Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Особенности развития международного туризма в Румынии

Особенности развития международного туризма в Румынии

Содержание
Введение
1.  Характеристика туристского потенциалаРумынии
1.1 Географическое и экономическоеположение Румынии
1.2 Туристскиеформальности Румынии
2.  Особенности развития международноготуризма в Румынии
2.1 Современные тенденции развития туристского бизнеса вРумынии
2.2 Особенности и перспективыразвития международного туризма в Румынии
Заключение
Библиографический список

Введение
Румыния – это Карпаты, дельта Дуная, монастыри, тысячелетниетрадиции в регионе Марамуреша и Трансильвании – с легендой о князе Дракуле,известные вина, традиционная кухня и конечно национальное гостеприимство. Всесамые интересные дворцы, замки, крепости и монастыри располагаются вТрансильвании, одаривающей щедрой роскошью альпийского разнотравья, могучимилесами склонов, радующими глаз, уставший от городских пейзажей. Трансильваниязнаменита как таинственный край, полный легенд и преданий, даже природа в этомрегионе околдовывает своим величием. Старые средневековые крепости Брашов,Сигишоара, Сибиу, замки Пелеш, Бран открывают туристам быт минувших веков,передают тот особый и неповторимый колорит. Румыния гордится своими традициямивиноделия, производство вин является древней традицией. Обязательно следуетпопробовать ароматные румынские вина, выращенные на плантациях почти по всейстране. Одной фразой невозможно описать всю Румынию. Румынские красоты поразятдаже самых искушенных туристов.
Румыния – это то место, где отдых многообразен и интересен. Всесамые интересные дворцы, замки, крепости и монастыри располагаются вТрансильвании, одаривающей щедрой роскошью альпийского разнотравья, могучимилесами склонов, радующими глаз, уставший от городских пейзажей. Одной фразойневозможно описать всю Румынию. Многообразие румынских красот поражает дажесамых искушенных туристов. В декабре 1999 года Европейский совет в Хельсинки(Финляндия) принял решение о начале переговоров по вступлению в ЕС Румынии. С 1января 2007 года Румыния вступила в ЕС, и сегодня является полноценным членомЕС.
Это позитивно отразилось на качестве всего туристическогопотенциала страны. Построены новые отели и подъемники, расширена инфраструктуракурортов, лечебные базы и SPA-центры приведены в соответствие с европейскимитребованиями. При этом ценовая политика серьезно отличается от многихевропейских стран и цены на отдых в Румынии при высоком качестве услуг выглядяточень привлекательно.
Цель изадачи исследования вытекают из актуальности и степени научной разработанностипроблемы. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходеобучения знаний и изучения научной литературы, рассмотреть вопросы развитиямеждународного туризма в Румынии, определить его особенности, перспективыразвития.
Задачиисследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
— датьгеографическую характеристику Румынии, ее природным и климатическим условиям;
— рассмотреть туристский потенциал Румынии, выделить наиболее перспективныенаправления развития международного туризма в стране;
— наосновании изучения нормативно-правовых актов Румынии охарактеризоватьтуристские формальности, связанные с посещением этого государства туристами;
— рассмотреть современные тенденции развития туристического бизнеса в Румынии;
— охарактеризовать состояние международного туризма Румынии, выделить егоособенности и перспективы развития.
Предмет исследования – теоретическиеосновы исследования результатов развития туризма в Румынии на современном этапеи практические мероприятия туристических компаний, направленных на завоеваниедополнительных рынков сбыта тур-продукта и повышение его конкурентоспособности.
Теоретической базой исследования курсовойработы являются научные труды как отечественных, так и зарубежныхисследователей в области развития сферы услуг в Румынии, как государствепостсоциалистического лагеря. Кроме того, исследование проводилось и на основеизучения материалов из современных средств массовой информсаиции, туристскихпроспектов.
Общие вопросы развития международноготуризма рассматривали в процессе своей деятельности многие экономисты-теоретикии менеджеры-практики. Общетеоретические аспекты состояния туристической отраслиРумынии на современном этапе и ее зависимости от внешних условий рассматривалитакие ученые и специалисты, как Симония Н.А., Шамхалов Ф.И., Романов А.А.,Саакянц Р.Г., Чудновский А.Д., и многие другие. Работы и научные мысли именноэтих ученых используются в курсовой работе, а также работы ряда других авторов,учебники, отчеты туристических компаний, статьи периодических изданийРеспублики Беларусь и Российской Федерации.
Методологической основой исследованияявляется диалектический метод. В ходе исследования использовались обще– ичастнонаучные, а также специальные методы познания. Общими явились методы анализаи синтеза, индукции и дедукции, прогнозирования, наблюдения и сравнения. Вкачестве частнонаучного метода выступил конкретно-социологический. Кспециальным методам, использовавшимся в работе, следует отнести методпрогнозирования социальных явлений.
Данные методы позволили наиболеепоследовательно и полно рассмотреть различные аспекты использованиятуристических ресурсов (в том числе и альтернативных) для повышенияконкурентоспособности предлагаемого на рынке тур-продукта такого неоднозначногогосударства как Румыния.

1. Характеристикатуристского потенциала Румынии
1.1 Географическое иэкономическое положение Румынии
Румыниярасположена на юго-востоке Европы. Площадь 238,4 тыс. км2, население 22,7 млн.чел. (2007). Государственный язык — румынский. Столица — г. Бухарест (2,1 млн.чел.).
Этогосударство расположено между 20°15 ’ и 29°41 ’восточной долготы и 43°37 ’ и48°15 ’ северной широты. На юго-востоке омывается Чёрным морем; на севере ивостоке граничит с Украиной (169 км), Молдавией (450 км), на северо-западе с Венгрией (433 км), на юго-западе с Сербией (476 км), на юге с Болгарией (608 км)[1].
Примерно1/3 территории занята Карпатскими горами, которые подразделяются на Восточные,Южные Карпаты и Западные Румынские горы. Наиболее возвышенная часть Карпатскойдуги, идущей с севера по центру к западу страны, — Южные Карпаты, гдерасположены вершины Молдовяну (2544 м), Негойю (2535 м), Парынгу Маре (2519 м). С внутренней и внешней стороны Карпат тянется цепь подкарпатских холмови плато (средняя высота 400—700 м). На западе страны расположенаСреднедунайская низменность, на юге — Нижнедунайская равнина, протяжённостью 600 км от г.Калафат до г. Галац. Реки страны относятся к бассейну Дуная, который протекает с западана восток вдоль границы с Болгарией на расстоянии 1075 км. Основные притоки Прут (716 км), Сирет (598 км), Арджеш (344 км), Олт (736 км), Тимиш (383 км), Муреш (760 км) и др[2].
Встране насчитывается более 2 тыс. озёр; наиболее крупные — лиманы Чёрного моря(Разелм 415 км2, Синое 171 км2). Представлены все виды зональных почв: на низменностяхстепные, лесостепные, в холмистых районах — бурые лесные; начиная с высоты 1400 м — горнолесные. Почти 2/3 используемых в сельском хозяйстве земель имеют плодородные почвы(чернозёмы, чернозёмовидные, бурые лесные). Леса занимают 27% территории страны[3].
Климатв Румынии переходный от умеренно-океанического Западной Европы кконтинентальному Восточной Европы. Среднегодовые температуры колеблются от +8°Сна севере до +11°С на юге страны. Среднегодовые осадки 637 мм (на северо-западе — 800—1000 мм, на юго-востоке — 300—400 мм)[4].
Растительныйи животный мир Румынии разнообразен. Лесные массивысосредоточены в основном в районах выше 200 м над уровнем моря. Наибольшую хозяйственную ценность представляют хвойные леса Карпатских гор (1800—1900 м надуровнем моря). В деревообрабатывающей промышленности используются такжелиственные породы (бук, граб, дуб).
Румыния- страна с богатым прошлым, интересной культурой и очаровательной природой.Сотни племен, прокатившихся через эту территорию в эпоху Великого переселениянародов, передали этой земле свою культуру и свои самобытные традиции. Здесьесть и длинные пляжи Черного моря, и живописные Карпатские горы, и уникальнаядельта Дуная, и множество исторических мест, привлекающих в страну тысячитуристов[5].
Столицастраны — Бухарест, лежит на земле древней Валахии, на самом юге страны.Основанный в 1459 году, город стал столицей Румынии в 1862 г., а в настоящее время это крупнейший культурный и индустриальный центр страны. Бухарестоставляет довольно двойственное впечатление. С одной стороны — это интересныйисторический центр, с богатой архитектурой и множеством памятников истории. Сдругой — сотни зданий безликой архитектуры, повсеместное запустение инеухоженность во многом характеризуют незавидное экономическое положение всейстраны.
Румынияпринадлежит к числу относительно густонаселенных стран: средняя плотностьнаселения — 94,1 чел. на 1 кв. км. Румыны составляют около 90% населения,венгры — 7,7%, немцы — 1,6%.
Официальныйязык румынский. Повсеместно употребляется английский, реже французский инемецкий языки. 70 % населения исповедуют православие, 30 % протестантство икатолицизм. Основа транспортной системы Румынии -железнодорожный транспорт.Самый удобный вид транспорта такси. Между городами и черноморскими курортамикурсируют маршрутные микроавтобусы.
Румыниянаходится на пересечении больших европейских магистралей. Развиты все видыназемного, водного и воздушного транспорта. Протяжённость железных дорог — около12 тыс. км (2000), шоссейных — 80 тыс. км, удельный вес автодорог национальногозначения не более 20%. На автомобильный транспорт приходится до 60%пассажироперевозок и до 80% — грузоперевозок. Крупнейший транспортный узелстраны — Бухарест, через который проходят важнейшие национальные шоссейные и 8железнодорожных линий, в т.ч. соединяющие Румынию со столицами ряда европейскихгосударств. Речное судоходство идёт в основном по Дунаю. Морские суда с осадкойболее 7 м могут доходить вверх по течению реки вплоть до г. Брэила. Другиеважные порты на Дунае — г. Галац и Джурджу[6].
ВРумынии действует 17 аэропортов. За счёт иностранных кредитов идёт интенсивнаямодернизация железнодорожной, шоссейной сети, аэропортов в г. Брашов, Галац,Альба-Юлия, расширение мощностей порта Констанца-Юг, обновляется парк самолётов[7].
Заметнуюроль в экономике Румынии играет туризм. Богатство природных ландшафтов,памятников культуры открывает широкие возможности для отдыха, лечения ипутешествий. Насчитывается почти 1700 минеральных источников и озёр, имеющихтерапевтическое значение. В Карпатах создана сеть курортов на термальных водах(Бэиле Феликс, Бэиле Херкулане, Джоаджа), грязевых озёрах (Совата, ВатраДорней). Популярны минеральные источники Борсека, Бузиаша, Ковасны, Липовы. Навысоте 800—1400 м над уровнем моря функционируют известные горнолыжные курорты(Синая, Предял, Пояна Брашовулуй, Пэлтиниш). Уникальный природный заповедниквозник в дельте Дуная. Международное признание получили курорты на побережьеЧёрного моря (Мамайя, Нептун, Эфория)[8].
Впоследнее время в Румынии пропагандируется отдых, максимально приближенный кземле, свежему воздуху, ароматам заливных лугов и безмятежностью крестьянскихподворий. Это не совсем обычное для современного туризма направление, котороепостепенно становится очень популярным в мире, среди людей, уставших от шума,пыли и суеты мегаполисов. Отдых в деревне, когда утром можно встать под крикпетухов, вдохнуть свежесть свежескошенных трав, выпить парного молока, а потомумчаться в поле верхом, чтобы с головой окунуться в соседний пруд, — это стало называтьсяагротуризмом. Румыния идеальное место для такой деревенской вольницы[9].
Важнейшимрегионом развития сельского туризма в Румынии была избрана историческая областьБран в Трансильвании, где находится 13 деревень, в том числе одноименнаядеревня Бран. Она возникла как сторожевой пункт на древнем торговом пути изТрансильвании в Валахию, но приобрела особую известность благодаря замку X в.,который считается обителью графа Дракулы, всемирно известного персонажа книгиБ. Стокера[10].
Следуетсказать однако, что развитие сельского туризма в Румынии наталкивается на рядпроблем: неумение местного населения представить собственный туристскийпродукт; слабый уровень развития инфраструктуры; необходимость комплекснойреконструкции сельских средств размещения; сложность коммуникации туристов икрестьян. Режим Чаушеску негативно сказался на менталитете сельских жителей.Многие из них высказываются против привлечения иностранных туристов в сельскуюместность, так как просто не хотят предпринимать какие-либо меры для созданияатмосферы гостеприимства. Другие соглашаются предоставить крестьянские дома подсредства размещения, однако даже не пытаются привести их в соответствие севропейскими стандартами. Существует категория сельских жителей, которыестремятся всячески нажиться на туристах, что также не способствует повышению качестварумынского туристского продукта[11].
Румынияне очень благополучна по санитарно-эпидемиологической обстановке. Время отвремени здесь фиксируются вспышки сибирской язвы в дельте Дуная, вирусногоменингита в северных и восточных районах, сыпной тиф, гепатит и бешенство – всельских районах. Однако туристических районов это не касается. Но все жеспециалисты советуют при въезде в страну сделать прививки от бешенства, тифа,энцефалита.
Поразвитию туриндустрии Румыния по-прежнему заметно отстает отЗападноевропейского региона. Это объясняется рядом факторов[12]:
1)в Румынии процесс переориентации туристской индустрии от планового хозяйства крыночному протекает достаточно медленно;
2)туристская инфраструктура, а также уровень сервиса здесь по многим показателямне соответствует современным международным требованиям и стандартам, принятым вЗападной Европе;
3)недостаток рекламы туристского продукта;
5)по приему гостей с Румынией успешно конкурируют такие традиционно туристскиестраны, как Греция, Турция, Кипр, Мальта, Египет, Испания и т.д.
6)негативный имидж региона Восточной Европы в связи с конфликтом в странах бывшейЮгославии[13].
Однако,следует отметить, что Бухарест более безопасен, чем большинство другихевропейских столиц. Мелкие кражи и мошенничество хоть и распространеныдостаточно широко, но обычно процветают вдали от основныхдостопримечательностей и глаз полиции, полномочия которой в этой стране оченьшироки. Проверки на улицах бывают нечасто, но проводятся скрупулёзно итщательно. На этот случай необходимо всегда иметь при себе копию паспорта иливодительские права. Также необходимо помнить о том, что фотографировать военныесооружения, мосты и порты запрещено.
Такимобразом, в настоящее время Румынию можно считать своеобразной «европейскойэкзотикой». Здесь живописная природа и особый колорит — это и легенды, и замки,и Карпаты, и море. «До кучи» — прекрасные лечебные программы. На курортеЭфорие-Норд есть озеро Текиргиол, которое сравнивают с Мёртвым морем. В Румыниинаходится 1/3 минеральных вод всей Европы. Чёрноморское побережье Румынии поклиматическим условиям очень напоминает наш юг, отдых здесь выбирают туристы,которые любили проводить отпуск в Болгарии или на Чёрноморском побережьеРоссии. В целом Румынию можно охарактеризовать как очень интересную и, чтоназывается, насыщенную страну для разных категорий туристов.
1.2 Туристскиеформальности Румынии
Для въезда на территориюРумынии жителям России и стран СНГ требуется виза в Румынию. На сегодняшнийдень Румыния не является страной-участницей Шенгенского соглашения (хотя ивходит в Евросоюз), поэтому виза в Румынию не является Шенгенской и не даетправо на въезд в страны Шенгенской зоны[14].
Краткосрочная виза вРумынию категории С может быть туристической, деловой (при условии, что цельювизита не является получения доходов на территории страны) и частной.Долгосрочная виза в Румынию категории D может также быть как частной, так иделовой. Виза в Румынию оформляется в консульском отделе при условиипредоставления всех документов[15].
Виды виз
Категория В – транзитная виза. Виза выдаетсялицам, целью визита которых является транзит через территорию Румынии в третьистраны.
Категория С – краткосрочная (до 90 дней)въездная виза. Данный тип виз выдается лицам, целью визита которых являетсятуризм, лечение, посещение друзей или родственников, деловые встречи (если ихцелью не является получение дохода на территории Румынии).
Категория D – долгосрочная многократная виза(пребывание свыше 90 дней). Цель визита может носить как деловой, так и частныйхарактер[16].
