политическимидеятелями различных стран, активно взаимодействует с национальными олимпийскимикомитетами (НОК). В результате такого бурного развития олимпийского движенияОлимпийские игры приобретают статус грандиозного культурного явления в мире.
Огромноевлияние на развитие современного олимпийского движения оказал выход на широкуюспортивную арену
олимпийцевСССР, ГДР- КНР, других стран бывшего социалистического лагеря, которые своимиисключительно высокими
спортивнымидостижениями еще выше подняли престиж Олимпийских игр. Многие достижения вразвитии олимпизма в последние десятилетия связывают с именем Хуана АнтониоСамаранча. Который возглавил МОК в 1980 г. на Олимпийском конгрессе в Москве.Став президентом МОК, Самаранч определил основные принципы развитияолимпийского движения и
Олимпийскихигр на современном историческом этапе развития общества:' совместная работа итесное сотрудничество всех участников олимпийского движения — представителейМОК, МСФ (международные спортивные федерации по видам спорта) и НОК(национальные олимпийские комитеты); признание независимости и обеспечение представительствакаждой составной части международного олимпийского движения на Олимпийскихиграх и других олимпийских мероприятиях;
Билет13
Поэтомустремление к идеалу физически всестороннего и гармонично развитого человека,формирование его представлений и потребностей в здоровом обра-iL: жизнирассматриваются как важные гаранты физического и духовного развитияпотенциальных возможностей всего современного общества, определяющегодальнейший путь его развития. Овладении данным способом жизнедеятельностипосредством регулярных и разносторонних занятии физической культурой позволяетчеловеку не только активно противостоять вредным привычкам, аморальному ибезнравственному образу жизни, но и успешно решать задачи по самовоспитанию исаморазвитию личности, эффективно познавать свои физические и духовныевозможности, успешно их реализовывать на благо общества, ради будущихпоколений.
2.Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями в режиме дня могут бытьразличными. Одни из них проводятся как урочные занятия, другие — в качествефизкультурно-оздоровительных мероприятий. Каждая форма занятий характеризуетсясвоим специфическим содержанием и направленностью на решение конкретных целей изадач. Например урочные формы занятий можно использовать как в системефизической подготовки человека, направленной на развитие Физических качеств,так и в системе занятий корригирующей гимнастикой, связанной с коррекциейтелосложения или регуляцией массы тела. В свою очередь,физкупьтурно-оздоровительные мероприятия могут включать в себя комплексыфизических упражнений, направленных например на пробуждение организма посленочного сна (утренняя гигиеническая гимнастика) ил и на повышение работоспособности во время учебной деятельности (Физкультминутки физкультпаузы).0тличительнаяособенность урочных форм занятий в том. что их включают в определенную систему
Билет14.
1.Выдающиеся отечественные спортсмены-олимпийцы, их участие в развитииолимпийского движения в нашей стране и мире. 2. Основные мероприятия по профилактикетравматизма при самостоятельных занятиях физическими упражнениями: выбор местзанятий, подбор инвентаря и оборудования, контроль за физической нагрузкой,гигиена тела и одежды.
