ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1.Основныепринципы успешной работы турфирмы
2.Основныешаги внедрения технологий
2.1.Выбор компьютера
2.2.Выбор офисной программы
2.3.Выход в интернет
2.4. Сайткомпании
2.5.Поисковая система
3.Системыбронирования. GDS — Global Distribution Systems
3.1.SABRE
3.2.WORLDSPAN
3.3.GALILEO
3.4.AMADEUS
Вывод
Литература
Введение
Туризм (фр. tourisme; tоur –прогулка, поездка) возник в тот период развития общества, когда потребностьчеловека в получении информации о новых местах, в путешествии как средствеполучения этой информации явилась объективным законом развития человеческогообщества. Путешествие приносит человеку удовольствие и дает возможностьотдохнуть.
На определенном этапе развитияэкономики, когда потребность в путешествиях резко возросла, появились ипроизводители этих услуг. Это привело к формированию товара особого типа –туризма, который можно купить и продать на потребительском рынке.
Производители услуг,предназначенных для обслуживания туристов (путешествующих людей), объединилисьв отрасль «туризм». Туризм не является товаром первой жизненной необходимости,поэтому он становится насущной потребностью человека только при определенномуровне его дохода и при определенном уровне богатства общества.
Туризм в наше время во многихстранах мира бурно развивается, играет все более заметную роль в мировойэкономике. По мнению экспертов, уровень международного туризма по прибытиям в1999–2010 гг. может составить более 1 трлн туристов, а прибыльность этой сферыуслуг будет неуклонно возрастать. Уже сегодня на сферу туризма приходится около6 % мирового валового национального продукта, 7 % мировых инвестиций, каждое16-е рабочее место, 11 % мировых потребительских расходов.
Поскольку туризм является межотраслевойсферой экономики, охватывающей не только средства размещения, но и транспорт,связь, индустрию питания, развлечений и многое другое, эта сфера влияет налюбой континент, государство или город. Значение туризма для экономики разныхстран связано прежде всего с теми преимуществами, которые он приносит приусловии успешного развития. Прежде всего – это рост рабочих мест в гостиницах идругих средствах размещения, в ресторанах и иных предприятиях индустриипитания, на транспорте и в смежных обслуживающих отраслях. Другим важнымпреимуществом является мультипликативный эффект от туризма, то есть его влияниена развитие смежных отраслей экономики. Третье преимущество – рост налоговыхпоступлений в бюджеты всех уровней. Кроме этого, туризм оказывает экономическоевлияние на местную экономику, стимулируя экспорт местных продуктов.
В России, однако, в силу рядапричин, сфера туристской деятельности в сравнении со многими другими странамиеще не получила должного развития. На долю России вместе со всеми странами СНГприходится лишь 2 % мирового туристского потока. Сегодня численностьприезжающих в Россию иностранных гостей с деловыми, туристическими и частнымицелями составляет около 8 млн человек, что далеко не соответствует еетуристическому потенциалу.
Среди основных причин,сдерживающих развитие въездного туризма, – создаваемый отдельными зарубежными иотечественными средствами массовой информации образ России как страны,неблагоприятной для туризма; несовершенство действующего порядка выдачироссийских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционномотношении; неразвитая туристическая инфраструктура; несоответствие цены икачества размещения в гостиницах и др.
Вместе с тем ежегодно заметнорастет число российских граждан, желающих совершить туристическую поездку,особенно в зарубежные страны. Так, в последние годы среднее количествороссийских туристов, выезжающих в страны дальнего и ближнего зарубежья,составляет около 13 млн человек, и цифра эта постоянно растет. Этосвидетельствует о том, что туристская деятельность, пережив период хаотичногоразвития, проходит этап качественного становления.
1.Основные принципы успешнойработы турфирмы
Не секрет, что, когда клиенттуристического агентства, приобретая тур, получает хорошо подготовленныедокументы и полную информацию о туре, он более комфортно себя чувствует ибольше доверяет выбранному агентству. Также и турфирма, затратив немалыесредства на привлечение данного клиента к себе, сохраняя полную информацию онем, может в дальнейшем использовать ее для повторного привлечения старогоклиента к себе. Известно, что затраты в этом случае в четыре раза нижепервоначальных!