Виза категории С. Дляполучения данной визы необходимо предоставить следующие документы:
— загранпаспорт, срокдействия которого составляет не менее 3 (трех) месяцев с момента окончанияпоездки;
— копию первой страницызагранпаспорта с личными данными заявителя и страниц с действующими визами;
— 2 (две) недавниецветные фотографии 3,5х4,5 см, на светлом фоне без уголков и овалов;
— заполненную наанглийском или румынском языке и подписанную лично заявителем анкету. На детей,независимо от того, вписаны они в паспорт родителей или нет, заполняетсяотдельная анкета;
— приглашение (оригиналлибо факс) от частного лица либо организации, заверенное в местном отделенииполиции, или ваучер (оригинал) турфирмы либо подтверждение брони отеля спечатью и подписью менеджера (оригинал, факс либо отсканированная копия);
— справку с места работына фирменном бланке организации с указанием стажа работы в организации,должности и оклада;
— подтверждение наличиядостаточных финансовых средств для обеспечения поездки (из расчета 50 евро всутки на человека, но менее 500 евро). К таким документам относятся трэвел-чекилибо выписка с банковского счета, либо копия кредитной карты и банковскаявыписка с текущего счета (принимаются справки, выданные не ранее, чем за 30 днейдо обращения за визой);
— пенсионерам – копиюпенсионного удостоверения, выписку с банковского счета либо трэвел-чеки, либозаявление о спонсорстве от одного из родственников, справку с места работыспонсора и копию первой страницы его паспорта;
— для студентов ишкольников – справку с места учебы, копию свидетельства о рождении, заявление оспонсорстве от одного из родственников, справку с места работы спонсора и копиюпервой страницы его паспорта;
— медицинский полис (иего копию), действительный на весь период поездки (страховое покрытие должносоставлять не менее 30 тысяч евро);
— копии авиа- илижелезнодорожных билетов в обе стороны (при себе желательно также иметьоригинал) либо подтверждение брони билетов, либо распечатку электронных билетов[17].
Поездка с детьми. Вслучае если планируется поездка с детьми, на ребенка предоставляется полныйнабор документов на визу, а также дополнительно:
— копия свидетельства орождении ребенка;
— нотариально завереннаядоверенность (и копия) на вывоз ребенка в Румынию и страны Евросоюза отостающегося/остающихся родителя/родителей и копия первой страницы паспортадоверителя, если ребенок путешествует в сопровождении одного из родителей либотретьего лица. Копия доверенности остается в консульстве, оригинал возвращаетсявладельцу. В случае если второй родитель умер либо отсутствует, необходимопредоставить соответствующие документы (свидетельство о смерти, справку измилиции копию решения суда о лишении родителя родительских прав, справку изЗАГСа по форме 25).
На детей, достигших 6(шесть) лет и вписанных в паспорт родителей, должна быть вклеена фотография.Дети, достигшие 14 (четырнадцать) лет, должны иметь свой загранпаспорт.
Транзитная виза.Безвизовый транзит через территорию Румынии разрешен при наличии действующейшенгенской визы либо действующей болгарской визы. В этом случае максимальныйсрок пребывания в Румынии составляет пять дней (на каждый въезд).
Разрешается безвизовыйтранзит через контролируемую зону аэропорта, в случае если не планируетсяпокидать ее пределы, а пересадка на следующий рейс будет осуществляться в течениеближайших 24 часов.
Во всех остальных случаяхтранзитную визу необходимо получать заранее.
Виза категории В. Дляполучения данной визы необходимо предоставить следующие документы[18]:
— загранпаспорт, срокдействия которого составляет не менее 3 месяцев с момента окончания поездки;
— копия первой страницызагранпаспорта с личными данными туриста и действующими визами;
— 2 (две) недавниецветные фотографии 3,5х4,5 см, на светлом фоне без уголков и овалов;
— заполненная наанглийском или румынском языке и подписанная лично заявителем анкета. На детей,независимо от того, вписаны они в паспорт родителей или нет, заполняетсяотдельная анкета;
— билеты (копии,подтверждение брони либо электронные билеты) по всему маршруту следования. Вслучае двукратного транзита через территорию Румынии необходимо предоставитьбилеты в обе стороны;
— виза в странупребывания, если таковая требуется;
— справка с места работына фирменном бланке организации с указанием стажа работы в организации,должности и оклада;
— подтверждение наличиядостаточных финансовых средств для обеспечения поездки (трэвел-чеки либовыписка с банковского счета из расчета 50 евро в сутки на человека);
— оригинал и копиюмедицинского полиса, действительного на весь период поездки (страховое покрытиедолжно составлять не менее 30 тысяч евро).
Срок действия однократнойкраткосрочной визы – до 90 дней. Срок пребывания определяется сроками,указанными в приглашении или в брони гостиницы. Срок действия многократнойдолгосрочной визы — до 1 года, срок пребывания в стране — 90 дней в течениегода.(Данный срок можно продлить непосредственно в Румынии еще в Службе поделам иностранным граждан при МВД). Срок действия транзитной визы — до 90 дней,срок пребывания в стране до 5 дней за каждый въезд.
Консульский сбор. За всетипы краткосрочных виз консульский сбор составляет 35 евро. Сбор за срочноеоформление (в течение 3 рабочих дней) составляет 70 евро.
От оплаты консульскогосбора освобождены следующие категории граждан:
— дети до 6 лет;
— граждане Македонии,Сербии и Республики Молдова;
— российские граждане,находящиеся в браке с румынскими гражданами.
Консульский сбороплачивается в евро непосредственно в консульском отделе при подаче документовна визу.
В случае отказа в визеконсульский сбор не возвращается.
Таможенные пропускныепункты находятся на границе страны для обеспечения безопасности путешественников.
Пересекая границу Румыниина самолете, поезде или машине, в любом случае в Румынии придется пройтитаможенный контроль. Таможенные пункты располагаются на границе страны длятого, чтобы убедится в том, что приезжающие в страну туристы уважают и следуютзаконам Румынии. Офицеры таможни уполномочены тщательно опрашивать туристов оцелях визита в страну и сроках пребывания, осматривать как их личные вещи, таки транспортное средство, а также проверят сколько денег перевозит с собой гостьи для каких целей. Основной задачей таможенников является обеспечить как можнобыстрый проход через границу легальных туристов, у которых все в порядке сдокументами, а также задержание правонарушителей и нелегалов, пытающихся пройтиграницу. В большинстве случаев досмотр проходит быстро и спокойно, но, все жеследует знать некоторые особенности прохождения таможни в Румынии[19].
Валюта и алкоголь:Официально в страну разрешено ввозить валюту в пределах 50000 долларов, носуммы свыше 1000 требуют декларирования при въезде. Вывозить разрешается 5000леев в румынской валюте, и только банкноты в 1000 и менее леев. Подарки общейстоимостью до 100 долларов США можно ввозить беспошлинно. Беспошлинно можноввезти: 4 л. вина, 1 л. крепкого спиртного напитка, по 200 гр. кофе и какао,(для личного употребления).
Личный багаж и егонаименование: разрешенбеспошлинный ввоз предметов и вещей в пределах личных потребностей, необходимыхна период пребывания в стране и не предназначенных для продажи или передачи.
Запрещен ввозогнестрельного оружия, боеприпасов, наркотиков, радиоактивных, психотропных итоксичных веществ. Есть временное разрешение на ввоз в страну без оплатытаможенных пошлин и других формальностей фото-, аудио- и видеотехники по 1предмету каждого наименования. Туристы могут вывозить из страны, с оплатойтаможенных пошлин, вещи, купленные на леи, полученные при законном обменевалюты и на основании подтверждающих документов.
Ценные товары(драгоценности, произведения искусства, видео- и фототехника и т.д.) должныбыть задекларированы при въезде на территорию страны.
Таможенную декларациюследует сохранять до выезда из страны, поскольку именно по ним будетосуществляться обратный вывоз товаров и вещей.
При пересечении границытаможенники могут потребовать предъявить деньги на проживание в стране израсчета $30 в сутки, но не менее $300 на всю поездку. Передвижение по странепри наличии документа, удостоверяющего личность, практически не ограничено.
Для въезда в страну наавтомобиле необходимо иметь при себе водительское удостоверение, документы намашину и «зеленую карту».
Паспорта: въезжая вРумынию путешественники из других стран должны предъявить паспорт с румынскойвизой. Вас также могут попросить предъявить всю сумму наличных денег, которуювы везете в страну.
Проход таможни с детьми: если въезд осуществляется вместе сосвоими детьми, необходимо предоставить идентификационную карту для каждого изних. Родители, находящиеся в разводе должны предъявить также письменноесогласие на вывоз ребенка за границу, заверенное нотариусом. То же самоекасается посторонних лиц, вывозящих детей за границу — необходимо письменное изаверенное разрешение родителей. Очень часто таможня участвует в поискахпропавших детей, так что не следует удивляться, если на границе будут задаватьмного вопросов по поводу ребенка.
Табак: если турист совершеннолетний, емуразрешено ввозить на территорию Румынии 200 сигарет, 50 сигар и 200 грамм табака. Можно взять намного больше табака, если он необходим, но за него придется платитьналоги.