I.Развито олимпийского движения в нашей стране характеризуется определеннойисторической этапностью. Так, несмотря на то. что Россия еще в 1894 г, одна изпервых поддержала идею возрождения Олимпийских иго, а генерал А.Д.Бутовский втом же году был избран членом Международного олимпийского комитета. Российский,олимпийский комитет (РОК) был создан только в 19i I г. и впервые официальносборная команда России приняла участие лишь в V'Олимпийских играх !912 г, вСтокгольме. Споргсмены России, выступавшие на IV Олимпийских играх 1908 г. вЛондоне в том числе первый российский чемпион Николай Панин-Коломенкин)участвовали в этих Играх как частные лица. В связи с началом первой мировойвойны VI Олимпийские игры в 1916 г. не проводились, а к.участию в VII Играх в1920 г. спортсмены уже нового государства -СССР — не были допущены. ОтстранениеСССР от международного олимпийского движения продолжалось более 30 лет, итолько в 1952 г. на XV Олимпийских играх в. Хельсинки команда СССР послесоздания в 1951 г. Олимпийского комитета СССР была официально, допущена доолимпийских соревновании. С этого года началось триумфальное шествие советскихспортсменов, которые на каждых Играх становились истшшыми героями олимпийскихсражений. Среди выдающихся спортсменов, вписавших наиболее яркие страницы вразвитие международного олимпийского движения, можно назвать Ларису Ладынину,завоевавшую 9 золотых медалей в соревнованиях по спортивной гимнастике. ВиктораЧукарина — 7 золотых медалей в гимнастике. Лидию Скобликову — б золотых медалейв беге на коньках. Евгения Гришина — 4 золотые медали в беге на коньках, ГалинуКулакову — 4 золотые медали в лыжных гонках, Вячеслава Иванова —3 золотыемедали, в академическое гребле, Виталия Давыдова. Александра Рогулина,Владислава Третьяка. Виктора Кузькина—по 3. золотые медали в хокее, АлександраМедведя — 3 золотые медали в борьбе. Александра Тихонова — 3 золотые медали вбиатлоне — и многих других незаурядных спортивных личностей. Удивлялиспортивный мир своими феноменальными результатами бегуны Владимир Куц и ПетрБолотников, прыгун Виктор Санеев, тяжелоатлеты Юрий Власов и Василий Алексеев,гимнасты Борис Шахлин. Александр Дитятин, Людмила Турищева и Наталья Кучинская,фигуристы Ирина Роднина и Людмила Пахомова, лыжники Любовь Козырева. РаисаСметанина. Вячеслав Веденин. Николай Зимятов, хоккеисты
ВсеволодБобров. Валерий Харламов, Александр Мальцев, футболисты Лев Яшин и ЭдуардСтрельцов. Лучшим спортсменом XX
.Билет15
1.Активная и пассивная гибкость тела человека, от чего она зависит, как влияет наздоровье, человека, какие упражнения на развитие гибкости используют виндивидуальных занятиях физической культурой? 2. Основные разделы дневникасамонаблюдения по физической подготовке, какие формы индивидуального контроля внем используют?!.. Под гибкостью понимается подвижность в суставахопорно-двигательного аппарата человека. От гибкости зависит, с какой амплитудойчеловек может выполнять движения: чем больше амплитуда движений, тем лучшегибкость, которую может проявлять человек, зависит от многих факторов;основными среди них являю гся-де… пень подвижности суставов и функциональноесостояние мышц и связок, которые прикрепляются к суптавям. Степень подвижностисуставов зависит от формы сустава, которая наследуется генетически, а также отразработанности сустава, которая может быть связана с регулярным выполнениемспециальных комплексов физических упражнении. В свою очередь, мышцы,управляющие суставом, также влияют на его подвижность! Например, когда человекустает, мышцы его ослабевают и гибкость увеличивается, когда же мышцы находятсяв повышенном юнусе. гибкость уменьшается. Различают активную и пассивнуюгибкость. Пассивная, гибкость определяется амплитудой движений, выполняемых подвоздействием отягощении (например, амплитуда наклона со штангой на плечах будетбольше, чем просто при наклоне). Активная гибкость выражается амплитудойдвижений, которые человек совершает за счет сокращения мышц. обслуживающихсоответствующий сустав (например, резкий мах ногой вперед или в сторону).Величина пассивной гибкости всегда выше, чем активной. Упражнения на развитиегибкости, бывают трех типов: упражнения с отягощениями, где в качествеотягощения может выступать и вес собственного тела (например, выполнениешпагата): упражнения без отягощении выполняемые за счет сокращения собственныхмышц (наклоны, махи. прогиоания и т.п.): упражнения на чередование расслабленияи напряжения мыши. позволяющие координировать работу мышц управляющих суставомНа занятиях гибкость развивается с помощью повторного выполнения чередующихсямежду собой упражнении различного типа. При этом необходимо соблюдатьопределенные правила: