Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Особенности влияния комплексных занятий гимнастикой и плаванием с оздоровительной направленностью

на основные компоненты физическойподготовленности женщин 21-35 лет
ПреподавательИ.В. Адамова, кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Земсков, Российскаягосударственная академия физической культуры, Москва
Внедрениеновых оздоровительных технологий в физкультурную практику позволяетудовлетворить потребности человека в выборе доступных и эффективных формфизической активности в зависимости от их мотивационных запросов, физическогосостояния и социальных предпосылок.
Результатыспециальных исследований убедительно показывают, что занятия аэробнымиупражнениями [9, 16], ритмической гимнастикой [1, 8, 15], оздоровительным бегом[3, 17], плаванием [17], шейпингом [13, 14], стретчингом [12], аква-аэробикой [7]и другими оздоровительными системами физических упражнений оказываютположительное влияние на характер изменения показателей состояния здоровья,физической подготовленности, коррекцию форм тела в основном людей молодоговозраста.
Запоследние годы выполнен ряд исследований по научному обоснованию эффективностикомплексных форм занятий, в структуре которых сочетаются разнородные средства:ритмической гимнастики и оздоровительного бега, легкоатлетических иобщеразвивающих упражнений [3].
Нарядус этим физкультурная практика свидетельствует, что среди женщин все большуюпопулярность получают именно такого рода занятия — они более интересные в связис разнообразием используемых средств и организацией занятия.
Уженщин в возрасте 25-35 лет начинают проявляться процессы инволюционногоразвития двигательных функций [4].
Согласнотеории адаптации организма к постоянно изменяющимся внешним и внутреннимусловиям среды [2, 11] и принципиальных положений физиологии активности [6]процесс инволюционного развития можно профилактировать путем организацииопределенного режима физической активности.
Возможно,чем эта активность будет разнообразнее, тем сильнее будет выражен эффектизбирательного и всестороннего воздействия на организм занимающихся с цельюпредупреждения инволюции физических качеств.
Всвязи с этим актуальным является исследование влияния комплексных форм занятийна характер изменения основных компонентов физической подготовленности женщин21-35 лет.
Объектомисследования являлись две методики комплексных форм занятий:
— первая: в одном занятии сочетались средства и методы ритмической и атлетическойгимнастики(РАГ);
— вторая: в одном занятии сочетались средства и методы ритмической гимнастики иплавания с элементами аква-аэробики (РГП).
Поусловиям эксперимента первые части комплексных занятий были одинаковыми нетолько по времени, но и по объему используемых средств, методу проведенияпрограммы ритмической гимнастики. Вторые части занятий были равными попродолжительности (45 мин), но по содержанию отличались между собой.
Попрограмме РАГ в течение 25 мин выполнялись общеразви вающие упражнения длякоррекции так называемых проблемных зон тела (укрепление мышц живота,разгибателей туловища и ног).
Таблица1. Исходный уровень физической подготовленности женщин, распре деленных по интересамк комплексным программам РАГ, РГП№ п/п Показатели Программы Р РАГ(X±G) РГП(X±G) 1 Длина тела, см 165,0±6,30 167,6±3,90 >0,05 2 Масса тела, кг 57,7±8,90 64,8±7,10 0,05 6 Из виса на гимнастической стенке поднимание ног на 90° б,50±2,65 8,70±1,80 0,05
Примечание:р — достоверность различий.
Воставшиеся 20 мин следовала работа на тренажерах и с использованием отягощений.Каждое занятие завершалось выполнением растягивающих упражнений.
Попрограмме РГП во второй части занятия время на различные виды упражненийраспределялось следующим образом: 15 мин отводилось на дозированное плавание,25 мин на выполнение комплекса упражнений в воде по типу аквааэробики, в концезанятия проводились восстанавливающие упражнения. Занятия ритмической,атлетической гимнастикой, оздоровительным плаванием, растягивающимиупражнениями, аква-аэробикой проводились по общепринятым методикам [7, 8, 10,12, 13].
Впроцессе комплексных занятий соблюдался дифференцированный подход кпостепенному повышению физических нагрузок. Самые нагрузочные части занятийхарактеризовались одинаковым диапазоном изменений ЧСС — 150 — 165 уд/мин.
