Актуальностьсистемного подхода к определению основных понятий теории физической культурыобусловлена прежде всего необходимостью уточнения соотношения данных понятий сведущими общепедагогическими понятиями и категориями. Например, в настоящеевремя вызывает большое сомнение чрезмерно широкое использование понятия«физическое воспитание», в содержание которого включаются помимособственно воспитания также обучение и в целом образование. Такое нестрогоеопределение понятия физического воспитания вынуждает часть специалистовформулировать такие задачи, как, например, воспитание гибкости, т.е воспитаниебиологического качества (?!), что не укладывается ни в какие рамки логическогорассуждения.
Внастоящее время необходимо уточнить соотношение части общепедагогическихпонятий, по которым отсутствует единая точка зрения среди ученых. К такимпонятиям следует отнести, на наш взгляд, понятия образования, воспитания,обучения, технологии, методики и ряд других.
Сучетом вышесказанного в статье сделана попытка логически обосновать определенияглавных понятий теории физической культуры на основании уточнения соотношенияведущих понятий на общепедагоги ческом и философском уровнях.
Философскийуровень определения понятий. К данному уровню следует отнести, на наш взгляд,определение следующих понятий1 :
— физическое (телесное) развитие есть комплекс изменений в организме человека,характеризующихся необходимостью, закономерностью и определеннойнаправленностью (прогрессивной или регрессивной);
— физическое (телесное) формирование — это воздействие окружающей, прежде всегосоциальной, среды на человека с целью изменения уровня его телеснойорганизации. Оно может быть стихийным и целенаправленным;
— физкультурная деятельность есть форма активного отношения человека кокружающему миру и к самому себе с целью достижения им физическогосовершенства;
— физическая культура есть вид материальной культуры, характери зующий уровеньразвития как общества в целом, так и человека в отдельности с точки зренияактивного, целенаправленного формирования общественным индивидом своегофизического совершенства;
— теория физической культуры представляет собой высшую форму научного знания вобласти физической культуры, дающую целостное представление о закономерностях исущественных связях активного, целенаправленного формирования общественныминдивидом своего физического совершенства.
Общепедагогическийуровень определения понятий. После определения наиболее общих (философских)понятий следует перейти к более конкретному уровню определения основных понятийтеории физической культуры. В качестве такового выступает общепедагогическийуровень определения основных категорий теории физической культуры. Это связанос тем, что в содержании понятия физической культуры большой вес имеетпедагогическая составляющая, т.е. физкультурное образование. К числуобщепедагогических понятий, выступающих в качестве понятийного базиса в теориифизкультурного образования, следует отнести понятия образования, воспитания,цели, задач, принципов, содержания, средств, методов и форм организацииобучения, технологии и методики обучения. Системное определение данных понятийможет быть представлено следующим образом:
— образование есть процесс и результат целенаправленного формирования человека.Его основными элементами являются воспитание и обучение человека;
— воспитание (в узком смысле слова) представляет собой целенаправленноеформирование личности;
— обучение есть целенаправленное формирование знаний, умений и навыков у человекас целью усвоения им социально-исторического опыта;
— цель образования есть идеальный результат целенаправленного формированиячеловека;
— задача образования — это часть цели, отражающая определенную сторону идеальногорезультата целенаправленного формирования человека;
— принцип образования представляет собой определяющее требование, регулирующеепроцесс целенаправленного формирования человека;
— содержание образования есть совокупность частей целенаправленного формированиячеловека;
— средство образования — это предметы, отношения и виды деятельности,используемые в процессе целенаправленного формирования человека;
— метод образования есть способ использования средств в процессецеленаправленного формирования человека;
— форма организации образования представляет собой общий способ упорядочениявзаимодей ствия участников педагогического процесса для достижения целиобразования (урок, семинар, практикум и т.п.);
— метод организации образования — это конкретный способ упорядочениявзаимодействия участников педагогического процесса для решения определеннойзадачи образования;
— технология образования есть способ реализации его содержания посредствомсистемы средств, методов и форм организации, обеспечивающий эффективноедостижение цели образования;
— методика образования есть область педагогики, которая на основе единстваконкретных педагогических закономерностей и соответствующей технологииобразования реализует его цели и задачи. Она занимает промежуточное положениемежду теорией и технологией.
Специальнопедагогический(конкретный) уровень определения понятий. В данном разделе будут приведеныопределения основных понятий теории физкультурного образования как ведущейсоставной части теории физической культуры. Часть основных понятий последнейбыла определена при характеристике философского уровня определения понятий.
Исходяиз всего вышесказанного, можно дать следующие определения основных понятий втеории физкультурного образования:
— физкультурное образование есть целенаправленное физическое (телесное)формирование человека;
— физкультурное воспитание есть целенаправленное формирование личности в аспектедостижения ею физического совершенства;
— физкультурное обучение есть целенаправ ленное формирование знаний, умений инавыков для усвоения социального опыта достижения физического совершенства;
— теория физкультурного образования есть высшая форма научного знания офизкультурном образовании, дающая целостное представление о закономерностяхформирования физического совершенства человека;
— оздоровительный спорт есть пограничное между физической культурой и спортомсоциальное явление, сущность которого составляет решение оздоровительных задачс помощью средств спортивной тренировки;
— цель физкультурного образования есть идеальный, мысленный результатцеленаправленного физического формирования человека, воплощенный в понятиифизического совершенства;
— принцип физкультурного образования есть определяющее требование, регулирующеепроцесс целенаправленного формирования физического совершенства;
— содержание физкультурного образования есть совокупность составных частейцеленаправленного формирования физического совершенства;
— средство физкультурного образования есть предметы, отношения и видыдеятельности, которые используются в процессе взаимодействия субъекта и объектаобразования с целью достижения последним физического совершенства;
— метод физкультурного образования есть способ использования его средства впроцессе формирования физического совершенства человека;
— форма организации физкультурного образования есть общий способ упорядочениявзаимодей ствия участников процесса формирования физического совершенства;
— технология физкультурного образования есть способ реализации его содержанияпосредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающийдостижение физического совершенства;
— методика физкультурного образования есть одна из форм научного знания офизкультурном образовании, которая на основе единства педагогическихзакономерностей и технологии образования реализует процесс формированияфизического совершенства;
— результат физкультурного образования есть уровень достижения физическогосовершенства как целевой сущности физической культуры;
— физическое совершенство (в широком смысле понятия) есть целевая сущностьфизической культуры, представляющая собой результат целенаправленногоформирования гармонично развитого организма человека.
Кчислу наиболее «предметных» категорий теории физической культурыследует отнести понятия, характеризующие те или иные стороны двигательнойдеятельности: понятия двигательных, физических (кондиционных) и координационныхкачеств и способностей. Опуская по вышеуказанной причине систему обоснования идоказательства, приведем лишь непосредственные определения данных понятий и ихразновидностей. Прежде всего отметим, что необходимо более четко разделятьпонятия «двигательное качество» и «двигательнаяспособность». Исходя из этого, возможно следующее соотношение данныхпонятий и их разновидностей (см. таблицу):
— двигательное качество человека есть существенная определенность в егодвигательном взаимодействии с окружающей средой, проявляемая посредствомсоответствующих свойств;
— двигательное свойство человека — это конкретное функциональное проявлениедвигатель ного качества в процессе двигательного взаимодействия с окружающейсредой;
— двигательная способность человека есть совокупность его индивидуальныхособенностей, определяющих степень успешного осуществления двигательнойдеятельности.
Внашем понимании понятие «двигательное» является родовым по отношениюк понятиям «физическое (кондиционное)» и «координационное».Учитывая это, дадим определения следующим понятиям:
— «физическое (кондиционное) качество» есть разновидность двигательногокачества, представляет собой ту или иную определенность в проявлениипреимущественно морфофункциональных свойств организма человека в процессеосуществления им двигательной деятельности;
— «физическая (кондиционная) способность» — это совокупностьиндивидуальных особеннос тей человека, определяющих степень успешностипроявления физического качества в двигательной деятельности;
— «координационное качество» есть разновидность двигательного качества,представляет собой ту или иную определенность в проявлении преимущественнопсихофизиологических (психомоторных) свойств организма человека в процессерегулирования двигательной деятельности;
— «координационная способность» — это разновидность двигательнойспособности, представляет собой совокупность индивидуальных особенностейчеловека, определяющих степень успешного проявления координационного качества вдвигательной деятельности.
Соотношениедвигательных качеств и способностей№ п/п Двигательные способности Двигательные качества 1 Физические (кондиционные) Физические (кондиционные) 1.1 Собственно силовые Мышечная сила (медленная) 1.2 Скоростно-силовые Мышечная сила: взрывная скоростная 1.3 Скоростные Двигательная быстрота 1.4 К мышечной выносливости Мышечная выносливость: анаэробная (скоростная) аэробная (общая) аэробно-анаэробная силовая 1.5 К гибкости Гибкость 2 Координационные Координационные 2.1 Дифференцировочная Кинестезическое дифференцирование: пространственное временное силовое 2.2 Ориентационная Пространственная ориентация 2.3 Ритмическая Ритмичность движения 2.4 Реагирующая Двигательная реакция 2.5 К сохранению равновесия Сохранение равновесия 2.6 К перестроению движений Перестроение движений
Конкретныеразновидности понятия «физическое качество» могут быть определеныследующим образом:
— мышечная сила человека есть физическое качество, представляющее собойопределенность в проявлении тех морфофункциональных свойств организма, которыеспособствуют преодолению внешнего или внутреннего сопротивления в процесседвигательной деятельности. Мышечная сила человека, как правило, подразделяетсяна максимальную (медленную), взрывную и скоростную. Максимальная силапроявляется в процессе преодоления максимального и субмаксимальногосопротивления в относительно медленных движениях, взрывная — в максимальнобыстрых движениях со значительной (околопредельной) величиной сопротивления искоростная сила — в максимально быстрых движениях с относительно небольшим,чаще средним, сопротивлением;
— двигательная быстрота человека есть физическое качество, представляющее собойопределенность в проявлении тех морфофункциональных свойств организма, которыеобусловливают скоростные характеристики двигательной деятельности. Формамидвигательной быстроты являются двигательная реакция, быстрота отдельногодвижения и частота движений;
— выносливость человека есть физическое качество, представляющее собойопределенность в проявлении тех морфофункциональных свойств организма, которыеобусловливают сопротивление организма утомлению в процессе двигательнойдеятельности. В зависимости от характера утомления выносливость подразделяетсяна скоростную (алактатную и гликолитическую), аэробную (общую), смешанную(аэробно-анаэробную) и силовую;
— гибкость человека есть физическое качество, представляющее собой определенностьв проявлении тех морфофункциональных свойств организма, которые обусловливаютамплитуду двигательных действий.
Сучетом данного ранее общего определения физической способности определениепонятий конкретных разновидностей способности к проявлению физического качествабудет схоже с определением родового понятия физической способности, только вдефиниенсе вместо понятия физического качества вводится понятие конкретной егоразновидности. Например, силовая способность будет определятся как совокупностьиндивидуальных особенностей человека, являющаяся субъективным условиемуспешности проявления мышечной силы в двигательной деятельности.
