Тема:ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА. РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИЗДОРОВЬЯ
Образовательные,воспитательные, развивающие цели
— актуализировать представлениестудентов о содержании понятий «здоровье», «здоровье психическое»,«здоровый образ жизни», «здоровый стиль жизни»;способствовать усвоению студентами содержания понятий «дееспособность»,«трудоспособность», «саморегуляция», «самооценка»,пониманию взаимосвязи данных понятий и обозначаемых ими систем; формироватьсистему знаний студентов о здоровом образе жизни и роли физической культуры вобеспечении здоровья;
— способствовать формированию сознательного и ответственного отношения студентов;
— развиватьумения студентов, анализировать и синтезировать содержание используемыхпонятий, структурировать лекционное содержание, самостоятельно формулироватьвыводы.Вопросыдля обсуждения
1. Здоровьечеловека как ценность и факторы, его определяющие.
2. Взаимосвязьобщей культуры студента и его образа жизни.
3. Структуражизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни.
4. Личноеотношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни.
5. Здоровыйобраз жизни и его составляющие. Основные требования к организации здоровогообраза жизни. Критерии эффективности здорового образа жизни
6. Физическоесамовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни.
Основные понятия темы: «здоровье»,«здоровье психическое», «здоровый образ жизни», «здоровыйстиль жизни», «дееспособность», «трудоспособность», «саморегуляция»,«самооценка».
Основное содержание лекции
1. Понятие «здоровье» как ценность и факторы, его определяющие, содержаниеи критерии
Жизнь человека зависит отсостояния здоровья организма и масштабов использования егопсихофизиологического потенциала. Все стороны человеческой жизни в широкомдиапазоне социального бытия — производственно-трудовом,социально-экономическом, политическом, семейно-бытовом, духовном,оздоровительном, учебном — в конечном счете, определяются уровнем здоровья(табл. 1).
Таблица 1. Удельный весфакторов, определяющих риск для здоровьяСфера Значение для здоровья, примерный удельный вес, % Группы факторов риска Образ жизни 49-53 Вредные условия труда, плохие материально-Бытовые условия, стрессовые ситуации, гиподинамия, испорченность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень, чрезмерно высокий уровень урбанизации, несбалансированное, неритмичное питание, курение, злоупотребление алкоголем и лекарствами и др. Генетика, биология человека 18-22 Предрасположенность к наследственным и дегенеративным болезням Внешняя среда, природно-климатические условия 17-20 Загрязнение воздуха, воды и почвы канцерогенами и другими веществами, резкая смена атмосферных явлений, повышенные гелиокосмические, магнитные и другие излучения Здравоохранение, медицинская активность 8--10 Неэффективность личных гигиенических и общественных профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания
Существуют различные подходык определению понятия «здоровье», которые можно классифицироватьследующим образом: 1) здоровье — это отсутствие болезней; 2) «здоровье»и «норма» — понятия тождественные; 3) здоровье как единствоморфологических, психоэмоциональных и социально-экономических констант. Общеедля этих определений в том, что здоровье понимается как нечто противоположноеболезни, отличное от нее, как синоним нормы.
Какие содержательные характеристикииспользуются при рассмотрении здоровья? Наиболее широкое распространение внастоящее время получил функциональный подход. Его особенность заключается вспособности индивида осуществлять присущие ему биологические и социальныефункции, в частности, выполнять общественно полезную трудовую, производственнуюдеятельность. Их утрата является наиболее распространенным и наиболее значимымдля человека, семьи, общества социальным последствием болезней человека.
В связи с функциональнымподходом к здоровью возникло понятие «практически здоровый человек»,поскольку возможны патологические изменения, которые существенно не сказываютсяна самочувствии и работоспособности человека. Однако при этом чаще всего неучитывается, какую цену организм платит за сохранение работоспособности. В рядеслучаев цена может быть настолько высокой, что грозит серьезными последствиямиздоровью и работоспособности в будущем, поскольку изменения в организме доопределенного уровня могут не сказываться на субъективных ощущениях и даже неотражаться на функции того или иного органа и системы. Поэтому, качественные иколичественные характеристики, как здоровья, так и болезни имеют довольноширокий диапазон толкования. В пределах его различия в степени выраженностиздоровья определяются по многим критериям-признакам: уровню жизнеустойчивостиорганизма, широте его адаптационных возможностей, биологической активностиорганов и систем, их способности к регенерации и др.
Функциональное проявление здоровьяв различных сферах жизнедеятельности. Состояниездоровья отражается на всех сферах жизни людей. Полнота и интенсивностьмногообразных жизнепроявлений человека непосредственно зависит от уровняздоровья, его «качественных» характеристик, которые в значительноймере определяют образ и стиль жизни человека: уровень социальной, экономическойи трудовой активности, степень миграционной подвижности людей, приобщение их ксовременным достижениям культуры, науки, искусства, техники и технологии,характер и способы проведения досуга и отдыха. В то же время здесь проявляетсяи обратная зависимость: стиль жизни человека, степень и характер его активностив быту, особенно в трудовой деятельности, во многом определяют состояние егоздоровья. Такая взаимозависимость открывает большие возможности для профилактикии укрепления здоровья.
Здоровье влияет на качествотрудовых ресурсов, на производительность общественного труда и тем самым надинамику экономического развития общества. Уровень здоровья и физическогоразвития — одно из важнейших условий качества рабочей силы. В зависимости от ихпоказателей: оценивается возможность участия человека в определенных сферахтрудовой деятельности. Поэтому уже на этапе выбора специальности и вида профессиональногообучения объективно возникает, ставится и решается проблемапсихофизиологического соответствия личности конкретным видам профессиональнойдеятельности.
Потребность в здоровье носитвсеобщей характер, она присуща как отдельным индивидам, так и обществу в целом.Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальнуюпрофилактику его нарушений, сознательная ориентация на здоровье различных формжизнедеятельности — все это показатели общей культуры человека.