Внеделю проводилось 2 занятия продолжительностью 90 мин в течение 7 месяцев покаждой методике.
Вэксперименте приняли участие 45 женщин в возрасте 21-35 лет. По состояниюздоровья они относились к основной медицинской группе, по профессиональнойдеятельности — к работникам сферы умственного труда.
Передначалом эксперимента женщинам было предоставлено право выбора одной из двухкомплексных программ. По мотивационным запросам 27 человек изъявили желаниезаниматься по программе РАГ и 18 человек — по программе РГП.
Результатытестирования позволили определить исходный уровень физической подготовленностизанимающихся двух групп (табл. 1).
Женщиныгруппы РАГ статистически достоверно отличались от группы РГП меньшей массойтела (p
Можнопредположить, что женщины более низкого роста и меньшей массы тела, имеющиенизкий уровень развития силы мышц рук и туловища, больше мотивированы кзанятиям, сочетающим средства ритмической и атлетической гимнастики. Женщиныболее высокого роста и веса, с плохой гибкостью склонны к занятиям ритмическойгимнастикой в сочетании с плаванием.
Оздоровительныйэффект двух видов комплексных занятий оценивался по степени изменения основныхкомпонентов физической подготовленности: скоростно-силовых качеств основныхгрупп мышц, гибкости и общей выносливости. Общая выносливость женщин группы РАГопределялась количеством метров, пробегаемых за 12 мин, женщин группы РГП — количеством метров, проплываемых за 12 мин (табл. 2 и 3).
Выбортестов, позволяющих оценить уровень скоростно-силовых качеств, был неслучайным.
Известно,что вследствие возрастных изменений у женщин в возрасте 25-35 лет отмечаетсяестественное снижение физической дееспособности, которое выражается в быстромснижении в первую очередь гибкости, скоростно-силовых качеств, а также умеренномснижении общей выносливости [5].
Каквидно из табл. 2, в группе РАГ статистически достоверно улучшились всепоказатели, характеризующие более высокий уровень физической подготовленностиженщин по сравнению с исходными данными. При этом длина тела не изменилась, егомасса снизилась в среднем на 1,9 кг. Однако изменения были статистическинедостоверными (p>0,05).
Коэффициентывариации после эксперимента снизились. Это свидетельствует о том, что уровеньфизической подготовленности занимающихся стал более однородным и стабильным.Аналогичные результаты были получены в группе РГП (см. табл. 3).
Послеэксперимента уровень физической подготовленности женщин группы РГПстатистически достоверно улучшился по показателям, вес снизился на 3,10 кг.
Таблица2. Влияние комплексных занятий ритмической и атлетической гимнастикой (РАГ) нафи зическую подготовленность женщин 21-35 лет№ п/п Показатели До После Р
/>±/> V,%
/>±/> V,% 1 Длина тела, см 165,00±6,30 3,82 165,40±6,50 3,90 >0,05 2 Масса тела, кг 57,70±8,90 15,40 55,80±7,90 14,10 >0,05 3 Отжимания в упоре лежа, колич. за 30 с 2,26±1,70 75,22 7,30±1,40 19,20 Примечание.V — коэффициент вариации, р — достоверность различий.
Таблица3. Влияние комплексных занятии ритмической гимнастикой и плаванием (РГП) нафизи-ческую подготовленность женщин 21-35 лет№ п/п Показатели До После Р
/>±/> V,%
/>±/> V,% 1 Длина тела, см 167, б0±3,90 2,33 168,00±3,70 2,20 >0,05 2 Масса тела, кг 64,50±7,10 11,00 61,70±7,10 11,50 >0,05 3 Отжимания в упоре лежа, колич. за 30 с 5,10±2,30 54,90 8,50±2,30 27,05 Примечание.V — коэффициент вариации, р — достоверность различий.
Следовательноможно считать, что различные виды двигательной активности, сочетающие средстваритмической и атлетической гимнастики, а также ритмической гимнастики иплавания не только эффективно противодействуют процессам естественноговозрастного снижения физической деятельности, но и повышают физическийпотенциал женщин 21-35 лет.