Нельзя упускать важнуюсоставляющую успеха любой компании — финансовое управление и планирование. Стабильностьразвития турфирмы и отсутствие финансовых потрясений являются заветной мечтоймногих компаний. Как этого добиться? Систематизированное управление работой склиентами, поставщиками и внутренней работой компании дает желаемый результат.
С помощью чего можно добитьсясистематизации управления компанией? Ответ достаточно прост — с помощьювнедрения современной технологии автоматизированного управления.
Современные технологии в нашевремя можно купить в готовом виде и внедрить, то есть подстроить под себя.Стоимость внедрения зависит от сложности системы. Для начала можно внедритьпростую и недорогую систему автоматизированного учета. Например, системуоперативного ввода информации о заявках (заказах) клиентов, выписки всехнеобходимых документов (лист бронирования, договор, ТУР-1 илисанаторно-курортная путевка, счет, приходник:), оперативного получения отчетово продажах. Дальше, можно усложнять систему, добавляя оперативное бронированиемест, учет взаиморасчетов с поставщиками, связь с бухгалтерией.
Есть возможность сразу поставитьединую систему учета, как оперативного, так и финансового, причем в двухразрезах — управленческого и бухгалтерского. С использованием гибкогоразделения прав доступа и видимости информации менеджерам доступна только их частьсистемы, а бухгалтерам — их часть. Естественно, руководители компании видят всюинформацию и могут наблюдать за работой менеджеров со своего компьютера. Таккак оперативный ввод информации ведется в единой системе, то видно, кто и какработает: количество введенных заявок, подтвержденных, оплаченных клиентом,оплаченных поставщику, закрытых, доход по каждой заявке. Через отчеты системыруководитель видит эффективность работы каждого менеджера и подразделения.Детализацию можно установить по каждому туристу и каждой составляющей тура. Полюбому клиенту можно увидеть историю его обращений и оплат.
В единой системе, менеджерымогут тут же увидеть, оплачена их заявка или нет, сумму оплаты. Бухгалтериясразу же получает исходную информацию и не тратит время на повторный ввод однихи тех же данных. Вся информация разделена по правилам доступа, и лишнююинформацию менеджер не увидит. Соответственно, нет необходимости в разделениибаз данных, что неминуемо приводит к ошибкам ввода, неоперативности работы ивытекающих из этого проблем.
После того как решены основныезадачи систематизированного управления турфирмой — управление работой склиентами, с поставщиками и внутренней деятельности компании, можно приступатьк расширению системы.
В конечном итоге вся необходимаяинформация в красивом виде выводится на печать. Клиентам будет выдаваться веськомплект необходимых документов, поставщикам — соответствующие отчеты, а длягосударства — печататься все отчеты установленной формы.
Даже новейшая технология вкомпании после ее внедрения должна постоянно совершенствоваться, чтобы неустареть. Поэтому система управления должна быть гибкой и настраиваемой, чтобыее можно было совершенствовать изнутри. Система «1С: Предприятие», накоторой построено типовое решение «1С-Рарус: Турагентство» — открытаяи гибкая система. С использованием мощного встроенного языка программирования ивозможности связи с любыми внешними системами можно построитьавтоматизированную систему управления любой сложности.
ПК «САМО-ТурАгент» — автоматизации агентств
Автоматизация работы турагентствобычно сводится к оперативному учету заказанных туристами туров, оформленныхплатежей с клиентами и партнерами, печати всех необходимых документов.
Для автоматизации отдельноготуристического агентства необходимо использовать программное обеспечение,основанное на применении базы данных, аккумулирующей все рабочие данные ведином хранилище. Это необходимо для получения отчетов о работе агентства влюбой момент времени. Кроме базы данных необходимо также иметь программу судобным пользовательским интерфейсом, приемлемой скоростью работы,конфигурированием параметров системы, относящихся к деятельности фирмы. К такимпараметрам в первую очередь относятся текст и внешний вид печатных документов,формируемых на базе рабочих данных, а также возможность управления правамидоступа к различным данным системы.
С автоматизацией сетевыхагентств дело обстоит несколько сложнее. Сетевые агентства с юридической точкизрения могут иметь различные типы: одна фирма с несколькими офисами продаж,сеть отдельных агентств под общим логотипом (франчайзи): Руководство сетевыхагентств периодически нуждается в оперативной отчетности о деятельности всейсети. Предоставить такую отчетность можно только при условии хранения всехданных в едином хранилище.
Техническая сторонаавтоматизации сетевых агентств должна в определенном смысле переплетаться свидом сети. Если отдельное агентство достаточно легко автоматизировать,подключив его к серверу единой базы данных центрального офиса через каналы интернета,то с франчайзи так поступить невозможно. Проблемы связи с сервером базы данныхсразу же приведут к параличу работы отдельного агентства. В случае с франчайзиэто нарушение работы одной компании из-за проблем другой компании. Решениевозможно только с помощью применения локальной рабочей базы данных в отдельномофисе, что исключает зависимость работы агентства от работы канала передачиданных, с копированием в центральный офис всех введенных данных (канал передачиданных используется достаточно редко по сравнению с постоянным подключением — раз в час, раз в день, периодичность выбирается головной компанией). Но запреимуществами кроются и недостатки. Сервер центрального офиса хранит у себяединую базу данных, собранную от отдельных агентств. Центральный офис можетосуществлять только пассивное наблюдение за работой агентства. Технически оченьсложно реализовать активное поведение центрального офиса по отношению кдочернему.
Автоматизацию точек продаж однойкомпании гораздо лучше проводить с использованием центральной базы данных иканалов постоянной связи с сервером. Такое построение сети позволяет гораздоэффективнее управлять данными (заявками, платежами, правами доступа и т.д.), аотчетность о работе (если на это есть необходимые права доступа) получать влюбом офисе.
Отдельно хочется сказать онастройке печатных форм программы автоматизации. То, что в каждом отдельномагентстве свой текст договора с клиентом, уже заставляет программу иметь гибкийинструмент для настройки всех печатных форм. Печатные формы должнынастраиваться до такого уровня, когда уже нет необходимости писать что-то вдокументах от руки.
На данный момент компанией«САМО-Софт» разработано несколько видов программного обеспечения дляавтоматизации туристических агентств, реализующего все вышесказанныетехнологические моменты: для отдельного туристического агентства — этопрограммный комплекс (ПК) «САМО-ТурАгент» для агентства с несколькимиточками продаж — ПК «САМО-ТурАгент SQLNet» для сети из отдельныхагентств, связанных с центральным офисом, — ПК «САМО-ТурАгентSQLHybrid».
В двух последних вариантахиспользуется более мощная СУБД MS SQL Server 2000. По сравнению с MS Accessвариантом (для отдельных агентств) база данных этого формата позволяетоперировать большим объемом информации с существенно более высокими скоростями.
FastReport — средство, входящеев состав программных комплексов «САМО-ТурАгент», предназначено дляпостроения отчетов и печатных форм и содержит в себе визуальный дизайнер (т.е.конструктор с различными компонентами) для изменения имеющихся (настройкишрифтов, статичного текста) и создания своих печатных форм.
Несмотря на кажущуюся сложностьприменяемых в создании комплекса технологий, конечный пользователь работает судобным, простым для понимания интерфейсом программы, все технические аспектыработы спрятаны от глаз пользователя. Однажды настроенная программа вдальнейшем работает со своей базой данных, не отвлекая менеджеров агентства отработы.
2.Основныешаги внедрения технологий
Как показывает опыт работы втуротрасли, интерес к технологиям, облегчающим труд менеджера турфирмы, оченьвысок. На всех выставках и workshop, будь то Москва, Санкт-Петербург, Самара,Нижний Новгород, Екатеринбург, Уфа, Казань и др., возле стендов разработчиковпрограммного обеспечения для туротрасли всегда многолюдно. Да это инеудивительно — идти в ногу со временем, с технологическим прогрессом сталопрестижно. Сегодня, в век новых технологий, порой очень сложно принять решение,с чего начать: Но рано или поздно первые шаги приходится делать всем. 2.1Выбор компьютера
Не за горами еще то время, когдаучет и контроль деятельности туристического агентства велись при помощикалькулятора и тетрадки, в которую записывались имена клиентов и информация обих турпакетах. Сегодня даже в самой маленькой турфирме из 2 — 3 человекобязательно есть компьютер и какая-либо офисная программа, позволяющаяавтоматизировать процесс учета. А выпускники вузов туристического профиля оченьуверенно обсуждают достоинства и/или недостатки тех или иных офисныхпрограммных комплексов, что говорит о выборе нового поколения профессионаловотрасли в пользу технологий. Иными словами, вопрос стоит не о том, нужен или ненужен компьютер в офисе турфирмы, а о том, какой компьютер выбрать. Разумеется,нет единых для всех требований к офисному компьютеру, но общие рекомендацииможно дать, исходя из основных потребностей турфирмы.
2.2Выбор офисной программы
Сегодня на туррынке представленынесколько вариантов программных комплексов, призванных облегчить и упорядочитьтруд менеджера турфирмы. Это «Мастер-тур» («Мегатек»),Tour-Win («Аримсофт»), «Само-турагент»(«Само-софт»), «Марко Поло» («Цифровые миры») идр. Для того чтобы принять решение о выборе программы, необходимо детальноразобраться в возможностях каждой из них. Это можно сделать на выставках, гдепредставлены компании-разработчики, можно обратиться непосредственно в офискомпаний (вся контактная информация о фирмах дана в данном журнале). Но преждевсего сами ответьте себе на главные вопросы: что именно вы хотите от программы,какие проблемы она должна помогать решать вам? Ответы зависят от профилядеятельности вашей компании (туроператорская или турагентсткая, выездной туризмили прием иностранных туристов в России, оформление виз или паспортов, выпискаавиа- или железнодорожных билетов и т.д.). И только когда вы сами будете точнознать, что необходимо для четкой работы вашей компании, разработчики смогутподобрать для вас наиболее полно подходящий вариант программного обеспечения. 2.3 Выход в интернет
Вряд ли нужно еще кому-нибудьдоказывать, что интернет является самым оперативным средством передачи срочнойинформации. А в нашем туристическом бизнесе без срочной информации непроживешь. Успеть отследить за всеми спец предложениями от туроператоров припомощи телефона и факса уже невозможно. Поэтому интернет в работе турфирмы,особенно региональной, нужен обязательно. И тут приходится решать дилемму:модем или телефон. Не секрет, что при входе в интернет через модем занимаетсятелефонная линия, что сокращает количество дозванивающихся клиентов. К счастью,в некоторых регионах эта проблема постепенно решается при помощи выделенныхлиний. Так, с уверенностью можно говорить о том, что в больших городах многиетуристические фирмы, особенно расположенные в центральной части города, ужеуверенно используют в своей работе выделенные каналы интернета. 2.4 Сайт компании
Сайт компании — это ее лицо винтернете. От того, какое впечатление сложится у посетителя сайта о компании,во многом зависит, обратится он в компанию как клиент или нет. О том, какимдолжен быть сайт туристической компании, лучше всего расскажут разработчики(например, «Аримсофт»). Я же хотела бы остановиться на таком моменте,как прием заявок, пришедших от посетителей сайта. К сожалению, еще довольночасто приходится сталкиваться с тем, что заявка, пришедшая на адрес электроннойпочты от посетителей сайтов, остается без ответа со стороны менеджеров турфирм.Причины могут быть различными: кто-то понадеялся на другого сотрудника фирмы,что он ответит, кто-то не смог ответить сразу, а потом махнул рукой, кто-топросто забыл и т.д. А итог всегда один: сокращение количества заявок, идущихчерез интернет. Поэтому, если на сайте предполагается отправка заявок отпосетителей, обязательно не оставлять без внимания ни одну из них. Жизнь винтернете течет быстрее, и те, кто уже привык использовать интернет каксредство поиска информации или совершать покупки в интернет-магазинах, уже невернутся на сайт и не станут клиентами компании, которая ответила на запрос сбольшим опозданием или вовсе проигнорировала, надеясь, что клиент перезвонит потелефону.