2. Взаимосвязь общейкультуры студента и его образа жизни
В последние годыактивизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, это связано созабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшейшколой, роста заболеваемости в процессе профессиональной подготовки,последующим снижением работоспособности. Необходимо отчетливо представлять, чтоне существует здорового образа жизни как некой особенной формыжизнедеятельности вне образа жизни в целом.
Здоровый образ жизниотражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности студентов. Вусловиях здорового образа жизни ответственность за здоровье формируется устудента как часть общекультурного развития, проявляющаяся в единстве стилевыхособенностей поведения, способности построить себя как личность в соответствиис собственными представлениями о полноценной в духовном, нравственном ифизическом отношении жизни.
Здоровый образ жизни вомногом зависит от ценностных ориентации студентами как личностно значимые, ноне всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием. Так, впроцессе накопления личностью социального опыта возможна дисгармонияпознавательных (научные и житейские знания), психологических (формированиеинтеллектуальных, эмоциональных, волевых структур), социально-психологических(социальные ориентации, система ценностей), функциональных (навыки, умения,привычки, нормы поведения, деятельность, отношения) процессов. Подобнаядисгармония может стать причиной формирования асоциальных качеств личности.Поэтому в вузе необходимо обеспечить сознательный выбор личностью общественныхценностей здорового образа жизни и формировать на их основе устойчивую,индивидуальную систему ценностных ориентации, способную обеспечитьсаморегуляции личности, мотивацию ее поведения и деятельности.
Здоровье в иерархии потребностей и ценностей культурного человека. Сохранение и воспроизводство здоровья находятся в прямойзависимости от уровня культуры. Культура отражает меру осознания и отношениячеловека к самому себе. В культуре проявляется деятельный способ освоениячеловеком внешнего и внутреннего мира его формирования и развития. Культураподразумевает не только определенную систему знаний о здоровье, но исоответствующее поведение по его сохранению и укреплению, основанное нанравственных началах.
Здоровье — это естественная,абсолютная и непреходящая жизненная ценность, которая занимает верхнюю ступеньна иерархической лестнице ценностей, а также в системе таких категорийчеловеческого бытия, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастьежизни, творческий труд, программа и ритм жизнедеятельности. По мере ростаблагосостояния населения, удовлетворения его естественных первичныхпотребностей (в пище, жилье и др.) относительная ценность здоровья все большебудет возрастать.
Можно выделить три уровняценности здоровья: биологический — изначальное здоровье, предполагающеесаморегуляцию организма, гармонию физиологических процессов и максимальнуюадаптацию; социальный — здоровье как мера социальной активности, деятельногоотношения индивида к миру; личностный (психологический) — здоровье как отрицаниеболезни в смысле ее преодоления,
По данным нашихисследований, (5500 респондентов) 54,2% из них считают, что «здоровье —самое главное в жизни», 35,7% — «здоровье — необходимое условиеполноценной жизнедеятельности», т.е. °9,9% из числа опрошенных относят здоровьек числу важнейших и необходимых ценностей жизни, 2,9% опрошенных высказываютсуждение «есть и другие ценности, которые также важны для здоровья»(по мнению 2,3%, существуют ценности, ради которых можно поступиться здоровьем,4,6% «предпочитают жить не думая о здоровье»).
Здоровье, будучикачественной характеристикой личности, способствует достижению многих другихпотребностей и целей. Выявлено, ценность здоровья как средства достичь другихжизненных целей для респондентов важнее, чем ценность здоровья как средствапрожить наиболее продолжительную и полноценную на всех этапах жизнь. Эти двехарактеристики здоровья как социальной ценности находятся в противоречии друг сдругом.
Безусловно, противоречиемежду достижением материального благополучия и необходимостью быть здоровымразрешимо на пути совершенствования объективных условий жизнедеятельностилюдей. Но не менее важны собственные установки и стереотипы по реальномуотношению к своему здоровью как к непреходящей ценности.
3. Структура жизнедеятельностистудентов и ее отражение в образе жизни
Охрана и укрепление здоровьястуденчества в основном определяется образом жизни. Повышенное внимание к немупроявляется на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования,воспитания.
Анализ фактическихматериалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует о ее неупорядоченностии хаотичной организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, какнесвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание насвежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающихпроцедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенноедля сна, курение и др. Б то же время установлено, что влияние отдельныхкомпонентов образа жизни студентов, принятого за 100%, весьма значимо. Так, нарежим сна приходится 24—30%, на режим питания — 10—16%, на режим двигательнойактивности — 15—30%. Накапливаясь в течение учебного года, негативныепоследствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ковремени его окончания (увеличивается число заболеваний). А так как эти процессынаблюдаются в течение 5—6 лет обучения, то они оказывают существенное влияниена состояние здоровья студентов. Так, по данным обследования 4000 студентов МГУ(Б.И. Новиков) зафиксировано ухудшение состояния их здоровья за время обучения.Если принять уровень здоровья студентов I курса за 100 %, то на 2 курсе оноснизилось в среднем до 91,9%, на 3 — до 83,1, на — 4 курсе — до 75,8%.
Эти факты позволяют сделатьвывод, что практические занятия по физическому воспитанию в вузе не гарантируютавтоматически сохранение и укрепление здоровья студентов. Его обеспечиваютмногие составляющие образа жизни, среди которых большое место принадлежитрегулярным занятиям физическими упражнениями, спортом, а также оздоровительнымфакторам.
Влияние окружающей среды наздоровье.
В настоящее время накопленобширный научный материал, доказывающий непосредственное воздействие целогоряда факторов окружающей среды (климат, погода, экологическая обстановка) наздоровье человека.
Этим вопросом занимается биометрология(наука, занимающаяся изучением зависимости самочувствия от погоды). «Сезонно»работают и эндокринные железы: зимой основной обмен понижен из-за ослабления ихдеятельности; весной и осенью повышен, что сказывается на неустойчивостинастроения.
На самочувствие оказываетвлияние и изменение электромагнитного поля. В магнитоактивные дни обостряютсясердечно-сосудистые заболевания, усиливаются нервные расстройства, повышаетсяраздражительность, наблюдается быстрая утомляемость, ухудшается сон.