Всвязи с тем, что экспериментальные группы были сформированы на основемотивационных запросов занимающихся, между ними имелись большие различия посредним значениям показателей. Кроме того, для оценки общей выносливости необходимобыло использовать разные условия и формы выполнения циклических нагрузок: бег иплавание. Поэтому для сравнения оздоровительных эффектов выявление изменениясредних значений (Х) показателей физической подготовленности и коэффициентоввариации(V) были выражены в процентах по отношению к исходным, которыепринимались за 100% (табл. 4).
Посредним значениям результатов, представленных в табл. 4, можно констатировать,что занятия по методике РАГ оказывают более сильное воздействие на развитиесиловых качеств мышц рук и плечевого пояса( 323,0 %), мышц живота (161,8 %) ивсего тела (164,8%). Комплексные занятия по методике РГП в большей мере влияютна развитие гибкости (211,4%), общей выносливости (130,0%), силовых качеств ног(112,3 и 110,4%), на снижение массы тела.
Сопоставлениевеличины изменения коэффициентов вариации у занимающихся по методике РГПуказывает на сильный разброс показателей силы рук и плечевого пояса (49,3%),ног (62,2%), туловища(140,2%) и общей выносливости (121,8%) по отношению кгруппе РАГ. В соответствии с этими характеристиками можно заключить, чтозанятия в группе РАГ в отличие от РГП способствуют более быстрому повышению истабилизации силовых качеств мышц рук и туловища. Занятия по программе РГПпреимущественно развивали гибкость, общую выносливость, силу мышц ног и снижалимассу тела.
Таблица4. Изменение показателей физической подготовленности женщин 21-35 лет подвоздействием различных видов двигательной активности комплексного характера РАГи РГП, %№ п/п Показатели РАГ РГП
/> V
/> V 1 Длина тела, см 100,2 102,6 100,2 94,9 2 Масса тела, кг 96,7 25,5 95.2 104,5 3 Отжимания в упоре лежа, колич. за 30 с 323,0 38,8 166,7 49,3 4 Прыжок в длину с места, см 103,8 24,2 110,4 17,7 5 Прыжок вверх с места у стены, см (лента Абалакова) 109,4 49,3 112,3 62,2 6 Из виса на гимнастической стенке поднимание ног на 90°, колич. за 30 с 161,8 55,9 137.9 84,5 7 Из положения лежа на спине — упор присев в и.п., колич. за 30 с 164,8 49,6 147,7 140,2 8 Наклон вперед в седе, см 172,9 104,2 211.4 35,4 9 Бег и плавание 12 мин, м 121,1 /> 130,0 121,8
Примечание.В графе X указан прирост среднего результата в %, в графе V — процентувеличения коэффициента изменчивости признака.
Возможно,это указывает на то, что индивидуальные особенности занимающихся в определенноймере влияют на увеличение продолжительности тренировочного процесса в целяхдостижения стабильности и оздоровительного эффекта.
Наосновании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
1.Мотивации женщин 21-35 лет к различным оздоровительным технологиям связаны свесо-ростовыми показателями и уровнем развития основных компонентов физическойподготовленности. Женщины низкого роста и веса, с низкими показателями силымышц рук и туловища больше мотивированы к комплексным занятиям ритмической иатлетической гимнастикой (РАГ). Женщины более высокого роста, с большей массойтела, с ограниченной гибкостью имеют интерес к комплексным занятиям ритмическойгимнастикой и плаванием (РГП).
2.Комплексные занятия по программе РАГ и РГП длительностью 90 мин, с частотой 2раза в неделю, когда двигательная активность характери зуется ЧСС 150 — 165уд/мин, можно считать программами оздоровительной направленности, т.к.концентрация в них разнородных средств позволяет эффективно противодействоватьинволюционным процессам. Это подтверждается повышением уровня физическойподготовленности женщин 21-35 лет.
3.Занятия с различной структурой двигательной активности в группах РАГ и РГПоказывают дифференцированное воздействие на компоненты физическойподготовленности. Занятия по методике РАГ способствуют достоверному увеличениюскоростно-силовых качеств крупных мышц: рук и плечевого пояса (на 156,3%),живота (на 23,9%), всего туловища (на 16,7%). Занятия по методике РГП вызываютболее выраженное снижение массы тела, достоверное повышение гибкости (на38,5%), общей выносливости( на 8,1%) и скоростно-сило вых качеств мышц ног ( на2,9 и 6,6 %).