2.5Поисковая система
Поисковые туристические системыпреодолели путь из небытия в повседневную жизнь турфирмы практическимолниеносно. Еще в 1999 — 2000 гг. руководители крупнейших московскихтуроператорских компаний слушали рассказы разработчиков о едином информационномполе турбизнеса как захватывающую, но маловероятную фантастическую историю. Асегодня выбирают между несколькими системами, представленными на рынке,придирчиво сравнивая показатели их эффективности.
Для региональной турфирмы выборпоисковой системы особенно актуален, так как именно там аккумулируется исистематизируется самая свежая информация от туроператоров.
3.Системыбронирования.GDS — Global Distribution Systems
Середина прошлого века былаознаменована крупнейшим прорывом в туризме благодаря появлению принципиальноновых каналов связи и выходу на туристический рынок передовых каналов обменаинформацией. Именно в то время один из крупнейших поставщиков каналов связиSITA, обеспечивающий в том числе правительства и оборонные ведомства рядастран, дал первый толчок к всемирной интеграции внутренних баз данных и системучета. Появлявшиеся в те годы один за другим GDS — Global Distribution Systems(более известные в России под аббревиатурами ГДС или КСБ), по сути, выросли навозможностях SITA, выбрав полем своей специализации туристскую отрасль.
Туристская отрасль была выбранаGDS не случайно, ведь создание всех известных GDS было инициированопроизводителями туруслуг, и в первую очередь авиакомпаниями. Действительно,никакая другая производственная отрасль не сталкивается с подобнойнеобходимостью многократной продажи одной и той же единицы продукции (кресло всамолете, номер в отеле, столик в ресторане, купе в поезде или каюта накорабле:). Вытекающая отсюда постоянная необходимость в учете и контроле надзагрузкой производственных мощностей и породила внутренние системы учета,прямой доступ к которым и захотели предоставить авиакомпании своим агентам (апотом и конечным клиентам, но об этом позже). Именно на этом и основан принципработы GDS.
Они были и остаются выгоднымивсем участникам рынка. Поставщики, предоставляющие свой продукт в GDS,моментально получают доступ к тысячам распространителей по всему миру,существенно увеличивая также свою эффективность за счет снижения издержек насведение учета. Единственной задачей поставщиков в отношениях с агентамиостается финансовый контроль — системы платежей и выплаты комиссионных. Агентыже получают прямой доступ к самой полной и достоверной информациинепосредственно от поставщика услуги, к текущей информации о наличии мест поразличным тарифам, к возможности моментального бронирования. (Только в редкихслучаях GDS предоставляет доступ к ресурсам поставщика без предоставлениявозможности бронирования в режиме реального времени, поэтому любую GDS можно суверенностью считать полноценной системой on-line бронирования.)
На этом и строится бизнес GDS:единовременная плата за подключение к системе плюс в среднем от $3 до 4 беретсяс поставщиков за каждую проданную услугу (сегмент), а также символическая платаберется с агента за каждое обращение к системе. Впрочем, дляагентств носит прежде всего мотивирующий характер к использованию системы и невзимается с него при продаже определенного минимума сегментов.
Итак, вплоть до девяностых годовXX века GDS монопольно предлагали турагентствам уникальные возможностибронирования и доступ к базам данных производителей туристических услуг повсему миру. Уже к семидесятым годам практически любая фирма могла статьреальным универсальным турагентом, получив централизованный доступ к полнойинформации и возможности бронирования авиабилетов, отелей и автомобилей повсему миру. Тогда для этого нужно было быть зарегистрированным турагентством,пройти специальное обучение работе в GDS и на соответствие нормам IATA, а такжезаплатить изрядную сумму денег за установку специального оборудования.Установкой специального оборудования было не что иное, как физическоеподсоединение компьютера турагента к центральному компьютеру какой-либо GDS. Этоосуществлялось посредством проводки кабеля от компьютера турагента к каналусвязи SITA (такому же кабелю, только более толстому и уже давно и надежноопоясавшему нашу планету). Представьте, как лампочки в вашей квартиреподключены к электропроводам, которые, в свою очередь, соединены с болеемощными силовыми кабелями, уходящими в высоковольтные линии электропередачи:Точно так же происходила в туризме.