Установлено, что всплескисолнечной активности разогревают внешние слои атмосферы Земли, меняют ихплотность и химический состав, мощные потоки заряженных частиц и излученийвторгаются в атмосферу. От этого меняется и сама погода, и реакция на ееизменения у человека.
Экологическая обстановкатакже влияет на здоровье человека.
Способностьприспосабливаться к отрицательным воздействиям различна у людей с разнымуровнем здоровья, физической подготовленностью.
У людей с более высокимуровнем физической подготовленности устойчивость организма значительно выше,чем у лиц с низкой общей физической подготовленностью.
Наследственность и еевлияние на здоровье.
Физическое и психическоездоровье необходимо рассматривать в динамике, а именно как процесс,изменяющийся на протяжении жизни человека. Здоровье во многом зависит отнаследственности и возрастных изменений, которые происходят в организмечеловека по мере развития. Способность организма сопротивляться воздействиямвредных факторов определяется генетическими особенностями адаптивных механизмови характером их изменений.
Работами генетиков доказано,что при благоприятных условиях поврежденный ген может и не проявить своейагрессивности. Здоровый образ жизни, общий здоровый статус организма могут «усмирить»его агрессивность. Неблагоприятные условия внешней среды почти всегда усиливаютагрессивность патологических генов и могут спровоцировать болезнь, которая быпри иных обстоятельствах не проявилась.
Уровень здоровья индивидазависит от генетического «фона», стадии жизненного цикла, адаптивныхспособностей организма, степени его активности, а также кумулятивного влиянияфакторов внешней (в том числе социальной) среды.
4. Личное отношение кздоровью как условие формирования здорового образа жизни
Отношение к здоровьюобусловлено объективными обстоятельствами, в том числе воспитанием и обучением.Оно проявляется в действиях и поступках, мнениях и суждениях людей относительнофакторов, влияющих на их физическое и психическое благополучие. Дифференцируяотношение к здоровью на адекватное (разумное) и неадекватное (беспечное), мы темсамым условно выделяем два диаметрально противоположных типа поведения человекапо отношению к факторам, способствующим или угрожающим здоровью людей.
Каждый человек хочет бытьздоровым. Однако даже в ситуации болезни люди нередко ведут себя неадекватносвоему состоянию, не говоря уж о том, что в случае отсутствия болезни онидалеко не всегда соблюдают санитарно-гигиенические требования. Очевидно,причина несоответствия между потребностью в здоровье и ее действительнойповседневной реализацией человеком заключается в том, что здоровье обычновоспринимается людьми как нечто безусловно данное, как с собой разумеющийсяфакт, потребность в котором хотя и осознается, но подобно кислороду, ощущаетсялишь в ситуации его дефицита. Чем адекватнее отношение человека к здоровью, теминтенсивнее забота о нем.
Имеет смысл выделить дватипа ориентации (отношений) к здоровью. Первый — в охране здоровья ориентирован,прежде всего на усилия самого человека, или условно «на себя». Второйпреимущественно «вовне», когда усилиям человека отводитсявторостепенная роль. К первому типу относятся, в основном, лица с хорошейсамооценкой здоровья; они являются преимущественно интериалами, которыххарактеризует склонность приписывать ответственность за результат своейдеятельности собственным усилиям и способностям. Ко второму типу относятся лицапреимущественно с плохой и удовлетворительной самооценкой здоровья, экстериалы,приписывающие ответственность за результаты своей деятельности внешним силам иобстоятельствам, Следовательно, характер заботы человека о здоровье связан сего личностными свойствами. Отсюда следует, что воспитание адекватногоотношения к здоровью неразрывно связано с формированием личности в целом и предполагаетразличия в содержании, средствах и методах целенаправленных воздействий.
Ценностные ориентациистудентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности
Изучение ценностныхориентации студентов на здоровый образ жизни позволяет выделить среди нихусловно четыре группы. Первая группа включает в себя абсолютные,общечеловеческие ценности, получившие у студентов оценку огромного значения (от69 до 93%). К ним относятся: удачная семейная жизнь, мужество и честность,здоровье, всестороннее развитие личности, интеллектуальные способности, силаволи и собранность, умение общаться, обладание красотой и выразительностьюдвижений. Вторая группа «преимущественных ценностей» (от 63 до 66%) —хорошее телосложение и физическое состояние, авторитет среди окружающих. Третьягруппа ценностей получила наименование «противоречивых» за то, что вних одновременно представлены признаки большого и небольшого значения (от 35,5до 59,2%). Она включает наличие материальных благ, успехи в работе,удовлетворенность учебой, занятия физическими упражнениями и спортом, хорошийуровень развития физических качеств, интересный отдых. Четвертая группаценностей названа «частными», так как ее содержанию студенты придаютнебольшое значение (от 17 до 28%) — знания о функционировании человеческогоорганизма, физическая подготовленность к избранной профессии, общественнаяактивность.
Менее половины студентовимеет определенные представления о тесной взаимосвязи общей и физической культурыв своем личностном развитии и в соответствии с этим принимают поведенческиерешения.
Среди причин невнимания кподдержанию своего физического состояния студентами отмечается нехватка времени(18,5% женщин и 41,6% мужчин) и отсутствие необходимого упорства, воли,настойчивости (17,5% женщин и 20,8% мужчин). Это свидетельствует онедостаточной организованности и требовательности к себе студентов ворганизации жизнедеятельности, где органично присутствуют и волевые начала.
Забота о своем физическом состоянииотличается у женщин и мужчин. У женщин это проявляется в поддержании «внешних»форм состояния (пропорции телосложения — 27%, соотношение роста и массы тела —54%, особенности фигуры); у мужчин отмечена забота о развитии мускулатуры —61,2%, пропорций телосложения — 50%, физических качеств — 32—47%. Эти фактысвидетельствуют о необходимости более дифференцированного подхода к методикамфизического воспитания для лиц разного пола.
Путь к общекультурномуразвитию, а, следовательно, и к здоровью начинается с овладения знаниями, ностудентам не хватает поисково-познавательной активности для их пополнения ирасширения.