С ростом объемовмеждународного туризма и расширением его географии все большее количествороссийских граждан стало «сталкиваться» с иностранной валютой. Дажефинансовым работникам с непривычки достаточно сложно разобраться в иностранныхденежных знаках. Для туристов же «чужие» деньги порой таят в себе нетолько нечто непривычное, но и неприятное: при их обмене бывают злоупотребленияи махинации. К тому же фальшивых банкнот становится все больше и больше. Каксчитают специалисты, 80% «фальшивок» приходится на доллары США[20].
В соответствии со ст. 11Декларации Международной конвенции по борьбе с подделкой денежных знаков(Женева, 1929 г.) фальшивые денежные знаки должны быть конфискованы и переданылибо правительству, либо эмиссионному банку, выпустившему эти денежные знаки.Все это требует от турфирм проведения определенной работы по подготовке кпоездке, в том числе в плане предварительного знакомства с валютой той страны,куда следуют туристы[21].
Медико-санитарныеформальности
Под санитарными(медицинскими) формальностями понимаются процедуры, связанные с проверкойсоблюдения лицами, пересекающими государственную границу установленныхтребований о вакцинации (прививках). Контроль соблюдения формальностейосуществляется специальными санитарными службами в пограничных пунктах,используемых для въезда и выезда из страны, и состоит обычно в проверке у туристови путешественников международного сертификата о вакцинации. В необходимыхслучаях санитарные формальности предусматривают вакцинацию туристов ипутешественников на месте или их временную изоляцию в карантине, если естьвероятность переноса инфекционных заболеваний.
Страна достаточнонеблагополучная по санитарно-эпидемиологической обстановке. Время от временификсируются вспышки сибирской язвы в дельте Дуная, вирусного менингита всеверных и восточных районах, сыпной тиф, гепатит и бешенство — в сельскихрайонах[22].
Медицинская страховкамеждународного образца обязательна. Медицинское обслуживание в Румыниидостаточно скудное, наблюдается серьезная нехватка основных медикаментов иквалифицированного персонала.
Прохождение медкомиссии припосещении Румынии обязательно не всегда. Такие мероприятия могут бытьпредусмотрены при поездке в Румынию по рабочей или студенческой визе (сроком нашесть месяцев и более) либо по иммиграционной программе. Каких-либоособенностей в этом смысле для российских граждан со стороны румынских властейнет. При посещении Румынии транзитом (по транзитной визе) либо по краткосрочнойгостевой визе прохождение медкомиссии не требуется.
Оплата медицинской помощитуристу за границей осуществляется согласно условиям, предусмотренным полисоммедицинского страхования, поэтому до отъезда следует обязательно застраховатьсяи внимательнейшим образом уяснить все детали медицинской и прочей страховки.Желательно смоделировать страховой случай, мысленно представив возможныепроисшествия (внезапная болезнь, травма, пищевое отравление и т.д.). Какимиименно и в каком порядке должны быть дальнейшие действия туриста: куда и комузвонить, на каком языке разговаривать, и что именно сказать; будет литребоваться предварительная оплата диагноза и первой неотложной помощи, каковасумма страхового покрытия и будет ли ее достаточно во всех возможных случаях,включая самые тяжелые? Какую еще страховку турист может получить, помимо личноймедицинской? Имеется возможность страхования иных рисков, связанных ссовершением путешествия, а именно: в случае утраты документов, отставания отгруппы, плохой погоды и многое другое, что сейчас предлагают солидные страховыекомпании, причем затраты на такую многопрофильную комплексную страховку редкопревышают 40-50 долл. США с человека за неделю поездки.
Наличие такой страховкипри въезде в Румынию необязательно, однако желательно, поскольку лечение вместных клиниках бесплатно только для граждан Румынии и лиц, прибывших вРумынию на условиях иммиграции с соблюдением установленных правил[23].Во всех других случаях за лечение придется заплатить.

2.Особенности развития международного туризма в Румынии
2.1Современные тенденции развития туристского бизнеса в Румынии
Румыния– это новое открытие современного туристского рынка. Являясь страной бывшегосоциалистического лагеря и преодолевая в результате этого сложнейшиеэкономические кризисы, она вновь завоевывает позиции развивающейся туристскойдестинации на арене Восточной Европы. А ведь еще в советские времена туристскиепоездки по Закарпатью считались престижными и дефицитными. В последнеедесятилетие этот регион, расположенный на стыке пяти государств, Украины,Словакии, Венгрии, Польши и, собственно, Румынии, практически полностью исчез сроссийского туристского рынка. В подтверждение данного факта рассмотримдинамику распределения международных прибытий по туристским дестинациям вданном регионе за 1970–1999 гг[24].
В 1970 г. группа стран, включающая Венгрию, Чехословакию, Бельгию, Болгарию иРумынию составили 10% от общего количества международных прибытий к дестинациив 165,8 млн. единиц[25].
В 1990 г. основные тенденции международных прибытий по туристским дестинациямрезко меняются. С международного рынка практически пропадает туристский продуктБолгарии, Чехословакии и Румынии. Процессы, происходящие в Румынии, связаны, восновном, с тем, что в 1993–1994 гг. с румынского направления ушли ведущиемировые операторы, разладилась интеграционная система СЭВ, Румыния фактическиутратила все значимые европейские и восточные рынки, туристская отрасль вошла всостояние стагнации. Только лишь Венгрия смогла удержаться на плаву и в союзе сФранцией, США, Испанией и Италией представила 38% от общего количествамеждународных прибытий, которое в свою очередь значительно увеличилось посравнению с 1970г. и составило 458,2 млн. единиц[26].
Основныетенденции 1999 г. для некоторых стран Закарпатья стали более или менеепрогрессивными. С новыми туристскими предложениями на международный рынок вышлиПольша, Чехия и Венгрия. Две последние страны совместно с Германией, Россией иПортугалией составили 11% от всех международных прибытий к дестинации,насчитывающей к этому году уже 656,9 млн. единиц. Что же касаетсянепосредственно Румынии, то ее успех по сравнению с соседними странами наданный период времени был не слишком заметен. А ведь еще до разразившейся такназываемой экономической бури, в 1990 году, ситуация была более стабильной.
Дляболее ясного представления данного положения следует рассмотрим таблицу, характеризующуюразвитие международного туризма в Закарпатье в 1990г. (таблица 1).
Таблица1
Развитиемеждународного туризма в Закарпатье в 1990 г.Страна Кол-во прибывших туристов Доходы от иностранного туризма, в млн. дол. Расходы туристов за границей, млн. дол. Сальдо, млн. дол. Тыс.чел. % Болгария 4500 7,26 394,0 - - Венгрия 20510 33,07 1000,0 600,0 +400,0 Польша 3400 5,49 266,0 220,0 +46,0 Румыния 16200 26,13 720,0 585,0 +135,0 Чехословакия 17420 28,05 691,0 857,0 -166,0
Изполученных данных ясно, что Румыния прочно занимала третье место по количествуприбывших туристов, однако по доходам от иностранного туризма она была напоследнем месте среди стран Закарпатья. Утешает лишь одно, что по сравнению сЧехословакией, имеющей отрицательное сальдо в 166 млн. долларов Румыниядобилась положительного результата[27].
Однакоуже сейчас, после затянувшегося десятилетнего молчания, румынский туристскийпродукт выходит на международный рынок. В 2002 году в Закарпатье, где работают72 турфирмы, была принята общая для пяти государств программа развития туризмана 2002–2010 гг., реализация которой начала давать первые результаты.Количество обслуженных туристов увеличилось по сравнению с предыдущим годом на21% .
В2001–2002 гг. в развитие туризма Румынии было инвестировано 150 млн. дол., чтопозволило подготовить новые программы и модернизировать около 50 отелей. Врезультате, уже в 2002 г. количество въезжающих на территорию Румынии туристовувеличилось на 19%, а потенциал выездного потока из Румынии в 2003 г. составил порядка 4,7 млн. чел. К 2005 г. было завершено строительство легендарноготематического парка Дракулаленда, стоимостью 30 млн. дол., что по оценкамэкспертов должно обеспечить создание 3 тыс. рабочих мест с ежегодным притокомтуристов к дестинации, превышающим 60 тыс. человек.
Однакореализация данного проекта встретила серьезные препятствия в своей реализации.Оппозиционные выступления местных жителей и служителей православной церквиприобретают все более широкий размах. Главным аргументом их яростногосопротивления является нежелание превращать город Сегишоара (место размещенияпарка) в место поклонения сатанинских сект. По их мнению, Румыния ужезаработала недобрую репутацию дьявольской земли благодаря литературнымфантазиям Брема Стокера и его одноименного произведения «Дракула». Ведь именносюда со всех уголков земли съезжаются на ежегодное собрание (шабаш, как егоокрестили местные жители) члены тайного клуба поклонников Дракулы[28].