За десятилетия миссия GDS неизменилась, они преуспели в скорости передачи, насыщенности и удобстве подачиинформации о поставщиках услуг — внутренняя конкуренция делала свое дело. Кконцу XX века были выявлены и явные лидеры. Несколько слов о каждом из них: 3.1SABRE
Год основания — 1960-й (выход вкачестве полноценной GDS — 1964-й)
Штаб-квартира — Southlake,Техас, США
Персонал — около 6500 человек в45 странах мира
Доход за 2002 г. — более $2000000000
Ресурс — около 400 авиакомпаний,58000 отелей, 53 компании по аренде авто, 9 круизных и 33 железные дороги, 232туроператора
Пользователи — более 60000турагентств 3.2WORLDSPAN
Год основания — 1976-й (созданиеPARS — прародителя Wspan, 1990-й — появление марки Worldspan)
Владельцы — Delta Air Lines, Northwest Airlines, American Airlines
Штаб-квартира — Атланта,Джорджия, США
Персонал — 3000 человек в 50странах мира
Ресурс — около 400 авиакомпаний,около 50000 отелей, компании по аренде авто, все основные круизные компании,крупнейшие американские туроператоры
Пользователи — около 20000турагентств
3.3GALILEO
Год основания — 1970-й
Владельцы — AerLingus, Air Canada, Alitalia, Austrian Airlines, British Airways, KLM, OlympicAirways, Swissair, TAP Air Portugal, United Airlines and US Airways
Штаб-квартира — Parsippany,Нью-Джерси, США
Персонал — около 3000 человек в116 странах мира
Ресурс — около 500 авиакомпаний,51000 отелей, 31 компания по аренде авто, все основные круизные компании, 430туроператоров
Пользователи — более 47000турагентств 3.4AMADEUS
Год основания — 1987-й (выход вкачестве полноценной GDS — 1992-й)
Владельцы — Air France, Iberia,Lufthansa
Штаб-квартира — Мадрид, Испания(офис по развитию — София Антиполис, Франция, главный компьютер — Эрдинг,Германия)
Персонал — 4250 человек
Доход за 2002 г. — около $1900000000
Ресурс — около 470 airlines,59600 отелей, 48 компаний по аренде авто, все основные круизы, железные дороги,паромы, страховые компании и сотни туроператоров
Пользователи — более 70000турагентств и стоек авиакомпаний
Как бы там ни было, появление ибурное распространение интернета внесли свои коррективы.
С одной стороны, с помощьюинтернета и ряда удобных пользовательских программных продуктов, работающих внем, GDS избавились от своих основных недостатков — дороговизны в установке инеобходимости в длительном обучении сотрудников турагентств. Этот фактор далочередной толчок к развитию GDS среди турагентств и даже послужил причинойперераспределения сил среди лидеров. Так, в лидеры продаж вышли Worldspan,первым предложив ряд удачных интернет- ориентированных технологий, и Sabre сего порталом Travelocity.com и рядом других успешных проектов. Эти компанииоказались наиболее мобильными. С другой — развитие интернета как такового иупрощение доступа к GDS, выполняющим прежде всего роль основного инструментапродаж крупнейших поставщиков услуг — отелей, транспортных и авиакомпаний,указали им на возможность быстрого выхода на конечного потребителя. Создаваясвои и привлекая сторонние интернет-порталы, GDS двинулись на конечныхклиентов. Доля прямых продаж у владельцев туруслуг резко пошла вверх, и ониочень быстро среагировали на это: квоты гарантированных мест у многихтуроператоров стали снижаться, контрактные цены — повышаться, размеры комиссий-снижаться. Стало нормой, что в GDS практически всегда можно найти специальныепредложения ниже официально опубликованных цен (но, конечно, все же вышеконтрактных цен, предлагаемых операторам).