5. Здоровый образ жизни иего составляющие. Основные требования к организации ЗОЖ
К основным составляющимздорового образа жизни относят:
♦режим труда и отдыха;
♦организацию сна;
♦режим питания;
♦ организациюдвигательной активности;
♦ выполнениетребований санитарии, гигиены, закаливания;
♦ профилактикувредных привычек;
♦ культурумежличностного общения;
♦ психофизическуюрегуляцию организма;
♦ культурусексуального поведения.
Режим труда и отдыха
Понимание важности хорошоорганизованного режима труда и отдыха основано на закономерностях протеканиябиологических процессов в организме.
Человек, соблюдаяустоявшийся и наиболее целесообразный режим жизнедеятельности, лучшеприспосабливается к течению важнейших физиологических процессов. В том случае,если резервы нашей адаптации исчерпываются, мы начинаем испытывать дискомфорт,утомляемость, а то и заболеваем. Следовательно, необходимо вести четкоорганизованный образ жизни, соблюдать постоянный режим в учебном труде, отдыхе,питании, сне и заниматься физическими упражнениями. При ежедневном повторенииобычного уклада жизни, довольно быстро между этими процессами устанавливается взаимосвязь,закрепленная цепью условных рефлексов. Благодаря этому физиологическомусвойству предыдущая деятельность является как бы толчком к последующей,подготавливая организм к легкому и быстрому переключению на новый виддеятельности, что обеспечивает ее лучшее выполнение.
Организация сна
Сон — обязательная инаиболее полноценная форма ежедневного отдыха. Для студента необходимо считатьобычной нормой ночного монофазного сна 7,5—8 ч. Часы, предназначенные для сна,нельзя рассматривать как некий резерв времени, который можно часто ибезнаказанно использовать для других целей. Это, как правило, отражается напродуктивности умственного труда и психоэмоциональном состоянии. Беспорядочныйсон может привести к бессоннице, другим нервным расстройствам.
Организация режима питания
Культура питания играетзначительную роль в формировании здорового образа жизни студентов. Каждыйстудент может и должен знать принципы рационального питания, регулироватьнормальную массу своего тела. Рациональное питание — это физиологическиполноценный прием пищи людьми с учетом пола, возраста, характера труда и другихфакторов. Питание строится на следующих принципах: достижения энергетическогобаланса; установления правильного соотношения между основными пищевымивеществами — белками, жирами, углеводами, между растительными и животнымибелками и жирами, простыми и сложными углеводами; сбалансированностиминеральных веществ и витаминов; ритмичности приема пищи.
Важным аспектом культурыпитания является режим питания, и распределение калорийности пищи в течениесуток.
К режиму питания следуетподходить строго индивидуально.
При занятиях физическимиупражнениями, спортом принимать пищу следует за 2—2,5 ч до и спустя 30—40 минпосле их завершения. При двигательной деятельности, связанной с интенсивнымпотоотделением, следует увеличить суточную норму потребления поваренной соли с15 до 20—25 г. Полезно употреблять минеральную или слегка подсоленную воду.
Организация двигательнойактивности
Один из обязательныхфакторов здорового образа жизни студентов — систематическое, соответствующееполу, возрасту, состоянию здоровья использование физических нагрузок. Онипредставляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых вповседневной жизни, в организованных и самостоятельных занятиях физическимиупражнениями и спортом, объединенных термином «двигательная активность».
У большого числа людей,занятых в сфере интеллектуального труда, двигательная активность ограничена.Это присуще и студентам. Поэтому возникает важнейшая социально-педагогическаязадача — определить оптимальные, а также минимально и максимально возможныережимы двигательной активности.
На рис. 1 представлена схемасоотношения границ различной двигательной активности, они относительны,подвижны и определяются многими факторами.
/>
Рис. 1. Схема соотношенияграниц различной двигательной активности: МНВ — минимальнонеобходимая величина; МДВ — максимально допустимая величина; I— патология; II — гипокинезия; III — гигиеническая норма; IV — гиперкинезия; V — патология
Следует учитывать сезонныеколебания двигательной активности — зимой она снижается на 5—15% по отношению клету.
Важный фактор оптимизациидвигательной активности — самостоятельные занятия студентов физическимиупражнениями (утренняя гимнастика, микропаузы в учебном труде с использованиемупражнений специальной направленности, ежедневные прогулки, походы выходногодня и т.д.). Необходимые условия самостоятельных занятий — свободный выбор средстви методов их использования, высокая мотивация и положительный эмоциональный ифункциональный эффект от затраченных физических, волевых, эмоциональных усилий.
Личная гигиена и закаливание
Знание правил и требованийличной гигиены обязательно для каждого культурного человека. Гигиена тела предъявляетособые требования к состоянию кожных покровов, выполняющих следующие функции:защита внутренней среды организма, выделение из организма продуктов обменавеществ, теплорегуляция и др. В полном объеме они выполняются только приздоровой и чистой коже. Кожа способна к самоочищению. С чешуйками, секретомсальных и потовых желез удаляются различные вредные вещества. Мыть тело поддушем, в ванной или бане рекомендуется не реже одного раза в 4—5 дней. Послезанятий физическими упражнениями необходимо принимать теплый Душ и менятьнательное белье.
Гигиена одежды требует, чтобы при ее выборе руководствовались не мотивамипрестижности, а ее гигиеническим назначением в соответствии с условиями идеятельностью, в которых она используется. К спортивной одежде предъявляютсяспециальные требования, обусловленные характером занятий и правиламисоревнований по видам спорта. Она должна быть по возможности легкой и нестеснять движений. Поэтому спортивная одежда изготавливается из эластичныххлопчатобумажных и шерстяных тканей с высокой воздухопроницаемостью, хорошовпитывающих пот и способствующих его быстрому испарению.