Новместе с тем процесс модернизации и вестернизации продолжается, притом, чтопоступления от туристской отрасли в государственную казну все еще невелики исоставляют всего 2%. Но этому есть свое логическое объяснение.
Многиепроблемы, препятствующие динамичному развитию туристской индустрии Румынии,остаются нерешенными. Главной из них, по оценкам специалистов, являетсяпроблема средств размещения, а именно несоответствие уровня классностимеждународным стандартам, положенным в основу европейской системы классификациигостиниц.
Отсюдаже, как следствие, вытекает другая проблема – несоответствующий относительнозаявленной классности гостиницы уровень сервиса и широта набора предлагаемыхуслуг. Так, еще советские туристы, побывавшие в Румынии в 80-х гг., с большимэнтузиазмом рассказывали об отелях без дверей в номерах на черноморскихкурортах страны. Критики отмечают достаточно слаборазвитую инфраструктурустраны. Большое количество отелей не дотягивают и до двухзвездочного уровня, ноцены в них для иностранных туристов в 5 и более раз выше, чем для местныхжителей[29].
Уровеньсервиса также оставляет желать лучшего, поскольку европейские традициигостеприимства были восприняты с недостаточным энтузиазмом. Возможно проблема втом, что первые морские курорты стали появляться на румынском побережье лишь вконце XIX в., а только в 70-х гг. следующего столетия была создана перваяцепочка курортов вдоль побережья от Констанцы к югу в сторону Болгарии. Эти курортыи стали базой румынской индустрии гостеприимства на черноморском побережье, ноинвестирования средств из государственного бюджета на поддержаниеинфраструктуры комплекса на должном уровне не происходило[30].
Насегодняшний день Румыния обладает 3 250 единицами различных средств размещенияс общим количеством номеров 105 425 единиц, способных разместить единовременнодо 282 806 чел. Средства размещения варьируются от отелей различного уровня дохостелов и туристских лагерей. Отели составляют большую часть данного сектора(57,1%). На долю молодежных лагерей приходится 14,6%, а туристских – 9,1%.Туристские виллы занимают последнее место и составляют 7,5% сектора размещения.Однако стоит отметить, что при всем этом богатом разнообразии классификациясредств размещения не столь высока.
Большаячасть отелей, имея классификацию двух звезд, составляет более 50% от общегочисла отелей. На втором месте по численности располагаются однозвездочныеотели. Чуть меньший процент приходится на долю неклассифицированных отелей, тоесть в принципе не обладающих звездами. Количество трехзвездочных отелейневелико, а процентное соотношение отелей, обладающих четырьмя или пятьюзвездами крайне ограничено.
Всвязи с этим настоящим чудом стало открытие отеля «Парламент» в Бухаресте,первого отеля-бутика в Румынии, цена за одну ночь в котором колеблется от 165до 275 долларов.
Специалистывидят корень данной проблемы в излишнем огосударствлении сектора средствразмещения. Государственная собственность в данной отрасли составляет 53%,покрывающая более 70% всех туристских прибытий на территорию страны. Притом,что частный сектор составляет всего 35,3%, ориентируясь на обслуживание 19,1%туристского потока. У государства попросту не хватает ни времени, ни средствдля использования имеющихся ресурсов на полную мощь. Но прогресс не за горами,уже в прошлом году был взят курс на частичное разгосударствление данногосектора экономики. Хотя, по словам последнего министра туризма Румынии МиронаМитря, запоздалая приватизация приносит только непоправимый вред развитиютуризма, поскольку проблемы остаются нерешенными вследствие отсутствия новыхметодов хозяйствования и устаревшего мышления[31].
Другаяпроблема заключается в использовании и охране памятников историко-культурногозначения: замков, монастырей, дворцов и музеев, многие из которых внесены всписок всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Монастыри Валахии, юга Румынии,являются настоящим памятником героических сражений с турками-османами, амонастыри севера Молдавии, Буковины, пройдя сквозь века, донесли до нашеговремени в своих фресках легенды XV–XVIII столетий. За их вклад в обогащениемировой культуры, им было присвоено звание особо охраняемых памятников ЮНЕСКО[32].
Возьмем,к примеру, монастырь Хорезу в Валахии, основанный в XVII в., в период расцветарумынской архитектуры. Его считают самым большим и наиболее сохранившимся извсех монастырей страны. Весь этот архитектурный комплекс и богатая живописьпредставляют собой своеобразный синтез старого византийского искусства и Ренессанса,воплощенный в, так называемый, стиль Брынковяну.
МонастырьВоронец является, в свою очередь, наиболее завершенным произведением молдавскойархитектуры и живописи. Известный как «Сикстинская капелла» Востока, монастырьбыл основан в 1488 г. молдавским господарем Штефаном III Великим (Святым)(1457–1504). Известность Воронца состоит в его наружных росписях, раскинутыхживым цветастым ковром на неповторимом голубом фоне, известном во всем мире как«Воронецкая синь». На сегодняшний день монастырь, в синеве которого воплотилсянеповторимый национальный оттенок Румынии, является памятником всемирногонаследия ЮНЕСКО[33].
Ксожалению, не всем туристским достопримечательностям выпала честь оказаться подпокровительством не только государственной власти, но и всего мировогосообщества. Некоторые туристские достопримечательности, такие как пляж VamaVeche или озеро Red Lake, находятся в заброшенном состоянии. Эта проблемакасается и некоторых замков, которые с течением времени превратились в казино ирестораны, утратив тем самым свое первоначальное значение.
Ноеще более значимым лимитирующим фактором развития туриндустрии Румынии сталопринятие нового ужесточенного визового режима, вступившего в силу 1 марта 2004 г… Непременным условием новых правил въезда, транзита и пребывания на территории страныиностранцев стало доказательство их финансового обеспечения. Финансовыесредства в размере 100 евро на каждый день пребывания здесь необходимопредъявлять на границе непосредственно при въезде в страну. Что же касаетсясамой стоимости виз, то она составила 35 долларов США (если не считатьнедавнего перевода оплаты с долларов на евро). И это при том, что еще совсемнедавно для многих соседних стран (включая Россию) Румыния являлась странойбезвизового въезда.
Стоиттакже остановиться еще на одном немаловажном аспекте, касающемся предоставлениясвоевременной и исчерпывающей информации. На сегодняшний день современныетуристы практически не обладают информацией о туристском продукте Румынии.
Причиннесколько: во-первых, в России до сих пор не выпущен ни один путеводитель поданной стране, хотя другие европейские страны представлены на российском рынкев широчайшем ассортименте. Крайне редко можно встретить достойные публикации окультурно-историческом потенциале Румынии в журналах туристской направленности.
И,наконец, самопрезентация Румынии на международном туристском рынке также слабоорганизована. Об этом свидетельствует тот факт, что одна из первых туристскихярмарок в Румынии была организована лишь в 2001 г. Причем в экспозиции были представлены лишь несколько фирм. На российском же рынке румынскийтуристский продукт предлагают далеко не все операторы в силу специфическихособенностей страны путешествия. Среди немногих можно выделить предприятие«Живые ключи» и «Стропъ».
Однако,обладая богатейшими природно-климатическими ресурсами и неисчерпаемымисторико-культурным потенциалом, эта страна имеет все шансы на успешноеразвитие туристского бизнеса. При этом, как показывает анализ статистическихданных, приоритетное внимание следует уделять развитию познавательного,историко-культурного, развлекательного, приключенческого и гастрономическоготуризма. Неплохие перспективы имеет Румыния для организации и развитияэкологического и приморского пляжного туризма. Но все эти преимуществарумынского туризма сводятся на нет нестабильной социально-экономическойобстановкой в стране, а также недостаточным развитием туристской ирекреационной инфраструктуры, слабо отвечающей потребностям искушенногозападноевропейского туриста. Этому будет способствовать и тот факт, что Румыниявступит в Шенгенскую зону 27 марта 2011 года.
2.2Особенности и перспективы развития международного туризма в Румынии
Прежде чем выделитьотдельные особенности развития международного туризма в Румынии стоит отметить,что иностранный туризм всегда реализуется как составная часть внутреннего.Международный туризм в разных странах характеризуется многими общими чертами,несмотря на различие общественных условий его развития. Обусловлено это тем,что туризм не зависит только от общественных отношений, на него существенноевлияние оказывают уровень производительных сил и последствия прогресса иразвития цивилизации вообще. Развитие международного туризма, прежде всего,касается спроса на услуги туризма и путешествий. Повсеместно растет числоучастников путешествий и туризма как на отдельных континентах, так и междуними; это следствие широкого участия основных слоев населения в туризме ипутешествиях.