Пока по этой причине увладельцев услуг назревал конфликт с их самыми верными партнерами — турагентами, на мировой рынок on-line бронирований вышли крупнейшие оптовики вобласти туризма — международные транспортные и гостиничные брокеры. Работавшиедоселе в режиме off-line, теперь они также благодаряразвитию интернета смогли предоставить своим агентам для постоянного доступанакопленные годами возможности по бронированию туруслуг и базы данных созначительно большей по сравнению с GDS мобильностью и набором услуг, а также спредоставлением принципиально другого уровня цен на туристический продукт.
Вывод
Туризм как часть услугявляется наиболее привлекательной с экономической точки зрения и динамичноразвивающейся отраслью мирового хозяйства, на долю которой приходится до 7% отмирового экспорта, что в абсолютном выражении сравнимо с доходами от экспортанефти, нефтепродуктов и автомобилей. Данный бизнес характеризуют небольшиестартовые инвестиции, минимальный срок окупаемости, высокий уровеньрентабельности и постоянно растущий спрос на туристские услуги как со сторонынаселения, так и организаций. По прогнозам российских экспертов, в ближайшие10-15 леттуризм, при определенных сопутствующих условиях, мог бы оказать значительноепозитивное влияние на экономику страны и ее крупных городов.
У кризиса, негативноотразившегося на всех без исключения предприятиях российской индустрии туризма,существует одна положительная сторона: несмотря на падение спроса на услуги вцелом, сокращение штата квалифицированных сотрудников и снижение расходов наоплату труда и маркетинговую деятельность, заметно повысился интерес россиян к внутреннемутуризму.
В условиях продолжающегосякризиса многие турфирмы вынуждены искать нетрадиционные варианты и методырешения своих проблем, одной из которых является проблема информатизации.Результаты исследования рынка туристских информационных технологий и анализдеятельности ряда туристских компаний, входящих в структуру холдинга ВАОИнтурист, показали, насколько Россия отстает от стран, наиболее продвинувшихсяв области информатизации турбизнеса.
Несмотря на то, что существующийрынок информационных технологий предоставляет на выбор более 30 вариантовспециализированных программных продуктов для автоматизации работы турфирм,уровень технической оснащенности последних весьма низок. Этому сопутствуетнепонимание важности информации и возможностей информационных и компьютерныхтехнологий как инструментов создания, продвижения и реализации турпродукта, а такжестихийный характер управления ходом информатизации российской индустрии туризма–отсутствиеразумного государственного регулирования сферы информационных технологий втуризме (что показал анализ существующего российского законодательства) инеразвитость национальных информационных сетей и систем, обеспечивающихвзаимодействие всех участников рынка туристских услуг. Недостаточно вниманияуделяется изучению состояния информатизации туристского бизнеса в наиболееразвитых странах и анализу зарубежных программ внедрения информационныхкомпьютерных технологий, автоматизирующих деятельность туристских фирм.
Проведенное исследование такжепоказало, что центральное место среди современных информационных и компьютерныхтехнологий в туризме занимают автоматизированные системы бронирования,интегрированные с сетью Интернет.
В последнее время на сменутрадиционным лидерам в этой области-западным глобальным системам резервированиятуристских услуг Amadeus, Galileo, Worldspan, Sabre-приходят отечественныеразработки СКА, ТОС, Ключ, Тур Резерв, отличающиеся от зарубежных аналоговприемлемыми ценами, доступными как крупным компаниям, так и частнымпредпринимателям, а также учетом национальных особенностей регионального,финансового и законодательного характера, что делает их особо привлекательнымидля фирм, специализирующихся на внутреннем и въездном туризме.
В ходе разработки во второй частидипломной работы методики внедрения информационных технологий на предприятияхотечественной индустрии туризма было экспериментально доказано, что внедрениеданных систем автоматизации деятельности офисов туристских компаний позволяетповысить качество продукта и сократить затраты на поиск, сбор и обработку информации,обеспечить взаимодействие в режиме реального времени с участниками рынка,расширить ассортимент услуг, а также автоматизировать процессы ведениядокументации, отчетности, бухгалтерского учета. При этом эффективность внедренияроссийских систем в несколько раз превышает показатели западных аналогов.
Литература
1.Туризм: Учебник Буйленко В.Ф. (http://www.fictionbook.ru)
2.Автоматизация в туризме (http://jenkins.ru/page_all_0.html