Дополнительные гигиеническиесредства включают гидропроцедуры, массаж, самомассаж и направлены на ускорениевосстановления работоспособности. Душ оказывает температурное и механическоевоздействие на организм: горячий и продолжительный душ понижает возбудимость,повышает интенсивность обменных процессов. Теплый душ действует успокаивающе.Кратковременные холодные и горячие души повышают тонус мышц исердечно-сосудистой системы. Контрастный душ — эффективное средствовосстановления работоспособности.
С методикой проведенияразличных видов массажа и гигиенических процедур можно ознакомиться напрактических занятиях и изучая специальную литературу.
Гигиенические основы закаливания. Закаливание — важноесредство профилактики негативных последствий охлаждения организма или действиявысоких температур. Систематическое применение закаливающих процедур снижаетчисло простудных заболеваний в 2—5 раз, а в отдельных случаях почти полностьюисключает их. Закаливание может быть специфическим (повышается устойчивость копределенному фактору) и неспецифическим (повышается общая устойчивость к рядуфакторов).
Закаливание воздухом. Воздух влияет на организмсвоей температурой, влажностью и скоростью движения. Дозировка воздушных ванносуществляется или постепенным снижением температуры воздуха, или увеличениемдлительности процедуры при одной и той же температуре. Сигналами неблагоприятноговоздействия на организм при теплых ваннах являются — резкое покраснение кожи иобильное потоотделение, при прохладных и холодных — появление «гусинойкожи» и озноб. В этих случаях воздушная ванна прекращается. Холодные ваннымогут принимать лишь хорошо закаленные люди и только после врачебногообследования.
Закаливание солнцем. Солнечные ванны. Каждый вид солнечных лучей оказываетспецифическое действие на организм. Световые лучи усиливают протеканиебиохимических процессов в организме, повышают его иммунобиологическуюреактивность. Инфракрасные лучи оказывают тепловое воздействие,ультрафиолетовые имеют бактерицидные свойства, под их влиянием образуетсяпигмент меланин, в результате чего кожа приобретает смуглый цвет — загар,предохраняющий организм от избыточной солнечной радиации и ожогов.Ультрафиолетовые лучи необходимы для синтеза в организме витамина Д, безкоторого нарушается рост и развитие костей, нормальная деятельность нервной имышечной систем. Ультрафиолетовые лучи в малых дозах возбуждают, а в больших —угнетают ЦНС, могут привести к ожогу. Если после приема солнечных ванн вы бодрыи жизнерадостны, у вас хороший аппетит, крепкий, спокойный сон, значит, онипошли вам на пользу. Если вы становитесь раздражительным, вялым, плохо спите,пропал аппетит, значит, нагрузка была велика и нужно на несколько днейисключить пребывание на солнце, а в дальнейшем сократить продолжительностьсолнечных ванн.
Закаливание водой — мощное средство, обладающее ярко выраженным охлаждающимэффектом, так как ее теплоемкость и теплопроводность во много раз больше, чемвоздуха.
Обтирание — начальный этапзакаливания водой. Его проводят полотенцем, губкой или просто рукой, смоченнойводой. Обтирание производят последовательно: шея, грудь, руки, спина, затемвытирают их насухо и растирают полотенцем до красноты. Обливание — следующийэтап закаливания. Душ — еще более эффективная водная процедура.
Для закаливаниярекомендуется наряду с общими применять и местные водные процедуры. Наиболеераспространенные из них — обмывание стоп и полоскание горла холодной водой, таккак при этом закаливаются наиболее уязвимые для охлаждения части организма.Обмывание стоп проводится в течение всего года перед сном водой с температуройвначале 26—280С, а затем снижая ее до 12—150С. После обмываниястопы тщательно растирают до покраснения. Полоскание горла проводится каждыйдень утром и вечером. Вначале используется вода с температурой 23—250С,постепенно каждую неделю она снижается на 1—20С и доводится до 5—100С.
Профилактика вредных привычек.
Здоровый образ жизнинесовместим с вредными привычками. Употребление алкоголя, наркотическихвеществ, табака входит в число важнейших факторов риска многихзаболеваний, негативно отражающихся на здоровье студентов.
Алкоголь — это веществонаркотического действия; он обладает всеми характерными для данной группывеществ особенностями.
Продолжительное исистематическое употребление алкоголя раздражающе действует на проводящуюсистему сердца, а также нарушает нормальный процесс обмена веществ.
Страдают также органыпищеварения. Раздражая органы желудочно-кишечного тракта, алкоголь вызываетнарушение секреции желудочного сока и выделения ферментов, что приводит кразвитию гастритов, язвы желудка и даже злокачественных опухолей. Развиваетсяожирение печени, затем ее цирроз, который в 10% случаев завершается появлениемракового заболевания.
Стиль жизни, связанный супотреблением алкоголя, неизбежно приводит к утрате социальной активности,замыкание в кругу своих эгоистических интересов. Снижается качество жизни студентав целом, его главные жизненные ориентиры искажаются и не совпадают собщепринятыми; работа, требующая волевых и интеллектуальных усилий, становитсязатруднительной, возникает конфликтный характер взаимоотношения с обществом.
Курение — одна из самыхвредных привычек.
Воздействие табачного дымана органы дыхания приводит к раздражению слизистых оболочек дыхательных путей,вызывая в них воспалительные процессы, сопровождаемые кашлем, особенно поутрам, хрипотой, выделением мокроты грязно-серого цвета. Впоследствиинарушается эластичность легочной ткани и развивается эмфизема легких. Именнопоэтому курильщики в 10 раз чаще болеют раком легкого.
К числу вредных привычекотносится употребление наркотиков.
Систематическое употреблениенаркотиков приводит к резкому истощению организма, изменению обмена веществ,психическим расстройствам, ухудшению памяти, появлению стойких бредовых идей, кпроявлениям, подобным шизофрении, деградации личности, бесплодию. Общаядеградация личности наступает в 15—20 раз быстрее, чем при злоупотребленииалкоголем. Лечить от наркомании очень сложно, лучший вариант — даже непробовать наркотики.
Культура межличностногообщения
Общение, эффективностькоторого определяется, развитостью коммуникативной культуры его участников, —ведущий вид взаимодействия людей между собой и один из компонентов здоровогообраза жизни. Культура межличностного общения включает систему знаний, норм,ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, где живет индивид, которыеорганично и непринужденно реализуются им в деловом и эмоциональном общении.