В международном туризмеРумынии растет роль транспортных средств передвижения, а в связи с этим инеорганизованного (индивидуального) туризма и путешествий. Результатом являетсясокращение среднего времени одного участия (пребывания) в путешествии и туризмекак один из значительных факторов международного туризма и путешествий послевторой мировой войны. С этим тесно связана концентрация участия в туризме ипутешествиях в легко доступные места и относительное снижение доли пешеготуризма[34].
Спрос на туризм ипутешествия в международном масштабе децентрализуется, то есть распространяетсяна новые области и места, а не концентрируется в обычных традиционных местах.Эта децентрализация относится не только к распределению посещаемости вотдельных странах, но и вообще к иностранному туризму: возникли новые рынки, в частностив развивающихся странах. Спрос в международном туризме характеризуетсяповсеместным увеличением расстояния между местом проживания и местом туризмаили путешествия — как длительного, так и краткосрочного, иностранного иотечественного.
Растет иностранный туризм(пассивный) как следствие улучшения экономического положения населения ирезультат действия новых влияний неэкономического характера (цивилизация, тягак знаниям, социальный престиж и др.).
Время спроса почти неизменяется, отсюда возникают вопросы сезонности. Другие черты развитиямеждународных путешествий и туризма относятся к оснащенности его сооружениями ислужбами услуг.
Запоздавшее развитиемассового туризма в Румынии определяется тем, что здесь:
— уделяли большеевнимание развитию отечественного туризма;
— недооценивали значениезарубежного туризма как инструмента углубления сотрудничества с иностраннымигосударствами;
— вынуждены былиориентироваться на другие проблемы общественного развития в связи споследствиями второй мировой войны, социальными изменениями, связанными состроительством нового общества, промышленной отсталостью и в среднем болеенизким уровнем жизни[35].
80-е годы характеризуютсяповсеместным ростом развития иностранного туризма. С точки зренияотечественного и зарубежного туризма страны Центральной и Восточной Европыможно разделить на две группы.
1. Страны с развитымтуризмом в обоих направлениях (Чешская Республика, Словацкая Республика,Венгрия, Польша, Югославия и страны СНГ).
2. Страны с развитымактивным иностранным туризмом, но меньшей ролью отечественного и пассивноготуризма (Болгария, Румыния).
В этих странах развитиетуризма полностью соответствует потребностям и возможностям экономическойполитики государства, особенно его политике повышения жизненного уровня народа.
Участие этих стран вмеждународном туризме обусловливается монополией внешней торговли. Этамонополия по существу означает исключительное право государства на управлениеиностранным туризмом и его организацию; при этом оно единолично выступает всфере международного туризма. Примечательной чертой развития туризма в странахс плановой экономикой является значительная доля оплачиваемых расходов туризмав общем объеме туристских услуг в каждой из этих стран. Общество частичнооплачивает расходы на участие в туризме из общественных средств, что для егоучастника довольно выгодно. Это позволяет отдавать предпочтение участиюнекоторых групп населения в туристской сфере услуг, особенно там, где этосоответствует общественным интересам (например, обслуживание молодежи,родителей с детьми на туристских маршрутах и др.)[36].
Практически все страныпосле распада социалистической системы столкнулись с проблемой низкойконкурентоспособности национального туристского продукта на европейскомтуристском рынке. Качество же турпродукта, предлагаемого изысканномузападноевропейскому туристу, не могло соответствовать уже устоявшимся в странахЕС стандартам вследствие крайне слабой материально-технической базы. Отсталостьже последней напрямую была связана с той формой хозяйствования, котораясуществовала в конце 80-х гг. в этих странах. Если анализировать цифровыепоказатели по числу посетителей этих стран в период с 1991 по 1993г., то ониподтверждают наш вывод[37].
Осознав то положение, вкотором оказался международный туризм в этих странах, и, понимая, какуюэкономико составляющую роль может сыграть туризм в жизни этих стран, Польша,Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния и Болгария предприняли действенные шаги пореформированию национальных туристских комплексов[38].
В настоящее время рыноктуристских услуг в этих странах является свободным и функционирует в условияхконкуренции. Как правило, государство не вмешивается напрямую в деятельностьсубъектов туристского бизнеса, а регулирует ее за счет налогов на обслуживаниетуристов и конкретно произведенные услуги.
В Румынии былапроизведена реорганизация системы управления туристским комплексом страны.Вопросами туризма в настоящее время в Румынии занимается Министерство туризма,созданное на базе ранее существовавших ведомств — Национальной администрации потуризму, Службы по работе с турфирмами и Службы по развитию туризма.
Министерство туризма Румынииконтролирует процесс приватизации туристских объектов. Интереснымпредставляется создание в Министерстве Управления европейской интеграции имеждународных отношений, осуществляющего контроль за эффективностью мероприятийв области туризма, необходимых для интегрирования в Евросоюз. Произошедшаяотмена визового режима со странами ЕС благоприятно сказалась на притокеиностранных туристов в страну. В законодательство страны также введена норма,согласно которой организованные группы туристов освобождаются от уплатыконсульских сборов за выдачу виз[39].
Как итог таких мер — румынское направление в первой половине 2010 года по сравнению с прошлым годомпоказывает уверенный рост турпотока, который составляет +25%. Глубина продажтакже оправдывает ожидания игроков. Столь высокий результат стал возможенблагодаря грамотной ценовой политике местных хотельеров, считают эксперты.Однако большое количество объектов размещения на курортах Румынии до сих пор,невзирая на разгар сезона, продолжают проводить реконструкцию — сказываетсявлияние кризиса.
Стоит отметить, чтоповышенным спросом у туристов в Румынии в первую очередь пользуются лечебные иэкскурсионные туры, и лишь затем идёт отдых на море.
Кроме того, в настоящеевремя в Румынии идет активное развитие различных видов экологического туризма.Подобная деятельность поддерживается агентством SAPARD. В целях продвижениявышеперечисленных видов туризма SAPARD выделило 30 млн. евро[40].
На сегодняшний деньколичество различных пансионатов и отелей в Румынии возросло настолько, что дляпривлечения клиентов руководству мест отдыха приходится изобретать что-тоновое. Некоторые отели предлагают уроки верховой езды, специально для этихцелях приглашая учителей из Англии, другие предлагают порыбачить в ихсобственных рыбных заповедниках[41].
Все более популярными вРумынии становятся также горнолыжный, велосипедный и другие довольно новые длястраны виды туризма. Все их объединяет экологичность и то, что желающие могутполучить полноценный неповторимый отдых за относительно небольшие деньги.
Благодаря этому, запоследние несколько лет Румыния смогла существенно укрепить свои позиции всфере развития международного туризма. Эта страна все сильнее заявляет о себена международной арене, открывая новые, доселе неизвестные западному туристу туристскиересурсы.
Характерной особенностьютуризма в Румынии является «скачкообразность» турпотока, то есть количествотуристов может резко увеличиться за выходные дни[42].
Проанализировавстатистические данные за 2010 год выделяем периоды повышенного туристическогопотока на побережье Румынии.
13 июня 2010 годаколичество туристов на Черноморском побережье Румынии по официальным даннымсоставляло всего 39,2 тыс. человек, из которых более 2 тыс. — иностранцы.
Первый скачок турпотокапроизошел между пятницей 18 июня (когда Черноморское побережье Румынии приняло39 862 туриста) и второй половиной дня 20 июня – воскресеньем – когда числотуристов достигло 53 700.
Это объясняется второйособенностью румынского туризма – преобладании на курортах Румынии румынскихтуристов.
Многие отзывы туристов,посетивших в этом году побережье Румынии, сводятся к одному – «Чувствуется, чтокурорт именно для румын… Их там много, иностранцев мало… Все объявления поулице и предложение товаров на пляже – на румынском…».
Хотя в этом году кризисотразился на возможностях румын – опрос общественного мнения, проведенныйкомпанией GfK в конце июня, показал, что 70% румын никуда не ездили во времяотпуска. Ну а те, кто все же смог позволить себе отпуск, предпочитали заграницу.
По словам директораодного из туристических агентств, большинство румын предпочитают места,находящиеся не более чем в двух часах полета от Румынии – греческие острова,Болгарию, Турцию.
Второй скачок турпотоканаблюдался на уик-енд 17-18 июля. Согласно официальной статистике, количествоотдыхающих, посетивших в эти дни местные курорты, достигло 80 тыс. Это числовключает только туристов, зарегистрировавшихся в отелях – без учета тех, ктоснял квартиры у частных лиц.