Список литературы
1.Акопян Е.С. Методические предпосылки использования ритмической гимнастики взанятиях с женщинами зрелого возраста: Тез. ХVI респ. научн.-метод. конф.,25-26 февр. Ереван,1987, с. 38-40.
2.Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М.: Медицина, 1975.
3.Астраханцев Е.А. Дозированный бег и ритмическая гимнастика в комплекснойпрограмме оздоровительных занятий со студентами: Автореф. канд. дис. — М.:ГЦОЛИФК, 1991-92.
4.Бальсевич В.К. Физическая культура человека: состояние, проблемы и стратегияразвития на перспективу (актовая речь). — М.: ГЦОЛИФК, РиО,1992.
5.Бальсевич В.К., Запорожанов В.Н. Физическая активность человека. — Киев:Здоров'я, 1991.
6.Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности, — М.:Медицина,1966.
7.Васильева И.А. Содержание и методика занятий водной аэробикой с женщинамизрелого возраста: Автореф. канд. дис. — М.: РГАФК,1997.
8.Ивлеев М.П. Содержание и методика занятий ритмической гимнастикой с женщинамизрелого возраста: Канд. дис. — М., ГЦОЛИФК, 1987. — 246 с.
9.Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. — М.: ФиС, 1987.
10.Лисицкая Т.С., Ростовцева М.Ю., Ширковец Е.А. Ритмическая гимнастика: методикаи физиологическое обоснование / Гимнастика: сб. статей. М., вып. 1, с. 24-29.
11.Павлов С.Е. Основы теории адаптации и спортивная тренировка //Теор. и практ.физ. культ., 1990, № 1, с. 12-17.
12.Поддубная Ж.В. Методика использования статических упражнений для развитиягибкости в занятиях оздоровительными видами гимнастики: Канд дис. — М.:ВНИИФК,1992.
13.Прохорцев И.В. Способ тренировки тела человека типа «шейпинг».Положительное решение о выдаче патента по заявке № 4940994114 от 22.05.91.
14.Прохорцев И.В. Шейпинг — высокая технология в социальных программах для женщин/буклет. СПб.,1989. — 16 с.
15.Ростовцева М.Ю. Повышение физической работоспособности женщин молодого возрастасредствами ритмической гимнастики: Автореф. канд. дис. МОГИФК, 1987, с. 30.
16.Селуянов В.Н., Мякинченко Е.Б. Основы теории оздоровительной физическойкультуры: Учебн. пос. для инструкт. оздоровит. физ. культ. М.,1994.
17.Махова О.П. Сравнительная эффективность влияния упражнений разной структурыаэробной направленности на физическое состояние женщин второго периода зрелоговозраста в общей кондиционной тренировке: Канд. дис. — М.: ГЦОЛИФК, 1993.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lib.sportedu.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Методы оценки эффективности закупок материальных ресурсов 2
Реферат Cobra - финансовая система управления бюджетом проектов
Реферат «Россия в XVI веке». Автор-составитель: З. Ф. Смирнова (моу сош №1 г. Андриаполя) Даты (историческое время)
Реферат Филиппо Брунеллески и Флоренция творческая личность в контексте рен
Реферат Організаційно-адміністративні засади державного регулювання економіки. Органи, що формують економічну політику держави. Їх рівні, склад, структура та функції. Напрями вдосконалення системи державних органів управління
Реферат Основные положения прочностной теории напряженного состояния
Реферат Соотношение индивидуальных и возрастных кризисов у взрослого человека
Реферат Фальшива релігія, чи можуть померлі допомагати живим
Реферат Альтернативные источники энергии (Грани нетрадиционной энергетики.)
Реферат Загадки Якутии (english)
Реферат Экономика электроснабжения
Реферат Экономическая безопасность России в условиях перехода к рынку
Реферат Social structure of the society
Реферат Кредитный риск. Его сущность и методы управления
Реферат Выдающиеся деятели отечественной психологической науки