Развитие коммуникативнойкультуры предполагает, прежде всего, развитие перцептивных способностей иумений правильно воспринимать окружающих людей.
Коммуникативная культурапредполагает наличие таких социальных установок, которые утверждают общение какдиалог, требующий умения слушать, проявлять терпимость к идеям и недостаткампартнера, учитывать, что надо не только что-то получить самому, но и возможнобольше отдавать другим.
Развитию коммуникативнойкультуры, бесспорно, содействует разнообразная и разносторонняяфизкультурно-спортивная деятельность с ее многочисленными межличностнымиконтактами гуманистического характера.
Психофизическая регуляцияорганизма
Все субъективные восприятияразнообразных жизненных ситуаций, явлений, их оценка (желательность,полезность) связаны с эмоциями. Они помогают мобилизовать силы организма дляэкстренного преодоления каких-либо трудностей. Под влиянием сильныхэмоциональных воздействий возникает состояние стресса (напряжения).
Предотвращение срывов пристрессах обеспечивает регулярная, но не чрезмерная физическая нагрузка,обладающая антистрессовым действием, снижающая тревогу и подавленность. Важнотолько, чтобы физические упражнения доставляли наслаждение, а не были горькимлекарством.
При использованииаутотренинга некоторые люди неоправданно отождествляют приемы психическогосамовоздействия — самовнушение и самоубеждение, тогда как приемы аутотренингаоснованы лишь на самоубеждении, которое делает личность сильнее, активизируетее.
Аутогенная тренировка почтине имеет противопоказаний.
Разновидностью аутотренингаявляется психогигиеническая гимнастика. Это система упражнений, используемых спсихогигиеническими целями отличается меньшим объемом. И имеет следующиеособенности — применяется как утром для создания психофизиологической настройкина предстоящий день, так и вечером, перед сном.
В системе аутогеннойтренировки важную роль выполняет дыхательная гимнастика. Правильно поставленноебрюшное дыхание вовлекает в дыхательный акт все части легких, повышаетнасыщение крови кислородом и увеличивает жизненную емкость легких; за счетдвижений диафрагмы массируются органы брюшной полости, в первую очередь печень,оживляется их кровоснабжение.
Используются в системепсихотренинга и упражнения, тренирующие внимание и развивающие самоконтроль,словесный самоприказ, аутогенное погружение и др. Необходимые методическиесведения вы можете получить на практических занятиях и изучая специальнуюлитературу.
Культура сексуальногоповедения
Сексуальное поведение — одиниз аспектов социального поведения человека. Культура формирует эротическийритуал ухаживания и сексуальной техники. Регламентируя наиболее важные аспектысексуального поведения, культура оставляет место для индивидуальных или ситуативныхвариаций, содержание которых может существенно варьироваться.
Социокультурные сдвигивлияют на сексуальное поведение, ритм сексуальной активности, ее интенсивностьи социальные формы. Молодежь раньше начинает половую жизнь, добрачные связистали допустимы для обоих полов при наличии и отсутствии любви.
Исследования показывают, чтомотивация ухаживания, кульминацией которого является интимная близость, сегодняв значительной мере автономна и даже независима от матримониальных (брачных)планов. Так, 3 721 студенту из 18 вузов был задан вопрос: «Как вы думаете,с какой целью юноша и девушка вступают сегодня в интимные отношения?»Основные мотивы (в процентах к общему числу респондентов) распределились так:взаимная любовь — 36,6%, приятное время препровождение — 15,4, стремлениеполучить удовольствие — 14,2, желание эмоционального взаимодействия — 9,8,предполагаемое вступление в брак — 7, любопытство — 5,5%. Очевидно, что любовьзанимает ведущее место. Между тем возникает вопрос: насколько серьезно иглубоко молодые люди взвешивают свои чувства и основанные на них решения?
Либерализация половойморали, частая смена партнеров, в сочетании с низкой сексуальной культуройпорождают ряд серьезных последствий — аборты, распространение венерическихзаболеваний, СПИД, растет число разводов. Жить только для себя — это значитгнаться за все новыми удовольствиями. Секс становится развлечением,рассматривается как сфера индивидуального самоутверждения. Девушка ищетпоклонников ради социального престижа. Юноша сближается с девушкой не потому,что ему этого хочется, а потому, что «так принято». Таким образом,увеличилась возможность личности самой выбирать наиболее подходящий ей стильсексуального поведения. Но чем меньше внешних запретов, тем важнееиндивидуальный самоконтроль и выше ответственность за свои решения, тем вышезначение морального выбора.
17—25 лет — это возрастмаксимальной активности половых гормонов. «Бомбардировка» имимозговых эмоциональных зон вызывает бурное проявление эмоций любви, которыетребуют соответствующего волевого и этического поведения, заставляют молодыхлюдей быть более активными и целеустремленными. Однако сексуальные эмоцииуправляемы, и с помощью волевых усилий их можно, если они чрезмерны,переключить на другой вид активности — интеллектуальную, физическую,эстетическую. Необходимой предпосылкой гармонизации сексуального стиля являетсяздоровый образ жизни, с его двигательной активностью, регулярными физическиминагрузками и т.д.
Сексуальная жизнь всегдабыла тесно связана с состоянием физического и психического здоровья, им вомногом определяется продолжительность и интенсивность сексуального возбужденияи физиологических реакций. Сексуальные возможности у лиц с ослабленнымздоровьем понижены. Во время сексуального контакта сжигается около 500 ккал,некоторые колебания зависят от продолжительности любовной игры и энтузиазмапартнеров, но расход энергии соответствует примерно получасовой пробежке или 40мин непрерывных физических упражнений.