Наиболееприемлемой, на наш взгляд, классификацией разновидностей координационногокачества является классификация, предложенная в свое время учеными ГДР: П.Хиртцем, Г. Людвигом, И. Велнитцем [10], Д.-Д. Блюме [9] и др. Они выделяютследующие базовые координационные способности, а поскольку ими, как правило, неразличаются понятия соответствующих способностей и качеств, то и базовыекоординационные качества: кинестезическое дифференцирование (пространственное,временное, силовое), сохранение равновесия, ориентирование в процессевыполнения движения, ритмичность двигательного действия, реагирование нараздражитель, перестроение движений. С учетом вышесказанного дефиниции данныхкачеств будут выглядеть следующим образом:
— кинестезическое дифференцирование есть координационное качество в видеопределенно -сти в проявлении преимущественно тех психофизиологических свойстворганизма человека, которые способствуют достижению определенной степениточности и экономичности отдельных частей движения, его фаз и движения в целом;
— сохранение равновесия есть координационное качество, представляющее собой определенностьв проявлении преимущественно тех психофизиологических свойств организмачеловека, которые способствуют удержанию тела в состоянии равновесия или еговозвращению в данное состояние;
— пространственная ориентация есть координационное качество, или определенность впроявлении преимущественно тех психофизиологических свойств организма человека,которые способствуют определению и изменению положения и движения тела впространстве и времени в соответствии с определенным пространством действия и/или движущимся объектом;
— ритмичность движения есть координаци онное качество в виде определенности впроявлении преимущественно тех психофизиологических свойств организма человека,которые способствуют формированию последовательности фаз движения;
— двигательная реакция есть координационное качество, представляющее собойопределенность в проявлении преимущественно тех морфофунк циональных свойстворганизма человека, которые определяют быстроту начала движения на определенныйсигнал;
— перестроение движений есть координаци онное качество, или определенность впроявлении преимущественно тех психофизиологических свойств организма человека,которые способствуют оптимизации программы действий в результате перестроениядействий в соответствии с изменяющейся ситуацией или заранее заданнойпрограммой действий.
Определениепонятий конкретных способностей к проявлению того или иного координационногокачества будет схожим с определением понятия общей координационной способности,только оно будет конкретизировано введением в дефиниенс понятия того или иногодвигательного качества. Например: дифференцировочная способность естьсовокупность индивидуальных особенностей человека, являющаяся условиемуспешности проявления кинестезического дифференцирования в двигательной деятельности.
Список литературы
1.Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Книга 2.- Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1998.
2.Боголюбова Е.В. Культура и общество (вопросы истории и теории). — М.: Изд-воМГУ, 1978.
3.Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. — М.: ФиС,1988.
4.Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителей. — М.:ООО «Фирма „Изд-во АСТ“, 1998.
5.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для ин-тов физ.культ. — М.: ФиС, 1991.
6.Миклин А.М., Подольский В.А. Категория развития в марксистской диалектике. — М.: Мысль, 1980.
7.Озолин Н.Г. Молодому коллеге. — М.: ФиС, 1988.
8.Платонов К.К. Структура и развитие личности. — М.: Наука, 1986.
9.Российская педагогическая энциклопедия. — М.: Большая Российская энциклопедия,1993, т.1.
10.Савельев А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе ВО. — М.: НИИВО, 1994.
11.Современный философский словарь. Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург,Москва, Минск: Панпринт, 1998.
12.Соколов Л.П., Николаева В.Н. К вопросу о соотношении объективных и субъективныхфакторов в процессе формирования нового человека //Проблемы социальногопознания. М, 1978.
13.Сулейманов И.И. Система основных понятий теории физической культуры: Учебн.пос. — Тюмень: Вектор Бук, 1999.
14.Тер-Ованесян А.А., Тер-Ованесян И.А. Педагогика спорта. — Киев: Здоров'я, 1986.
15.Уледов А.К. Духовная жизнь общества. — М.: Мысль, 1980.
16.Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983.
17. Blume D.-D. Zu einigen wesentlichen theoretischenljrundpositiontn fur Untersuchung der Koordinativen Fahigkeiten //Theorie undPraxis der Korperkultur. — 1978. — № 1.
18. Grundbegriffe des Trainings. — Bеrlin: Sportverlag, 1986.
19. Hirtz P., Zudwig G., Wellnitz J. Potenzen des Sportunterrichtsund ihre Nutzung fur die Ausbildung und Vervollkommung kооrdinati ver Fahigkeiten //Theorie undPraxis der Korperkultur. — 1981. — № 9.
20.И.И. Сулейманов, доктор педагогических наук, профессор. Основные понятия теориифизической культуры: их сущность и соотношение.