Самый высокий уровеньзагрузки отелей наблюдался в Мамае. За те выходные на курорте отдохнули 40-45тыс.чел. А из 80 тыс. человек, которые провели тот уик-энд на Черноморскомпобережье Румынии, иностранцы составили 3,5 тыс. – примерно 4,4%[43].
Третий скачок был отмечен14-15 августа, когда общее число зарегистрированных туристов, посетившихЧерноморское побережье Румынии, составило соответственно 187 674 чел. и 192 040чел, гласят данные окружной инспекции полиции Констанцы.
14 августа наибольшеечисло туристов зарегистрировано в Нептуне – 45 876 чел., далее следуют Мамая –45 240 чел., Костинешти – 42 190 чел., Эфорие – 19 911 чел., Наводари – 15 832чел., Текиргел – 1788 чел., Вама Вече – 9900 чел., Мангалия – 4780 чел.,Констанца – 1867 чел., Тузла – 110 чел.
Из общего числа туристовв тот день 7016 чел. (3,7%) составили иностранцы и 180 658 чел. – румыны[44].
Теперь следуетразобраться в «звездочных» и финансовых предпочтениях румынских туристов.
По официальным даннымМинистерства регионального развития и туризма Румынии более 80% туристов,воспользовавшихся в первом полугодии 2010 услугой онлайн бронирования объектовразмещения в Румынии, предпочли пансионаты. При этом около 60% выбрали3-звездочные объекты.
Около 50,5% туристов,которые бронировали жилье для отдыха через Интернет, выбрали объектывместительностью 1-20 мест. В 66,1% зарезервированных онлайн объектовразмещения суточная цена проживания находится в диапазоне 50-100 леев. (1 евро= 4,3 леи).
Согласно исследованию,туристы предпочитают объекты размещения, обеспечивающие уединение иопределенный уровень комфорта за разумную цену.
Как сообщаетГосударственный институт статистики, число ночей, проведенных туристами врумынских отелях в августе 2010 года, сократилось на 15,2% (до 2,5 млн.) всравнению с аналогичным периодом 2009, а количество поселений в отелях упало на1,4% (до 843 300).
По сравнению с августом2009 года, количество иностранцев, зарегистрированных на пограничныхконтрольно-пропускных пунктах в августе 2010, выросло на 8,9%, а число румын,выехавших за границу, напротив, уменьшилось на 2,0%.
В августе 2010 годарумыны составили 81,9% от всех размещений в туристических объектах, а наиностранцев пришлось 18,1%, аналогичное соотношение было зарегистрировано и вавгусте 2009 года. Если сравнить эти цифры с приведенными выше сведениями одоле иностранцев в 4%, становится ясным, что в Румынии, как и в Крыму,достаточно много местных туристов селятся не в «официальном» секторе.
Число иностранцев,прибывших в Румынию в августе 2010 (данные регистрации на контрольно-пропускныхпунктах), составило почти миллион – 977 700, это на 8,9% больше августа 2009года.
Большинство иностранныхтуристов прибыло из европейских стран – 95%, при этом 56,4% из стран ЕС –Венгрия (32.2%), Болгария (15.9%), Польша (10.2%), Германия (9.7%), Италия(7.4%), Австрия (3.8%)[45].
После ухода из ТурцииЧерноморским побережьем Румынии заинтересовались израильские туроператоры.Румынская ассоциация морского побережья и Дельты Дуная провела с нимипереговоры о привлечении туристов из этой страны на черноморский курорт Мамая.В настоящее время это направление пользуется большой популярностью благодарявысокому качеству услуг. Британцы этим летом предпочли не ехать в Румынию,опасаясь проблем с туроператорами, отмены рейсов и долгового кризиса в еврозоне[46].
Из России в Румыниюприехало 2% туристов 2010 года. Однако тенденции тоже интересные.
Уже к концу июня вРумынии отмечался уверенный рост турпотока из России – на 25% по сравнению с2009 годом. Столь высокий результат стал возможен благодаря грамотной ценовойполитике местных хотельеров, считают эксперты.
Стоит отметить, чтоповышенным спросом у российских туристов в Румынии в первую очередь пользуютсялечебные и экскурсионные туры, и лишь затем идёт отдых на море.
Многие считают, что вближайшие годы уровень туризма в Румынии будет повышаться, так как инвестиции впобережье набирают обороты.
Цены на недвижимость наЧерноморском побережье Румынии значительно ниже, чем в соседних странах, аспрос на объекты качественного строительства с улучшенной инфраструктурой,финансируемой ЕС, постоянно растет. Программа британского телеканала Channel 4«Место под солнцем» поставила Румынию на первое место как страну, котораясможет обеспечить самую высокую доходность инвестиций в течение следующих 10лет[47]...
Другое мнение состоит втом, что румынский туризм отстает от болгарского лет на 7-8, так как румынамеще не удалось заинтересовать иностранных инвесторов, прежде всего,международные гостиничные сети, которые пока не намерены открывать филиалы вРумынии.
Некоторые экспертыотмечают, что неудачи страны на туристическом поприще обусловлены слабоймаркетинговой стратегией.
Еще одной причинойслабого развития туризма Румынии является, по мнению многих специалистов,слишком короткий летний сезон. А ведь инвесторы рассчитывают извлекать изкурортов прибыль в течение, как минимум, шести месяцев в году.
Летний сезон в Румынииначинается только в июле. Из-за этого румынским курортам сложно завязыватьпартнерские отношения с туроператорами. Румынские пляжные туры исчезают изпродажи на 3-4 недели раньше, чем болгарские. Этих трех с лишним месяцевнедостаточно, чтобы привлечь иностранных инвесторов[48].
В ответ на такую критикуправительство Румынии решило воспользоваться опытом соседней Болгарии в приватизациии инвестиционной политике, касающихся туристического сектора.
«Румынии предстоитизучить «умные» технологии, чтобы передать госсобственность в частные руки так,как это сделали в Болгарии», – заявила румынский министр регионального развитияи туризма Елена Удреа (Elena Udrea). Правительство уже приступило к разработкепроекта, направленного на достижение поставленной цели. Большим плюсом длярумынского туризма станет планируемое присоединение к Шенгенской зоне с 27марта 2011 года.
Как и многие черноморскиекурорты, Румыния делает ставку на развитие медицинского туризма. Частный секторРумынии взял на себя обязательство вывести медицинский туризм страны на одинуровень с такими странами, как Венгрия, Польша и Турция[49].
В последнее время вРумынии отмечается небывалый расцвет частной медицины и – как следствие –приток иностранных пациентов.
Первое, что приходит наум, когда речь заходит о медицинском туризме в Румынии, это стоматология(косметическая, ортодонтия, синус-лифтинг, имплантация зубов), хирургическаяофтальмология (удаление катаракты, блефаропластика, лечение астигматизма илазерная хирургия), косметическая хирургия (липосакция, ринопластика,увеличение груди), элективная хирургия (эндопротезирование коленного итазобедренного суставов), СПА-процедуры и санаторно-курортное лечение поконкурентным ценам.
Нельзя не отметитьпоявление масштабности и креативности в румынских туристических идеях – оносвязано с «возвращением» Римской империи.
Румыния вместе с Италией,Россией и Тунисом готовит совместный туристический продукт, основанный накультурном наследии Римской империи. Люди откроют для себя методики иматериалы, использовавшиеся древними римлянами в гончарном деле, производствемасла и вина.
Этот проект финансируетсяпрограммой ЕС по сотрудничеству в сфере городского развития и диалога (CIUDAD).Его целью является развитие культурного туризма в регионах, имеющих элементыобщей истории и культурного наследия, благодаря продолжительному правлениюРимской империи на их территориях. Проект с бюджетом в 17 тыс. евро охватываетпровинцию Кальяри в Сардинии (Италия), уезд Хунедоара в Румынии, мыс Бон вТунисе и город Темрюк (Краснодарский край, Россия).
Румыния и Молдова такжеразрабатывают совместные туристические проекты и маршруты, например, винныйпуть, посещение монастырей и т. п. По мнению экспертов, эти проекты смогли быпривлечь внимание не только граждан Республики Молдова и Румынии, но и другихстран, так как представляют живой интерес для международного сообщества.
Кроме лечебного иоздоровительного туризма на Черноморском побережье летом, горнолыжного туризмазимой и экскурсионного – в любое время года, осенью в Румынии популярен иприключенческий туризм.
Банджи-джампинг, рафтинг,парапланеризм, альпинизм, горный велосипед – всеми этими видами спорта можнозаниматься в Румынии даже поздней осенью. Внедорожный спорт и спелеотуризм – вчисле наиболее востребованных видов осеннего активного отдыха.