Физическая привлекательностьлежит в основе полового внимания (красивая фигура, осанка, стройные ноги,легкость походки и др.), и поэтому необходимо уделять, особенно в молодые годы,внимание культуре физической и ее составной части — телесной, формировать иулучшать свое телосложение в необходимом направлении. Отмечается прямая связьмежду соответствием соматического облика и здоровья. Женщины, например,регулярно занимающиеся физическими упражнениями, спортом, приобретают такиекачества, как соревновательность, упорство, бескомпромиссность в борьбе и др.,что делает богаче их поведенческий репертуар, психическое благополучие, онилучше чувствуют себя в сексуальной сфере. В период гиперсексуальностииспользование правильно дозированных физических упражнений позволяет направитьсексуальную энергию на другой вид деятельности.
Активная сексуальная жизньтребует соблюдать здоровый образ жизни. Так, у лиц, злоупотребляющих алкоголем,сексуальная жизнь постепенно нарушается, ее расстройства встречаются в 41—43%случаев. Чрезмерное курение в 11% случаев ведет к развитию импотенции; никотиноказывает угнетающее воздействие на центры эрекции, вызывая ее ослабление, а уженщин явление фригидности.
Сексуальнаяудовлетворенность повышает самоуважение и самооценку. Высокая самооценка иуверенность в собственной привлекательности чрезвычайно важны для молодыхлюдей. Сексуальная удовлетворенность у молодых людей положительно коррелирует судовлетворенностью другими (интеллектуальными, спортивными, эстетическими идр.) увлечениями, общительностью, жизнерадостностью, и этим способствует ихобщекультурному развитию.
Критерии эффективностииспользования здорового образа жизни.
Здоровый образ жизниобладает широким позитивным спектром воздействия на различные стороныпроявлений организма и личности человека. В поведении это проявляется в большейжизненной энергии, собранности, хорошей коммуникабельности; ощущении своейфизической и психоэмоциональной привлекательности, оптимистическом настрое,умении обеспечить свой полноценный и приятный отдых, целостную культуру жизнедеятельности.В психологическом аспекте достоинства здорового образа жизни обнаруживаются вкачестве психического здоровья, хорошем самочувствии, в нервно-психическойустойчивости, способности успешно переносить последствия психических стрессов;в хорошо выраженной волевой организации (самообладании, целеустремленности,настойчивости в достижении поставленной цели, решительности), уверенности всвоих силах, меньшей подверженности депрессии, ипохондрии, мнительности. Вфункциональном проявлении можно отметить: более высокое качество здоровья,улучшение адаптационных процессов, повышение работоспособности итренированности; снижение заболеваемости и болезненных ощущений; более быстроеи полноценное течение процессов восстановления после физической и умственной деятельности;усиление иммунных механизмов защиты организма; активность обменных процессов ворганизме; усиление половой потенции, нормализация соотношения массы тела ироста; хорошую осанку и легкость походки.
Приведенное содержаниекритериев может быть расширено и детализировано в зависимости от потребностейличности.
6. Физическое самовоспитаниеи самосовершенствование — условие здорового образа жизни
Физическое самовоспитаниепонимается как процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы надсобой и ориентированный на формирование физической культуры личности. Онвключает совокупность приемов и видов деятельности, определяющих и регулирующихэмоционально окрашенную, действенную позицию личности в отношении своегоздоровья, психофизического состояния, физического совершенствования иобразования.
Физическое воспитание иобразование не дадут долговременных положительных результатов, если они неактивизируют стремление студента к самовоспитанию и самосовершенствованию.Самовоспитание интенсифицирует процесс физического воспитания, закрепляет,расширяет и совершенствует практические умения и навыки, приобретаемые вфизическом воспитании.
Для самовоспитания нужнаволя, хотя она сама формируется и закрепляется в работе, преодолениитрудностей, стоящих на пути к цели. Оно может быть сопряжено с другими видамисамовоспитания — нравственным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим и др.
Основными мотивамифизического самовоспитания выступают: требования социальной жизни и культуры;притязание на признание в коллективе; соревнование, осознание несоответствиясобственных сил требованиям социально-профессиональной деятельности. В качествемотивов могут выступать критика и самокритика, помогающие осознать собственныенедостатки.
Процесс физическогосамовоспитания включает три основных этапа. I этап связан с самопознанием собственнойличности, выделением ее положительных психических и физических качеств, а такжеНегативных проявлений, которые необходимо преодолеть. Эффект самопознанияобусловлен требовательностью студента к себе. К методам самопознания относятсясамонаблюдение, самоанализ и- самооценка. Самонаблюдение — универсальный методсамопознания, глубина и адекватность которого зависят от его целенаправленностии умения субъекта видеть, систематически наблюдать на основе выделенныхкритериев за качествами или свойствами личности. Самоанализ требуетрассмотрения совершенного действия, поступка, причин, вызвавших это (например,отказ от выполнения запланированного комплекса упражнений в режиме дня может бытьвызван — дополнительной работой по выполнению учебных заданий, ухудшениемсамочувствия, отсутствием желания и т.д.); помогает выяснить истинную причинупоступка и определить способ преодоления нежелательного поведения в следующийраз. Действенность самоанализа обусловлена адекватностью самооценки каксредства организации личностью своего поведения, деятельности, отношений сокружающими, отношения к успехам и неудачам, что влияет на эффективностьдеятельности и дальнейшее развитие личности. Самооценка тесно связана с уровнемпритязаний, т.е. степенью трудности достижения целей, которые студент ставитперед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет ктому, что студент начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего егоповедение становится неадекватным. Самооценка зависит от ее качества(адекватная, завышенная, заниженная). Если она занижена, то способствуетразвитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненныеперспективы. Ее адекватность в значительной мере определяется наличием четкихкритериев поведения, действий, развития физических качеств, состояния организмаи др. Первый этап завершается решением работать над собой.
На II этапе исходя изсамохарактеристики определяется цель и программа самовоспитания, а на их основеличный план. Цель может носить обобщенный характер и ставится, как правило, набольшой отрезок времени — годы (например, достигнуть высокого уровня физическойкультуры личности); частные цели (задачи) — на несколько недель, месяцев. Примернаяпрограмма — ориентир физического самовоспитания может быть представленаследующим образом. Цель — формирование физической культуры личности. Задачидеятельности: 1. Включить в здоровый образ жизни и укрепить здоровье. 2.Активизировать познавательную и практическую физкультурно-спортивнуюдеятельность. 3. Сформировать нравственно-волевые качества личности. 4.Овладеть основами методики физического самовоспитания, 5. Улучшить физическоеразвитие и физическую подготовленность в соответствии с требованиями будущейпрофессиональной деятельности. Общая программа должна учитывать условия жизни,особенности самой личности, ее потребности. На основе программы формируетсяличный план физического самовоспитания, примерный вид которого представлен втабл. 2.
Таблица 2. Личный планфизического самовоспитанияЗадача Используемые средства и методы Содержание средств Дни занятий
Укрепление здоровья, закаливание организма,
включение в здоровый образ жизни Утренняя гимнастика, физические упражнения, гигиенические и природные факторы, режим дня Комплекс из 10 упражнений (их описание); контрастный душ, воздушные ванны; соблюдение режима дня, сна, питания; прогулка перед сном 30 мин.; передвижение из общежития в вуз и обратно пешком Ежедневно Выработка настойчивости Обязательно выполнение намеченного на день, неделю Подъем и 6 ч 30 мин, отход ко сну в 11ч; занятия физическими упражнениями по 45 мин в 18 % самоподготовка с 19 до 21 ч То же Воспитание координационных способностей Упражнения на развитие координации движений
Описание упражнений, количество
серий и их повторений _ "_ Воспитание выносливости
Бег, пешие походы,
прогулки на велосипеде и т.д. Бег в чередовании с ходьбой с постепенным ее сокращением в течение 30 мин; пешие походы, велопоходы по 2—4 ч 2 раза в неделю по выходным
III этап физического самовоспитания связан непосредственно с егопрактическим осуществлением. Он базируется на использовании способоввоздействия на самого себя с целью самоизменения. Методы самовоздействия,направленные на совершенствование личности, именуют методами самоуправления. Кним относятся самоприказ, самовнушение, самоубеждение, самоупражнение,самокритика, самоободрение, самообязательство, самоконтроль, самоотчет.
Систематическое заполнениедневника самоконтроля является как бы самоотчетом о проделанном за день:Отчитываясь за свои действия, поступки, студент глубже осознает (а иногда вдругузнает), какие качества ему необходимо формировать в первую очередь, от какихнедостатков избавиться, чтобы улучшить свою личность, какие вносить изменения вличный план работы над собой. Можно выделить два вида самоотчета: итоговый и текущий.Итоговый подводится за достаточно длительный период времени — несколькомесяцев, год. Его основой служит самоанализ фактического материала,характеризующего поведение человека в различных ситуациях и обстоятельствах ирезультаты его, отражающиеся на его морфофункциональном, психическом,психофизическом состоянии. Текущий самоотчет подводится за короткий промежутоквремени — день, неделю, несколько недель.
Таким образом, способностьстудента отмечать даже незначительные изменения в работе над собой имеет важноезначение, так как подкрепляет его уверенность в своих силах, активизирует,содействует дальнейшему совершенствованию программы самовоспитания, реализацииздорового образа жизни.
Вопросы и задания длясамоконтроля и коллективного обсуждения
1. Понятие «здоровье», его содержание и критерии
2. Функциональные возможности проявления здоровья человека в различныхсферах жизнедеятельности
3. Влияние образа жизни на здоровье
4. Влияние условий окружающей среды на здоровье
5. Наследственность и меры здравоохранения. Их влияние на здоровье
6. Здоровье в иерархии потребностей культурного человека
7. Влияние культурного развития личности на отношение к самому себе
8. Система знаний о здоровье
9. Направленность поведения человека на обеспечение своего здоровья.
10. Методы определения индивидуально-психологических особенностейличности
11. Взаимосвязь физкультурно-спортивной деятельности и общекультурногоразвития студентов
12. Направленность образа жизни студентов, ее характеристика. Способырегуляции образа жизни
13. Содержательные особенности составляющих здорового образа жизни(режим труда, отдыха, питания, двигательная активность, закаливание,профилактика вредных привычек, требования санитарии и гигиены, учет экологииокружающей среды, культура межличностного общения, сексуального поведения,психофизическая саморегуляция)
14. Адекватное и неадекватное отношение к здоровью, его самооценкастудентами и отражение в реальном поведении личности
15. Ориентация на здоровье у лиц, отнесенных к интериалам иэкстериалам, ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни
16. Отражение здорового образа жизни в формах жизнедеятельностистудентов
17. Здоровый стиль жизни студентов. Краткая характеристика одного изних
18. Необходимость активности личности в приобщении к здоровому образужизни
19. Жизненные, психологические, функциональные и поведенческиекритерии использования здорового образа жизни
20. Физическое самовоспитание и самосовершенствование как необходимоеусловие здорового образа жизни
Литература
1. АмосовН. М. Раздумья о здоровье, — М.: ФиС, 1987, – 192с.
2. ЕвсеевЮ.И. Физическая культура. Ростов-н/Дону: Феникс, 2003. – 384с
3. Зайцев Г.К. Потребностно-мотивационнаясфера физического воспитания студентов // Теория и практика физическойкультуры. – 1993. – №7. – С.21-24.
4. Зайцев Г.К., Зинченко М.В.Потребностно-мотивационная сфера физического саморазвития // Валеология. –1997. – №2. – С.31-35.
5. Запорожченко В.Г. Образ жизни ивредные привычки. – М.: Медицина, 1984. – 32с.
6. ИльиничВ. И. Студенческий спорт и жизнь. М.: АО «Аспект пресс», 1995.– 136.
7. Федеральный закон «О физической культуре и спорте вРоссийской Федерации» от 29.04.99 N 80-ФЗ
8. Физическая культура, спорт издоровый образ жизни населения Алтайского края /Под общ. Ред. В.И. Тимофеева. — Барнаул, 1996. — 62с.
9. Физическая культура – основа здоровогообраза жизни /Под ред. Н.В. Барышевой. – Самара, 1996. – 192с.