Заключение
Румыния — страна сбогатым прошлым, интересной культурой и очаровательной природой. Сотни племен,прокатившихся через эту территорию в эпоху Великого переселения народов,передали этой земле свою культуру и свои самобытные традиции. Здесь есть идлинные пляжи Черного моря, и живописные Карпатские горы, и уникальная дельтаДуная, и множество исторических мест, привлекающих в страну тысячи туристов.
Заметную роль в экономикеРумынии играет туризм. Богатство природных ландшафтов, памятников культурыоткрывает широкие возможности для отдыха, лечения и путешествий. Насчитываетсяпочти 1700 минеральных источников и озёр, имеющих терапевтическое значение. ВКарпатах создана сеть курортов на термальных водах (Бэиле Феликс, БэилеХеркулане, Джоаджа), грязевых озёрах (Совата, Ватра Дорней). Популярныминеральные источники Борсека, Бузиаша, Ковасны, Липовы. На высоте 800—1400 мнад уровнем моря функционируют известные горнолыжные курорты (Синая, Предял,Пояна Брашовулуй, Пэлтиниш). Уникальный природный заповедник возник в дельтеДуная. Международное признание получили курорты на побережье Чёрного моря(Мамайя, Нептун, Эфория).
Многие проблемы,препятствующие динамичному развитию туристской индустрии Румынии, остаютсянерешенными. Главной из них, по оценкам специалистов, является проблема средствразмещения, а именно несоответствие уровня классности международным стандартам,положенным в основу европейской системы классификации гостиниц.
Запоздавшее развитиемассового туризма в Румынии определяется тем, что здесь уделяли большеевнимание развитию отечественного туризма и недооценивали значение зарубежноготуризма как инструмента углубления сотрудничества с иностранными государствами.Кроме того, учитывая повсесестную государственную собственность на туристскиересурсы здесь вынуждены были ориентироваться на другие проблемы общественногоразвития в связи с последствиями второй мировой войны, социальными изменениями,связанными со строительством нового общества, промышленной отсталостью и всреднем более низким уровнем жизни.
Румыния после распадасоциалистической системы столкнулась с проблемой низкой конкурентоспособностинационального туристского продукта на европейском туристском рынке. Качество жетурпродукта, предлагаемого изысканному западноевропейскому туристу, не моглосоответствовать уже устоявшимся в странах ЕС стандартам вследствие крайнеслабой материально-технической базы. Отсталость же последней напрямую быласвязана с той формой хозяйствования, которая существовала здесь в конце 80-хгг…
Осознав то положение, вкотором оказался международный туризм и понимая, какую экономикосоставляющуюроль может сыграть туризм в жизни государства, Румыния предприняла действенныешаги по реформированию национальных туристских комплексов.
В настоящее время рыноктуристских услуг в Румынии является свободным и функционирует в условияхконкуренции. Как правило, государство не вмешивается напрямую в деятельностьсубъектов туристского бизнеса, а регулирует ее за счет налогов на обслуживаниетуристов и конкретно произведенные услуги.
В Румынии былапроизведена реорганизация системы управления туристским комплексом страны.Вопросами туризма в настоящее время в Румынии занимается Министерство туризма,созданное на базе ранее существовавших ведомств — Национальной администрации потуризму, Службы по работе с турфирмами и Службы по развитию туризма.
Как итог таких мер — румынское направление в первой половине 2010 года по сравнению с прошлым годомпоказывает уверенный рост турпотока, который составляет +25%. Глубина продажтакже оправдывает ожидания игроков. Столь высокий результат стал возможенблагодаря грамотной ценовой политике местных хотельеров, считают эксперты.Однако большое количество объектов размещения на курортах Румынии до сих пор,невзирая на разгар сезона, продолжают проводить реконструкцию — сказываетсявлияние кризиса.
Таким образом, несмотряна некоторую запоздалость действенных мер (по сравнению с соседними странами –Болгарией, Венгрией) по реабилитации туристической отрасли, — предпринятые шагиначинают давать свои плоды и в Румынии. С приходом частной собственности натуристские ресурсы – отрасль туризма стала развиваться и принимать все болеецивилизованные рамки, ориентируясь на взыскательного западноевропейскоготуриста. Именно в этом направлении, направлении привлечения в странудополнительных доходов и инвестиций, предпочтительно и развивается туристскаяотрасль Румынии.
Исходя из анализаофициальных статистических данных – Румыния обладает огромным потенциалом ростаобъемов экспорта туристского продукта, учитывая национальную направленностьтуризма в 1980-е годы. Надо думать, если Румынии удастся сократить удельный весместных туристов, пользующихся ресурсами своей страны и заполнить возникшиевозможности по размещению иностранными туристами – она вполне может осуществитьмолниеносный прорыв в развитии международного туризма и составить существеннуюконкуренцию в этом направлении той же Болгарии (от которой она отстала помнению специалистов на 7-8 лет), Турции и Венгрии.
Кроме того, Румыния обладаетрядом ресурсов, которых нет в той же Болгарии (Дунайская долина, Карпатскиегоры, Трансильвания), что может способствовать более быстрому преодолению этогоразрыва в развитии отрасли и повлечь за собой рост валютных поступлений вбюджет государства.
Для этого можнопорекомендовать властям смелее осуществлять реорганизацию туристского хозяйствастраны, приватизацию большинства его ресурсов. Кроме того, румынскоеправительство просто обязано в сложившихся условиях оказать как материальную (ввиде дотаций), так и методическую помощь местным бизнесменам, пожелавшиминвестировать свои средства в развитие туристической отрасли государства.

Библиографический список
1. Александрова А.Ю.Международный туризм. Учебник – М.: Аспект Пресс, 2002.
2. Барановский А.Спрос туристов на туры в Румынию вырос на четверть// Турбизнес — №3 – 2010.
3. ВоскресенскийВ.Ю. Международный туризм – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
4. Глушко А.А.,Сазыкин А.М. География туризма – Владивосток, Издательство Дальневосточногоуниверситета, 2002.
5. Гуревич И.Румыния намерена «списать» у Болгарии технологию развития туризма// Вольныйветер — №18 – 2009.
6. Дементьев С.А.Румынский туризм обвинили в плагиате// Турбизнес — №9 – 2006.
7. Дмитревский Ю.Д.Туристские районы мира: Учеб. пособие. – См., 2000.
8. Ильина Е.Н.Основы туристской деятельности – М.: Советский спорт, 2001.
9. Квартальнов В.А.,Зорин В.И. Экономика туризма. – М.: Финансы и статистика, 2002.
10. Квартальнов В.А.Иностранный туризм. – М.: Финансы и статистика, 1999.
11. Киричук К.Медицинский туризм Румынии набирает популярность// Турбизнес — №9 – 2009.
12. Кусков А.С.,Джаладян Ю.А. Основы туризма. Учебник для ВУЗов – М., КноРус, 2008.
13. Моисеева Н.К.Маркетинг и турбизнес. Учебник – М., Финансы и статистика, 2009.
14. Организациятуризма: Учеб. пособие для студентов вузов по специальности «Экономика иупр. соц.-культур. сферой» / А.П. Дурович, Н.И. Кабушкин, Т.М. Сергеева идр.; Под ред. Н.И. Кабушкина и А.П. Дуровича. – Мн.: Новое знание, 2003.
15. Правовые иорганизационные аспекты участия государства в развитии туризма. Проблемы иперспективы: Автореф. дис. канд. юрид. наук / Шендрикова А.И… — С.-Пб.: Нева,2000.
16. Радионовский М.Л.Румынские отели не досчитались туристов// Турбизнес — №9 – 2009.
17. Рогач П.И., КосяковН.Е., Гаркавая В.Г., Лукьянчик С.В. Страноведение – Мн.: БГЭУ, 2003.
18. Романов А.А.,Саакянц Р.Г. География туризма: учебное пособие – М.: Советский спорт, 2002.
19. Сенин В.С.Организация международного туризма: Учебник.- М.: ФиС, 2000.
20. Страны мира.Справочник для эрудитов и путешественников. Под общ. ред. Шамхалова Ф.И. –Харьков, Книжный клуб Семейного досуга, 2005.
21. Хвилер Я. Румынияоткрывает новые направления// Турбизнес — №12 – 2007.
22. Хомич С.А.География международного туризма. Учебное пособие — Мн.: Выш.школа, 2004.
23. Чудновский А.Д.Гостиничный и туристический бизнес: Учебник. — М.: ЭКМОС, 2004.
24. Чудновский А.Д.Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник. — М.: Финансы истатистика, 2003.
Энциклопедия стран мира. Под общ.ред. Симония Н.А. – М.: Экономика, 2004.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.